С другой стороны, Русь к 1237 году была не более «раздробленной чем какое-либо развитое средневековое государство вообще, 3десь следует вернуться к Андрею Боголюбскому, который, перенеся центр Руси во Владимир, создал тем самым основу для нового объединения страны. В уже упомянутом исследовании Ю. А. Лимонова это убедительно показано. Историк делает вывод о положении Новгорода в 1170-х годах: «...никогда еще крупнейший торговый и экономический центр Древней Руси и Северной Европы не был в такой зависимости от великих князей. «Самовластец» (так называли Андрея. - В.К.) владимирский буквально диктовал свои условия городу» (с. 69). И Киевская земля «постоянно ощущала влияние владимиро-суздальского князя... Киев... превратился в обыкновенный, совершенно заурядный объект вассального держания» (с. 72, 73). Как уже говорилось, многие историки прямо-таки проклинают Андрея за его «самовластие», хотя вместе с тем возмущаются и предшествующей раздробленностью (словом, все безобразно в этой самой Руси!). Определенное единство страны,- несмотря на все противоречия и раздоры,- сохранялось и при младшем брате Андрея Всеволоде Большое Гнездо (правил во Владимире в 1176-1212 годах), и при его сыне Юрии (правил в 1212-1238 годах), погибшем в битве с монголами. Действительный распад Руси произошел во времена монгольской власти, когда резко ослабились и политико-экономические, и - что не менее важно - нравственные устои бытия страны. Только такие люди высшего уровня, как Александр Ярославич Невский, не поддавались общему смятению. Но понять судьбу и волю этого великого деятеля не так легко. Он был исключительно ценим на Руси, но в XIX-XX веках не раз подвергался весьма резким нападкам и за свои тесные взаимоотношения с монголами, и за бескомпромиссное противостояние католическому Западу. Ведь Александр Ярославич стал побратимом хана Сартака, сына самого Батыя (и, по тогдашним понятиям, считался, поэтому, сыном последнего!), а с другой стороны, отверг лестные предложения о союзе, выдвинутые в 1248 году в послании к нему римского папы Иннокентия IV.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/27/...

Не слушай Ярославина, примири к себе сыновця (т.е. племянника), не губи своей отчины. Мир стоит до рати и рать стоит до мира». И он добился того, что отец его Юрий действительно послушал его и заключил мир с Изяславом. Эта черта – быстро отрезвляться от воинского опьянения ратными успехами, овладевать собой и являться устроителем мира – была слишком необычна в тогдашних князьях, – эта черта была свойственна исключительно только Андрею. Он, при всей своей личной беззаветной храбрости, не любит войны, он считает ее лишь неизбежным злом, неизбежным средством восстановить попранные чьи-либо права, – но раз он пришел к убеждению, что кровопролитием этой цели достигнуть трудно или невозможно, он спокойно прекращает войну и первый, несмотря ни на что, заключает мир 24 . Так и после того, когда мир, заключенный благодаря его стараниям, между Изяславом и Юрием Долгоруким, снова был нарушен, Андрей, бывший тогда князем в Пересопнице, все-таки хлопочет снова за Изяслава пред отцом своим, несмотря на то, что Изяслав вероломно выгнал Юрия из Киева, и захватил его владения, и просит у отца волости Изяславу по м. Горынь в южной Руси. Андрей поистине «не величав был на ратный чин», не гнался за ратной славой и нисколько не ценил своих изумительных подвигов храбрости. Так, после битвы с Изяславом под Киевом и на Перепетовом поле, где он по обычаю своему был всегда впереди и подвергался всевозможным опасностям, Андрей не гордится своими личными успехами, не хочет поставить на своем и, видя силы противника, и не желая продолжать кровопролития, уговаривает отца своего отступиться от Киева, оставить его до поры, до времени: «Нечего нам здесь, батюшка, делать, – говорит он, – уйдем-ка отсюда затепло». И в то время, как Юрий плачет горькими слезами, не желая расстаться с дорогим для него Киевом, Андрей, равнодушный и к своей ратной славе, и ко всему югу, спокойно удаляется в свой родной Владимир Залеский. Эта черта, присущая характеру Андрея – храбрость, соединенная с великодушием и самообладанием, делает особенно привлекательною личность Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Радуйся, всем сердцем твоим любовь ко Творцу хранивый; радуйся, надеждею на милосердие Его питавыйся. Радуйся, подобно мученицем Вере, Надежди и Любови в руце Божии себе предавый; радуйся, святым Борису и Глебу в прощении врагов своих подражавый. Радуйся, благоверному Андрею Боголюбскому боголюбием сродный; радуйся, убиенному царевичу Димитрию кротостию и незлобием подобный. Радуйся, святый мучениче царевичу Алексие, земли Русския звездо пресветлая! Кондак 7 Хотящии честь твою истребити, многосугубую же муку себе уготовляющии, людие помрачении влечаху тя в ссылку яко агнца кроткаго, недугом телесным изнуреннаго. Оле глубины телесных и душевных страданий твоих, дитя святое и непорочное! Воспоминающе днесь сия великия скорби твоя, поем укрепльшему тя Господу: Аллилуиа. Икос 7 Новый светильник пресветлый в земли Русской явился еси, о кроткий царственный отроче, тьму злобы сатанинския своим незлобием побеждаяй и богоборческий дух в сердцах охранявших тя солдат умягчаяй. Темже вопием ти: Радуйся, любовию своею помраченныя покоривый; радуйся, простотою и незлобием их удививый. Радуйся, теплотою сердца своего душ их коснувыйся; радуйся, милосердием своим Господа прославивый. Радуйся, вся скорби и тяготы в ссылке тобольской мужественне претерпевый; радуйся, вкупе с царственными родители своими и сестрами о прощении врагов своих Господа моливый. Радуйся, святый мучениче царевичу Алексие, земли Русския звездо пресветлая. Кондак 8 Странное и преславное знамение Божие видим на тебе, о страстотерпче, ты бо отроком вифлеемским в подобие лик страдалец новых предваряеши и, со сродники твоими о прощении врагов моляся, вся верныя люди земли Русския на страдания Христа ради и восприятие славы горния благословляеши, взывая всем сердцем ко Господу: Аллилуиа. Икос 8 Всежеланный и сладчайший Иисус, Егоже ты всею душею и всем детским сердцем возлюбил еси, всеблаженне царевичу Алексие, укрепи тя и царственных сродников твоих на мужественное терпение скорбей и злостраданий, от слуг сатанинских наносимых. Темже умиляющеся всепрощению и кроткому смирению твоему, зовем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Радуйся, добрый устроителю державы Русския» В храме св. благоверного князя Андрея Боголюбского в Московском состоялся престольный праздник 17.07.2015 683 17 июля, в день памяти благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в храме имени святого благоверного князя Андрея Боголюбского отметили первый престольный праздник, сообщает пресс-служба Фонда Андрея Боголюбского. Священник Илия Соловьев, настоятель храма Андрея Боголюбского в Московском, совершил Божественную литургию. В этот праздничный день храм был полон богомольцев. В этот день в храме прошел праздничный Крестный ход. По окончании литургии отец Илья поблагодарил всех за общую молитву и сердечно поздравил с престольным праздником. На Божественной литургии в этот день присутствовали и представители фонда имени Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского: Тюрина Ольга Алексеевна, Президент фонда Андрея Боголюбского; Гильманова Елена Альфисовна, вице – президент фонда. Елена Альфисовна поделилась впечатлениями: «Дорогие мои, не могу не поделится радостной новостью. Сегодня был отмечен первый престольный праздник в нашем храме Андрея Боголюбского в Московском. Так получилось, что мы не были там с весны и были сегодня поражены тем, как изменился храм. Появился приход, люди стали украшать территорию. Дизайн храма поменялся и портик с колонами создал атмосферу XIX века. Слава Богу за все! Всех - с праздником и по молитвам Андрею Боголюбскому управления в делах и в жизни! Спаси Господи!» Общими усилиями и молитвами храм уже живет полноценной жизнью, в нем постоянно совершаются богослужения. Новый храм по праву становится настоящим «домом Божьим». Крестный ход на престольный праздник Настоятель о. Илия, духовенство и попечители Подаренные Фондом иконы св. кн. Андрея Боголюбского Праздничное слово настоятеля Храм св. кн. Андрея Боголюбского Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/17/ra...

Андрею же Боголюбскому князю многи послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския, ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы и похвалы многим святым, ина множайшая написав, Церкви предасть; канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки» . На основании этого единственного свидетельства о письменных трудах святого Кирилла к числу потерянных его сочинений можно отнести: 1) обличение на известную ересь Феодорца, епископа Ростовского, от Божественных Писаний; 2) многие послания к великому князю Андрею Боголюбскому от евангельских и пророческих писаний; 3) некоторые душеполезные Слова на праздники Господские, ибо святой Кирилл написал такие Слова «многа», а до нас дошли из них только девять; 4) Похвалы, или похвальные Слова, «многим» святым, к числу которых (Похвал) из сохранившихся Слов можно отнести только два (в неделю о мироносицах и на Собор 318 святых отцов); 5) канон великий покаянный к Господу по главам азбуки, ибо сохранившийся молебный канон святого Кирилла, хотя выражает и чувствования покаянные, но вовсе не расположен по буквам азбуки и обращен не к одному Господу Иисусу, а часто и ко всем Лицам Святой Троицы; 6) вероятно, и многие другие сочинения, которыми занимался святой Кирилл, еще подвизаясь в столпе и потом в числе «множайших» предал Церкви . Думать, будто под именем посланий к Андрею Боголюбскому разумеются собственно известные Слова и поучения святителя Туровского, потому только, что послания эти, по выражению жизнеописателя, написаны от евангельских и пророческих писаний, совершенно неосновательно, ибо и послания к игумену печерскому Василию, как говорит сам святой Кирилл, написаны тоже от святых книг и почти в каждом из своих сочинений, иногда даже не раз, он повторяет, что пишет не от себя, а от евангельских и пророческих писаний. Жизнеописатель именно выражается, что святой Кирилл «Андрею Боголюбскому князю» многие послания написал, а известные Слова на праздники написаны святым Кириллом для произнесения в церкви пред народом и обращений к Андрею Боголюбскому никаких не содержат.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Если присмотреться к пластической и графической реконструкциям работы М.М. Герасимова, то можно заметить различия в конфигурации бровей и трактовке строения век. Причём графическая реконструкция, созданная М.М. Герасимовым, в этом плане лишена монголоидности и больше соответствует компьютерной реконструкции (рис. 2, 3). В 2010 году обнаружено еще одно изображение Великого князя Андрея Боголюбского – находящийся в Государственной Третьяковской галерее эскиз росписи Владимирского собора в Киеве художника В.М. Васнецова (1885–1893 гг.). Оставляем на суд читателей без комментариев.    Гибель князя: летописи и предшествующие исследования Из летописей известно, что Боголюбского убили ближние бояре. Известны и мотивы убийства. «Нынче казнил он Кучковича, завтра казнит нас: так помыслим об этом князе». Известны имена убийц и их число «Петръ Кучковъ зять, Аньбалъ Ясинъ ключник, Якымъ Кучкович, а всех неверных оубийцъ числом 20» с. 51]. 29 июня 1174 г. «на память святого Петра и Павла в субботу на ночь заговорщики силой проникли в резиденцию князя в Боголюбово. Дверь в спальню Боголюбского была взломана, он был застигнут врасплох. Меч князя накануне был выкраден из его спальни ключником. Двое из заговорщиков бросились на Боголюбского, одного из них он свалил на пол “князь поверже одиного подъ ся… и борахуса с нимь велми бешеть бо силенъ…” с. 46], после чего тот был зарублен по ошибке другими заговорщиками. В летописях, кроме прочего, содержится важная информация о Петре Кучкове: “...и ту оканьни прискочиша и Петр же оття ему руку десную”».                                                Рис. 4. Схема повреждений, нанесенных Андрею Боголюбскому (составлена профессором Д.Г. Рохлиным, 1935 г.)    Картина расправы с главой Владимирского княжества была воссоздана Д.Г. Рохлиным исходя из расположения и характера ран (рис. 4). Он посчитал, что только первый, достаточно лёгкий, удар был нанесён князю спереди. Оправившись от этого удара, Боголюбский стал сопротивляться. Остальные раны наносились сбоку и сзади: из строя Боголюбского вывел сильнейший удар по левому плечу; один удар мечом или боевым топором нанесён сзади по затылку; тяжёлое ранение, видимо имевшее решающее значение, причинено сбоку копьём в лоб. Все остальные удары сыпались уже по лежавшему на правом боку телу. Боголюбского продолжали бить и после того, как он умер. «Картина убийства, – говорится в экспертном отчете, – в значительной степени совпадает с реконструкцией, сделанной нами на основании рентгенологического исследования скелета... Мы не имеем, однако, опорных пунктов, позволяющих считать, что заговорщики сначала тяжело ранили Боголюбского, а добили его через некоторое время, когда он, очнувшись, нашел достаточно сил, чтобы доползти до сеней» с. 268–269].

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Андрею же Боголюбскому князю многи послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския, ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы и похвалы многим святым, ина множайшая написав. Церкви предасть; канун великий о покаянии створи к Господу по Главам азбуки” 1887 . На основании этого единственного свидетельства о письменных трудах святого Кирилла к числу потерянных его сочинений можно отнести: 1 . обличение на известную ересь Феодорца, епископа Ростовского, от Божественных Писаний; 2 . многие послания к великому князю Андрею Боголюбскому от евангельских и пророческих писаний; 3 . некоторые душеполезные Слова на праздники Господские, ибо святой Кирилл написал такие Слова “многа”, а до нас дошли из них только девять; 4 . Похвалы, или похвальные Слова, “многим” святым, к числу которых (Похвал) из сохранившихся Слов можно отнести только два (в неделю о мироносицах и на Собор 318 святых отцов); 5 . канон великий покаянный к Господу по Главам азбуки, ибо сохранившийся молебный канон святого Кирилла, хотя выражает и чувствования покаянные, но вовсе не расположен по буквам азбуки и обращен не к одному Господу Иисусу, а часто и ко всем Лицам Святой Троицы; 6 . вероятно, и многие другие сочинения, которыми занимался святой Кирилл, еще подвизаясь в столпе и потом в числе “множайших” предал Церкви 1888 . Думать, будто под именем посланий к Андрею Боголюбскому разумеются собственно известные Слова и поучения святителя Туровского, потому только, что послания эти, по выражению жизнеописателя, написаны от евангельских и пророческих писаний, совершенно неосновательно, ибо и послания к игумену печерскому Василию, как говорит сам святой Кирилл, написаны тоже от святых книг и почти в каждом из своих сочинений, иногда даже не раз, он повторяет, что пишет не от себя, а от евангельских и пророческих писаний. Жизнеописатель именно выражается, что святой Кирилл “Андрею Боголюбскому князю” многие послания написал, а известные Слова на праздники написаны святым Кириллом для произнесения в церкви пред народом и обращений к Андрею Боголюбскому никаких не содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В июле эстафету Крестного хода принял город Тейково Ивановской области - паломники идут с иконой Боголюбской Божьей Матери. В рамках Крестного хода состоялись торжества, посвященные передаче иконы в Свято-Никольский храм в Тейково. В этом городе Ивновской области есть Центр защиты беременности и новорожденных детей. Ему фонд оказывает систематическую помощь. Но возвращаемся к паломникам. Затем 16 - 18 июля состоялся всенародный Крестный ход в Троице-Сергиеву Лавру по случаю 700-летия Сергия Радонежского. Возглавил Крестный ход Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В данном мероприятии приняли участие участники фонда, МОД «За веру православную», Всероссийская общественная организация «Много деток - хорошо». Кстати, организация «Много деток - хорошо», объединяющая сообщество многодетных и приемных семей России при поддержке фонда Андрея Боголюбского организовывает детский лагерь для многодетных семей в городе Плёс Ивановской области. Называется это всё по-семейному - «В гости к Андрею Боголюбскому». По дороге в лагерь дети посещают Свято-Боголюбский женский монастырь, где для них проводят экскурсию сестры обители, вместе с которыми дети совершают Крестный ход и затем вместе трапезничают. 17 июля, в день памяти святых Царственных страстотерпцев и 840-летия со дня убиения заговорщиками Великого святого Князя Андрея Боголюбского, в Новоспасском монастыре Москвы была отслужена Божественная литургия и молебен. В памятных торжествах приняли участие настоятель Новоспасского монастыря, викарий Святейшего Патриарха владыка Савва; Сопредседатель МОО «Союз Православных женщин» Н.Жукова, Исполнительный директор фонда «Верность Отчизне» Ю.Бабаянц, учредители, попечители и участники фонда Андрея Боголюбского, представители СМИ и другие почетные гости. Мероприятие освещалось на телеканале «Союз». На этом же дружественном фонду телеканале был показан фильм о деятельности фонда, посвященный 3-летию со дня его образования. В год 700-летия Игумена Земли Русской Сергия Радонежского при участии фонда состоялось подведение итогов конкурса «Преподобный Сергий Радонежский - защитник Святой Руси. Образ. Житие». Организатором конкурса выступил фонд Андрея Боголюбского совместно с ИД «Русский дом». Всего в фонд Андрея Боголюбского поступило более 50 работ из самых различных уголков России. Рисунки удостоились высокой оценки жюри конкурса. Самые лучшие работы представлены в Московском Доме национальностей. Все участники и преподаватели получили грамоты фонда. Победители конкурса получили в подарок «годовую» подписку на журнал «Русский Дом», книгу А.Карпова «Андрей Боголюбский» и сборную модель из картона церкви Покрова на Нерли. Этот памятник древней Руси также был выстроен в период Андрея Боголюбского.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/06/...

Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194), в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в.// Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 67). Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. 1565. Л. 190). 30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев.-зап. части храма) в Георгиевский (юго-вост.) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона (Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об.- 18)). Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание патриарха Луки Хрисоверга к кн. Андрею Боголюбскому. 1160 г. Послание Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому содержится в составе некоторых летописей, а также существовало в виде отдельгых списков, о чем свидетельствует сочинение Сильвестра Медведева, автора конца XVII в., «Оглавление книг, кто их сложил». В Никоновской летописи Послание читается под годом 6668 (1160). Приводится по изданию: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. вторая. С. 581. Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондрею ростовскому, Боголюбскому Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный княже ростовский и суждальский! Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом принесена бысть и прочтена бысть в Соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие умиряется, яко многи по местом молебныа домы создал еси Богу, доброе се твое почтание вси похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом, и не токмо же грамотою благородия твоего сия извествовахом, но от того самого епископа твоего многа благая о благородии твоем, и свидетельствова пред нашим смирением и пред Божественным Собором, и пред державным нашим святым царем. Сказывает же нам писание твое, иже град Володимерь из основания воздвигл еси велик со многом человек, в немже и церкви многи создал еси. Не хощеши же его быти под правдами епископьи Ростовския и Суздальския, но обновити е митрополиею и поставити от нас в не митрополита, тамо сущаго у благородия твоего Феодора. Да еже убо о граде твоем, иже в нем святых церквей, яже воздвигл еси на славу Богу, но той ти множицею благородию твоему воздаст; а еже отъяти таковый град от правды епископьи Ростовския и Суждальския и быти ему митрополиею не мощно есть то. Да ведомо буди благородию твоему: понеже бо, якоже слышим, оже не иноя страны есть ни области таковый град; не ново бо есть зашел к любви и к твоему княжению ныне бы приложен, но тое же самое земли и области есть, в ней (же) суть прадеди твои были; и ты сам обладаеши ею ныне, в нейже едина епископья была издавна, и един епископ во всей земли той. Ставим же по временом священным митрополитом всея Руси, еже есть от нас святыя и великия Церкве, ставим и посылаем тамо; а не можем мы того сотворити, занеже яве съвъпрашати сважатися с Божественными и священными правилы. Правила убо святых апостол и Божественных отец каяждо митрополия и епископья цели и непорушимо своя держати оправдания повелели, и никтоже от святых может Божественных и священных преступити правил, аще не странен от Бога хощет быти.

http://sedmitza.ru/lib/text/443907/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010