С каменистого гребня, отделяющего пустынь Св. Шио от всего мирского, открывается величественный вид на дальнее течение Куры и в глубину долины, которую избрали себе убежищем земные Ангелы и небесные человеки, следовавшие по стопам Сирийского отца своего. До тысячи келий, как гнезда птиц, иссечены по всей поверхности горы, от вершины ее и до подошвы, где смиренно прислонилась обитель Св. Шио; это дикое уединение, брошенное и забытое людьми в объеме утесов, сильно гласит о вечности человеческому сердцу. Первые отшельники умели выражать внутреннее их влечение даже самым местом своего подвига, и от того так действенна бывает проповедь из глубины их вертепов, где самая природа служит ей отголоском. Начинало вечереть, когда мы спустились с горы, так что едва только оставалось нам время осмотреть обитель; но тишина вечерняя, соединенная с тишиной самого места, удвоила впечатление тихой пустыни, где, казалось, вовсе не было жизни; три только инока, как тени, вышли к нам навстречу; один из них едва уже бродил от старости, но более других ревновал нам показать свою родную святыню. Он был рода княжеского, и как больно видеть, что это княжеское поколение иноков угасает в древних обителях Грузии. Через обвалившуюся ограду, которая, однако, не раз останавливала неприятелей в смутные времена царства, взошли мы на двор монастырский; ограда пересекала ущелье с южной стороны, ибо не было приступа с других, и даже теперь могла бы приносить пользу, потому что недавно несколько вооруженных осетин, взошедши к беззащитным старцам, отняли у них последнее малое их достояние. Паперть соборной церкви Успения укреплена была башнями, теперь уже обрушенными. Царь Давид-возобновитель, вызвавший из запустения большую часть храмов своего царства, был соорудителем и сего собора, который замечателен по широте своей и громадности столбов, поддерживающих его смелые своды; пола нет. Иконостас сложен из камня, с одними лишь царскими дверьми, без боковых, и с фресками вместо икон, как в горной обители Зедазенской. На нем изображены Деисус, Апостолы, Великомученики Георгий и Димитрий и Святые Фекла и Нина; эта последняя икона, писанная на доске, греческой работы и едва ли не старше всех изображений Равноапостольной жены в стране, ею просвещенной. Есть и другая древняя икона, Вход в Иерусалим; но самые богатые из тех, которые принадлежали обители, взяты были под сохранение Князьями Амилахваровыми и находятся теперь в их селении Чала, по дороге в Имеретию. Жертвенник отделен от алтаря: соответствующий ему придел Святителя Николая упразднен, ибо едва только совершается богослужение на главном престоле, по недостатку братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Как врач-генетик стала игуменьей грузинского монастыря Духовная дочь преподобного Гавриила (Ургебадзе) рассказывает о себе и старце 1 августа, 2017 Духовная дочь преподобного Гавриила (Ургебадзе) рассказывает о себе и старце Они ели пшеницу, предназначенную для свиней, спасали девочек от бандитских разборок и восстанавливали монастырь в Грузии. Невероятная история игуменьи Елисаветы (Зедгенидзе). Врач-генетик, много лет руководившая лабораторией по исследованию особо опасных инфекций, планировала эмигрировать во Францию и продолжить эту работу там… но в один день решила другое: стать монахиней. О своем пути, о духовном отце — преподобном Гаврииле (Ургебадзе), восстановлении монашества в постсоветской Грузии, о чудесах схиархимандрита Виталия (Сидоренко), похороненного в Тбилиси, — игуменья Елисавета (Зедгенидзе) рассказала «Правмиру».   «По профессии я генетик…» По профессии я генетик. Я не была в молодости религиозной, а в монастырь пришла по молитвам моих предков. У нас в роду был великомученик Иотам Зедгенидзе, он жил в XV веке и ценой своей жизни спас царя Георгия VIII. Князья сговорились убить царя, заколоть кинжалом, пока тот спит. Иотам это случайно услышал, пришел к царю, сказал: «Они хотят тебя убить». Царь ответил, что это невозможно, он верил своим князьям. «Хорошо, ваше превосходительство, тогда позвольте мне этой ночью ночевать в вашей спальне», — попросил мученик. Царь был уверен, что ничего не случится, и согласился. Святой просил, если его убьют, позаботиться о его детях — у него было двое маленьких сыновей. И пошел ночевать в царскую постель, а ночью его закололи. После этого убийства царь, конечно, велел казнить заговорщиков, а семье убитого великомученика велел подарить землю, которая называется Амилахвари, и дал звание великих князей. А еще в роду прабабушки у меня были две игуменьи из Самтавро — монастыря, где жил отец Гавриил. В советское время я об этом не знала, узнала уже после того, как пришла в монастырь…   «Попила кофе, и мы пошли причащаться»

http://pravmir.ru/kak-vrach-genetik-stal...

Прав. Илия Чавчавадзе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В 60-х гг. XIX в. в среде груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (т. е. испившие воды Терека; выпить воды из Терека при пересечении Кавказского хребта считалось символическим прощанием с родиной), или «Пирвели даси» (Первая группа). Движение положило начало новому этапу национально-просветительского движения в Грузии. Оно продолжало и развивало патриотические и демократические традиции ранних груз. гуманистов и просветителей: Вахушти Багратиони , католикоса-патриарха Антония I, А. Амилахвари, Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили, Г. Эристави, Д. Кипиани и др. «Тергдалеулеби» возглавил прав. Илия Чавчавадзе (1837-1907), с именем к-рого связан прежде всего идейный переворот в идеологии груз. национально-просветительского движения 2-й пол. XIX в. Движение поддерживали широкие круги груз. об-ва, его членами были такие груз. мыслители, писатели, поэты, как А. Церетели, С. Месхи, Н. Николадзе, Д. Гогебашвили, А. Казбеги, Важа Пшавела и др. Первым печатным органом об-ва стал ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии. 1863), закрытый после выхода 12 номеров. Позже «Тергдалеулеби» сотрудничали с газ. «Дроеба», ж. «Кребули» (Сборник), основанным св. Илией журналом «Иверия» (с 1886 газета). Большое внимание уделялось проблемам Грузинской Церкви и груз. языку. В 1861 г. св. Илия писал о том, что «три богатства достались... от предков - язык, отечество, вера. Если мы упустим и их, то что мы за люди и какой ответ сумеем дать потомкам?!» ( Чавчавадзе. 1965. С. 49). Составной частью программы «Тергдалеулни» стало также пробуждение национального самосознания и среди грузин-мусульман и католиков, к-рые после присоединения юж. и юго-зап. территорий чувствовали себя в отрыве от остального правосл. населения Грузии. Особое внимание об-ва было направлено на изучение груз. языка. В 1879 г. в Тифлисе св. Илией было основано Об-во по распространению грамотности среди грузин, при к-ром были бесплатные учебные заведения, где обучение в отличие от гос. училищ велось на родном языке.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕНТИЙ III (Мухранбатони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1660-1676). Патриаршество Д. пришлось на период царствования его кузена царя Картли Вахтанга V Шахнаваза (1658-1675). В 1649-1659 гг. Д. занимал Самтавройскую кафедру (Картли) в сане архиепископа (ЦГИАГ. Ф. 1450. Ед. хр. 105). Груз. историк XVIII в. Бери Эгнаташвили сообщал, что после кончины католикоса-патриарха Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари) (1642-1660) царь поставил католикосом-патриархом Д., «человека, достойного престола... ибо он приумножил веру и службу церковную», поддерживал центристскую политику царя, а царь «святые церкви возвеличил пожертвованиями великими и украсил украшениями многими» ( Бери Эгнаташвили//КЦ. Т. 4. С. 440). Как передает груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони , в условиях исламизации царского двора и общества при предыдущем царе-мусульманине Ростоме I (1633-1656) «причастие Святых Таин Господа и Спасителя нашего считалось постыдным. Вахтанг V избранием патриархом Доментия возобновил исповедь и святое причастие» ( Вахушти Багратиони//Там же. С. 453). По восшествии на престол Д. сразу приступил к описи и упорядочению церковного имущества Вост. Грузии. Известно неск. документов этого периода: грамота паствы церкви в с. Цилкани «Порядок и доход управляющего католикоса» (1660), грамота верности царю Вахтангу и Д. настоятеля иерусалимского Крестового мон-ря Николая (Цулукидзе) (ПГП. Т. 3. С. 575). Под рук. Д. была выстроена центрально-купольная церковь в с. Мчадиджвари, ставшая одной из наиболее крупных церквей позднего средневековья, обновлен патриарший собор в Тбилиси Анчисхати , возле к-рого в 1675 г. была построена колокольня. С именем Д. связано также перенесение в 1664 г. в Анчисхати из мон-ря в с. Анчи (Юго-Зап. Грузия, ныне Аначлы, Турция) иконы Анчийский Спас . Д. за личные средства приобрел и пожертвовал патриаршему собору Светицховели земли, а также крестьян, он известен как активный противник работорговли и исламских обычаев. Лит.: Качарава Э. Доменти III//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 111-113 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178806.html

И. является одним из основоположников научной груз. генеалогии, им были изучены феодальные роды князей Чолокашвили, Тархан-Моурави, Амилахвари, Гуриели. Истории Тбилиси И. посвятил очерк «Древние памятники Тифлиса» (1844) и труд «Описание древностей города Тифлиса» (1866). Соч. «Жизнь Георгия XIII» - это не только жизнеописание последнего царя Картли-Кахети Георгия XII, но и одно из первых серьезных исследований по истории Грузии кон. XVIII - нач. XIX в., основанное на сведениях непосредственного очевидца и участника событий - отца И., свящ. Игнатия. Остались неизданными такие произведения И., как «Звания достоинств грузинского царского и других владетельных домов», «О всех языческих божествах грузинских», «Критический разбор 2 легенд», «Рукописный список католикосов Грузии», «Русско-грузинский словарь», «Записка о Грузии вообще», «Историческое и географическое описание Древней Грузии» и др. И. публиковал памятники грузинской литературы, при его содействии были изданы «Дидмоуравиани» митр. Тифлисского Иосифа (Саакадзе) (1851), «Путешествие» еп. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (1852) и «Путешествие» Тимофея Габашвили (1852), поэма царя Картли Арчила II «Жизнь царя Теймураза I, описанная в стихах» (1853), соч. католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) «Мерное слово» (1853). И. был действительным членом Общества поощрения сельской и мануфактурной промышленности и торговли в Грузии (1842), членом-корреспондентом Закавказского статистического комитета (1841), действительным членом Одесского об-ва истории и древностей (1847), членом-корреспондентом Императорского С.-Петербургского археологическо-нумизматического об-ва (1849), членом Парижского об-ва восточных языков и Афинского археологического об-ва ( Барамидзе, Ватеишвили. 1978. С. 42). В 1843 г. был награжден орденом св. Станислава, в 1848 г.- орденом св. Анны 3-й степени. И. был похоронен в ограде Вознесенской ц. в Тифлисе; позже перезахоронен в пантеоне общественных деятелей Грузии в Дидубе в Тбилиси. В честь И. названа улица в Тбилиси; на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

http://pravenc.ru/text/578390.html

Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды Вторжение хорезмшаха Джалал ад-Дина (1225-1227), столетнее господство монголов (1235/42 - 30-е гг. XIV в.), разрушительные набеги Тамерлана (1386-1403) опустошили страну. Культура и экономика замерли, политическое единство разрушилось. Наряду с др. областями жестоко пострадали и центральные провинции Грузии - Шида-Картли и Квемо-Картли. Значительно сократилось население, цари не могли противостоять ударам, в страну хлынули кочевые орды тюрк. племен, усилилась агрессия Ирана. В 70-80-х гг. XV в. вост. часть Квемо-Картли, вплоть до правого берега р. Дебеда, была оккупирована тюркскими племенами. В 1226 г. хорезмшах Джалал ад-Дин жестоко замучил 100 тыс. жителей Тбилиси и К. (см. ст. Тбилисские мученики ); в 1289 г. в Золотой Орде принял мученическую смерть царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь ; в 1386 г. в кафоликоне мон-ря Кватахеви Тамерланом были сожжены братия и паства мон-ря (см. ст. Кватахевские мученики ). Армянская Церковь чтит память армян из Самшвилде, погибших во время нашествия Джихан-шаха в 1440 г. Храм мон-ря Самтависи Храм мон-ря Самтависи Картлийское царство со столицей в Тбилиси, образовавшееся после распада Грузии в кон. XV в., помимо Шида-Картли и Квемо-Картли охватывало Двалети (Нарская котловина). Позже границы царства расширились до территорий, находящихся западнее Лихского хребта. В сер. XVIII в. цари К. восстановили власть над провинциями Казахи и Шамшадило (бывш. обл. Гардабани). Страна была разделена на 4 воеводства (садрошо, от - знамя). Во главе садрошо стояли представители высшего аристократического слоя - тавады (князья). Среди многочисленных княжеских родов К. выделялись 6 «великих тавадов»: Мухран-Батони (Мухранский), Арагвские и Ксанские эриставы, Цицишвили, Амилахвари, Бараташвили. Сатавадо (владетельные земли тавадов) представляли собой систему полунезависимых феодальных сеньорий и играли важную роль в социальной и политической жизни Грузии. Во время монг. владычества, «в годы великой нужды и недостатка» (надпись инока Георгия в церкви в Кобайра, 1282 г.- Мурадян.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В ней ныне приблизительно 40 учениц. Школа находится под ближайшим и непосредственным заведыванием игумении монастыря Нины, урожденной княжны Амилахвари. Тифлисское Иоанниниевское женское епархиальное училище Иоанникиевское училище, образованное из выше помянутого Мцхетского грузинского училища девиц духовного звания, до учреждения Кутаисского епархиального женского училища было единственным учебным заведением подобного типа во всем обширном грузинском экзархате. Своим возникновением и первоначальною организацией оно обязано бывшему экзарху Грузии, а впоследствии митрополиту Киевскому и Галицкому, высокопреосвященнейшему Иоанникию, именем которого оно, по постановлению съезда депутатов духовенства грузинской епархии, и названо в ознаменование бывшего в 1899 году пятидесятилетнего юбилея плодотворного служения маститого иерарха в священном сане. История учреждения сего рассадника духовного просвещения среди дочерей священно и церковнослужителей экзархата представляется в следующем виде. Открытое во Мцхете при Самтаврском женском монастыре, 5 сентября 1866 года, грузинское училище девиц духовного звания, хотя по объему программы своей, равнявшейся прогимназической и удовлетворяло первоначально воспитательно-образовательные нужды и потребности духовенства, но с течением времени, когда епархиальные женские училища начали открываться во внутренней России, нужда в них сказалась и в экзархате, тем более, что программа их по объему своему была несравненно полнее и обширнее учебных планов раньше существовавших женских духовных училищ. Кроме того, Мцхетское училище, рассчитанное, сравнительно, на ограниченное число воспитанниц, в последнее время своего существования не могло уже удовлетворять все более и более возраставшую потребность, и необходимость образования, вследствие чего многим дочерям священно и церковно-служителей приходилось оставаться вне стен духовного учебно-воспитательного заведения. Воспитывать своих детей в женских гимназиях и вообще в светских заведениях духовенство не могло вследствие дороговизны содержания в оных, а равно и потому, что вся внутренняя, бытовая сторона этих заведений слишком разнилась от домашней обстановки, в которой живут дети духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ МНАТОБИ [Светоч; груз. ] (2-я пол. XIII - нач. XIV в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 3 нояб.), груз. гимнограф. Сведения о его жизни крайне скудны. Его имя упоминается в сочинении католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I ( Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) «Мерное слово» (строфы 779-780): католикос-патриарх писал, что Н. М.- автор мн. песнопений, и более подробно остановился на одном из них, содержащем моление Н. М. о прекращении дождя и о помиловании душ умерших от дождя людей ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 276-277). Груз. исследователь XIX в. П. Иоселиани считал, что последний период деятельности Н. М. пришелся на время правления в Грузии царя Вахтанга III (1298, 1302-1308). В подготовленном им издании «Мерного слова» Иоселиани писал, что во время своего путешествия в груз. Иверский монастырь на Афоне он нашел среди груз. рукописей нек-рые песнопения, созданные Н. М., однако какие именно, осталось неизвестным ( Антоний I (Багратиони). 1853. Замеч. 149). По мнению К. Кекелидзе , Н. М. принадлежат также переводы с греч. языка литургической лит-ры: в частности, он называет «Чин освящения воды», переведенный, по его мнению, в 1306-1316 гг. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Согласно церковной традиции, Н. М. скончался в 1308 г. В Энциклопедическом словаре груз. музыки (2015) в статье о нем указана его фамилия - Орбелиани; однако неизвестно, на основании каких источников был сделан этот вывод. Сочинение Н. М. о прекращении дождя сохранилось в коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. A 450) и было издано в Требнике 1826 г. (С. 553-559). Это сочинение - гимнографический канон с редуцированной 2-й песнью (каждая песнь содержит ирмос и 3 тропаря) и молитвой о прекращении дождя в конце; кондак и икос отсутствуют. По мнению Кекелидзе, творчество Н. М. представляет собой сочинения «довольно высокого поэтического взлета и продолжает традиции образного мышления гимнографического жанра» ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 336-337). Ист.: Требник. М., 1826 (на груз. яз.); То же/Сост.: свящ. И. Гивишвили-Амилахвари. Тб., 2004 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: П. Иоселиани. Тифлис, 1853 (на груз. яз.); он же. То же/Сост., исслед., коммент., словарь: И. А. Лолашвили. Тб., 1980 (на груз. яз.). Лит.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 150; Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тб., 2002. С. 185; Энцикл. словарь груз. музыки. Тб., 2015 (на груз. яз.). Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/2566126.html

«Через глаза нашего Михаила сам Бог смотрит», сказал один умиравший в госпитале горец, когда Великий Князь, навестив его, отошел от его кровати. Великий Князь всегда хотел быть впереди. Его начальник штаба, Юзефович, не останавливал его, за что офицеры даже нарекали на него. «Нельзя так, это же Брат Государя». Однажды, ехавши на автомобиле с Юзефовичем и с доктором Катоном, Великий Князь, правивший машиной, попал в район расположения неприятеля. Только чисто спортивная ловкость и смелость Великого Князя выручила их тогда и они не попали в руки противника. Приехав теперь в Ставку после беспрерывной годовой боевой службы, Великий Князь имел за боевые отличия Георгиевское оружие и Георгия 4-ой степени. Его приезд совпал с блестящим делом его дивизии по взятию позиции с высотой Баба 292. По получении телеграммы, Государь вызвал для доклада графа Воронцова. Граф получил за то дело Георгиевское оружие. Командир Кабардинского полка, Князь Амилахвари и Дагестанского полка, Князь Бекович-Черкасский, начальники пехотных частей и артиллерии и многие солдаты и всадники получили Георгиевские кресты. Пробыв в Ставке несколько дней, Великий Князь вернулся на фронт. Были в Ставке по несколько дней и Великие Князья Кирилл Владимирович, Командир Гвардейского Экипажа, Георгий Михайлович, которого Государь посылал с особыми почетными по армии, поручениями, и Димитрий Павлович. Его вмешательство в дело смены В. Кн. Николая Николаевича, видимо, не изменило хорошего к нему отношения Государя. Вообще, при Государе в новой роли, Ставка связалась ближе с находившимися на фронте Великими Князьями, нежели то было раньше. Николай Николаевич не жаловал своих родичей и относился к ним высокомерно, а иногда и резко. Подобное отношение не оправдывалось поведением, более младших по чинам и летам, членов Династии, которые все, без исключения, вели себя на фронте безупречно и служили, действительно, примером для солдат и офицеров. Хотя удар Государя по Ставке обезглавил политическую интригу того времени, политический кризис еще не был разрешен.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010