31 августа 1936 однопрестольный собор на 500 человек был заложен епископом Тихоном по проекту русского архитектора-эмигранта Сергея Шостовского, который в экстерьере вдохновился новгородским зодчеством, в интерьере — византийско-романским стилем. Строительством бетонного здания, до сих пор остающегося в собственности немецкого государства, два года занимался немец Карл Шельберг. Двухярусный иконостас дореволюционной работы прислал из Варшавы митрополит Дионисий, глава Польской Православной Церкви. Торжественное освящение собора в честь Воскресения Христова состоялось в Троицу, 12 июня 1938, в присутствии представителей Сербской и Болгарской Православной Церквей. Приветствия в этот день прислали Патриарх Антиохийский, архиепископы Афинский и Кипрский. Освящение осуществил митрополит Анастасий, новый Первоиерарх РПЦЗ, одновременно передавший по инстанции благодарственный адрес Гитлеру как главе правительства. В тот же день в русско-немецкой гимназии, по случаю освящения, состоялось собрание русской общественности. За несколько месяцев до освящения архиепископ Тихон, много сделавший для строительства собора, был уволен на покой и уехал в Сербию, так как на его месте власти желали иметь архиерея, более покладистого и знающего немецкий язык. Им вскоре стал архиепископ Серафим (Ляде) родом из Германии, который вскоре при немецком содействии объединил все русские приходы в стране. Воскресенский собор стал его кафедрой. При соборе в 1941 была открыта иконописная школа. Во время Второй мировой войны в собор приходили молиться тысячи русских, украинцев и сербов, угнанных на принудработы в Германию. При штурме Берлина «среди общих развалин храм оказался почти уцелевшим; имеется только маленькая пробоина в куполе и выбиты стекла», сообщал очевидец, хотя в здание попали две зажигательные бомбы. Настоятелем в конце войны был петроградский священник прот. Димитрий Кратиров (1875–1952), который во время войны ушел из Новгорода с немецкой армией. До этого служил прот. Андриан Рымаренко, будущий архиепископ Рокландский Андрей. Однажды он служил литургию во время бомбардировки. Очевидец вспоминал: «Земля под собором колеблется, грозно качается над головами многопудовое паникадило... Но погруженные в молитву люди не замечают опасности. Особенно истово они молятся перед иконой святителя Николая Чудотворца».

http://sobory.ru/article/?object=24490

Андреев см. Андреевский, Иван Михайлович Андреевский (Андриевский), Иван Михайлович (1894–1976). Родился 14 марта в Санкт-Петербурге в семье медиков. В 1913–1914 гг. учился в Сорбоннском университете во Франции на Философском факультете. Окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета, психо-неврологический институт и Богословский Институт. После окончания университета был оставлен при нем в качестве доцента. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. В 1923 г. начал подпольно посещать богословские курсы и религиозно-философские кружки. Выступил против декларации митрополита Сергия в 1927 г. Арестован в 1928 г. в Петрограде и осужден на пять лет по делу «Братства преп. Серафима Саровского ». Заключение отбывал на Соловках, где общался с епископами-исповедниками. Был связан с катакомбной Церковью. После освобождения работал в 1937 г. в должности главного психиатра Новгородской областной больницы. Тайно вел семинар по изучению богословия. Затем работал врачом в Пскове. Видимо, арестован в марте 1938 г. в Пскове. Во время войны оказался на оккупированной немцами территории. Покинул Россию во время войны. Сначала оказался в Германии, а затем в 1950 г. переехал в США. Профессор нравственного богословия, апологетики и русской литературы в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (до 1971 г.). Автор многочисленных трудов, писал под псевдонимом Андреев. Скончался 30 декабря. Андрей (в миру Адриан Адрианович Рымаренко; 1893–1978), Архиепископ. Родился 15 марта в г. Ромны (Полтавская губерния). Окормлялся у прпп. оптинских старцев Анатолия и Нектария. Священник (1921) Александро-Невской церкви г. Ромны. В 1930 г. арестован. Во время Второй Мировой войны духовник киевского духовенства и Покровского женского монастыря в Киеве. Бежал с группой духовных детей в Германию. Настоятель Берлинского собора. В 1945 г. эвакуировался в Южную Германию. Служил в церкви под Штутгартом, в Вендлингине. В 1949 г. вместе с церковной общиной переехал в США. Основал Ново-Дивеевский женский монастырь. После смерти матушки (1963) принял монашество и хиротонисан во епископа Роклендского, викария Нью-Йорской епархии, в марте 1968 г. Архиепископ (1973). Скончался 12 июля в Ново-Дивеевском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Глеб был по рождению русский и православный. Родился в Латвии, в Риге в 1934 году, куда его родители бежали из России от коммунистического режима. Когда ему было пять лет, коммунисты, пришедшие в Латвию, арестовали отца, сослали его в воркутинский лагерь, где он мученически погиб. Глеб был не только по рождению православным, но, как многие русские тогда, был сыном новомученика. В 1949 году Глеб вместе с мамой и сестрой Ией оказался в США. По окончании колледжа в Бостоне, после некоторого периода разочарования в бессмысленности мирского успеха и от суетной жизни мира, в 1958 году поступил в Свято-Троицкую Духовную семинарию в Джорданвилле. В ней преподавали тогда такие выдающиеся наставники, как архиепископ Аверкий - живой исповедник нашего времени, религиозные мыслители архимандрит Константин (Зайцев) и профессор Иван Михайлович Андреев, богослов протоиерей Михаил Помазанский. Большое влияние на семинариста оказал отец Адриан, позднее владыка Андрей (Рымаренко). По окончании семинарии в 1961 году Глеб совершил паломничество на Аляску, чтобы поклониться великому русскому святому в Америке, тогда еще не прославленному и малоизвестному, старцу Герману Аляскинскому. У могилы отца Германа Глеб молитвенно просил святого о даровании ему собрата, с которым вместе он мог бы создать братство, потрудиться о памяти самого батюшки Германа - просветителя Америки. Глеб ездил по разным городам Америки, рассказывал, где мог, о Православной вере. У него с собой всегда был диапроектор с диапозитивами, на которых были запечатлены святыни и святые Православия. И вскоре он был в Сан-Франциско, где произошло, как ему казалось, совершенно случайно, его знакомство со страдающим в поисках Бога в безбожном мире, ожидающим скорой смерти его ровесником-американцем Евгением Роузом. Был то день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, когда Промыслом Божиим Глеб был приведен к Евгению. Евгений был в весьма упадническом состоянии, когда привел нового своего знакомого к себе домой. Жил он в подвальном помещении. Первое впечатление Глеба: достоевщина какая-то. Хозяин с бородой, с трубкой во рту, такой молчаливый, серьезный, таинственный. В комнате - тьма, а в углу - иконы, лампадка горела. Этот интеллигент, очевидно, из битникского движения, не просто вкусил уже зло, грехи и безобразия века, но активно искал ответ, как можно жить на земле ради Истины.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

Архимандрит Сергий (Ромберг), преподаватель литургики в Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США) Я поступил в семинарию в 18-летнем возрасте, так что не мог еще по-настоящему оценить многих ярких представителей русской эмиграции в Монреале. А в семинарии уже произошли встречи с удивительными священнослужителями. – Поподробнее. Новорукоположенный иерей Петр Перекрестов с супругой Еленой и духовником архимандритом Киприаном (Пыжовым), 1980 г. – В первую очередь могу назвать ректора семинарии, архиепископа Лавра (будущего Первоиерарха РПЦЗ), преподавателя догматики протопресвитера Михаила Помазанского, моего духовника – иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), преподавателя литургики архимандрита Сергия (Ромберга) и многих других из числа братии обители. Деканом тогда был Евгений Евлампиевич Алферьев, автор книги «Письма Царской семьи из заточения». Помню, что, когда я был на 4-м курсе, он мне поручил вместе с ним поехать в Ричмонд (штат Мэн), чтобы привести княжну Веру Константиновну, дочку великого князя Константина Константиновича, троюродную сестру императора Николая II, на выпускной акт Свято-Троицкой семинарии. – С какими людьми вам посчастливилось встречаться, однако… – Мне выпала честь провести с ней вечер в Ричмонде, а затем около 7–8 часов в автомобиле по дороге в Джорданвилль и ужин в ресторане близ монастыря. Она являлась живым воплощением лучших традиций Дома Романовых и происходила из самой благочестивой ветви Романовых. Меня в ней удивило сочетание благородства и простоты и то, что она так живо интересовалась жизнью молодого семинариста. Протоиерей Адриан Рымаренко, будущий архиепископ Роклэндский Андрей Во время учебы в семинарии мы с группой семинаристов дважды ездили в монастырь Ново-Дивеево под Нью-Йорком к проживающему там почитаемому старцу русского зарубежья, архиепископу Андрею (в миру – протоиерей Андрей Рымаренко), у которого в 1928 году на руках скончался преподобный Нектарий Оптинский. В 40-х годах прошлого столетия духовником отца Андрея был схиархиепископ Антоний (Абашидзе), считавшийся прозорливым старцем. Владыка Андрей спас и вывез в Ново-Дивеево Владимирский образ Божией Матери из Оптиной пустыни – дар последних старцев Киеву; образ-портрет преподобного Серафима, писанный при его жизни; крест из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была убита Царская семья, и два образа Спасителя, принадлежавшие Николаю II и находившиеся с Царской семьей в Тобольске и Екатеринбурге. Владыка Андрей проводил с нами краткую духовную беседу, да еще отвечал на вопросы семинаристов, большей частью касающихся их личных судеб. Я никаких вопросов не задавал, но внимательно слушал, что владыка Андрей говорил. Встречи проходили у него в намоленной келье.

http://pravoslavie.ru/145509.html

Рымаренко в диаконы, а через три дня в священники. В тяжелейшие годы преследований, разгула атеистической политики состоялась хиротония. Однако хиротония состоялась в знаменательный день — Сама Пречистая Дева, Царица Небесная брала под Свой Омофор жизнь и деятельность молодого пастыря. У о. Адриана был также видимый помощник и молитвенник — оптинский старец Нектарий. Жизнь под водительством старца необходима православному человеку во всякое время, тем более водительство является насущным в годы преследований, общественной смуты и церковных нестроений. Старец Нектарий Оптинский, молитвенник за Россию и многострадальный русский народ, скончался под епитрахилью о. Адриана, который сподобился читать отходную по великому духовнику. После о. Нектария оставался еще о. Никон Оптинский, но с кончиной о. Нектария, словно не стало Оптиной Пустыни как светоча благодати и старчества. Однако оптинское дело, оптинскую любовь к Богу и ближнему сумели сохранить и умножить духовные дети старцев — архиереи, иереи, диаконы, миряне. Одним их таких наследников оптинского духа был иерей о. Адриан Рымаренко. Некоторое время о. Адриан служил в церкви св. Александра Невского в г. Ромны, затем церковь закрыли, батюшку сослали в Киев под надзор. Он служил тайно, а иногда скрытно проникал в алтарь с ведома служивших священников и молился на богослужениях. Из-за нехватки документов о тогдашнем периоде мы, со слов лиц, знавших о. Адриана, предполагаем, что он служил и в катакомбной церкви. В 1930 г. о. Адриана арестовали. Известный эмигрантский писатель Владимир Самарин, ссылаясь на духовное чадо о. Адриана, князя Д.В. Мышецкого, сообщает, что из тюрьмы батюшка вырвался " буквально чудом. Его освободили только потому, что тяжко заболел " . Мы не знаем, сколько раз арестовывался о. Адриан, однако располагаем другой, очень любопытной, с духовной точки зрения, версией освобождения. Бывший близким к Владыке Андрею о. Александр Федоровский, старший священник Ново-Дивеевского монастыря, штат Нью-Йорк, США рассказывал, что после ареста о.

http://lib.cerkov.ru/authors/339

Вся немецкая молодежь была призвана в армию, а работали остарбайтеры. Оказавшись в Германии, они познакомились, но поженились уже здесь, в Америке. Они со своими семьями приехали сюда и осели в городке Наяк, около Нью-Йорка. Наяк был очень важным центром для русских в Америке. Среди прочих там жил отец протоиерей Адриан Рымаренко, который потом стал архиепископом Андреем, мы его знаем по его проповедям, он был духовный наследник оптинских старцев, старца Нектария, который наставлял его и направил его на служение Церкви (в миру Адриан был адвокатом). Он принял сан в Киеве. И вся жизнь отца Адриана проходила по благословению оптинских старцев. У него была подобная история – во время войны оказался он в Германии, и с ним из Германии ехала группа монахинь, основавших впоследствии женский монастырь в США, Ново-Дивеево. В Наяке он тогда купил особняк, с помощью, конечно, добрых людей, и там основал женский монастырь Ново-Дивеево. Там было до десяти монахинь. И потом, со временем, в начале 1950-х годов они приобрели имение в Спринг-Уэлли, в котором сейчас находится Архиепископ Андрей (Рымаренко) Новодивеевский монастырь в штате Нью-Йорк, – это все трудами отца Адриана. И моя мама, Екатерина Ивановна Киценко, была духовной дочерью отца Адриана – вся ее семья еще в Германии с ним была знакома, ездила к нему на Исповедь, за духовным руководством. И за благословением в Америку ехать, конечно. И мой отец Андрей Иванович – он тогда был молодой человек – тоже ходил к отцу Адриану и тоже считался его духовным чадом. И когда отец Адриан на новом месте начал строить храм, мой отец подрядился во время летних каникул, уже будучи семинаристом, подрабатывать, и всегда, когда мы ходили в этот Серафимовский храм, он говорил: смотри, вот с Павлом Андреевичем мы делали этот потолок, набивали штукатурку здесь. Гордился работой, конечно: храм построить своими руками – это великий подвиг, спасительно. И он всегда приезжал туда с благоговением, в этот храм. Будучи уже диаконом, священником. Так что родители оказались в таком хорошем, приятном и насыщенном месте сосредоточения русской эмиграции.

http://pravoslavie.ru/118889.html

Адриан попал на допрос к следователю ОГПУ, от которого никто никогда не выходил живым, все получали смертный приговор. Был ли следователь из известной в Киеве Лукьяновской тюрьмы, о которой упоминает В. Самарин, мы также утверждать не можем. Вероятно, точный ответ на этот вопрос, хранится в архивах бывшего киевского ОГПУ. По словам о. Александра Федоровского, супруга и духовные дети о. Адриана, узнав об аресте и о том, какой следователь должен его допрашивать, стали усиленно молиться и служили молебны. Допрос оказался очень коротким. О. Адриан вошел в кабинет к следователю, тому самому страшному следователю. Тот говорит: " Садитесь, гражданин " . Только батюшка хочет садиться, как в кабинет входит незнакомый человек и убирает из-под него стул со словами: " Выйдите в коридор! " Оказалось, что пришли другие чекисты и арестовали этого страшного следователя. У чекистов, видимо, начались очередные репрессии. В коридоре о. Адриану стало плохо, и в связи с арестом следователя, батюшку отпустили домой. Так, в очередной раз Господь не допустил расправы над своим служителем. Повторяем, мы не уверены, что эта история случилась в 1930 г. Может быть, она произошла и в конце 1930-х годов, незадолго до советско-германской войны. Тем не менее, история свидетельствует об особом Божием попечении и покрове над священником о. Адрианом. Прослужив какое-то время в Киеве, о. Адриан вынужден был вновь перейти на нелегальное положение. Он переживал годы скитаний, переезды из города в город, совершал тайные богослужения и требы, постоянно рисковал и свободой, и самой жизнью — т.е. вел настоящую жизнь священника Катакомбной Церкви. Трудно представить себе, как можно в таких условиях жить, кормить живущую где-то семью и служить, подвергаясь опасности быть арестованным. Поэтому когда мы слышим порой обвинения в адрес духовенства за то, что оно открыто служило при Советской власти, то сложно подобрать " черно-белый " ответ. О. Адриан Рымаренко служил в рядах катакомбников и среди " сергианского духовенства " , очевидно, руководствуясь не принципом, " какой ты юрисдикции " , а направлялся туда, где более всего нуждалась паства.

http://lib.cerkov.ru/authors/339

Архиепископ Виталий (Джорданвилльский, † 1960), открыто называвший учение митрополита Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентанский, Савва Австралийский и Андрей Рокландский (отец Адриан Рымаренко в миру). Архиепископ Леонтий Чилийский, тоже называвший ересью, еще по России (где в Киеве в храмах происходили сцены протеста против этого лжеучения). Епископы Савва Эдмонтонский и Канадский и Нектарий Сеаттлийский. Протопресвитер Михаил Помазанский . Профессор И.М.Андреев, профессор И.М.Концевич . Афонский великий Старец академик Феодосий Карульский, написавший самому митрополиту Антонию целое сочинение (сгоревшее на Карули, на Афоне). В печатных изданиях (найденные на первых порах): Прот. Василий Бощановский «Критика катехизиса м. Антония», «Р. Пастырь», 1926, Сербия. Архиепископ Иоанн (Максимович) «О чем молился Христос в Гефсиманском Саду», Церковная Жизнь, 4, 1938. Хотя там нет упоминания митрополита Антония, но по сути является попыткой исправления ошибок его любимого аввы, митрополита Антония, уже после смерти его. Послание-протест афонских монахов «По поводу брошюры м. Антония «Догмат Искупления», 1931. Архимандрит Константин «Блаж. митр. Антоний», Православная Русь, 10, 1963, Джорданвилль. Прот. Георгий Флоровский «Пути Русского Богословия», 1938 г., Париж [очень серьезная критика, вскрывающая отчужденность митр. Антония от православной патристики]. Московская Патриархия осудила это учение официально, обстоятельно разработав, при участии митрополита Елевферия и архиепископа Вениамина (Федченкова) (лично близкого митр. Антонию) Западно-Европейских. 2. Критика учения митрополита Антония А. Неточность. У самых доброжелательных критиков поднимается вопрос не о ереси, а о неточности; богословие его не продумано до конца, не последовательно. Вопрос о ереси поднимается тогда, когда его критики стремятся сделать его ответственным за каждое его выражение и когда ставят его выше всех свв. Отцов Церкви, ибо в некоторых пунктах учение митр. Антония противоречит Отцам явно. Богословствование его иногда близко к экспрессионизму. Почти все, кроме самых абсолютно преданных, соглашаются, что его «догмат» очень не точен. Хотя митрополит Антоний и любил говорить о возвращении к первоисточникам и Отцам Церкви и т.д., но, как особенно явствует из его «догмата», здесь он не верен этому: он принадлежал скорее к литературной интеллигенции, чем к святоотеческой ориентировке, как оптинские Старцы и т.д. Сравнить можно хотя бы с его увлечением «старцем Зосимой» Достоевского, где явно противоречие и несоответствие православной аскетике (напр.: «целуй землю», «ищи восторгов» и т.д.). Б. Нечто новое.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Данный раздел нашей «Патрологии» является единственным пока систематическим обозрением церковной письменности русского зарубежья. Мы будем говорить о семнадцати церковных писателях. Разумеется, этим числом не исчерпывается их список, но изучение выбранных нами авторов дает достаточное представление о вопросе. Вне нашего обзора остаются многие и многие достойнейшие зарубежные церковные писатели Русской Зарубежной Церкви и других юрисдикций, чей вклад в сокровищницу церковной письменности весьма важен. Хотя бы назовем наиболее известные имена: проповедники и наставники: архиеп. Андрей (Рымаренко), архиеп. Никон (Рклицкий) . архиеп. Серафим (Иванов), архиеп. Нафанаил (Львов) , еп. Митрофан (Зноско-Боровский) , митр. Виталий (Устинов), митр. Лавр (Шкурла), протопресв. Валерий Лукьянов, прот. Виктор Потапов, игум. Амвросий (Коновалов): катехизаторы: прот. Серафим Слободской (по его «Закону Божию» после «перестройки» воцерковлялась вся Россия), протопресв. Василий Бощановский, прот. Василий Демидов; канонисты: еп. Григорий (Граббе), проф. М.В. Зызыкин; патрологи: архиеп. Василий (Кривошеин) , архим. Киприан (Керн) , архим. Амвросий (Погодин) , прот. Георгий Флоровский ; агиографы: прот. Сергий Четвериков , монахиня Варвара (Суханова), монахиня Таисия; литургист: И. Гарднер; церковные песнописцы: архиеп. Антоний (Сенкевич; написал службы святым царственным мученикам и преп. Оптинским старцам), архиеп. Антоний (Медведев; написал службы новомученикам и исповедникам Российским и свят. Иоанну/Максимовичу/), архиеп. Алипий (Гаманович; написал службу преп. Алипию иконописцу Печерскому); церковные историки: проф. Г. Знаменский, В. Русак; догматисты: В. Лосский , Н. Кусаков (Чурилов); поэты и мистики: преподобномуч. Мария (Скобцова), Иосиф Муньос; наставники аскетизма: преп. Силуан Афонский , архим. Феодосий Карульский, схим. Никодим Карульский , архим. Софроний (Сахаров) , иером. Антоний (Торп), монахиня Иоанна (Помазанская). Говоря о церковной письменности русского зарубежья, невозможно обойти молчанием центр православного просвещения и издательской деятельность – Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Большая часть церковных писателей зарубежья, о которых речь впереди, связана с находящимися при монастыре печатней Преп. Иова Почаевского и Свято-Троицкой семинарией. Отличительные черты джорданвилльского богословского направления – традиционализм и духовная трезвенность в сочетании с умеренностью и рассудительностью. Благодаря джорданвилльскому влиянию названные черты стали определяющими и для всей церковной письменности русского зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Когда встал вопрос, где достать необходимые 30 тысяч долларов, К.Н. Малеев, который ранее уже пожертвовал зарождающейся обители 5 тысяч долларов из своих отложенных на старость сбережений, отдал все свои оставшиеся деньги в дар обители — всего около 15 тысяч долларов. Другую половину суммы ссудил банк, и покупка была совершена. Обитель утвердилась на собственной земле. Важной заслугой Ново-Дивеевской обители является то, что теперь православный Нью-Йорк имеет свое кладбище. Оно было освящено в 1952 году и со временем стало самым крупным русским кладбищем в Америке. На нем похоронено около пяти с половиной тысяч православных. Среди них — епископ Василий (Родзянко), протоиерей Серафим Слободской (автор самого известного  учебника “Закона Божиего”), княжна Вера Константиновна Романова, баронесса Ольга Михайловна Врангель (жена генерала Врангеля) и многие другие. В храме обители находятся исторические святыни-реликвии: два образа Спасителя, принадлежавшие императору Николаю II и находившиеся с царской семьей в Тобольске и Екатеринбурге. Один из них — родовая святыня чеканного серебра, с округленными краями, в виде большого медальона с ушком, — всегда сопровождал императора и висел у его изголовья. Второй образ — Нерукотворного Спаса, писанный на доске. Обе иконы были переданы Ново-Дивеевской обители монахиней Марфой (Масленниковой) после кончины великой княгини Ксении Александровны, сестры императора, которая всегда благоволила к обители. Строитель и духовник монастыря епископ Андрей (Рымаренко) скончался в 1978 году и погребен в Новом Дивеево. Память его благоговейно чтится во всем русском зарубежье. При владыке Андрее число сестер монастыря достигало 50 человек. Многие из них оказались на Западе во время Второй мировой войны. Настоятельница монастыря игумения Ирина начинала свой монашеский путь еще в Русском Китае. Ныне число сестер, к сожалению, значительно уменьшилось. Новое Дивеево находится в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, и ее Первоиерарх, митрополит Лавр, любит совершать богослужения в этом святом уделе батюшки Серафима.

http://e-vestnik.ru/world/udel_prepodobn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010