В.В. Бычков Россия. XIX-XX века Глава 1. Христианская философия искусства Начиная с петровских времен господствующее положение в России занимает секулярная прозападная культура и, соответственно, эстетика. Религиозное эстетическое сознание уходит далеко на задний план официальной культуры и в традиционном виде сохраняется только в среде старообрядцев, в монастырях, да в душах отдельных мыслителей, художников и писателей. Однако уже к середине XIX в. наряду с ростом социально-просветительских и либерально-демократических тенденций в русском обществе начинает ощущаться кризис духовности, который способствовал возрождению религиозной эстетики. Гоголь Одним из первых ошибочность безрелигиозного материалистического пути в культуре и искусстве осознал Николай Васильевич Гоголь. На опыте своего собственного высокохудожественного творчества он понял принципиальную неосуществимость популярной в его время тенденции «эстетического гуманизма» – внедрения в общество нравственности с помощью секуляризованного искусства. Возможность преодоления трагического разлада между эстетическим и нравственным началами он усматривал только в религиозной сфере и после более чем столетнего господства мирского искусства, являясь одним из его ярких представителей, он ставит проблему связи культуры с Церковью , христианского преображения культуры, пожалуй, впервые в русской мысли осознанно выдвигает идею «православной культуры». На личном опыте пережив духовное «преображение», он остро ощущает, что его творчеством руководит Бог, и видит задачи искусства в пробуждении душ человеческих для встречи с Богом, в нравственном очищении их, в теургическом опыте осуществления на земле божественной справедливости («правды»). Жизнь истинного (т. е. религиозного) художника представляется Гоголю близкой к монашескому подвигу, совершаемому в особо трудных условиях – в миру; его деятельность – молитвой, а награду за все это он видит в божественной красоте, открывающейся верующему в таинстве Божественной Литургии, личному осмыслению которой он посвятил специальный трактат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вздружное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:2016. храм обустроен в приспособленном здании в 2016 г.. Адрес: Россия, Брянская область, Навлинский район, с. Вздружное, ул. Центральная Координаты: 52.7709, 34.044 Проезд:В начале ул. Центральная, в помещении бывшей школы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Вздружное – село Навлинского района Брянской области, расположено в 30 км к западу от поселка Навля, на левобережье Десны. Упоминается с 1700-х годов как деревня Вздружная, в составе Брасовского стана Комарицкой волости входила в приход села Глинного. С 1741 г. — владение Апраксиных. Приход Вздруженской церкви Покрова Пресвятой Богородицы упоминается с 1736 г. Последнее здание храма построено в 1796 г. (упоминается до 1939 г., не сохранилась). 18 октября 2014 г. на въезде в село Вздружное состоялось освящение Поклонного Креста. 14 октября 2016 г., в Престольный праздник села, благочинный Навлинского церковного округа протоиерей Игорь Тараев совершил водосвятный молебен с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. Его Высокопреподобию сослужил иерей Андрей Тараев. Богослужение состоялось в здании, где на данный момент обустраивается помещение домового храма. Работы производятся стараниями благочестивых местных жителей и при финансовой поддержке депутата Брянской областной Думы Андрея Богатикова. В апреле 2017 г. в селе Вздружное Навлинского района в домовом храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы впервые за 75 лет состоялась божественная литургия. В прошлом году сельскому приходу предоставили здание бывшей средней школы, которое находилось в ветхом состоянии. Менее чем за полгода местные жители сделали косметический ремонт помещения. Кроме того, была приобретена необходимая для совершения богослужений церковная утварь. http://bryansk-eparhia.ru/news/   1735 года февраля 4 деревни Уздружной крестьяне Ларион Фомин, Иосиф Васильев с товарищи в поданном в Синодальном Казенном Приказе прошении писали: " обещание у нас есть в дворцовой Комарицкой волости в Брасовском стану в деревни Уздружной построить вновь церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а была оная деревня Уздружная в приходе оного ж Брасовского стану в селе Глинном к церкви Покрова ж Пресвятой Богородицы, а оная деревня Уздружная в дальном расстоянии от оного села Глинного в 20 верстах и больше, также и за реками, и за оною дальностию в прилучающихся наших мирских требах есть не малая нужда многие родильницы лежат без молитв, а младенцы без крещения, и многие за отдалением помирают без покаяния отца духовного и просим на оную церковь Божию Покрова Пресвятой Богородицы лес ронить и как о строении, так и о освящении и о выдаче антиминса дать указ " .

http://sobory.ru/article/?object=46835

Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А.И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А, Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834г. Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма " под звоном " . Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Портики восстановлены И.И. Вороновым в1970 г. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан - ложными, выполненными в дереве сводами. Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит. Текст о Воздвиженской церкви в каталоге, взятый из книги " Памятники архитектуры Московской области " , вып. 2, неточен. На момент передачи церкви оскверненного храма оставался только каркас иконостаса. Никакой резьбы там не было в помине. В храме хранили зерно, в подвале - картошку. Резьбу выполнил прихожанин - Павел Васильевич - на добровольных началах, как и многие жертвователи и благоукрасители. Настоятель храма протоиерей о. Андрей (Крашенинников) много потрудился для восстановления храма. Теперь его стараниями восстановлен и освящен придел Алексия Человека Божия, расположенный на хорах (довольно редкий приём в архитектуре). Батюшка собрал большой исторический материал. Село Воздвиженское известно с XIV-XV вв. Здесь останавливался св. кн. Димитрий Донской на пути из обители Преподобного Сергия на Куликово Поле. Воздвиженское было последним " станом " , остановкой царских поездов во время " Богомольных походов к Троице " . Здесь Михаил Фёдорович Романов построил новый путевой дворец.

http://sobory.ru/article/?object=00046

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРАВЛЕНИЕ БОЯРСКОЕ Характер князя Василия Шуйского. – Гибель Телепнева-Оболенского. – Ссора Шуйского с Бельским и заключение последнего; казнь дьяка Мишурина. – Правление Ивана Шуйского. – Свержение митрополита Даниила и возведение Иоасафа. – Освобождение Ивана Бельского; правление его и митрополита Иоасафа. – Освобождение князя Владимира Андреевича Старицкого. – Торжество Шуйских. – Гибель Бельского. – Свержение митрополита Иоасафа и возведение Макария. – Правление Андрея Шуйского. – Удаление любимца государева – Воронцова. – Воспитание Иоанна и образование его характера. – Гибель Андрея Шуйского. – Опалы. – Принятие царского титула и женитьба Иоанна на Анастасии Романовне. – Пожары, в Москве. – Обвинения Глинских в волшебстве; восстание на них народа. – Сильвестр и Адашев. – Созвание выборных и речь царя на Лобном месте. – Значение правления боярского. – Дела литовские, крымские и казанские в это правление. – Бедствия от врагов внешних и внутренних. – Губные грамоты. – Новое известие о детях боярских, живущих в Думе. – Бегство Петра Фрязина. Кто же из бояр более других должен был негодовать на первенствующее положение Оболенского, кто должен был, имел право явиться на первом месте, на которое только случайность возвела Оболенского? Мы видели, что в последнее время княжения Василия и, следовательно, в начале княжения сына его первое место между боярами занимал князь Василий Васильевич Шуйский. Мы видели, что этот Шуйский энергическою мерой успел удержать Смоленск за Москвою после Оршинской битвы; энергическая мера состояла в перевешании в виду литовского войска всех знатных смольнян, державших сторону королевскую. Эта черта уже несколько знакомит нас с человеком и заставляет ожидать от него подобных же мер и при достижении собственных, личных целей. В седьмой день по кончине Елены схвачены были конюший – боярин князь Овчина-Телепнев-Оболенский и сестра его Аграфена, мамка великого князя, по совету князя Василия Шуйского, брата его Ивана и других. Оболенский умер в заключении от недостатка в пище и тяжести оков; сестру его сослали в Каргополь и постригли. Заключенные в правление Елены князь Иван Бельский и князь Андрей Шуйский были освобождены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Главное из его творений – Казанский (в честь Казанской иконы Божией Матери) собор на Невском проспекте в Петербурге (1801 – 1811 гг.). Ни один из проектов, в том числе выполненных иностранцами, высочайшего утверждения не получил. Воронихин участия в конкурсе не принимал, но проект разработал, и именно его утвердил император Александр I. Это была эпоха «ампира» («Александровского классицизма», по-иному – «позднего классицизма») с широким использованием ордерной архитектуры. Казанский собор стал едва ли не лучшим образцом этой эпохи. Сложность задачи состояла в том, что по церковному канону главный фасад и центральный вход должны быть обращены на запад, в то время как на главную магистраль города Невский проспект выходит северная боковая сторона. Воронихин изобретательно решил эту задачу. Расположив здание в глубине проспекта, он окружил его полуциркульной колоннадой из 96-ти изящных колонн коринфского ордера, создал площадь перед ней и превратил сравнительно небольшое по размерам здание в величественный храм. (Противоположный пример: гигантский Исаакиевский собор О. Монферрана, талантливого инженера, но посредственного архитектора, из-за неудачных пропорций, перегруженности фасада декором и скульптурами с близкого расстояния не производит впечатления грандиозности.) Казанский собор, благодаря красоте и местоположению, надолго стал главным собором Петербурга. Как водится, находились и злопыхатели, которые не могли равнодушно видеть, как человек из низов добился славы и признания. Они распускали слухи о том, что проект заимствован то у В. Баженова, то у Ч. Камерона. К чести А.Н. Воронихина, он на эти слухи не реагировал и продолжал строить. Ещё одно его выдающееся произведение – здание Горного института на Васильевском острове у набережной Невы (1806 – 1811). По центру фасада автор разместил портик с 12-ю массивными колоннами дорического ордера. Минимум архитектурных деталей, аскетизм (если такое слово можно применить к «ампиру») и, в то же время, статная мощь превратили двухэтажное здание в символ суровой и мужественной профессии горного инженера.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/ve...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

Ермолино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В начале XVII столетия впервые упоминается церковь в селе Ермолино: «деревянная клетцки…». В 1692 г. «на старом церковном месте построена новая церковь», также деревянная. Нынешний кирпичный храм во имя святителя Николая был заложен в 1814 г.; трапезная часть с приделом во имя святого Василия Блаженного была освящена 1 октября 1821 г. Строительство церкви завершилось к 1827 г., в 1830 г. храм был полностью освящен, тогда же возведена белокаменная ограда вокруг него. С 1892 по 1929 гг. настоятелем церкви был священник Владимир Нарский, расстрелянный в 1938 г. на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В настоящее время он имеет помимо главного Никольского алтаря два придела: во имя святого Василия Блаженного и преподобного Нила Столобенского. Храмовой святыней является список Ченстоховской иконы Божией Матери, принесенный монахинями женского Красностокского монастыря, пришедшими в годы гонений из западной Белоруссии в Подмосковье во главе со священномучеником Ярославом (Савицким). Днем празднования данного образа по традиции является первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери. Приделы: блаж. Василия Московского, прп. Нила Столобенского (28 декабря, 4 января, 29 сентября, 1 июня). ermolino.org В начале XVII в. в селе была деревянная церковь Святителя Николая с приделом Василия Блаженного, " построенная клецки " (клетью, как изба). В 1627 г. две трети села принадлежали боярину, князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. 1644), начальнику приказа Казанского дворца, в 1634 г. женившемуся на дочери спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского, княжне Евдокии Дмитриевне, и треть села - боярину, князю Андрею Васильевичу Сицкому по прозвищу Жухлай (ум. 1629), его сыновья Юрий и Андрей стали последними в роду князей Сицких. В селе " два двора боярских, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, 2 двора людей деловых и 5 дворов крестьян " . В 1646 г. половина села пожалована боярину Никите Ивановичу Романову (ум. 1654), начавшему службу в 1644 г. чашником, в 1646 г. он боярин. Популярный в народе, он в 1648 г. остановил восстание против Б. Морозова и Траханиотова, к нему присылали челобитные из разных городов с просьбами о заступничестве. Во время Польского похода 1654 г. он находился при государе и умер в пути. Другой половиной владел Григорий Васильевич Львов - с 1637 по 1643 гг. дьяк Посольского приказа и Новгородской чети, в 1638 г. дьяк Печатного приказа, 1 сентября 1643 г. пожалован в думные дьяки и оставлен управлять Посольским приказом (и справлял должность до своей смерти в 1646 г.)

http://sobory.ru/article/?object=06559

Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июль Источник Память святых благоверных князей Василия и Константина Мало сохранилось сказаний в летописях отечественных о подвигах сих благоверных Князей и не дополнил сказания позднейший описатель жития их, инок Пахомий, но благоухание святой их жизни исполнило их княжескую отчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценною память их в Ярославле, где почивают и другие угодники Божии их священного племени: Св. Феодор Чермный, с двумя своими сыновьями, Давидом и Константином. Сын великого Всеволода Владимирского, кроткий и мудрый Константин, уступивший великое княжение брату своему Георгию, был основателем княжества Ярославского, которое отдал в удел второму сыну своему Всеволоду и, по свойственному ему благочестию, украсил Ярославль, как и свой престольный Ростов, благолепными соборными храмами, во имя Успения Богоматери. Малолетним остался Всеволод после кончины родителя, под сенью дяди, с двумя своими братьями: Васильком, Князем Ростовским, и Владимиром, Князем Угличским, и рано вступил в брак с Мариною, дочерью Князя Олега Курского. Две благословенные отрасли родились ему от сего супружества, Василий и Константин, но не продолжительно было мирное княжение кроткого Всеволода в Ярославле. Разразилась над Россиею грозная туча, давно над нею висевшая: вторгся в нее свирепый Батый, с бесчисленными полчищами монголов, в 1236 году, все предавая огню и мечу. Великий Князь Георгий, не надеясь удержаться во Владимире, удалился в область Ярославскую, приглашая к себе Князей Русских, чтобы общими силами сразиться с варваром, но к нему пришли на помощь только брат Святослав и три племянника. Между тем, монголы разорили престольный Владимир и удельные Ростов и Ярославль, со многими иными городами северной Руси. На берегах реки Сити возгорелась кровавая сеча, в которой пал Великий Князь и доблестный его племянник Всеволод Ярославский. Юные осиротевшие Князья, Василий и Константин, остались с матерью своею в разоренном их наследии, и старший наследовал княжение. Горькая предстояла ему участь, в краткие дни правления, идти кланяться в Орду, вместе с другими Князьями Русскими, ибо все преодолела сила Монгольская. В 1243 году странствовал он туда, вслед за Великим Князем Ярославом, чтобы суровый Батый укрепил за ним наследие отцовское и, хотя отпущен был с честью, должен был, однако, на следующий год идти опять в Орду, вместе с дядею, для снискания милости ханской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благотворящий бедному дает взаймы Господу… Итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука 19.03.2019 643 Время на чтение 3 минуты Наш постоянный автор, доктор экономических наук, профессор Леонид Сергеевич Гребнев предоставил нам итоговый отчет о сборе средств для лечения инвалида-ополченца Донбасса Олега Тимощука. Собранных денег хватит и на оплату основного комплекса лечения, и на дополнительные процедуры, если они понадобятся, и на предметы гигиены на несколько месяцев, и на авиабилеты. 15 марта определился срок начала лечения – 8 апреля. На этот день Кирилл Анатольевич Пшеничный 16 марта уже заказал билет на прямой рейс Ростов-на-Дону – Санкт-Петербург на удобное место (1 ряд общего салона у прохода). После второй недели поступления пришли еще от 26 человек: Марина Степановна М. Наталья Александровна Б. Валентина Сергеевна Ч. Екатерина Николаевна Т. Аркадий Валентинович Л. Андрей Глебович С. Роман Владимирович А. Галина Борисовна Л. Эдуард Анатольевич Е. Ольга Сергеевна М. Дмитрий Викторович Г. Ольга Сергеевна Ш. Павел Васильевич К. Евгений Александрович З. Леонид Сергеевич Г. Елена Михайловна М. Виктор Григорьевич Л. Алексей Алексеевич К. Владимир Геннадиевич С. Олег Николаевич Х. Ольга Алексеевна С. Елена Александровна Я. Елена Владимировна К. Евгений Константинович А. Виктор Николаевич К. Юрий Евгеньевич К. Александр Петрович Б. В том числе 5 человек повторно: Елена Владимировна К. Елена Михайловна М. Евгений Константинович А. Ольга Сергеевна М. Юрий Евгеньевич К. Тогда в кратчайший срок - всего за неделю! - мы смогли собрать необходимую сумму и даже несколько больше, и вот результат - Олег Тимощук больше не прикован к постели и не зависит от костылей, он передвигается по дому на современной коляске и продумывает стратегию возвращения к полноценной жизни. В сражении с собственной инвалидностью он проявил себя таким же стойким и несгибаемым солдатом, как и на фронте. И он полон решимости победить.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Идеология богатырства жива Фестиваль народных традиций отечественных видов спорта и боевых искусств «Богатырские игры» – это русские Олимпийские игры 24.06.2022 848 Время на чтение 8 минут Фото: Влад Сорокин/provladimir.ru Как сообщалось , 18 июня в городе Владимире прошли ставшие уже традиционными Богатырские игры. Гостеприимная Владимирская земля уже в шестой раз принимала участников соревнований. Об играх рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из инициаторов и вдохновителей проекта, руководитель Владимирского областного отделения Изборского клуба, кандидат педагогических наук Дмитрий Алексеевич Сагал: В 2016 году во Владимирской области проходил президентский международный форум «Россия – спортивная держава». Президент Владимир Владимирович Путин выступал с докладом о развитии спорта в стране. И в рамках подготовки к форуму нашему региону было предложено представить проекты, которые войдут в повестку России. Таким проектом стал фестиваль «Богатырские игры», который впервые прошёл в 2017 году. Мы с Алексеем Николаевичем Сипачём, директором Департамента по физической культуре и спорту написали концепцию фестиваля. Губернатор региона Светлана Юрьевна Орлова нас поддержала и доложила Президенту прямо на форуме о «Богатырских играх». Таким образом, «Богатырские игры» вошли в повестку не только Владимирской области, но и России – в единый календарный план Министерства спорта Российской Федерации. Основная идея проста: в Олимпийских играх опора на древнегреческую мифологию. А у нас есть своя история Богатырского края – Владимирской Руси. Есть богатырь Илья Муромец, святой благоверный великий князь Александр Невский со своей дружиною, святой князь-мученик Андрей Боголюбский – первый великоросс, основатель нашей государственности, первый русский царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками, первый русский император Пётр Великий, который в Александрове отметился со своей гвардией. Владимирская Русь является эпицентром зарождения русской цивилизации.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/id...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010