прп. Прохор Грузин (50-е гг. XI в.); Георгий (до 80-х гг. XI в.); Власий; прп. Лука Иерусалимский (70-е гг. XIII в.); Соломон, Иоанн (Бандасдзе), Симеон (Элимелекисдзе), Симеон (Цидашвили) (все в 1-й пол. XIV в.); Герман, Херувим (Керобин) (кон. XIV в.); Иосиф (кон. XIV - нач. XV в.); Пимен, еп. Ацкурский (10-е гг. XV в.); Иоанн (30-40-е гг. XV в.); Христофор (Зедгинидзе); Даниил, еп. Никозский (2-я пол. XV в.); Беена (Ирубакидзе) (нач. XVI в.); Василий (Мамуласдзе) (20-е гг. XVI в.); Иоаким (Чолокашвили) (с 1538); Иаков (1579); Епифаний (после 1579-1593); Иосиф (после 1593); Феодосий, еп. Манглисский (ок. 1610); Неофит (1620-1622); Никифор Ирбах (1622-1626); Гавриил (Гегенава) (ок. 1632); Макарий (ок. 1635); Никифор Ирбах (повторно) (1643-1649); Марк (с 1649); Гавриил (Гегенава) (повторно) (2-я пол. XVII в.); Иосиф (Бараташвили) (1663-1666); Мелетий (Цулукидзе) (1666); Николай (Цулукидзе) (1666-1675); Николай (Амилахвари) (с 1675); Христофор (Мухранбатони) (1683-1688); Гавриил, Иосиф, Мелетий (2-я пол. XVII в.); Парфений, Арсений (Эриствишвили), Гавриил (все до 1707); Христофор (Палавандишвили) (1707-1717); Завулон (Глурджидзе) (с 1717); Герасим (до 1756); Онуфрий (1752-1755); Антоний (1755-1756); Симеон (1756-1762); Иосиф, Елисей, Тимофей, Давид, Арсений (все в 1762-1780); Антоний (повторно) (1780-1804); Афанасий (нач. XIX в.); Венедикт Ватинели (до 1818); Иоаким, Акакий, Прокопий, Матфей, Фаддей, Иаков, Митрофаний, Даниил (все в 1818-1852); Кесарий (1852-1860); Прокопий, Никифор (60-е гг. XIX в.); Дамиан, Мелетий, Иерофей (все в 70-90-х гг. XIX в.); Софроний (кон. XIX в.); Патрикий (до 1905). Архитектура и живопись К. м. окружен мощными крепостными стенами с контрфорсами и с выступающей входной башней на юго-востоке. Внутри находится комплекс зданий, тесно примыкающих друг к другу, построенных вокруг маленьких дворов-колодцев. Ансамбль подвергся значительной перестройке в сер. XIX в., тогда же была возведена барочная монастырская колокольня. Разрез и план кафоликона

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛУГИНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Калугинский Никольский храм. 2014 год. Фото с сайта " Храмы России " . До 1930 года село Калугино относилось к Калужскому краю. Впервые оно упоминается в боровской описи 1651 года как пустовая церковная земля Николы чудотворца, что в деревне Калугине – храм во имя свт. Николая, возможно, уже был на этом месте в более ранние времена. В том же году, 7 июля, по прошению помещика Якова Матюшкина стоварищи, разрешено было выстроить здесь новую церковь. В 1652 году Никольский храм в Калугине числился уже среди церквей Малоярославецкой округи. 8 февраля 1696 года выдан антиминс к освящению его придела во имя прп. Сергия Радонежского. В сентябре 1716 года владелец четверти с. Калугина, московский подьячий Григорий Хрисанфов сын Михайлов, объяснял в прошении, что его тестем Иваном Фадеевым сыном Молчановым в селе построена церковь свт. Николая с приделом прп. Сергия (видимо – деревянная и сменившая более ранний, деревянный же храм). Далее в прошении указывается на то, что придел освящён, основную же церковь, за службами и отлучками И. Ф. Молчанова так до сих пор не освятили. 10 сентября 1716 года патриаршим казенным приказом был дан антиминс к освящению Никольской церкви с. Калугино. В 1771 году в Калугине старанием помещика Алексея Васильевича Лихарева возводится новая деревянная Никольская церковь при колокольне; правый её придел во имя прп. Сергия Радонежского, левый - сщмч. Адриана и Наталии , антиминс Адриано-Наталиинского придела был освящён в 1768 году митрополитом Тбилисским  Афанасием (Амилахвари) . На рубеже XVIII - XIX веков Калугино отнесено к Тарусскому уезду Калужской губернии. С 1861 года более 40 лет обязанности местного церковного старосты исполнял серпуховской промышленник Николай Николаевич Коншин, владевший имением по соседству. В приход с.

http://drevo-info.ru/articles/13680792.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ [Груз. ] (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695). Приблизительно с 1671 по 1679 г. занимал Ниноцминдскую кафедру. Сведения о том, что он выстроил один из притворов, обновил и украсил иконостас храма Ниноцминда , сохранились в надписи на притворе зап. входа церкви (1671) (Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 121-122). Как ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей) упоминается в надписях на стенах лавры Давидгареджи 1673, 1674 и 1679 гг. (Там же. С. 47, 121; Эпиграфические памятники Гареджи. 1999. Т. 1. С. 85, 116, 189-190, 359-360); также имя ниноцминдели Н. стоит после имен архиереев Алавердского Григория и Бодбийского Матфея среди подписавших письмо католикоса-патриарха Восточной Грузии (Мцхетского) Николая IX ( Амилахвари; 1675-1688, 1692-1695) рус. царю Феодору Алексеевичу (Переписка на иностранных языках груз. царей. 1861. С. 92-93). К 1679 г., следуя эпиграфике Давидгареджи, Ниноцминдскую кафедру занимал уже еп. Арсений (Эпиграфические памятники Гареджи. 1999. Т. 1. С. 120). Эти сведения позволяют установить, что Н. был поставлен на Алавердский престол после 1679 и до 1683 г., когда он упоминается в источниках как алавердели. По сведениям груз. историка царевича Вахушти Багратиони , иран. шах в 1683 г., вняв «мольбам кахетинцев», просивших о воцарении на кахетинском престоле царя Картли Ираклия I, отозвал из Кахети своего ставленника Бежан-хана, управлявшего царством в 1677-1683 гг. с помощью Реваза Чолокашвили (брата алавердели Григория) и кизикского и элисенского моуравов ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 603, 606). В надежде на укрепление отношений нового алавердели, наиболее влиятельного среди кахетинских архиереев, с царем Ираклием I мать царя Елена Диасамидзе в 1683 г. заказала в Иране золотую митру для архиерея (хранится в Нац. музее Грузии) и потратила на заказ все свои средства ( Кавлелишвили. 2007. С. 76).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

эти вещи были украдены; в описи, составленной уполномоченным Отдела по охране старины и памятников культуры Г. Ф. Бочоридзе, упоминаются только потир и звездица ( Бочоридзе. 2011. С. 308), к-рые ныне хранятся в ГМИГ (Q 777) ( Читишвили. 2014. С. 184). Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в. Успение Пресв. Богородицы. Рельеф тимпана зап. портала ц. Метехи. XIII в. Вслед. иноземных нашествий к сер. XVI в. М. сильно пострадала. В эпиграфических и письменных источниках сохранились сведения о проведении реставрационных работ в М. На вост. фасаде церкви высечены две 7-строчные надписи, выполненные заглавным письмом асомтаврули . В них говорится о восстановлении купола при царе Картли Луарсабе I (1527-1556); здесь же упомянут надсмотрщик над каменотесами Сагир ( Отхмезури. 2003. С. 4-7). Реставрационные работы также коснулись фасадной части и интерьера церкви: были возобновлены своды, верхние участки стены и орнаментальное убранство ( Читишвили. 2014. С. 172). Во 2-й пол. XVII в. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676) построил киворий ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 490) и алтарную преграду ( Читишвили. 2014. С. 173), католикос-патриарх Вост. Грузии Николай IX (Амилахвари) (1678-1688, 1692-1695) обновил юж. фасад, о чем говорится в надписи 1687 г., исполненной письмом мхедрули на восточном фасаде церкви М. ( Отхмезури. 2003. С. 7-8). В грамоте (1687) Николая IX, данной собору Светицховели, сказано, что «обветшалый храм Метехи был обновлен» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 591). В XIX в., после упразднения автокефалии ГПЦ (1811), М. превратилась в приходскую церковь ( Бакрадзе. 1875. С. 102). В кон. 70-х гг. XIX в. богослужение в М. прекратилось. В нач. 90-х гг. XIX в. была создана комиссия по возобновлению М. под председательством предводителя дворянства Горийского у. И. Сулханишвили. Деятельное участие в работе комиссии принимал преподаватель Кутаисского ДУ и Тифлисского ДУ Г. И. Садзаглишвили (в 1917-1918 - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) ). В 1891 г. была обновлена фасадная кладка храма. 9 авг. 1898 г. М. была освящена экзархом Грузии архиеп. Карталинским и Кахетинским Флавианом (Городецким) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901), литургию служили на грузинском языке ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 10; Село Метехи. 1898. С. 2; Читишвили. 2014. С. 177).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

Царевич Иулон Ираклиевич, святого Александра Невского кавалер; женат на княжне Соломее Амилахоровой Царевич Вахтанг Ираклиевич; женат на княжне Андронниковой Царевич Антоний Ираклиевич, католикос Грузии и святого Александра Невского кавалер † 1832 Царевич Мириани Ираклиевич, российский действительный тайный советник и сенатор † 15 октября 1834 Царевич Александр Ираклиевич (удалился в Персию); женат на Марие Исааковне Шах-Назаровой Царевич Фарнаоз Ираклиевич; женат на княжне Анне Георгиевне Эристовой Царевна Тамарь Ираклиевна, за князем Давыдом Орбелиани Царевна Мария Ираклиевна † 1829; за князем Цициановым Царевна Елена Ираклиевна, за царевичем Имеретинским Арчилом Царевна Кетевань Ираклиевна, за Князем Иваном Константиновичем Багратионом-Мухранским Царевна Анастасия Ираклиевна, за князем Ревазем Эристовым Царевна Екатерина Ираклиевна, за князем Чалокаевым Царевна Фёкла Ираклиевна † 1846; за полковником князем Вахтангом Орбелиани Царевна Елисавета, за князем Георгием Амилахваровым КОЛЕНО XXXIX: Царевич Давыд Георгиевич, российский генерал-лейтенант и святого Александра Невского кавалер † 1819; женат на Елене Семёновне Абамелик Царевич Иоанн Георгиевич; женат на княжне Кетеване Зурабовне Церетелли Царевич Баграт Георгиевич, российский сенатор † 1841; женат на княжне Екатерине Дурмишхановне Царевич Теймураз Георгиевич, рождение 1782 † 1846; женат на княжне Елене Отаровне Амилахоровой Царевна Варвара Георгиевна † 1801, за князем Симоном Андронниковым Царевна София Георгиевна † 1838; за князем Луарсабом Тархановым-Моуравовым Царевна Нина Георгиевна † 1847, за владетелем Мингрелии князем Григорием Дадианом Царевна Репсима Георгиевна † 1847; за князем Дмитрием Чалокаевым Царевна Гаианна Георгиевна 22 июля 1820, за генерал-майором (ныне генерал от инфантерии) князем Георгием Евсеевичем Эристовым Царевич Михаил Георгиевич Царевич Джибрил Георгиевич, рождение 13 августа 1788 † 29 февраля 1812 Царевич Илья Георгиевич 18 июля 1854; женат на Анастасие Григорьевне Оболонской Царевич Окропир Георгиевич; женат на графине Анне Павловне Кутайсовой

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Письмо его к Луарсабу было следующего содержания: " Царь Луарсаб, не вверяйся царю Теймуразу, который замыслил убить тебя и завладеть твоим царством, но предупреди его и немедленно убей " . То же самое писал он и царю Теймуразу. Оба царя, получив такие письма, увидели в них тайную хитрость шаха, а еще более заметили тут влияние изменника отечеству Георгия Саакадзе, который хотел во что бы то ни стало погубить царя Луарсаба. Кроме того, Георгий и сам тайно подговорил некоторых грузинских военачальников покориться шаху, за что обещаны были им великие награды. Это были: эристав Ксанский Иессей, Андукапар, Амилахвар, Першангий, Палавандов и Агатангел Херхеулидзе Эти изменники окончательно подорвали все дело защиты Грузии и погубили свое отечество, перейдя на сторону шаха и поставив царей в безвыходное положение. Цари не надеялись более устоять против персов и, посоветовавшись между собой, предали все воле Божией. Теймураз со своим семейством уехал в местечко Мухран, а оттуда вместе с Луарсабом немедленно отправился в Имеретию к царю Имеретинскому Георгию III (1605-1639гг.). Это было в конце 1615 года. Тот, узнав, что к нему едут два царя, выехал навстречу в местечко Сачхерес, а оттуда проводил их в столицу - город Кутаис. В декабре, в день Рождества Христова, враги напали сначала на Кахетию и предали ее опустошению. Затем шах вторгся в Карталинию, предавая и эту страну почти такому же разграблению, но с некоторой пощадой. В городе Гори было объявлено, что он, великий самодержец шах Аббас I, дает полную свободу всему царству Карталинскому, желая, чтобы это царство жило в дружбе с Персией, обещает помилование всем бежавшим, которые возвратятся на свои прежние места, и что все это он делает из одной любви к Карталинии, не желая предавать ее окончательному разрушению: пусть она остается для него и для царя Луарсаба, потому что, объявлялось шахом, он любит царя Луарсаба. В указе от имени шаха говорилось: " Я знаю его как сына и брата, и добродетельного мужа, и, если явится он ко мне, то возвращу ему царство его, награжу богатством, и сам возвращусь назад в свое царство, если же не явится, то царство его передается в управление Георгию Саакадзе " .

http://pravicon.com/info-3631

Тбилиси. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Анчисхати). Базилика Анчисхати Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 522 - 534. Архитектор:Дачи Уджармели Адрес: Грузия, Тбилиси, Old Tbilisi Координаты: 41.695556, 44.806944 Проезд:Грузия, Тбилиси, Old Tbilisi Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Базилика Анчисхати (церковь Рождества Девы Марии) построена в VI веке. Одно из древнейших зданий и самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Представляет собой трёхнефную базилику с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции. Первоначально она была построена из блоков жёлтого туфа, во время реставрации 1958—1964 использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX веком, кроме запрестольного образа, созданного по приказу католикоса Николоза VI (Амилахвари) в 1683 году. Согласно старинным грузинским летописям, церковь построена царём Иберии Дачи Уджармели (примерно в 522—534), который сделал Тбилиси своей столицей. Первоначально посвящённая Рождеству Девы Марии, церковь получила второе название — «Анчис-хати» (Анчийская икона) после 1664 г. (предположительно в 1675), в честь перенесённой из Анчийского кафедрального собора (Тао-Кларджети) иконы Спасителя. Таким образом, пытались уберечь от османского вторжения старинную и ценную икону, для которой златокузнец Бека Опизари сделал в XII веке серебряный с золотыми вставками оклад. Икона хранилась в церкви в течение многих столетий, ныне она находится в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии. Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV-oro по XVII-ый века из-за войн Грузии с персами и турками. Здание основательно переделано во второй половине XVII века картлийским католикосом Доментием. Планировка церкви была сильно изменена в 1870-ых, когда был добавлен свод. К XIX веку относятся кирпичные стены и большая часть сводов. В XIX веке с западной стороны церкви пристроили примыкающую к ней колокольню и надстроили купол. Роспись храма тоже относится к XIX веку. В советское время, церковь была переделана в музей изделий кустарного промысла, затем в ней располагалась художественная мастерская. С 1958 по 1964 были проведены реставрационные работы (под руководством архитектора Р. Гвердцители), которые вернули церкви облик XVII столетия. В 1989 году церковь снова стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений. Источники: табличка на стене храма и wikipedia Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22060

С XVII в. обитель содержала больницу, к-рая в XVIII в. находилась в отдельном здании при храме Благовещения Пресв. Богородицы. В 1682 г. царь Феодор Алексеевич распорядился построить на территории мон-ря одну из 2 «шпитален по новым еуропским обычаям», чтобы «впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не было». На содержание этой богадельни должен был использоваться доход М. З. м., но проект не был реализован. Мон-рь часто становился пристанищем ушедших на покой архиереев и архимандритов. В 1700-1708 гг. здесь проживал Рязанский и Муромский митр. Авраамий, в 1748-1751 гг.- архиеп. Гавриил (Русской), в 1743-1755 гг.- еп. Лев (Юрлов), с 1898 г.- еп. Акакий (Заклинский), в 1752-1762 гг. в М. З. м. проживал Тифлисский митр. Афанасий (Амилахвари) со своим штатом, Алавердский еп. Николай (Андроникашвили) и архимандриты неск. грузинских мон-рей. В М. З. м. регулярно присылали духовных лиц и раскольников для исправления и вразумления. До 1764 г. при мон-ре содержались колодники и отставные военные со своими семьями (в 1737 их было 8 чел.). Рост благосостояния обители после 1764 г. позволил ей заниматься благотворительностью. Освободившиеся от постоя кельи были приспособлены для бурсы, действовавшей в мон-ре в 1780-1835 гг. М. З. м. неоднократно участвовал в сборе средств для помощи бедным и терпящим бедствия православным др. стран. 9 окт. 1900 г. при мон-ре открылась церковноприходская школа на 20 мальчиков. Ее возглавил член Кирилло-Мефодиевского братства прот. П. А. Смирнов. Монастырский некрополь Формировался с XVII в. Здесь хоронили насельников мон-ря и духовных лиц, в т. ч. московского юродивого Карпа Мартемьянова (не позже 1669), Архангельского и Сербословенского еп. Иоакима (Дьяковича ; 1678), государева иконника С. Ушакова ( 1686) и его родственников, митр. Рязанского и Муромского Авраамия ( 1708), архиеп. Льва (Юрлова; 1755; в ц. прп. Афанасия Афонского). Одновременно складывался светский некрополь, где хоронили вкладчиков монастыря, представителей аристократических фамилий, приказных людей и жителей Китай-города.

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» и палаты бояр Романовых на Варварке. Литография. Нач. ХХ в. Собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» и палаты бояр Романовых на Варварке. Литография. Нач. ХХ в. В верхней холодной Знаменской ц. установили иконы из старой одноименной церкви. Иконостас был создан на вклады патриаршего дьяка Д. С. Дятловского, торгового человека С. Ф. Кудрявого, Т. И. Второвой и др. 27 июля 1684 г. верхний храм освятил патриарх Иоаким в присутствии царя Иоанна Алексеевича, царицы Прасковьи Феодоровны и царевен. Внутреннее убранство храма неоднократно обновлялось. В 1843-1844 гг. П. З. Миронов переделал иконостас, сохранив иконы, царские врата и несколько колонн. Раннюю роспись храма выполнили А. Иванов и С. Дмитриев в 1740 г. (фрагменты росписи сохр.). В 1782-1783 гг. четверик был украшен лепными розетками, изготовление которых связывают с кругом архит. М. Ф. Казакова ( Казакевич. 1977. С. 143), а в 1813 г.- росписью худож. А. С. Волкова, к-рая впосл. неоднократно поновлялась. Нижний теплый храм был посвящен прп. Афанасию Афонскому. Апсида храма была переложена в 1769-1770 гг. В храме сменилось неск. иконостасов: в XVII в., 1777, 1822-1823, 1853 гг. Роспись была создана в 1778-1779 гг., с 20-х гг. XIX в. неоднократно поновлялась. По возобновлении нижнего храма в 1813 г. он был переосвящен во имя прп. Сергия Радонежского. В трапезной части храма в 1752 г. был устроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. С 2 сторон собор окружен 2-ярусной крытой галереей-папертью. В юго-западном углу находилась шатровая колокольня, разобранная в 1782-1783 гг. из-за осадки фундамента. На галерее была устроена ризница, а в сев.-вост. углу - придел во имя прп. Михаила Малеина (1910). Место для этого придела И. М. Снегирёв предложил в 50-х гг. XIX в., во время реставрации палат бояр Романовых (Памятники. 2002. С. 167). К празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 г. собор был отремонтирован. Палаты бояр Романовых Ансамбль М. З. м. включал 2 палаты, принадлежавшие Романовым,- «на верхних погребах» у Варварки и «на нижних погребах» - к югу от них. Сохранились только первые. Нижний этаж построен в кон. XV- нач. XVI в., остальные этажи неоднократно перестраивались, особенно после пожара 1668 г. 6 апр. 1674 г. подмастерье каменных дел М. Алексеев был нанят для их разборки и строительства новых 2-этажных палат и крыльца трапезной. В авг. того же года палаты были готовы. В них размещались казенные кельи и палаты, сушило, кладовые и погреб. В дальнейшем палаты неоднократно ремонтировались и перестраивались. В 1752-1762 гг. здесь проживал на покое Тифлисский митр. Афанасий (Амилахвари), с того времени палаты стали называть архиерейскими. После 1762 г. здание сдавалось в аренду, за исключением короткого периода после освобождения Москвы в 1812 г., когда там проживал Московский архиеп. Августин (Виноградский) .

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДЕМОН I (ДИАСАМИДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Евдемон I. Икона XX в. (церковь Анчисхати в Тбилиси) Евдемон I (Диасамидзе) (Евдемоз; груз. , + 1642 ), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (1632-1642), священномученик Память 4 октября Сведения о нем содержатся в трудах историков XVIII в. Бери Эгнаташвили и Вахушти Багратиони. Св. Евдемон был возведен на патриарший престол при царе Теймуразе I (в 1606-1648 царь Кахети, в 1625-1632 - Картли-Кахети), с которым кроме общих национальных и политических интересов его связывали также родственные узы: сын Теймураза Давид был женат на племяннице Евдемона. После убийства законного правителя Картли царя Луарсаба II иранским шахом Аббасом I преемник последнего Аббас II изгнал из страны Теймураза I и в 1633 г. назначил правителем Картли мусульманина Ростома (с 1633 царь Картли, в 1648-1656 - Картли-Кахети). Несмотря на то что время его правления отличалось стабильностью, в обществе стали насаждаться мусульманские обычаи и нравы. Святитель Евдемон открыто выступал против политики нового царя: он считал неприемлемым распространение исламских обычаев в православной Грузии и практику воспитания наследников грузинского царского престола при дворе шаха. Католикос Евдемон был духовным отцом супруги Ростома - царицы Мариам, дочери кн. Мегрелии Манучара Дадиани. Благодаря деятельности Евдемона и содействию царицы в Грузии продолжали возводить храмы, развивалась духовная литература. Вместе с тем католикос-патриарх строил планы по возвращению Теймураза I на царский престол. В 1642 г. частью грузинской знати был устроен заговор, активное участие в котором принял Евдемон: «...сговорились [Заал] Эристави, Иотам Амилахвари, Нодар Цицишвили, католикос Евдемоз Диасамидзе, Гочашвили Георгий и еще некие из грузин. Задумали они отступить от царя Ростома, и более всех старался католикос Евдемоз... Послали они человека к князю Теймуразу и вместе с ним послали ему грамоты верности и призвали вернуться в Картли и вновь господствовать» .

http://drevo-info.ru/articles/25650.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010