Был настоятелем Петропавловской церкви на Спичечной фабрике «Заря» около г. Томска и благочинным томских городских церквей. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 28/Х-1922 г. хиротонисан во еп. Новониколаевского епископами старого поставления Софронием (Арефьевым) и Гавриилом (Воеводиным). 14 мая 1923 г. возведён в сан архиепископа и назначен архиеп. Красноярским. 11/VIII-1923 г. назначен архиепископом Верхнеудинским. 31/VIII-1923 г. вновь назначен архиепископом Красноярским. 3/Х-1923 г. – архиепископ Томский. 28/XI-1923 г. – архиепископ Бийский. Таким образом, в течение нескольких месяцев 1923 г. получил четыре назначения. 23/VI-1925 г. – архиепископ Красноярский. С 1927 г.– вик. Новосибирской епархии и настоятель Даниловской церкви г. Новосибирска. С XI 1927 г. – архиепископ Читинский. С 1934 г. – настоятель Тарского собора, Зап. Сибирского края. С октября 1934 г. – архиеп. Красноярский. С 1935 г. – настоятель собора г. Кимры. С мая 1935 г. – архиеп. Моршанский. С сентября 1935 г. – архиепископ Владимирский. С 22/IV-1936 г. – управляющий Ивановской митрополией. С 31/VIII-1937 г. – уволен за штат. Дальнейших сведений о нем не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 13, 23. Церковное обновление. 1925. 4. С. 28. ФАОС дело 7. Кат-АМ 5. Кат-ЯВ С. 1–2. Кат-ЕС С. 17, п/п 103. [Кат-ГУБ. С. 958.] Арестован в 1937 г. в г. Иваново, приговорён к десяти годам заключения в ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна. [Зеленогорский. С. 86.] АЛЕКСАНДР (Анисимов [Александр Ильич]) Митрополит Самарский Родился в 1886 году. Окончил юридический факультет университета. Обучался в Казанском музыкальное училище по классу фортепиано, затем поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Овдовев, постригся в рясофор. Назначен епархиальным миссионером, настоятелем Ирбитского собора и Троицкой кладбищенской церкви. Благочинный г. Ирбита. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 25/XI-1923 г. хиротонисан во еп. Ставропольского, вик. Самарской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Главным свидетельством того, что Библия есть Слово Божие, служат пророчества, часть которых уже исполнилась, а остальные исполнятся в будущем. Другим указанием на божественную природу Библии можно назвать ее единство: сорок авторов, писавшие на протяжении полутора тысяч лет на трех континентах, были непохожи друг на друга, но смогли создать собрание книг, которое отличается поразительным единством в вопросах веры и нравственности. Человеческая сторона Писания многогранна. Во-первых, авторы часто пишут о себе в первом лице, а также делятся личным опытом ( Ездр.8:15–30 ; Неем.1:1–11 ; Ис.1:1; 6:1–8 ; Иер.1:1–19 ; Дан.7:1–28 ; Ам.1:1 ; Рим.1:1 ; 1Кор.1:1 ; 2Кор.1:1 ; Гал.1:1–3, 1:12–2:10 ; Откр.1:9–19 ). Более поздние авторы цитируют более ранних, называя их по имени, но, воспринимая цитируемые тексты как плод труда исторических личностей, не считают, будто человеческое участие как-либо принижает авторитет священных текстов ( Рим.9:27,29 ; 2Пет.3:15,16 и т.д.). Иногда ссылки на Ветхий Завет носят поразительно неформальный характер, например: «Напротив, некто негде засвидетельствовал» ( Евр.2:6 ) 19 . Во-вторых, сами авторы библейских книг говорят о своем творческом участии (см. Лк.1:3 ; 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ; Рим.15:15 ; 1Кор.7:6 и т.д.). Апостол Иоанн писал верующим, опираясь на то, что сам слышал, видел и осязал ( 1Ин.1:1 ). Составляя свое Евангелие, он отбирал материалы из огромного количества событий, о которых можно было бы рассказать ( Ин.21:24–25 ). Апостол Лука для начала проделал историческое исследование – собрал сведения о жизни Спасителя, тщательно проанализировал и упорядочил их – и лишь затем приступил к написанию Евангелия ( Лк.1:1–4 ) 20 . В-третьих, авторы неотъемлемо привязаны к своему социально-историческому окружению. Они являются носителями конкретной культуры, языка, конкретных идей, живут в конкретную историческую эпоху. Многие законы Моисея имеют явные параллели с другими древними законами, такими как Кодекс Хаммурапи. Патриархальные обычаи и социальные условия в книге Бытия очевидным образом отражают исторические условия, существовавшие в Месопотамии и Египте во II тысячелетии до Р. X. Существуют параллели между некоторыми псалмами и ханаанской религиозной литературой, а также между некоторыми библейскими и египетскими притчами того времени 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иер.7:18 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня». Объясн. Этими словами осуждается не всякая обрядность вообще. Господь заявляет только явно непокорному и крайне развращённому народу Израильскому, не желавшему исправиться, что «слов Моих не слушали»: Иер.6:17:19 , «тяжки грехи», «вы враги правого»: Ам.5:12 , Осуждается прямо языческая обрядность «богине неба», «иным богам»: Иер.7:18:44:15:17 . Чествование язычниками богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было. При надлежащей молитве Богу истинному правильные обряды Господь принимал и благословлял: 1) жертвы: Суд.13:16:20; 2 ) каждение: Чис.16:46–47; 3 ) прострение рук: 3Цар.8:54; 4 ) поклонение на восток: 2Пар.5:12:14; 5 ) употребление ветвей: Ин.12:13; 6 ) памятование праздников: Исх.23:12–16 и 7) памятование обетов: Деян.18:18 . Когда народ перестал совершать надлежащие положенные молитвенные обряды, то за это последовал гнев от Господа: 2Пар.29:6–8 . Иез.8:11:16–17 . «И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке своё кадило и густое облако курений возносится кверху... И ввёл меня во внутренний двор дома Господня, и вот, у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят спинами своими к храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий? мало ли дому Иудину, чтобы делать такие мерзости, какие они делают здесь? но они ещё землю наполнили нечестием, и сугубо прогневляют Меня; и вот, они ветви подносят к носам своим». Объясн. В этих словах нет осуждения на всякую обрядность вообще, так как много обрядностей таких, которые установлены по повелению Божию: Чис.16:46–47 ; 3Цар.8:54 ; 2Пар.5:12:14 ; Исх.23:12–16 . В частности, здесь вовсе не говорится о 4-й заповеди десятословия, т.е. относительно праздников, за которые и Новый Завет не позволяет осуждать: Кол.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Не следует думать, говорит святитель Иоанн Златоуст , что «одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят» . Пагубность греха зависти святитель видит отнюдь не в том, что завидующий может кого-либо «сглазить» или «испортить», ибо «зависть сама по себе» не имеет силы нанести вред . Это мнение Златоуста повторяет блаженный Феофилакт Болгарский († нач. XII в.) . Итак, насколько мы можем судить, святитель Иоанн Златоуст не признает действенность магии – ни вредоносной, ни «белой». Действительно, если демоны не могут врачевать людей , можно ли приписывать магам обладание «целительными силами»? Это относится и ко всякого рода талисманам. О бесполезности последних говорит также Матфей Властарь (ум. около 1360 г.) в Алфавитной Синтагме: «Чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Самую Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство. А другие вешают на шеи детей сложенные бумажки, исписанные какими попало (случайными) песнопениями, перевязывая их красными лентами, для предотвращения будто бы всякого вреда, которые и называют талисманами и амулетами» . Отметим, что смешение христианских символов и понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству» . «Из всех зол человеческих один грех есть действительное зло» Одна из важнейших способностей, которыми фольклор наделяет колдунов и ведьм – это способность управлять погодой: насылать бури и дожди либо, наоборот, засухи. Эти верования также не находят подтверждения в учении Церкви. В Священном Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и прочие стихийные бедствия происходят или непосредственно по воле Божией ( Лев.26:3–4, 18 ; 2Пар.7:13 ; Пс.103:32;148:8 ; Иов.37:6 ; Иер.14:22 ), или по Его попущению ( Ам.3:6 ), что они бывают необходимы для вразумления грешников ( Иез.33:11 ; 2Цар.14:14 ; Иона3:10 ; Откр.3:19 ) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу ( Откр.3:19 ; ср.: Притч.3:12 ; Евр.12:6–7 ) .

http://sueverie.net/ob-obmane-s-bezumiem...

п. ; nevel – арфа, гусли – особый двенадцатиструнный инструмент (Иуд.Древн. 7:12, 3), называемый у LXX ργανον (в слав. т.: «плещущии ко гласу пищалей»). «Думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид», слова подлинника kedavid chaschvu lahem kelej – schir переданы в рус. т. свободно. Kelej – schir понимают в значении «музыкальные инструменты», инструменты для аккомпанемента песни (schir), или же, считая kelej ошибочно возникшие из kol весь, всякий, переводят: всякую песню, всякие песни (Новак). Вторую половину ст. 5-го точнее с еврейского должно бы передать: «как Давид изобрели они музыкальные инструменты» или же: «подобно Давиду надумывают они всякие песни». Выражение пророка имеет иронический характер. Но из него следует, что уже в древнейшее время имя Давида было известно в Израиле, как имя певца и музыканта. Рассматриваемая нами часть стиха 5-го у LXX передана совершенно отлично от подлинника, именно: ς στηκτα λογσαντο κα οκ ς φεγοντα, слав. «аки стояща мнеша, а не яко бежаща». Как возникло это чтение LXX, трудно сказать. Мысль греч. перевода не ясна. По объяснению блаженного Феодорита и Кирилла Александрийского , греч. текст указывает на забвение израильскими сластолюбцами скоротечности земных удовольствий, которые они представляли «стоящими», т. е. постоянными. Ам.6:6 .  пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! «Пьете из чаш (bemizrkrej) вино», mizrak – чаша огромной вместимости, употреблявшаяся при богослужении ( Чис. 4:14, 7:13, 19 ; Исх 38.3 ); пророк, т. обр., указывает на употребление вина в слишком большом количестве. LXX вместо bemizrkej jain читали, по-видимому, bimzukkek jain, что передали словом διυλισμνοι ονον, «процеженое вино». Так как пророк обличает в ст. 4–6 за утонченность в удовольствиях, то чтение LXX более соответствует контексту и предпочитается некоторыми чтению подлинника (Гоонакер). «Не болезнуете о бедствии Иосифа», слав. «и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове»; именем Иосифа пророк называет народ израильский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вместе с богатством появились в народе: изнеженная жизнь, роскошь и страсть к чувственным удовольствиям. Пророк Амос упоминает о домах зимних и летних, о чертогах, украшенных слоновою костью ( Ам.2:15 ). В другом месте он так описывает роскошную жизнь вельмож израильских: спящии на одре от костей слоновых, и ласкосердствующий на постелех своих, ядущий козлища от паств, и телцы млеком питаемы от среды стад, плещущий (подпевающие) ко гласу пищалей (арфы), аки стояща млеша, а не яко бежаща 6 : пиющии процеженое вино, и первыми (отличными) вонями мажущиися, и не страдаху (не скорбят) ничесоже в сокрушении Иосифове ( Ам.6:4–6 ). Здесь Пророк обличает израильтян в изнеженности, соединенной с роскошью, в прихотливом чревоугодии, и праздных увеселениях, в пьянстве и в совершенном равнодушии к грозным предречениям Пророка. Богатые делали притеснения бедным: продаша праведнаго на сребре, и убогаго на сапозех (за пару сандалий Ам.2:6 ). В другом месте Пророк обличает купцов израильских в том, что они увеличивали цену сикля, а эфу – меру при продаже хлеба делали меньше с тою целью, как говорили они, да притяжем убогия сребром, и нищаго за сапоги ( Ам.8:5, 6 ). Под влиянием язычества благоприятствовавшего сладострастию, порок сей глубоко укоренился. Пророке Осия так описывает влияние язычества на повреждение нравов израильтян: на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют. И не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася и со блудниками требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся. ( Ос.4:13, 14 ). И Пророк Амос, конечно, имея в виду блудилища, основанные при капищах Ваала и Астарты, говорит: сын и отец его влазяста ко единой рабыне, яко да осквернавят имя Бога своего ( Ам.2:7 ). При такой наклонности к сладострастию женщины получили большую власть над своими мужьями и еще более увеличивали это зло; посему и к ним Пророк обращает грозное слово ( Ам.4:1–3 ). Состояние веры в царстве израильском

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

«Попираете бедного»: в слав. по LXX – «пястьми биете убогих». – «И берете от него подарки хлебом», евр. umaseathbar tikchü bar означает и отборные сорта хлеба ( Быт 41.35 ; Пс 71.16 ) и вообще лучшее, отборное ( Иов 11.4 ; Песн 6.9–10 ); отсюда, в слав.: «и дары избранны приясте». Пророк говорит не только о неправедных подарках, которых требовали судьи, но и вообще об эксплуатации бедных. Вместе с тем пророк угрожает, что притеснители не воспользуются плодами эксплуатации. Ам.5:12 .  Ибо Я знаю, как многочислен­ны пре­ступле­ния ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. «Берете взятки»: у LXX слово kopher (выкуп, взятки) передано сл. " λλαγμα (перемена); отсюда в слав. «приемлюще премены». – «И извращаете в суде дела бедных»: рус. переводчики передали смысл слов пророка ближе к букве подлинника; в слав. «и убогия от врат отреяюще». Ам.5:13 .  Поэтому ра­зу­мный безмолв­с­т­ву­ет в это время, ибо злое это время. «Поэтому разумный безмолвствует в это время»: пророк говорит о своем времени; разумный – тот, кто знает свой интерес. Пророк не дает совета и никого, не хвалит (ср. Сир 20.7 ), а только констатирует факт. Ам.5:14 .  Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Го­с­по­дь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5:15 .  Возненавидьте зло и воз­любите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Го­с­по­дь Бог Саваоф по­милует остаток Иосифов. Пророк повторяет увещание народу возлюбить добро и правду. – «Остаток Иосифов» – ту малую часть населения Израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий. Начальные слова ст. 15-го поняты LXX-ю, как слова израильтян, а не как обращенное к израильтянам приглашение пророка; отсюда, в слав. «возненавидехом злая и возлюбихом добрая». Ам.5:16 .  Посему так говорит Го­с­по­дь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и при­зовут земледельца сето­вать и искусных в плачевных песнях – плакать,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исторические сведения наших пророков начинаются первоисторией. Говоря о религиозном отпадении Израиля от Иеговы, прор. Осия сравнивает его с фактом нарушения Адамом завета с Богом: они (израильтяне), подобно Адаму, нарушили завет ( Ос.6:7 ). Данным изречением 13 устанавливается весьма важная истина, что имя «Адам», как собственное имя первого человека, известно было хорошо в 8 ст., а не было, как утверждает собственным именем только P. С. 14 , и что взгляд, по которому первоистория была приготовлением человечества к заключению особенного завета Иеговы с Израилем, входил в круг религиозных понятий, современных пророку Осии. Из патриархальной истории пророками упоминается событие разрушения городов Содома и Гоморры ( Ам.4:11 ), Адмы и Севоима ( Ос.11:8 ). Упоминание это сделано так кратко, а цель, которую имели в виду при этом пророки – именно – историческим примером определить меру наказания за грехи северного царства – так ясна, что вынуждает признать широкое распространение в 8 ст. исторических сведений, идущих из глубины веков, и – не только сведений, которые мог находить пророк Амос в так называемом Иеговистическом отделе пятокнижия (Срв. Ам.4:11 и Быт.18:16–19, 2, 8 ), но и тех, которые заключены во Второзаконии и именно той его части, которая относится к девторономисту 15 (срв. Ос.11:8 и Втор.29:23 ; также Быт.10:19; 14:28 ). В частности, что касается Ам.4:11 , то в этом месте обращают на себя внимание три подробности: во-первых, в таком точно сочетании, как у Амоса, говорится о Содоме и Гоморре еще в двух местах: Ис.13:19 и Иер.50:40 . причем тут исключается всякая мысль о зависимости данных мест между собою (в смысле позаимствования); кроме того, – дважды очень похоже: у Иер.49:18 и Втор.29:23 . Это обстоятельство заставляет думать, что изречение Ам.4:11 о ниспровержении Богом Содома и Гоморры во дни Амоса было ходячим в форме пословицы и на севере и на юге Палестины. Во-вторых, так как данное изречение было в большом употреблении гораздо раньше пророка Амоса, то гипотеза о происхождении Елогистического отдела пятокнижия после Амоса 16 в этом пункте должна встретить сильное для себя затруднение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

He будучи в состоянии, или вернее не желая подняться до понимания духовно нравственного существа Иеговы и нравственных условий действительности культа, Израиль вместе с тем жертвенные свои священнодействия сводит к исканию только чувственной радости и телесных наслаждений. Израиль бегает за своими любовниками из-за хлеба и воды, шерсти и льна, елея и напитков ( Ос.2:5 ), которые по его мнению, он получает от них (ст. 12). Самые его жертвы – внешне языческий акт, лишенный священного характера, это не религиозные возношения жертвенных даров Богу, а противные пиры, к которым прилежит Израиль, потому что на этих пирах приносящие жертвы могут служить своему чреву. «В жертвоприношениях Мне, говорит Господь устами пророка Осии, они приносят мясо и едят его» ( Ос.8:13 ), т. е. по объяснению блаженного Иеронима : «все усердие к жертвам Израильтяне прилагают из желания есть жертвы, а не с тою целью, чтобы чрез них угодить Богу» (Бл. Иер. Твор. 260). Сердце их не участвует в жертвах, мысли об Иегове и Его нравственных требованиях нет здесь: Сыны Израилевы собираются из-за хлеба и вина ( Ос.7:13 ) 140 , потому что любят, как объясняет пророк Осия, в этих жертвах лакомиться жертвенными лепешками 141 («любят виноградные лепешки»), – «любят блудодейные дары на всех гумнах», ( Ос.9:1 ), радуются до восторга подобно (другим) народам, когда видят хороший урожай, т. е. подобно язычникам устраивают веселие, празднества в честь чужих богов, относя к их милости дарование урожая. Одним словом, культ, привлекает потому, что он льстит грубым, чувственным наклонностям народа. При таком отношении к культу понятно, если Израиль не считается с требованиями нравственной порядочности, если чувственность, господствующая в настроении народа при жертвоприношениях, принимает у него кощунственно безнравственные формы. На одеждах, взятых в залог, сыны Израиля возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взысканное с обвиненных, пьют в доме богов своих ( Ам.2:8 ), т. е. священные, казалось бы, места при жертвенниках они обращают в места разгульных пирушек; лежат около жертвенников, видимо, свидетельствуя тем свое благочестие, но нимало не беспокоясь, что пришли к жертвенникам, совершив дела жестокосердия по отношению к бедным: незаконно присвоив себе одежды, взятые в залог и захватив с собою вино, взятое с обвиненных в качестве взятки за неправильное решение судебного дела (срв. Ам. 4:1; 5:12 ). Они пьют вино жертвенными чашами 142 и поют под звуки гуслей, поют, казалось бы (судя по сопоставлению их игры с музыкальной игрой Давида) священные песни, но не подражают молитвенному благочестию царя псалмопевца, оскверняя святость молитвенных песен пьяным разгулом и не тревожа себя мыслью о бедствующем Иосифе ( Ам.6:4 ) 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Спорное время жизни и деятельности пророка более точным образом определяется из рассмотрения отношений к его книге пророков Иеремии и Иоиля, с которыми Авдий столь тесно сходится в некоторых характерных мыслях и выражениях, что становится необходимым допустить знание ими один другого. Если мы более тесным образом посмотрим на сходство Авдия с Иеремиею в пророчестве последнего об Эдоме ( Иер.49:7–22 ); то несомненною откроется та истина, что не Авдий читал Иеремию и пользовался им, а наоборот – Иеремия читал Авдия и им пользовался. Это можно выводить уже из той особенности Иеремии, по которой повсюду в своих пророчествах воспроизводит он пророческие мысли, образы и выражения прежде его живших пророков. Так основу почти всех его пророчеств против иноземных народов составляют пророчества об этих народах у более ранних пророков, так напр. в основании пророчества его против филистимлян (47 гл.) лежит пророчество Исаии ( Ис.14:28–32 ) об этом народе, в пророчестве против Моавитян (48 гл.) – пророчество Исаии (гл. 15 и 16), в пророчестве против Аммонитян ( Иер.49:1 ) – пророчество Амоса против этого народа ( Ам.1:13–15 ), в пророчестве против Дамаска ( Иер.49:27–32 ) – пророчества Амоса ( Ам.1:3–5 ), наконец в пророчестве против Вавилона (50 и 51 гл.) пророчества Исаии о Вавилоне ( Ис.13:14–22 ). К этому надо прибавить еще и то, что в пророчестве Иеремии против Эдома находятся мысли и выражения характерные, отличающие его от других пророков, – и из этих характерных мыслей и выражений иеремииных ничего не встречается у Авдия; между тем как то, в чем Иеремия в приведенном месте сходится с Авдием, где-либо в другом месте не повторяет, чего не могло бы быть, если бы мысли и выражения, в которых он сходится с Авдием, принадлежали ему, а не были заимствованы им у сего пророка. Кроме того, общее у обоих пророков, – у Авдия не только со внешней стороны образует целое, у Иеремии же разбросано по многим, одно от другого отдельным местам его пророчества (ср. Авд.1:4–8 с Иер.49:7, 9–10, 14–16 ), но и со внутренней стороны у Авдия теснее связано и представляется более первоначальным, чем у Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010