Тип «вечного ребенка» дополняется «маленькими взрослыми» — примерами одаренности, таланта, героизма даже, явленных в детские годы. Известно, к примеру, что Ф. Шопен дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте, Рихард Штраус и Йозеф Гайдн сочиняли музыку с 6 лет. Сашенька Пушкин 8-летним мальчиком писал стихи по-французски. Александр Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, великий Гёте к 13 годам владел шестью языками, а Илюша Репин к 6 годам неплохо писал красками. В критических обстоятельствах, при болезни и на войне дети особенно резко взрослеют. Один из героев Великой Отечественной, Юрий Иванович Жданко, вспоминает: «Я делал то, что не могли взрослые, и ситуаций, когда они что-то не могли, а я мог, было очень много». В это трудно поверить, но в 1942 году Юра, 11-летний мальчик, состоял воспитанником разведроты 332-й стрелковой Ивановской дивизии, партизанил, выполнял ответственные задания командования, десантировался с парашютом в тыл противника, служил проводником по знакомой ему белорусской земле в период ее освобождения от гитлеровцев. Подобные примеры не единичны. Сотни мальчишек разными способами находили возможность оставаться при действующих частях и в партизанских соединениях, чтобы вместе со старшими бить врага. Девчонки приписывали себе недостающие годы, чтобы идти санинструкторами на фронт. В 1957 году писатель Владимир Богомолов опубликовал рассказ «Иван» о двенадцатилетнем разведчике Иване Бондареве, все близкие которого погибли, а мать пропала без вести. Рассказ был составлен по собственным воспоминаниям Богомолова, бывшего фронтового разведчика. Впоследствии молодой режиссер Андрей Тарковский снял фильм, назвав его «Иваново детство». Роль Ивана Бондарева с чувством сыграл 14-летний Коля Бурляев. А в другой роли, в финальной новелле «Колокол. 1423 г.» фильма Тарковского «Андрей Рублёв», тот же Николай Бурляев играет молоденького подмастерья Бориску, берущегося отлить колокол. «Дожили, колокол некому отлить», — горестно сетуют люди. А что делать, если не осталось в живых ни одного литейщика? Кто умер от болезней и с голода, кто был уведен в полон к татарам. И вот юноша, сын литейщика, переступив через неуверенность и страх, обещает вспомнить отцовский секрет мастерства, размышляет и ищет. Сотни людей работают под его началом; все напряженно ждут, сумеет ли этот щупленький юноша повторить результат своего отца. И вот — восторг: отлитый колокол оживает, дает мощный, ровный звук, а вместе с ним оживает надорванная преемственность русских культуры и духа. В искусственном раю

http://foma.ru/vselennaya-26.html

Мы слишком сложны для капитализма. Нужно эту сложность назвать отсталостью. Дерево нужно обстругать в ровный столб, натянуть на него провода и пустить ток. И будем мы люди-столбы… Весьма занимательно и интересно с практической точки зрения. Так что сами судите, кого я описал в бесе, сыгранном Маковецким. – Вы были знакомы с Андреем Тарковским. И однажды сказали, что в нём было заметно мессианство. Что вы имели в виду? Вообще, что в вашем понимании мессианство в культуре? – Мессианство – когда в атеистической стране говорят, что Бог столь же реален, как и пятилетний план развития народного хозяйства. Что есть прошлое, есть религиозный опыт, что культура России христоцентрична. Вот это и было мессианство Тарковского. Фильм «Зеркало» не только министерством, бюрократами, но и верхушкой нашей творческой киноинтеллигенции признан был художественным провалом. Вы посмотрите стенограмму, напечатанную в «Искусство кино» в 70-х – обсуждение картины «Зеркало», которой противопоставляется фильм по пьесе «Сталевары» (назывался он как-то иначе). В итоге – третья категория, значит, картина несостоятельная во всех смыслах, всего три копии на Москву. Неплохо? А сейчас она вытеснила «Броненосца Потёмкина» в рейтинге лучших фильмов всех времен и народов. В первой десятке – «Зеркало» и «Человек с киноаппаратом». А ведь Андрей Арсеньевич догадывался, что сделал шедевр. И когда этот шедевр бьют «Сталеварами»… И не только министр, но и свои же братья-интеллигенты. Отсюда и рак. Отсюда и инфаркт во время работы над «Сталкером». Конечно, можно сказать, что гордыня. Да, он был гордым, потому что сам понимал цену своих картин «Зеркало» и «Андрей Рублёв». Хотя я думаю, что «Зеркало» получше будет. Оно не конфигуративно, фабула множественна, и действие идет в разных временных измерениях. Такому материалу очень трудно придать единство. Но Тарковский это сделал. Дух Божий, как и дух творчества, виден в каждом кадре, и сколько будет кино, столько будет фильм «Зеркало». Я рад, что эта «художественная неудача» представляет русское кино в мире. Бог не фраер, как говорили когда-то. Но, к сожалению, автора уже нет, он – у Бога. Или где-то еще.

http://pravmir.ru/yuriy-arabov-kak-tolko...

поиск:   разделы   рассылка Савва Ямщиков Сохранить память о подлинной Москве Источник:  Риа-новости Я родился и вырос в Москве, на Павелецкой набережной, что совсем неподалёку от Кремля. По другую сторону железнодорожных путей на Щипке жил Андрей Тарковский, с которым мы потом, работая над фильмом " Андрей Рублёв " , будем вспоминать дорогие сердцу уголки малой Родины. Совсем рядом проходило детство и великого танцовщика Володи Васильева, близкого моего друга и сотоварища по искусству. В одном классе со мной учился крупнейший ядерный разработчик Игорь Острецов, ликвидатор чернобыльской катастрофы, автор многих основополагающих открытий. А в соседнем бараке жил Юрий Лужков, который нынче хозяйничает в дорогой нашей Москве. Пользуясь правами соседа по детству, хочу обратиться к мэру столицы с просьбой оставить хотя бы малую толику памяти об одном из самых красивых городов мира. Уважаемый Юрий Михайлович, я понимаю, как непросто Вам руководить огромным мегаполисом в эпоху зарождающейся рыночной экономики, когда, согласно основному лозунгу прежнего правителя страны " берите, сколько унесёте " город был ограблен, обескровлен, а подлинные москвичи стали нищими приживалами. Отдавая должное гигантским строительным проектам, осуществлённым под Вашим мудрым руководством, я не могу без содрогания смотреть, во что превратился центр Москвы. Уничтожить столько памятников, дорогих сердцу каждого москвича ансамблей не удалось даже до зубов вооружённым нацистским полчищам. В следующих своих выступлениях я подробно остановлюсь на скорбных утратах и анализе поступков " геростратов " , поднявших руку на эти драгоценные реликвии. А сейчас я хочу спросить Вас, Юрий Михайлович, почему Москва буквально на глазах засоряется уродливыми памятниками, возводимыми маленькой группкой скульпторов, чей профессиональный уровень оставляет желать лучшего, а художественный такт и требовательность вообще им несвойственны? Начнём с полновластного хозяина скульптурного цеха господина Церетели. Только у человека, который Москву презирает, поднялась рука, чтобы на Манежной площади, рядом со стенами Кремля и Могилой Неизвестного солдата, высадить зверинец, достойный украшать дворовую площадку в Бибиреве или Мнёвниках. Его стеклянные банки с чучелками св. Георгия уничтожили исторический облик главной площади России.

http://religare.ru/2_58757.html

Это заставило Тарковского снять «Ностальгию» и «Жертвоприношение». Именно это толкнуло и меня на создание данной книги. Это мой скромный вклад, чтобы не «быть хористом, который открывает и закрывает рот, но сам не издает ни звука». Глава 1. «Андрей Рублёв» Фильм «Андрей Рублев» (1966) ищет в духовной и культурной традиции России ответ на тяжелые условия современности . Вопросы и субъективные ответы, выражаемые главным героем и режиссером через сильные и многозначные кинематографические и живописные образы, близки к вопросам и ответам великих поэтов, писателей и богословов русской традиции. Одновременно они актуальны не только для Советского Союза 1960-х годов, но и для современного мира. Хотелось бы обратить внимание на два тесно связанных между собой аспекта этого фильма. Один — путь Рублева, который, как и герои Достоевского, ищет смысл своего существования и причину присутствия в мире зла, открываемого им во власть имущих, в своем народе и даже в себе самом. Второй аспект, связанный с традицией, идущей от Ломоносова, Державина и Пушкина до Пастернака и Арсения Тарковского, — это тема роли искусства, имеющего целью открыть и выразить благодать мира, скрытую за обыденностью больших и малых проблем повседневной жизни. В негармоничном мире, где господствуют борьба за власть, бездуховность и эгоизм, хвалебный гимн Добру, Истине и Красоте оплачиваются художником унижениями и даже собственной жизнью. Из наиболее значимых имен следует назвать Пушкина, Мандельштама, погибшего в сталинском лагере после нескольких лет ссылки и страданий, Пастернака, подвергавшегося обвинениям и нападкам, и в более недавнем времени — самого Андрея Тарковского. Восемь новелл «Андрея Рублева», неразрывно связанные между собой как элементы мозаики , повествуют об основных моментах пути художника, идущего против течения в равнодушном и враждебном окружении, о порывах, колебаниях, периодах отчаяния, мучительной борьбе с собственной слабостью и, наконец, о полной самоотдаче. После живописного и словесного мастерства Рублева, Пушкина, Достоевского и Пастернака Тарковский обращается к кинематографическому языку, чтобы обнаружить самые тонкие и тайные особенности внутреннего мира своих героев, а также мучительной и одновременно светлой реальности, в которую они погружены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

29 рублев, поденного корму по 3 алтына по 2 де(ньги) на день, – татарского и хивинского Петр Хивинец. 26 рублев, поденного по 3 алтына по 2 де(ньги) на день – татарского и персидцкого Аврам Павлов. 25 рублев, поденного по 3 алтына по 2 де(ньги) на день, – татарского Василей Козлов. 17 рублев, поденного по 2 алтына на день, – турского и татарского Кирило IIahфuлob. По 15 рублев человеку, поденного корму по 2 алтына на день, – турского, татарского, италианского Андрей Щербинин; поденного по 3 алтыа по 2 де(ньги) на день татарского, турского и волоского Леонтей Посников. 14 рублей, поденного по 10 де(ньги) на день, – татарского Кузма Издемирев. 14 же рублев, поденного по 3 алтына, по 2 де(ньги) на день, – турского и татарского Иван Никитин. По 13 рублев человеку, поденного по 8 алтына по 2 де(ньги), – цесарского и галанского Андрей Гемс; поденного по 10 де(нег) на день – греческого Юрья Суханов. 12 Рублев, поденного по 2 алтына по 2 де(ньги) на день, – французского, турского, италианского Иван Сидоров. По 10 рублев человеку, поденного по 10 де(нег) на день, – турского, италианского, греческого Данило Леншин; корму по 2 алтына на день – калмыцкого Семен Иванов; корму по 10 де(нег) на день – турского, италианского Афонасей Постригичев. 9 рублев, корму по 10 де(нег) на день, – греческого, италианского, турского Дмитрей Петров. Всего толмачом по окладу 303 рубли 26 алтын 4 де(ньги), кормовых денег 426 рублёв 33 алтына. Обоего по окладом и кормовых денег 780 рублев 26 алтын 2 де(ньги). Приставом 9-ти человеком по 10 рублев человеку. Сторожам 4-м человеком по окладу по 7 рублев человеку да празничных на 7 празников по полтине человеку. Всего государственного Посольского приказу переводчиком, и и подьячим, и золотописцом, и толмачом, и приставом и сторожам по окладом и поденного корму и празничных и за хлеб 5549 рублев 27 алтын, хлеба 851 чети ржи, овса тоже, соли 145 пуд. А в прошлых годех в государственном IIocoлckoм приказе было переводчиков, и подьячих, и золотонецов, и толмаченй:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

До сих пор помню то необыкновенное чувство от этого фильма - чувство светлое, сопричастность Андрею Рублеву, он стал моим героем, а Анатолий Солоницын - любимым актером. Да, отдельные эпизоды видеть тяжело, и при многократном просмотре фильма уже на видео-пропускаю, но сказать, что этот фильм наговор на русский народ и искажение нашей славной истории, нет, такого сказать нельзя. Сколько боли за народ, жалости и одновременно вера и гордость за него - в лице Бориски,ослепленных строителей,скомороха... Простите, гордость - это греховно, но мне так виделось. А дебаты Андрея с Феофаном Греком - глоток чистого воздуха... И в молодые годы, и сейчас считаю, что все в этом фильме реально, - смутное время XVII века и гражданская война - это ведь тоже наш народ и наша история. Царствие небесное Андрею Арсеньевичу и всем создателям фильма, ушедшим в мир иной. Светлана/Фотиния 12 февраля 2016, 16:24 Хочу ещё добавить, что, думаю и не сомневаюсь, что в моём детском сознании фильм " Андрей Рублёв " стал одной из точек на пути к православию. Очень значимой, существенной вехой. Вот и судите, антирелигиозный ли это фильм. Ведь заканчивается всё в фильме чудесным возрождением, появлением нового творца, отлившего удивительный колокол. Виктор 12 февраля 2016, 15:43 Простите. Возможно, лет через много о нашем времени будут вспоминать только потому, что оно дало отдельных гениев. Один из них Тарковский. Он смог выразить свое понимание мира языком кино. И выразить так, как никто до него, да и после (пока) не смогли. Возможно, в этом и есть смысл жизни. Возможно, таким и должно быть служение Богу. Всем понимать его совсем не обязательно. У каждого свой путь. Простите. Елена Киев 12 февраля 2016, 10:52 Мы смотрели все фильмы Тарковского в маленьком кинотеатре на Крещатике в 80-годах. Фильм " Андрей Рублев " потрясающий... Светлая память Андрею Тарковскому. Лия 12 февраля 2016, 10:48 Согласна с Антоном Дранищевым - Европа хочет видеть Россию во мраке и грязи. А талантливые журналисты распишут всё так, что ахнешь.

http://pravoslavie.ru/90549.html

      «Андрей Рублёв» Тарковского «Меня интересовало [в “Андрее Рублеве”]: исследование характера поэтического дара великого русского живописца. На примере Рублева мне хотелось исследовать вопрос психологии творчества и исследовать душевное состояние и гражданские чувства художника, создающего духовные ценности непреходящего значения. Этот фильм должен был рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную “Троицу”, то есть идеал братства, любви и тихой святости», — писал Тарковский.             «Декалог» Кесьлёвского «Появление «Декалога» — и это стало ясно почти сразу — было событием в культуре, равным появлению, скажем, Сикстинской капеллы» — так отзывался о фильме О. Дорман. Десять фильмов, посвященных собственно Декалогу, Десяти заповедям.             «Догвилль» Триера Девушка Грейс приезжает в Догвилль. Сначала жители привечают ее, затем относятся все хуже и хуже, доходя до полного скотства. Приезжает отец Грейс и уничтожает город. Это весь сюжет. Визуальный ряд примитивен, под стать сюжету: на ровной поверхности просто обозначено, где что должно находиться, и даже собака нарисована — белым силуэтом. Эта условность служит своим целям, но пока отметим чисто художественное совершенство: блестящая игра актеров, блестящий сценарий, совершенное кино и в чисто визуальном плане — хотя, казалось бы, его «примитивность» должна была помешать этому. Теперь о сути. «Буквальный перевод» того, что написано выше: Благодать («Грейс») снисходит в Собачий город («Догвилль»). Обыватели, с точки зрения «обыденной» же морали, — «хорошие» люди; пришествие Благодати, однако, разоблачает их — а ведь именно пришествие благодати всегда и разоблачает, ее чистота и добродетель; «блажен, кто не соблазнится о Мне». Попросту говоря, жители города злы. В таком случае Благодать, изобличив их, провоцирует Справедливость; Собачий город уничтожен, зло уничтожено. История продумана невероятно тонко, множество мелких деталей несут важный смысл. Но отметим, как прекрасно играет «примитивность» «Догвилля». Например, часто слышишь, что «евангельская мораль и общечеловеческая мораль — одно и то же». Ларс фон Триер прекрасно показал их отличие: «общечеловеческая мораль» — просто правила поведения в мире сем; подлинное Божественное Добро не может не разрушить ее, как бы и против своей воли, хотя не делает ничего, кроме дел любви, кротости и смирения. Благодать беспомощна, бессильна — в этом вся соль.

http://blog.predanie.ru/article/my-ostav...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) 1942 5 января 1942 Этот глухой асфальт, грязные щели улиц, вонючие машины, электрические бельма! Давно уже я живу среди этого всего, а противно мне это всё… Спичку чиркнешь, электричество включишь — никакой тебе радости. А вот лучинку засветишь от лампадки — и весело. Затрещит, побежит живой огонёчек. Она живая лучинка-та. Тут что-то от детства, от игры. Дети любят самодельные игрушки. Лучинушка сосновая, берёзовая, дело простое, ясное, честное, бесхитростное. Горит, потрескивает, светит, греет. Ребёнку занятно, старику любо. Века, тысячелетия светила лучина, моя лучинушка. Как с матерью жил с ней народ. И в песне отлилось именно чувство к лучине. — Лучина, моя лучинушка берёзовая. Что же ты, моя лучинушка, не ярко горишь? Не ярко горишь, не вспыхиваешь? Али ты, моя лучинушка, в печи не была? Не высушена? — Я была, была в печи вчерашней ночи. Ну-ка, электролампе что споёт ли когда народ, отольёт ли от души, от сердца что-либо подобное: — Сегодня тебя, электролампочка, купили, а ты погасла. Перегорела или плохо запаяна? — Осмотри проводку. Не я перегорела, перегорела пробка. То же и центральное отопление, калориферы тёплые, холодные. «Оно» работает, дак цветы чахнут, словно яд в нём, в искусственном-то бишь, в центральном отоплении. Картины ценные от него погибают… А печка русская, галанка, оно живое. Дровишечки сам расколи. Береста, поленья берёзовые, угли, как сахар. Ель, сосна — они смолистые. Гудят. Трещат, живут явно, словно разговаривают с тобой… Печка как мать. 10 января 1942 Всегда мне хотелось иметь икону Христа, чтобы по сердцу-то была. Мы, православные русские люди, почитали как откровение, как небесное явление, как святыню, как Господне благословение византийское искусство. Таково же чтим мы: и иконы Древней Святой Руси, и иконы из Царьграда, с Афона, из Святой земли, с Синая, иконы Новгорода, древней Москвы… греческие великие иконописцы Панселин, Феофан Греки русские — Андрей Рублёв, Дионисий; эти и многие другие боговдохновенные оставили нам .

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Так что хорошее надо помнить, но и плохое не следует забывать. А Михалкову в этот день хотелось бы пожелать вразумления и исправления (в которых, наверное, мы все нуждаемся в той или иной степени). Простите. Фотиния 21 октября 2015, 23:09 Любезный Никита Сергеевич! Искренне поздравляю с юбилеем, памятуя о том, как сложно быть Русским в своей стране. Любовью воздастся за Любовь, пусть и не в этой жизни, но на этой земле... Елена 21 октября 2015, 22:12 Уважение, глубочайшее уважение вызываете Вы у меня, Никита Сергеевич, пусть говорят, пишут, плетут, изгаляются, кривляются наши " высокообразованные " " либерально-толерантные " влюбленные в себя граждане и гражданки ))).Слушать Вас, читать-это как воды чистой выпить...К своему юбилею Вы такой багаж накопили, да ещё и делитесь им с людьми, дорогой и ценный Вы человек для моей страны, а значит и для меня. Искренне желаю здоровья и...дорастить своих внуков до их пенсии))). Спасибо Вам за всё! Смирнов Александр 21 октября 2015, 22:04 Поздравляем Никиту Сергеевича с юбилеем. Спасибо за тот чудесный мир, который Вы создали своим талантом, в котором по сей день живем и набираемся сил. Вы действительно НАРОДНЫЙ или как в народе говорят: " Наш человек " . Долгих лет жизни и новых побед в Вашем нелегком творчестве. Семья Смирновых. г.С-Петербург. Мария 21 октября 2015, 22:01 Сынами славится Россия! Многая Лета! Н.А. 21 октября 2015, 21:51 Порадовало, что Никита Сергеевич выбрал бы фильм А. Тарковского " Андрей Рублёв " , гениальность которого (на мой взгляд) и в том, что он оказался самым православным по духу художественным фильмом из всего снятого поныне (хотя и создан был в безбожное время). И даже молитва там звучит в полный голос в финале. Присоединяюсь к поздравлениям. Храни Господь. Юрий 21 октября 2015, 20:42 С юбилеем! Как раз недавно пересмотрел " Несколько дней из жизни Обломова " . Нет слов! Русский дух, а " Русский, значит, православный! " - Достоевский. АлександрГ. 21 октября 2015, 20:38 С юбилеем, Вас Никита Сергеевич. Многие лета и дальнейших творческих успехов. С огромной радостью и нескрываемым восхищением слежу за Вашим творчеством, ибо Ваши работы от работы к работе все лучше и лучше. Ваш фильм " Солнечный удар " просто потряс меня, своей созвучностью 90-му псалму с его словами о " бесе полуденном " .

http://pravoslavie.ru/86947.html

– Все. Повсюду. Это же чудо – как они, музей, вслед за своими героями-хозяевами – Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Достоевским, Чеховым, Шолоховым, Распутиным, столь не схожи, столь удивительно своеобразны, и, при этом, они всегда и везде свои, близкие, всегда свои, уютные, сердечно родные. Михайловское, Тарханы, Мураново, Русса – разнообразие их скорее связано не с географией, а природно-временное, атмосферное. Где-то главное, царственное – осень, где-то – лето или зима. – Летом школьники обычно читают классику по списку для уроков литературы. Что вам нравится перечитывать из «школьной программы»? Как воспринимаете хрестоматийные произведения из сегодняшнего дня? – Хрестоматийно… звуковая ассоциация с Матерью Христа, и это правильно! Произведения, которым доверяешь совершенно, к которым общаешься за помощью, за советом и поддержкой, попадая в трудную, мутную ситуацию – а к кому ещё? ведь это они создали нас, наравне с родителями и учителями. Они заложили в нас каноны поведения, научили правильно реагировать на вызовы – они это мы! Поэтому перечитываю – ну, может не от корки до корки, фрагментами, но всё, что попадётся на глаза хрестоматийного – от «Полка Игорева», «Капитанской дочки» и «Русских женщин» до «Поднятой целины» и «Тёркина». Это заряжает, как свидание с малой родиной. – Кто из литературных героев русской классики – вам особенно симпатичен? Почему? – В русской классике герой культурный и герой народный нераздельны. Понятно, что герой культурный может быть (и зачастую бывает) антигероем: Герман, Печорин, Раскольников, ибо выражает временное, страдает временным. А народный герой – если уже не святой, то стремящийся к святости, так что и не различишь, где святцы, а где ЖЗЛ: Илья Муромец, Андрей Рублёв, Суворов, Достоевский. Вот и мне близок философ-романтик, обязательно страдающий вечностью: Петя Гринёв, князь Серебряный, князь Болконский, Ваня Карамазов. Таковых и сам описываю.   – Издательский совет учредил  новый конкурс для молодых литераторов «Благое начало».  Тема первого сезона – «Герой нашего времени». Кого вы можете назвать настоящими героями нашего времени (в положительном смысле)? Как писать о таких людях?

http://ruskline.ru/opp/2022/07/24/talant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010