Закрыть itemscope itemtype="" > Время Гоголя 01.04.2009 468 Время на чтение 4 минуты Думаю, нынче — время Гоголя. Не потому, что страна с грехом пополам справляет 200-летие великого русского писателя. Это в 1937 году отмечали на самом деле народный юбилей со дня трагической гибели Пушкина . По сути, с того года и стал Александр Сергеевич воистину народным поэтом. Впрочем, и в 1952 году столетие со дня гибели Николая Васильевича отмечали куда более торжественно. Держу в руках журнал " Огонек " , полностью посвященный памяти Гоголя. Не вижу подобного массового журнала, полностью посвященного юбилею Николая Васильевича сегодня. Несколько передач по телевидению, небольшие статьи в газетах. Никак не всенародный юбилей… Но все-таки сейчас на дворе — время Гоголя! Потому что все его герои, весь его великий гротескный мир — торжествует свою победу. Празднуют Собакевичи и " кувшинные рыла " , празднуют Хлестаковы и Плюшкины, празднуют казнокрады и коррупционеры, Городничие и Держиморды. Их время на дворе. Время абсурда, время лицемерия, время лжецаревичей и виртуозов. Разве не абсурд, что почти одновременно прошел либеральный " круглый стол " , посвященный юбилею Гоголя, который вела Наталья Иванова, где выступали и Андрей Немзер, и Вячеслав Пьецух, и Юрий Манн, но не допускались ни Проханов, ни Мамлеев, ни Бондаренко, ни гоголевед Игорь Виноградов. Другой " круглый стол " , посвященный юбилею Гоголя, прошел в Киеве, и там собрались лишь незалэжные хлопцы, якие из Гоголя нынче делают щирого украинского националиста, переписывая даже " Тараса Бульбу " . Отдельно свою оборону держат Игорь Золотусский и Савва Ямщиков. Зашевелились и " гоголееды " , превращающие Николая Васильевича в ярого католика. В свою очередь, в крайних русских кругах живо заговорили о нерусскости гоголевского гения. Сколько же Гоголей существует в современном литературном мире? Наталья Бондарчук показывает в своем фильме одного Гоголя, Игорь Золотусский в телепередачах — несколько иного, Юрий Манн рисует облик третьего…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Когда Алексей Васильевич пел, на втором куплете люди начинали плакать» Евгений Тугаринов о силе духа, силе души, глубине и силе чувств актера Алексея Петренко 25 февраля, 2017 Евгений Тугаринов о силе духа, силе души, глубине и силе чувств актера Алексея Петренко Только на днях мы сообщали, что 26 февраля в Москве состоится концерт «Четыре века русской духовной музыки» с участием Народного артиста России, члена Патриаршего совета по культуре Алексея Петренко. А 22 февраля Алексей Васильевич скоропостижно скончался. О своем друге, как о человеке и христианине, рассказывает старший регент Богоявленского кафедрального собора в Елохове Евгений Тугаринов. С Алексеем Васильевичем Петренко мне посчастливилось познакомиться 17 лет назад. Это произошло в рамках подготовки фестиваля православной музыки и православного искусства, который проходил в Сибири, в городе Лесосибирск. Мало кто знает это название, но этот город – одна из малых столиц российского лесоповала. Тогда он представлял собой скопление одноэтажных зданий барачного типа, в которых жили ссыльные люди – труженики лесоповала или деревообрабатывающих заводов. Организатором фестиваля был настоятель Крестовоздвиженского храма Лесосибирска протоиерей Андрей Юревич. В то время он был духовником Алексея Васильевича Петренко и пригласил свое духовное чадо на фестиваль. Туда же был приглашен и наш хор Православного Свято-Тихоновского института, в котором пела дочь отца Андрея (ныне – матушка Екатерина). Во время подготовки к фестивалю мы встречались с Петренко в консерватории, где я тогда работал. Я знал, кто такой Петренко, смотрел многие его фильмы и, конечно, поначалу робел в общении с известным, выдающимся актером. Но как-то однажды мы встретились с ним в консерватории, чтобы отрепетировать песни, которые предполагалось петь ему с нашим хором. Мы пошли в класс, разговорились, и вдруг я услышал от него такие признания, которые сразу показали мне, что это не просто большой актер, но еще и большой человек. Человек именно христианского толка, христианского устроения.

http://pravmir.ru/kogda-aleksey-vasilevi...

П.В. Долгоруков Князья и дворяне Лопухины Касожский князь Редедя или Редега, владетель Тмутаракани, был разбит, в 1022 году, князем Мстиславом Владимировичем, сыном Святого Владимира Равноапостольного. Редега был убит в сражении, а его княжество, жена и оба сына достались во власть князю Мстиславу, который занял Тмутаракань, построил там храм во имя Пресвятыя Богородицы, наложил дань на Касогов, и крестил обоих сыновей Редегиных: старшего под именем Юрия, второго под именем Романа. Юрий Редегич умер бездетным, а Роман Редегич женился на дочери князя Мстислава Владимировича и от него произошли многие дворянские роды. Полное родословие потомству его помещено будет в четвёртом томе российской родословной книги, а здесь скажем только, что один из потомков Романа Редегича, Михаил Юрьевич Сорокоум, живший в первой половине XIV века, имел сына Глеба Михайловича, внука Илью Михайловича, правнука Григория Ильича Глебова по прозвищу Слепый, и праправнука Варфоломея Григорьевича по прозвищу Лапоть. Сей последний имел двух сыновей: Есипа, родоначальника Лаптевых, и Василия, по прозвищу Лопуха, родоначальника Лопухиных. отцовский КОЛЕНО I: Василий Варфоломеевич Лаптев-Лопуха (см. выше), родоначальник Лопухиных. КОЛЕНО II: Алферий Васильевич Денис Васильевич КОЛЕНО III: Яков Алферьевич Иван Алферьевич Тимофей Алферьевич Григорий Алферьевич КОЛЕНО IV: Василий Яковлевич Григорий Яковлевич Иван Яковлевич Владимир Яковлевич Иван Иванович Григорий Тимофеевич Иван Тимофеевич Влас Григорьевич Никифор Григорьевич Ефим Григорьевич КОЛЕНО V: Никита Васильевич Иван Григорьевич Потап Григорьевич Григорий Григорьевич Авис Иванович Фёдор Григорьевич Михайло Иванович Дмитрий Никитич КОЛЕНО VI: Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685 Фаддей Иванович Андрей Потапович Харитон Потапович Яков Потапович Павел Ависович Лазарь Фёдорович Прокофий Михайлович Фёдор Фёдорович Давыд Фёдорович Василий Фёдорович Авраам Никитич, думный дворянин, потом схимонах Александр † 2 августа 1685

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

19-е число Святого Иоанна, епископа Готфского Иоанн, уроженец торгового местечка Партенита (близ нынешней горы Аю-даг в Крыму), в юности посвятил себя на служение Богу, и когда епископ Готфский в 754 году подписался под определениями иконоборческого собора в Константинополе и тем заслужил высшую кафедру, митрополию Ираклийскую, то Готфы не захотели иметь епископа из Константинополя и избрали сего Иоанна, который впрочем не вдруг принял сан, а путешествовал на Богомолье в Иерусалим, где провёл три года; возвратившись, отправился в Грузию и тамошним католикосом посвящён в епископа. В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (о почитании икон) и по удалении Павла (в августе 784 г.) приходил в Константинополь по делам церковным. Возвратясь, нашёл, что Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать Хазар; но каган Хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду, где он через четыре года и скончался (26-го июня 790 г.). Тело его в июле того же года перенесено в Готфию и похоронено в Партенитском монастыре св. Апостолов Петра и Павла. Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. За обращение язычников в христианство обезглавлены в царствование Юлиана, в 362 году. † Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия Князь Иоанн был сын Угличского князя Андрея Васильевича и внук великого князя Василия Тёмного 278 . – Он почти всю жизнь страдал за то только, что был из княжеского рода. В сентябре 1491 года отец его князь Андрей Васильевич был вызван из Углича в Москву. Ему объявили здесь, что по воле великого князя он лишается свободы, так как он – изменник, не выслал войска против татар. «Волен Бог да государь мой брат, отвечал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что невинно лишаюсь свободы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30 мая 2021 года по инициативе казака-добровольца, председателя Совета атаманов России, бывшего депутата Касимовской городской Думы около храма на площади Александра Невского по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия был установлен бюст князю Александру Невскому. На торжествах по установке бюста присутствовали главный редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов, руководитель Владимирского отделения Изборского клуба Дмитрий Алексеевич Сагал, представители администрации г.Касимова, казаки и жители города. Сегодня богослужение провёл настоятель Георгиевского храма протоирей Андрей Правдолюбов. На службе присутствовали председатель Совета атаманов Валерий Васильевич Камшилов, атаман СКВРЗ по Рязанской области Вячеслав Николаевич Пронюшкин, атаман Касимова и Касимовского района Сергей Анатольевич Марков с казаками. После окончания службы по благословлению епископа Василия состоялся крестный ход вокруг храма и до бюста Александра Невского. Протоирей Андрей Правдолюбов в своей проповеди отметил, что здесь в Городце Мещерском святой Александр Невский принял схиму и почил, а на девятый день был погребён во Владимире. Атаман Камшилов сообщил собравшимся прихожанам и гостям, что по благословлению епископа Касимовского и Сасовского Василия сейчас идёт экспедиция путешественника, полковника казачьих войск Валентина Ефремова на Чукотку, фактически по пути уроженца города Кадом нашей епархии преподобного Германа Аляскинского. Пока на Чукотку, а дальше, как Бог даст... Кстати, 5 лет назад уже состоялась экспедиция «Россия от Запада до Востока». От г.Балтийска до мыса Дежнёва с воздушным шаром «Святая Русь», которую также возглавлял Валентин Ефремов. На мысе Дежнёва в память казачьего атамана-первопроходца был установлен православный крест, якорь и колокол. Экспедиция В.Ефремова с казачьим флагом проходила по инициативе атамана Камшилова и других казаков. Кстати, та экспедиция проходила и через Касимовский район – на Патриаршем подворье в селе Шостье путешественником В.Ефремовым был поднят воздушный шар «Святая Русь».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/06/ra...

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Село Архангельское Каменского района Тульской области. Строителями первой церкви (деревянной) были Дмитрий Боев, Андрей Шибаев и Мишка Савельев. Это стало известно из допроса (и челобитной помете приказа Розыскных дел) свояка Матюшки Боева, который служил стряпчим у князя Василия Васильевича Голицына. Стряпчий – это дворцовый слуга, придворный чин, следующий ниже за стольником. Всего в селе в разное время было построено четыре храма. В 1895 г. население прихода простиралось до 712 мужского пола и 755 женского пола. Это вместе с ближайшими деревнями.  В это же время (1895 г.) в приходе  было два храма: 1) холодный каменный в честь Успения Божьей Матери и 2) каменный, теплый во имя Святителя  и Чудотворца Николая, считающийся приписным к первому (новому) храму. От первоначального и второго храма не осталось и следов, но прихожане до настоящего времени день 8 ноября чтут, как свой храмовый праздник. Во второй половине 1700-х гг. первый храм пришел в негодность и в 1771 г. был построен второй деревянный Успенский храм, на средства помещицы Анастасии Петровны Свечиной (жена бригадира Иван Ивановича Свечина). И позднее перед постройкой четвертого храма был продан в с. Ивановское, на Плаве Чернского уезда. А третий храм в селе Архангельское был построен на средства сына Анастасии Петровны и Иван Ивановича Свечиных, Петра Ивановича Свечина. Третий храм первоначально был устроен во имя Пресвятой Троицы, однопрестольным, каменным в небольшом размере в 1787 г. В таком виде он был до 1877 г., когда местный помещик дворянин Николай Дмитриевич Селезнев на свои средства  сделал теплым и возобновил его уже как во имя Святителя и Чудотворца Николая. И, наконец четвертый храм (строительство 1844-1853 гг.) другой местный помещик дворянин Николай Александрович Шишков, вместо второго (по счету) деревянного храма, проданного в Черский уезд, устроил каменный однопрестольный, но без трапезы и колокольни, храм Успении Божьей Матери. А в 1865 г. наследник храмостроителя Андрей Николаевич Шишков на свои средства устроил трапезную и колокольню, чуть позже храм внутри незначительно поновлен, потом и снаружи.

http://sobory.ru/article/?object=18664

Быть ли Боголюбскому мемориалу? Важно вновь не потерять обретённые имена      Поиски захоронений чем-то примечательных миру людей – занятие, прямо скажем, необычное, исключительное и малоприятное. Понятное, наверное, лишь тому, кто рядом, кто помогает. Да родственникам погибших солдат. А поиски могил нефронтовых – дело и вовсе редкое, не имеющее аналогов такого рода поисковой работы. Тем не менее уже есть результаты этих трудов – вернувшиеся из небытия имена Михаила Семёновича Шарикова, развивавшего наш город в начале прошлого века; отца Сергия, настоятеля Боголюбского храма до 1914 года. А недавно обнаружена усыпальница Рабенеков, бывших владельцев дома, где сейчас Краеведческий музей. Священник Андрей Дударев считает воскрешение имён своим долгом, вкладом в историю города, однако не все принимают его усилия в этом «странном» направлении, а возникшие 1 июля в лесу «на запретке» могильные кресты вызвали едва ли не панику среди местных дачников. Кто похоронен в могилах? Не начало ли это нового погоста? Как уберечь память о старине глубокой? И что делать не с архивными, а предметными «вещдоками» прошлого? Мы расспросили об этом известного священнослужителя и знатока истории города отца Андрея. Откуда в лесу кресты? – Отец Андрей, наверное, можно понять дачника с грибной корзинкой в руках, увидевшего вдруг свежие могилы на месте, где вчера была лесная поляна. Выходит, лишь местные жители с почтением относятся к продолжению истории о найденном зимой захоронении семьи купца и мецената Шарикова? – Да, в январе этого года нам удалось обнаружить на территории бывшего Боголюбского кладбища три захоронения – самого Михаила Семёновича, его жены Александры Васильевны, младенца Сергея, а рядом покоится тёща, надежда Васильевна Павлова. После идентификации останки были возвращены на прежнее место. И оно обрело свой законный статус. Теперь мы точно знаем, где похоронен один из выдающихся земляков, Михаил Семёнович Шариков, купец-лесопромышленник, священник с 1921 года, строитель храма Святого Духа (нынешний Боголюбский храм), меценат, человек, достойный самых лучших эпитетов.

http://pravoslavie.ru/114536.html

В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов - 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева - 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб - 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь - 5 лет, Елисавета - 1 год. Диакон Андрей Степанов - 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева - 18 лет. Дьячек Иван Иванов - 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова - 31 год. Дети их: Василий - 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена - 6 лет, Пелагея - 3 года. Пономарь Алексей Михайлов - 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева - 21 год. Сын их Иван - 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей - 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия - 15 лет, Елена - 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова - 31 год. Дети ея: Сергей - 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина - 10 лет, Константин - 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария - 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова - 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев - 19 лет в философии прозванием Молков.

http://sobory.ru/article/?object=04737

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010