В Манеже будет проходить выставка икон «Русские святые» Москва, 4 июля 2016 г. С 16 июля по 21 августа 2016 года в Центральном выставочном зале «Манеж» (Москва, Манежная площадь, д. 1) будет проходить выставка «“Русские святые”. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон».      Коллекция Феликса Романовича Комарова включает в себя более 300 произведений от конца XVI до начала XX столетия с изображением святых – представителей разных чинов святости, начиная с апостола Андрея. В собрании присутствуют образы главных православных святых: крестителя Руси князя Владимира, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, Киево-Печерских преподобных, Московских святителей, преподобного Сергия Радонежского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, отрок благоверного царевича Димитрия. По количеству иконографических раритетов коллекция превосходит государственные и частные собрания. Однако в первую очередь собрание интересно благодаря множеству образов малоизвестных святых. Далеко не все специалисты знают имена Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского, Макария Жабынского. Их больше всего почитали там, где они совершали свои монашеские подвиги. Икон этих святых, до сих пор словно скрытых от мира, сохранилось очень мало. Например, образ преподобного Ксенофонта из представленного собрания, вероятно, является единственным ныне известным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского – пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Важной частью выставки станет большая культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня подготовлена совместно с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением декана факультета симфонического и хорового дирижирования Алексея Максимовича Рудневского. В программе примет участие ансамбль «Колокола России» под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой.

http://pravoslavie.ru/95010.html

Андреевский погост, урочище. Церковь Андрея Первозванного. Андреевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII в., как это можно видеть из патриарших окладных книг, в которых под 1628 г. записано: «Церковь Андрей Первозванный в Аргуновской волости... дани 9 алтын полтретьи деньги». В 1636 г. местный вотчинник Роман Семёнович Воейков построил вновь церковь также Святого апостола Андрея - может быть, по ветхости прежней. Эта церковь в 1654 г. платила дани в патриаршую казну 3 рубля 8 алтын 2 деньги, в 1712 г. 3 рубля 21 алтын 4 деньги. В 1746 г. - 3 руб. 65 коп. В 1762 г. на том же погосте, с благословения епископа Переславского Сильвестра, построена была другая деревянная же церковь Святителя Николая Чудотворца. При этих двух церквах была деревянная колокольня. В 1825 г. вместо них устроен каменный храм с такой же колокольней. Он существует в Андреевском Погосте и в настоящее время, его наружный вид сохранился без существенных изменений. Внутренние убранство переделывалось в 1888 г. (в главном храме после пожара заменён иконостас, написаны новые иконы, возобновлена стенная живопись, в 1891 г. в трапезной церкви также устроены новые иконостасы). Престолов в настоящее время три: в холодной Святого апостола Андрея Первозванного, в тёплых приделах - Николая Чудотворца и святых жен-мироносиц. По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области». - Владимир, 2005. Стр. 38. С любезного разрешения автора . В двухстах метрах от места гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина находится Свято-Андреевский храм (1825 г.). Именно эта церковь, в 1968 г. ещё полуразрушенная, была ориентиром при поиске места падения самолёта. Свято-Андреевский храм восстанавливается при непосредственном участии космонавтов во главе с А.А. Леоновым, дважды Героем Советского Союза, советским космонавтом 11, впервые вышедшим в открытый космос. Часть росписей внутри храма сделана по эскизу самого А.А. Леонова, поэтому под куполом рядом с Христом и Андреем Первозванным изображён парад планет и космический корабль, на стенах – святые-покровители первого отряда космонавтов. На отреставрированной колокольне установлена звонница с 9 колоколами, по количеству космонавтов, погибших за историю космических полётов, и каждый колокол носит имя одного из них. Колокола «Юрий Гагарин», «Владимир Комаров» и другие – как души безвременно ушедших героев. Этот уникальный православно-космический храм в д. Новосёлово соединяет космос как научный прорыв и вызов, брошенный человеком непознанной Вселенной, и космос как часть божественного мироздания.

http://sobory.ru/article/?object=04560

На иконах, гравюрах и литографиях с композицией «Собор Киево-Печерских святых» XVIII - нач. ХХ в. М. У. изображали за прп. Антонием Киево-Печерским в левой группе чудотворцев Ближних пещер. Он предстает, как правило, старцем или средовеком с покрытой куколем головой, вполоборота к центру, чаще всего в 3-м ряду, бок о бок с прп. Иоанном Многострадальным, изредка именуется преподобномучеником. Известно множество икон (НКПИКЗ, ЦМиАР, ИркОХМ, КБМЗ) и более 15 гравюр и литографий (РНБ, ГМИИ, ГЛМ, ЦАК МДА и др.), в т. ч. Иосифа Гочемского (2-я треть XVIII в., работал в типографии Почаевской лавры), В. Белецкого (1751, 1756), М. Н. Нехорошевского (сер. XVIII в.), И. Кончаковского (1771, 1774), Г. Проценко (1821) и др. В Клинцовском иконописном подлиннике М. У. вместе с прп. Иоанном Многострадальным находился в группе святых «левой стороны» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 762). Образ М. У. в иконописи и гравюре часто сопровождается надписью с сокращенным определением «Угрин». Преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин. Икона. После 1903 г. (Собрание Ф. Р. Комарова) Преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин. Икона. После 1903 г. (Собрание Ф. Р. Комарова) Изображение М. У. практически всегда помещали на иконах-«лечебниках» (вместе с преподобными Мартинианом, Иоанном Многострадальным и мц. Фомаидой), поскольку ему молились об избавлении «от блудной страсти» (ветковский «Лечебник» XIX в. ВМНТ; см.: Нечаева Г. Г. Ветковская икона. Мн., 2002. С. 215-218). Также в одном клейме с мц. Фомаидой и прп. Иоанном М. У. (средовек со свитком в руке) изображен на иконе «Сказание, каким святым каковые благодати исцеления даны» 2-й пол. XIX в. (ГМИР; см.: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995. Цв. табл. или в более традиционной по типу композиции с ярусным расположением святых и месяцесловом на полях (одноименные иконы 1-й пол. XIX в., частное собрание; сер.- 3-й четв. XIX в., Собрание рус. икон при поддержке Фонда св. всехвального ап. Андрея Первозванного; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 206-207, 338. Кат. 160; Православные иконы XVI - нач. XX в. в Музее истории Православия на земле Кузнецкой: Кат. выст. М., 2014. С. 194-199. Кат. 38). Икона «Мч. Вонифатий, преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин» (сер. XIX в., частное собрание), возможно, была заказана для укрепления семьи и здравия супруга (мч. Вонифатию молились об избавлении от греха винопития).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Князь же Андри б городъ Володимрь силно устроилъ, к нему же ворота златая досп, а другая серебромъ учини, и досп церковь камену сборъную святыя Богородица, пречюдну велми, и всими различными виды украси ю от злата и сребра, и 5 врховъ ея позолоти, дври же церковьныя тро золотомъ устрои. Каменьемъ дорогымъ и жемчюгомъ украси ю мьногоцньнымъ, и всякыми узорочьи удиви ю, и многими поникадлы золотыми и серебряными просвти церковь , а онъбонъ от злата и серебра устрои, а служебныхъ съсудъ и рипидьи и всего строенья церковьнаго златомъ и каменьемь драгимъ и жемчюгомъ великимъ велми много, а трие ерусалимъ велми велиции, иже от злата чиста, от каменья многоцньна устрои: и всими виды и устроеньемъ подобна быста удивлению Соломонов Святая Святыхъ. И въ Боголюбомъ, и въ Володимр город врхъ бо златомь устрои и комары позолоти и поясъ златомъ устрои, каменьемь усвти, и столпъ позлати, и изовну церкви и по комаромъ же поткы золоты и кубъкы, и втрила золотомъ устроена постави, и по всеи церкви и по комаромъ около. Посемъ же иныи церкви многы камены постави различны и монастыр многи созда, на весь бо церковьныи чинъ и на церковникы отвръзлъ бяше Богъ сердечн очи. Не помрачи ума своего пьяньствомь, и кормитель бяшеть черньцемь и черницамъ, и убогымъ, и всякому чину яко вьзлюбленыи отець бяшеть, паче же милостынею бяше милостивъ, слыша Господа глаголюща: «Аще створите братьи меньшии мои, то мн створисте», 491 и пакы Давидъ глаголеть: «Блаженъ мужь милуя и дая весь день, о Господ не поткнется». Мужьство и умъ в нмъ живяше, правда же истина с нимъ ходяста. И иного добродяния много в нем бяше, и всякъ обычаи добронравенъ имяшеть: в нощь въходяшеть в церквь и свищи въжигивашеть сам и, видя образъ Божии, на иконахъ написанъ, взирая, яко на самаго творця; и вси свят написаны на иконахъ видя, смиряя образъ свои скрушеномь сердцемъ и уздыханье от сердца износя, и слезы от очью испущая, покаянье Давидово приимая, плачася о грисхъ своихъ, възлюбивъ нетлненая паче тлньныхъ и небесная паче врмненыхъ и царство съ святыми у вседержителя Бога паче притекущаго сего царьства земльного, и всею добродтелью б украшенъ, вторыи мудрыи Соломонъ бяшеть же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97, Архимандрит Леонид «Св. Русь», стр. 194), третьи называют эту святую тремя именами (Анастасия, Васса или Василиса и Феодора – у архиепископа Сергия т. II). В Никоновской Летописи под 1367 г. сказано о супруге Нижегородского князя Андрея Константиновича: «Того же года в Нижнем Нове-городе пострижеся Великая княгиня Андреева Константиновича Настасия во святый ангельский иноческий чин»; но в той же Летописи под 1368 г. она названа Василисой: «Того же лета преставися Василиса князя Андрея Константиновича Нижнего Новгорода в иноческом чину; имя иноческое ей Феодора, и положена бысть в монастыри Святого Зачатия, его же сама создала». – Далее родиной Вассы-Анастасии одни считают Киев (граф М. Вл. Толстой, Книга, глаголемая о российских святых, стр. 247), а другие (и – большинство) – Тверь. Архиепископ Черниговский Филарет (Русские святые, апрель, стр. 490) пишет: «дочь Тверского боярина Анастасия (Васса Ивановна»...). – Барсуков говорит: «она родилась в 1331 г. в Твери и наречена при крещении Вассой, отец её был Киевлянин (История русской Агиографии, стр. 98) и, таким образом, по-видимому, примиряет разногласие историков о родине св. Вассы Анастасии. Есть и другие несогласия и противоречия в сказании об этой святой (см. у архиепископа Димитрия, Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 97–100) 11 . В 1908 г. любителями и знатоками русской церковной древности В. Успенским и Л. Целепи (в Печатне В. В. Комарова) издано «Лицевое житие преподобной Феодоры, благоверной княгини Нижнего Новгорода» (Выпись из Лицевого Царственного Летописца). Это Житие издателями посвящено Тверскому Областному Археологическому съезду, бывшему в 1903 г., потому что пр. Феодора, – эта высоконравственная женщина-княгиня была родом «Тверянка». Вместо учёного критического разбора разных противоречивых сказаний о преподобной Феодоре воспроизведём вышеупомянутое житие. «Преставися княгиня Василиса Нижнего Новагорода, князя Андрея Константиновича Нижнего Новагорода, во иноческом чину имя ей иноческое Феодора, а положена бысть в монастыри Святого Зачатия (Пресвятой Богородицы), его же сама создала.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Ныне эта святыня пребывает в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Зельфира Трегулова, директор Третьяковки, также выступавшая на открытии Форума, рассказала, как у нее градом текли слезы, когда в храме у этой величайшей святыни крестили ее внучку, на тот момент тяжелобольную. С одной стороны, чудо обнаруживает присутствие Бога в жизни отдельных людей или целого народа, и эти события в прославление Его запечатлеваются строительством храмов, монастырей, написанием икон. Однако, с другой стороны, и сами эти произведения духовной культуры, церковного искусства – Теофания («Богоявление», от греч. Θεος – Бог и глагола φαινω – я являю). «Се – Сама Она», – процитировала Зельфира Исмаиловна слова священника Павла Флоренского перед Владимирской иконой Богоматери и его же слова: «Есть Троица” Рублёва – значит, есть Бог». «Троица» Рублёва и «Отказ от Исповеди» Репина На съемках фильма «Андрей Рублёв» К иконе «Троица» преподобного Андрея Рублева еще неоднократно обращались на Форуме докладчики. Сергей Комаров признался, что, ещё будучи хиппи, зашел как-то вместе со своей музыкальной группой в гости к приятелю. Ночь, веселье. И вдруг он нечаянно заметил какие-то черно-белые кадры по телевизору… Это был фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». И больше на том квартирнике, что некоторое время еще гремел гулянкой, будущий катехизатор-миссионер никого уже не видел и не слышал. Всю оставшуюся ночь так и просидел перед экраном, а под утро, когда по экрану пошли цветные фрески и иконы преподобного Андрея Рублева, это была та самая Теофания. В то утро он и уверовал. О воздействии искусства говорил и отец Андрей Ткачёв: «Но на Руси-то что во времена Андрея Рублева творилось! Что за жуть, которую Тарковский разве что на черно-белую пленку позволил себе заснять. И то его потом замордовали, чтобы кадры жестокости вырезал! Так это по отношению к животным! Он эти сцены включил, чтобы хоть так передать дух эпохи… А преподобный Андрей Троицу посреди всего этого кошмара созерцал. Предвечный Совет: Пойдешь ли, Сыне, искупать человечество?” – Пойду”.

http://pravoslavie.ru/135725.html

Часто его приглашали служить в приходских храмах. Так было и в канун Сретения Господня в 1931 году, когда владыку Алексея пригласили служить всенощную в Тихвинской церкви. После того, как он приехал, и началась служба, неожиданно в храме появился епископ Андрей, утром выпущенный из тюрьмы. Он, никем не встреченный, прошел в алтарь. Что произошло в алтаре неизвестно, но только на литию вышел епископ Андрей. В церкви поднялся шум, были слышны голоса: «Где же владыка Алексей?» Верующие подступили к епископу Андрею: «Владыка, вы нам не нужны, уходите отсюда... мы не хотим Вас… Вы хотели нас каленым железом... Уходите». Служба была прервана. Епископ Андрей хотел что-то сказать, но во всеобщем гвалте слов его не было слышно. В ближайшее воскресенье этот инцидент повторился в церкви Иоанно-Златоуста. Так епископа Андрея не пускали в церковь. Вскоре из Астрахани выслали епископа Алексея (Орлова), а владыка Андрей, которому после случившегося нужно было покинуть город, остался в Астрахани, не переставая твердить о «Фаддевщине» и «Филипповщине». Вообще настороженное отношение верующих астраханцев к епископу Андрею объяснялось еще и не совсем обычным для архиерея поведением. Владыка был необычайно прост в быту: носил широкую и очень длинную рубаху, без пояса «нараспашку», брюки, заправленные в сапоги, на голове — старая помятая шляпа. В таком наряде он щеголял по городу с громадной кошелкой в руках. Его видели торгующимся на рынках с продавщицами. «Странности» в поведении владыки, столь сильно смутившие астраханцев, впоследствии получили объяснение на Самарской кафедре, когда он фактически предался юродству Христа ради, чтобы спасти Самарскую Церковь от гонений. Это юродство в поведении владыки начало проявляться уже в Астрахани, но верующие астраханцы не смогли разглядеть его, внутренне настроенные против епископа Андрея. «Мудрая простота», — вот, пожалуй, самая лаконичная, но очень емкая характеристика владыки Андрея, данная ему в свое время епископом Пугачевским Павлом (Флеринским) .

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

Было еще одно обстоятельство, бросавшее тень на владыку Андрея. Он был одним из немногих архиереев, переживших период страшных сталинских гонений и не оказавшийся в ссылке или заключении. Неожиданное освобождение его из-под ареста в апреле 1931 года, когда многие из проходивших с ним по делу священники были осуждены, навевало определенные сомнения. Начинали ходить слухи о якобы сотрудничестве владыки Андрея с правоохранительными органами. 13 октября 1933 г. назначен епископом Астраханским . 3 января 1934 г. возведен в сан архиепископа . В 1935 г. был обвинен в неуплате долгов и приговорен к штрафу. После суда в 1936 г. владыка вынужден был отказаться от архиерейских служений в храмах города, ограничившись лишь совершением треб на дому, служением панихид на кладбище и чтением Псалтыри по покойникам. Отстранившись официально от управления епархией, владыка продолжал осуществлять негласное координирование между приходами, что, по сути, являлось продолжением епархиального управления. Владыка сумел перебороть тяжелое отношение к своей астраханской пастве, оставшись для нее добрым пастырем, бережно и настойчиво сохраняющим и собирающим разбегающееся «по неразумию» стадо. Во время натиска властей на православные храмы в 1929—1930 годах, когда в массовом порядке церкви закрывались и сносились, православная община г. Астрахани потеряла 3 из 10 своих храмов. Большая же часть закрытых и разрушенных храмов, принадлежала обновленцам, которые отдавали их почти чуть ли не добровольно. Православные держались за свои приходы крепко и никакие уловки власти не давали повода к их закрытию. Немалая здесь заслуга и епископа Андрея. Захват православных храмов производился через «обновленцев», которые с «доброй подачи» властей присваивали их себе. Но делалось это после долгого сопротивления православных общин, которые с боем отдавали свои храмы. Сопротивление же затягивало время, и к 1939 году, когда архиепископ Андрей вынужден был покинуть епархию, у православных еще оставалось несколько действующих храмов: Покровский, Тихвинский, Донской на Казачьем бугре и Петропавловский на поселке Свободном.

http://drevo-info.ru/articles/19589.html

В марте 1935 года, в т. н. «Кировский поток», был выслан из Ленинграда в Саратов, где недолго служил в церкви, но по большей части занимался литературными трудами. Овдовел, во время ленинградской блокады потерял троих детей. В декабре 1941 года Патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), находившийся в эвакуации в Ульяновске, предложил ему стать епископом. Архиерей епископ Саратовский Григорий (Чуков), архиепископ Уфимский Стефан (Проценко), Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев). Ульяновск. 14 октября 1942 г. 22 сентября 1942 года определением Патриаршего Местоблюстителя, главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского, протоиерей Николай Чуков был назначен на Ульяновскую кафедру: «Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что „на вакантную Ульяновскую кафедру в качестве кандидата мог бы быть указан проживающий в Саратове на покое протоиерей Николай Кириллович Чуков, 72 лет, магистр богословия, бывший ректор Богословского института в Ленинграде и настоятель Казанского ленинградского собора, известный лично мне по своей усердной работе в православном Карельском братстве, как епархиальный наблюдатель и потом ректор Духовной семинарии в Олонецкой епархии“». Однако в связи с получением сообщения от архиепископа Андрея (Комарова) о начале служения в Свято-Троицком соборе Саратова митрополит Сергий переменил своё решение. По приезде о. Николая в Ульяновск 12 октября он вручил ему указ 587 от 11 октября 1942 года о назначении епископом Саратовским, вместо уже перемещенного в Казань архиепископа Андрея, номинально имевшего титул Саратовского по причине закрытия всех храмов епархии и пребывавшего в Куйбышеве. 13 октября 1942 года во временном Патриаршем Казанском соборе на ул. Водников архиепископом Куйбышевским Алексием (Палицыным) был пострижен в монашество с именем Григорий в честь священномученика Григория, просветителя Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Милецкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2012 г. Милецкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 2012 г. (Владимир-Волынской и Ковельской епархии УПЦ), находится в с. Мильцы Старовыжевского р-на Волынской обл. (Украина). М. м. основан, вероятно, до сер. XV в. Волынский князь литовского происхождения Сангушко Федорович, сын Федора Ольгердовича и протопсалт династии князей Сангушковичей, незадолго до смерти (ок. 1454) составил завещание, в котором записал для своей супруги Ганки (Анны) села Тростяница, Нуйно, Грабов, Берёзов и «монастырь св. Николая Мильце» (Archiwum ksit Lubartowiczów Sanguszków w Sawucie. Lwów, 1890. T. 3: 1432-1534. S. 11). После кончины князя эти владения были закреплены за его вдовой Ганкой Сангушковой совместным актом за подписью совета литов. воевод («панов-рады») и римско-католич. еп. Виленского Николая (Миколая из Солечник) от 10 марта 1468 г. Возможно, в этом документе впервые упоминается М. м. Вероятно, именно кн. Сангушко Федорович был основателем М. м., его монашеское имя Иоаким под 1454 г. внесено в древний синодик обители, хранившийся до нач. XX в. в б-ке КДА ( Викторовский П. Г. Западнорус. дворянские фамилии, отпавшие от православия в кон. XVI и XVII вв. К., 1912. Вып. 1. С. 184). Всего в синодик было вписано ок. 500 представителей рода Сангушковичей, потомков литовского князя ( Алексий (Воронов). 1909). М. м. упоминается и в акте от 21 мая 1522 г.: ковельский кн. Василий Сангушкович уступил своему двоюродному брату кошерскому кн. Андрею Сангушковичу «тот монастырь с людьми и с наданьем монастырским, что предки наши надали, что ся монастыр здавна в собе мел» (Archiwum ksit... 1890. T. 3. S. 231). Однако акт, закреплявший этот обмен, был реализован значительно позже, уже после смерти кн. Андрея, и утвержден декретом кор. Боны от 5 авг. 1533 г. В нем говорилось, что М. м. с принадлежащими ему селами (Соловьёво, Лагодово и Комарово) передан в ведение сына кн. Андрея, кн. Федора Сангушко, старосты Владимирского повета. Взамен кн. Федор уступил с. Мостыще.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010