В христианстве достигло полноты откровения и нераздельного соединения все божеское и все истинно-человеческое; в нем – вершина религиозно-нравственного развития человечества. В лице Христа мир обрел истину, путь и жизнь, и под живыми и непрерывными воздействиями Его мы только и можем, постепенно восходя от силы в силу, возвыситься до обителей Отца небесного: образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите ( Ин.13:15 ). Христианское учение о Боге есть то самое, которого искали, но которого не могли открыть все дохристианские религии; это – учение о высшем Существе, как об Отце всех людей и бесконечной любви: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах... ( Лк.11:2 ); Бог есть любовь и любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него ( 1Ин.4:8 ). Но Бог есть первообраз нашего духа, следовательно, и существо нашего духа должна составлять также любовь: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Ясное дело, что в человеке прежде и больше всего должна быть любовь к Богу, как ответное чувство на любовь Божию к нам: возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь ( Мф.22:37 ). Б чем же должна выразиться эта любовь к Богу? В исполнении Его воли, Его заповедей: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ); это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Но в ряду этих заповедей, в исполнении которых должна проявляться наша любовь к Богу, самое первое и главное место занимает любовь к ближним: вторая же (заповедь) подобная ей (любви к Богу) – возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Эта заповедь о любви к ближнему так важна, что чрез нее собственно выражается и наша любовь к Богу; поэтому, кто не любит ближнего, тот не любит и Бога: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот – лжец... мы имеем от Него заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего ( 1Ин.4:20–21 ). В силу такого значения своего, как наисущественнейшего и непосредственного проявления любви к Богу, любовь к ближнему в Слове Божием изображается в таких чертах, по которым нет и ничего не может быть выше её в нравственной жизни человека; она есть совмещение всех добродетелей: все другие заповеди заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Рим.13:9 . Ср. Гал.5:14 ); она есть закон царский ( 1Ин.2:8 ); она есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ); она ценнее всех необычайных даров – дара языков человеческих и ангельских, дара пророчества и познания тайн, выше веры способной даже горы переставлять, выше отречения от всякой собственности и даже мученичества ( 1Кор.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

в этом молитвенном видении имеются различные меры и разделения дарований. До пришествия в это состояние действует молитва " потому что еще не прекратились мысли, без прекращения которых не может прекратиться молитва и наступить состояние превыше молитвы, ибо движения языка и сердца в молитве суть, ключи ее, а совершающееся после этого есть вход в клеть. Здесь да перестанут действовать всякие уста и всякий язык, и сердце - этот хранитель помыслов, и ум-этот кормчий чувств, и мысль быстро и повсюду летающая птица. Всякое искусство и знание их да прекратятся, здесь же остановится ищущий: пришел Домовладыка. Преподобный Исаак Сирин (82, 259). Блаженны те, которые ежечасно приемлют очами ума неизреченный Свет. Они и каждый день проведут достойно и проживут все время свое в духовном радовании. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 57). Должно... видеть и созерцать Судьбы Божии оком веры, духовного разума и, не позволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, благоговейно погружаться в Священное недоумение, в Священный Духовный мрак, который-вместе и чудный Свет, закрывающий Бога от умственных взоров и человеческих, и ангельских. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 81-82). Кто видит Бога, тот в этом видении уже все имеет, что состоит в списке благ: бесконечную жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, нескончаемое царство, истинный свет, духовную и сладостную пищу, неприступную славу, непрестанную радость и всякое другое благо. Святитель Григорий Нисский (18, 438). Блаженны те, которые от всей души стремятся войти во свет, презрев все прочее. Если они и не имеют успеха войти в этот свет в настоящей жизни, то уйдут из нее с благой надеждой и потом обретут его, каждый по мере своей. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 57). Тогда же увидим " лицем к лицу " " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор. 13, 12). Настоящее тень будущего. Ибо в святом Крещении мы видим образ воскресения, а тогда воскреснем. Здесь видим прообразы Владыки, а там увидим Его Самого. Это значат слова " лицем к лицу " . Блаженный Феодорит (113, 98).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Великое событие сие ближайшую связь имеет с прославлением Господа Спасителя по вознесении на небо, о котором говорит апостол Павел в 1-й главе послания к Евреям: Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Ею(Бога) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, восстал одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследствовал имя, ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя. И ещё: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне сыном ( Пс.2:7 ; 2Цар.7:14 ). Также, когда вводит Первороднаго во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Пс.96:7 ). Преклоняясь пред великим подвигом Господа Спасителя и пред Его божественным величием, Ангелы вошли в теснейшее единение с основанною Им церковью и служат каждому верующему христианину, подражая неизреченной любви к нам единородного Сына Божия, пролившего за нас грешных пречистую кровь Свою на кресте. Итак, разнообразное и благодетельное служение нам святых ангелов в церкви христианской есть великий дар нам Господа Спасителя, одна из наград за Его подвиг, нам Его милостью и любовью уступленная. Посему, в день прославления святых ангелов, Церковь поёт Господу Спасителю: Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем. Церковь ангелов и человеков едина, но единство не есть безразличие или тожество. Ангельский собор и человеческий род, принятые Господом Жизнедавцем в единую Церковь , имеют много явных признаков близости, много сходных черт, но есть между ними и существенные черты различия. Особенности сии никак не препятствуют единению духа, союзу любви. Разнообразие при единстве напротив представляется неизменным законом истинной жизни и условием духовной красоты. Глубочайшая основа сего закона – в Троическом единстве Верховного Существа, Творца вселенной. Благоустроенная ещё до начала видимого мира, сияющая славой и величием церковь ангельская представляет в себе, если можно так выразиться, прототип церкви земной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Взглянув издали на дом, блаженная Афанасия возвела очи свои к Небу и произнесла: «Господи Боже мои, Ты, рекший Авраму и Саре: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), веди и нас в страхе Твоем, ибо и мы оставили дом свой ради имени Твоего. Молим Тебя, не затворяй нам двери Царствия Твоего». Они заплакали и ушли из своего родного города. Придя в Иерусалим и поклонившись святым местам, они встретили святых отцов и беседовали с ними много дней. Уйдя оттуда, они пришли в Мисири к известному авве Даниилу и поведали ему о своем намерении, прося привести их на путь спасения. Авва Даниил поместил Афанасию в женский Тавенисиотский монастырь, а Андроника удержал у себя. Испытав его какое-то время, он постриг его, облачив в ангельский образ. Так Андроник оставался при авве двенадцать лет, во всем оказывая ему послушание. По истечении двенадцати лет Андроник стал просить авву Даниила отпустить его в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Преподав благословение, тот отпустил его. Идя по дороге, преподобный Андроник сел под деревом отдохнуть от зноя, а в это время, по устроению Божию, туда пришла и его жена под видом мужа, переименованная в монаха Афанасия. Она тоже направлялась к святым местам. Когда они поприветствовали друг друга, то она узнала Андроника, а он ее нет, потому что от чрезмерных подвигов увяла ее красота, и она походила на арапа. Она спросила его: – Господин авва, куда ты идешь? Андроник отвечал: – К святым местам. – И я хочу пойти. – Хочешь пойдем вместе? Как пожелаешь, только пойдем по дороге молча, чтобы не видно было, что я иду с тобой. – Как пожелаешь, пойдем молча. Тогда Афанасия спрашивает его: – А ты не ученик ли аввы Даниила? – Да, ученик. – А тебя зовут не Андроник? – Да, я называюсь Андроником. – Молитвы старца да сопутствуют нам. – Аминь. Да будет так. Так вдвоем они пришли в Иерусалим, поклонились святым местам и молча вернулись в Александрию. Там Афанасия спросила Андроника: – Хочешь будем жить вместе в келье? – Как пожелаешь, но сначала я пойду к моему старцу – испросить разрешения и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Во вводном разделе это Кол 1. 13-14, 21-22 - рамочный текст для христологического гимна, имеющий законченную структуру (может быть прочитан без гимна Кол 1. 15-20) и связанный одним центральным мотивом: учением о Христе как об Искупителе; Кол 1. 15-20 - «христологический гимн», представляющий собой самостоятельный текст в К. П. (вопрос о том, написан ли он самим автором или был в употреблении в ранней Церкви и в качестве литургического гимна им процитирован, остается открытым). Две основные идеи гимна определяют его композиционную структуру: Христос есть единственный Творец и единственный Искупитель мира. Важнейшие богословские тезисы в полемическом разделе Послания следующие: а) во Христе обитает всякая полнота (2. 3, 9-10); б) Своей смертью Христос искупил человеческие грехи, Своим воскресением Он дал жизнь людям, пребывавшим в состоянии духовной смерти из-за греха (Кол 2. 12-14); в) совершив искупление, Христос восторжествовал над духовными (ангельскими) силами (2. 15, ср.: 2. 10); г) Христос есть Глава тела (т. е. Церкви) (2. 19). Все эти положения имеют ясные параллели в христологическом гимне (Кол 1. 15-20). В этическом разделе К. П. выделяются 2 основных богословских тезиса: а) Христос воссел одесную Бога (3. 1); б) Христос явится во славе (3. 4). I. Христологический гимн и его рамочный текст. Кол 1. 15-20 - один из центральных богословских текстов в НЗ. Он прославляет Христа как Владыку и Примирителя творения с Богом. Эти 2 идеи - творение и искупление - выражены в разных частях гимна, к-рые нередко рассматривают как параллельные строфы: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть глава тела Церкви» (1-я ч.); «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (2-я ч.).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 5. Обувает в сандалии: " Брат наш (имя) вторично обувается в сандалии, чтобы быть готовым благовествовать мир, быть ревностным и тщательным на всякое послушание и на всякое доброе дело; медленным и неподвижным на самоволие и на всякое непристойное дело и чтобы день и ночь с бодростью и терпением подвизаться в молитве, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 6. Вручает четки: «Прийми, брат (имя), вторично духовный меч, который есть слово Божие, и постоянно пребывай в Иисусовой молитве, чтобы всегда иметь тебе в своем уме, сердце и на устах имя Господа Иисуса, непрестанно произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Помни, что отныне ты должен всегда непрестанно иметь на своих устах слово Божие, пребывая в молитве, славословии и пении псалмов и духовных песнопений, чтобы никакое гнилое слово не исходило из твоих уст, – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 7. Вручает ручной крест, благословляя: «Прийми, брат (имя), вторично щит веры – Крест Христов, которым ты угасишь все разженные стрелы лукавого; и всегда помни слова Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 8. Вручает зажженную свечу: «Возьми, брат (имя), вторично эту свечу и смотри, что отныне своею чистою, добродетельною жизнью, благочестивым размышлением, словом и делом, совершенным смирением, хранением себя в кротости, молчании и усиленном воздержании от всего, ты должен быть светом для мира, как сказал Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). Воззовем все о нем: «Господи, помилуй». 9. После всего этого настоятель благословляет схимника: " Брат наш (имя) принял обручение великого ангельского образа и вторично облекая во всеоружие Божие, чтобы возможно было ему побеждать всю борющуюся с ним силу начальников, властителей и мироправителей тьмы этого века и поднебесных духов злобы, себя же хранить в безмолвии, – во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Вопрос. Как избежать высокоумия и превозношения от чтения? Ответ. Высокоумие преследует нас, наверное, при всяком добром деле. Если мы совершили что-то доброе, за этим обычно следует гордость и тщеславие. Поэтому этот вопрос можно несколько расширить: как избежать высокоумия и превозношения оттого, что мы совершаем что-либо доброе, правильное? Нужно себя укорять, считая, что прочитанное нами само по себе еще ничего не значит, что мы должны это исполнить. Вообще, в любом случае, когда мы делаем что-то доброе, нужно думать о том, что мы умрем, после смерти это ничего уже не будет значить, а за все, чего мы достигли на земле в духовном отношении и тем паче в умственном развитии, мы ответим перед Богом. Необходимо иметь и другие подобные мысли, то есть стараться бороться с гордостью, когда она возникает от чтения духовной литературы, точно так же, как и в других случаях. Конечно, люди превозносятся друг перед другом, человеку свойственно гордиться своими знаниями, но нужно помнить, что мы читаем не для того, чтобы что-то узнать, а для того, чтобы получить руководство ко спасению. Поэтому знания, которые мы не применяем в жизни, будут нам скорее в осуждение, чем во спасение.  Беседа 38. Слово на постриг в мантию о. И. Брат И., ты принял малую схиму, ангельский образ. Ты дал обеты перед невидимо присутствующим здесь Господом, Божией Матерью, святыми ангелами, святыми мучениками, преподобными отцами. Преподобный Иоанн Лествичник сказал, что монах - это тот, кто во всякое время и во всяком месте думает только об исполнении евангельских заповедей. Потому невидимое присутствие здесь Господа весьма уместно символизируется Евангелием, лежащим на аналое перед тобой. И ты фактически пообещал Господу, что впредь, раскаявшись в своем прежнем греховном житии, будешь руководствоваться не какими-то человеческими мнениями, суевериями, не своими страстями, а Евангелием. Но когда человек берет на себя, как сказал Господь, иго Евангелия (см. Мф.11:29), тогда его падшее естество, его ветхий человек противится, восстает против этого ига, потому что жизнь по Евангелию - это смерть для ветхого греховного человека, хотя, одновременно, и воскресение для человека нового, для человека, который сотворен по образу и по подобию Божиему, который должен жить подобно Христу, по словам апостола Павла: Подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Нужно думать не только о том, что человеку полезно, а что нет, но и о том, чтобы даже что-либо невинное не приобрело над ним власть и не поработило его себе. Если ничтожный предмет лишает человека Бога, как сказал преподобный Максим Исповедник , то он уже не является таким невинным и ничтожным. Например, один из авторов Добротолюбия, преподобный Нил Синайский , говорит о том, что если во время молитвы ты обратил внимание на насекомое, которое тебя беспокоит, то это насекомое лишило тебя Бога. Даже делая добрые дела, мы должны думать о том, чтобы они не возобладали над нами и чтобы у нас не возникло к ним пристрастия. Это касается и наших послушаний — того, что мы совершаем по совести. Ведь если что-либо приобретет над нами такую власть, что мы не сможем ей противиться, то в какой-то момент, когда нужно будет прекратить то или иное занятие, чтобы предаться молитве и устремить ум свой к сугубому служению Богу, мы этого сделать не сможем. И то, что должно было принести пользу и нам и людям, не только окажется неполезным, но станет уже явно греховным. Читаем далее: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (ст. 13). Пища разрешена всем, это естественно. Но апостол Павел оговаривается: не все, чего требует наше тело, является естественным и позволительным. Да, пища для чрева и чрево для пищи, но все это временно. Возможно, по воскресении из мертвых способность человека вкушать пищу, если и останется, то так изменится, что не будет иметь над ним никакой власти. Наподобие того, как Спаситель вкушал пищу по Воскресении: Он не испытывал в этом никакой нужды и делал это для удостоверения Своих учеников в том, что подлинно в теле воскрес из мертвых. А может быть, в будущей жизни эта способность совсем исчезнет, поскольку вкушать пищу человеку необходимо для поддержания своей жизни в земном мире, где он постоянно, можно сказать, от рождения борется со смертью. И потому не нужно придавать слишком большого значения этой естественной потребности, поскольку мы знаем, что наступит время, когда этого не будет совсем. Кроме того, здесь вспоминаются слова Спасителя о том, что в будущем веке не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (см. Мф.22:30 ). Отсюда мы видим: то, что сейчас естественно для нашего пребывания на земле, в будущей жизни исчезнет. И потому, если мы избрали безбрачный, подобный ангельскому, образ жизни, то должны относиться соответствующим образом и к пище.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Всё это могло произойти только Силой, непостижимой для нас Божественной, жертвенной любви, расположившей Сына Божия к самоограничению, к оставлению на Небе Славы Божией, к самоуничижению и истощанию. И действительно, по свидетельству апостола Павла, Сын Божий, воплощаясь, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:7–8 ). Это уничижение, смирение и послушание любви Божией заявило о себе уже при самом Рождении Спасителя. Об этом образно так говорит девятая песнь рождественского канона: «Таинство странное (необычное) вижу и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог». Как и когда произошло рождение Спасителя и все связанные с ним таинственные события? Евангелист Лука точно указывает время и место этих событий. В дни кесаря Августа, в правление Квириния была перепись по всей земле... И пошёл Иосиф с Марией из Назарета в Вифлеем ( Лк. 2:1–4 ). И здесь наступило время родить Ей ( Лк. 2:6 ). Свободного места в городской гостинице не оказалось, и святое семейство расположилось за чертой города в пещере (вертепе), где Богоматерь и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли ( Лк. 2:7 ). Так действительно небо превратилось для Сына Божия в вертеп, престол небесный заменился Девой Марией, овечьи ясли стали вместилищем Невместимого Христа Бога. Когда всё произошло, была тёмная ночь. На небе мерцали звезды. Кругом было тихо. Всё живое дремало. Не дремали лишь пастухи, стерегущие стада свои невдалеке от Вифлеема. И вдруг всё здесь изменилось, пришло в движение, открывая новые явления в Рождественскую ночь. Помимо звёзд с неба воссиял ангел, вместо ночной тьмы Слава Господня озарила пастухов, вместо тишины раздался ангельский глас, вместо страха пришла радость. Обо всём этом так повествует евангелист: и предстал пастухам ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им ангел: «Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк. 2:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Вспомни тот час, когда преподобный отец наш Никон облек нас в святой великий ангельский образ, и были мы оба, как одна душа и все дивились любви нашей. Не забудь слов великого старца, которыми он нас утешал и увещевал ночью, когда мы выходили из монастыря; не оставляй меня, брат, молю тебя, чтобы как-нибудь не погиб один без тебя, и Бог взыщет с тебя за мою душу. Симеон вразумлял его: — Считай меня, что я умер; в самом деле, если бы я умер, не оставался ли бы ты один? Поверь же, что если пойдешь со мною, поступишь хорошо; если не пойдешь, — твоя воля; я же всё равно здесь не останусь, но иду, куда велит мне Бог. Иоанн понял, что это от Бога внушение его брату, чтобы шел из пустыни в мир и не стал больше ему прекословить. Сокрушаясь же о разлучении своем с братом, так сказал ему: — Смотри возлюбленный Симеон, чтобы собранное в пустыне не рассыпал мир, и что преуспел, благодаря молчанию, то пусть не повредится от мирской молвы; да не погубит сон твоих всенощных бодрствований и мирские утехи да не рассеют иноческого созерцания. Берегись, чтобы вид женщин, от коих Бог сохранил тебя до нынешнего дня, не погубил твоего целомудрия и страсть к собиранию имущества не похитила твоей пустынной нестяжательности, — чтобы посты твои не порушились вкушением многоразличных снедей и чтобы не уничтожились плач твой от смеха, а молитва — от лености. Если ты и получил, возлюбленный, от Бога такую силу, что можешь невредимо для спасения твоего пребывать в мире, среди людей, всё-таки храни бережно сердце твое от того, что будешь делать перед людьми телом; в том пусть не принимает участия воля, пусть не прикоснется душа твоя к тому, к чему прикоснется рука, и сердце не будет иметь удовольствия от того, что будут вкушать уста и вместе с выступающими ногами да не возмутится внутренний покой, и всё творимое вне да не ощутится внутри, и твой ум пусть сохранится безмятежным. Я радуюсь о твоем спасении, только ты молись обо мне Богу, чтобы не разлучил Он нас в будущем веке друг от друга. — Не бойся, любезный брат мой Иоанн, — отвечал ему на это Симеон, — что я хочу делать, то не по моей воле, а по Божьему хотению и ты узнаешь, что мое дело угодно Богу из того, что приду к тебе до своей смерти и приветствую тебя и позову тебя с собою и через немного дней пойдешь за мною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010