М.Г.Мацегора Латинская патрология В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Грациана в 381 году. Через призму триадологического учения в трактате изложе­но учение о третьем Лице Св. Троицы. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода первой книги этого трактата на русский язык. По меткому выражению М. Казакова, «IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века апостолов» 1 . Эта неоднозначная эпоха характерна тем, что росчерком пера Феодосия Великого была окончатель­но легализована в пределах империи христианская Церковь , поставленная в ходе подобных шагов по направлению к долгожданной «симфонии» в роль общественного института, ставшего важнейшей политической, идеологиче­ской и экономической составляющей государства. Но помимо всего прочего, это еще и время жизни и творчества великих отцов Церкви, ставших, можно сказать, символами не только своей эпохи, но и вообще всей Церкви. Их ав­торитет во все времена оставался беспрекословен, а их произведения стали золотым фондом классики святоотеческих творений. Среди этих гигантов духа, на чьих плечах зиждилось здание Церкви в IV веке, особое место занимает личность епископа Медиоланского Амвро­сия. Его значение для Церкви и государства невозможно переоценить. Сво­им авторитетом, проповедями, делами и мудрыми творениями он влиял не только на внутрицерковные дела, но и на имперскую политику четырех пра­вителей подряд. Хотя Амвросий и был прежде всего епископом, его актив­ная деятельность не исчерпывается лишь церковной оградой. Преисполнен­ную важнейшими политическими событиями историю IV века невозможно представить без колоритной фигуры святителя Амвросия. И это, само со­бой, придавало соответствующую мирскую и политическую «окраску» его деятельности, какие бы сферы общественной жизни она ни затрагивала. Под занавес уходящего IV века на военно-политической карте Рим­ской империи разыгрались события, оказавшие огромное влияние как на свт. Амвросия, так и на всех его современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В шестой том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошел догматический трактат «О Святом Духе», перевод его поэтических творений (гимнов, эпиграмм, стихотворных надписей). Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В горниле грандиозных богословских столкновений IV в. начиная примерно с 360 г. кристаллизируется учение о Святом Духе. До этого момента вопросы пневматологии не вызывали живого интереса у христианских писателей и богословов, и лишь в ходе арианского противостояния церковная мысль, исследовав и прояснив отношения между первыми двумя божественными Ипостасями, Отцом и Сыном, приступила к богословскому размышлению о третьем Лице Троицы. Краткая пневматологическая формула в Никейском изложении веры (325 г): «Веруем... и в Духа Святого» — привела к различным ее толкованиям, но благодаря великим защитникам божественного достоинства Святого Духа, таким как свт. Афанасий Александрийский, свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов и Дидим Слепец, была заменена продуманным и развернутым изложением II Вселенского собора в Константинополе (381 г.): «Веруем... и в Духа Святого, Господа, животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцем и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего чрез пророков». Весной 381 г., почти одновременно со II Вселенским собором и за несколько месяцев до собора в Аквилее, свт. Амвросий пишет свой фундаментальный труд «О Святом Духе», без которого невозможно дать верную оценку его богословскому наследию и который позволяет понять и оценить высокий уровень его образования, его способность собирать воедино лучшие богословские идеи, развивать их благодаря глубокому знанию Священного Писания и применять в своей пастырской деятельности. Ко времени появления этого трактата греческие отцы уже около 20 лет полемизировали о божестве Святого Духа, но Запад все еще оставался в стороне от идущих споров. Именно свт. Амвросий выступил посредником между восточным и западным богословием, его сочинение стало первым в латинской среде, полностью посвященным пневматологии, и с этого момента можно говорить, что христианский Запад благодаря четкому изложению своей веры вступает в борьбу против пневматомахов (духоборцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

У ПСТГУ перших двох видання святителя 15 листопада 2012 р. 17:20 14 ноября 2012 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась презентация первых двух томов русского издания творений святителя Амвросия Медиоланского. На презентации присутствовали ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев , префект Амвросианской библиотеки монсеньор Франко Буцци, доктор Амвросианской библиотеки, директор класса славистики Амвросианской академии дон Франческо Браски, декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, проректор по международной работе ПСТГУ священник Георгий Ореханов, заместитель заведующего отделением древнехристианской письменности богословского факультета ПСТГУ Н.А. Кулькова. Открывая презентацию, протоиерей Владимир Воробьев отметил, что такое академическое издание творений святителя Амвросия Медиоланского делает честь университету, и поблагодарил итальянских коллег за поддержку. Поблагодарив молодое поколение вчерашних выпускников университета, которые активно включились в проект перевода, отец Владимир выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Священник Георгий Ореханов с удовлетворением отметил, что на подготовку первых двух томов потребовалось всего 10 месяцев. По его словам, предполагается издание полного собрания творений святителя, включая переписку. Решение о реализации совместного переводческого проекта было принято в феврале 2012 года во время визита делегации Свято-Тихоновского университета в Милан. Амвросианская библиотека в Милане оказывает научную, редакторскую и консультативную поддержку в издании трудов святителя. Соруководитель проекта с итальянской стороны Франческо Браски осветил некоторые аспекты жития свт. Амвросия и представил документальный фильм о Милане времен святителя. Дон Франческо отметил, что итальянское издание трудов свт. Амвросия было предпринято в 70-е годы XX века, когда итальянское общество переживало кризисное время. Несмотря на то, что перевод осуществлялся в течение долгих 20 лет, обращение к наследию свт. Амвросия было значимым шагом к духовному возрождению, и активному христианскому свидетельству, отметил выступающий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2594273...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЛЬФИН Дельфин [лат. Delphinus] († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция). Д. принял участие в Соборе в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания), осудившем ересь Присциллиана (383). Присциллиан, став епископом Абулы (совр. Авила, Испания), собрал своих сторонников и отправился к известным зап. богословам с целью добиться признания учения. Присциллиане прибыли в Бурдигалу к Д., однако тот выслал их из города. Еретики безуспешно пытались встретиться также с папой Римским Дамасом I и свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В 384/5 г. Д. председательствовал на Соборе испан. и галльских епископов в Бурдигале, где вновь слушалось дело Присциллиана. Среди образованных жителей города были приверженцы ереси. Осужденные Собором еретики передали дело на рассмотрение имп. Магну Максиму. Свт. Амвросий сообщает, что переписывался с Д., к-рый некогда был близок к свт. Фивадию Агинскому, одному из первых борцов с ересью арианства на Западе. Основная часть сведений о Д. содержится в сочинениях Павлина Милостивого (впосл. епископ Ноланский), к-рого святой обратил ко Христу. Сохранилось неск. посланий Павлина к Д., написанных в 393-401 гг. Из них следует, что Д. был знаком не только с Амвросием, но и с др. медиоланскими клириками (напр., со свт. Венерием , одним из преемников Амвросия). Павлин обращался к Д. по вопросам духовной жизни, консультировался по вопросам толкования Свящ. Писания. Сразу после кончины Д. стал почитаться как святой. В одной из поэм, написанной в 405 г., Павлин перечисляет святых покровителей зап. провинций Римской империи, Д. назван св. покровителем Аквитании ( Paulinus Nolanus. Carm. 19. 154). Преемником Д. на Бурдигальской кафедре стал свт. Аманд . Ист.: Sulp. Sev. Chron. II 47-49 (рус. пер.: С. 86-87); Prosperi Tironis Epitoma Chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 462; Ambros. Mediol. Ep. 87//PL. 16. Col. 1283-1284; Paulinus Nolanus. Opera/Ed. W. de Hartel. Vindobonae, 1894. Vol. 1: Ep. 10, 14, 19, 20, 35. (CSEL; 29); Vol. 2: Carm. 19. P. 118-143. (CSEL; 30); Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 113-116. (SC; 241).

http://pravenc.ru/text/171646.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИКТИНИЙ [лат. Dictinius] († ок. 440), св. (пам. зап. 24 июля; впосл. 2 июня), еп. г. Астурика (совр. Асторга, Испания), богослов, сторонник присциллианской ереси. Основные сведения о Д. находятся в актах I Толедского Собора (400). Д. был сыном епископа Астурики, к-рый тогда являлся митрополитом пров. Галлеция, Симпозия, одного из близких друзей Присциллиана . После казни Присциллиана в Треверах (совр. Трир, Германия) в 384 г. Симпозий отправил посольство в Рим к папе Сирицию и в Медиолан (совр. Милан, Италия) к свт. Амвросию , прося их посредничества в деле примирения со светскими властями. Свт. Амвросий Медиоланский в ответном послании Симпозию (не сохр.) признал за ним епископский сан и полномочия митрополита и призвал отказаться от поминовения Присциллиана как мученика, чтения апокрифов и употребления новых богослужебных песнопений, введенных Присциллианом. Свт. Амвросий потребовал, чтобы Д., сын Симпозия, рукоположенный им во епископа, был возвращен в пресвитерский сан. Симпозий отказался выполнить требования свт. Амвросия, став фактическим главой присциллиан. На епископские кафедры в Галлеции были поставлены еретики (напр., в столицу провинции, г. Бракара (совр. Брага, Португалия),- еп. Лампадий). Д. был ближайшим помощником Симпозия, постоянно находясь в Астурике (сведений о назначении его на к.-л. кафедру не сохр.). Д. был известен как церковный писатель, его сочинения пользовались успехом в Испании и в Африке. В 447 г. папа Римский свт. Лев I Великий выражал беспокойство по поводу популярности его произведений, отмечая, что люди читают не Д. (умершего православным), а как бы самого Присциллиана, говорящего устами Д. Бракарский Собор 561 г. запретил православным чтение произведений Д. Все сочинения Д. ныне утеряны, сохр. лишь фрагменты из соч. «Либра» в антиприсциллианском трактате блж. Августина «Против лжи». По словам Августина, Д. назвал соч. «Либра», т. к. оно содержало 12 разделов, как либра (древнерим. мера веса) состоит из 12 унций. Каждый раздел был посвящен отдельному вопросу. Блж. Августин сообщает, что Д. отстаивал допустимость обмана для духовной пользы др. людей, что было частью присциллианского учения. Д. обильно цитировал Свящ. Писание, однако превратно истолковывал приведенные им цитаты. Опровергая богословские построения Д., блж. Августин подчеркивает, что всякая ложь исходит от диавола , «отца лжи», и по своей природе не может быть спасительной.

http://pravenc.ru/text/172030.html

Использованная литература 270 Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Казань, 1908. Репр.: М.; Рига: Благовест, 1995. Антоний (Храповицкий) , митр. О православном пастырстве. М., 1906. Василий Великий , свт. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад, 1900–1902; Ч. 1–7 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 5–11); Репр.: М., 1993. Григорий Великий , Двоеслов, свт. Правило Пастырское. Киев, 1873. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 1889. Репр. Троице-Сергиева Лавра, 1994. Григорий Нисский , свт. Творения святого Григория Нисского . Ч. 1–8.М., 1861–1871 (Творения святых отцев в рус. пер. Моск. духов, акад.; Т. 37–41, 43, 44а, 45). Переизд.: Ч. 1–4. М., Добротолюбие: В рус. пер., доп. Т. 1–5. СПб., 1877–1889. Переизд.: Т. 1–5. Сергиев Посад, 1992; Т. 1–6. М., 1993. Дорофей Палестинский, авва. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856. СПб., 1855. Репр.: М., 1994. «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». ТСЛ, 1993. Ефрем Сирин , прп. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . Сергиев Посад, 1895–1901. Репр.: Т. 1–8. М., 1993–1995. Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова . СПб., 1881. И. Е. О необходимости изучения аскетических творений в деле пастырского служения//Вера и Разум. 1898. Т. 1.4. 1. Отдел церковный. Кн. 12. С. 715–739; Т. 2. Ч. 1. Отдел церковный. Кн. 13. С. 20–35. Иннокентий (Пустынский), архиеп. Пастырское Богословие в России/Сост. иером. Иннокентий [Пустынский]. Тр.-Серг. Лавра, 1899. Иоанн Златоуст , свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. СПб., 1895; Т. 2. Спб., 1896; Т. 3. СПб., 1897; Т. 4–10; Т. 11. СПб. 1905; Т. 12. СПб., 1906. Репр.: Т. 1–12. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Образ свт. Амвросия Медиоланского входит в цикл с изображением известных пророков, учителей церкви. Иконографическая программа храма посвящена истории обретения животворящего Креста Господня, составленную по сочинению Иакова Ворагинского «Золотая Легенда». Большинство композиций были исполнены известным художником Возрождения Пьетро делла Франческо. Самые известные из них:«Смерть Адама»,«Поклонение Древу Царицы Савской», «Перенесение священного древа»,«Сон Константина» и др. Цикл заканчивается изображением Благовещения. Описание Перед нами фрагмент фрески — голова свт. Амвросия Медиоланского , известного богослова, посвятившего большинство своих трудов борьбе с ересью арианства. Художник написал ростовую фигуру свт. Амвросия, являющуюся частью росписей базилики Сан-Франческо в Ареццо. Свт. Амвросий изображен седовласым старцем, облаченным в красный плащ с капюшоном и белый льняной хитон. Правая рука его приподнята в благословляющем жесте, а в левой он держит книгу — вероятно это томик его собственных сочинений. Фигура вписана в стрельчатую арку с готическими сводами, изображающую внутреннее пространство церкви. Взор святителя обращен к зрителю, художник изображает лицо светящимся от радости; особенно выразительны глаза Святителя, живые с излучинками морщин у уголков, выдающих возраст, исполненные любви и вдохновения. Густая седая борода и брови подчеркивают почтенный возраст Амвросия, но его стройная фигура и этот открытый ясный взор демонстрирует юношескую неутомимость, целеустремленность, живость и глубину ума. Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика. Фреска исполнена мастерски, во многом художник повторяет манеру Пьетро делла Франческа, исполнившего большинство росписей в церкви: мастера отличает изысканная колористическая гамма, сочетание бледно— розовых,  красных и  серых тонов. О бобщая объём фигуры, вписывая ее в пространство храма, художник добивается впечатления просветленной радости в облике святителя. Образ исполнен глубокого внутреннего благородства, живого ума, достоинства. Характерной чертой является осязаемость, пластичность форм с одной стороны, а с другой — легкость и воздушность, выражающая одухотворенность образа. История

http://azbyka.ru/art/amvrosij-mediolansk...

В четвертый том собрания творений святителя Амвросия вошли его письма. В первой части публикуются 1–7 книги писем свт. Амвросия. Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах. Предисловие Эпистолярное наследие свт. Амвросия Медиоланского насчитывает 78 писем, к ним присоединяются 15 писем из собрания Extra collectionem и два послания из Деяний Аквилейского собора. Рукописная традиция сохранила деление писем на десять книг, из которых третья книга не сохранилась. Составителем этих книг считают самого свт. Амвросия (о своем собрании писем святитель пишет Сабину: «Таково у нас с тобой предисловие. И его я включу в сборники наших писем» — 32. 7); письма, не вошедшие в собрание (Extra collectionem), возможно, были собраны секретарем и биографом свт. Амвросия Павлином уже после смерти святителя. Первое печатное издание писем свт. Амвросия было выпущено в Милане в 1490 г. Георгием Крибеллом, который изменил порядок писем по своему усмотрению. Непосредственно за ним последовали базельское издание Иоганна Амербахия (1492 г.) и еще одно миланское (1491 г.), Стефана Дульциния. В 1527 г. увидело свет издание Эразма Роттердамского, основанное на издании Амербаха. Следующими изданиями были базельское (1555 г.) и парижское (1569 г.). Во всех этих изданиях отсутствовали письмо 77 и большая часть собрания Extra collectionem. Они, а также Деяния Аквилейского собора появились в римском издании 1579—1585 гг., выпущенном кардиналом Феликсом де Монте Альто (который позднее стал папой Римским с именем Сикста V). Это издание, так называемое editio Romana, было наиболее авторитетным до появления парижского издания 1686–1690 гг., подготовленного монахами конгрегации св. Мавра Ж. дю Фришем и Д.-Н. ле Нурри, которые также изменили порядок писем: письма были разделены на две категории (classis) — в первую вошли те письма, которые издатели смогли датировать, и они были представлены в хронологическом порядке, во вторую — остальные письма, распределенные согласно логике представленных в них тем. Это издание мавристов было воспроизведено в 16-м томе Патрологии Миня (1845 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В первый том собрания творений святителя Амвросия вошли латинское и славянское жития, а также сочинения, посвященные экклезио-логическим, церковно-практическим и догматическим темам. Все тексты представлены на языках оригинала и в русских переводах. Предисловие С большой радостью представляю читателю новое фундаментальное издание трудов святителя Амвросия Медиоланского на русском языке с параллельным латинским текстом, отвечающее требованиям современной науки. Чем значительнее и многограннее личность, тем дальше следует «отойти» для более точного и справедливого суждения о ней. Сегодня, с того расстояния, которое отделяет нас от времени святителя Амвросия Медиоланского, крайне трудно переоценить этого удивительного человека и его заслуги в деле самоотверженного служения Христовой Церкви. Сразу после кончины святителя возникло широкое его почитание как на Западе, так и на Востоке христианской империи, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, и главное — многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не только в Италии и Галлии, но и в Греции, Малой Азии, Египте и других странах. Святитель Амвросий по праву занял особое место в традиции неразделенной Церкви. Долгое время в патристике было принято считать, что богословие святителя Амвросия отличается эклектичностью и носит нравственно-практический характер. Однако благодаря именно таким серьезным фундаментальным научным изданиям его трудов в последнее время наблюдается тенденция к пересмотру места святителя Амвросия Медиоланского в сфере догматического богословия и умозрительной философии. Свт. Амвросий является глубоким догматистом и тонким экзегетом, а его кажущийся эклектизм проистекает из прекрасного знания как западного, так и восточного богословия того времени. Его письменное наследие способствовало встрече богословской мысли Востока с Западом, благодаря чему и приобрело вселенское (экуменическое) измерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(2-я пол. IV - нач. V в.), еп. Сердики (совр. София), еретик, отрицавший, вопреки учению Церкви, приснодевство Богородицы. Род. в Испании в семье выходцев из Британии. Учил, что Дева Мария после рождения Иисуса Христа имела от своего мужа Иосифа еще неск. детей. Из этого, по мнению свт. Амвросия Медиоланского, с необходимостью следует, что Иисус Христос родился естественным образом, что Он был «обычным человеком, рожденным от Марии и Иосифа» (PL. 13. Col. 1175B). Историки Марий Меркатор ( Mar. Merc. Appendix ad contrad. Nest. 15) и Геннадий Марсельский (кон. V в.) ( Gennad. Massil. De script. eccl. 14) говорили, что в своем лжеучении Б. дошел до того, что принял учение еретика Фотина Сирмийского (ум. 375), отвергавшего Божественность Христа. Собор в Капуе (зима 391/92), созванный имп. Феодосием I по поводу раскола в Антиохии, рассматривал, в частности, и воззрения Б. Однако Собор не вынес определенного решения, а передал его на суд архиеп. Фессалоникийского Анисия и др. епископов Иллирии. Они осудили Б., постановили низложить его и рассмотрели вопрос о временном управлении его епархией. В своем послании к этим епископам папа Римский св. Сириций (384-399) одобрил приговор и решительно осудил мнение, что Пресв. Богородица не сохранила Свое девство ( Siric. Ep. ad Anys. IX 1-4). Б. не подчинился церковному решению и обратился к свт. Амвросию Медиоланскому с просьбой оказать ему поддержку. Святитель был возмущен ложным мнением Б. о Пресв. Богородице и написал по этому поводу соч. «О воспитании девственницы и приснодевстве Св. Марии» (De institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua), хотя прямо имя Б. в нем не упоминается. Несмотря на осуждение и совет свт. Амвросия покориться решению Церкви, Б. упорно продолжал исполнять свои епископские функции и даже производил епископские рукоположения. В декретальных посланиях к Мартиану, еп. Наисскому (409), и к епископам Македонии (414) папа св. Иннокентий I († 417) сообщает ( Innocen. I Ad Ruf. et Eus. XXVI 5), что еп. Б. низложен и что он незаконно основал отдельную церковную общину. Папа рекомендует принимать в сущем сане тех клириков, к-рые были рукоположены Б. до его осуждения, а рукоположенные после осуждения, особенно если они добивались рукоположения именно у Б., подлежали извержению из сана. Однако в этих посланиях нет речи о том, в чем заключались заблуждения Б. Свт. Иннокентий говорит о Б. как об уже умершем.

http://pravenc.ru/text/153105.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010