Выставка «От милосердия к святости», на открытие которой приглашены представители администрации г. Смоленска и области, Смоленской епархии, народного образования, культуры, учащиеся школ и вузов города, представители СМИ, служит цели показать нашим современникам пример истинного служения Богу и людям, привлечь внимание общественности к 100-летнему юбилею Марфо-Мариинской обители, призвать взрослых и детей к более широкой благотворительной деятельности во всех регионах России. Придут на фотовыставку, которая продлится с 1 по 30 ноября, и участники детско-юношеских Елизаветинских чтений «Белый ангел России». По словам директора Смоленской областной детской библиотеки С.А. Петрищенковой, участие в мероприятии примут не менее 170 человек, в том числе юные исследователи, художники, музыканты, хор православного детского сада, воспитанники приютов, смоленского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Улыбка». Юные артисты Театра книги покажут литературно-музыкальную композицию «Страницы из дневника великой княгини Елизаветы Федоровны». Запланированы выступления с рефератами, концерт учащихся детской музыкальной школы им. М.И. Глинки, демонстрация видеофильма «Романовы: великая княгиня Елизавета Федоровна». В ходе подготовки к мероприятию фонд Андрея Первозванного передал в дар библиотеке книги, аудио- и видеокассеты, DVD- и CD-дucku, фотографии и другие материалы, посвященные жизни и деятельности великой княгини и основанной ею обители милосердия. Подобные подарки ждут победителей конкурса и организаторов детско-юношеских Елизаветинских чтений в Смоленске, а также участников, организаторов и членов жюри IX Всероссийского фестиваля школьных театров, который пройдет 5–11 ноября 2007 года в Москве. В этом году в фестивале примут участие москвичи, жители Московской, Калужской и Рязанской областей, юные артисты из Воронежа, Удмуртии и Карелии. Будущий X юбилейный фестиваль, который решено посвятить памяти великой княгини Елизаветы Федоровны, урожденной немецко-английской принцессы, организаторы мечтают сделать международным. Возможно, через год на сцене театра участники фестиваля увидят сразу несколько спектаклей о детстве и юности удивительной женщины, наделенной Богом и неземной красотой, и необыкновенно красивой душой. |
Результат, по мнению Ткача, был ошеломляющим: «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете министров МССР, выполняя эти и подобные распоряжения, стал оказывать активную помощь церквам, монастырям в приобретении ими различных транспортных средств, сельскохозяйственных машин, электростанций, строительных материалов, тем самым способствовать расширению экономической деятельности религиозных организаций, обогащению духовенства, усилению влияния церквей и монастырей на население». Эти «вопиющие» факты, по мнению Ткача, нельзя было терпеть в социалистической Молдавии. И письмо с места (а сколько их было и сколько еще будет в истории Отечества ХХ в.), подписанное Ткачом, жестко выражало общественное мнение: «ЦК КП Молдавии просит Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза поручить Совету министров СССР отменить постановление СНК СССР от 22 августа 1945 г . 2137-546-е и от 28 января 1946 г . 232-10-е, а также распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР тов. Карпова от 10 июля 1953 г . 644/с и 2 октября 1958 г . 2034». Этого удара Г. Г. Карпов уже не вынес. Он остался один на один с новой политической реальностью, которая, используя лозунг «борьбы со сталинизмом», уничтожала и позитивные явления, к которым, безусловно, относились государственно-церковные отношения послевоенного десятилетия. Отставка Карпова затянулась еще на год. За его спиной власть готовила «церковную реформу», рассчитанную на несколько десятилетий и направленную на изменение самих основ деятельности Русской Православной Церкви. 2000 год – В Москве прошел первый в истории нашей Церкви Конгресс православной прессы (5 - 10 марта). На конгресс прибыли журналисты из большинства епархий Русской Православной Церкви. В ходе секционных и пленарных заседаний были рассмотрены все актуальные вопросы современной церковной журналистики. Большой интерес вызвали доклад и последующая пресс-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений, а также выступления профессора Московской Духовной академии А. И. Осипова, диакона Андрея Кураева. |
Мы видели, что Изяславичи полоцкие по смерти Мстислава возвратились из изгнания в свою волость, успели овладеть и Минском; после Василька Святославича княжил в Полоцке Рогволод Борисович, женатый на дочери Изяслава Мстиславича; во все продолжение борьбы в Днепровской области не слышно о полоцких князьях, хотя по родственному союзу Рогволод и мог бы помогать Изяславу Мстиславичу, - знак, что он не имел к тому или средств, или времени. В 1151 году полочане не без участия князей схватили Рогволода, отослали в Минск, держали его здесь в большой нужде, а к себе приняли, вероятно, из Минска, Ростислава, сына известного нам Глеба Всеславича; но, как видно, полочане боялись, чтобы торжествующий тогда Изяслав Мстиславич не вступился за зятя своего Рогволода, и потому отдались в покровительство Изяславова врага, Святослава Ольговича северского; Глебович поклялся Святославу почитать его отцом и ходить в его послушаньи. Быть может, этот союз Ольговича с полоцким князем, врагом зятя Изяславова Рогволода, был не без влияния на враждебные действия Изяслава против Юрия, приятеля Святолавова: мы видели, что тотчас после этого союза Изяслав разоряет Городец Юрия. В областях муромских и рязанских мы видели борьбу между дядею Ростиславом Ярославичем и племянником Владимиром Святославичем: племянник действовал заодно с Ольговичем и Юрием, дядя - с Мстиславичами против Юрия, за что и был изгнан в степи к половцам сыновьями последнего; когда он возвратился, не знаем; знаем только то, что в 1147 году князья рязанские являются ротниками Ростислава Мстиславича смоленского, т. е. признают его за отца и ходят в его послушаньи; но в 1152 году тот же самый Ростислав Ярославич муромский с братьею шел вместе с Юрием на его племянников; в 1154 году видим опять вражду Юрия с Ростиславом: возвратись из-под Козельска, Юрий выпнал Ростислава из его волости и отдал ее сыну своему Андрею; но Ростислав скоро явился опять с половцами, напал на Андрея ночью, перебил его дружину; сам Андрей об одном сапоге бежал из Рязани в Муром, а оттуда - в Суздаль; наконец, в 1155 году опять встречаем известие, что Ростислав Мстиславич смоленский целовал крест с рязанскими князьями на всей любви: они все смотрели на Ростислава, имели его себе отцом. |
Вероятно думать, что до 1521-го года то и другое так действительно и было. Но начиная с 1539-го года, когда преп. Даниилом Переяславским сделана была попытка открыть мощи князя Смоленского Андрея и за все последующее время мы имеем свидетельства, что открытие мощей совершалось не иначе, как с дозволения власти, и при том не одной церковной, но и гражданской 571 . После того как правительства церковное и гражданское подчинили открытие мощей своему совокупному контролю, для свидетельствования открываемых или обретаемых мощей посылаемы были от того и другого правительства вместе комиссии из нескольких лиц или же отдельные уполномоченные лица; к сожалению, для положительного ответа на вопрос: в чем состояло свидетельствование, мы не имеем достаточных сведений. Если дело шло о мощах, которые были обретены более или менее нетленными, но от которых не творилось чудес, то, как нужно думать, свидетельствование состояло, во-первых, в дознании, не учинена ли подмена, т. е. не выдается ли за мощи святого тело другого лица 572 , – во-вторых, в поверке донесения относительно степени нетленности мощей 573 , т. е. действительно ли мощи находятся в таком виде, как доносимо было о них правительству. Если же дело шло о мощах, от которых по их открытии совершались чудеса, то сверх сейчас указанного свидетельствование должно было состоять еще в дознании об истинности чудес. Некоторые мощи свидетельствованы были не по одному разу, а чрез более или менее длинные промежутки времени по два и по три раза. Второе и третье свидетельствования могли быть производимы для возможно большего удостоверения в нетлении мощей или чтобы видеть, не происходили ли с ниши по мере течения времени какие перемены, а в иных случаях под свидетельствованиями должно разуметь не свидетельствования самых мощей, а дознание о совершавшихся от них чудесах. От иных мощей начинали совершаться чудеса не с самой минуты открытия, а только спустя более или менее продолжительное время после него: для дознания о начавших совершаться чудесах и посылаема была вторая комиссия или второе уполномоченное лицо (после первой комиссии или первого лица, посланных для самого открытии мощей). |
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, — точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по-русски со слугами, но был все тот же ограниченно-умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по-старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, — для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m-lle Bourienne и архитектор, к другому — княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки. |
С 21 по 25 января 1999 года в Санкт-Петербургских православных духовных школах состоялась VII Международная консультация православных богословских школ. сентября 1999 Накануне, 20 января в Духовной Академии состоялась пресс-конференция с участием Председателя оргкомитета консультации ректора Санкт-Петербургских духовных школ епископа Тихвинского Константина, Генерального секретаря Всемирной православной молодежной организации “Синдесмос” Владимира Мисиюка, представителя Вселенского патриарха профессора Патриаршего института в Беркли (США) господина Пола Манолиса. Владыка Константин во вступительном слове коснулся вопросов основных целей консультации, состава участников и некоторых организационных моментов. Он отметил, что часто православных упрекают в закрытости и консерватизме, но на самом деле мы не собираемся замыкаться в своем “православном гетто” и убеждать друг друга в своем православии; по этой причине несколько заседаний консультации будут выездными и пройдут в различных ВУЗах Санкт-Петербурга, несмотря на то, что технически удобнее было бы организовать все заседания в Актовом зале СПбДА и С. По сравнению с предыдущими консультациями эта консультация самая представительная, в ней участвовали более 150 делегатов, из них 102 делегата из 19 стран дальнего зарубежья, в том числе из Греции, Польши, Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Франции, Кореи, Португалии и США. В консультации участвовали представители Московской духовной академии и семинарии, Киевской и Почаевской духовных семинарий, Минской духовной академии и семинарии, Смоленской духовной академии, Коломенской, Тобольской, Белгородской, Казанской, Саратовской, Костромской, Нижегородской, Курской и Ставропольской духовных семинарий. Свято-Тихоновского богословского института, Библейского богословского института св. ап. Андрея. Основной целью консультации было ознакомление и изучение опыта работы православных богословских школ в различных странах, обсуждение применения этого опыта в практике других учебных заведений, привлечение светских специалистов к сотрудничеству с богословскими учебными заведениями. |
— Посмотреть новости по телевидению, где вы увидите православного президента, православного премьера, увидите встречу Патриарха с клубом православных меценатов и предпринимателей и так далее. — Как вы думаете, почему вас благословили этот учебник писать? Почему авторский, а не коллектива? Как вы учитываете опыт преподавания ОПК по стране и другие уже использовавшиеся методики в учебнике? — Напоминаю необычность этого проекта. Светские школы, светские педагоги, нецерковные дети. И разговор мы начинаем с нуля, причем со всеми — и с учителями, и с родителями, и с детьми. С нуля – но с 4 класса. С нуля – но только на полгода. В этих условиях Патриарх решил, что нужно именно публицистическое перо, а не перелицовка былых и пухлых Законов Божьих. Что же касается использования других наработок, то я поначалу так и надеялся — в конце концов, Патриарх пригласил меня быть председателем редакционной коллегии, а не автором. Поначалу я предполагал, что в ближайшие годы стою в сторонке и отдыхаю. Ну разве ж можно за полгода написать новый учебник? Поэтому я предполагал, что в этот эксперимент мы войдем с какими-то старыми учебниками, пусть и подновленными. Эксперимент будет тихо-мирно себе идти, а в это время я буду присматриваться к разным педагогам, к авторским курсам, разрабатывать с ними методику, концепцию и так далее, а вот годика через три можно будет выпустить новый учебник. Но именно эта идея медленной эволюции оказалась большей утопией, нежели та, что предполагала мгновенный и рискованный прорыв. Вот, например, наработанный курс Людмилы Шевченко, — я о нем очень много добрых слов слышал и слышу. Этот курс рассчитан на десятилетнее погружение ребенка в мир православия. Дети из года в год вживаются в мир православной культуры… Но вот встала задача — от эпического педагогического полотна перейти к миниатюре. В литературе мастер многотомных романов может оказаться беспомощным в жанре новеллы. Художник может писать потрясающие многометровые панорамы но оказаться безруким, когда речь зайдет о миниатюре. Это очень разные жанры. Один педагог из Смоленской епархии сказала Шевченко: «Людмила Леонидовна, у вас замечательный учебник, но понимаете, вы попробовали дуб уместить в желудь. Так не бывает». |
Вильну Гедимин отдал Евнутию по закону Русской Правды, по которому дом отца наследует младший сын; потому же старому Русскому закону, при Евнутие, в Вильне осталась жить и последняя жена Гедимина, Евнутиева мать. Ольгерд, еще будучи Витебским князем, в год смерти отца или на другой год, вероятно по просьбе Смоленского князя, своего постоянного союзника и соседа, напал на Можайск, тогда бывший во власти Московского князя, а прежде принадлежавший к Смоленским владениям, опустошил его окрестности, но города не мог взять. Потом в 1341 году, Псковичи, поссорившись с Новгородцами, обратились к Ольгерду просить у него помощи против Ливонских Немцев, и отправили к нему в Витебск двух посланников. Ольгерд, всегда готовый воевать с Немцами и желая подчинить своему влиянию Псков, и даже, как Русский князь, считая для себя обязанностью помогать Русским городам против внешних врагов, ласково принял посланников и с ними же отправил во Псков своего храброго воевода князя Юрия Витовтовича; а вслед за тем и сам с братом своим Кейстутием Жмудским и с сыном Андреем, с князем Любком сыном Полотского князя Воина и с иными князьями и с полками Литовскими и Витебскими явился в Псков, и только одним своим приходом, без битвы заставил Немцев отступить от Изборска, который они уже держали в осаде. Псковичи просили Ольгерда остаться у них князем и принять крещение; но, разумеется, он и не подумал свой отчинный и покорный Витебск променять на республиканский и строптивый Псков; тем не менее оставил там своего сына Андрея и дозволил ему креститься. Между тем, по-прежнему продолжались незначительные взаимные набеги Литовцев и Прусских Немцев, в которых с Литовской стороны отличался ближайший сосед Прусских орденских земель Жмудский князь Кейстутий. Наконец в 1345 году Ольгерд, сговорясь с Кейстутием, составил план отнять Вильну у младшего брата Евнутия и подчинить себе прочих братьев. По этому плану, составленному в величайшей тайне, Кейстутий из Трок нечаянно захватил Вильну; Евнутий же вместе с другим своим братом Наримонтом Туровским, застигнутые врасплох, принуждены были бежать, первый к хану Чанибеку в орду, а второй сперва во Псков, потом в Новгород и Москву, где и нашел себе убежище и крестился. Между тем, уведомленный Кейстутием о занятии Вильны Ольгерд поспешил приехать туда и заключил с братом союз, по которому они разделили между собою добычу и Ольгерд согласно прежде составленному договору объявлен великим князем всей Литвы, и оба брата поклялись жить в дружбе и союзе до смерти и помогать друг другу. После чего остальные братья волей-неволей должны были также признать старейшинство и власть Ольгерда над всеми Литовскими владениями. |
В это время началось строительство новой каменной церкви на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом возводить кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно, по ночам, помогать строителям. Она целыми ночами поднимала кирпич и складывала на лесах. Наутро приходили рабочие и очень удивлялись случившемуся. Мало-помалу к таким странностям блаженной привыкли, многие стали считать, что от помрачившейся умом можно ожидать чего угодно, однако некоторые, наиболее чуткие христиане, стали замечать, что Ксения не простая глупая побирушка. Милостыню, которую ей предлагали, она брала не у каждого, но только у людей доброго сердечного расположения. Всегда брала только копейку и тут же отдавала ее таким же бедным и нищим, как и она сама. После того как мужнин камзол и кафтан истлели, Ксения стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане предлагали Ксении теплую одежду, обувь, милостыню. Блаженная ничего не соглашалась взять, но неизменно одевалась либо в красную кофточку и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Это были цвета одежды покойного Андрея Феодоровича. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь укрывалась от глаз людских, выходя за город, в поле, и там пребывала в молитве. Так ее однажды и застали обеспокоенные ночными исчезновениями Ксении горожане. Только в редких случаях оставалась Ксения на ночлег у знавших ее благочестивых людей – Параскевы Антоновой, Евдокии Гайдуковой и Пелагеи Черпаковой. Блаженная все обиды и печали сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за утодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидя юродивую, стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная безропотно сносила это. Но злые дети не ограничивались одними издевательствами, они стали бросать в нее грязью и камнями. |
367 См. сведения об участии в киевской политике военной «галицкой помощи», достигавшей пяти полков, – ПСРЛ, т. II, стб. 481, 488, 491, 500, 505, 507, 509, 517, 533, 546, 548 – 549, 616, 631. Получая «причастье», не только галицкие, но и суздальские князья выделяли войска для защиты Киева и его владений. См. любопытный эпизод, когда, вероятно, по предварительному сговору великих князей, владимиро-суздальские гарнизоны Киева и других городов «Русской земли» перешли на сторону галицкого князя (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 417 – 418, 1202 г.). 388 Изучение этнической структуры выдвигалось в качестве задачи. См.А. Г. Пригожин. Карл Маркс и проблема социально-экономических формаций. – «Известия ГАИМК», вып. 68. Л., 1934; ср. М. М. Цвибак. Марксизм-ленинизм о возникновении восточноевропейских национальных государств. – «Проблемы истории докапиталистических обществ», 1934, стр. 53 – 57; для более позднего времени см.: В. Рахметов. Образование Российской империи. – «Книга для чтения по истории народов СССР». Харьков, 1930, стр. 88 – 137. 389 W. Ko1arz. Russia and her Colonies. London, 1952, p. 2; W. Baczkowski. Russian Colonialism: The Tsarist and Soviet Empires. – «The Idea of Colonialism». N. Y., 1958, p. 70 – 114; см. В. Т. Пашуто. Истоки немецкой неофашистской концепции истории России. – ВИ, 1962, стр. 61 – 79. 394 См. Б. А. Рыбаков. Русская эпиграфика X – XIV bb. – «История, фольклор, искусство славянских народов. V Международный съезд славистов». М., 1963, стр. 58 (граффити подтверждает усвоение царского титула Ярославу Мудрому); ср. в «Послании о повинных», адресованном, вероятно, Владимиру Мономаху , автор наделяет его «господьскым и царьскым саном» (М. Н. Тихомиров. Малоизвестные памятники. – ТОДРЛ, т. XVI. М. – Л., 1960, стр. 456). Восставшие киевляне «ругающися царьскому и священному телу» князя Игоря Ольговича – ПСРЛ, т. II, стб. 352 (1147 г.); «царскою» рукой Андрея Юрьевича Бог спас Русь от епископа Федора – ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 357 (1169 г.); «царю мой благый» Называла смоленского князя Романа Ростиславича причитавшая над его гробом жена – т. |
| |