Митрофан Семенович Григоревский (03.06.1872–?) Митрофан Семенович Григоревский Церковный писатель. Сын псаломщика. Биография Родился в Курской губернии. Образование получил в Киевской ДА (окончил в 1895 со степенью кандидата богословия). В 1896 г. был назначен преподавателем Архангельской ДС по всеобщей и рус. гражданской истории; преподавал также историю рус. раскола, обличительное богословие; заведовал б-кой семинарии, некоторое время был помощником инспектора. Состоял делопроизводителем редакции «Архангельских епархиальных ведомостей». Смотритель Архангельского ДУ (1899-1903). Указом Святейшего Синода от 21 марта 1903 г. утвержден в степени магистра богословия за представленную дис. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке». В 1905-1907 гг. был инспектором Киевской ДС; в 1906 г. исполнял обязанности ректора. Состоял директором Великосорочинской учительской семинарии им. Н. В. Гоголя (1907-1909), Глуховского учительского института (1909-1913), народных училищ Нижегородской губ. (1913-1917). С 1 июня по 20 июля 1917 г. и. о. директора Нижегородского Владимирского реального училища со средним механико-техническим училищем. Приказом по Министерству народного просвещения от 4 июля 1917 г. назначен директором 3-й московской гимназии. Удостоен орденов святых Станислава 2-й степени, Анны 2-й степени, Владимира 4-й степени, а также светло-бронзовой медали. Статский советник (с 1908). В главном соч. «Учение св. Иоанна Златоуста о браке» изложению предпослан разбор учения о браке св. отцов и учителей Церкви, живших до свт. Иоанна Златоуста, и его современников (мужей апостольских - свщмч. Игнатия Богоносца и Ерма; апологетов - сщмч. Иустина Философа, Афинагора Афинского, свт. Феофила Антиохийского, Минуция Феликса; св. отцов и учителей Вост. Церкви - Климента Александрийского, Оригена, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Астерия Амасийского; зап. св. отцов и учителей - Тертуллиана, святителей Киприана Карфагенского, Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Евангельская группа при храме вмч. Татианы существует с ноября 2010 года по благословению настоятеля храма протоиерея Максима Козлова. Задумывалась группа как миссионерская, для студентов живущего через стену журфака, но получилось несколько по-другому. Нет, журналисты приходят, и довольно в большом количестве. Но костяк группы составили все-таки прихожане храма, люди воцерковленные. Среднее количество участников — 8–12 человек. Встреча начинается с чая и разговора за чаем, в основном о том, как прошла неделя. Если пришел новый человек — со знакомства. После чая все убирается со стола, и участники группы встают на молитву, перед которой для собранности некоторое время молчат. Читаются и поются предначинательные молитвы по «Отче наш», а после «Отче наш» — молитва свт. Иоанна Златоуста . Ведущий кратко напоминает, что понимание Священного Писания невозможно, если человек находится в состоянии слишком далеком от мира и любви, поэтому не нужно спорить, не нужно друг друга перебивать, не нужно друг друга осуждать — все это уводит от Бога и мирного состояния духа и закрывает для группы Слово Божие. После этого один из участников зачитывает разбираемый отрывок по-церковнославянски, а потом все по кругу по стиху читают русский перевод отрывка. После этого минут 5 все молчат, вчитываются и вдумываются в отрывок «про себя». Потом начинается обсуждение. Сначала разбираются и обсуждаются вопросы участников, потом ведущий задает несколько вопросов на более углубленное понимание отрывка. Иногда одной встречи не хватает на все возможное для участников осмысление, и тогда в следующий раз читается и разбирается тот же отрывок. Завершается чтение и обсуждение так называемым «последним кругом», когда все перечитывают отрывок, а потом каждый по кругу (по желанию) говорит, что он вынес для себя из прошедшего чтения и обсуждения. Самым последним высказыванием становится краткий комментарий на отрывок кого-то из Святых Отцов (чаще всего Феофана Затворника) или проповедников наших дней (митрополит Антоний Сурожский). После этого все молятся — первый год читали «Тебя Бога хвалим» святого Амвросия Медиоланского и пели «Достойно есть» , во второй год начали читать последование малого повечерия (не полностью) или Великое славословие , если уже поздно, и «Достойно есть» .

http://bible.predanie.ru/evangelyskaya-g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБРОЗИАНА [итал. Ambrosiana], б-ка в Милане, носящая имя свт. Амвросия Медиоланского. Основана в 1607 или 1609 г. Миланским архиеп. Федерико Борромео и стала одной из первых б-к, открытых для публичного пользования. В уставе, написанном ее основателем, говорится, что б-ка должна стать чем-то вроде академии наук и словесности, ее задача - поднять общий уровень образованности, особенно среди священников, и способствовать развитию наук. С этой целью была основана коллегия из 15 ученых, избранных Борромео из среды итал. и иностранного духовенства, к-рые призваны были заниматься гл. обр. историей, философией, классической лит-рой и вост. языками. На содержание коллегии выделялись материальные средства и земельная собственность, достаточные для обеспечения деятельности определенного числа ученых. С течением времени начала ощущаться нехватка средств, и количество ученых стало сокращаться, однако неизменной осталась основная обязанность «докторов» - заниматься исключительно одной отраслью науки, публиковать результаты своих исследований, поддерживать контакты с учеными Европы и уклоняться от любой деятельности, не связанной с наукой. 6 хранителей распоряжаются всем имуществом и содействуют докторам в их научной деятельности. А. известна богатым собранием рукописей, большая часть к-рых была приобретена основателем б-ки, использовавшим свое влияние на храмы и мон-ри, коллекционеров и знаменитых ученых; кроме того, особым посланникам было поручено приобретать рукописи в странах Европы, а также в Сирии, Турции и Египте. Корпус рукописей насчитывал 35 тыс. единиц хранения. Среди них такие уникальные памятники, как «Илиада» с миниатюрами (IV-V вв.), сир. пер. Библии Пешитто (VI в.), Слова Григория Богослова Назианзина с миниатюрами (IX в.), «Божественная комедия» Данте Алигьери (1353), рукописи и эскизы Леонардо да Винчи , коллекция лат. и греч. манускриптов, а также собрание вост. рукописей - семит., араб., евр., сир. и персид. Савойский герц. Карл Эммануил пожертвовал А. собрание античных надписей. Ядро лат. коллекции составил корпус рукописей из мон-ря Боббио . В 1609 г. Ф. Борромео приобрел в Неаполе обширное собрание греч. и лат. рукописей библиофила Дж. В. Пинелли.

http://pravenc.ru/text/114326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР еп. Картеннский (V в.), церковный писатель, богослов. О его жизни и сочинениях известно из краткого упоминания у Геннадия Марсельского (De viris illustribus. 78). В. занимал кафедру г. Картенна (совр. Тенес, Алжир) в Цезарейской Мавритании во времена вандальского кор. Гейзериха (428-477), к-рому он посвятил пространное сочинение «Против ариан». Из др. сочинений В. Геннадий Марсельский упоминает трактат «De poenitentia» (О покаянии), «Утешение к Василию» (на смерть сына, адресованное некоему Василию), книгу гомилий. Сохранился только трактат «De poenitentia», ошибочно приписанный в средневек. рукописях свт. Амвросию Медиоланскому или Виктору Туннунскому. Согласно Геннадию Марсельскому, В. писал на основе Свящ. Писания, что совпадает с характером данного произведения, где рассуждение о покаянии базируется на цитатах и аллюзиях из НЗ и ВЗ. Аргументом против отождествления автора с В. является то, что в произведении Псевдо-Амвросия речь идет и о личном покаянии, в то время как В., согласно Геннадию, писал о покаянии публичном. Трактат, состоящий из 33 глав, написан лаконично, хорошим стилем. Автор определяет покаяние как осуждение прежней жизни и обещание исправления в будущем. Покаяние есть признание своих ошибок перед Богом, от Которого ничто не скрыто, но Который принимает кающегося с милосердием (гл. 1). Внутреннее обличение совести и признание греха всегда ведут к его прощению, в то время как отказ от признания усугубляет грех (гл. 6-7 с примерами покаявшихся ниневитян в кн. Ионы в противовес нераскаявшемуся Каину), никогда не следует отчаиваться в милосердии Божием (гл. 10-11; ср.: Лк 7. 47; 23. 39-42). Повторение греха не является препятствием к повторному покаянию: «от того, кто излечил тебя один раз ... от него же придет к тебе исцеление и еще» (гл. 12). Кающийся должен непрестанно молиться, как поступали цари израильские Ахав и Манассия, осознав свой грех (гл. 14-15).

http://pravenc.ru/text/158538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВЫ [греч. παρθνοι; лат. virgines], один из чинов ранней Церкви. Основанием для появления в Церкви Д. являются слова Господа Иисуса Христа о скопцах «для Царства Небесного» (Мф 19. 12; ср. со словами ап. Павла, к-рый советует предпочесть девство, хотя и пишет, что «относительно девства» он не имеет «повеления Господня»: 1 Кор 7. 25-29, 36-39). Впервые Д. (а именно дочери ап. Филиппа, к-рых св. Поликрат называл в числе «великих светил веры» - Euseb. Hist. eccl. III 31. 3, 5; V 24. 2) упоминаются в Деян 21. 9. О многочисленности христианок, сохранявших девство на протяжении всей жизни, сообщают ранние отцы Церкви и христ. писатели II-III вв. ( Ign. Ep. ad Polyc. 5. 2; Polycarp. Ad Phil. 5. 3; Iust. Martyr. I Apol. 15. 7; Athenag. Legat. pro christian. 33; Tertull. Apol. adv. gent. 9. 19; Orig. Contr. Cels. 8. 48). У нек-рых авторов Д. отождествляются с вдовицами церковными ( Ign. Ep. ad Smyrn. 13. 1). Главным отличием Д. от монахинь последующих эпох было то, что они продолжали жить в своих семьях; в III-V вв., возможно, Д. могли также состоять в аскетических общинах при городских храмах, участвуя тем самым в организации богослужения и церковной жизни в миру,- монашествующие же уходили от мирской жизни (в лит-ре нередко между членами таких общин и монахами ставится знак равенства, что неверно). Одной из задач, стоявших перед Д., было преодоление сопротивления семьи и мирского окружения их христ. вере (по словам свт. Амвросия Медиоланского, «та, которая победила дом, победила век» - Ambros. Mediol. De virginib. 1. 12. 64). Д. должны были выходить из дома крайне редко и только в сопровождении матерей ( Ambros. Mediol. Exhort. virg. 71; De virginit. 3. 3. 9). Они воздерживались от того, чтобы носить украшения, дорогие одежды, присутствовать на брачных пирах, посещать бани и т. д. ( Cypr. Carth. De habitu virginum. 19). Начиная с Тертуллиана, Д. называются «невестами Христовыми (или Божиими)», принадлежащими к семье ангелов ( Tertull. De resurr. 61. 6; De orat. 22. 9; Ad uxor. 1. 4; De virg. veland. 16. 4). Поэтому в 19-м прав. Анкирского Собора (314) на нарушивших обет девства возлагается епитимия второбрачных. В гражданском законодательстве Римской империи и после принятия христианства в качестве гос. религии сохранялась античная норма (первоначально относившаяся к весталкам), предписывающая подвергать смертной казни тех, кто осквернили жен. достоинство или женились на посвященной Д.

http://pravenc.ru/text/171555.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУРОВ Захар Захарович (28.07.1849, с. Савино Смоленского у. Смоленской губ.- 9.01.1886, С.-Петербург), исследователь рус. церковного пения. Род. в дворянской семье. В 1868 г. окончил Михайловское артиллерийское уч-ще в С.-Петербурге, выпущен в 4-ю артиллерийскую бригаду, через 3 года вышел в отставку в чине поручика. Увлекся историей церковного пения и начал исследовательскую работу в хранилищах Москвы, С.-Петербурга, ТСЛ и др. Посещал лекции проф. прот. Димитрия Разумовского по истории церковного пения в 1881-1882 гг. В 1883-1886 гг. преподаватель С.-Петербургской консерватории, читал курс истории церковного пения в России. В 1882-1883 гг. Д. прочитал 3 публичные лекции по истории музыки и церковному пению, о к-рых можно судить по рецензии Д. Н. Соловьёва . 1-я лекция была посвящена историческому обзору развития древнегреч. музыки, пению визант. Вост. и Зап. Церквей до прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Д. представил систему древнегреч. тетрахордов, основные греч. лады и церковные гласы, коснулся вопросов древнего ритма и нотации. Лекция сопровождалась исполнением гимна свт. Амвросия Медиоланского «Te Deum» (унисон хора) и ирмоса 1-й песни воскресного канона 1-го гласа «Твоя победительная сила» в изложении Н. М. Потулова (унисон хора, затем 4-голосный муж. ансамбль с сопровождением фортепиано). 2-я и 3-я лекции - о становлении певческой культуры в России с XI по XVII в.- сохранились фрагментарно. Результатом работы Д. в научных фондах Москвы, С.-Петербурга, ТСЛ и др. стало соч. «Опыт истории музыки в России» (1883), которое было утрачено (4 корректурных листа хранились в б-ке Синодального уч-ща церковного пения). «Очерк истории музыки в России», написанный на материале этого сочинения, помещен в кн. «Руководство к изучению истории музыки» нем. исследователя А. фон Доммера. «Очерк...» изложен фрагментарно (о церковном пении - С. 37-47, 206-221, 353-358, 570-579; о светской музыке - С. 136-143, 202-229, 358-364, 579-591). Разумовский подготовил пространную рецензию «Разбор рукописного сочинения З. Дурова», в к-рой представил «Опыт...» Д. к ежегодной премии гр. А. С. Уварова имп. С.-Петербургской АН (поощрительная, согласно § 6 «Положения о наградах»). 25 сент. 1884 г. на публичном заседании АН труд Д. был удостоен почетного отзыва и автору было предоставлено право вторичного представления доработанного варианта книги к печати.

http://pravenc.ru/text/180602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ ХРИЗОПОЛИТАН [Захария Безансонский; лат. Zacharias Crysopolitanu], лат. католич. экзегет XII в. О его жизни почти ничего не известно. По-видимому, он был родом из г. Безансон (с VIII-IX вв. употреблялось также греч. название этого города - Хризополис, по которому Захария получил прозвище Хризополитан). В 30-х гг. XII в. З. Х. преподавал в школе при кафедральном соборе в Безансоне. К нач. 50-х гг. он был членом ордена премонстрантов и проживал в принадлежащем ордену мон-ре св. Мартина в Лане. Главное сочинение З. Х. «В одно из четырех, или Согласование Евангелий в четырех книгах» (In unum ex quattor: Sive de concordia Evangelistarum libri quattor) представляет собой обширный комментарий на старолат. версию «Диатессарона» Татиана . З. Х. считал, что взятый им за основу текст принадлежал Аммонию Александрийскому, а не Татиану. Сочинение открывают 4 предисловия. В 1-м З. Х. приводит общие богословские рассуждения о преимуществе Евангелия над законом и о различии между ними. Он подробно пишет о стиле и писательской манере каждого из 4 евангелистов, раскрывает символическое значение их образов (человек, орел, бык, лев). В предисловии помещена подборка мнений зап. отцов Церкви по поводу соответствия евангельских текстов и философских знаний (блж. Августина, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, Исидора Гиспальского (Севильского) и др.). 2-е предисловие содержит краткие сведения о евангелистах, заимствованные З. Х. из соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима. В 3-м предисловии рассказывается об истории происхождения жанра «Евангельских гармоний» (см. подробнее в ст. Гармонизация евангельская ), перечислены известные их составители (Аммоний, Татиан, Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский и блж. Августин). Заключительное предисловие посвящено разбору версий переводов Свящ. Писания и расхождениям между рукописями Евангелий. З. Х. отмечает, что он ничего не писал от себя, но опирался на мнения авторитетных учителей Церкви.

http://pravenc.ru/text/182715.html

первоначально V. было, по-видимому, центральным обрядом. В письме 392 г. папы Сириция епископам Галлии (Ep. X. 1. 3-4) упоминается вручение епископом деве покрывала, напоминающего брачное (PL. 13. Col. 1182c - 1184a). О покрывале пишет и папа Иннокентий I (Ep. II 13//PL. 20. Col. 478b - 479a). Возложение покрова при посвящении дев совершалось не только в Риме - о V., сопровождавшемся епископским благословением, пишет свт. Амвросий Медиоланский ( Ambros. Mediol. Ep. 19. 7; др. раннее свидетельство о совершении обряда в практике Милана - эпитафия 409 г. (DACL. Vol. 15. Col. 3191)). Молитвы рим. чина посвящения дев сохранились в древнейших лат. Сакраментариях VI-VIII вв.- Веронском Сакраментарии (раздел XXX и др.; см.: Sacramentarium Veronense/Ed. L. C. Mohlberg etc. R., 1955-1956), Геласия Сакраментарии (PL. 74. Col. 1152b - 1156a, 1471, 1574) и Григория Сакраментарии (PL. 78. Col. 174b - 174d); многие из этих молитв сохраняются в католич. практике до наст. времени. В галликанских памятниках Каролингской эпохи появляются новые молитвы, а также формула при передаче плаща (traditio pallii) посвящаемой: «Accipe, puella, pallium» (Приими, дщерь, плащ) (Missale francorum/Ed. L. E. Mohlberg. R., 1957. N 48, 15). В Романо-германском Понтификале X в. представлены подробные церемониалы посвящения девы, к-рая будет жить в миру (впосл. этот обычай вышел из практики), и девы, к-рая будет жить в мон-ре; посвящение происходило во время мессы, и обряд V. являлся одной из составляющих чина (Le Pontifical Romano-Germanique du dixième siècle/Ed. C. Vogel, R. Elze. Città del Vaticano, 1963). След. этап развития лат. чина посвящения дев отражен в Понтификале Гийома Дюрана XIII в. (Le Pontifical Romain au Moyen-Age. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand/Ed. M. Andrieu. Città del Vaticano, 1940); практически в том же виде, что и в этом Понтификале, чин вошел и в тридентский (т. е. вышедший после Тридентского Собора) Понтификал (editio princeps: Pontificale Romanum. R., 1595-1596), использовавшийся в католич. Церкви до 60-х гг. XX в. После первой мировой войны в католич. Церкви усилилось движение за возобновление жен. служения в миру. Однако подготовленный в 1927 г. проект был отвергнут, а папа Римский Пий XII констатировал в Апостольской конституции Sponsa Christi (21. 11. 1950), что обряд посвящения дев по-прежнему совершается только в мон-рях (AAS. 1951. Vol. 43. P. 5-24). В Конституции Sacrosanctum concilium , принятой на Ватиканском II Соборе (4. 12. 1963), уже содержалось указание, что чин посвящения дев должен быть реформирован (N 80). Новый измененный чин, содержащий, в частности, и V., был опубликован при папе Павле VI (1970). В чине церковного благословения брака

http://pravenc.ru/text/150045.html

Правление В. отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин (Ibid. XXX 9. 5). Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви (Epist. 21. 2-5), и представляет его как врага язычества (Epist. 17. 16). Эдикт В. в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм (Cod. Theod. XVI 2. 18), но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христ. Церкви (Ibid. 6. 1). Это решение гл. обр. коснулось донатистов , перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что В. восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим , но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот (Ibid. 6. 18-21). Склонный принимать никейское вероисповедание, В. не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий ( Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7). Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к В. о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С др. стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374). Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II , не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только неск. епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что 2-я жена В. Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религ. политику.

http://pravenc.ru/text/153939.html

Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям возглавил торжества по случаю десятилетия прихода святых Жен-мироносиц в Венеции 23 мая 2013 г. 14:14 18-19 мая 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк возглавил торжества по случаю десятилетия прихода святых Жен-мироносиц в Венеции (Италия). 18 мая архиепископ Марк посетил открытие фотовыставки московского фотографа и режиссера Владимира Асмирко «Соловки: небо на земле» в Палаццо Мочениго. В рамках торжественного открытия прошла презентация двух книг историка Михаила Талалая (Милан, Италия), одна из которых — «Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции» — посвящена описанию русских захоронений на венецианском кладбище Сан-Микеле. Затем в древнем храме Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, предоставленном приходу святых Жен-мироносиц для совершения богослужений, владыка Марк возглавил всенощное бдение. 19 мая, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, архиепископ Егорьевский Марк совершил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь приходов Московского Патриархата в Италии, настоятель храма святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк) ; настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Риме протоиерей Вячеслав Бачин; клирик Свято-Георгиевского собора в Венеции протоиерей Николай Мадаро ( Константинопольский Патриархат ); настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине (Москва) протоиерей Георгий Полозов; настоятель прихода святых Жен-мироносиц иерей Алексий Ястребов ; настоятель подворья свт. Николая в Бари иерей Андрей Бойцов. За богослужением молились настоятель прихода святого Амвросия Медиоланского в Милане архимандрит Амвросий (Макар), игумен Варнава (Столбиков) (Свято-Зосимова пустынь, Россия). Пел православный хор инженерных войск «За веру и Отечество» (Владимирская область, Россия).

http://patriarchia.ru/db/text/2987756.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010