В 1946 г. благодаря стараниям Владыки Виталия братия монастыря Преп. Иова в Ладомировой прибыла в Соединенные Штаты, укрепила Свято-Троицкий монастырь и развила в нем печатное дело. Архиерейский Синод в Женеве мог существовать благодаря пожертвованиям которые посылал Владыка. Он же выступал на заседании американского конгресса объясняя сенаторам кто такие русские Ди-Пи и ладомировские монахи. 50 В 1948 г. архиепископ Виталий стал первым избранным братией настоятелем Свято-Троицкого монастыря. 13-го октября того же года Архиерейский Синода в Мюнхене утвердил открытие Свято-Троицкой Семинарии. «Свято-Троицкая Духовная Семинария – писал в своих воспоминаниях о Владыке Епископ Лавр – всецело обязана своим существованием Владыке Архиепископу Виталию. Он первый понял важность воспитания пастырей в строго монастырской среде». 51 Владыка Виталий был также озабочен созданием женского монастыря и поручил его устройство в качестве строителя и духовника протопресвитеру о. Адриану Рымаренко. Название монастыря «Ново-Дивеево» было дано епископом Серафимом (Ивановым). 52 С Владыкой Виталием поддерживали отношения другие православные церкви. В 1936 году, он принял участие в архиерейской хиротония митрополита Антония (Башир) Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке. 53 В 1948 г. он сослужил при епископской хиротонии архимандрита Михаила (Константинидеса) с 1949 по 1958 предстоятеля Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки. 54 Владыка холоднокровно, истинно по христиански, относился к своему приближающемуся переходу в вечность. В письме Митрополиту Анастасию от 28 сентября 1955 г. он пишет: Высокопреосвященнейший Владыко, благословите! Желаю Вам крепкого здравия. Сам я не могу похвалиться и каждый день считаю для себя последним на земле. Слышно и Вы также не можете похвалиться. И если мне прийдется первому отойти от сего жития, то было бы для меня самым спокойным и желанным. Но горе будет мне, если Вы первый поспешите, а меня оставите здесь одиноким и не ориентированным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Вашего Высокопреосвященства преданный во Христе собрат, Митрополит Анастасий Именной словарь Аверкий, архиеп. (Таушев Александр Павлович) – родился в 1906 г. в Казани. В эмиграции с 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского ун-та. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в 1931 г. С 1932 по 1940 г. служил в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 г. был приходским священником в Белграде. С 1944 г. архим. Аверкий служил на приходах Мюнхена. Был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный Самарянин» и гимназии для бесподданных. С 1950 г. назначен председателем Миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 г. архим. Аверкий переехал в США и вскоре был приглашен в новоорганизованную Свято-Троицкую ДС для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 г. утвержден в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 г. назначен правящим архиереем Сиракузско-Троицкой епархии. В 19601976 гг. архиеп. Аверкий являлся настоятелем Свято-Троицкой обители. В число написанных им книг входят учебники по гомилетике, литургике, толкованию Священного Писания Нового Завета, его «Слова и речи», жизнеописание и письма его духовного наставника – архиепископа Феофана. Скончался архиеп. Аверкий в 1976 г. Адриан (Рымаренко Адриан Адрианович ) – родился в 1893 г. в Полтавской губ. Окончил Политехнический институт (1917) в С.-Петербурге. Окормлялся у оптинских старцев Анатолия (Потапова) и Нектария (Тихонова) . Священник (1921). Назначен священником Александро-Невской церкви г. Ромны. Во время Второй мировой войны духовник киевского духовенства и Покровского женского монастыря в Киеве. В 1945 г. эвакуировался с группой духовных детей в Южную Германию. Служил в церкви под Штутгартом. Был настоятелем Берлинского кафедрального собора. Участвовал в окормлении частей РОА. В 1949 г. вместе с церковной общиной переехал в США. Овдовел в 1963 г. В 1964 г. упомянут как протопресвитер. В феврале 1968 г. принял монашество с наречением имени Андрей и хиротонисан во епископа Роклендского, викария НьюЙоркской епархии. Архиепископ (1973). Скончался в 1978 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И он не отказался. Первое время старец жил в селе Плохино (в сорока пяти верстах от Козельска), затем перебрался в село Холмищи Брянской губернии (в 50-ти верстах от Козельска). После ареста старца о. Севастиан жил в Козельске вместе с Оптинской братией и часто навещал старца в его изгнании. В 1927 году епископом г. Калуги о. Севастиан был рукоположен в иеромонаха. 29 апреля 1928 года последовала кончина старца Нектария. Свою святую душу он предал Богу под епитрахилью приехавшего из Киева своего духовного сына о. Адриана Рымаренко (впоследствии архиепископ Рокландский Андрей, † 1978). Неутешно плакал о. Севастиан на похоронах и потом на могиле старца. Выполняя благословение старца после его смерти уезжать служить на приход, о. Севастиан уехал сначала в Козельск, потом в Калугу, а затем по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева [Отца ныне здравствующего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) .] приехал в Козлов и от епископа Тамбовского и Козловского Вассиана (Пятницкого) получил назначение в Ильинскую церковь . Там он служил с 1928 по 1933 год вплоть до своего ареста. В этот период он вел в Козлове неутомимую борьбу с обновленцами. О. Севастиан поддерживал связь с жившей в рассеянии братией Оптиной Пустыни. Так, в 1929 г. он напутствовал Святыми Тайнами вернувшегося из Кзыл-Ординской ссылки, умирающего иеродиакона Кирилла (Зленко, † 19.07.1932 ст. ст.), бывшего письмоводителя старца Варсонофия. Вскоре был арестован протоиерей Владимир Нечаев, и о. Севастиан взял на себя попечение о его семье: матушке Ольге и детях. Богослужения в приходском храме по молитвенному настрою заметно отличались от благоговейных богослужений Оптинского скита, к которым привык Батюшка. Бывало, что в какой-нибудь праздник он приходил из церкви расстроенный. Он не любил немолитвенного нотного пения и хотел, чтобы клирос пел так, как пели у них в скиту. А регенту нравилось пение погромче и повеселее, да еще не против был ногой притопнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

И только накануне кончины о. Нектария к нему неожиданно приехал из Киева его духовный сын о. Адриан Рымаренко, который и читал над ним отходную, а потом вместе с местным сельским священником облачал его. Получив телеграмму о кончине Старца, о. Сергий немедленно приехал. Приехали также и о. Петр Петриков, о. Борис Холчев и о. Андрей Эльбсон – духовные дети Старца – и кое-кто из мирян. Кожины, муж и жена, привезли гроб и деревянный крест. Из Оптиной приехал младший келейник Старца отец Петр (простой монах), а остальные ждали в Козельске, считая, что тело Старца должны привезти туда. Незадолго до кончины Старца Мария три раза при мне спрашивала о. Нектария, где его хоронить. Он к этому времени уже почти не говорил, а отвечал нам жестами. Старец каждый раз указывал рукой назад, в сторону сельского кладбища. И каждый раз на вопрос Марии, отвезти ли его тело в Козельск, о. Нектарий отрицательно качал головой. Торжественно отпели Старца и на руках отнесли на сельское кладбище и поставили деревянный крест на могиле... Протоиерей Леонтий. О старце Нектарии (Настоятель Преображенского храма в селе Нижние Прысни) Более 30 лет назад я впервые приехал в село Нижние Прыски. По милости Божией я получил приход в этом селе, расположенном совсем недалеко от знаменитой Оптиной Пустыни. Среди прихожанок храма оказались совсем пожилые женщины, которые хорошо помнили Оптинского старца Нектария, виделись с ним, беседовали, были его духовными чадами, большими и задушевными почитателями. Вот они-то собрали около двухсот рублей денег и попросили, чтобы я поменял старую сгнившую деревянную ограду на могиле старца Нектария на новую, металлическую. Благоговейно, с душевным трепетом принял я это приношение от семидесятилетних женщин и решил поскорее взяться за дело. В Оптиной тогда было училище. С помощью рабочих удалось сделать металлическую ограду и погрузить в машину металлические бочки с водой, цемент, песок, гравий, ломы, лопаты и прочие строительные принадлежности. Отправились мы в село Холмищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Как рассказывает сам Отец Герман (Подмошенский), «за страдания моего отца – мученика, господь даровал мне очень интересную жизнь, знакомство со многими великими людьми» и это действительно так. Его духовником был ученик Оптинского старца Нектария – отец Андриан (Рымаренко) (Вл. Андрей), под епитрахилью которого и перешел в жизнь вечную этот великий оптинский подвижник. Духовным наставником Отца Германа был схимонах Никодим Карульский, с которым Отец Герман состоял в переписке, а позже и бывал у него. И тайно вывез с Афона по благословению отца Никодима рукопись молитвенного дневника Старца Феодосия Карульского, которая и стала доступна жаждущим молитвенного подвига по всему миру. В Сан-Франциско Отец Герман познакомился со святителем Иоанном Шанхайским (Максимовичем), который сильно повлиял на его дальнейшую жизнь. В Джорданвильской семинарии его учили Святитель Аверкий (Таушев)и И.М. Андреев. Он был близко знаком с Иваном Михайловичем и Еленой Юрьевной Концевич. А их брат, племянник известного писателя С. А. Нилуса, и ученик оптинского старца Нектария – Владыка нектарий (Концевич) был наставником и покровителем в монашестве Отца Германа и Отца Серафима. И многие, многие другие, о коих уже что-то издано, а что-то готовится к изданию нашим издательством, «Русский Паломник», которое тоже, без сомнения является плодом трудов и молитв отца Германа (Подмошенского). «За страдания моего отца – мученика…» Господь дал отцу Герману, не только интересную но и поистине многоплодную жизнь. Несколько православных журналов такие как, «Православное Слово» («Orthodox Word»), «Православная Австралия» («Orthodox Australia»), «Фома», «Pycckiй Паломникъ» и другие, более сотни книг на русском, английском, и других языках увидели свет трудами Отца Германа. Несколько монастырей, и множество православных книжных магазинов по всему свету, были основаны и вдохновлены на миссионерское служение. Около тысячи Американцев впитали в себя Православие и были крещены. Без сомнения, такой ревностный труд на ниве Христовой не мог оставить равнодушным врага и завистника рода человеческого. Многих скорбей исполнена жизнь трудящихся Христа ради. Но будем аккуратны в своих суждениях, и по-евангельски будем смотреть на плоды.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=288

Кроме этого, большие сложности создавал языковой барьер между верующими одной РПЦЗ. Молодые ставленники, которых архиепископ Джеймс (Тумбс) направлял на обучение в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, испытывали огромные трудности из-за незнания русского языка, в результате многие из них вынуждены были покинуть стены духовной школы. Тем не менее большую помощь англоязычным студентам оказывал архимандрит Лазарь (Мур) — этнический англичанин, бывший англиканский священник, являвшийся одним из активнейших миссионеров в РПЦЗ, и протоиерей Адриан Рымаренко, впоследствии архиепископ Роклэндский Андрей. Нарекания вызвала и личная жизнь Иакова (Тумбса), продолжавшего совместно проживать со своей бывшей супругой. Супруга Иакова (Тумбса) также приняла монашеский постриг в начале июля 1951 года, однако поселиться в Ново-Дивеевском женском монастыре, расположенном в 30 километрах от Манхэттена, как это предписывало священноначалие, не смогла по всё той же причине языкового барьера. По свидетельству человека, близко знавшего архиепископа Иакова (Тумбса) в начале 1950-х гг., бывшие супруги действительно проживали в одном доме в Нью-Йорке, однако их квартиры располагались на разных этажах, и они не имели супружеских отношений. В конце жизни архиепископ Иаков серьёзно болел, и бывшая супруга посвятила себя заботе и уходу за тяжелобольным архиепископом . В материальном отношении архиепископ Иаков также вёл довольно скромный образ жизни. Одним из главных занятий его миссии стало регулярное посещение жилых домов и квартир в Нью-Йорке и Чикаго с проповедью православия и сбором пожертвований на миссию . Исследователи деятельности Тумбса в составе РПЦЗ отмечают, что ряд клириков РПЦЗ, среди которых находился и влиятельный протопресвитер Георгий (граф Граббе), относились с неприязнью к делу Американской миссии. Данная позиция вынудила архиепископа Иакова (Тумбса) высказать митрополиту Анастасию (Грибановскому) свои пожелания о переходе его миссии на полное самоуправление. Вскоре, в 1956 г., архиепископ Иаков (Тумбс) был почислен на покой, однако продолжал сохранять юрисдикционную связь с РПЦЗ вплоть до 1959 года. Вероятно, утратив всякую надежду на понимание своей деятельности, Иаков (Тумбс), уклонившись в раскол, создал новую неканоническую группу либерального характера — «Православную Американскую Церковь» . Его богослужебная деятельность в процессе отхода от РПЦЗ стала претерпевать не лучшие изменения. Так, в 1958 году, по свидетельству одной из прихожанок, стоя на амвоне во время богослужения, Тумбс проповедовал идею реинкарнации . За данные деяния и уклонение в раскол архиепископ Иаков (Тумбс) был запрещён в священнослужении.

http://bogoslov.ru/article/6174397

Матушка Евгения Рымаренко вновь приехала к отцу Нектарию в мае 1925 года. В этот раз были здесь София Александровна Энгельгардт, некая Мария из Гомеля и отец Никон (Беляев) . В день Преполовения матушка записала: «Так хорошо около батюшки, за что это мне? Невольно является мысль: «Кому много дано, с того много и взыщется». Когда я вошла с другими, батюшка вышел из своей комнаты с пением «Христос Воскресе...» – в розовой епитрахили, в цветном поясе, такой радостный и весь сияющий. Он очень ласково преподал мне первое благословение, сказал, что рад мне... С четырех часов до позднего вечера я провела у батюшки. Батюшка расспрашивал о нашей жизни, спросил, что волновало отца Адриана последнее время. Вечером Андрей Ефимович читал, а все пели канон и акафист преподобному Серафиму. Батюшка тоже присутствовал и пел. На другой день утром Мария читала правило, я присутствовала, потом все, получив благословение, пошли пить чай на хозяйскую половину. Часа через два всех позвали опять к батюшке. Отец Никон перед своим отъездом читал акафист Спасителю и Божией Матери и служил молебен. Настроение было молитвенное». Врач Сергей Алексеевич Никитин (впоследствии владыка Стефан, епископ Калужский и Боровский) по окончании учения колебался в выборе направления своей медицинской деятельности – заняться ли теоретическими исследованиями или стать практикующим врачом? Он решил поехать к старцу Нектарию для решения этого дела. О той поездке рассказал друг его Борис Холчев (впоследствии архимандрит). «Привез его, – писал он, – отец Никон в Холмищи в сумерках, «пришедше на запад солнца”. В добротной крестьянской избе Андрея Ефимовича на половине отца Нектария читались вечерние молитвы. В горнице тихо, слушали чтение несколько человек. Сергей Алексеевич с отцом Никоном молча присоединились к ним. Особый молитвенный уют с мерцающей перед образами лампадой и журчанием благоговейного человеческого голоса, ровно произносящего строчку за строчкой из творений великих авторов-молитвенников Макария, Антиоха, Златоуста, Дамаскина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души " (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.). Заключение Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов). Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу. Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: " Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Показав, что Русская Церковь , и в особенности русское монашество, сохранили, даже в период своего упадка в 18 веке, живую духовность, в такой степени, какой не знала Греция и другие православные страны того времени, отец Серафим затем, говоря о нашем времени, назвал его «беспрецедентно духовно пустым», когда «жизнь обывателя стала слишком «комфортной» и мировоззрение даже самых лучших религиозных и интеллектуальных лидеров шокирующе распущенным». Мы должны, тем не менее, «поддерживать живое благоухание пустыни в наших сердцах, чтобы сожительствовать умом и сердцем с этими ангелоподобными мужами и женами и считать их среди наших искренних друзей», пребывать «всегда удаленными от привязанностей и страстей этой жизни, даже когда они группируются вокруг какой-то церковной организации или личности; чтобы в первую очередь быть гражданами Горнего Иерусалима... и только затем жителями этого преходящего мира. 87 Позже эта статья была дополнена и издана отдельной брошюрой под заглавием «A Man is His Faith» (St. George Orthodox Information Service, London, 1980). 89 Архиепископ Андрей (Рымаренко) Рокландский, основатель Ново-Дивеевского женского монастыря в штате Нью-Йорк. 91 Когда книга была напечатана, то в своей законченной форме это предисловие достигло почти 100 страниц. 92 Я предложил им приехать в скит и завести картотеку для их большой, но неорганизованной библиотеки. 94 Я сказал отцу Серафиму, что мы думали в этот раз провести пасхальную службу в Этне по беспоповскому чину, чтобы не совершать обычное утомительное путешествие в Сан-Франциско, на которое уходило семь часов в одну сторону. 95 Моя семья собиралась совершить паломничество по святым местам Православия Британии (до раскола). 96 Здесь отец Серафим имел в виду не только отца Пантелеимона и его последователей, но также и некоторых греческих старостильников. 97 Иосифлянами называют последователей митрополита Петроградского Иосифа, которые в конце 1920-х гг. прервали общение с митрополитом Сергием, из-за его политики подчинения Церкви безбожному правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Св. исп. Петр Чельцов, протоиерей (30 авг./12 сент. 1972), с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области. В молодости часто ездил в Оптину и усвоил многие традиции Оптинских старцев. Сам замечательный старец, выдающийся пастырь, чудотворец. Схимонах Иоасаф (Моисеев; 25.03/07.04 1976). Духовный сын преп. Нектария Оптинского , исповедник, прозорливец. После освобождения из лагеря (в заключении провел около 16 лет) жил в г. Грязи Липецкой области. Архиепископ Андрей (Рымаренко) 29 июня/12 июля 1978) Рокландский. Видный иерарх РПЦЗ. Основатель монастыря «Новое Дивеево» в США. До эмиграции служил в Киеве, был духовником катакомбных священников, духовный сын преп. Нектария Оптинского , читал ему отходную. Схиархим. Амвросий (Иванов; 2/15 окт. 1979). Воспитанник Оптиной Пустыни. Скончался в возрасте около 100 лет, последние годы жизни служил в с. Балабанове Калужской области. Схиигумен Павел (Драчев; 16/29 марта 1981), с. Черкассы Ефремовского района Тульской области. Скончался почти в столетнем возрасте. Вероятно, последний Оптинский монах. Нес на себе дух великих Оптинских старцев. Старец-утешитель, прозорливец, исповедник, затворник. У себя на приходе организовал общину, в основном состоявшую из монахинь Шамординского монастыря. Епископ Нектарий (Концевич; 24 янв./б февр. 1983) Сиэтлинский. Виднейший иерарх РПЦЗ. В юности часто бывал в Оптиной, духовный сын преп. Нектария Оптинского . Умер сразу после служения Божественной Литургии в день Всех Новомучеников и Исповедников Российских. Иеросхим. Нектарий (Овчинников, 16 февр./1 марта 1988). Скончался в г. Ельце Воронежской области. Духовник многих мирян, прежде известный врач. Духовный сын архим. Бориса (Холчева) . Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 20 апр./3 мая 1990). Имел духовное общение с преп. Никоном Оптинским , которого глубоко почитал. Протоиерей Василий Евдокимов (5/18 дек. 1990). Известный московский священник, исповедник, общался с преп. Нектарием Оптинским . Протоиерей Василий Серебренников (17/30 дек. 1996), Москва. Замечательный священник, выдающийся духовник. Духовный сын пр.исп. Георгия (Лаврова), духовник «последнего русского философа» А. Ф. Лосева (в монашестве Андроник; 1988).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010