В седьмой том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошли трактаты «Об обязанностях» и «О бегстве от мира». Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. ТРАКТАТ СВТ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО «ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ» В АНТИЧНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ В декабре 44 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон завершил трактат «Об обязанностях к сыну Марку» (De officiis ad Marcum filium), последний из чреды великих философских текстов, созданных им незадолго до смерти. Источником вдохновения и мыслей для Цицерона послужило сочинение Περ καθκοντος Панэтия Родосского (180—109 гг. до н. э.). Панэтий был учителем Посидония Родосского, у которого в свою очередь учился сам Цицерон. О философских взглядах самого Цицерона можно долго спорить, ведь известно, что он также учился у стоика Диодота, у эпикурейца Федра и у Филона из Новой академии, поэтому в его сочинениях мы находим сложный конгломерат идей многих философских школ. Не случайно в своем программном философском сочинении «О пределах блага и зла» Цицерон выбирает форму диалога — не только подражая Платону, но и давая представителям разных философских школ сказать о своем учении. (Цицерон гордился тем, что научил римских философов говорить на латинском языке; в трактате «О природе богов» мы находим его рассуждение о том, что хотя до него многие учились у греков, но не могли ничего сообщить своим соплеменникам, так как не находили слов на латинском языке, однако в самом себе Цицерон уверен и не боится быть побежденным греками в словесном состязании (см.: nat. 1. 8). В другом трактате «О пределах блага и зла» (1. 10; 3. 5) он несколько раз подчеркивает превосходство латинского языка над греческим. В сочинениях Цицерона происходила выработка философской терминологии и понятийного аппарата для выражения философских категорий, он создавал новые слова, обращаясь к греческому словесному материалу. Но в истории римского стоицизма Цицерон занимает особое место — во многом благодаря Цицерону стоические идеи были восприняты христианскими авторами и в переосмысленном виде вошли в христианское этическое учение. Примером такой идеологической переработки является трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕСТИАРИЙ Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) [лат. bestiarium, bestiarius], средневек. жанр лит-ры, трактат о реальных и фантастических животных и их символическом (религ. и морально-нравственном) значении, сформировавшийся в западноевроп. книжности в XII-XIII вв. и ставший одним из наиболее популярных жанров «естественнонаучных» описаний. В наст. время в научный оборот введено ок. 500 списков Б., большинство из к-рых представляют собой иллюминированные рукописи. В средневек. слав. книжности жанр Б. не нашел широкого распространения (исключение составляет близкое по структуре к Б. «Собрание от древних философов о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита, XVI в.; рус. списки в переводе с греч. известны с XVII в.). Основным источником Б. является греч. «Физиолог» (II-III вв., Александрия; наиболее ранний сохранившийся список относится к IX в.- Bern. 318) - произведение, сочетающее описание природных объектов с символическим толкованием их свойств в духе христ. вероучения (ок. 50 глав). Лат. версии «Физиолога» со временем были расширены за счет включения материалов из др. источников - сочинений свт. Василия Великого , свт. Амвросия Медиоланского, «Этимологий» св. Исидора Севильского , сведений, почерпнутых у античных авторов Плиния и Солина, т. о., первоначальный объем памятника увеличился почти вдвое. Название «Б.» восходит, вероятно, к «bestiarum vocabulum» (лат. наименования животных) - началу текста 2-й ч. XII кн. «Этимологий» Исидора Севильского, посвященной диким зверям. Рыбы и морские животные. Миниатюра. Бестиарий. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 72 v) Рыбы и морские животные. Миниатюра. Бестиарий. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 72 v) В основу структуры Б. положена средневек. классификация животного мира: дикие звери (bestiae), скот (pecora et jumenta), малые животные (minuta animalia), птицы (aves), рыбы (pisces), гады (reptilia), змеи (serpentes).

http://pravenc.ru/text/149073.html

1 Полностью собрание писем (с лакуной) дошло до нас в двух рукописях: Codex Vaticanus Lat. 286 (IX в.) и Codex Berolinensis bibl. Nat. Lat. fol. 908. Целый ряд рукописей содержит отдельные книги писем и отдельные письма. Подробно о рукописной традиции см.: Zelzer М. Prolegomena//Sanemi Ambrosii Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T. 2: Epistularum VII-IX/Recens. M. Zelzer. Vindobonae, 1990. P. XL-LXI . (Далее – Zelzer. Prolegomena.) 4 Sancti Ambrosii Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T 1: Epistularum I-VI/Recens. О. Faller. Vindobonae, 1968. (CSEL; 82.1). (Далее – Faller.) 5 Sancti Ambrosii Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T. 2: Epistularum VII-IX/Rccens. M. Zelzer. Vindobonae, 1990. (CSEL, 82.2); Sancti Ambrosii Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T. 3: Epistularum Liber decimus, Epistulae extra collectionem, Gesta Concili Aquileiensis/Recens. M. Zelzer. Vindobonae, 1982. (CSEL; 82.3); Sancti Ambrosii Opera. Pars X. Epistulae et Acta. T. 4: Indices et Addenda/Adiuu. L, Krestan, comp. M. Zelzer. Vindobonae, 1996. (CSEL; 82 4). 6 Cm.: Zelzer M. Quelques remarques sur la tradition des o_euvres d’Ambroise et sur leurs titres originaux//Lire et éditer aujourd’hui Ambroise de Milan. Bern: Peter Lang, 2007. P. 23. (Recherches en littérature et spiritualité; 13). 7 Русский перевод см.: Плиний Младший. Письма. Книги I-X/Пер. М. Е Сергеенко, А. И. Доватура. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1983. Сохранилось 386 писем Плиния Младшего. 8 Сохранилось более 800 писем Цицерона, обращенных к разным адресатам и различающихся по форме и стилю. 11 Symmaque Q. A. Lettres/Texte établi, trad, et commenté par J.-P. Callu. T. 1–4. P., 1972–2009. 12 Возможно, из-за риторической обработанности писем свт. Амвросия М. Цельцер считает большинство писем неподлинными, называя их epistulares fabulae (см: Zelzer. Prolegomena. P. XXXV). 13 См. главу «Письмо в римской литературе» в кн.: Альбрехт М. фон. История римской литературы: От Андроника до Боэция, и ее влияние на позднейшие эпохи/Пер. с нем. А. И. Любжина. Т. 1. М.: ГЛК, 2003. С. 561–567.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как понять что можно делать, а чего нельзя? Порой, прежде чем что либо сделать, у меня могут возникнуть сомнения, грешно ли так поступать или нет, если я воздержусь от дела, то я могу пожалеть о том что воздержался, а если сделаю то могу пожалеть о том что сделал. 6 Ответов — Заповеди; — Общая практика Церкви; — Советы духовника; — Совесть. С уважением, Есть вещи, которые обязан делать, и не делаешь, и это очень грешно. Например, почитание родителей, любовь к жене,  воздержание от мата и блуда, ежедневная молитва, соблюдение постных дней, посещение богослужений и участие в церковных Таинствах. Когда всё это делаешь, то открываются глаза на то, что можно и что нельзя. Оценивайте свои поступки через призму заповедей Божьих. При сомнениях советуйтесь с духовником. Иногда такой вопрос задают про праздники — что можно и чего нельзя. Ответ тут Почитайте Евангелие, потом — весь Новый Завет. Изучайте Предание Церкви Регулярно (лучше ежедневно) читайте и перечитывайте Евангелие. Там Вы найдете ответы на многие свои вопросы. Правда, появятся новые. Поэтому читать надо постоянно. А еще думать и молиться. И приступать к таинствам, просвещающим наш ум и укрепляющим нашу волю на пути исполнения заповедей Божиих. Здравствуйте! Нужно прийти к пониманию, что христианство — это образ жизни, главным законом которого является любовь. Грех — это всегда движение воли в нарушение любви. Не нарушение формального набора предписаний и запретов, не делание того, что просто нельзя. Мы можем легко проверить грешим ли мы действительно каким-то делом, словом или мыслью, если это происходит против любви к Богу, ближнему или к самому себе. Если любовь (с нашей стороны) не нарушается и не уменьшается, значит это не грех. Полностью разрушают любовь смертные грехи, список основных из них представлен здесь . Их вообще не должно быть в нашей жизни ни в коей мере. Однако нужно стремиться не только к тому, чтобы избегать смертных грехов, но и грехов повседневных, вообще любого повода ко греху. То есть, если Вы знаете, что общение в определенной компании людей или определенные действия могут лично Вас спровоцировать на грех, то нужно стараться заранее просчитывать эти риски и выбирать более безопасные варианты. Вы можете подумать, что это слишком сложно и муторно, но если Вы усвоите дух христианства, тогда Вы сможете со временем без труда определять для себя то, что несовместимо с этим духом, то, что разрушает все, что Вы прежде старательно строили. Например, в случае с развлечениями, « ища расслабления ума, должно остерегаться нарушить ту гармонию, которая возникла из согласия добрых дел » (свт. Амвросий Медиоланский ). Вот и судите о дозволенности того или другого дела потому, сохраняет ли оно гармонию предшествующих добрых дел.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-chto-...

Седьмой день. Поучение 2-е. Свт. Амвросий Медиоланский. (Святость храма Божия). I. Ныне ублажаемый св. Амвросий медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Амвросий и в младенчестве уже был отмечен особенным случаем: однажды младенец спал на открытом воздухе: рой пчелиный облепил спящаго, так что пчелы вползали даже в его полуоткрытый ротик. Рой отлетел, не сделав ребенку ни малейшего вреда. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г. Медиолана. Но не долго был он правителем. В конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать нового епископа. Открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели. Амвросий, как добросовестный правитель, счел своею обязанностью умирить народное волнение: он начал уговаривать народ, внушая ему святое дело избрания епископа вести мирно и тихо. Он еще говорил, как в стихнувшей толпе вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» И в ответ на этот голосок вся тодпа единодушно воскликнула: «Амвросий – епископ!» Напрасно таким неожиданным избранием изумленный, озадаченный, испуганный Амвросий отказывался, говоря, что он еще не крещен (в то время крещение иногда откладывали до зрелых лет, даже до старости), что ему – чиновнику – нельзя бросить свою должность, что он и не думал об епископстве... Народ повторял одно: «Амвросий – епископ!» После долгих колебаний Амвросий, наконец, согласился быть епископом. Сделавшись так неожиданно епископом, Амвросий весь отдался обязанностям своего высокого сана и повел жизнь строгую, подвижническую. Все свое имущество он отчасти роздал бедным, отчасти пожертвовал в церковь . Строгий к самому себе, он был строг и к порокам других, хотя бы эти другие были лица высокопоставленныя; он в своих обличениях не щадил даже императоров. Вот тому пример. Однажды в Фессалониках произошло народное возмущение. Император Феодосий решил страшно наказать город мятежный. И город был наказан: в один из праздничных дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать их беспощадно, не различая правых от виновных. После этого убийства Феодосий, не помышляя о тяжести своего греха, по обычаю, шел в храм; но Амвросий заградил ему вход и сказал: «ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убийство! Какими очами будешь ты созерцать храм общего Владыки? Как прострешь руки, с которых еще каплет кровь неповинно убитых? Как этими руками примешь всесвятое тело Господа? Как честную кровь Его поднесешь к устам, когда исшедшее из них гневное слово несправедливо пролило столько крови? Отойди и не умножай прежняго греха своего новым!..» Император со скорбию и слезами удалился. И только после 8-ми месячного раскаяния во грехе и с разрешения епископа Амвросия вошел в храм Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В ПСТГУ состоялась презентация первых двух томов русского издания творений святителя Амвросия Медиоланского 15 ноября 2012 г. 17:20 14 ноября 2012 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась презентация первых двух томов русского издания творений святителя Амвросия Медиоланского. На презентации присутствовали ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев , префект Амвросианской библиотеки монсеньор Франко Буцци, доктор Амвросианской библиотеки, директор класса славистики Амвросианской академии дон Франческо Браски, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, проректор по международной работе ПСТГУ священник Георгий Ореханов, заместитель заведующего отделением древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ Н.А. Кулькова. Открывая презентацию, протоиерей Владимир Воробьев подчеркнул, что такое академическое издание творений святителя Амвросия Медиоланского делает честь университету, и поблагодарил итальянских коллег и недавних выпускников ПСТГУ, которые активно включились в проект перевода. Священник Георгий Ореханов с удовлетворением отметил, что на подготовку первых двух томов потребовалось всего 10 месяцев. По его словам, предполагается издание полного собрания творений святителя, включая переписку. Решение о реализации совместного переводческого проекта было принято в феврале 2012 года во время визита делегации Свято-Тихоновского университета в Милан. Амвросианская библиотека в Милане оказывает научную, редакторскую и консультативную поддержку в издании трудов святителя. Соруководитель проекта с итальянской стороны Франческо Браски осветил некоторые аспекты жития свт. Амвросия и представил документальный фильм о Милане времен святителя. Дон Франческо отметил, что итальянское издание трудов свт. Амвросия было предпринято в 70-е годы XX века, когда итальянское общество переживало кризисное время. Несмотря на то, что перевод осуществлялся в течение долгих 20 лет, обращение к наследию свт. Амвросия было значимым шагом к духовному возрождению, и активному христианскому свидетельству, отметил выступающий.

http://patriarchia.ru/db/text/2593226.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу сюжета данной картины положено свидетельство, представленное в сочинениях известных византийских историков. Суть сюжета такова. Когда в Фессалониках вспыхнули народные волнения, они, по воле императора Феодосия, были жестоко подавлены. При этом было убито несколько тысяч жителей. Св. Амвросий обличил самодержца в преступлении и призвал его к покаянию. При этом он объявил Феодосию, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния. Однако император всё же явился к храму, но, как считается, внутрь допущен не был. Этот момент и отражен на картине. Св. Амвросий Медиоланский – один из виднейших западных отцов Церкви, епископ г. Медиолана (современный Милан), выдающийся церковный писатель и проповедник. Император Феодосий вошёл в историю с титулом Великий. В его правление, в 381 году, в Константинополе состоялся II Вселенский Собор, на котором было утверждено в окончательном виде главное исповедание христианского вероучения — Символ веры, а также осужден ряд ересей. При Феодосии Церковь одержала и окончательную победу над арианством — ересью, которая оказалась очень живучей и влиятельной: согласно ей, Иисус Христос не Бог, а всего лишь высшее из творений Бога, своего рода посредник между Богом и людьми. Описание На картине мы видим эпизод из жизни свт. Амвросия Медиоланского , запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими жителями Фессалоник весной или летом 390 года.  «Не добавляй к своему прегрешению нового греха и не присваивай себе того, присвоение чего повредило многим», — воззвал он к императору в одном из своих посланий. В этом же послании свт. Амвросий напомнил, что совершает это он по праву священнослужителя, его долг состоит в том, чтобы указать заблуждающемуся на его ошибку несмотря на то, что этот заблуждающийся является императором. Святитель привел властителю в пример царя Давида, человека в целом праведного и благочестивого (как и Феодосий), но однажды тяжко согрешившего. Так, обосновывая свою позицию примерами и цитатами из Священного Писания, свт. Амвросий поставил Феодосию два требования: первое требование состояло в том, что правитель должен признать свою вину в убийстве множества людей и покаяться, а второе гласило, что само покаяние должно быть совершено прилюдно. В конце концов, Феодосий послушался святителя Амвросия, выполнил его требование и был допущен к Причастию.

http://azbyka.ru/art/amvrosij-mediolansk...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу сюжета данной картины положено свидетельство, представленное в сочинениях известных византийских историков. Суть сюжета такова. Когда в Фессалониках вспыхнули народные волнения, они, по воле императора Феодосия, были жестоко подавлены. При этом было убито несколько тысяч жителей. Св. Амвросий обличил самодержца в преступлении и призвал его к покаянию. При этом он объявил Феодосию, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния. Однако император всё же явился к храму, но, как считается, внутрь допущен не был. Этот момент и отражен на картине. В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а иногда и с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Описание Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма, не разрешая ему участвовать в службе и причащаться, не исповедовав грех убийства. Картина композиционно разбивается на две части, символизируя противостояние двух людей – императора и епископа. Справа изображен Святой Амвросий, который доминирует над другими персонажами, выделяясь мощной фигурой в роскошном золотисто-парчовым облачении. Слева ему противостоит дородный, крепко сбитый, бородатый император, с лавровым венком на голове и ярко-красном плаще. Окруженный воинами, закованных в латы и приготовившихся уже вступить в храм, Феодосий являет собой гораздо менее значительную фигуру. Образуя полукруг, рядом с главными персонажами представлены церковные служители, воины и жители города. Ближе к зрителю мы видим облаченного в белый стихарь светловолосого мальчика с массивной свечой в правой руке, а чуть поодаль — собравшихся прихожан, готовых дать отпор императору. По правую руку епископа, на заднем плане, показан склонившийся к Свт. Амвросию священник, поддерживающий епископский посох.

http://azbyka.ru/art/svyatoj-amvrosij-me...

Статистика Амвросий Медиоланский, свт. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед. После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросии, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: " Амвросий - епископ! " Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни. Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана. Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

http://lib.cerkov.ru/authors/331

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Главный алтарь базилики свт. Евсторгия Медиоланского в Милане († 4.06.518), свт. (пам. зап. 6 июня), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). В средневек. перечнях Миланских епископов (XII-XIII вв.) Е. назван 24-м епископом. Сведения о Е. сохранились в чтении на 6 июня в поздних литургических книгах амвросианского обряда. Большее количество чтений положено в честь свт. Евсторгия I Медиоланского, к к-рому были ошибочно отнесены нек-рые биографические данные Е. В чтениях о Евсторгии I сообщается, что он жил в Риме при папах Симмахе (498-514) и Гормизде (514-523) и на Медиоланской кафедре был преемником свт. Лаврентия († 25 июля 511). Эти сведения, несомненно, относятся к Е., к-рый, возможно, был рим. клириком. Обстоятельства назначения святителя на кафедру неизвестны. Кандидатура Е. могла быть предложена на рассмотрение остгот. кор. Теодориха Великого благодаря посредничеству св. Эннодия , еп. Тицинского (Павийского), влиятельного иерарха при королевском дворе и друга папы Гормизда (позднее Е. был близок к свт. Эннодию). Е. занимал кафедру 7 лет (511-518). В 512 г. Теодорих издал рескрипт на имя Е.: король сообщал об оправдании епископа Августы Претории (ныне Аоста), клирики ложно обвинили его в измене королю, и просил Е. принять епископа с подобающей честью, применив к доносчикам церковно-дисциплинарные меры. Король не желал делать это лично, т. к. клеветники являлись правосл. клириками ( Cassiod. Varia. I 9//MGH. AA. T. 12. P. 18). В др. рескрипте, адресованном наместнику Сицилии, кор. Теодорих по просьбе Е. требовал принять меры для защиты владений Медиоланской кафедры на острове и не допускать случаев присвоения церковного имущества (Ibid. II 29//Ibid. P. 63). В 513 г. на месте старого кафедрального собора (basilica vetus) Е. отстроил баптистерий св. Стефана «у источников» (ad fontes). Описание баптистерия сохранилось у свт. Эннодия, к-рый сообщает также о строительстве акведука для подачи воды в купель. Е. намеревался использовать баптистерий для крещения женщин (крещение мужчин совершалось в баптистерии при кафедральном соборе Спасителя) ( Ennodius Ticinensis. Carm. II 149//Ibid. T. 7. P. 271). Также епископ просил св. Авита, архиеп. Вьеннского, позаботиться об облегчении участи италийских пленников в королевстве бургундов и послал им необходимые денежные средства. В ответном послании свт. Авит восхвалял щедрость Е. и его заботу о ближних, благодаря которым святитель пользовался всеобщим уважением ( Avitus Viennensis. Ep. 8//Ibid. T. 6. Pars 2. P. 44).

http://pravenc.ru/text/187493.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010