Выставка «От милосердия к святости», на открытие которой приглашены представители администрации г. Смоленска и области, Смоленской епархии, народного образования, культуры, учащиеся школ и вузов города, представители СМИ, служит цели показать нашим современникам пример истинного служения Богу и людям, привлечь внимание общественности к 100-летнему юбилею Марфо-Мариинской обители, призвать  взрослых и детей к более широкой благотворительной деятельности во всех регионах России. Придут на фотовыставку, которая продлится с 1 по 30 ноября, и участники детско-юношеских Елизаветинских чтений «Белый ангел России». По словам директора Смоленской областной детской библиотеки С.А. Петрищенковой, участие в мероприятии примут не менее 170 человек, в том числе юные исследователи, художники, музыканты, хор православного детского сада, воспитанники приютов, смоленского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Улыбка». Юные артисты Театра книги покажут литературно-музыкальную композицию «Страницы из дневника великой княгини Елизаветы Федоровны». Запланированы выступления с рефератами, концерт учащихся детской музыкальной школы им. М.И. Глинки, демонстрация видеофильма «Романовы: великая княгиня Елизавета Федоровна». В ходе подготовки к мероприятию фонд Андрея Первозванного передал в дар библиотеке книги, аудио- и видеокассеты, DVD- и CD-дucku, фотографии и другие материалы, посвященные жизни и деятельности великой княгини и основанной ею обители милосердия. Подобные подарки ждут победителей конкурса и организаторов детско-юношеских Елизаветинских чтений в Смоленске, а также участников, организаторов и членов жюри IX Всероссийского фестиваля школьных театров, который пройдет 5–11 ноября 2007 года в Москве. В этом году в фестивале примут участие москвичи, жители Московской, Калужской и Рязанской областей, юные артисты из Воронежа, Удмуртии и Карелии. Будущий X юбилейный фестиваль, который решено посвятить памяти великой княгини Елизаветы Федоровны, урожденной немецко-английской принцессы, организаторы мечтают сделать международным. Возможно, через год на сцене театра участники фестиваля увидят сразу несколько спектаклей о детстве и юности удивительной женщины, наделенной Богом и неземной красотой, ­и необыкновенно красивой душой.  

http://pravoslavie.ru/24644.html

Результат, по мнению Ткача, был ошеломляющим: «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете министров МССР, выполняя эти и подобные распоряжения, стал оказывать активную помощь церквам, монастырям в приобретении ими различных транспортных средств, сельскохозяйственных машин, электростанций, строительных материалов, тем самым способствовать расширению экономической деятельности религиозных организаций, обогащению духовенства, усилению влияния церквей и монастырей на население». Эти «вопиющие» факты, по мнению Ткача, нельзя было терпеть в социалистической Молдавии. И письмо с места (а сколько их было и сколько еще будет в истории Отечества ХХ в.), подписанное Ткачом, жестко выражало общественное мнение: «ЦК КП Молдавии просит Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза поручить Совету министров СССР отменить постановление СНК СССР от 22 августа 1945 г . 2137-546-е и от 28 января 1946 г . 232-10-е, а также распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР тов. Карпова от 10 июля 1953 г . 644/с и 2 октября 1958 г . 2034». Этого удара Г. Г. Карпов уже не вынес. Он остался один на один с новой политической реальностью, которая, используя лозунг «борьбы со сталинизмом», уничтожала и позитивные явления, к которым, безусловно, относились государственно-церковные отношения послевоенного десятилетия. Отставка Карпова затянулась еще на год. За его спиной власть готовила «церковную реформу», рассчитанную на несколько десятилетий и направленную на изменение самих основ деятельности Русской Православной Церкви. 2000 год – В Москве прошел первый в истории нашей Церкви Конгресс православной прессы (5 - 10 марта). На конгресс прибыли журналисты из большинства епархий Русской Православной Церкви. В ходе секционных и пленарных заседаний были рассмотрены все актуальные вопросы современной церковной журналистики. Большой интерес вызвали доклад и последующая пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, а также выступления профессора Московской Духовной академии А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева.

http://pravoslavie.ru/5376.html

Мы видели, что Изяславичи полоцкие по смерти Мстислава возвратились из изгнания в свою волость, успели овладеть и Минском; после Василька Святославича княжил в Полоцке Рогволод Борисович, женатый на дочери Изяслава Мстиславича; во все продолжение борьбы в Днепровской области не слышно о полоцких князьях, хотя по родственному союзу Рогволод и мог бы помогать Изяславу Мстиславичу, - знак, что он не имел к тому или средств, или времени. В 1151 году полочане не без участия князей схватили Рогволода, отослали в Минск, держали его здесь в большой нужде, а к себе приняли, вероятно, из Минска, Ростислава, сына известного нам Глеба Всеславича; но, как видно, полочане боялись, чтобы торжествующий тогда Изяслав Мстиславич не вступился за зятя своего Рогволода, и потому отдались в покровительство Изяславова врага, Святослава Ольговича северского; Глебович поклялся Святославу почитать его отцом и ходить в его послушаньи. Быть может, этот союз Ольговича с полоцким князем, врагом зятя Изяславова Рогволода, был не без влияния на враждебные действия Изяслава против Юрия, приятеля Святолавова: мы видели, что тотчас после этого союза Изяслав разоряет Городец Юрия. В областях муромских и рязанских мы видели борьбу между дядею Ростиславом Ярославичем и племянником Владимиром Святославичем: племянник действовал заодно с Ольговичем и Юрием, дядя - с Мстиславичами против Юрия, за что и был изгнан в степи к половцам сыновьями последнего; когда он возвратился, не знаем; знаем только то, что в 1147 году князья рязанские являются ротниками Ростислава Мстиславича смоленского, т. е. признают его за отца и ходят в его послушаньи; но в 1152 году тот же самый Ростислав Ярославич муромский с братьею шел вместе с Юрием на его племянников; в 1154 году видим опять вражду Юрия с Ростиславом: возвратись из-под Козельска, Юрий выпнал Ростислава из его волости и отдал ее сыну своему Андрею; но Ростислав скоро явился опять с половцами, напал на Андрея ночью, перебил его дружину; сам Андрей об одном сапоге бежал из Рязани в Муром, а оттуда - в Суздаль; наконец, в 1155 году опять встречаем известие, что Ростислав Мстиславич смоленский целовал крест с рязанскими князьями на всей любви: они все смотрели на Ростислава, имели его себе отцом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вероятно думать, что до 1521-го года то и другое так действительно и было. Но начиная с 1539-го года, когда преп. Даниилом Переяславским сделана была попытка открыть мощи князя Смоленского Андрея и за все последующее время мы имеем свидетельства, что открытие мощей совершалось не иначе, как с дозволения власти, и при том не одной церковной, но и гражданской 571 . После того как правительства церковное и гражданское подчинили открытие мощей своему совокупному контролю, для свидетельствования открываемых или обретаемых мощей посылаемы были от того и другого правительства вместе комиссии из нескольких лиц или же отдельные уполномоченные лица; к сожалению, для положительного ответа на вопрос: в чем состояло свидетельствование, мы не имеем достаточных сведений. Если дело шло о мощах, которые были обретены более или менее нетленными, но от которых не творилось чудес, то, как нужно думать, свидетельствование состояло, во-первых, в дознании, не учинена ли подмена, т. е. не выдается ли за мощи святого тело другого лица 572 , – во-вторых, в поверке донесения относительно степени нетленности мощей 573 , т. е. действительно ли мощи находятся в таком виде, как доносимо было о них правительству. Если же дело шло о мощах, от которых по их открытии совершались чудеса, то сверх сейчас указанного свидетельствование должно было состоять еще в дознании об истинности чудес. Некоторые мощи свидетельствованы были не по одному разу, а чрез более или менее длинные промежутки времени по два и по три раза. Второе и третье свидетельствования могли быть производимы для возможно большего удостоверения в нетлении мощей или чтобы видеть, не происходили ли с ниши по мере течения времени какие перемены, а в иных случаях под свидетельствованиями должно разуметь не свидетельствования самых мощей, а дознание о совершавшихся от них чудесах. От иных мощей начинали совершаться чудеса не с самой минуты открытия, а только спустя более или менее продолжительное время после него: для дознания о начавших совершаться чудесах и посылаема была вторая комиссия или второе уполномоченное лицо (после первой комиссии или первого лица, посланных для самого открытии мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, — точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по-русски со слугами, но был все тот же ограниченно-умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по-старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, — для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m-lle Bourienne и архитектор, к другому — княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

С 21 по 25 января 1999 года в Санкт-Петербургских православных духовных школах состоялась VII Международная консультация православных богословских школ. сентября 1999 Накануне, 20 января в Духовной Академии состоялась пресс-конференция с участием Председателя оргкомитета консультации ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Тихвинского Константина, Генерального секретаря Всемирной православной молодежной организации “Синдесмос” Владимира Мисиюка, представителя Вселенского патриарха профессора Патриаршего института в Беркли (США) господина Пола Манолиса. Владыка Константин во вступительном слове коснулся вопросов основных целей консультации, состава участников и некоторых организационных моментов. Он отметил, что часто православных упрекают в закрытости и консерватизме, но на самом деле мы не собираемся замыкаться в своем “православном гетто” и убеждать друг друга в своем православии; по этой причине несколько заседаний консультации будут выездными и пройдут в различных ВУЗах Санкт-Петербурга, несмотря на то, что технически удобнее было бы организовать все заседания в Актовом зале СПбДА и С. По сравнению с предыдущими консультациями эта консультация самая представительная, в ней участвовали более 150 делегатов, из них 102 делегата из 19 стран дальнего зарубежья, в том числе из Греции, Польши, Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Франции, Кореи, Португалии и США. В консультации участвовали представители Московской духовной академии и семинарии, Киевской и Почаевской духовных семинарий, Минской духовной академии и семинарии, Смоленской духовной академии, Коломенской, Тобольской, Белгородской, Казанской, Саратовской, Костромской, Нижегородской, Курской и Ставропольской духовных семинарий. Свято-Тихоновского богословского института, Библейского богословского института св. ап. Андрея. Основной целью консультации было ознакомление и изучение опыта работы православных богословских школ в различных странах, обсуждение применения этого опыта в практике других учебных заведений, привлечение светских специалистов к сотрудничеству с богословскими учебными заведениями.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

— Посмотреть новости по телевидению, где вы увидите православного президента, православного премьера, увидите встречу Патриарха с клубом православных меценатов и предпринимателей и так далее. — Как вы думаете, почему вас благословили этот учебник писать? Почему авторский, а  не коллектива? Как вы учитываете опыт преподавания ОПК по стране и другие уже использовавшиеся методики в учебнике? — Напоминаю необычность этого проекта. Светские школы, светские педагоги, нецерковные дети. И разговор мы начинаем с нуля, причем со всеми — и с учителями, и с родителями, и с детьми. С нуля – но с 4 класса. С нуля – но только на полгода. В этих условиях Патриарх решил, что нужно именно публицистическое перо, а не перелицовка былых и пухлых Законов Божьих. Что же касается использования других наработок, то я поначалу так и надеялся — в конце концов, Патриарх пригласил меня быть председателем редакционной коллегии, а не автором. Поначалу я предполагал, что в ближайшие годы стою в сторонке и отдыхаю. Ну разве ж можно за полгода написать новый учебник? Поэтому я предполагал, что в этот эксперимент мы войдем с какими-то старыми учебниками, пусть и подновленными. Эксперимент будет тихо-мирно себе идти, а в это время я буду присматриваться к разным педагогам, к авторским курсам, разрабатывать с ними методику, концепцию и так далее, а вот годика через три можно будет выпустить новый учебник. Но именно эта идея медленной эволюции оказалась большей утопией, нежели та, что предполагала мгновенный и рискованный прорыв. Вот, например, наработанный курс Людмилы Шевченко, — я о нем очень много добрых слов слышал и слышу. Этот курс рассчитан на десятилетнее погружение ребенка в мир православия. Дети из года в год вживаются в мир православной культуры… Но вот встала задача — от эпического педагогического полотна перейти к миниатюре. В литературе мастер многотомных романов может оказаться беспомощным в жанре новеллы. Художник  может писать потрясающие многометровые панорамы но оказаться безруким, когда речь зайдет о миниатюре. Это очень разные жанры. Один педагог из Смоленской епархии  сказала Шевченко: «Людмила Леонидовна, у вас замечательный учебник, но понимаете, вы попробовали дуб уместить в желудь. Так не бывает».

http://pravmir.ru/otvety-o-andreya-kurae...

Вильну Гедимин отдал Евнутию по закону Русской Правды, по которому дом отца наследует младший сын; потому же старому Русскому закону, при Евнутие, в Вильне осталась жить и последняя жена Гедимина, Евнутиева мать. Ольгерд, еще будучи Витебским князем, в год смерти отца или на другой год, вероятно по просьбе Смоленского князя, своего постоянного союзника и соседа, напал на Можайск, тогда бывший во власти Московского князя, а прежде принадлежавший к Смоленским владениям, опустошил его окрестности, но города не мог взять. Потом в 1341 году, Псковичи, поссорившись с Новгородцами, обратились к Ольгерду просить у него помощи против Ливонских Немцев, и отправили к нему в Витебск двух посланников. Ольгерд, всегда готовый воевать с Немцами и желая подчинить своему влиянию Псков, и даже, как Русский князь, считая для себя обязанностью помогать Русским городам против внешних врагов, ласково принял посланников и с ними же отправил во Псков своего храброго воевода князя Юрия Витовтовича; а вслед за тем и сам с братом своим Кейстутием Жмудским и с сыном Андреем, с князем Любком сыном Полотского князя Воина и с иными князьями и с полками Литовскими и Витебскими явился в Псков, и только одним своим приходом, без битвы заставил Немцев отступить от Изборска, который они уже держали в осаде. Псковичи просили Ольгерда остаться у них князем и принять крещение; но, разумеется, он и не подумал свой отчинный и покорный Витебск променять на республиканский и строптивый Псков; тем не менее оставил там своего сына Андрея и дозволил ему креститься. Между тем, по-прежнему продолжались незначительные взаимные набеги Литовцев и Прусских Немцев, в которых с Литовской стороны отличался ближайший сосед Прусских орденских земель Жмудский князь Кейстутий. Наконец в 1345 году Ольгерд, сговорясь с Кейстутием, составил план отнять Вильну у младшего брата Евнутия и подчинить себе прочих братьев. По этому плану, составленному в величайшей тайне, Кейстутий из Трок нечаянно захватил Вильну; Евнутий же вместе с другим своим братом Наримонтом Туровским, застигнутые врасплох, принуждены были бежать, первый к хану Чанибеку в орду, а второй сперва во Псков, потом в Новгород и Москву, где и нашел себе убежище и крестился. Между тем, уведомленный Кейстутием о занятии Вильны Ольгерд поспешил приехать туда и заключил с братом союз, по которому они разделили между собою добычу и Ольгерд согласно прежде составленному договору объявлен великим князем всей Литвы, и оба брата поклялись жить в дружбе и союзе до смерти и помогать друг другу. После чего остальные братья волей-неволей должны были также признать старейшинство и власть Ольгерда над всеми Литовскими владениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

В это время началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом возводить кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно, по ночам, помогать строителям. Она целыми ночами поднима­ла кирпич и складывала на лесах. Наутро приходили рабочие и очень удивлялись случившемуся. Мало-помалу к таким странностям блаженной привыкли, многие стали считать, что от помрачившейся умом можно ожидать чего угод­но, однако некоторые, наиболее чуткие христиане, стали замечать, что Ксения не простая глупая побирушка. Милостыню, которую ей пред­лагали, она брала не у каждого, но только у людей доброго сердечного расположения. Всегда брала только копейку и тут же отдавала ее та­ким же бедным и нищим, как и она сама. После того как мужнин камзол и кафтан истлели, Ксения стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, рас­пухших от мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане пред­лагали Ксении теплую одежду, обувь, милостыню. Блаженная ничего не соглашалась взять, но неизменно одевалась либо в красную кофточку и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Это были цвета одежды покойного Андрея Феодоровича. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь укрыва­лась от глаз людских, выходя за город, в поле, и там пребывала в молит­ве. Так ее однажды и застали обеспокоенные ночными исчезновениями Ксении горожане. Только в редких случаях оставалась Ксения на ночлег у знавших ее благочестивых людей – Параскевы Антоновой, Евдокии Гайдуковой и Пелагеи Черпаковой. Блаженная все обиды и печали сносила безропотно. Лишь однаж­ды, когда Ксения уже стала почитаться за утодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные маль­чишки, завидя юродивую, стали над ней смеяться, дразнить ее. Блажен­ная безропотно сносила это. Но злые дети не ограничивались одними издевательствами, они стали бросать в нее грязью и камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

367 См. сведения об участии в киевской политике военной «галицкой помощи», достигавшей пяти полков, – ПСРЛ, т. II, стб. 481, 488, 491, 500, 505, 507, 509, 517, 533, 546, 548 – 549, 616, 631. Получая «причастье», не только галицкие, но и суздальские князья выделяли войска для защиты Киева и его владений. См. любопытный эпизод, когда, вероятно, по предварительному сговору великих князей, владимиро-суздальские гарнизоны Киева и других городов «Русской земли» перешли на сторону галицкого князя (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 417 – 418, 1202 г.). 388 Изучение этнической структуры выдвигалось в качестве задачи. См.А. Г. Пригожин. Карл Маркс и проблема социально-экономических формаций. – «Известия ГАИМК», вып. 68. Л., 1934; ср. М. М. Цвибак. Марксизм-ленинизм о возникновении восточноевропейских национальных государств. – «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, стр. 53 – 57; для более позднего времени см.: В. Рахметов. Образование Российской империи. – «Книга для чтения по истории народов СССР». Харьков, 1930, стр. 88 – 137. 389 W. Ko1arz. Russia and her Colonies. London, 1952, p. 2; W. Baczkowski. Russian Colonialism: The Tsarist and Soviet Empires. – «The Idea of Colonialism». N. Y., 1958, p. 70 – 114; см. В. Т. Пашуто. Истоки немецкой неофашистской концепции истории России. – ВИ, 1962, стр. 61 – 79. 394 См. Б. А. Рыбаков. Русская эпиграфика X – XIV bb. – «История, фольклор, искусство славянских народов. V Международный съезд славистов». М., 1963, стр. 58 (граффити подтверждает усвоение царского титула Ярославу Мудрому); ср. в «Послании о повинных», адресованном, вероятно, Владимиру Мономаху , автор наделяет его «господьскым и царьскым саном» (М. Н. Тихомиров. Малоизвестные памятники. – ТОДРЛ, т. XVI. М. – Л., 1960, стр. 456). Восставшие киевляне «ругающися царьскому и священному телу» князя Игоря Ольговича – ПСРЛ, т. II, стб. 352 (1147 г.); «царскою» рукой Андрея Юрьевича Бог спас Русь от епископа Федора – ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 357 (1169 г.); «царю мой благый» Называла смоленского князя Романа Ростиславича причитавшая над его гробом жена – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010