Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [груз. ] (Амилахвари; ок. 1705 - 9.07.1774, Москва), митр. Тбилисский (1740-1774) Грузинской Православной Церкви, типографист и дипломат. Сын груз. кн. Автандила Амилахвари, игравшего важную роль в общественно-политической жизни Грузии XVIII в. В юности подвизался в мон-ре Шиомгвиме , был приверженцем политики картлийского царя Вахтанга VI, избравшего рус. ориентацию. В 1724 г. А. вместе со своим братом Вахтангом покинул Грузию, сопровождая царя Вахтанга VI по пути в Россию. В том же году в Астрахани принял монашеский постриг и там же был возведен в сан архимандрита. В 1733 г. А. вернулся на родину и был хиротонисан во епископа на Руисскую кафедру. В мае 1740 г. Католикосом-Патриархом Доментием IV (Багратиони) возведен в сан митрополита, 7 июля того же года переведен на Тбилисскую кафедру. В кон. мая 1752 г. правившими сообща царями Картли Теймуразом II и Кахети Ираклием II с дипломатической миссией посла Симона Макашвили А. был направлен ко двору российской императрицы Елизаветы Петровны . В 1755 г. был отозван обратно, но, приняв российское подданство, не вернулся в Грузию, а поселился в Крестовоздвиженском мон-ре в Москве. А., пользовавшийся высоким авторитетом среди русского духовенства, был зачислен в штат Святейшего Синода РПЦ с правом совершения богослужений в храмах Московского Кремля. Сохраняя тесную связь с груз. общиной, А. внес существенный вклад в углубление русско-груз. культурных связей. С его именем связано начало груз. книгопечатания в Москве. В 1761 г., получив разрешение Святейшего Синода, А. с помощью груз. царевича Александра Бакаревича учредил в Москве типографию при Крестовоздвиженском мон-ре, где печатались церковные и богословские книги на груз. языке. В 1762-1764 гг. большим тиражом в свет вышли Праздничная Минея, груз. азбука, книга Псалмов, с разрешения Святейшего Синода отправленные в Грузию. А. первым ввел показатель тиража на печатных книгах. Перед смертью А. разделил свое имущество между груз. царем Ираклием II и груз. мон-рем Св. Креста в Иерусалиме. Погребен в Донском мон-ре в Москве. Ист.: . . , 1924. Т. 5. Лит.: . , 1629-1929. , 1929. С. 82-85; . (1752-1754)// . , 1952. 6. С. 85-177; . // . , 1979. 10. С. 20-22; . XIX . . , 1983. С. I-II. М. Сургуладзе, Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/76878.html

Настоятели монастыря: А) Игумены: 1) Преп. МАРТИРИЙ. Основатель и Строитель этой обители. Преставился в 1603 году, Марта 1. 2) НИКОДИМ. Упоминается в 1687 году. 3) ИОСИФ. Упоминается в 1763 году. 4) ИОВ. Последний Зеленецкий Строитель Игумен. Упоминается в1769 году. Б) Архимандриты: 5) ВЕНИАМИН I Румовский. Он вместе был с 1770 года по Июль 1774 года и Ректором Александро-Невской семинарии. В 1774 году Указом Св. Синода от 16 Января переведён из Зеленецкого монастыря в Сергиеву пустынь, что на Петергофской дороге, а оттуда по Указу Св. Синода 1774 года в Июле произведён в Епископа Олонецкого. После был Архиепископ Нижегородский и Орденов Св. Александра Невского, Св. Анны 1 класса и Св. Иоанна Иерусалимского кавалер. Скончался в Нижегороде в 1811 году, Марта 16. 6) ТРАНКВИЛЛИН. Указом Св. Синода 1774 года в Июле переведён в Зеленецкий монастырь из Новгородского Антониева монастыря, в коем находясь был он вместе и Новгородской семинарии Ректором. Но в том же 1774 году, по Указу Св. Синода от 27 Августа, переведён в Вятскую Епархию Архимандритом же в Успенский Трифонов монастырь, и там скончался. 7) ИОАННИКИЙ Святковский, из Иеромонахов и Ректоров Александро-Невской Семинарии, по Указу Св. Синода 1774 от 5 Сентября, произведён в Архимандрита Зеленецкого монастыря, с оставлением при Ректорской должности; и сии оба звания исправлял он до Июля 1782 года, а потом переведён Рязанской Епархии в Солотчинский второкласный монастырь, где и скончался. 8 . ВЕНИАМИН II Багрянский. определён из Префектов Новгородской Семинарии Архимандритом и Ректором Невской Семинарии 1782 года в Июле; ныне Епископ Иркутский и Ордена Св. Анны 1 класса Кавалер. 9 . ИННОКЕНТИЙ Полянский, из Префектов Московской Академии и Игуменов Московского Знаменского монастыря, по указу Св. Синода, произведён 1784 года, Января 1, в Зеленецкий монастырь в Архимандрита, и определён в Александро-Невской Семинарии Ректором. Но в 1785 году переведён в Новгородский Вяжицкий монастырь; а в 1787 году, по Указу Св. Синода от 27 Мая, в Санкт-Петербургскую Приморскую Троицкую Сергиеву пустынь со степенью Вяжицкой Архимандрии; оттуда же в 1788 году Мая 6, по Именному Указу, пожалован в Епископа Воронежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

– Иосиф , в нояб. 1707. Строители Иосиф , 7 янв. 1615, 1631. Кирилл , в янв. 1646, в мар. 1654, в мае 1656. Даниил , в февр. 1691. Трифон , 1697. Иона , в окт. 1703. Пахомий , 1704–1707. Иосиф , 1710. Никанор , игум., 1722. 13 Елабужская Троицкая, в Каменном городище, [IV, 82] пустынь, упразднённая; основана около 1616 г., 10 окт. приписана к Казанскому архиерейскому дому. Игум. Иона , 1616. Строит. Герасим , в сент. и дек. 1635. – Моисей , 1638. – Варлаам определён 31 мар. 1659. – Игнатий , в сент. 1663. – Галактион , 20 дек. 1663. Игум. Исаия , в нояб. 1677. – Евфимий , 1705. Особые заметки Разные Котельницкого Введенского: Иг-нья Елена , 1699–1704. – Пелагия , 1719–21. IV, 305. Истобинского Троицкого, перев-ного в Соликамск: Строит. Никита , 1680. – Киприан , 1705. Игум. Дамиан 1737 и 38. – Иоанн , 1742. – Авраамий , 1764; † 1765. (См. Пермскую епархию). III, 757. Вятский Григориев. VI, 147. Слободской Спасский. VI, 605. Слободского Рождественского: Иг-нья Евсевия , 1849. – Таисия , 1850. – Пульхерия , 1851–66. VI, 648. Царевосанчурские два. VI, 836. Яранские два. Яранского игум. Иларион , 1753–57. Яранского Богородице-Владычня иг-нья Парасковия , 1702–4. Вознесенского: Строит. Сергий , в апр. 1659. – Феодосий , в окт. 1679. Игум. Филарет , в нояб. 1707. – Захарий † 1765. Архиерейского дома казначей игум. Иоанн , 1743. Член Вятской консистории игум. Иезекииль , в янв. 1760. (См. Краснокутский мнтрь). Трифонова наместн. игум. Мельхиседек , 1762–1764. Слободского «Новодевича» иг-нья Анна , в окт. 1703. Рождественского Евсевия , 1840. (Адрес-Календарь). Хлыновского уезда, Богоявленской Раифской пустыни: Строит. Иаков , в окт. 1703. – Филарет , 1708. Кобрьской (Закобрской) Введенской пустыни игум. Питирим , 1705. Кайгородского Успенского строит. Зосима , 1705. Кайгородской Сретенской Сырьинской пустыни строит. Питирим , 1705. Сарапульского Успенского строит. Лаврентий , 1706 и 7. Царевосангульской Мусерской пустыни строит. Моисей , в мар. 1661, 1662. Уржумского уезда, Печерского строит. Ломей , в сент. 1663.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1633-1634 гг. была устроена придельная церковь Покрова Богородицы на погосте села Воскресенского, которая упоминается в окладе в 1635 г. До 1646 г. была возобновлена, или отстроена зано­во, церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, просущест­вовавшая, по крайней мере, до 1702 г. В описаниях села 1675-1677 гг. церковь Воскресения Христова уже не упоминается. Видимо, к этому времени старая церковь не существовала. В 1675-1677 гг. в Покровской церкви значится придел во имя Николая Чудотворца, в котором, очевидно, и находилась резная икона (в форме деревянной скульптуры) Святителя. К этому же времени следует отнести и подобную резную икону св. Параскевы. Эти чтимые прихожанами Образы сохранились до наших дней почти не поврежденными. В существующей церкви Вознесения в селе Воскресенском, куда они были перенесены, будучи спасены из огня по­жара Покровской церковь в 1705 г. В 1682 г. в книге Патриаршего Казенного Приказа отмечено: " писать церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в селе Воскре­сенском " . До 1570-х гг. главной приходской была Воскресенс­кая церковь. По церковно-административному делению село Воскресенское принадлежало к Патриаршей (с начала XVIII в. - Синодальной) области, а с 1742 г. - к Московской епархии. 22 октября 1705 г. Покровская церковь в селе Воскресенском сгорела, однако из горящего храма были спасены некоторые Святые иконы, в том числе и упоминавшиеся резные " скульптуры " , сох­ранявшиеся в новопостроенной церкви до недавнего времени. К декабрю 1705 г. были получены царский указ и архиерейс­кое благословение на постройку на прежнем погорелом месте новой деревянной церкви опять же во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В течение весны - осени 1705 г. новый храм был построен, и 22 ноября 1705 г. по благословенной грамоте вы­дан был антиминс " в село Воскресенское в новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы тоя ж церкви попу Луке Автамонову. " Здесь следует заметить, что в книге Холмогоровых приводится запись от 25 сентября 1702 г.

http://sobory.ru/article/?object=00758

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В 17-ом и в первой половине 18 века селениями в основном владели 3 – 4 помещика. Так, скорее всего, вначале было и в Кияти: Братья Ишеевы (Богдан, Бибарс, Янбарс), князь Алей Богданович мурза Ишеев, князь Иван (Ибрагим) Алеевич Ишеев примерно до 1680 года?, (Казыевы – до 1700 г.?, Бегичевы - до 1712 г.?). Вероятно, примерно с 1712 года Молоствовы и владели селом Киять до 1796? года (Андрей Дмитриевич с 1712 - 1720? по 1740? Никифор Андреевич с 1740? по 1768?, Дмитрий Львович (племянник Ник. Анд.) (1740?- 1774?) с 1768? по 1774?, Павел Дмитриевич (1764? – 06.1787) с 1774 по 1787 (по малолетству при опекунстве матери Молоствовой (Поливановой) Авдотьи Игнатьевны), Порфирий Львович (09.02.1760 – 29.12.1808) с 1787 по 1796? В 1796? году Родионова (Нестерова) Анна Николаевна (1751-30.12.1827) (жена полковника Родионова Ивана Александровича (1718?-1774), убитого пугачевцами в 1774 году в Казани вместе со старшим сыном Александром) покупает у Порфирия Львовича Молоствова богатое село Киять и дарит сыну - Павлу Ивановичу Родионову (2.06.1769, Казань? -24.03.1823, Киять, Богоявленская церковь). Павел (отставной лейб-гвардии капитан-поручик Семеновского полка, 7.04.1797 года звание переименовано в штабс-капитан) в 1801 году строит каменную (я думаю, его мать начала строить церковь в 1787 году?) . Кроме того, старшая дочь А.Н. и И.А. - Наталья Ивановна Родионова (1770?-1.02.1789) выходит замуж за Порфирия Львовича Молоствова – дворянина Казанской губернии (родной младший брат по отцу Дмитрия Львовича Молоствова, помещика села Киять в 1773 году). Наступил XIX век. В 20-х годах (в 1823?) Надежда Ивановна приобретает во владение богатое село Киять Симбирской губернии Буинского уезда. В 1837? году село переходит во владении сыну Теренина Михаила Козмича (возможно Саврасова Н.И. подарила по родству на свадьбу) – Теренину Николаю Михайловичу. С 1870 по 1899 селом владеет его сын - Теренин Михаил Николаевич (1839,Киять-1899, Киять), затем, вплоть до 1917 года, Теренин Николай Михайлович (1861-?) совместно с братом Терениным Михаилом Михайловичем (1879, Киять-1957, Калифорния) и двумя сестрами: Елизаветой и Надеждой.

http://sobory.ru/article/?object=21811

По этим храмам и пустынь называется Троицкой Сергиевой. Когда в 1764 году состоялись духовные Штаты; то пустынь эта отписана от Сергиевой Лавры в Санкт-Петербургскую Епархию и поставлена во втором классе монастырей Российских 41-й последней. Здания в этом монастыре в настоящее время следующие: 1) посреди монастыря – вышеупомянутая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы с приделом Никона, ученика Пр. Сергия Радонежского; 2) при инвалидном доме, с запада монастыря устроенном, на иждивение наследников Графа Валериана Зрбова 18 – ЦЕРКОВЬ во имя св. мученика Валериана 19 ; 3) при соборной церкви – каменная КОЛОКОЛЬНЯ; 4) к Финскому заливу на север – каменные Настоятельские КЕЛЬИ двухэтажные; 5) точно таковой же фасадом КОРПУС БРАТСКИХ КЕЛИЙ в линию с настоятельскими, лицом к Финскому заливу, а между ними – ВОРОТА, которые были и въезжими по мосту через пруд, когда Петергофская дорога лежала между монастырём и заливом. Ныне же дорога эта переведена уже на другую сторону монастыря. В 1795 году учреждён был там устав общежительного монашеского правила, утверждённый Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Новгородским. Список Архимандритов этого монастыря по состоянию Штатов духовных 1 . ВАРЛААМ, с 1765 года, Июля 24 числа. В 1767 году скончался. 2 . ДИМИТРИЙ Грозинский, с Марта 1767 года по 1770 год. 3 . ИОСИФ, с 23 Августа 1770 года по 1774 год. 4 . ВЕНИАМИН Румовский с 16 Января 1774 года по 13 Июля 1774 года. Наконец, был Архиепископом Нижегородским. 5 . ТРАНКВИЛЛИН, Великороссиянин, с 13 Июля 1774 года, и в том же году 27 Августа переведён в Вятский Трифонов монастырь, где и скончался. 6 . ПАЛЛАДИЙ, с 22 Сентября 1774 года по 1 Февраля 1778 года. 7 . ИОАСАФ З()ин, Великороссиянин, с 1 Февраля 1778 года. В Апреле 1780 года посвящён в Епископа в Нижний Новгород, и был наконец Тверским. Скончался в 1788 году. 8 . МАКАРИЙ Сусальников, с 1 Августа 1782 года по 20 Мая 1787 года. Скончался и погребён в Александро-Невском монастыре. 9 . ИННОКЕНТИЙ Полянский, Великороссиянин, с 27 Мая 1787 года по 28 Марта, 1788 года; а скончался Епископом в Воронеже в 1794 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Гавриил – природою Слободских полков, слободы Грайвороны, из духовного чина. В 1726 г. определен в Харьковскую училищную коллегию для надсмотра над новыми постройками и выдачи учителям столовой и питейной порции. В 1733 г. пострижен в монашество и был 12 лет экономом Троицкого Ахтырского монастыря. В 1744 г. был взят в Троице-Сергиеву лавру и был в ней перво-иеродиаконом. В 1745 г. арх. Феодосием был взят с собой в Петербург, где был его келейным иеродиаконом и иеромонахом. В 1752 г. по представлению архиеп. Сильвестра велено быть в Синодальном доме иеремонахом, а в 1763 г. Синодальным ризничим. В прошении об увольнении писал, что «от хождения в продолжении 21 года по высоким лестницам чувствовал лом в ногах; в 1772 г. вскрылись раны и столько день от дня усиливаются, что ныне на крайне болезненном одру лежу и с места от боли едва встать могу». 28 августа 1774 г. был положен в Павловскую больницу, из которой вышел 12 ноября. – Преемником его был назначен (2 октября 1774 г.) игумен московского Воздвиженского монастыря Филипп, но он за болезнью отказался. Указом Синода от 11 декабря 1774 г. ризничим назначен игумен владимирского Боголюбова монастыря Киприан, а на его место Филипп. Киприан прибыл в Москву 5 января 1775 г. – 17 февраля 1780 г. Киприан просил назначить ризничим другого; определен был Успенского собора священник Петр Федоров, 10 мая постриженный в монашество и названный Порфирием. Сдача ризницы окончена 13 июля 1780 г.; все в целости. – Порядок Синодальных ризничих в первой половине XVIII в. следующий: 1701 г. ризничий иеродиакон Филарет. 1702–1735 гг. ризничий и казначей иеромонах Филагрий. 1735–1747 гг. ризничий Николо-Угрешского монастыря игумен Феодор. 1747–1748 гг. ризничий иеромонах Авраамий из игуменов Ниловой пустыни 1748 г. ноября 9–17 февраля 1741 г. ризничий иеромонах Варсонофий – Троицкого-Александроневского монастыря из благочинных иеромонахов, но не вступая в сию ризническую должность, по прошению ево за старостию и болезнями от оной уволен на обещание. 1749 г. февраля 17 д. на оное Варсонофиево место определен в ризничие обретавшейся в морском корабельном флоте за обр-иеромонаха Астраханской епархии иеромонах Сергий. 1753 г. ноября 15 оной Сергий для произведения Рязанской епархии в Богословский монастырь во архимандрита уволен, а вместо ево ризничим определен Синодальн. дому иеромонах Гавриил (по 1774 г.). Архив М. С. К. 1774 г., д. 585, на 380 лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Православная Церковь и православное богословие Буковины времён Габсбургов (1774–1918) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 “Это было время договоров о разделе и репараций за счёт тех сил, которые утратили способность к сопротивлению” 1 . Такими словами Николай Йорга в своём монументальном труде описывает историю Османской империи 80-х годов XVIII века. Говоря о “силах, которые утратили способность к сопротивлению”, он имеет в виду с одной стороны Царство Польское, с другой — Османскую империю. Австрийская аннексия Как известно, основную выгоду от так называемого первого раздела Польши в 1772 г. получила империя Габсбургов, аннексировав польские земли под названием “Королевство Галиция и Лодомерия”. Немного лет спустя, в 1774 г. габсбургские войска заняли и ещё одну область, которая доселе была под властью Османской империи: северную часть княжества Молдова. Бросив взгляд на карту, можно сразу же удостовериться в коварстве успешно осуществлённых таким образом планов Вены: ведь при этом говорилось всего лишь о том, чтобы округлить границы новосозданного королевства Галиция. Но достаточно резонным кажется утверждение, что именно через эти земли, называемые Буковиной, пролегает самый короткий и удобный путь из Вены. В то, что речь идёт всего лишь о нескольких незначительных деревнях, могла, пожалуй, поверить пара малосведущих в географии чиновников султана Абдул-Гамида (1774–1789), но наверняка в это не поверила императрица Екатерина II (1762–1796). Напротив, Буковина была живописной, процветающей провинцией, которая вполне выдерживала сравнение с Галицией пусть и не по величине, но по плодородности почвы и по красоте ландшафтов. Удивительным образом единственным, кто протестовал против присоединения Буковины к Австрии, был господарь Григорий III Александр Гика (1764–67; 1774–77), который как раз вступил на краткий срок в управление Молдовой под эгидой Блистательной Порты. И то ли многолетняя война с Россией слишком измотала турецкую армию и переутомила дип­ломатов Босфора, то ли там уже издавна привыкли к постоянно происходящим крупным и мелким изменениям собственных границ, но уже 7 мая 1775 г. были изготовлены грамоты, посредством которых отход Буковины к империи Габсбургов был зафиксирован официально (см. ниже).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

19 февр. 1770 г. имп. Екатерина II повелела «для Высочайшей своей особы… быть духовником находящемуся при соборе Богоявления Господня, что в Морской, протоиерею Иоанну Панфилову». С 25 февр. 1770 г. по должности царского духовника П. стал настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. 1 марта 1770 г. Синод благословил его на совершение богослужений с палицей - по примеру предшественника, протопр. Ф. Дубянского († 27 нояб. 1769). 19 апр. 1774 г. пожалован золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, на голубой ленте. 21 июня 1774 г. императрица повелела «Нашему духовнику… присутствовать в Нашем Синоде» (стал членом Синода по должности царского духовника впервые в его истории). Кроме должностного оклада «с пожалования его в синодальные члены» получал по 1000 р. в год (указ от 30 сент. 1774). В янв. 1775 г. приводил к присяге архиеп. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) при назначении его «совокупно» и на Новгородскую кафедру. В 1774-1788 гг., когда синодальное присутствие сокращалось до 4 членов, при соблюдении в нем паритета архиереев и белого духовенства П. наряду с 2 архиереями, Гавриилом (Петровым) и Иннокентием (Нечаевым), оставался его бессменным членом. Проф. прот. М. И. Горчаков особую заслугу П. видит в том, что «в продолжение всей своей службы в Синоде он употреблял свои усилия к поднятию белого духовенства из его приниженного нравственного, экономического и юридического положения». Зная изнутри нужды рядовых пастырей и мирян, он активно содействовал проведению политики императрицы по ликвидации тяглового положения приходского духовенства в отношении епархиальных архиереев. С участием П. совершенствовалось рус. церковное законодательство по брачному праву, принимались меры к улучшению дело- и судопроизводства в епархиальных учреждениях. Согласно свидетельствам, собранным П. И. Бартеневым , П. тайно обвенчал имп. Екатерину и Г. А. Потёмкина в Сампсониевской ц. С.-Петербурга; наиболее вероятная дата - июнь 1774 г. ( Лопатин В. С. Светлейший кн. Потёмкин. М., 2005. С. 273-274, 304-306). 20 дек. 1777 г. в Большом соборе Зимнего дворца крестил вел. кн. Александра Павловича (род. 12 дек.). В том же соборе он крестил вел. княжон Елену Павловну (род. 13 дек. 1784) и Марию Павловну (род. 4 февр. 1786). Второй внук императрицы, Константин Павлович (род. 27 апр. 1779, крещен 5 мая), и 3 внучки, родившиеся в весенние и летние месяцы, когда она пребывала в Царском с. (г. Царское Село с 1808), были крещены П. в церкви царскосельского Екатерининского дворца. В Царском с. имелся «дом духовника», в к-ром в назначенные дни давали обеды от двора для духовных чинов.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010