Александр Ткаченко . Слесарь Гоша и хрупкий сосуд Ил.: Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (реж. В. Меньшов, в роли Гоши – А. Баталов)//Фома. - – ноябрь 2013. – С.19. - (рубрика « Тема номера. Настоящие мужчины »). В конце публикации – обращение к читателям: А вы согласны с мнением Александра Ткаченко? Поделитесь своими мыслями с нами: pisma@foma.ru Настоящий мужчина: какой он? Считаете ли Вы себя настоящим мужчиной? Подборка ответов представителей сильного пола на вопрос журнала «Фома». Подготовили Дарья Баринова , Валерия Посашко //Фома. - – ноябрь 2013. – С.20-23. – (рубрика « Тема номера. Настоящие мужчины »). Высказались: Федор Конюхов , священник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан, профессиональный путешественник. Настоящий мужчина – всегда с Богом . – С.20; Константин Седов , больничный клоун, художественный руководитель АНО «Больничные клоуны». Берущий ответственность за более слабых . – С.20; Сергей Филиппов , военный переводчик, старший лейтенант в запасе, помощник координатора СЗАО службы помощи «Милосердие». Настоящий мужчина – это не шаблон . – С.21; Николай Валуев , чемпион мира по боксу, отец троих детей. Защитник . – С.21; Алексей Захаров , президент портала Superjob.ru. Оценить по достоинству могут только близкие . – С.21; Дмитрий Соколов-Митрич , журналист. Ненастоящие мужики . – С.22; Вячеслав Бутусов , музыкант, создатель групп «Nautilus Pompilius» и «Ю-Питер». Ищите их у настоящих женщин . – С.23; Владимир Крупенников , ведущий телепередачи о людях с ограниченными возможностями «Фактор жизни», чемпион мира по армрестлингу, альпинист, депутат Государственной Думы. Не требующий фанфар . – С.23; Аркадий Мамонтов , телеведущий. Тот, кто живет не просто так . – С.23. Протоиерей Максим Козлов . О хлюпиках и воинах Христовых . Фото Геннадия Комарова и священника Андрея Рассанова//Фома. - – ноябрь 2013. – С.24-29. – ((рубрика « Тема номера. Настоящие мужчины »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Максим Козлов » (С.25, фото священника Игоря Палкина).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-127...

25 августа 1930 года в Астрахани, куда о. Николай Тарбеев приезжал к своей семье, с него взяли подписку о невыезде, а 19 сентября был арестован. Арест о. Николая Тарбеева всколыхнул Красный Яр. Верующие стали собирать подписи под ходатайством об его освобождении. Это событие впоследствии органами ОГПУ оценено было как часть заговора с целью поднять восстание. Вот как освещали эти события обновленческие осведомители: " После ареста Тарбеева Залесский стал ездить к дьякону Смирнову, я его видел раза 4 в доме Смирнова. В средних числах, 16-17 сентября, в доме Смирнова собирались черные вороны: Залесский Николай, сам Смирнов Михаил, Попова Вера и Попов Абрам, где Залесский говорил: " Видимо скоро и до нас доберутся, раз одного посадили, значит, и до нас очередь дойдет " . 11 ноября 1930 года были произведены аресты о. Николая Залесского, о. Михаила Смирнова, ктитора Абрама Попова и бывших послушниц: Веры Поповой, Александры Аристовой, Брожениной Татьяны и Матвеенко Варвары. В процессе следствия, диакона Михаила вдруг поставили вместо о. Николая Залесского преемником о. Николая Тарбеева в возглавлении " церковного заговора " . Теперь выходило, что о. Николай Залесский ездил к о. Михаилу Смирнову в Красный Яр за указаниями. Также писалось, что " дьякон Смирнов М. в церкви вел разговор с монашками о том, чтоб подговорить верующих требовать от власти освобождения Тарбеева " . Все это накладывалось на прежние обвинения, данные еще обновленцами. Например, они приписывали о. Михаилу Смирнову такие слова: " Коммунисты одно переведут всех попов, по одному всех вышлют в ссылку, сколько повысылали нашего брата, ни в чем не виноватых, а иных расстреляли, хотя бы взять - выслали Филиппа (архиепископа), разве за то, что он вел агитацию или подавал контрреволюцию? Нет, просто за то, что он честно выполнял религию. Такая же участь постигнет и нашего Андрея (Комарова) , он тоже по-христиански выполняет религию, ему припишут контрреволюцию " . Дьякон Михаил Смирнов ни в чем себя виновным не признал:

http://drevo-info.ru/articles/13677276.h...

Игнатьевская летопись. «Полн Собр. Русских летописей», II, 30. Андрея Иоаннова Журавлева «Историческое известие о раскольниках», стр. 197–201; Виталия «О церкви и о раскольниках», гл. 16; рукопись Макария «История русского раскола», стр. 352, 353. Павла Любопытного «Каталог», стр. 97 и 98. [В 1784 году, 12 мая, 39 лет от роду.] [Так называлось оно по имени Александра-дьякона, казненного Петром I в 1720 году. Он учил, что не следует миропомазывать приходящих от православия, четырехконечному кресту должно воздавать равную честь с восьмиконечным, кадить, как в православной церкви, а не крестообразно, как у старообрядцев; по последнему пункту его учения, дьяконовщину зовут еще кадильниками.] С Керженца был в числе других Иона Курносый из скита Комаровского. Виталий, сначала старообрядец, потом единоверец, написал замечательное сочинение «О церкви и раскольниках», отрывки которого напечатаны в «Христианском Чтении» 1854 г. [Иоасаф остался у стародубских старообрядцев, а по присоединении вместе с ними к единоверию признан был синодом в звании архимандрита и был настоятелем сначала Успенского Никодимова, что подле Злынки, а потом Корсунского единоверческих монастырей. Умер около 1802 года.] Лет пятнадцать тому назад в Оленевском ските, что на Керженце, заметил я в одном часовенном синодике, после имен московских патриархов, ряд которых доведен до Иосифа включительно, следующие имена: епископа Павла коломенского, епископа Епифания, епископа Рафаила». Скитницы на мои вопросы не объяснили, кто такой этот Рафаил; по всей вероятности, сначала они не хотели объяснить, отзываясь неведением. Обитель, в которой был синодик (Никанорина), придерживалась дьяконовщины и находилась в связях с Малиновым островом. Потом в синодиках старообрядцев разных мест Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний тоже случалось мне встречать, вслед за именами Павла и Епифания, имя епископа Рафаила. Стало быть, он был после Епифания. Впоследствии оленевские матери-келейницы, более сблизившись со мной, говаривали, что Рафаил был епископ «по древлему благочестию», посланный в Россию к стародубским отцам от антиохийского патриарха, которого, вероятно, на основании приведенных в первой главе этого сочинения сказаний, они считали старообрядцем. На основания этих сведений, в своей «Записке о русском расколе», написанной в 1857 г. для великого князя Константина Николаевича и напечатанной г. Кельсиевым в Лондоне, я сказал: «в памятниках нижегородских, владимирских и костромских раскольников встречается рядом с именем Епифания еще имя какого-то епископа Рафаила». После составления этой записки я встречал имя Рафаила, также вслед за именами Павла коломенского и Епифания, в некоторых синодиках старообрядцев Черниговской губернии, а затем недавно получил старообрядческую рукопись нового письма, в которой находится полное объяснение загадочной личности Рафаила, которое вместе с тем согласуется и с неясными намеками оленевских матерей. Вот эта рукопись:

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Впрочем, несмотря на указанные обстоятельства, храм был воздвигнут за довольно короткий срок. Его строительство в основном закончилось весной 1860 года, а к концу того же года он был полностью готов. Назовем лиц, принимавших деятельное участие в возведении церкви Трех Святителей. Среди тех, кто поставлял кирпич, были купец И.В. Комаров и М.Я. Колотилов, известь доставляли городецкие крестьяне М. и И. Скворцовы, лес – нижегородский купец И.И. Щуров, железо – купчиха А.И. Редозубова, каменную кладку вели С.И. и А.С. Спиридоновы. В декабре 1860 года все три престола были освящены нижегородским епископом Нектарием. Общие затраты на строительство и убранство нового храма составили 30750 рублей серебром. Исторический облик церкви Трех Святителей восстановливается по сохранившимся архивным чертежам, описи имущества 1860 года и старым фотографиям М.П. Дмитриева и В.И. Бреева. Основной двухсветовой объем храма имел пятиглавое завершение. Главы располагались на барабанах кубической формы с усеченными гранями. Центральный из них был световым, остальные носили декоративный характер. Полукруглая апсида с востока выделяла местоположение главного алтаря с престолом во имя Трех Святителей – Петра, Алексия и Ионы. Придельные алтари архитектурно выделены не были. Они располагались по сторонам от главного алтаря. С севера находился придел во имя святого апостола и евангелиста Луки и преподобного Андрея Критского, с юга – придел во имя святого апостола Иасона и святителя Николая Мирликийского. Святые, которым были посвящены приделы, считались небесными покровителями лиц, принявших наиболее деятельное участие в возведении храма. Посредством притвора, который был несколько уже основного объема, церковь соединялась с запада с двухъярусной колокольней, имевшей шатровое завершение. На ярусе звона колокольни находилось семь колоколов, общим весом свыше 191 пуда. На главах церкви и колокольни, покрытых железом и выкрашенных зеленой масляной краской, имелись дубовые кресты, обитые белым железом. В церковь вели три входа с деревянными и металлическими дверьми: с запада (из-под колокольни), с севера и юга. Крыльца перед ними были выполнены из белого камня.

http://sobory.ru/article/?object=01818

К сожалению, о. Николай был слабенький, хворенький, к тому же уродец: он был горбунчик, ростом аршина полтора. Это не мешало ему пользоваться всеобщим уважением, но для управления епархией, да еще в такое, как тогда, время, он был, конечно, неподходящ» (Саратовская епархия в 1917-1930 гг.: Мемориальная записка А. А. Соловьева. 2010. С. 104). Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и викарий Тульской епархии Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ, бывш. настоятель саратовской Киновии). Из-за возможного вмешательства властей хиротонии совершались втайне в скиту Спасо-Преображенского мон-ря. На ночной хиротонии 18 марта 1923 г. Петр (Соколов) был хиротонисан епископами Иовом и Варлаамом во епископа Сердобского, а Н.- во епископа Аткарского, викариев Саратовской епархии (викарные кафедры получили названия по уездным городам Саратовской губ.). Кроме епископов на хиротонии присутствовали только монахи скита и 2-3 чел. из состава церковного совета (Там же. С. 105). По др. версии, тайная хиротония Н. и еп. Петра состоялась еще в сент. 1922 г., а 18 марта 1923 г. она была признана и узаконена находившимся под арестом патриархом Московским и всея России свт. Тихоном ( Руфимский. 2008. С. 183). Впервые о своем архиерействе еп. Петр открыто объявил только в мае 1923 г., вступив во временное управление Саратовской епархией, после чего в каноническую Церковь вернулись 17 из 19 ранее захваченных обновленцами приходов. После ареста еп. Петра 10 авг. того же года Н., видимо, вступил во временное управление Саратовской епархией. В кон. сент. 1923 г. состоялась хиротония Виссариона (Зорнина) во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. По нек-рым сведениям, еп. Виссарион был назначен временно управляющим Саратовской епархией, однако он пребывал в г. Вольске, и, очевидно, Н. продолжал архипастырское окормление епархиального центра до прибытия в Саратов Балашовского еп. Андрея (Комарова ; впосл. архиепископ), хиротонисанного в Москве 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве). Празднование — 7 (20) июля. 838x1346, 439 Kb 2018-08-11 Владимирская Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери. (Описание Красногорского Богородицкого мужского общежительного монастыря Архангельской губ., Пинежского уезда : С видом обители и 2 чудотворных икон Владимирской и Грузинской божией матери : Из соч. Макария, бывш. еп. Арханг. и Холмогор. СПб: тип. Е.А. Поздняковой, 1895. С.50: Ко времени пребывания в Архангельск иконы Божьей матери Грузинской (на третьей неделе великого поста) преосвященным Нафанаилом 1864 года, установлено ежегодно приносить из Красногорского монастыря и чудотворный образ (список Владимирской Божьей Матери. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003638011#?page=52 640x852, 41 Kb 2018-08-11 Казанская из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова. 463x631, 103 Kb 2018-08-11 650x400, 212 Kb 2018-08-11 Фанеромени (Явленная) почитаемые православные Святыни Греции (о. Родос). Икона Богородица Явленная " Панагия Фанеромени " Ковчег с мощами девяти угодников Божиих: св. Григория Богослова, прп. Иоанна Дамаскина, св. Иоанна Милостивого, Филимона Апостола от 70-ти, вмч. Георгия Победоносца, св. Иоанна Златоуста, св. Сильвестра Папы Римского, муч. Евстратия Севастийского, св. Никона Метанаита. 1245x1708, 474 Kb 2018-08-11 2048x2531, 835 Kb 2018-07-29 2048x2509, 865 Kb 2018-07-29 736x738, 505 Kb 2018-07-29 Одигитрия Смоленская Красностокская Была такая литография " икона Божией Матери местной святыни с. Красносток Гродненского губ. " Может получится вырезать 394x700, 196 Kb 2018-07-29 • Разное (Богородица) • Хромолитография Киево-Печерской лавры.Собственность.Киев 19 ноября 1913г. Название: " ПОДОБИЕ МЕСТНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ,НАХОДЯЩ. В ВЕЛИК.

http://pravicon.com/waitingimages.html

А накануне, 27 июля 2012 года, вместе с волонтерами школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», организованной Фондом Андрея Первозванного, я приняла участие в молебне, который Патриарх Кирилл отслужил на берегу Днепра у величественного памятника крестителю Руси на Владимирской горке. В тот же день мы посетили Десятинный монастырь, где испытали необыкновенное чувство душевной гармонии, спокойствия и умиротворения. Студент из Смоленска Дмитрий Комаров купил и надел на себя крестик, так как свой забыл дома. Среди не очень воцерковленных молодых ребят был тогда и Максим Соколов, который нашел себя в миссионерской работе с молодежью. В тот день я купила маленькую иконку Пресвятой Богородицы «Десятинная», которая чудом уцелела в 2013 году во время случившегося в моем доме пожара. Теперь она напоминает мне историю Десятинной церкви. «Повесть временных лет» говорит о том, что князь Владимир, живя в законе христианском и решив построить церковь Пресвятой Богородицы, позвал мастеров из Греции и начал возводить с их помощью Десятинную церковь – первый в Древней Руси, которую он крестил, каменный православный храм. Вместе с Софийским собором, возведенным при сыне Владимира Ярославе Мудром, храм стал одной из главных святынь Руси. Согласно летописям, войдя в освященный в 996 году храм, великий князь сказал: «Господи Боже! Посмотри с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть люди новые, сердце которых повернул Ты, смогли познать Тебя, Бога Истинного». В тот же день князь сказал: «Вот, даю церкви Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину». Так была основана Десятинная церковь, особо почитаемая киевлянами. 25 января 2014 года, в мрачные дни майдана, иеромонах Мелхиседек написал в Фейсбуке: «Мы убогие монахи Десятинного монастыря, знающие силу молитвы, и потому ставшие на молитвенное стояние между противоборствующими сторонами братоубийственного конфликта, свидетельствуем о том, что там с нами был невидимо сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос и Его Пречистая Матерь Пресвятая Богородица. Это понимали, ощущали и чувствовали все те, кто не побоялся стать с нами плечом к плечу там на молитву. Господь остановил на время братоубийственное противостояние. Дорогие братья и сестры! Только молитва является сегодня залогом благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Залогом того, что не будет больше убитых и раненных, не будет ненависти и зла в сердцах людей. Залогом приобщения к главному и вечному, спасения души каждого человека. Будем молить и просить Господа остановить кровавый конфликт через взаимное прощение ради мирного будущего Украины. Милостей Божией бездна и нет ей числа! Иеромонах Мелхиседек, монах Гавриил, монах Ефрем».

http://radonezh.ru/2021/08/02/pro-desyat...

" А потому каждый новый храм, который мы освящаем как место молитвы, как место объединения людей вокруг Святой Евхаристии, есть некий знак того, что сохранилась вера православная в нашем народе и что сегодня эта вера укрепляется в сердцах людей, - продолжил Святейший владыка. - Все больше и больше современный человек осознает абсолютную необходимость духовной жизни, молитвы, веры в Бога, особенно в нашей стране, и совершенно не случайно, потому что весь наш тяжелейший исторический опыт исполнен Божественного присутствия. Ни революции, ни войны, ни геноцид во время немецкой оккупации - ничто не могло сломить наш народ, как и сила безбожия, направленная не столько на построение светлого будущего, сколько на искоренение " религиозных предрассудков " , которые, по мнению тогдашних идеологов, связывали советских людей с их прошлым. Но ведь с героическим прошлым! С прошлым, которое отмечено великой верой нашего народа и любовью к Отечеству " . " Дай Бог, чтобы и этот храм наполнялся людьми, чтобы здесь совершалась Божественная служба, осуществлялись все служения, необходимые на уровне приходов, на чем я настаиваю, - работа с детьми, с молодежью и прочие служения, о которых каждый настоятель хорошо наслышан. Это необходимо, потому что поколение людей, которое было религиозным по воспитанию, жизненному опыту, давно ушло, и нынешнее поколение должно приложить все силы, чтобы укрепиться в вере, проникнуться сознанием Божественного присутствия в жизни страны и каждого человека. Тогда устанавливается реальная связь человека с Богом, которая по латыни называется " религия " . Дай Бог, чтобы эта связь была живая, действенная, реальная, помогающая каждому из нас сделать все, что от нас зависит, служа ближним, и в вечности обрести радость общения с Богом " , - завершил проповедь Патриарх Кирилл. За помощь и труды по восстановлению храма были награждены: протоиерей Григорий Томилов - патриаршим знаком храмостроителя, помощник губернатора Игорь Захватов - орденом преподобного Серафима Саровского III степени, иерей Александр Энис - патриаршей грамотой, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры  Дмитрий Мироненко - орденом преподобного Андрея Иконописца III степени.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

(† после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце , писатель и историограф. Сведения об И. К. приведены в трудах П. И. Мельникова (Андрея Печерского) : в исследовании «Очерки поповщины» и в романе «В лесах». Писатель располагал документами, относящимися к истории старообрядчества, в т. ч. утраченным соч. И. К. «Послание (письмо) соборного старца, первейшего во время собрания или соборования о нужнейших случаях заседателя», адресованным старообрядцам уральских демидовских заводов - Нижнетагильского и др. По сообщению Мельникова (Печерского), И. К. пришел на Керженец в 1771 г. из Зауралья, с демидовских заводов, и после смерти старца Ефрема возглавил Комаровский скит, один из старейших (основан в кон. XVII - нач. XVIII в.) и крупнейших на Керженце, позднее называвшийся Иониным. Настоятеля отличали ревностная вера, широкие познания и преданность старообрядчеству. И. К., как представитель керженских последователей «старой веры», был участником старообрядческого «перемазанского» собора в Москве в 1779-1780 гг., принимавшего решение о присоединении к старообрядчеству священников из правосл. Церкви (через миропомазание (2-й чин) или через отречение от ересей (3-й чин); см. в ст. Беглопоповцы ). На заседании собора 22 дек. 1779 г. было зачитано соч. И. К. «История о бегствующем священстве», в к-ром говорилось о необходимости миропомазывать «беглых попов». Сочинение вызвало критику противника «перемазывания» Никодима , усомнившегося в ряде заявлений И. К., в частности, в сообщении о том, что Коломенский еп. Павел якобы завещал применять по отношению к «беглым попам» 2-й чин приема. В ответ И. К. сказал, что он «списал сию «Историю» с готовыя; а кто тою историю писал, того не ведаю; а списал ее не в давних летах» ( Иоаннов. 1795. С. 63). Это заявление соответствует выводам П. С. Смирнова о том, что составитель «Истории...» «имел под руками записи о тех событиях и лицах, о которых он передает известия» ( Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. CIX-CX). В «Послании (письме) соборного старца...» И. К. (известно по пересказу в «Очерках поповщины» Мельникова (Печерского)) повествуется о поисках беглопоповцами архиерея в 30-50-х гг. XVIII в., подробно описанные события разворачиваются в разных регионах: от Гуслицы до Польши. Информация, изложенная в данном сочинении И. К., была проверена писателем по архивным источникам и подтвердилась.

http://pravenc.ru/text/578346.html

В Грузии прошла III международная конференция, посвященная житию и богословию прп. Максима Исповедника 3 ноября 2010 г. 15:43 С 20 по 25 октября в Грузии проходила III международная конференция, посвященная житию и богословию прп. Максима Исповедника. Организаторами форума выступили Грузинская Патриархия , Научно-богословский центр имени прп. Максима Исповедника, Грузинский университет имени апостола Андрея Первозванного. Работу конференции возглавил архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили). Координатором конференции выступил ведущий специалист по наследию преподобного Максима доктор Жан-Клод Ларше. В работе форума приняли участие ученые из Грузии, Сербии, России и Франции, в том числе представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : доцент кафедры систематического богословия богословского факультета протоиерей Валентин Васечко; зав. кафедрой факультета дополнительного образования доцент П.Ю. Малков; ст. преподаватель кафедры истории Русской Церкви богословского факультета И.Е. Мельникова; ст. преподаватель, зам. зав. кафедрой восточно-христианской филологии и истории Восточных Церквей Н.Г. Головнина. Заседания проходили в Тбилиси, а также в Цагери и Лентехи (Западная Грузия) — местах ссылки и погребения преподобного. Архиепископ Стефан, совместно с грузинскими археологами и антропологами, познакомил участников конференции с предварительными результатами археологических раскопок, которые проводились в августе 2010 г. в монастыре прп. Максима в Цагери (святой был предположительно погребен под алтарем монастырского храма). Грузинским ученым удалось обнаружить останки, которые с большой долей вероятности могут принадлежать прп. Максиму и двум его ученикам — святым Анастасию Апокрисиарию и Анастасию Монаху. Ряд антропологических признаков, по мнению участников конференции, вполне убедительно свидетельствует о принадлежности найденных тел этим святым VII века. Данное мнение было единодушно выражено всеми участниками конференции и отражено в ее итоговом документе. Некоторые участники конференции осуществили конную экспедицию в Скимари — место, находящееся в горах Нижней Сванетии, где, вероятно, находилась византийская крепость Схемарис и пребывал в ссылке преподобный Максим Исповедник. Представители Свято-Тихоновского университета выступили с докладами: Также сотрудники ПСТГУ посетили Ольгинский монастырь святой Екатерины вблизи города Мцхета, основанный в VI в. и возобновленный 90-х rr. XIX века. В устроении иконостаса обители принимали участие русские художники В.А. Комаровский и супруги Олсуфьевы, репрессированные в 1930-е годы и расстрелянные на Бутовском полигоне под Москвой. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1310923.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010