Пятые детско-юношеские Елизаветинские чтения прошли в Смоленске (интервью) 2 ноября, 2011. Новостная служба В центре внимания исследовательской и творческой деятельности детей традиционно остаётся образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Однако тематика чтений постепенно расширяется. Многие доклады, включённые в программу, были посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты… 31 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли Пятые детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Они стали подарком для юных почитателей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой к 147-летию со дня ее рождения, которое отмечается 1 ноября. Впервые за пять лет ежегодные чтения вышли за рамки Смоленщины. Скоро выйдет из печати сборник детских творческих работ по итогам I-IV детско-юношеских Елизаветинских чтений. В него вошли лучшие сочинения, стихи, рефераты, исследования, рисунки и фотографии, а также отзывы детей о фотовыставке «От милосердия к святости», которую Фонд Андрея Первозванного привозил в Смоленск в ноябре 2007 года. Об этом рассказала главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Е.В. Малер. – Елена Владимировна, поздравляю Вас, директора библиотеки Светлану Александровну Петрищенкову и весь коллектив библиотеки с небольшим юбилеем – пятилетием Чтений. Какова цель их проведения? – Цель чтений – привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям, сохранение и развитие традиций благотворительности и служения идеалам добра на примере жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также развитие литературного и художественного творчества детей. – Как родилась идея проведения Чтений? – В нашей библиотеке несколько лет подряд проходили детские Достоевские чтения, и однажды сотрудник Фонда Андрея Первозванного (ФАП), услышав доклады наших ребят на детской секции взрослых Достоевских чтений, предложила Лидии Павловне Рябченко, которая была тогда директором библиотеки, провести детские Елизаветинские чтения. Спустя год, 2 ноября 2007 года, состоялись Первые детско-юношеские Елизаветинские чтения, посвященные 143-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Они были организованы нашей библиотекой благодаря поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии. Начинание Лидии Павловны поддержала нынешний директор библиотеки Светлана Александровна Петрищенкова.

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

Диево-Городище. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В старину на месте, где возвышается величественная Смоленская церковь, находилась усадьба, в которой, по преданию, в 16 веке родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп. На средства А.М. Колычева, в память о знаменитом митрополите, в 1699 году была воздвигнута взамен обветшавшего деревянного храма каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Этот храм не сохранился до наших дней. Ныне существующая церковь перестроена в 1877-1884 годах. Имеет два придела: Трех святителей и Андрея Критского. Пользуется особым почитанием у прихожан храмовая чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Церковь выстроена " кораблем " . Это самый распространенный в ярославском зодчестве того времени тип храма. Его композиция складывается из собственно храма (летней, холодной церкви), трапезной (зимней, теплой церкви) и колокольни. Обе части здания связаны друг с другом, расположены симметрично по отношению к продольной оси восток-запад. Летний храм представляет собой кубический объем четверика, перекрытый сомкнутым сводом. Прямоугольная в плане трапезная, как правило, более обширна, чем летняя церковь. Четырехъярусная величественная колокольня выполнена в стиле позднего классицизма с элементами эклектики. Главную роль в образной выразительности Смоленской церкви играют хорошие пропорции и удачная компоновка объемов. Храм выстроен в непосредственной близости от Волги и рассчитан прежде всего на обозрение со средней и дальней дистанции. Его стройный силуэт отчетливо рисуется на фоне неба и бескрайних волжских просторов. У подножия храма сохранилась кирпичная церковная ограда конца 19 века с въездными воротами да старинное сельское кладбище. Внешне Смоленская церковь весьма гармонирует с Троицкой. Все тот же белоснежный классический объем, лаконичное ярко-синее в золотых звездах пятиглавие, стройная четырехъярусная колокольня со скромными портиками, увенчанная шпилем. Храм ни когда не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=03074

Троицкая часовня на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкая часовня на Смоленском кладбище построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко на месте, где начиналась история Смоленского храма. Содержание История [ править править код ] Путь к главной святыне Смоленского кладбища —  часовне святой блаженной Ксении Петербургской — проходит по Троицкой дорожке рядом с часовней с мозаичной иконой Святой Живоначальной Троицы и крестом над позолоченным куполом. Троицкая часовня построена в 2001 году по проекту архитектора Сергея Самусенко и освящена 10 августа 2002 года в день Смоленской иконы Божией Матери, престольного праздника Смоленского храма. Часовню освятил во время крестного хода викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии преосвященнейший Константин, епископ Тихвинский (с 2015 года митрополит Петрозаводский и Карельский). Удивительной красоты и полноты цвета мозаичная икона св. Троицы создана в мастерской известного российского художника-монументалиста, заслуженного художника РФ Сергея Репина (среди его работ — мозаики для восстановления храма Христа Спасителя в Москве). Икона для Троицкой часовни Смоленского кладбища собиралась три года по детальным репродукциям иконы преподобного Андрея Рублева. Троицкая часовня установлена на святой земле — на месте трех храмов, трех престолов. Именно здесь начиналась история Смоленского храма: на этом месте стояла первая, еще деревянная церковь Смоленской иконы Божией Матери. Затем деревянный храм Архистратига Божия Михаила. После сильного наводнения 1824 года церковь сильно пострадала, и по воле императора Александра I здесь возвели каменную церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. В Троицком храме на Смоленке имелось три придела: главный — Троицкий, на хорах — Архистратига Божия Михаила и в крипте — в честь святых мучеников Сергия и Вакха. Главной реликвией Троицкого храма был иконостас в Михайловском приделе выдающегося русского художника, мастера портрета Владимира Боровиковского (1757-1825).

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкая_часов...

Андреевское. Церковь Андрея Стратилата. Андреевская, Андрее-Стратилатовская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная, не оштукатуренная, приходская церковь, построена в псевдорусском стиле, в 1874-80г.г. на средства прихожан. Двухсветный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоит декоративная главка. С востока к храму примыкает полукруглый алтарь, с запада трапезная и колокольня. Колокольня из трех квадратных ярусов перекрыта низким шатром с главкой. Декоративное убранство здания сдержанно и сводится к широким лопаткам, примитивным оконным наличникам и карнизам с зубчиками. Более богат декор колокольни. Главный престол Андрея Стратилата. Закрыт в 1930-х. Сначала использовался как склад, затем переоборудован под котельную. Проводятся редкие богослужения. C сайта " Храмы Подмосковья " http://50rus.hramy.ru/ Андреевское прежде находилось в Верейском уезде, а потом в Верейской десятине, и до отобрания монастырских вотчин принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Первые сведения о нем относятся к XVII ст.: «7186 года (1678 г.) 28 января обложена вновь данью в патриаршую казну новопостроенная церковь Андрея Стратилата в Верейском уезде, в вотчине Новодевичьего монастыря в селе Андреевском, которая построена на пустовой церковной Андрея Стратилата земле, которая была на оброке того же села Андреевского на крестьянах, и на тое церковь положено дани, по сказке тоя церкви попа Максима, с дворов – с попова, с 15 дворов крестьянских, с 21 двора бобыльского, с церковной земли с 6 чети, сенных покосов с 5 копен – 16 алтын 2 деньги, заезда гривна». Церковь эта была деревянная, с такою же колокольнею. В 1762 г. на церкви возобновлена глава и крыша, также и на колокольне крыша. По отобрании у монастырей вотчин, Андреевское перешло в ведение Коллегии Экономии. В 1848 г., в холерное время, в Андреевский приход приносили чудотворную Колочскую икону Божией Матери из Колочского монастыря Гжатского уезда Смоленской губернии. После того в храме поставили список с этой иконы, а в 1874 г., при построении каменной церкви с колокольнею, устроен придел в честь Колочской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=06701

Закрыть itemscope itemtype="" > Колочский монастырь в рукописи середины XIX века 22.07.2013 715 Время на чтение 17 минут В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы: Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, - населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII . Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. c вященником Иаковом Андреевым.) И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска. Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, - 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28) Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы, Андрея Бардижа 13.12.2014 1111 Время на чтение 8 минут От редакции: С 26 апреля по 8 августа пройдет многомесячный пеший Крестный ход, посвященный 70-летию Великой Победы. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» будет оказывать информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу. Мы уже публиковали беседу протоиерея Всеволода Чаплина , доктора педагогических наук Татьяны Петраковой и Андрея Бардижа о возрождении традиций крестохождения по Руси. Сегодня предлагаем вниманию читателя обращение Андрея Анатольевича Бардижа , разъясняющее многие вопросы, связанные с крестными ходами. По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам: +7 926 215 77 70; +7 962 964 42 03; в Крыму +7 978 058 58 17; или по e-mail на сайте . По определению, крестный ход есть общественное богослужение (молебен, лития), шествие архиереев, священников и народа с иконами, молитвами по случаю каких-либо церковных праздников, событий или массовых болезней и бедствий. Они нужны разные: уставные, традиционные, новые, малые, большие, но особое место среди них занимают многодневные – на несколько недель и месяцев. Передать дух многодневных крестных ходов тем, кто в них не участвовал, трудно. Кто ходил, полюбил их всей душой и хочет жить этим духом всегда. А дух определяет всё: экономику, обороноспособность, культуру, образование, нравственность, патриотизм… Утерян дух – и не на чем строить мораль, законы, будущее государства. Есть благодать Святаго Духа – значит, будут честные управленцы, толковые военачальники, совестливые граждане, будет справедливой власть. Поэтому для всякого православного человека на любом месте его служения – церковном, государственном или личном – слова преподобного Серафима Саровского о стяжании духа как смысла жизни не просто красивая метафора, а руководство к действию, к возрождению и спасению.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/13/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная оборона Отечества Обращение организатора всероссийского Крестного хода, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня преставления св. равноап. Великого Князя Владимира, Андрея Бардижа 01.04.2015 827 Время на чтение 3 минуты От редакции. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по 8 августа пройдет многомесячный пеший Крестный ход, посвященный 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного Великого Князя Владимира. Крестный ход пройдет по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходит при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» будет оказывать информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу. Мы уже публиковали беседу протоиерея Всеволода Чаплина , доктора педагогических наук Татьяны Петраковой и Андрея Бардижа о возрождении традиций крестохождения по Руси, а также обращение Андрея Анатольевича Бардижа , разъясняющее многие вопросы, связанные с крестными ходами. Сегодня мы публикуем еще одно обращение А.А.Бардижа, посвященное предстоящему крестному ходу. По вопросам участия в Крестном ходе можно обращаться по телефонам: +7 926 215 77 70; +7 962 964 42 03; в Крыму +7 978 058 58 17; или по e-mail на сайте . Со времён князя Владимира Русь утверждалась и жила верой, делами веры, ибо «вера без дел мертва» (Иак 2, 17). Дела эти известные: пост, молитва, церковная жизнь и жизнь вообще - по заповедям Христовым, в любви к Богу и ближнему. Известные всем понятия и действия, которые, будь они главными в нашей жизни, делают её правильной, – верной. Они же помогают вкупе с болючей совестью обнаружить, что в нашей жизни не так, и делать, как надо. Ослабление, потеря этого стержня – веры и дел православных – всегда ведёт к беде. Совсем рядом, очень близко, прямо у нашего дома гибнут старики, взрослые, женщины и дети, дети, так и не начавшие свою жизнь. Как можно помочь нашим русским, православным, своим, всем?

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/01/du...

Отпевание совершил патриарх Кирилл 22 декабря. ПРАВМИР. В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил отпевание чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Турции Андрея Геннадьевича Карлова, убитого террористом 19 декабря в Анкаре. Гражданская церемония прощания состоялась в здании Министерства иностранных дел на Смоленской площади. В числе тех, кто посетил траурную церемонию, был президент РФ Владимир Путин. Глава государства присвоил Андрею Карлову звание Героя России посмертно. По завершении гражданской церемонии гроб с телом посла был перевезен в Храм Христа Спасителя, сообщает пресс-служба патриархии. Перед началом чина отпевания патриарх Кирилл произнес слово, посвященное памяти Андрея Карлова: «Перед тем как совершить заупокойное богослужение, отпевание, я бы хотел поделиться с вами мыслями о том, что произошло, и о личности Андрея Геннадьевича. Господь судил мне встретиться с ним при очень необычных обстоятельствах и по очень необычному поводу. При его непосредственном участии, в тесном взаимоотношении с нашей Церковью, в городе Пхеньяне, столице Корейской Народно-Демократической Республики, был построен православный храм. Это первый и пока единственный христианский храм, построенный в новейшее время в этой стране. Строительству храма предшествовала большая работа, и Андрей Геннадьевич был человеком, всецело отдавшимся этим трудам. Именно при его непосредственном участии строительство прекрасно завершилось, мною были рукоположены два корейских священника, была организована приходская жизнь. Когда я покидал Пхеньян после освящения храма, многие высказывали предположение, что это событие имело более политический, протокольный смысл, нежели реально пастырский и духовный. Конечно, всё зависело от того, что в дальнейшем произойдет с этим приходом. Если бы он стал местом исключительно протокольных торжеств, то он не был бы храмом в полном смысле этого слова. Я сказал об этом Андрею Геннадьевичу, на что он ответил, что в силу его глубоких религиозных убеждений, как и убеждений его супруги и многих других сотрудников российского посольства в Пхеньяне, этот храм при любых обстоятельствах будет местом молитвы.

http://pravmir.ru/v-hrame-hrista-spasite...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 апреля 2001 года 12 2005 р. 11:00 3 апреля 2001 года состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об учреждении новых орденов и медалей Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учредить орден святителя Макария, митрополита Московского, и медаль святителя Макария за духовное просвещение. 2. Учредить орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева двух степеней за возрождение церковного искусства и иконописи. 3. Разработать Положение об учрежденных орденах и медалях, которое утвердить на следующем заседании Священного Синода. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: По поводу террористических актов в Македонии, а также в связи со второй годовщиной бомбардировок Югославии. ПОСТАНОВИЛИ: Принять соответствующее синодальное заявление . СЛУШАЛИ: Рапорт Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, об установлении во Львовской епархии дня празднования в честь Собора Галицких святых. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Установить во Львовской епархии день празднования в честь Собора Галицких святых: 2. Празднование в честь Собора Галицких святых совершать в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о его визите на Мальту для участия в международном симпозиуме «Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии», проходившем с 23 по 27 января 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о III коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» (Тегеран, 24-25 января 2001 года; тема «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях»). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить итоги III коллоквиума Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» и позицию делегации Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4896058...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010