излил ярость Свою. Образ священной войны, как правило, применяется к Божиему суду над народами ( Пс. 68,25 ). натянул лук Свой. Ср. Втор. 32,42 . У пророков объектом гнева становятся Иудея Израиль (ср. Иер. 6,11; 7,20 ; Ос. 5,10 ). дщери Сиона. См. ком. к 1,6. 2 отнял ограду... Свое место собраний. Речь идет о храме. 2 жертвенник... от святилища Своего. Гнев Божий уничтожает не только место Его пребывания, но и место, где Израиль может воздавать Ему поклонение. 2 протянул вервь. Подобно землемеру, обмерил город, чтобы потом разрушить его (ср. Ис. 34,11 ; Ам. 7,7.8 ). 2 не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений. Пророческие видения, которыми сопровождалось проповедание закона, прекратились (ср. 1Цар. 3,1 ; Иер. 8,8–10; 18,18 ). 2 старцы ... посыпали пеплом ... препоясались вретищем; опустили к земле головы. Траур опустился на Иерусалим (ср. Иов 2,12.13 ; Плач 1,4 ). 2 Истощились от слез глаза мои. Страдания поэта при виде бедствий своего народа. Ср. Иер. 4,19 . 2:11–12 дети и грудные младенцы... матерей своих. Опустошение и разорение с особой силой сфокусированы в страданиях детей (ср. ст. 20). 2 утешить. См. ком. к 1,2. 2 Пророки твои... ложное. Утверждая, что они говорят от имени Бога, пророки, тем не менее, давали ложные предсказания. Библейские прорицатели освещал проблему ложного пророчества ( Иер. 5,12.13; 23,9–40 ; гл. 28). Один из критериев, по которому можно отличить истинного пророка от ложного, содержится во Втор. 18,21.22 . 2 совершенством красоты, радостью всей земли. Враги глумятся над поверженным Иерусалимом (ср. Пс. 47,3; 49,2 ). 2 поглотили мы его. Ср. 2,5. Враждебные народы самонадеянно приписывают свою победу над Иудеей собственной силе. 2 рог. См. ком. к ст. 3. 2 день и ночь. Ср. Втор. 28,67 . 2 детей твоих. См. ком. к ст. 12. 2 чтобы женщины ели плод свой. Тема страданий невинных детей достигает здесь своего апогея (ср. Иер. 19,9 ). Сила воззвания к Господу усугубляется метафорой материнской любви, которую Он сам испытывает ( Ис. 66,13 ). С личным переживанием переплетается священный ужас при виде святотатства, когда помазанник Божий истребляются в Его святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

История же самого Израиля во всех своих важнейших моментах и на всем своем протяжении есть, по засвидетельствованию обоих пророков, беспрерывное откровение всемогущества Иеговы. Из страны рабства Израиль был выведен всемогущею рукою Иеговы; рукою Иеговы устранены были с пути его шествия до земли ханаанской все препятствия ( Ос.10:13 ): силою Иеговы истреблен были пред лицом Израиля могущественный Аморрей ( Ам.2:9–10 ); могуществом Иеговы Израилю дана в обладание земля ханаанская. И в стране чужих народов сынов Израиля хранила сила Иеговы, Который спасал их и укреплял мышцы их ( Ос.7:13, 15 ). К устроению блага Израиля призывалась Иеговой природа, ущедрявшая его своими дарами ( Ос.2:8–9 ). Могущественным распорядителем был Иегова и в политической жизни Израиля: в Его руках престолы и цари; Он поставляет царей и низвергает их ( Ос.10:7; 13:11 ; срв. 8:4). Всемогущая рука Иеговы, правящая Израилем в милости, поражает его в гневе. И здесь небо, земля, огонь и люди – в деснице наказующего Бога являются послушными слугами Его повелений. Его волею Израиль предается в плен. Но и снова: по Его же воле и силе Израилю возвращены будут утерянные им вещественные и духовные блага. Попытку устранить их, как вставки позднейшего времени, надо считать вполне неудачною. Серьезных оснований для такого выделения названных мест указать нельзя. В устах Амоса исполненные религиозного одушевления гимны величию Божию вполне понятны: Амос был пастух, прежде чрезвычайного призвания к пророческому служению он в уединении пастушеской жизни научился постигать Бога в Его творческом величии, наблюдать чудеса природы и благоговеть пред дивною мудростью и силою Иеговы. Обычная в таких случаях ссылка на то, что подобными местами нарушается связь речи пророка 98 , именно по отношению к данным изречениям не только не убедительна, но приводит как раз к обратному выводу. Решать вопрос о подлинности таких мест только на основании стилистического языка совершенно невозможно: пророческая речь, дышащая живым чувством напряженного волнения, никогда не может быть спокойна, и никогда не может вылиться в однообразные словесные формы: она бьет ключом и разбивает обычные правила стиля и литературной техники.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Переносной алтарь апостола Андрея Первозванного, как и другие драгоценные реликварии из ризницы трирского собора, по рассказам его служителей, периодически выставлялись для поклонения во многих европейских городах. Торжественная процессия, сопровождающая перенесение подобного реликвария, изображена на уникальном экспонате ризницы, искусно выполненном из слоновой кости византийскими резчиками в V или VI веке. В трирских музеях можно увидеть несколько образцов обуви первых веков христианства, в том числе и сандалий. Коль речь зашла о последних, то стоит вспомнить, что сандалии в апостольские времена были самой распространенной обувью. Конструкция их была простейшей. Вырезался кусок толстой кожи того же размера, что и ступня, и привязывался к ноге ремнями. Длинный, но уже из тонкой кожи ремешок пропускали между большим и вторым пальцами ног и завязывали вокруг лодыжки. Или один ремешок охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и вторым пальцами, связывался с ним. Украшения на ремнях присутствовали только у женщин. Человек, продававший свое имущество, по восточной традиции снимал обувь и вручал ее покупателю в знак того, что передает ему право собственности, как это сделал родственник Вооза (см.: Руфь 4: 7). Ногам в сандалиях было удобно и не жарко, но такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, и поэтому ноги всегда покрывались пылью. Перед входом в святилище (см.: Нав. 5: 15) или в чужой дом сандалии обычно снимали, причем, по традиции, правую сандалию снимали раньше левой. Как правило, развязывать сандалии, снимать и носить их в руках было делом рабов (см.: Мф. 3: 11; Ин. 1: 27; Деян. 13: 25). Отсюда, вероятно, и возникло выражение «продают бедного за пару сандалий» (Ам. 2: 6). Так как сандалии были открытыми и не защищали ног от пыли, то омовение ног было первой услугой, оказываемой пришедшему (см.: 1 Цар. 25: 41). Мыть ноги гостям поручалось слугам. У первых христиан омовение ног считалось христианским делом любви (см.: 1 Тим. 5: 10). Пример этого подал Сам Господь наш Иисус Христос, омывая ноги своим ученикам (см.: Ин. 13: 3–16).

http://pravoslavie.ru/3836.html

Следует отметить, что если ранние тексты говорят о возложении рук как о подтверждении учителем того, что ставленник достоин быть руководителем общины, знающим закон и умеющим применить его к любым жизненным обстоятельствам, то тексты более поздние упоминают о Духе Господнем, который сходит на посвящаемого, как некогда на семьдесят мужей, избранных Моисеем ( Чис.11:24–29 ). В ранней Церкви мы также видим рукоположение, понимаемое как преподаяние дара Божия через (δι) возложение рук апостольских ( 2Тим.1:6 ), но с (μετ) возложением рук пресвитеров (Синодальный перевод: «священства» – 1Тим.4:14 ) на тех, кого Бог избрал Себе ( Деян.13:1–3 ), что сравнимо с избранием первоначально первенцев ( Исх.13:1–2 ), а затем левитов ( Чис.8:15–17 ) на служение Богу Израилеву. Брак В конце своего доклада, посвященного анализу взаимозависимости ветхозаветной обрядности и новозаветных таинств, хочу сказать о совершении брака согласно Мишне. Состоял он из обручения (эрусин) и собственно брака (нисуин). Обручение первоначально совершалось заранее, обычно за год до брака, причем его расторжение требовало полной бракоразводной процедуры. Впоследствии эрусин и нисуин стали совершаться в один день, как мы видим это и в проследовании христианского обручения и венчания. Сходство имеется и в использовании обручальных колец, а также в обычае совместного испития чаши вина женихом и невестой. Придаваемый в христианском бракосочетании этим обрядам иной смысл можно считать характерным для соотношения ветхозаветной обрядности и новозаветных таинств: обряды ветхозаветной общины спасения, свойственные внехрамовому богослужению эпохи рубежа Двух Заветов, были приняты Новозаветной Церковью Христовой, но наполнены новым нравственным содержанием и направлены на осуществление чаемого Царства Мессии. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Новозаветные корни православного учения о таинствах Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам.3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан.2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1 . Лудим. От него производят Лидиян Африканских. Пророки Исаия ( Ис.46:19 ) и Иеремия ( Иер.46:9 ), говорят, что этот народ отличался искусством стреляния из лука. Полагают, что Лидияне жили в долине Нила, на западном берегу его (Ленорман). 2 . Анамим. Думают, что Анамим означает народ, называвшийся Гамманами и кочевавший на западе от Египта, в пустыне Ливийской (Бохарт). 3 . Легавим. От него производят Ливийцев Египетских, поставляемых в Св. Писании подле Эфиоплян и Египтян ( Наум.3:9 ; Дан.11:43 ). 4 . Нафтухим , думают, означает жителей области Нефтис, в северо-восточной части Египта (Бохарт). 5 . Патрусим , думают, означает жителей области Патрос, близ Фив ( Иер.44:15 ; Иез.29:14 ). 6 . Каслухим был родоначальником Филистимлян ( Быт.10:14 ). 7 . Кафторим , думают, означает жителей острова Крита, посреди которых, как кажется, жила часть потомков Каслухима ( Иер.47:4 ; Ам.9:7 ), переселившихся потом в Палестину ( Втор.2:23 ). III. Фут. У пророков это имя встречается между народами Африканскими; думают, что Фут населил Мавританию (Флавий). IV. Ханаан имел одиннадцать сыновей, которые населили землю, получившую название Ханаана. Имена их: Сидон , Хет , Иевусей , Аморрей , Гергесей , Евей , Аркей , Синей , Арвадей , Цемарей и Химафей . «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» ( Быт.10:19 ). § 4. Страны, населенные потомками Сима Сыновья Сима были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам ( Быт.10:22 ). I. Елам был родоначальником Еламитов или Еламитян, т. е. Персов ( Дан.8:2 ). II. Ассур был родоначальником Ассириян. Он первоначально утвердился в земле Сеннаар, но потом вышел оттуда и основал Ниневию, на восточном берегу Тигра, и несколько других городов ( Быт.10:11 ). III. Арфаксад утвердился на севере Ассирии (Бохарт). Он был родоначальником народов, названных впоследствии Халдеями (Флавий). – Внук Арфаксада Евер , давший имя евреям, имел двух сыновей – Фалека, от которого произошел Авраам, и Иоктана, родоначальника 13-ти малоизвестных народов ( Быт.10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Божий труд творения . Существует различие между делами Бога при сотворении мироздания и Его делами для провиденциального его поддержания. В большинстве библейских цитат слово «творение», несомненно, обозначает акт создания Вселенной. Там, где может подразумеваться продолжающийся процесс, речь идёт не о сотворении физической Вселенной, а о поддержании жизни животных и человека. Древнееврейское слово Bara обозначает Божье провидение в мироздании лишь изредка, например, в Пс. 103:30 и в Ам. 4:13 . Оно указывает на создание мира или Вселенной в Быт. 1:1, 21, 27; 2:3, 4; 5:1–2; 6:7 ; Вт. 4:32; Пс. 88:12–13; 148:5 ; Ис. 40:26; 42:5; 43:1, 7; 45:8, 12 ; и в Мал. 2:10 . Древнегреческое слово Ktisis обозначает творение в Мк. 10:6; 13:19 ; Рим. 1:20 ; 1Кор. 11:9 ; Еф. 3:9 ; Кол. 1:16 ; 1Тим. 4:3 ; и в Отк. 3:14; 4:11; 10:6 . Ветхозаветное слово Bara. Быт. 1:1 (ср. Быт. 1:21, 27 ). «В начале сотворил Бог небо и землю». Очевидно, что здесь имеется в виду не продолжающееся бытие мироздания, а его начало. Быт. 2:3 . «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Тот факт, что Бог «почил» (прекратил акт творения) и по-прежнему пребывает в покое ( Евр. 4:4–5 ), доказывает, что под творением здесь понимается прошедшее, единичное, неповторимое событие создания Вселенной. Быт. 2:4 . «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Тем самым событие творения отнесено к прошлому. Быт. 5:1–2 . О сотворении Адама и Евы тоже говорится в прошедшем времени: «когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их». Вт. 6:7. Бог обращается к Ною: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их». Хотя здесь, по всей видимости, речь идёт о людях, ещё живых во времена Ноя, их сотворение как рода ( Рим. 5:12 ) является, тем не менее, прошлым, прошедшим событием творения. Разумеется, Бог продолжает поддерживать размножение рода человеческого ( Быт. 1:28; 4:1, 25 ). Однако создание Адама было изначальным событием творения, которое уже не повторялось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

«Ибо, – обосновывает пророк свои предшествующие слова, вот Господь Иегова сходит уже с места Своего», сходит с неба, где престол Его царства ( Пс.10:4 ), Он «идет и», как неограниченный Владыка Мира, «попирает высоты земли (ср. Ам.4:14 ; Вт 32:13). Богоявление будет самое грозное и страшное. Суд Божий над народами будет сопровождаться такими страшными действиями в природе, подобие которых мы можем видеть в ужасных бурях, грозах и землетрясениях природы. Как грозный Судья мира, Господь сходит в огне, так что «горы тают под Ним и долины разседаются, как воск от огня, как воды текущие по скату» (1:2 – 4). Этот страшный Судья и Бог всего мира в своем страшном величии идет теперь совершить суд над Израилем за его грехи. «Все это, говорит пророк, за преступление Иакова, и за грехи дома Израилева», все это грозное сошествие, описанное выше, совершается за преступления и грехи народа Завета. А «от кого преступление Иаковлево?» вопрошает пророк и в такой же вопросной форме сам же отвечает: «не от Самарии ли?» И от кого высоты во Иудее? не от Иерусалима ли?» Преступление десятиколенного царства идет из Самарии, и идолослужение иудейского царства из Иерусалима. Обе столицы двух царств суть средоточные и вместе с тем источные пункты, откуда нечестие распространяется по всему царству. Так как «преступление Самарии», под которым , судя по течению мысли, нужно прежде всего разуметь отпадение от Бога чрез узаконенное введение в царство десятиколенное противозаконного символического служения Богу под образом тельцов, утвердилось в этом царстве ранее, чем утвердилось в царстве иудейском то противобожественное языческое идолослужение («высоты во Иудее»), которого не могли искоренить из этого царства даже самые благочестивые цари; то поэтому суд наказания Божия разразится прежде всего над Самариею и истребит ее до конца. «И сделаю Самарию, говорит Бог устами пророка, грудою камней на поле; местом для разведения виноградника». Самария разрушена будет всецело. От неё как города не останется никакого следа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Пророчество: Деятельность Мессии – Пророка откроется в Галилее, в пределах Завулона и Неффалима (Ис. 9:1–2). Многое Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ). – Исполнение: И вселися Иисус, свидетельствует евангелист, в Капернаум в поморие, в пределах Завулоних и Неффалимлих, да сбудется реченное Исаием пророком ( Мф. 4:13–14 ). И поучал Он много притчами, и без притчи ничесоже глаголаше к народу, собравшемуся при море слушать Его, да сбудется реченное пророком ( Мф. 13:3–35 ). Пророчество: Мессия-Пророк явится как единый Пастырь, с властью Князя, имеющий упасти от расхищения и судить овец Своих ( Иез. 34:23; 37:24 ; ср. Ис. 40:11; 53:4–6 ; Зах. 13:7 ). – Исполнение: Иисус Христос Сам говорил о Себе; Аз есмь пастырь доб- рый... И не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея ( Иоан. 10:11. 28 ). Апостолы именуют Его Пастырем и Пастыреначальником единым и вечным, имеющим явиться на грядущий всемирный суд ( 1Петр. 2:25; 5:4 ; Евр. 13:2 ; сн. Деян. 20:28 ). Пророчество: Мессия будет иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ). За грехи человеческие Он принесет в жертву Самого Себя ( Ис. 53:1–12 ) и Своею смертью установит новый завет ( Иер. 31:31–35 ) во второй половине последней седьмины ( Дан. 9:24–27 ). Обстоятельства Его страданий и смерти таковы: Он будет предан близким Ему ( Пс. 40:10 ) за тридцать сребренников ( Зах. 11:12 ); на Него восстанут многие лжесвидетели ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ). Он будет подвергнут ранам, заушениям, заплеваниям ( Ис. 50:6 ; Пс. 21:7 ), пригвожден ко кресту ( Пс. 21:17–18 ; Числ. 21:9 ), напоен желчью и оцтом ( Пс. 68:22 ); мимоходящие поругаются над Ним ( Пс. 21:8–9 ), одежды Его разделят по жребию ( Пс. 21:19 ). Во время страданий Своих Он, как агнец, будет смирен и кроток ( Ис. 53:7 ), будет молиться за врагов Своих ( Пс. 108:1–5 ), а Его смерть будет сопровождаться великими знамениями ( Ам. 8:9 : Зах. 14:6–7 ; Агг. 2:7 ). – Исполнение: Иисус Христос, предтеча о нас вниде в нерукотворенная святая, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во век ( Евр. 6:20; 9:11 ). Своею смертью Он установил завет вечный ( Евр. 13:20 ). Обстоятельства страданий и смерти Искупителя, по свидетельству евангелистов, буквально соответствуют начертанному пророками образу праведного Страдальца Мессии ( Мф. 26–27 гл.; Марк. 14–15 гл.; Лук. 22–23 гл.; Иоан. 18–19 гл.). Крестная смерть Спасителя сопровождалась затмением солнца, трясением земли и другими знамениями ( Мф. 27:51 ; Лук. 23:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В виду этого он и придумал такие изменения в религии, от которых он всего больше мог ожидать успеха. Этой своей религиозной реформой Иеровоам стал на ту дурную дорогу ( 3Цар.13:33 ), по которой шли все последующие израильские цари, разделявшие «грехи Иеровоама», понесшие за это тяжкое наказание и погубившие царство. Что же это за новый культ, поставленный в тяжкую вину первому царю и вызвавший против себя упорную борьбу израильских пророков? Точная характеристика его тем более необходима, что им главным образом определялась деятельность пророков первого и последнего периодов существования израильского царства. Ссылка Иеровоама при поставлении им тельцов на слова Аарона при подобном же случае у Синая ( Исх.32:4 ; 3Цар.12:28 ) приводит нас к мысли, что тельцы, поставленные Иеровоамом, несомненно, были подобны тельцу времен Аарона. Иеровоам, вводя служение тельцам, несомненно, имел в виду не египетский культ, а присинайское богослужение. Из указания Иеровоама на это последнее достаточно видно, что новое богослужение не было почитанием и призванием египетских богов, а что под образом тельца почитался тот же Иегова, как было и до разделения. В этом убеждает нас и выбор мест для поставления тельцов. Избраны не новые, ничем неизвестные, или известные по языческим преданиям, места, а Вефиль и Дан. В первом Бог являлся патриарху Иакову во сне, здесь же поставлен в жертвенник Богу патриархом и место явления названо домом Божиим ( Быт.28:19,22; 35:7 ). Во втором – во время судей был поставлен истукан, при котором Ионафан, сын Гирсона, сам и сыновья его были священниками ( Суд.18:30 ) 140 . Правда, позднейший дееписатель кроме тельцов упоминает еще и козлов, которых будто бы сделал Иеровоам ( 2Пар.11:15 ), но о культе козлов в северном царстве еврейская история ничего не знает 141 . Быть может здесь тельцы названы козлами в несобственном смысле, а козлов – символов иных богов, бесспорно, там не было. И пророки, позже действовавшие в Израиле, говорят, что в Вефиле перед тельцом клялись именем Иеговы ( Ос.4:15 ), равно как в Дане перед ним же возглашали: жив бог твой, Дан! ( Ам.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

«Сказал Господь: Я есмь Сущий. Ты скажешь: Сущий послал меня. Это есть истинное имя Бога: быть всегда» 3 . Бог всегда Жизнодавец, Он всегда Сущий: Он есть, Он был и Он будет. А мы – существующие То есть Бог всегда Жизнодавец, Он всегда Сущий. А мы по отношению к сущему Богу, Который самодостаточен, мы – существующие. И если нам перекрыть подачу воды, или газа, или кислорода, денежных средств или чего-то еще, – наше существование тотчас прекращается, потому что оно зависит от очень многого, в отличие от Бога, Который не нуждается ни в чем, потому что самодостаточен. Он есть, Он был и Он будет. Тайна Божества – это тайна нашей веры. «Как мы понимаем, имена Сущий и Бог, скорее, являются наименованиями сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что, отвечая Моисею на горе, когда был спрошен об имени, как называть Его, Сам дал Себе это имя и повелел сказать народу: Сущий послал меня, но и потому, что это имя наиболее свойственно Богу. Ибо имя Бог (Θες), хотя и производится искусными в словообразовании от бежать (θειν) или жечь (αθειν), по причине непрекращающегося движения и уничтожения зла (почему Бог именуется и огнем истребляющим), является относящимся к чему-либо, а не свободным, как и голос, говорящий, что Господь – имя Бога. Ибо сказано: Я Господь, это – Мое имя ( Ис. 42: 8 ); также: Господь Бог Саваоф – имя Ему ( Ам. 4: 13 ). Но мы ищем природу, с которой, а не с чем-либо другим, связана самобытность. А имя " Сущность " , действительно, принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что она (т.е. Божественная сущность) и не была и не будет ограничена или отделена» 4 . Святой Григорий Назианзин пытается дать анализ греческому слову Θες и раскрыть его корневые основы, на что они указывают. А у нас есть слово славянское, слово «бог»! Давайте зададимся вопросом: а на что указывает слово «бог»? Это слово санскритского происхождения: еще в XIX веке славянофил Алексей Степанович Хомяков составил словарь созвучных, с одинаковым смыслом русско-санскритских слов. Так вот, слово «бог» в славянской этимологии означает «обладающий всем». Не просто самодостаточный, а богатый, «тот, кто обладает всеми богатствами мира».

http://pravoslavie.ru/98497.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010