Впоследствии в московскую колонию влились Александр Амилахвари, Дмитрий Багратиони и многие другие. Литературные кружки московской колонии в значительной мере способствовали взаимному культурному обогащению и сближению русского и грузинского народов [lxviii] . Многие деятели грузинской культуры XVIII в. были похоронены на кладбище села Всесвятского [lxix] . В первой половине XIX в. в Московском университете преподавали профессора Илья Егорович (Георгиевич) Грузинов (Намчевадзе) по кафедре анатомии [lxx] и Николай Николаевич Сандунов (Зандукели) по кафедре гражданского и уголовного права [lxxi] . В середине XIX в. Московскую духовную академию окончил ставший впоследствии известным историком и археологом Димитрий Захарович Бакрадзе. Из его трудов особенного внимания заслуживает составленная им на грузинском языке «История Грузии». Бакрадзе намеревался перевести его на русский язык, но до своей смерти сделать этого не успел. Как археолог, Бакрадзе стал известен и за рубежом благодаря своему фундаментальному труду «Кавказ в древних памятниках христианства». К началу XIX в. для грузинского народа московская колония стала живым воплощением веры в то, что Россия является единственным христианским государством, имеющим в Закавказье непосредственные политические интересы, и что эти интересы совпадают с политическими устремлениями Грузии. На протяжении всего XVIII в. московская колония оказывала в этом смысле сильное влияние на государственных деятелей Грузии [lxxii] . Даже после переноса столицы России в 1712 г. в Санкт-Петербург грузины продолжали селиться в Москве, а в «Северной Пальмире» выходцы из Грузии стали обосновываться в своем большинстве лишь после вхождения Восточно-Грузинского царства в состав Российской империи в 1801 г. При воссоединении Грузинского царства с Российской империей царственные рода бывших иверских, имеретинских и картлийских царей получили в России право пользования всеми своими титулами. Представители этих родов, занимая принадлежащее им право почета по происхождению, переселяясь в Империю, основывались на жительство там, где кто признавал для себя удобнейшим [lxxiii] .

http://bogoslov.ru/article/3382618

Алексинский В своих мемуарах, оформленных в послевоенном Париже, он писал о том, что в войсках де Голля в Северной Африке воевало множество русских . Многие из числа наших соотечественников отличились в боях против фашистов во время проведения боевых операций в Тунисе, Алжире и Марокко. Среди легионеров, награжденных " Крестом Освобождения " имена: подполковника Д. Амилахвари, погиб в Египте в 1942 г., Н. Румянцева, командира 1-го марокканского кавалерийского полка, капитана А. Тер-Саркисова. России должны быть также известны имена воевавших в Северной Африке ее сынов, вот некоторые из них: Ващенко Алексей солдат 2 кл. II полка Иностранного легиона (+1947 г.), погребен в Вилье на Марне; Гайер, (+20.5.1940 г.) погиб при Поррон; Гомберг (?), младший лейтенант; Золотараев, младший лейтенант, (+1945 г.); Попов, вахмистр 1 кавалерийского полка (+1946 г.); Регема, лейтенант (+1945 г.); Ротштейн, младший лейтенант (+1946 г.); кн. Сергей Урусов; Земцов, награжден двумя Военными Крестами, уволен в отставку в 1940 г., в 1941 г. пошел добровольцем в легион, вторым Крестом награжден посмертно Ю.В. Луконин, бывший в Марокко на дипломатической работе в 60-е годы XX века и лично знавший некоторых из представителей старой русской эмиграции, оставил записи о русских по происхождению людях, воевавших в Северной Африке на стороне союзников. " Два автора - один из них служил в авиации, другой во флоте - получили после победы над фашизмом громкую литературную известность. Особенно бывший летчик - Ромен Гари (Роман Касев). Он стал известным романистом, дипломатом, членом Французской академии. В автобиографической книге " Предчувствие зари " он воспроизводит тяжелую, тревожную атмосферу вишистского безвременья в Марокко, описывает свои скитанья по Мекнесу и Касабланке перед дерзким побегом в британский Гибралтар, навстречу боевым будням в одном из подразделений деголевской авиации Что же касается бывшего моряка, контр-адмирала запаса Алекса Васильева, то его перу принадлежит сборник увлекательных новелл " Неизвестные солдаты минувшей войны " В нескольких новеллах он воскрешает пережитое им в Северной Африке, в частности, высадку мощного союзного десанта в Марокко и Алжире в ноябре 1942 г. " В декабре 1940 г. на Атлантике, возле Касабланки затонула французская подводная лодка " Сфакс " , среди членов экипажа был старший лейтенант П. Еникеев. Во время немецкой оккупации Бизерты, на одной из вражеских подводных лодок устроил диверсию служивший на базе механиком бывший лейтенант русского флота С.Н. Еникеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/401/...

Нашествие турок случилось в июне месяце, когда река Кура, протекающая через всю Грузию, была полноводна. Один армянский священник, ехавший из города Гори, увидел, что уцелевшая часть неприятельского войска направилась на город Гори, чтобы уничтожить его. Священник пустился бежать назад, тотчас разобрал верхние доски моста, подложил огонь под мост и сжег его. Благодаря этому население города и окрестностей было спасено от неприятельского меча . Турки были вынуждены избрать другое направление и остановились в виду теснин Ташис-Карских. Государь, узнав от священника, сжегшего мост, о местонахождении оставшихся врагов, прибыл с войском в сопровождении Саакадзе к деревне Ахалдаба . Оттуда он немедленно разослал эриставам  Мухранскому, Сабаратиано, Нугзару Арагвскому, Шалве Ксанскому и князю Амилахварову приказание, чтобы они в кратчайшее время собрали войско и выступили вместе с ним против уцелевших турок. По повелению государя эриставы собрали своих воинов и немедленно явились к нему. Молодой царь Луарсаб повел все войско против неприятелей. Грузины остановились на левом берегу реки Куры, под селением Квенадкоци , и переночевали там, не дав сражения. В эту ночь они со слезами молились и просили Бога сохранить веру Православную и даровать им победу над врагами христианства. Утром во время Литургии все воины причастились Святых Таин, затем, облекшись в железные кольчуги, латы и панцири, надев железные шлемы и взяв оружие, с царем во главе, пустились вброд через разлившуюся тогда реку Куру. Перейдя благополучно реку, они остановились на конце поросшего кустарником Сурамского острова, образуемого рекой Курой. Здесь состоялся совет царя со всеми эриставами, на котором решили выслать против неприятеля сперва один маленький отряд самых мужественных воинов. На другой день царь с военачальниками-эриставами расставил по чину воинскому конных и пеших, приказав при этом эриставу Шалве занять теснины Кортанетские , ведущие к главному проходу Боржомскому. единственному пути в Турцию. Затем войско двинулось на стоящих напротив турок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Художественное оформление А. г. отвечает ориентации на поствизант. искусство, отдельные элементы свидетельствуют о влиянии западноевроп. и иран. искусств, сохранились черты местной художественной традиции. Миниатюры располагаются по одной в начале каждого чтения, согласно установившейся в X-XI вв. традиции украшения визант. литургических кодексов. Следуя распорядку литургических чтений на церковный год, миниатюры создают своеобразный иллюстрированный календарь важнейших христ. праздников (Рождество Христово, Вознесение Христово, Воскрешение Лазаря, Зачатие Анны и др.), житийных (прор. Захария, Харитон Исповедник, вмч. Никита, мученицы Рипсимия и Гаиания и др.) и литургических композиций. В сборнике 58 миниатюр, выполненных сыном протоиерея царского двора Микелой и свящ. Сабой, упоминаемыми в приписках к рукописи. Для мастеров характерна четкость построения композиций, использование распространенных версий сюжетов, что свидетельствует о связи с образцами груз. рукописи XIV-XV вв. Западноевроп. элементы отражены в композициях «Поклонение волхвов», «Встреча у Золотых ворот» и др. В палитре художников яркие цветовые акценты чередуются с типичными для 2-й пол. XVII в. мутными тонами синего, светло-коричневого, желтого, смягчающими нек-рую резкость цветовой гаммы (особенно в миниатюрах свящ. Сабы). Микеле принадлежат 8 миниатюр, отличающихся точностью рисунка и пропорциональностью построения фигур. Манера исполнения Сабы, к-рому принадлежит большинство миниатюр А. г., отличается грубовато-упрощенным характером, в композиционном построении заметно увеличение размеров изображаемых фигур. Своеобразие художественных приемов свящ. Сабы определяется его увлеченностью орнаментальными мотивами, возникшими под влиянием персид. искусства. Лит.: Жордания Ф. Описание рукописей и старопечатных книг Тифлисского Церковного Музея духовенства Грузинской епархии. Тифлис, 1903. С. 31-33; Шмерлинг Р. Образцы декоративного убранства груз. рукописей. Тбилиси, 1940. С. 66, 69; Амиранашвили Ш. Грузинская миниатюра. М., 1966. С. 37-39; А/ . , . , . . . . , 1973. С. 97-102; Девдариани Ф. Иллюстрированные груз. богослужебные сборники - гулани XVII века: Группа миниатюр Анчисхатского гулани//2-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1977; она же. Заказчик миниатюр Анчисхатского гулани - католикос Николоз Амилахвари//Дзеглис Мегобари. Тбилиси, 1981. 57. С. 60-65; она же. Анчисхатский гулани - иллюстрированный кодекс XVII в.//4-й Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983.

http://pravenc.ru/text/75562.html

Претерпев большие бедствия, с огромными потерями шестидесятитысячное турецкое войско наконец спустилось в долину Доэсскуто 133 и расположилось на местности от Эртацминды до реки Куры, вокруг города Ахалкалаки. Моурав Саакадзе предложил царю не трогаться с места, сам же с быстротой молнии полетел в местечко Кавтис-Хеви, собрал дружину и к ней присоединил дружину княжества Сабаратиано, гнавшуюся за турками. В семь часов вечера Саакадзе явился к царю Луарсабу с отборным войском. В долине Ниаби, известной под названием лощина Цхиэртская 134 , молодой царь, при котором были военачальники Георгий Саакадзе и Заза Цицианов, начал битву с турками и окончательно разбил их. Сам военачальник турецкий пал от меча Зазы Цицианова. Царь поспешил принести благодарение Богу и святому великомученику Евстафию Плакиде, храм которого находился в Эртацминде, знамя победы водрузили перед иконой святого. После мирного ночлега на полях, с которых были изгнаны враги, воины царя пустились преследовать их по пути, ведущему в Турцию через Карталинию. Нашествие турок случилось в июне месяце, когда река Кура, протекающая через всю Грузию, была полноводна. Один армянский священник, ехавший из города Гори, увидел, что уцелевшая часть неприятельского войска направилась на город Гори, чтобы уничтожить его. Священник пустился бежать назад, тотчас разобрал верхние доски моста, подложил огонь под мост и сжег его. Благодаря этому население города и окрестностей было спасено от неприятельского меча 135 . Турки были вынуждены избрать другое направление и остановились в виду теснин Ташис-Карских. Государь, узнав от священника, сжегшего мост, о местонахождении оставшихся врагов, прибыл с войском в сопровождении Саакадзе к деревне Ахалдаба 136 . Оттуда он немедленно разослал эриставам 137 Мухранскому, Сабаратиано, Нугзару Арагвскому, Шалве Ксанскому и князю Амилахварову приказание, чтобы они в кратчайшее время собрали войско и выступили вместе с ним против уцелевших турок. По повелению государя эриставы собрали своих воинов и немедленно явились к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почему-то он не рассказывает, что и по материнской линии происходит из не менее знатной, но уже по советским понятиям, семьи. Отец его матери, Шаповалов, был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет (6 ноября 1947 года) и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Там она стала работать на ипподроме наездницей. В третий раз она вышла замуж за начальника производственного отдела тбилисского ипподрома Амилахвари. Уехала в Тбилиси, затем с мужем вернулась в Москву, работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой. В 1965 году, после окончания школы, дедушка помог поступить в один из самых престижных вузов Москвы – Институт восточных языков при МГУ. Во всех биографических справках Гейдар Джемаль пишет, что в 1967 году он вышел из ВЛКСМ и был отчислен из института «в связи с обвинениями в буржуазном национализме». Я попросил бывшего комсорга его курса Владимира Козловского, ныне живущего в Нью-Йорке, уточнить, что именно подразумевается под «буржуазным национализмом». К моему удивлению, г-н Козловский долго смеялся в телефон: «Он был ленивым толстяком, типичным любимчиком бабушки и дедушки. Подтянуться на турнике, видимо, было для него большой проблемой. Два семестра он прогуливал физкультуру, и нас попросили пригласить его на комсомольское собрание. Заведение у нас было закрытое, полувоенное, и физкультура была предметом не менее важным, чем остальные. Дарик пообещал исправиться, но продолжал прогуливать. И нам пришлось его отчислить», – сообщали журналистам его коллеги 323 . После отчисления из МГУ судьба Джемаля претерпела удивительные метаморфозы. Влиятельные родственники устроили его корректором в издательство «Медицина», где он познакомился с членами знаменитого «шизоидного подполья» Юрия Мамлеева. Данное сообщество составляли люди оккультных взглядов, увлекавшиеся пьянством, приемом наркотиков и беспорядочными половыми связями.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Приказание Султана подлежало привести в исполнение в субботу Фоминой недели. В это несчастное для Грузии время Тифлисским митрополитом был Доментий (из князей Орбелиановых), повергнутый таким распоряжением в печаль и уныние. В таком критическом положении святитель Доментий обращается, сопровождаемый Сионским соборным духовенством, к кн. Гиви Амилахвари (1689–1754 г.) прося его заступничества и помощи в деле избавления грузинской церкви и народа от поругания и осквернения мусульманского. Как глубоко религиозный и истинно преданный сын православной церкви, Гиви Амилахвари является сильнейшим защитником отечественной церкви в эту печальную годовщину, восстав против подобного бесчеловечного распоряжения Султана Блистательной Порты, просьбами и угрозой принудил Исаака-Пашу отменить столь унизительный для православного народа и церкви фирман султанский. В ознаменование этого события выдана была кн. Гиви Амилахвари грамота о поминовении его и его потомства в Сионском соборе ежегодно в субботу Фоминой недели 51 . Нашествие Надир-шаха не имело особенно губительных последствий для православной Грузии; хотя и при нем происходили выселения; он благоволил к грузинам 52 после знаменитого Индийского похода, в котором грузинская дружина во главе храброго царевича грузинского Ираклия и опытного полководца Гиви Амилахвари покрыла себя бессмертной славой 53 , за что все до единого были щедро награждены Надиром 54 . Царевич Ираклий, представляясь Надир-шаху в Кандагаре, был поражен неожиданным вопросом: «не примешь ли ты мусульманскую веру?» Как не был молод Ираклий Теймуразович, но не потерялся; он ответил: «Ваше Величество, вольны сделать со мною, что угодно; но изменять вере Христовой, в которой я воспитан, не могу». Тогда Надир, смягчив голос, сказал: «не бойся, я не сделаю тебя мусульманином» 55 . Покоритель Индии и Персии Надир-шах, зная религиозную стойкость Грузин, при посещении монастыря св. Антония Марткопского, обратился к своим наместникам и сказал: «не ожесточайте грузин, сильных военною славою, знакомых с военными потрясениями, многократно колебавшими их царство, но не веру в христианского Бога» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но всего тяжелее пришлось грузинам в самом начале XVIII столетия, когда магометане, подстрекаемые своим нафанатизированным духовенством, простёрли свои руки на самые святилища и захотели в самой столице православного царства осквернить Сионский собор, обратив этот пятнадцати вековой христианский памятник в мечеть, и чуть было не замолкли песни Сиона в Сионском храме. Султан турецкий Ахмед III в 1726 году дал приказание Исаак-паше Ахалцихскому обратить Тифлисский Сионский собор, подобно древнему константинопольскому храму св. Софии, в мечеть. Приказание султана подлежало исполнению в субботу Фоминой недели. В это несчастное для Грузии время тифлисским митрополитом был Доментий (из рода князей Орбелиани), повергнутый этим распоряжением султана в печаль и уныние. В таком критическом положении святитель Доментий, сопровождаемый сионским соборным духовенством, является к князю Гиви Амилахвари (1689–1754) прося его заступничества и помощи в деле избавления грузинской церкви и народа от поругания древней религиозной святыни многострадальной Иверии. Как глубоко религиозный и истинно преданный сын православной церкви, Гиви Амилахвари выступил в эту печальную годину самым сильнейшим защитником её насущных интересов, восстав против бесчеловечного распоряжения султана, просьбами и угрозой принудил Исаака-пашу отменить исполнение столь унизительного для православного народа и церкви фирмана султана. В ознаменование этого события выдана была князю Гиви Амилахвари грамота на поминовение его и его потомства в Сионском соборе ежегодно в субботу на Фоминой неделе. Следствием тяготевшего над Грузией турецкого ига было насильственное обращение в мусульманство ахалцихских грузин, из жизни которых нельзя пройти молчанием следующий эпизод. Ахалцихским пашалыком во второй половине XVIII века управлял могущественный Аджи-Ахмед-паша, который, как свидетельствуют, будучи тайно крещён, придерживался правил православной Христианской веры, в чём мусульманское правительство и подозревало его. Действия его в духе христианства обнаружились в то время, когда он в 1772 году построил в ахалцихской крепости мечеть по плану православной церкви, предсказывая, что Ахалцим некогда будет взять христианами, которые и обратят мечеть в православную церковь . За это предсказание паша был казнён своим правительством через отсечение головы, но оно действительно исполнилось с поразительною точностью в 1828 году 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шио-Мгвимский монастырь быстро превратился в крупнейшую монашескую общину Грузии, и к концу VI века его населяли более, чем 2000 монахов. Монастырь стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Каталикоса Грузии. Давид IV Строитель сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила (типикон) для монастыря (1123). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (правил 1446-1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х гг. использовали его в качестве семейной усыпальницы. Монастырь был опустошён вторжением (1614-1616) персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османская оккупация Грузии привела к еще одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь восстановленый Амилахвари в 1733 году был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, но в настоящее время является действующим и привлекает много паломников и туристов. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Попасть в монастырь можно из Мцхеты - на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта. Пешком следует дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Также 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно - придется идти по лесу.

http://azbyka.ru/palomnik/Шио-Мгвимский_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРБЕЛАШВИЛИ Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. Исповедники Полиевкт и Василий, священномученики Петр и Андрей Карбелашвили. Фотография. 90-е гг. XIX в. [груз. ], груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых. Предки К. носили фамилию Хмаладзе и жили в с. Карби (пров. Саамилахвро - владения князей Амилахвари, историческая обл. Шида-Картли; в XIX в. Горийский у. Тифлисской губ.; ныне Горийский муниципалитет, Грузия). Затем они переселились в близлежащее с. Квемо-Чала. По месту происхождения рода представитель старшего поколения этой семьи певчий Петре получил прозвище Карбела, от к-рого образовалась фамилия К. Петре (Петр) Григорьевич Хмаладзе (Карбела) (1754, с. Квемо-Чала - 1848, там же), певчий ( , букв.- «полный певчий», т. е. знающий весь церковнопевческий репертуар наизусть). Овладел певческим искусством при дворе царя Картли-Кахети Ираклия II . На протяжении многих лет был певчим в хоре католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони). До 1818 (или 1819) г. был главным певчим кафедрального собора Самтависи (Самтависская епархия Восточногруз. (Мцхетского) Католикосата; с 30 июня 1811, с вхождением Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в состав РПЦ,- в юрисдикции Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви ; Мцхетско-Карталинская епархия), где находилась родовая усыпальница князей Амилахвари. Обучал пению в церквах и селах на р. Лехура. До 1840 г. руководил архиерейским хором в резиденции архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе) (28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839 епископ Горийский Грузинского Экзархата РПЦ), к-рая была расположена в мон-ре Марткопи (Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата). Григорий Петрович (23.04.1812, с. Квемо-Чала - 28.04.1880, там же), свящ., певчий («полный певчий»). Певч. искусству Григория обучил отец - Петре Карбела. Духовное образование он получил в 1820-1824 гг. в мон-ре Шиомгвиме . В 1829 г. служил псаломщиком в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Квемо-Чала (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 62156. Кн. 2. Л. 2). Точная дата рукоположения во диакона неизвестна. В последующие годы под руководством отца пел в хоре еп. Стефана. В 1844 г. рукоположен во иерея. Служил в придворной церкви князей Амилахвари, в с. Квемо-Чала, на собственные средства содержал готовившихся к рукоположению юношей, обучал их грамоте и пению. В 1862 г. его пригласили для преподавания церковного пения в жен. мон-рь Бодбе во имя св. Нины. В 1864-1872 гг. обучал груз. песнопениям в Тифлисской ДС. У Григория К. было 6 детей: дочь Сидония и сыновья Филимон, Андрей, Полиевкт, Василий и Петр.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010