13. Как зародыш в материнской утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ и рождается, впрочем, несовершенного еще возраста человеком, но сперва многие годы растет, и потом становится мужем, а также и семена ячменя, или пшеницы, не тотчас, как только брошены в землю, пускают корень, но когда пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя стебли, и кто садит грушу, не тотчас собирает с нее плоды, так и в духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит «в мужа совершенна, в меру возраста» ( Ефес. 4, 13 ), а не как утверждают другие, будто бы сие то же, что раздеться и одеться(15, 39). 14. Но как пчела тайно выделывает сот в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает, а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске, так и истинный Художник (Христос) Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не переселимся из тела, и тогда сделается видной красота души (16, 7). в) Оттого вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее. 15. Души правдолюбивые и благолюбивые, с великой надеждой и верой желающие совершенно облечься во Христа, не столько имеют нужду в напоминании других и не терпят в себе даже какого-либо умаления в небесном желании и любви к Господу, но, всецело пригвоздившись к кресту Христову, ежедневно сознают в себе ощущение духовного преспеяния в привязанности к духовному Жениху, уязвившись же небесным желанием и жаждая правды добродетелей, сильно и ненасытимо желают духовного озарения. А если за веру свою сподобятся принять познание Божественных тайн, или делаются причастными веселья небесной благодати, то не полагаются сами на себя, почитая себя чем-либо, но в какой мере сподобляются духовных дарований, в такой же, по ненасытимости небесного желания, с большим еще напряжением взыскуют оных, чем более ощущают в себе духовного преспеяния, тем более алчут и жаждут причастия и приумножения благодати, чем более обогащаются духовно, тем более как бы обнищевают в собственном о себе мнении, по причине ненасытимости духовного желания стремиться к небесному Жениху, как говорит Писание, «ядущии Мя еще взалчут и пиющии Мя еще вжаждутся» ( Сир. 24, 23 ). (10, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Не сказал Давид, что он постился, бдел на земле, лежал, но смирился и спас его Господь. Покаяние падшего восстановляет, плач о грехах во врата небесные ударяет, а смирение оные отверзает. Где нет света, там тьма, где нет смирения, там все суетно и тщетно: одно только истинное смирение прелести бесовской неприступно. Когда Антоний Великий увидел все дьявольские сети, распростертые на пагубу человеков, то с ужасом вопросил Господа: кто же может спастись? Ему был ответ: смиренный! Ибо сети вражеские даже не прикоснутся к нему. Кто сам считает себя смиренным, в том нет истинного смирения, ибо оное в том состоит дабы всегда и во всем считать себя хуже и грешнее всех. Должно быть всегда готовым на всякое слово ответить: прости, грешен. Кто перенес напраслину, тот по милости Божьей серебренник получил. Всегда и во всем должно считать себя виновным. Вот признаки истинного смирения. Если человек не возлюбит смирения всем сердцем, и если не будет выражать оного во всех делах своих, не наследует царствия небесного. Смиренный не стыдится признаваться в своих недостатках, свойственных немощи человеческой, чем самым и исправляются они. Считающий себя чем-нибудь поруган от бесов. Будь всем раб и слуга. Меньший здесь в царствии небесном наречется большим. Смирение рождает страх Божий, обуздывает многоречие, оно научает познавать свое убожество, делает отвратительными похвалы человеческие, во всем внушает человеку обвинять и укорять себя, и не верить своему рассуждению и своим чувствам, как порабощенным греху. Смирение учит презирать суетный мир и искать единого на потребу ( Лк.10:42 ). Ибо что высоко у людей то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Где смирение, там и спасение: смирихся и спасе мя ( Пс.114:5 ). Смирение, как и прочие добродетели достигается усиленною молитвою, укорением себя во всем и терпением обид. Смирение, как говорит св. Ефрем Сирин , делает человека праведным. Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведники за гордыню губят и многие труды свои. Со смиренным Сам Христос пребывает. Нужно ли тебе получить прощение во грехах, получишь его за смирение. Желаешь ли преодолеть в себе порок? Преодолеешь смирением. Желаешь ли наследовать вечную жизнь, им наследуешь. Желаешь ли стать высоким, оно возвысит тебя. Любишь ли чистоту, им приобретешь чистое сердце. Вожделеваешь ли святости, – оно сделает тебя святым. Желаешь ли быть совершенным – оно путь к совершенству и на всякую высоту взойдешь смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Другая монета в коллекции музея – драхма, отчеканенная при Александре Македонском. В отличие от динария драхмы – это греческие серебряные монеты, весом около 4,2 грамма. Они чеканились во время эллинского правления на Востоке, а также в восточных провинциях Римской империи. Одна драхма составляла плату греческому воину за один день службы. В Евангелии эта монета упоминается в притче о женщине, имевшей 10 серебряных монет – драхм, и потерявшей одну из них. С усердием, зажегши свечу, она искала ее в самых темных уголках дома и, найдя, пригласила соседей разделить с ней радость обретения (Лк.15,8). – Это образ самого Христа, ищущего каждую погибающую человеческую душу. Каждому из нас известно выражение «внести свою лепту». Но далеко не каждый человек в наши дни помнит, что эта крылатая фраза восходит к евангельскому рассказу о бедной вдове. «Сел Иисус против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое " (Мк.12,41-44). Ученые считают, что в Евангелии речь может идти как об одной монете достоинством в две лепты (это прута, которую греки также называли «дилептион», то есть двулепта), или же о двух «полупрутах» - собственно лептах. Известная евангельская лепта вдовицы представлена в музейной коллекции несколькими монетами. Это лепты, отчеканенные в Иудее при Хасмонейском правителе Александре Яннае, две пруты его же чекана. Особый интерес представляют пруты, отчеканенные Иродом Великим, при царствовании которого в Вифлееме родился Господь, а также монета Понтия Пилата. Именно отпечаток такой монеты был обнаружен учеными на глазах Христа Спасителя на Туринской плащанице. Завершает нумизматическую коллекцию музея «серебренник Иуды». Это тетрадрахма, отчеканенная в финикийском городе Тир. Данная серебренная монета весит 14 грамм. Только такая монета принималась в качестве пожертвования на Иерусалимский храм и именовалась «священным сиклем» или «шекелем». Тридцатью такими монетами иерусалимские первосвященники рассчитались с Иудой Искариотом за его предательство Учителя.

http://pravoslavie.ru/44219.html

На другой год, в октябре, месяце, таже сотникова жена марфа. тою же болезнию была больна, и во сне ей явился такой же человек, как и прежде и стал ей говорити, что она скоро забыла прежнюю свою немощь и велел ей ити в город, и пети у гробницы панихиду обещая здравие, по совершении же панихиды мужем ея над гробницею преподобного, абие жена его сделалась здравою. 6 «Усофь» – гов. И. М. Сибирцев колотье, боль под ложечкой (по Словарю к «Домострою» – А. Чудинова. 1891, стр. 131). 7 Ноября в 11 день, архангельского города, стрелец Иванова приказу, ендогурова. михайло химяла сказал: был он в немощи, усофь его держала, и в ту ночь явися ему человек в иноческом образе, на главе ею клобук, и велел ему ити в архангельский град, и приложиться с верою к гробнице преподобного обещая здравие, и как и приложихся то и исцеление получил; а в лице того человека, кто ему явися, и влас его не видал и имени его не знает. 9 Сего же, месяца (т. е. ноября) в 17 день к боярину и воеводам князю юрью Петровичу буйносову ростовскому, да илие козмичу безобразову, да дьяку каллистрату жехову. писал из архангельского города, городничей яков Гургенев. ноября в 16 день городовой жилец еремей несторов, серебренник, сказал ему, что господь Бог милость свою, молитвами св. своего угодника, что перенесен летом, и положен в архангельском городе у церкви происхождения честного креста господня, излил, была племянница его девица софия ермолина дочь Морозова слепа три лета, и ныне дал ей Бог очи, и он яков ту девицу, которая возрастом была 10 годов, и она сказала; ноября в 25 день. 5 часу ночи, виделось ей, как бы у ней очи велики и она тогда взглянула, и свет увидела во сне, и в то время явился ей человек возрастом велик, в черном платии, брада черна, ничего ей не говорил, и невидим бысть. В вечеру же сия софия ложась спать, молилася преподобному, сияже девица ногами была в расслаблении 2 года; однако и ногам той девицы дал Бог здравие, тогда священники от всех храмов сокресты в архангельской град приходили молебная пети созвоном у новоявленного чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

А в этот день в Петрограде уже совершались великие события. Прошло два года. Уже не из любопытства, не за тем, чтобы посмотреть неизвестного священника... Я погибал, я хотел молиться – и не умел, я просил утешения – и не знал, где его найду; все рушилось, все погибало, я не знал, что же теперь делать, что же теперь нужно. На Маросейке (я пошел сюда, потому что вспомнил, что здесь есть служба каждый день) я узнал, что нужно покаяние. «Братья и сестры, теперь нам нужно покаяние. Мы будем молиться каждый день»... Это начиналась Патриаршая неделя покаяния. Я не пропускал ни одной службы. И помню в один вечер точно шелест прошел среди молящихся: «Батюшка приехал». Мое сердце сжалось. Я был смущен: как я взгляну ему в глаза. То, что я как бы оскорбил его, то, что я пренебрег им, мучило меня. Что, если он увидит меня и укажет мне, что мне не место в этом храме? На другой день уже Батюшка служил Литургию. Вместе с народом я подходил ко кресту и к Батюшке. В первый раз. И вот я еще не дошел к нему, и он, смотря на меня ласковым, смеющимся лицом, громко на всю церковь , привлекая внимание всех: «Вот и он, наш усердный богомолец». Да, я усердно молился. В эти дни, как никогда прежде, ни потом, не пропускал ни одной службы, я первый приходил..., но ведь Батюшка этого не видел, он только вчера приехал и меня видел в первый раз, или его всезнающее сердце уже узнало все, и он видел и мое усердие, и мое смятение, и как евангельский отец, еще издали приветствовал меня и спешил навстречу 120 . – Верушь ли ты в Бога? – Первая исповедь у Батюшки. Моя очередь. Шепот: «Идите». Сердце, остановившееся на мгновение – этот детский момент, когда бросаешься в воду, зажмурившись и перекрестясь, – так перехватившее дыхание. – Веруешь ли ты в Бога? Я ему нес все свои десять лет на стране далече: эти руки, уставшие от праздности, это сердце, замкнувшееся в себялюбии, сердце ожесточенное и больное. – Верую, – это я мог сказать. Это была самая необыкновенная исповедь. Точно одного меня он всегда ждал, точно мне он все хотел пересказать. Он говорил мне о себе, о своей жизни, о своих испытаниях, о своем священнослужении, о горестях и трудностях избранного пути, о благословении [о.] Иоанна Кронштадского, о своем упорстве к добру, о своей любви к народу и служении ему; он говорил мне о любви. «Ты болен. Ты замкнулся в себе. Смотри, какое у тебя сердце! Оно не живет, оно никого не греет. Ходи же в церковь . Не забывай ходить в церковь. Только здесь, в церкви, в атмосфере любви твое сердце согреется и отойдет». Я ушел от него в слезах. Он был серебренник, в моих слезах он переплавил мое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

1008 Описн. кн. 97 г. 665. Шапки носильные царя Федора Алексеевича. Описн. кн. 190 г. 140. Одна из них, бархатная песочного цвета с лисьим околом, пожалована боярину князю В. В. Голицыну. 1012 Котошихин. О России, стр. 21. – К стряпне, посылаемой за царем в других случаях, принадлежали также: полотенцо, серебренник, лохань, подножье, стул и солношник. 1019 По замечанию А. Ф. Вельтмана, личины «Русскими не употреблялись, но принадлежат к кирасному Литовскому и Немецкому наряду». Оруж. Пал. слов. стр. 31. 1020 Описн. кн. 148, 195, 197 и др. гг. в арх. Оруж. Пал. – Висковатов. Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 52–56 и LXVII-LXXX. – Вельтман. Оруж. Пал. изд. 1844. стр. 73–91 и Слов. стр. 3. 23. 31. 69–72. – То же, изд. 1860. стр. 216–217 и 228–245. – Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. XIII-XIV и 5–34. 1023 Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 76. Сн. прим. 65: «гремят Русские удальцы злачеными шеломы и доспехи». 1024 Древн. Рос. стихотв. стр. 46. Сн. стр. 156: «а и колпачки – золоты плаши», т. е. с золотыми плащами. – В одной старинной повести, красавица Стратиговна говорит богатырю Девгонию: «на отце моем брони златы и шелом злат с камением драгым и жемчюгом сажен, а конь у него покрыт паволокою зеленою; а братиа моя суть в сребреных бронех. только шеломы златы, а кони у них чрьвленою паволокою покрыты». Ист. Гос. Рос. т. III. прим. 272. 1025 Описн. кн. 97 г. 665: «шолом железной наведен золотом, недоделан; венец золот, по венцу травы чеканные, промеж трав слова, подпись имя Бориса Федоровича; по венцу 4 изумруды да 4 яхонты лазоревых да 4 лалы, все в гнездех золотых». 1029 См. описание ерихонских шапок боярина Львова, князей Прончищева, Мстиславского и, так называемой, Кучумовской в Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. 11–18, где сделаны выписки из старинных описей. 1036 Востоков. Слов. церк.-слав. яз. т. II. стр. 288. По замечанию И. Е. Забелина «шидою называлась индейская бумажная набивная ткань». Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 629. 1041 Зап. Имп. Русск. Археол. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 597. 599. В Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 110: «17 рубах мужских кисейных и ширанбатных и крапивных, да двои порты; цена 10 руб.».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Всего с судьей 28 человек, с денежным окладом в 645½ рублей 2701 . Слуг было 8: 1 у приему материалов с жалованием в 15 рублей; 1 в надзирании на кирпичных заводах, 1 у отправления из лесов дров и бревен, 2 у наряду в Монастыре за работниками, – все четверо получали по 12-и рублей; 1 на время за стряпчего и 2 у наряду в Монастыре и в закосех за работники, – с жалованием по 10 рублей 2702 . При Монастыре, «для казенной в караулах службы», состояло 8 солдаты 5 Преображенского полка, получавшие – трое по 18-и рублей, 1–17 рублей и 1–11 рублей; 2 «разных полков», с жалованием по 6-и рублей и 1 из «лантминицких», с жалованием в 8 рублей 2703 . Служителей в разных службах было 14: 2 при келье архимандрита, – 1 с окладом в 20 рублей, другой без оклада; 1 при келье наместника с окладом «на одежду» в 3½ рубля; 4 – у инквизитора, у справщика, у духовника и в просфиряной келье, с окладом по 3 рубля; 5 звонарей, – один с окладом в 10 рублей и четверо с окладом «на одежду» по 3 рубля; «обучившихся тканья Галанских полотен», с окладом на одежду по 3½ рубля½ 2704 . В братской и служительских поварнях было 5 поваров, с окладом по 8-и рублей. В хлебне – 3 хлебника, с окладом тоже по 8-и рублей 2705 . В поварне, пивной и квасной 1 пивовар, с окладом в 10 рублей, и 1 при нем ученик, с окладом в 8 рублей. У житенных и у сестных припасов 2 клюшника, с жалованием по 8-и рублей. При конюшне: 1 шталмейстер с окладом в 12 рублей, 4 конюха – двое с окладом по 10-и рублей и двое по 8-и рублей, 1 колесник с окладом в 8 рублей, 10 извощиков с окладом по 12-и рублей, – всего 16 человек. 1 серебренник с окладом в 12 рублей. В портной швальне: 3 портных с окладами в 12, в 10 и в 8 рублей, при них 1 ученик с окладом на одежду в 3 рубля 2706 . В сапожной швальне: 1 сапожник, с окладом в 8 рублей, и 1 ученик при нем, с окладом на одежду в 3 рубля. В столяренной службе: 2 рещнка и столяра, в том числе 1 и часового дела мастер, с окладом по 15-и рублей; 10 столяров и токарей, с окладами – трое по 12-и, трое по 10-и и четверо по 8-и рублей; при столярах 7 учеников, с окладами на одежду по 3½ и по 3 – одному – рубля; 1 ученик без окладу и 1 «ссылочной, вместо каторжных работ», получавший на лапти 1 рубль 4 копейки; всего в столярне мастеров с учениками было 21 2707 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

След., Церковь эта уклонилась от истины, когда с XIII века начала отделять совершение Миропомазания от Крещения, и ныне учит в своем Катихизисе, что миропомазывать крещенных младенцев должно не раньше, как по достижении ими отроческого возраста, т. с между 7-ю я 12-ю годами их жизни, для того, чтобы они могли приступить к этому таинству с полным сознанием и с достаточными сведениями в основных истинах веры 1104 . Но если следовать такому умствованию, то следовало бы и крещение младенцев отлагать до того же сознательного возраста. И, однакож, сама римская Церковь крестит младенцев по вере и обетам за них восприемников их и родителей: от чего же она лишает младенцев в продолжение нескольких лет даров Св. Духа, необходимых для укрепления в жизни духовной? 1006 Тертулл. de Bapt. c. VII. VIII; Киприан. Epist. ad Jan. LXX; ad Jubaian. LXXIII; Амврос. de Myst. c. VII; Златоуст. на Деян. бесед. 1, n. 5; Собор. лаодик прав. 48. 1012 Sacramentum Spiritus, Тертулл. de praescr. haeret, c. XXXV; Илар in Matth. comment. c. IV, n. 27. 1014 Βεβαιωσις, Constit. Apostol. III, 17. Confirmatio, Амврос. de init. c. VII; JIeb. вел. epist. ad Nicet. c. VII. 1021 Дион. Ареопаг. о церк. иерарх. VII, 4. 5; Кир. иерус. поуч. тайновод. III, 6. 7; Златоуст. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23; Амврос. de his, qui initiantur, c. 7; Феодорит. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23. 1022 Αλλ· στι τατης ομοταγς τερα τελεσουργα, Μρου τελετν αυτν ο καθηγεμονες μν νομζουσι. О церк. иерарх. гл. IV, 1. 1027 Ungi quoque necesse est eum, qui baptizatur, ut accepto chrismate, id est unctione, esse unctus Dei et habere in se gratiam Christi possit. Epist. ad Jannuar. LXX. 1029 ... Quod nune quoque apud nos geritur, ut, qui in ecclesia baptizantur, praepositis ecclesiae offerantur, et par nostram orationem et manus impositionem Spiritum Sanctum consequantur, et signaculo Dominico consummentur. Epist. LXXIII. 1031 Нельзя здесь умолчать и о свидетельстве Постановлений апостольских, где говорится: μετ τουτο βαπτσας αυτν ( ερευς) ν τω νματι του Πατρος και του ιου και του γιου Πνεματος, χριστω μυρω.... Lib. VII, c. 43; Cfr. III, c. 16, VII, c. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1799 «Мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, – и положили их, где следовало» (Посл. церкви смирнск. о мучен. св. Поликарпа, в Ц. И. Евсевия кн. IV, гл. 15, стр. 217). 1801 Амврос. Exhort. Virgin. I, 1, n. 1; Златоуст. похв. слово св. Игнатию Богоносцу , в Хр. Чт. 1835, III, 254: «вы (жители Антиохии) отпустили епископа, а приняли мученика; отпустили его с молитвами, а приняли с венцами: и не одни вы, но и все жители на пути лежащих городов. Представьте себе, что должны были все они чувствовать, при возвращении святых его останков? какое вкушали наслаждение? в каком были восхищении? какими похвалами отвсюду превозносили венценосца? Как храброго ратоборца, победившего всех своих противников, и в торжестве идущего с поприща, с восторгом сретают зрители, не дают ему даже ступить на землю, но подъемлют его, и на руках своих несут в дом, осыпая бесчисленными похвалами: так равным образом и сего святого все жители городов, начиная от Рима, преемственно несли на раменах своих и предали нашему городу, прославляя венценосца, ублажая подвижника… В это время св. мученик преподал благодать всем оным городам, угвердив их в благочестии; а с тех пор и до сего дня обогащает ваш город». 1802 Григор. нисск. Orat. de s. Theodor. Opp. t. III, p. 579, ed. Morel.·, Филосторг. Hist. eccl. III, 2; Феодорит. Hist. Relig. n. 10. 13. 16; Лев. вел. Epist. LX; Павлин. Epist. XXII, n. 17. 1803 Григор. нисск. Vit. a. Greg. thaumat. n, 27; Васил. вел. письм. 143. 282 (в Тв. св. Отц. X, 309; XI, 281); Иероним. Epist. ad Jul. XCII; Acmep. слов. o иконе св. муч. Евфимии, в Хр. Чт. 1827, XXVII, 37–38. 1806 Nos legimus martyris clavos, et moltos quidem, ut plura fuerint vulnera, quam membra… Colligimus sanguinem triumphalem, et crucis lignum… (Амврос. Exhort. Virginit. c. II, n. 3. 10). Nam quid non ad victoris gloriam ingenium tuum reperit, quando in honorem transierunt triumphi etiam instrumenta supplicii? (Лев. вел. in Natal. s. Laurentii). 1811 Epist. XXXVII (al. СИХ), n. 1. А в сочинении против Вигилянция он писал: dolet (Vigilantius) martyrum reliquias precioso operiri velamine… Ergo sacrilegi sumus, quando Apostolorum basilicae ingredimur? Sacrilegus fuit Constantinus imperator, qui sanctas reliquias Andreae, Lucae et Thimothei transtulit Constantinopolim?… И еще: quis enim, o insanum caput, aliquando martyres adoravit? Quis hominem putavit Deum? (Contr. Vigilant, n. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

367 См., напр., литург. римск. (Max. Bibliot. S. P. t. II. p. 41. Lion 1677 an.); св. Амврос. Медиол. (Ibid. t. XV. c. 22); Мозорабск. (Baron. Annal. eccles. sub 1063 an.); литург. сохран. в постанов. апост. (кн. VIII. гл. 41). 368 См. Соб. бывш. при Киприане (письм. к клиру и народ. фурнитанск. 5. Библиотек. запад. отц. кн. 1. стр. 32. 1879 г.); Соб. Карфаг. пр. 50 (кн. прав. стр. 186. 1843 г.); Соб. Карфаг. IV (399 г.), пр. 79; Соб. Валенск. (442 г.), пр. 2 Соб. Бракар. II (563 г.), пр. 16, 17, 21; Соб. кабиллон. II (813 г.), пр. 39. 369 Тертул., напр., De coron. milit. с. 3; Арнов. Advers. gent. lib. IV с. 18; Евсев. De vita beat. Constantin, lib. IV. c. 71. Феодорит. Hist, eccles. lib. V. c. 36 и другие. 370 См. Кирил. Иерус. Тайнов. сл. 5. п. 10; Афанас. Вел. Comment. in Luc, с. 13. т. 21; Златоуст. In 1Corin. homil. 41. n. 4; Амврос. Медиол. Or at. de obit. Theodos. n. 37. Patr. curs. compl. lat. t. XVI, col. 1397; 6л. Иероним. Письм. к Паммахию. Библиот. запад. отц. кн. IV. стр. 221. Киев. 1879 г. 371 Strom, lib. VII. с. 6. sub fin. Можно заметить, что латиняне еще ссылались и ссылаются на следующее место в творениях св. Киприана, в котором, хотя не упоминается об огне чистительном, но, как им представляется, прямо указывается на состояние душ в чистилище, и которое читается так: «Иное дело ждать прощения, иное достигать славы; иное дело, – быв посажену в темницу, не всходить оттуда, пока не отдашь до последней полушки ( Мф.5:26 ), иное – тотчас получать награду веры и добродетели; иное – быв мучену за грехи долгою скорбью, очищаться от них в продолжение долгого времени, иное дело все грехи загладить страданием; иное, наконец, ждать приговора Господня в день судный, иное – тотчас венчаться от Господа (Письм. к Антониан. 43. Библ. западн. отц. кн. 1. стр. 170. изд. 1879 г.). Но, из предыдущих слов, где говорится о допустимости в Церкви, кроме непорочных и порочных, только, подвергающихся назначаемому покаянию, членов, нетрудно видеть, что здесь речь не о чем ином, как о, более или менее, продолжительных подвигах покаяния, требуемых Церковью в сей жизни для получения прощения грехов, и, что слова св. Киприана: «иное дело, быв мучену за грехи долгою скорбью, очищаться от них в продолжение долгого времени» выражают собою то же, чего требовали римские исповедники от кающихся падших, говоря: «Руки, оскверненные нечистым жертвоприношением, должны быть омыты добрыми делами, и уста, оскверненные нечестивою пищею, должны быть очищены словами истинного покаяния... Частые стоны, да слышатся у кающихся. Не единожды, но многократно, да изливаются искренние слезы из очей, дабы те самые очи, которые согрешили, взирая на идолов, загладили, умилостивляющими Бога рыданиями, эти непозволительные действия» (Письм. римск. исповедник. Там же, стр. 86 и 87).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010