В правой руке Она держит хартию с молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Прчистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня/1 июля н. ст. Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ чудесно сохранился в огне невредимым. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе в Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы, Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, после чего, татары в страхе бежали с Русской земли - Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. В 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца (она считалась охранной иконой русских царевичей). Благочестивый царь Фёдор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями. Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы. Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году город Владимир постигло страшное бедствие - эпидемия моровой язвы - чумы (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России). Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях - так прошёл весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию - народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню - Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00184

Искусные иконописцы изобразили Божию Матерь в том виде, как она явилась святому князю Андрею: во весь рост, со свитком в правой руке и молитвенно поднятой вверх левой. 18 июня, в день чудесного явления Божией Матери, установлено ежегодное празднование в честь Боголюбской иконы, В 1771 году, в память избавления Владимира и его окрестностей от моровой язвы предстательством Богородицы, было установлено перенесение чудотворной Боголюбской иконы из обители во Владимир (21 мая), а впоследствии – из Владимира в Боголюбский монастырь (16 июня). Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших на Руси, прославилась многочисленными чудесами. Особенно часто верующие люди прибегали к заступничеству Божией Матери в молитвах перед Боголюбской Ее иконой во время моровых поветрий. Известны несколько списков с чудотворного образа, от которых также совершались чудеса: Боголюбская – в Козлове, Усмани, Угличе. Чтимый список с Боголюбской иконы находился в часовне, устроенной в Москве в Китай-городе в 1880 году, внутри башни у Варваринских ворот. На этой иконе, кроме Спасителя и Божией Матери, изображены святители Московские – митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп. Литература: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Изд. 2-е. СПб., 1898. Святаго мученика Леонтия Стихиры, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Что тя именуем, славне?/Елладское приношение,/яко устремившася от нея;/финическое очищение, яко заколена в ней;/светильника, яко во тьме возблиставшаго;/добля, яко непобедима биющими./Многообразное твое благозвание,/Леонтие всеблаженне,/моли спастися душам нашим. Что тя, страстотерпче, пронаречем?/Воина Христова, яко погубителя врагов;/царя страстей, яко благочестия страдальца;/питателя алчущих, яко нищелюбца;/праведника, яко рачителя небомудренна./Различная твоя страдания, светлейша борения./Моли спастися душам нашим. Кто не почудится тебе, Леонтие?/Яко всельника прием нетления источника,/реки благодеяния источаеши верным/ и всем безмездно независтна приношаеши, жаждущим дарования,/веселиши же причащающияся водам благости./Моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ольга Величанская рассказала о горьком опыте тележурналистов, которым поделилась на форуме одна из представителей средств массовой информации. Так съемочная группа решила подготовить репортаж о том, как дети готовятся к Первому сентября. В некоем поселке обнаружили мальчика, который жил в...собачьей конуре, мама и не собиралась готовить своего ребенка к школе. Второй сюжет был о многодетной семье из 16 детей, где папа организовал ансамбль, где все друг друга любят, все дружны. Оба сюжета телегруппа предложила центральным телевизионным каналам. В итоге: восемь заявок было на «собачью конуру», и ни одной заявки - о многодетной семье. Радость нынче не в чести? «Этого не должно быть, - считает Ольга Величанская. - То, чего мы добиваемся, это чтобы роль семьи, отцовства и материнства были поставлены «во главу угла» нашей жизни. Это поможет и в строительстве храмов, и в возведении храмов Божиих в наших душах. Поэтому то, что делает «Колыбель», об этом надо говорить много и много писать», - подчеркнула Ольга Величанская. Строительство храма Божьего - вот мы и подошли к главному. Учредитель Московского колокольного завода Олег Грицаенко преподнес литую бронзовую икону Спаса Нерукотворного Фонду Андрея Боголюбского, предложив ее передать строящемуся собору в честь благоверного Князя. Завершая рассказ о деятельности Фонда за год, необходимо отметить одну из существенных и ежедневных забот его руководства - строительство храма в честь иконы святого Князя Андрея Боголюбского в Москве. Одновременно Фонд ходатайствует на всех уровнях о присвоении проспекту или улице имени одного из выдающихся русских князей - сына Юрия Долгорукого и внука Владимира Мономаха - Андрея Боголюбского. Вот, что об этом на собрании 26 ноября сказал Владыка Савва: «Что касается строительства храма святого князя Андрея Боголюбского - считаю, что это одна из важнейших задач Фонда и возможность нам быть едиными вокруг этого замечательного создания уникального собора на территории города Москвы. У нас нет храма, посвященного святому благоверному князю Андрею Боголюбскому в Москве». Тем не менее, процесс строительства нового храма требует выделения участка земли, оформления документов и немалых усилий множества людей. «От арендатора было получено согласие, и префектом было дано поручение, что в ближайшее время будет заключен временный договор, который даст нам возможность получения участка на год. Цель - сделать проект, а также мы получаем разрешение от префекта на возведение временного храма», - сказал Владыка Савва.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 г. в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери. За год до этого, в феврале 1854 г. Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 г.); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 г.). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле. В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество. Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 г. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 г.). Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях. Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х г.г. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П.

http://sobory.ru/article/?object=02497

Завершилась столетняя реставрация Боголюбской иконы Богоматери Москва, 5 октября 2018 г.      13 октября на телеканале " История " состоитя премьера нового документального проекта " Спасенные шедевры России " . Уникальный многосерийный фильм посвящен реставрации известных памятников отечественной культуры в Центре имени академика Грабаря. Первая серия документального проекта рассказывает об истории спасения бессмертного шедевра иконной живописи Боголюбской иконы Богоматери XII века. Сейчас это одно из древнейших изображений Богоматери, которое дошло до наших дней. По преданию, в 1155 году, во время перенесения Владимирской иконы из Вышгорода в Залесье, князю Андрею Боголюбскому в походном шатре явилась Богородица. Она повелела ему поставить икону во Владимире. На месте чудесного явления князь воздвиг храм Рождества Богородицы и основал свою резиденцию - село Боголюбово. В честь этого события он повелел написать новую икону, изображающую его видение. На протяжении столетий местные жители ходили в крестный ход с этим образом, из-за чего икону часто приходилось поновлять слоем лака. Все эти изменения пагубным образом с казались на сохранности образа. В 1918 году были выявлены ужасные разрушения иконы: красочный слой частично осыпался, а где-то обнажилось дерево. Доска иконы была изъедена жучком-древоточцем, и даже была найдена живая личинка. По меркам того времени спасти шедевр было невозможно. В Центре имени Грабаря над иконой работало пять поколений реставраторов, и шаг за шагом удалось выявить живопись XII века, которая скрывалас ь под слоем 23-х поновлений. " До некоторой степени нас сравнивают сврачами. И это не просто как у врача: не навреди. Я думаю, что на сегодняшний момент реставрация всё больше должна быть интеллектуальной. То есть изначально это искусствоведческое и историческое исследование " , - сообщил Александр Горматюк, последний реставратор Боголюбской иконы Богоматери в Центре академика имени Грабаря. Благодаря проекту " Спасенные шедевры России " зрители телеканала " История " смогут увидеть масштаб проделанных преобразований за сто лет. Боголюбская икона вернулась из небытия и стала еще одним подтверждением удивительной красоты и богатства древнерусской культуры домонгольского периода.

http://pravoslavie.ru/116257.html

Самым большим из монастырских храмов является собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г. Владимирским еп. свт. Феофаном Затворником . Храм в русско-визант. стиле был возведен по проекту К. А. Тона под наблюдением губернского архит. Я. М. Никифорова, большую часть средств на строительство пожертвовали московская купчиха А. Г. Алексеева и ее сыновья. В храме имелись приделы во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866) и апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867). Здание собора крестово-купольное, с 5 тесно примыкающими друг к другу главами на граненых барабанах и постаментах, центральный купол выделен высотой и объемом. Фасады собора украшены пилястрами, карнизом и закомарами с архивольтами и круглыми нишами. Своды центральных рукавов креста по высоте и ширине превосходят боковые компартименты, что подчеркнуто размерами закомар. Иконостас храма создан по рисункам акад. Ф. Г. Солнцева . Внутренние росписи в академическом стиле выполнены в 70-х гг. XIX в. В 1907-1908 гг. настенная роспись была обновлена, в главном алтаре установили новый резной позолоченный иконостас. Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г. Святой шатер (киворий) и ц. в честь Рождества Божией Матери. Фотография. 2002 г. С юго-зап. стороны ц. Рождества Пресв. Богородицы, на месте шатра, в к-ром, по преданию, кн. Андрею явилась Божия Матерь, находится Святой шатер (киворий). В его совр. виде шатер был построен в XVII в., впервые упомянут в описях мон-ря 80-х гг. XVII в. Каменная часовня представляет собой свод, увенчанный крестом и опирающийся на 4 столпа, к-рые имеют форму перевернутого кувшина. Раскопки Воронина (1934-1938) позволили восстановить вид этой постройки в XII в.: это была белокаменная резная 8-колонная аркада, под к-рой стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из чаши кн. Андрей брал деньги для раздачи рабочим, строившим храмы и др. здания Боголюбова, из нее же он наделял деньгами бедных. В Б. м. ежегодно 18 июня, в день празднования Боголюбской иконы, в этой чаше совершалось освящение воды. (В наст. время белокаменная чаша из Святого шатра, с железным обручем вокруг нее и внутри обложенная железом («кандея»), находится в собрании ГВСМЗ.) В постройке XII в. вверху столпов на вост. стороне было изображено явление Богоматери кн. Андрею, на зап.- текст, повествующий об этом событии.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоялось открытие выставки «Икона XII века Богоматерь Боголюбская» 30.01.2016 482 28 января 2016 года в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря состоялось открытие выставки «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. 100 лет исследований — ответы реставрации». Мероприятие приурочено к окончанию реставрации Боголюбского образа Божией Матери. Наконец-то состоялось это столь долгожданное всем православным миром событие, сообщает пресс-служба Фонда Андрея Боголюбского. Долгий путь проделала икона Божией Матери к своему выздоровлению! Сто лет реставрации, пять поколений реставраторов трудились над ее восстановлением! На выставке показаны уникальные архивные фотографии, по которым понятно, как близки мы были к утрате этой святыни. За всю свою историю (858 лет) икона претерпела более 20 вмешательств и многократно находилась в условиях драматично сказавшихся на ее сохранности. Подлинник иконы находится во Владимиро-Суздальском музее в специально оборудованной комнате в горизонтальном положении. По решению специальной комиссии икона будет находиться под пристальным наблюдением два года. И только потом будет решаться ее судьба – храм или музей! Для ее дальнейшей сохранности потребуются специальные условия хранения. Сейчас нам необходимо молиться всем миром, чтобы икона Божией Матери Боголюбивая вернулась в свой родной дом – храм! Икона Боголюбской Божией Матери является древнейшей русской иконой сохранившейся до наших дней. Божия Матерь была явлена в 1158 году Великому князю Андрею Боголюбскому недалеко от города Владимира на месте, где сейчас находится Боголюбский монастырь. Много чудес было совершено по молитвам перед этим святым образом! Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она спасала Русь от татаро-монгольского ига, чумы и холеры. Была столько веков нашей заступницей и хранительницей! «Значение этого памятника переоценить невозможно. Он родился на Русской земле по велению русского князя Андрея Боголюбского. Эпоха князя – это переход от Киевской Руси к Московии. И то, что Богородица смотрит на нас, и она видела Русь 12 века, - само это уже удивительно», - сказала генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/30/v_...

В советское время мощи прав. Андрея Боголюбского трижды подвергались вскрытию: в 1919 , 1934 (святые мощи были взяты в Ленинград для исследования, подтвердившего, что это останки князя Андрея) и 1941 гг. (взяты в Москву в мастерскую М. М. Герасимова, сделавшего попытку воссоздать облик князя). В 1987 г. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передал святые мощи князя Владимирской епархии, они покоятся на прежнем месте, в раке у сев. стены Успенского собора. В 1982 г. имя Андрея Боголюбского было внесено в Собор Владимирских святых , установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Гимнография Служба прав. Андрею Боголюбскому - бденная (см. Знаки праздников месяцеслова ), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы. Особо выделена тема благочестивого родословия князя и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом . Почитание Андрея Боголюбского отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы , составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) . Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в третьей стихире на Господи воззвах, а также в первом тропаре и богородичне третьей песни канона утрени . Иконография Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О.С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) На миниатюре Радзивиловской летописи представлено убиение князя Андрея. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на северной грани юго-восточного столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. Князь Андрей представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх которого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиционному парадному типу портретов правителей.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Москва. Церковь Андрея Боголюбского в Текстильщиках (каменная). Церковь. Действует.   Престолы: Андрея Боголюбского Год постройки:Между 2017 и 2019. Архитектор:А.Н. Трофимов, А. Евсеев (интерьеры внутренний/внешний декор) Ссылки:     Адрес: Россия, горд Москва, Волгоградский проспект д. 85. Координаты: 55.709403, 37.747116 Проезд:станция метро " Текстильщики " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Единственный строящийся храм в Москве, посвященный Святому князю Андрею Боголюбскому, находится в Юго-Восточном округе, на пересечении Волгоградского проспекта, Волжского бульвара и Окской улицы в районе Текстильщики. Церковь на 500 человек строится по необычному индивидуальному проекту. Проектировщики взяли за основу вид Успенского собора во Владимире и храма Покрова на Нерли, творчески переработав их. 3 марта 2018 года состоялось освящение купола и креста для колокольни строящегося храма. 9 июня 2018 года храм был увенчан крестами. 17 июля 2018 года освящены колокола храма. Храм готовится к чину великого освящения. В апреле 2019 года должны быть полностью выполнены работы по внутреннему убранству. http://standrews-hram.moseparh.ru/istoriya-xrama/ Проект храма выполнен в стиле Владимирской школы храмового зодчества. По проекту храм относится к типу крестово-купольных. В крестово-купольном типе храма центральный световой барабан опирается на четыре столба, расположенных в центре основного объема и соединенных подпружными арками. Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников). От центрального средокрестия расходятся четыре сводчатых рукава, образующих пространственный крест. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Конструктивную основу проектируемого крестово-купольного храма составляет трехпролетная арочно-стоечная система. Подпружные арки, опирающиеся на наружные стены и центральные столбы, служат основанием для цилиндрических сводов, составляющих крест, и угловых ячеек. Фасады храма оштукатуриваются, окрашиваются фасадной краской белого цвета. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46723

Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010