В 1162 г. Господь послал благоверному князю Андрею великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских — святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление Ростовских святителей началось несколько позже, но начало их народного почитания положил князь Андрей. В 1164 г. войска князя Андрея Боголюбского одолели давнего врага — Волжскую Болгарию. Победы православного русского народа были ознаменованы созданием литургических творений в Русской Церкви. По указанию святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу 1 августа (названное русским народом «медовым Спасом», когда в храмы приносили на освящение новый мед), в день победы над болгарами, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; воплощавший литургически веру православного народа в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой омофор. Праздник Покрова Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников, он является как бы литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, выраженных в песнопениях праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы — 2 июля. Это русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку; основанием для его установления явилось видение преподобному Андрею Христа ради юродивому Божией Матери, осенявшей верующих Своим омофором во Влахернском храме в Константинополе. Первым храмом, освященным в честь праздника, был храм Покрова на Нерли (1165 г.), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме р. Нерли так, чтобы князь мог видеть его из окон своего боголюбовского терема. К концу 1160-х годов относится попытка святого Андрея и епископа Ростовского Феодора просить Патриарха Константинопольского открыть вторую русскую Митрополичью кафедру во Владимире. Сохранилась грамота Патриарха Луки (Хризоверга) святому Андрею, касающаяся этого вопроса. Епископ Ростовский Феодор потерпел неудачу в попытке получить автономию Владимирской Церкви, так же как за несколько лет до него Митрополит Климент (Смолятич) — автокефалию Киевской Церкви. Судьба епископа Феодора сложилась трагически: в 1168 г. он был осужден по постановлению Митрополичьего суда и погиб в темнице. Намерение святого князя Андрея исполнилось лишь много лет спустя, когда святой Митрополит Максим перенес (около 1300 г.) Митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор кафедральным — первопрестольным храмом Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

3. Нельзя приписать установление праздника Покрова великому князю Андрею Боголюбскому, потому что отношение его к высшей духовной власти в Киеве и к самому Киеву было неблагоприятное. В 1157 г. князь Андрей изгнал ростовского епископа Нестора из епархии; киевский митрополит оправдал его, но возвратившийся Нестор опять изгнан; затем князь Андрей начал дело об установлении у себя особой митрополии, что, конечно, весьма неприятно было киевскому митрополиту (1162 г), не успев в этом, покровительствовал потом епископу ростовскому (он же и Владимирский) Феодору, принявшему рукоположение от константинопольского патриарха и не хотевшему, подчиняться киевскому митрополиту, но принужден был выдать его митрополиту Константину, который жестоко казнил его (1169–1172). Естественно, что князь Андрей, по делу установления им праздника 1 августа, обратился при таких обстоятельствах в Константинополь, откуда и получил благоприятный ответ в 1168 году. Около этого же времени сын его Мстислав с другими князьями взял приступом Киев, причем этот город был страшно разорен; вскоре, в 1170 году, им же разорены окрестности Новгорода, хотя самый город спасен помощью Богоматери. При таком положении дел Боголюбский не мог своей только властью установить и особенно распространить празднование 1 октября Покрову Богоматери. Из пролога об установлении праздника Покрова Богородицы видно, что он установлен мирно только в России властью, конечно, княжеской и митрополита и распространился скоро по всей России, ибо был установлен до разделения ее на два великие княжества, а праздник 1 августа не может быть и сравнен в отношении к распространению его не только по празднованию, но и по рукописным книгам. Его нет, как сказано, в древних прологах до XVI века; может быть и вероятно, он был и в некоторых древних прологах 121 , но весьма немногих, до нас не дошедших 122 . Но несомненно, что св. князем Андреем Боголюбским построен храм Покрова Богородицы близ Боголюбова и, по всей вероятности, св. Андрей хотел показать этим Покров Богоматери над этим местом и, приводя на память явление Богоматери святому Андрею в Константинополе, утверждал тем событие явления Богоматери ему князю Андрею на месте Боголюбимом. Вообще, этот князь был великий чтитель Божией Матери. Он создал Ей два храма в Боголюбове Рождественский и Покровский и два храма во Владимире Успенский соборный и Положения ризы Богоматери на Золотых воротах и кроме того установил празднование вместе со Спасителем и Божией Матери 1 августа. Несомненно, он видел великие чудеса от иконы Богоматери, принесенной им из Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Завершил список выступающих от ПС Фонда - Олег Петрович Федоров. Он отметил, что принято решение о выставление работ конкурса детского рисунка «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский» в выставочном зале «Ходынка», также будет подана заявка на участие данной выставкой в конкурсе «Вифлеемская звезда» в Храме Христа Спасителя. К программе Фонда в Президиум Олег Петровичем было передано предложение по разделу подпрограммы «Под покровом св. Андрея Боголюбского. Социальная ответственность и воспитание», включающее в себя собственные методики центра на Ходынке по социальной и духовной реабилитации нуждающихся. Далее Александр Владимирович Макеев представил баронессу Елену Николаевну Майендорф, которая прилетела из Австрии по приглашению фонда. Баронесса приняла положительное решение на вступление в Попечительский Совет и выступила со своими идеями и предложениями. Свою проникновенную речь баронесса начала со слов благодарения Господа за приглашение. Прочитав все материалы по Фонду, она поняла, что хочет того же, что и создатели Фонда. С болью в сердце, она рассказала, что на Всемирной Ассамблее Русского народа, где было 50 докладчиков, из которых не было ни одного священника и которые говорили о русском языке, никто не сказал, что великий язык основан на христианстве и любви к Господу Богу. Баронесса смогла сказать об этом перед 1200 членами, присутствующими на Ассамблее. Культура Майедорфов известна очень давно и род баронессы всегда служил Христианской Вере. Она отметила, что чувствуется, что не только святой Андрей Боголюбский помогает Фонду, но и сам Господь! «Бог - есть Любовь, любовь к России, к ценностям Христианства. Он с нами, значит, наши старания придут к успеху. Россия и Австрия, как Давид и Голиаф. И Россия имеет все, чтобы стать святой Русью!» Баронесса выразила готовность в организации выставок и лекций, посвященных Андрею Боголюбскому в Австрии: в Вене и Зальцбурге, в Центре русской культуры, организованного Еленой Николаевной. Также на протяжении 19 лет баронесса ведет работу по приему русских детишек, устроению им культурной программы по Австрии и отдыха, за что была награждена орденом Михаила Ломоносова, орденом Великой Екатерины II, и дипломом Сергея Викторовича Лаврова. Ее центр готов помогать в проведении экскурсий по святыням Австрии. В Центре русской культуры постоянно устраиваются лекции о России, в том числе и на религиозные темы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

Харьков, 1863. Т. 2. С. 51–77. 268 Упоминается победа великого князя московского Димитрия над Мамаем, за которую он получил прозвище Донского. 271 «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста» – как полагают церковные историки, праздник этот был установлен в Константинополе из-за частых болезней, случавшихся в августе месяце. Ежегодно 1 августа часть животворящего древа Креста Господня, найденного матерью императора Константина Еленой в окрестностях Иерусалима в IV в. и хранившегося в домовой церкви византийских императоров, переносилась в храм Святой Софии, где совершался водосвятный молебен. Затем, в течение двух недель, святыня путешествовала по городу, причем совершались молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа святыню переносили обратно в домовую церковь . Возникновение этого праздника относят к IX в. В России его начали отмечать в первой четверти XV столетия. Слово «происхождение» – неверный перевод с греческого: Проо5а означает – крестный ход, торжественная церемония. 272 «...большая церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и в честь Креста Христова, в первый день августа на освящение вод» – 1 августа, в день, когда празднуется изнесение честных древ честного и животворящего Креста, отмечается победа владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (1111–1174) над поволжскими булгарами, одержанная им в 1164 году. Перед войском князя Андрея несли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. В этот же день, согласно церковному преданию, была одержана победа византийского императора Мануила I Комнина (1143 – 1180) над сарацинами. В память об этих победах, с обоюдного согласия Андрея Боголюбского и императора Мануила, был установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице, Матери Его. Инициативу установления этого праздника приписывают то Андрею Боголюбскому, то императору Мануилу. Историки полагают, что на Руси этот праздник отмечается с XII в. 273 Чудь – древнерусское название племени эстов, а также других финских племен, живших к востоку от Онежского озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Временный храм - это первый шаг к возведению большого собора, это формирование вокруг него приходской общины, это все тот же процесс объединения. И главное, о чем сказал Владыка Савва: «Святейший Патриарх Кирилл свое благословение на это дал. Откроется отдельная приходская община святого Андрея Боголюбского, в связи с этим временный храм предлагается именовать в честь Святого Георгия Победоносца, память этого святого почитается Фондом, и 6 мая Фонд проводит свои мероприятия по встрече ветеранов России, Беларуси и Украины». Князь Андрей Боголюбский вместе с нами строит храм, вокруг которого объединятся православные, любящие Россию, верящие в нее, думающие о ее будущем, о ее благоденствии, как думали об этом наши великие предки. Легко ли им было? Но они строили Россию своей верой, любовью, возлагая свои надежды на нас, своих потомков. Фонд имени святого князя тоже строит. О планах на будущий год и на ближайшую перспективу рассказала вице-президент Фонда Елена Гильманова. Задумано возведение памятника святому князю Андрею Боголюбскому у одноименной обители под городом Владимиром. Ждет своего издания книга о князе Андрее в серии Жизнь Замечательных Людей. Общероссийский конкурс детского творчества «Открой мир Святой Руси» посвящается 900-летию Андрея Боголюбского и 850-летию окончания строительства Князем Андреем средневекового архитектурного ансамбля города Владимира. «Всегда строили храмы всем миром, - это добрая традиция наших предков, - сказала на собрании Ольга Величанская, - по кирпичикам каждый вносил свою лепту». «Сколько кирпичиков Вы готовы принести в своем рюкзачке»? - спросил её Владыка Савва. - «Сколько Бог даст», - ответила Ольга Величанская. - «Бог даст. Умейте взять», - обнадежил всех нас и благословил Владыка. Елена Студнева , обозреватель журнала «Международная жизнь» http://interaffairs.ru/read.php?item=10261 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Любец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:приблизительно 1680 - 1700. Адрес: Владимирская область, Ковровский р-н, с. Любец Координаты: 56.3316, 41.2053 Проезд:В г. Ковров следует выехать в пригород к домостроительному комбинату, далее не доезжая до него 200м свернуть влево по единственной дороге, далее 4км через с. Погост, лес, мимо пионерлагеря и турбазы к селу Любец Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Успенская церковь в селе Любец считается ярким и образцовым представителем древнерусского зодчества. Её архитектура перекликается с суздальской школой каменных дел мастеров. Характерны пропорции и наличие шатровой колокольни. Место постройки её на холмистом и лесистом берегу реки Клязьма выбрано очень удачно. Она находится поодаль современного села Любец, но идя по нему вдоль его просторной улицы невозможно оторвать от неё взгляд. Церковь имеет колокольню и каменную ограду, рядом с ней кладбище Храм условно действующий, всё раскрыто, техническое состояние неудовлетворительное. Основание Любца дошедшая до нас легенда приписывает великому князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Проплывая на ладьях со своей дружиной, Боголюбский причалил для отдыха к высокому берегу Клязьмы. Это место Боголюбскому понравилось («любо здесь») и он приказал выстроить храм во имя Успения Божией Матери. Легенда правдоподобна, тем более архивные документы подтверждают, что Андрей Боголюбский в 1164 году проплывал по Клязьме вниз. Однако, в Любце люди жили за 200 лет до великого князя Владимирского. Это были переселенцы из Киевской Руси, изнурённые постоянными набегами племён кочевников. Впервые это предположил в XIX веке краевед Н.С. Стромилов, обратив внимание на созвучность южнорусского городка Любеч и села Любец. Позднее его предположение было подтверждено археологическими находками. В селе и близ него были обнаружены 4 селища и курганный могильник X – XI вв., на месте которых найдена древнерусская гончарная керамика.

http://sobory.ru/article/?object=03225

В златоверхом своем храме Благоверному Князю Андрею немало приходилось совершать и печальных молитвословий и церемоний. В сем храме в 1164 году похоронил он сына своего Изяслава. «В лето 6672, сказано в летописи, преставися благоверный князь Христолюбивый Изяслав, сын Великаго Князя Андрея, и плакася по нем князь Андрей отец и брат его Мстислав; и тако положиша и в церкви святыя Богородица Володимири с плачем великим месяца Октября в 28 день». В 1166 году похоронил брата своего Ярослава Юрьевича. «В 6674 лете, сказано у летописца, преставися благоверный князь Христолюбивый Ярослав, великаго князя сын Дюрдев (Георгиев), и плакася по нем брат его Андрей, и положи в церкви святыя Богородица Володимири месяца Априля в 12» 3737 . Чрез семь лет по кончине Ярослава Георгиевича погребен был сын князя Андрея Боголюбского Мстислав. «В лето 6681, повествуется, преставися благоверный князь Мстислав Андреевич месяца Марта в 28 день, во вторник, положиша и в святое Богородици Володимере, юже церковь учинил отец его Андрей, и плакашася по нем отец его и вся Суждальская земля». Над каменным гробом этого воинственного князя, по повелению отца его Андрея Георгиевича, поставлена была мраморная статуя. 3838 В 1175 году июня в 20 день скончался еще сын Андрея Боголюбского Глеб, исключительно посвятивший себя на служение Господу. – Он каждодневно присутствовал за церковною службою в новоустроенном родителем его соборном храме. «Честное тело сего блаженнаго князя также было положено в соборном храме» 3939 . Через девять дней после кончины сына своего Глеба и сам Благоверный Князь Андрей запечатлел свою святую жизнь мученическою кончиною. Он на 29 июня был убит в Боголюбовском дворце самым бесчеловечным образом. На шестой день – 5 июля, когда бунт и смятение, вследствие сего страшного события, несколько поутихли в Боголюбове, перенесено было тело страстотерпца князя во Владимир для погребения его в построенном им дивном соборном храме. В летописи записан и самый порядок, в каком было совершено перенесение тела. «В шестой день в пятницу, сказано там, Владимирцы сказали соборному игумену Феодулу 4040 и Луке демественнику 4141 : нарядите носильщиков, или поедем, возьмем князя господина своего Андрея, а Микулице 4242 сказали: сбери попы вси, оболкшеся в ризы, выйдете перед серебряная ворота 4343 , со святою Богородицею, и тут князя дожидайтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

– Отрадно, что древний святой образ Богоматери «Боголюбской» предстает перед широкой общественностью именно в эти дни, когда государство и гражданское общество направляет свои усилия на сохранение национальной культурной и духовной идентичности, традиционных ценностей, возрождение системы образования и воспитания, – говорит основатель Общества им. Михаила Абрамова Светлана Абрамова. – Без преувеличения можно сказать, что сегодня, как и много сотен лет назад, явившись князю Андрею Юрьевичу, Сама Богоматерь указывает нам путь и напоминает о Своем неизменном заступничестве и попечении о России. То, что древняя икона Божией Матери «Боголюбская» не просто не утрачена, а раскрыта реставраторами до первоначального слоя, да еще ее можно увидеть всем желающим, причем такой, какой ее видел князь Андрей Боголюбский в 1158 году, – это действительно чудо, которое дает невероятную надежду для каждого из нас и для всей нашей страны. Выставка «Икона XII века “Богоматерь Боголюбская ”. Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника будет действовать постоянно. Адрес: г. Владимир, ул. Большая Московская, 58. Рейтинг: 10 Голосов: 617 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 30 марта 2024, 20:31 Хотя сама не иконописец, больше всего на православии ру люблю статьи про иконопись Тамара 18 марта 2024, 23:17 Пресвятая Богородица ,,Боголюбская " , храни нашу Святую Русь, дай нам Победы на супротивные!! Какая радость душевная, что такая святыня сохранилась до нашего времени, почти на протяжении 1000- летия, для нас теперешних православных христиан на Руси, и разве это не чудо??? Андрей Боголюбский, великий княже, защити и сохрани нашу землю Русскую от этой нечистой силы, что снова идёт на земли наши!! Господи , спаси и помилуй Русь нашу и земли наши!! Александр 18 марта 2024, 22:13 Князь Андрей вёз из Киева Владимирскую икону и ему было явление Матери Божией с чем и связывают написание Боголюбской иконы. Анатолий Миронов 18 марта 2024, 00:55

http://pravoslavie.ru/159130.html

Этот боярин, возгордившись зело, однажды не только не воздал чести князю Юрию, но и поносил его. Князь, не стерпя такого посрамления, приказал предать непокорного боярина смерти, а сыновей его Петра и Якима, еще очень молодых и красивых, и дочь – красавицу, именем Улиту, отослал во Владимир к сыну своему Андрею. Построив Москву на месте Кучковых владений, Юрий приехал во Владимир и сочетал здесь браком сына своего Андрея с дочерью Кучки. Из этого предания видно, что Улита, жена Боголюбского, была дочерью одного из сильных местных земских бояр владельцев, которые переселились сюда издавна из Новгорода и с которыми Юрию пришлось вступать в открытую борьбу, так как эти земские люди вовсе не хотели повиноваться князю и желали жить на «всей своей воле». 21 Это народное предание не противоречит и летописным известиям. Впоследствии мы увидим, что братья Улиты – Петр и Яким Кучковичи служили при дворе Андрея Боголюбского до самой его смерти, коей они и были главными виновниками. По достижении совершеннолетия князьям обыкно­венно давался для кормления и управления в родовой отчине один из городов. Такой город получил и Андрей Боголюбский от отца. 22 Это был тогда незна­чительный, бедный и малонаселенный город Владимир на Клязьме, только что отстроенный 23 дедом Боголюб­скаго, вел. кн. Владимиром Мономахом . Здесь протекли первые годы молодости и зрелого мужества Боголюбского; здесь же конечно зародились в нем и первые думы о возвышении Ростовско-Суздальской земли среди русских княжеств. Что Андрей Боголюбский был главным деятелем в этой колонизационной работе на севере еще в первое время своего пребывания в Ростовско-Суздальской земле, об этомсвидетельствует он сам впоследствии в 1162 г. «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдною учинил», – говорил он на собранию кня­зей и бояр во Владимире. Если бы Боголюбский трудился над устроением своей земли лишь с 1156 г. по 1162 г.– время своего вторичного пребывания на севере, – то он не имел бы основания так говорить о своей столь кратковременной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Накануне гибели он, по словам дочери своего друга Николая Чернышова, нашел на холме большой крест и воспринял это как знак своей скорой смерти, сказав ему: «Завтра я умру». Василий Чекрыгин скончался на руках жены Веры, волею случая ехавшей в сбившем его поезде. Навстречу друг другу неслись два встречных состава, поэтому художник, идущий по железнодорожным путям, якобы не расслышал грохот надвигающегося на него сзади поезда. Именно так искусствовед и художник Лев Жегин, сын архитектора Федора Шехтеля, обрисовал гибель своего друга (Каталог выставки В.Чекрыгина в ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1969). Василия Чекрыгина похоронили 6 июня вблизи деревни Акулово на Боголюбском погосте. Его могила 99 лет считалась навсегда утерянной, поглощенной водами Учинского водохранилища. Однако 5 мая 2021 года пушкинскому священнику и краеведу Андрею Дудареву в конце концов удалось отыскать, казалось бы, навсегда утраченную могилу неподалеку от вновь обретённой могилы священника Боголюбского храма Михаила Шарикова и его семьи. 3 июня панихиду на могиле Василия Чекрыгина отслужил отец Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах. Собралось немало почитателей Василия Чекрыгина, включая представителей музеев, картинных галерей, творческих союзов, Дома А.Ф. Лосева. Встречу организовала и вела создательница библиотеки-музея Н.Ф. Федорова в Беляево, старший научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького Анастасия Гачева. Вспомнили первую персональную выставку, которая состоялась в 1956 году через 34 года после гибели художника. В Музее Маяковского в 1964-м было показано 130 работ Василия Чекрыгина. Большая выставка художника прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1969 году. К 120-летию Василия Чекрыгина в 2017-м Государственная Третьяковская галерея провела выставку его графических работ «Предчувствие грядущего». К 100-летию со дня трагической гибели «апостола большого искусства» в Пушкино краевед и священник Андрей Дударев намеревается создать у могилы Василия Чекрыгина мемориал под сенью храма Святого Духа, который пока незримо стоит в тиши Боголюбского погоста у воссозданного по старой фотографии большого белого деревянного креста, увенчанного иконой Святой Троицы.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/05/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010