Алексий (Баженов Димитрий), еп.Тираспольский Родился 21.V.1872 года в Таврической епархии. В 1894 году окончил Таврическую Духовную семинарию и назначен псаломщиком и учителем Церковно-приходской школы. 1896 – надзиратель Таврической Духовной семинарии. 1898 – поступил в Московскую Духовную Академию. 1900 – пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1901 перешел в СПБ Академию. 1902 – рукоположен во иеромонаха и, по окончании Академии со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем Псковской Духовной семинарии. 1904 – пом.смотрителя Рязанского Духовного училища. 1906 – смотритель Бахмутского Духовного училища. 2.VIII.1911 – ректор Черниговской Духовной семинарии в сане архимандрита. 8.ΧII.1913 – хиротонисан во епископа Николаевского, третьего вик.Одесской епархии. 1914 – назначен 2-м вик.той же епархии. 1917 – назначен епископом Елисаветградским первым вик. Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и врем.управляющим Одесской епархией. 26.VI.1921 устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого вик.Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа ВЦУ назначен управляющим Одесской епархией (обновленч.). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 г., на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. Дeяhuя II -го Веер. Помести. Собора Пр.Ц.) М.2 мая 1923 г., стр.6–7). 16.IV. 1924, Свяц.Синодом обновлепч.возведен в сан митрополита· Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если оставят за ним сан митрополита. 1933 – назначен митрополитом Симферопольским и Крымским. 8.II.1938, согласно прошению, уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеем. Очевидно, умер без покаяния. Труды : Речь при наречении его во епископа Николаевского, «Приб. к Церк.Вед.» 1914, I, стр.12. Литература: «Церк.Вед.» 1911, 33, стр.278. -“- 1913, 47, стр.521. -“- 1914, 5, стр.27. 1914, 32, стр.377. «Вестн.Св.Син.Пр.Р.Ц.» 1925, 6, стр.3. -“- 1926, 12–13, стр.8,21. -“- 1926, 6, стр.3. «Церк.Обновл.» 1924, 2–3, стр.6. -“- 1925, I, стр.3. -“- 1925, 5, 6, 7, стр.33,55. «Изв.Казан.епарх.» 1913, 42, стр.1257. ФПС I, II, ФПС II, стр.3,8. ФАГЛ I, стр.45· ФАМ II 4, cmp.I. ФАОС дело 18. Кат-АМ 29, стр.12. Кат-ЕС 2, стр.4–5 17· Кат-ЯВ 24, стр.13–14. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.88–89. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иаков (Маскаев) Иаков (Маскаев), архп. Барнаульский. Родился 13 октября 1878 года. Окончил Оренбургскую духовную семинарию, возведён в сан иерея, до хиротонии во епископа священствовал. 19 марта 1’923 года хиротонисан обновленческими Преосв. Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) во епископа Орского. 31 июля 1924 года назначен епископом Оренбургским. По прибытии на кафедру, когда возникла возможность общения с Московской Патриархией, он обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение с Патриархом, причём в прошении указал, что он молитвенно как бы уже находится в общении с ним, а административно подчиняется обновленческому Синоду, как ставленник обновленческих епископов. Патриарх принял его в общение, но предложил ему «отмежеваться» от Евдокимовского Синода. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и, по получении от Святейшего грамоты, написал в обновленческий Синод заявление о том, что он отказывается быть в подчинении Синоду. Переход в «Тихоновщину» был расценён обновленцами как нарушение правил Синода и на него 13 января 1925 года было наложено обновленческое запрещение в священнослужении. С этого времени епископ Иаков становится православным епископом. С 2 янв. 1928 года – епископ Курганский, Тобольской епархии. С 1928 года – епископ Осташковский, Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года – епископ Балашовский, Саратовской епархии. С 4 апреля 1933 года епископ Барнаульский и временно управляющий Бийско-Алтайской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. С 1936 года епархией не управлял. 29 января 1937 года уволен на покой. Скончался в Барнауле в 1937 году. Литература «Оренбург. Епарх. Вед.» за 1902 год 26, стр. 11 165, стр. 6 стр. 4 и 7 104, стр. 9 дело 87 Кат-АМ Кат-ЯВ 115, стр. 56 Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия, стр. 34 Regel’son 555 1936 Haft Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Серафим (Руженцев Сергей Семенович), еп. Муромский, вик. Владимирской епархии Родился 25 сентября 1876 года. В 1900 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и СПБ Археологический институт со званием действительного члена. 30 ноября 1901года рукоположен во священника к Стрельницкой Преображенской церкви. I сентября 1902 года – законоучитель рукодельной школы. С 19 марта 1904 года – священник Стрельницкой придворной церкви. С 26 февр.1915 года – смотритель Сапожниковского духовного училища и в этом же году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 12 марта 1919 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Тихон, митр. Антоний (Храповицкий) , Сергий (Страгородский) и др. (В ФАМ II 36, Кат-ЯВ 239 и Вестн.Св. Син. 1926 г., 12–13, стр.7 год хиротонии указан 1918-й. Год, видимо, приведен ошибочно. См. ФПС I, 82.) С мая 1919 года – епископ Муромский, вик. Владимирской епархии. В 1922 году в октябре уклонился в обновленческий раскол, где был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Владимирским. С октября 1924 года – митропол. Московский. С ноября 1934 года по октябрь 1935 г. – митрополит СевероКавказский. Член Пленума Св. Синода на 1925 год. Присутствовал на акте Московской Богословской обновл. академии в первую годовщину ее основания 7 декабря 1924 года. Подписался под обращением к Вселенскому Патриарху Григорию VII. Присутствовал на 3-м Всерос. Соборе с решающим голосом. С мая по июль 1926 года – временно управлял Саратовской епархией. Член Св. Синода и завед. административным отдел. Св. Синода. В 1927 году в ознаменование его трудов в качестве члена президиума Св. Синода и завед. администр. отд. предоставлено право служения с предношением креста. С 1933–1934 гг. – митрополит Ленинградский. Председатель Ленинградского ОМЦУ. 5 сент.1934 года освобожден за бездеятельность от управления Ленинградской митрополией. Уволен на покой без пенсии по докладу архиепископа Николая (Платонова) его викария, за отказ участвовать в хиротониях женатых епископов и за отказ вести проповедание против Православной Церкви, т.е. тихоновцев. Скончался 19 февраля или 3 марта 1935 года без покаяния. Труды: Доклад” Материальное положение духовенства». Литература: «Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц.» 1926, стр.3. -“- 1926, 12–13, стр.7. -“- 1927, 5–6, стр.7. «Церк. Вед. » 1915, стр.80. «Церк. Обновлен.» 1925, стр.3. -“- 1924, 2–3, стр.6, 7. «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семинар, на 1917 год», стр.125. ФАОС дело 180. ФПС I, 82, стр.4. ФПС III, стр.6. ФАМ II, 36, стр.3. Кат-АМ 296. Кат-ЯВ 239, стр.119–120. Дополнения к Кат-ЕС. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Флавиан (Иванов Владимир), архп.Ростовский и Новочеркасский Родился 14 мая 1889 года. Окончил Ставропольскую духовную семинарию со званием студента. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1913 году рукоположен во священника. С 1916 года священствовал. Вдовый протоиерей, в начале обновленческого движения присоединился к обновленцам и пробыл более двадцати лет в расколе. С 1923 по 1934 год – член Кубанского Е.У. 27 июня 1934 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Краснодарского. С 1934 г. – правящий Кубанский и Краснодарский. В декабре 1935 года возведен в сан архиепископа. Покаялся и был перерукоположен 8 января н/ст.1945 года в Черкизове в Петропавловской церкви (Москва) во епископа Краснодарского и Кубанского. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. С 19 окт.1949 г. – епископ Орловский и Брянский. 25 февраля 1955 года награжден саном архиепископа. С 28 ноября 1955 года архиепископ Ростовский и Каменский. С 26 декабря 1957 года переименован в архиепископа Ростовского и Новочеркасского. Скончался 7 октября 1958 года. Литература: «ЖМП” 1945, I, стр.4. -«- 1949, II, стр.4. -»- 1955, 3, стр.8. -«- 1956, I, стр. 10. -»- 1957, 12, стр.10. -«- 1956, 12, стр.10. -»- 1959, 3, стр.18–19. «Журнал Засед. Св.Син.» 15 от 19.Χ.1949. – и – II от 7.VI.1949, стр.61. II от 19.X.1949, стр.104. 6 от 5.Χ.1951, стр.14. I от 1.IV.1952, стр.44. 13 от 26.ΧII.1957. Покровский А. прот. «Архп.Ростовский и Новочеркасский» (Некролог). «ЖМП» 1956, 12. ФАОС 54. ФПС II, стр.18. Кат-АМ 339, 89. Кат-ЯВ 75, стр.39.· Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Гацор Гацор (Асор) евр. Хацор (именно это написание принято в науч. литературе), «двор (селение)». 1) город в уделе Вениамина ( Неем. 11:33 ), предположит, совр. Хирбет-Хаццур. располож. между Бейт-Ханина и Неби-Сам-вил, прим. в 5 км сев.-зап. Иерусалима. 2) город в уделе Иуды, называемый также «Кириаф-Хецрон» ( Нав. 15:25 , в Синод, пер. Кириаф и Хецрон – разные города); 3) другой город в уделе Иуды ( Нав. 15:23 ). Возможно, стоящие рядом слова составляют одно название – Асор-Ифнан (см. Септуагинту) и подразумевают совр. Эль-Джебарие. располож. прим. в 30 км сев.-вост. Кадеш-Барнеа. 4) наиболее значит, город с таким названием лежал на склонах холма (совр. Телль-эль-Кеда) в сев. части Палестины (ср. Нав. 11:13 ), к югу от Кедеса ( 4Цар 15:29 ). Он упоминается еще в содержащих проклятия егип. текстах, относящихся к XIX в. до РХ. и обнаруженных в архивах Мари и Эль-Амарны. Асор (Хацор) был столицей хананейских царств ( Нав. 11:10 ), его царь был предводителем коалиции, войска которой Иисус Навин разбил у вод Ме-ромских ( Нав 11:1,7 и след.). После сражения город был сожжен (ст. 11), но во времена судей вновь обрел былое величие и стал опасным противником Израиля ( Суд. 4:2.24 ). В результате раскопок, проводившихся в период между 1875 и 1969 гг., стала ясна планировка Хацора (Гацора, Асора). В юж. части укрепленного земляным валом города, занимавшего площадь прим. 1300 х 700 м и насчитывавшего, по оценкам ученых, 40 тыс. жителей, находились крепость и цар. дворец. Археологи обнаружили здесь два храма и при них – два скульптурных изображения богов, глиняные маски, культовую утварь. На одном из обломков керамич. сосуда, датируемого XIII в. до Р.Х., сохранились две буквы синайского письма («Алфавит»). Аккад, надпись на глиняном кувшине (до наст. времени – древнейшая из обнаруженных в Палестине) свидетельствует о том, что Г. уже во II ты-сячел. до Р.Х. был довольно большим и процветающим городом. При Соломоне город вновь укрепляется ( 3Цар. 9:15 ) и становится важным форпостом на границе с набиравшим силу Дамасским царством ( 3Цар. 11:23.24.25 ). Мощная цитадель, построенная во времена царя Ахава, была дополнит, укреплена Иеровоамом II, однако после штурма города войсками Тиглатпаласара III во время нападения ассирийцев ее вост. часть оказалась разрушенной до основания (733 или 732 г. до Р.Х.). Строения эпохи Иеровоама II носят следы разрушений, вызванных землетрясением (ср. Ам. 1:1 ). В более поздних гор. сооружениях представлены все эпохи – вплоть до эллинистич. 5) область в пустыне в вост. части Палестины ( Иер. 49:28–33 ). Возможно, это название указывает на то, что здесь жили оседлые арабы. Поход Навуходоносора против араб. племен состоялся в 598 г. до Р.Х. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

составитель К.В. Гриценко Гнев, суд Божий, кара Божия Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нём волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Ис.27,4 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая. Отк. 21,8 Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Ис..3,7 Так как богачи его исполнены неправды, и жители его говорят ложь, и язык их есть обман в устах их, то и Я неисцельно поражу тебя опустошением за грехи твои. Мих.6,12–13 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь. Пс.4,5 Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться. Мк.14,21 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Рим.1,18 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Рим.11,21 Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережёшь, а что сбережёшь, то предам мечу. Мих.6,14 Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь. Мих.6,15 Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Мк.6,11 Итак за то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведёте прекрасны виноградники, а вино из них не будете пить. Ам.5,11 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет. Ам.5,18 Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния. Ам.5,20 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия? Мал.2,17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБОВЬ Высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих ; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо . В русском языке, так же как и во многих других современных языках, слово «любовь» многозначно. В древних языках разные типы Л. могли обозначаться самостоятельными терминами. Так, напр., в древнегреческом языке ρως, φιλα, γπη означают соответственно чувственную или плотскую Л., дружескую Л., Л.-милосердие. В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках. Как религ. категория Л. занимает важное место в большинстве мировых религий. В христианстве Л.- центральное понятие, основной мотив, оказывающий решающее влияние как на учение о Боге, так и на учение о человеке ( Гэде. 2013. С. 117). В соответствии с той ролью, которую занимает учение о Л. в Свящ. Писании, вероучении и в этике христианства, его иногда называют «религией любви». Л.- это главная заповедь Христа и призвание христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35). Понятие «любовь» в ВЗ Наиболее часто в ВЗ для обозначения Л. используется слово   образованное от глагола   Этим глаголом в ВЗ обозначается Л. не только мужа к жене или жениха к невесте (Быт 24. 67; 29. 18, 20, 30), женщины к мужчине (1 Цар 18. 20; Песн 1. 3; 3. 1-4), отца к сыну (Быт 22. 2; 25. 28; 37. 3, 4; 44. 20; Притч 13. 25), невестки к свекрови (Руфь 4. 15), но и незаконная Л. к любовнице, прелюбодейке (Суд 16. 4, 15; Ос 3. 1), а также неугодная Богу Л. Соломона ко мн. женщинам, принадлежавшим к нечестивым народам (общение с к-рыми было запрещено для сынов Израилевых - 3 Цар 11. 1-2). Глаголом   и его дериватами могут обозначаться всевозможные разновидности Л.: Л. между друзьями (1 Цар 18. 1, 3; 20. 17; Иов 19. 19; 2 Пар 19. 2; Притч 9. 8; 15. 12; 16. 13), Л. раба, слуги к хозяину (Исх 21. 5; Втор 15. 16), Л. к ближнему (Лев 19. 18) и к пришельцу (Лев 19. 34; Втор 10. 18-19), даже предательская Л. Израиля, его измена Господу (Ис 57. 8; Иер 2. 25; Иез 16. 37; в пророческих книгах ВЗ Израиль нередко сравнивается с блудницей, изменявшей Господу с ложными богами, к-рые в свою очередь именуются его любовниками -  ). Объектами Л. могут быть также неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: пища (Быт 27. 9, 14; Ос 3. 1), вино (Притч 21. 17), земледелие (2 Пар 26. 10; ср.: Ос 10. 11), сон (Притч 20. 13; Ис 56. 10), мудрость, знание, добро, истина (Притч 4. 6; 8. 17, 21; 12. 1; 22. 11; 29. 3; Ам 5. 15; Мих 6. 8; Зах 8. 19; ср.: Притч 19. 8), зло, грех, проклятие, невежество, смерть, идолы (Пс 10. 5; 108. 17; Притч 1. 22; 8. 36; 17. 19; Иер 8. 2; Мих 3. 2).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФ [Гат, евр.  ,   - точило, винный пресс], один из 5 главных городов филистимлян, упоминаемых в ВЗ. Располагался в Шефеле, к югу от г. Екрон (Телль-Микне), в наибольшей близости к территории Иудеи с востока (1 Цар 17. 52). ВЗ описывает Г. как город Ханаана, где после эпохи Иисуса Навина еще сохранялись поселения легендарного племени Енакимов (Нав 11. 22). Из Г. происходили исполинский воин филистимлян Голиаф (1 Цар 17. 4) и др. воины-гиганты (2 Цар 21. 19-22). Г. упоминается как Gimti в списке ханаанских городов в амарнских письмах (EA. 290. 9). Там находился ковчег завета во время его пленения филистимлянами (1 Цар 5. 1-12). Царь Давид, изгнанный из окружения царя Саула, скрывался в Г. (1 Цар 21. 10-15) и затем поступил на службу к филистимскому правителю Г. Анхусу (1 Цар 27. 6). Библейское выражение «не рассказывайте в Гефе» было изначально связано с оплакиванием Давидом погибших в бою Ионафана и Саула (2 Цар 1. 20; ср.: Мих 1. 10). Впосл. воины из Г. упоминаются среди наемных воинов Давида (2 Цар 15. 18-23), а Аведдару Гефянину (2 Цар 6. 10) был доверен ковчег завета на 3 месяца, до его переноса в Иерусалим (2 Цар 6. 10-11; 1 Пар 13. 13). В 1 Пар 18. 1 говорится о завоевании Филистии Давидом (ср.: 2 Цар 8. 1), однако войны за Г., территорию к-рого контролировали цари Иудеи, продолжались и в эпоху разделения царств. Стены Г. были укреплены Ровоамом (2 Пар 11. 8), хотя впосл. Г. отобрал у Иудеи Азаил Дамасский (4 Цар 12. 18). Затем он был отвоеван у филистимлян при царе Озии (2 Пар 26. 6). Прор. Амос в сер. VIII в. до Р. Х. говорит о Г., вероятно, как об уже разрушенном филистимском городе (Ам 6. 2). Позднее пророки не упоминают о Г. даже в списках филистимских городов (Иер 25. 20; Соф 2. 4; Зах 9. 5), но он перечислен в надписи Саргона II, царя Ассирии, в списке покоренных им городов в кампанию 712/1 г. до Р. Х. против Азури, царя Ашдода (ANET. N 286). До сер. ХХ в. археологи, включая У. Ф. Олбрайта , отождествляли с Г. совр. Телль-Шейх-Ахмед-эль-Арейни, к северу от совр. Кирьят-Гат ( Albright. P. 6-12). Олбрайт искал Г. южнее Аккарона, опираясь на известие о возвращении земель «от Аккарона и до Гефа» (1 Цар 7. 14). Однако раскопки 1956 и 1961 гг. под рук. С. Йейвина на Эль-Арейни показали, что в эпоху филистимлян это место не заселялось (EAEHL. Vol. 1. P. 89-97). Вскоре Дж. Э. Райт выдвинул новую версию отождествления, указав на Тель-Сера (араб. Телль-эш-Шария) еще дальше к югу, вдоль р. Герар, на самом краю пустыни Негев ( Wright. P. 80), где раскопками Э. Орена в 1972-1976 гг. были вскрыты следы значительного поселения филистимской эпохи (EAEHL. Vol. 4. P. 1059-1069).

http://pravenc.ru/text/164919.html

1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 2 κ κοιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: κ γενετς — от рождения. 3 Марк 3:17. 4 Т. е. единоипостасности божества. 5 ψηλαφμενος — букв.: будучи осязаем. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 7 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 8 γνσει , Cod. Seg. προγνσει . 9 ατος , но Фотий читает ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες . 11 κα μ φαινμενος ; y Фотия: κα φαινμενος ; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: κα μ βλεπμενος κα φαινμενος : не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3:4. 12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 13 νθρωπικο λγου , Фот. νθρωπνης σοφας — человеческую мудрость. 14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен». 15 Ср. Иез. 18:20: «сын не понесет вины отца»: 16 У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет». 17 πτσις , Cod. Seg. πεσις . 18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле». 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 20 τ βαθτερον , Cod. Seg. приб. κα μελαντερον — и чернее. 21 У Фотия прибавлено: «душе». 22 κ τς σαρκς — от плотскаго суемудрия. 23 Cod. Seg. приб. «теперь». 24 τ ζον , собст. животное. 25 Т. е. божественнаго. 26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся». 27 Чтение: κα πεθοντο — «и уверялись, убеждались»: 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, — стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 29 Cod. Seg. приб.: «это». 30 Ср. Ам. 1и Ис. 1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, — а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЙ [от греч. λαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств , используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад ( Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора ( Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани ( Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им ( Mayer. 1917; Pease. 1937). В Ветхом Завете В LXX греч. слово λαιον используется для перевода евр.  (   обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (   - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6). Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

http://pravenc.ru/text/189733.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010