Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Боже! Чувствую приближение Твое!» В Москве пройдёт пресс-конференция, посвящённая годовой программе XIV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 08.03.2023 530 Время на чтение 11 минут Фото: Из интернет-источников 10 марта 2023 года в 14.00 в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской бульвар, дом 2, 2-й этаж) пройдёт пресс-конференция, посвящённая годовой программе XIV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 2023 года, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. В пресс-конференции примут участие: Спикеры: Члены оргкомитета, почётные гости и участники форума: 16 марта 2023 года в 19.00 в премьерном зале киноцентра «Каро Октябрь» (г. Москва, ул. Новый Арбат, 24) состоится общероссийская премьера документально-художественного фильма «Боже! Чувствую приближение Твое!», посвящённого 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского, режиссёров Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова. Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ. На премьеру фильма приглашены известные деятели театра, кино и телевидения, выдающиеся деятели культуры и искусства, политики, медиаменеджеры. Автор сценария: Николай Бурляев Режиссеры: Николай Бурляев, Дмитрий Чернецов Операторы: Дмитрий Чернецов, Григорий Яблочников, Дмитрий Зубарев Продюсер: Николай Бурляев Производство: Студия ООО МКФ «Золотой Витязь» Возрастные ограничения: 12+ О ФИЛЬМЕ: Об Андрее Тарковском сделано множество документальных фильмов, написаны сотни публикаций и исследований. К 90-летию со дня рождения великого русского режиссёра, был создан новый документально-художественный фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!». «Андрей Тарковский служил исполнению Промысла Божьего на земле и потому встал в один ряд с посланцами небес, божественными пророками русской культуры». «Боже! Чувствую приближение Твоё!» - это молитва Андрея Тарковского, обращённая к Создателю. Картина рассказывает о духовной, религиозной сути творческого служения Мастера, каждый фильм которого – исповедь перед Господом и людьми. Основа фильма – исповедальные дневниковые записи Андрея Тарковского и Николая Бурляева, сыгравшего главные роли в фильмах великого кинорежиссёра «Иваново детство» и «Андрей Рублёв».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/08/bo...

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Священная тишина Троицы Дом. Дерево. Скала. И Три Чаши в окладе неба. Икона жертвенной немоты. Образ удивлённого молчания. Икона Троицы не в числе чтимых икон. Кто слышал об исцелениях у Троицы? О толпах паломников к творению Рублёва? Это шедевр не для всех. Он открывается только тем, кто научился смотреть и слышать. Не святым и не праведникам, а искалеченным душам, уязвлённым красотой. Немощным грешникам, «книжным детям», которые видят иначе и мучаются смыслами, мудрецам, всегда чреватым истиной и никогда не могущим её родить, детям Валаама, у которых только и есть что открытое око. Начало ХХ века озарилось откровением о Троице: Рублевское икона начала говорить, вернее, нашлись люди, способные её услышать. Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его ( Чис. 24:15–16 ). У каждой иконы есть своя музыка. Она идёт откуда-то из глубины. Достаточно затаиться, разрешить образу говорить и быть готовым слушать. И будет чудо: обнажится сокровенная жизнь образа, икона зазвучит и даже запоёт. Только один образ всегда молчит, потому что художник удалил из него всё, что может проговориться. Творение болтливо, и если ты дерзаешь написать портрет Того, Кто не создан, будь готов принять Его оглушительную немоту. Преподобный Андрей Рублёв, скромный инок Сергиева монастыря, писал икону в похвалу своему наставнику, который с детства посвятил себя служению Святой Троице. – Как написать образ Троицы? – Есть канон: явление ангелов у дуба Мамврийского старцу Аврааму. Это традиционное изображение, богатое своим библейским символизмом, многофигурное и избыточное. Вот ангелы с посохами, вот дуб, и шатёр, и старушка Сарра, и упирающийся телёнок, которого вяжут отроки патриарха. Известный сюжет! Икона гостеприимства! – Разве преподобный Сергий служил гостеприимству? Он был назван обителью Святой Троицы – Отца и Сына и Духа Святого – Бога, сотворившего этот мир, спасшего, освятившего и усыновившего всё сотворённое. Только Сам Бог не сотворён. Он не часть этого мира, и, если кто-то решится писать Троицу, он должен создать портрет Творца, «не обременённого творением».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1942 5 января 1942 Этот глухой асфальт, грязные щели улиц, вонючие машины, электрические бельма! Давно уже я живу среди этого всего, а противно мне это всё… Спичку чиркнешь, электричество включишь — никакой тебе радости. А вот лучинку засветишь от лампадки — и весело. Затрещит, побежит живой огонёчек. Она живая лучинка-та. Тут что-то от детства, от игры. Дети любят самодельные игрушки. Лучинушка сосновая, берёзовая, дело простое, ясное, честное, бесхитростное. Горит, потрескивает, светит, греет. Ребёнку занятно, старику любо. Века, тысячелетия светила лучина, моя лучинушка. Как с матерью жил с ней народ. И в песне отлилось именно чувство к лучине. — Лучина, моя лучинушка берёзовая. Что же ты, моя лучинушка, не ярко горишь? Не ярко горишь, не вспыхиваешь? Али ты, моя лучинушка, в печи не была? Не высушена? — Я была, была в печи вчерашней ночи. Ну-ка, электролампе что споёт ли когда народ, отольёт ли от души, от сердца что-либо подобное: — Сегодня тебя, электролампочка, купили, а ты погасла. Перегорела или плохо запаяна? — Осмотри проводку. Не я перегорела, перегорела пробка. То же и центральное отопление, калориферы тёплые, холодные. «Оно» работает, дак цветы чахнут, словно яд в нём, в искусственном-то бишь, в центральном отоплении. Картины ценные от него погибают… А печка русская, галанка, оно живое. Дровишечки сам расколи. Береста, поленья берёзовые, угли, как сахар. Ель, сосна — они смолистые. Гудят. Трещат, живут явно, словно разговаривают с тобой… Печка как мать. 10 января 1942 Всегда мне хотелось иметь икону Христа, чтобы по сердцу-то была. Мы, православные русские люди, почитали как откровение, как небесное явление, как святыню, как Господне благословение византийское искусство. Таково же чтим мы: и иконы Древней Святой Руси, и иконы из Царьграда, с Афона, из Святой земли, с Синая, иконы Новгорода, древней Москвы… греческие великие иконописцы Панселин, Феофан Греки русские — Андрей Рублёв, Дионисий; эти и многие другие боговдохновенные оставили нам .

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Разделы портала «Азбука веры» Я почувствовал «одухотворенность» материи Зрительные образы, несомненно, сильно воздействуют на психику. Художники, рождая внутри себя болезненные образы, выплёскивают их на зрителя. Сам испытал разрушающее действие авангарда, упаднической музыки, в юности увлекался сюрреализмом, ложной мистикой. Философское отношение пробудил в 80х годах фильм «Андрей Рублёв», о назначении художника, искусства, глубинными вопросами, мистическими, символическими кадрами (некоторые только сейчас удалось расшифровать), высоким художественным мастерством. Я и сейчас считаю его сверх-фильмом. Единственная ошибка – садизм, дань Западу. Современному художнику необходимо всячески «выпендриваться», изобретать новые «формы», самобытность и т.д. чтобы пробудить к себе интерес падшего, пресыщенного мира. Учась архитектуре в Академии художеств, я никак не мог «влезть» в современную эстетику. Изощрённые формы действовали как-то холодно, отстранённо. Удавались только рисунки церквей, старинных зданий. В Пскове, на практике, рисуя храмы, испытал сильный душевный подъём, благодать. (81г), в первый раз почувствовал «одухотворенность» материи. Хотя о вере серьёзно не думал, всё равно скоро бросил учебу, служил в армии, где удалось бросить дурные привычки, ощутить силу молитвы, Евангелия. Технику живописи в основном наработал активным копированием. Делал удачные копии и подражания китайской живописи на шёлке «Горы и воды», животные, рыбки, как лекарство, очищающее сознание, от современных, агрессивных образов. Темперой расписывал доски на сюжеты Ю. Васнецова, любимого художника, писал зимние пейзажи «под голландцев», то есть масляные картины темперой. Эта каждодневная наработка (семью-то надо кормить) помогла в дальнейшем при изучении яичной темперы в классе С.И. Голубева, глубокого человека и замечательного преподавателя. На иконопись подвигнул А. Стальнов, в конце 90-ых. Я не ожидал, что в наше время можно так писать. Мне понравился его трезвый подход (фотографирование фрагментов, изучении формы рисунка) никакой экзальтации, манерности, хотя в иконе, будь это копия или нет, удивительным образом читается личность мастера. Создание иконы – это очень личностный, творческий, волевой акт, требующий особого вдохновения.

http://azbyka.ru/frontinskiy/ya-pochuvst...

Сохранить память о подлинной Москве РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_58757.html 23 октября 2008 Савва Ямщиков Сохранить память о подлинной Москве Источник:  Риа-новости Я родился и вырос в Москве, на Павелецкой набережной, что совсем неподалёку от Кремля. По другую сторону железнодорожных путей на Щипке жил Андрей Тарковский, с которым мы потом, работая над фильмом " Андрей Рублёв " , будем вспоминать дорогие сердцу уголки малой Родины. Совсем рядом проходило детство и великого танцовщика Володи Васильева, близкого моего друга и сотоварища по искусству. В одном классе со мной учился крупнейший ядерный разработчик Игорь Острецов, ликвидатор чернобыльской катастрофы, автор многих основополагающих открытий. А в соседнем бараке жил Юрий Лужков, который нынче хозяйничает в дорогой нашей Москве. Пользуясь правами соседа по детству, хочу обратиться к мэру столицы с просьбой оставить хотя бы малую толику памяти об одном из самых красивых городов мира. Уважаемый Юрий Михайлович, я понимаю, как непросто Вам руководить огромным мегаполисом в эпоху зарождающейся рыночной экономики, когда, согласно основному лозунгу прежнего правителя страны " берите, сколько унесёте " город был ограблен, обескровлен, а подлинные москвичи стали нищими приживалами. Отдавая должное гигантским строительным проектам, осуществлённым под Вашим мудрым руководством, я не могу без содрогания смотреть, во что превратился центр Москвы. Уничтожить столько памятников, дорогих сердцу каждого москвича ансамблей не удалось даже до зубов вооружённым нацистским полчищам. В следующих своих выступлениях я подробно остановлюсь на скорбных утратах и анализе поступков " геростратов " , поднявших руку на эти драгоценные реликвии. А сейчас я хочу спросить Вас, Юрий Михайлович, почему Москва буквально на глазах засоряется уродливыми памятниками, возводимыми маленькой группкой скульпторов, чей профессиональный уровень оставляет желать лучшего, а художественный такт и требовательность вообще им несвойственны?

http://religare.ru/2_58757_1_21.html

Проделанное исследование иконы позволило опровергнуть многие мифы. 24 декабря. ПРАВМИР. Сотрудники Третьяковской галереи установили, какие фрагменты знаменитой иконы действительно принадлежат кисти Рублёва. Результаты исследований опубликованы в изданной музеем книге «Андрей Рублёв. Святая Троица», сообщает РИА Новости . Одной из её задач является опровержение различных домыслов о святом образе. «В последнее время появилось много «неадекватных» версий, так как «Троица», будучи легендарным произведением искусства, вызывает ажиотаж в «околокультурной тусовке», которой хочется найти в святыне какую-то тайну, загадку и интерпретировать её в духе «кода да Винчи». Проделанное исследование иконы позволило опровергнуть многие мифы. Вместе с тем исследование иконы помогло установить новые подробности, относящиеся к её истории. В частности, оно показало, что раньше некоторые детали изображения были других размеров: реставраторы, поновлявшие образ, сузили палаты, видоизменили силуэт горы и дерева и подкорректировали форму чаши в центре композиции. Подвергся изменениям и левый глаз правого Ангела: его зрачок был расположен немного иначе. Однако практически вся остальная опись глаз и губ на ликах Ангелов сохранилась в первозданном виде и действительно принадлежит кисти великого мастера. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 июля, 2013 23 марта, 2012 4 июня, 2023 20 июня, 2021 20 июня, 2021 20 июня, 2021 17 июня, 2019 15 июня, 2019 27 мая, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/uchyonyie-raskryili-no...

Закрыть itemscope itemtype="" > Президентская библиотека приглашает на видеолекцию об Андрее Рублёве 2 ноября 2023 г. 27.10.2023 1563 Фото: prlib.ru 2 ноября 2023 года в 14:00 по московскому времени в Президентской библиотеке в рамках видеолектория «Знание о России» состоится лекция, посвящённая иконописцу Андрею Рублёву, сообщает сайт библиотеки. Доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии художеств и Российской академии естествознания Олег Ульянов выступит с лекцией «Андрей Рублёв и его „Троица“: умозрение в красках». Нет в истории Российского государства личности более знаменитой и менее известной, чем преподобный Андрей Рублёв. Сегодня его работы приняты за эталон древнерусского искусства. В древних рукописях он именуется подвижником и боговидцем «всех превосходящих в премудрости зельне». Уже несколько столетий подряд за ним неуклонно следует слава первого на Руси иконописца, иконы которого прославились как чудотворные. Дошедшие до нас летописные сведения о мастере полны пробелов и противоречий: только в последние годы, после долгих споров историков, стало возможным определить точную дату кончины преподобного инока московского Спасо-Андроникова монастыря Андрея Рублёва «преизрядно писаша иконы святых». Иконописец скончался 17 октября (30 октября по новому стилю) 1428 года. В 2023 году исполнилось 595 лет со дня преставления Андрея Рублёва – не только всемирно известного художника, но и выдающейся личности, загадку которой потомки пытаются понять столько лет. Знаменательно, что его главное творение – чудотворная икона «Живоначальная Троица», написанная в похвалу преподобного Сергия Радонежского, – именно в 2023 году по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина была возвращена Русской Православной Церкви. Присоединиться к видеолекторию сможет любой желающий. Встреча будет транслироваться на портале Президентской библиотеки в разделе «Интернет-вещание» в соответствии с программой прямых трансляций мероприятий, а также на Rumube-kahaлe учреждения, в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

http://ruskline.ru/anonsy/2023/10/27/pre...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance онлайн-курс для верующих и не только Как искусство говорит о Боге: разбираем все от икон до современных арт-проектов 8 лекций, доступных бессрочно Что нам говорят самые известные творения художников всех времен и народов? Разбираем, что, зачем и как они творили О курсе Этот курс – гид по истории мировой живописи. Мы пройдём от наскальных рисунков до перформансов нашего времени. Джотто, Рафаэль, Рембрандт, Андрей Рублёв, Иванов, Ге, Поленов. Ответим на самые разные вопросы: Когда появилось искусство? Как изобразить Бога? Чем русская икона отличается от греческой? Какое оно, христианское искусство в современном мире? Стоимость от 1999 рублей Доступ бессрочно Продолжительность 8 видеолекций по 20-25 минут Кому полезен Тем, кто давно хотел научиться разбираться в искусстве, но не знал, как начать Тем, кому интересно находить и разбирать евангельский контекст в мировом творчестве Тем, кто считает, что искусство – это сложно и скучно Тем, кто думает, что смыслы картин прошлых веков к нам не относятся Андрей Рублев, Джотто ди Бондоне, Рафаэль, Рембрандт… Эти имена известны каждому, их произведения узнаваемы. Однако не все знают, какие тайны скрываются за их творениями. Как научиться понимать язык каждого из этих авторов и многих других, как без труда определять стиль и эпоху, как не потонуть в сложных терминах – об этом наш курс. ТРЕЙЛЕР К КУРСУ Программа курса Лекция 1. Искусство как диалог с Богом – Когда появилось искусство – Как изобразить Бога так, чтобы передать, как Он сам себя явил? – Диалог «искусство и Бог»: может ли он прекратиться? Лекция 2. Мозаики Равенны – образ Небесного Царства – Как Бог изображается в храмовом искусстве? – О чем нам рассказывает мозаика? – Творческие поиски в раннем христианстве: как изобразить Бога, если нет канонов? – Византия: связь императорского культа и образа Христа. Лекция 3. Византия. Свет Преображения – Чем русская икона отличается от греческой? – Особенности изображения святых на русских иконах.

http://academy.foma.ru/kak-iskusstvo-gov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010