В силу такого наказа, Пушкин, по приезде своем в Саввин монастырь, собрал всю наличную братию, и с послушниками, в трапезе, поставил казначея Никиту посредине, вскрыл царское письмо и передал его чтецу искусному, который, обратившись к казначею Никите, во всеуслышание читал следующее: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея России. Врагу Божию и Богоненавистнику и Христопродавцу, и разорителю Чудотворцева дома, и единомышленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпырю 86) , и злому, пронырливому злодею, казначею Никите. Уподобился еси ты сребролюбцу Иуде: яко же он продал Христа за тридесять серебренник, а ты променял, проклятый враг, Чудотворцева дом, да и мои грешныя слова, на свое умное и збойливое пьянство и на умные, на глубокие, пронырливые вражьи мысли 87) . Сам сатана в тебя, врага Божия, вселился. Хто тебя, сиротину, спрашивал над домом Чудотворцевым, да и надо мною грешным, властвовать? Хто тебе сию власть мимо архимандрита дал, что тебе без его ведома стрельцов и мужиков моих Михайловских бить? Вспомни евангельское слово: всяк высокосердечный не чист пред Богом. О, враже проклятый, и за что денница 88) с небесе свергнута? Не за гордость ли Бог не пощадил? Да ты ж, сатанин угодник, пишешь к друзьям своим и вычитаешь бесчестье свое вражье, что стрельцы у твоей кельи стоят. И дорого добре, что у тебя, скота, стрельцы стоят! Лучше тебя и честнее тебя, и у митрополитов стоят стрельцы, по нашему указу, которой владыко тем же путем ходит, что и ты окаянный. И дороги ль твои грозы мне?… И не твои мне грозы, и своего брата государя, и те мне грозы, яко паутину вменяю, потому: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Да помощию Пресвятой Богородицы и за молитвы чудотворца Саввы ничьи грозы не страшны. Ведай себе то, окаянной, тот боится гроз, который наружу держит на отца своего сатану и держит ее тайно, чтоб никто не познал, а пред людьми добр и верен показует себя. Да и то себе отдай, сатанин ангел, что одному тебе и отцу твоему диаволу годна и дорога твоя здешняя честь; а Содетелю нашему, Творцу небу и земли, и свету моему Чудотворцу, конешно, грубны твои высокопроклятые и гордостные, и вымышленные твои тайныя дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Вокруг храма и по всему городу можно было встретить множество жрецов, заклинателей, волшебников, чародеев и гадателей, которые эксплуатировали суеверие язычников и зарабатывали этим большие деньги. Проповедь Павла в корне подорвала суеверие и идолопоклонство. Многие из чародеев, собрав свои тайные книги, сожгли их на площади на глазах у всех. С такой силой в Ефесе возрастало и превозмогало слово Божие. Считая свое дело в Ефесе законченным и имея здесь много подготовленных сотрудников и пресвитеров, Павел решил отправиться в дальнейший путь, чтобы посетить христианские Церкви в Македонии и Ахаии (Греция), с тем, чтобы оттуда возвратиться в Иерусалим. «Побывав там – сказал он, – я должен видеть и Рим» (19:21). Впереди себя апостол послал двух учеников – Тимофея и Эраста, а сам остался на некоторое время в Ефесе, ожидая первых известий от своих посланцев. Но в это время в городе произошел великий мятеж. Один ювелир, серебренник Димитрий, изготовлявший серебряные модели храма Артемиды и статуэтки идола, заметил, что, вследствие проповеди о Христе, заказы на его изделия стали убавляться. Тогда он собрал художников и ремесленников, которые занимались тем же ремеслом, и заявил им: «Друзья, вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше. Между тем, вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но и почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и ниспровергнется величие той, которую почитает Асия и вся вселенная» (19:25–27). Выслушав эту речь, ремесленники пришли в великую ярость и стали кричать: «Велика Артемида Ефесская». Весь город пришел в возбуждение. Разбушевавшаяся толпа схватила сотрудников Павловых и повлекла их на арену цирка, намереваясь там растерзать. По предложению иудеев, был вызван некий Александр, чтобы говорить к народу, но, когда узнали, что он еврей, язычники закричали в один голос, и около двух часов кричали: «Велика Артемида Ефесская».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но все эти знаки внимания со стороны государя не могли успокоить опального патриарха. Убежденный в незаконности своего низложения, он испытывал горькое чувство обиды за несправедливое унижение. В первые годы ссылки это чувство в душе патриарха было особенно острым, и оно то располагало его пылкую своенравную натуру к разного рода протестам и демонстрациям, имевшим целью внушить всем мысль о незаконности своего низложения. Он носил на груди панагию, которую забыли отобрать у него при низложении, и имел при себе две патриарших печати; в письмах к царю и росписях, посылаемых в Кириллов называл себя «Божией милостью патриархом», 37 принимал приходивших к нему на благословение и производил сильное впечатление на толпу посетителей, хлынувшую к нему со времени приезда Ивана Образцова, когда посторонним лицам был открыт доступ в Ферапонтов монастырь. Не ограничиваясь словами, Никон прибегал к разным способам для выражения протеста своей беспокойной души. В числе его свиты жил у него старец Иона по ремеслу серебренник, хорошо умевший вырезать надписи. Никон велел ему на разных сосудах и домашней утвари делать надписи, в которых называл себя патриархом, «заточенным за слово Божие и св. церковь ». Он приказал также наделать деревянных крестов, вырезать на них подобные же надписи и расставить их в разных местах около дорог. Проходящие и проезжающие, останавливаясь помолиться пред придорожным крестом по исконному русскому обычаю, должны были видеть на нем следующую надпись, четко вырезанную серебряком Ионой: «Животворящий крест Христов поставил смиренный Никон, Божией милостью патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за св. Церковь на Белеозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме» 38 . Но этого мало: опальный патриарх соорудил другой более прочный памятник своего заточения, который и доселе существует в Ферапонтове. Разъезжая по Бородавскому озеру, которое было предоставлено ему для рыбной ловли по царскому указу еще летом 1667 года, он выбрал место, в котором было не более двух саженей глубины и решил устроить здесь остров. Сам со своими монахами он начал возить на плотах камни с берега и опускать из на дно в намеченном месте. Среди озера возник новый остров, имевший 12 саженей длины и 5 ширины 39 . Никон поставил на нем крест с вышеприведенной надписью. Этот островок, вновь появившийся среди озера, и стоявший на нем крест с надписью, понятно, должны были привлекать внимание проезжавших, тем более, что зимой дорога проходила мимо островка. Все эти кресты с надписями продолжали стоять до 1676 года, когда по приказанию патриарха Иоакима они были убраны. Надписи на них, а равно и на других вещах Никона, были уничтожены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Мне эта тайна, сказал Феодосий, открыта как начальнику и учителю иудеев. – Выслушав этот рассказ, христианин тотчас же хотел донести обо всем слышанном императору для того, чтобы он повелел достать список иереев и повсюду объявить о нем, для обличения неверия иудеев; но Феодосий остановил его, указав на то, что это известие произведет сильное движение между иудеями и послужит причиной страшной войны и кровопролития. Не донося императору, Филипп серебренник распространил это сказание между своими друзьями и знакомыми, и таким образом сохранил его. – Желая проверить легенду, говорит автор, мы искали ее подтверждения и нашли, что Иосиф, автор истории о войне иудейской, о котором часто упоминает Евсевий в своей церковной истории, говорит, что Иисус исполнял службу в храме, вместе с иереями храма 35 . В Евангелии от Луки также говорится, что Иисус входил в храм, и дали Ему читать книгу пророка Исаии ( Лк.4:16–22 ); если бы Иисус не исполнял иерейской должности, то Ему не позволили бы читать в храме священное Писание. Таким образом, из писаний Иосифа Флавия и из Евангелия Луки ясно видно, что иудей Феодосий не выдумал сказание об иерействе Спасителя, но искренне передал эту тайну Филиппу, как своему другу. – Так автор объясняет происхождение легенды об иерействе Спасителя. Мы думаем, что поводом к составлению легенды об иерействе послужило учение апостола Павла о первосвященническом достоинстве Иисуса Христа в послании к Евреям ( Евр.7:15–28 ; Евр.8:1–6 ), где Иисус Христос называется иереем во век по чину Мелхиседекову. Слова апостола, имеющие духовный смысл, апокриф принял в обыкновенном буквальном смысле и рассказывает, как Спаситель был избран в число иудейских священников. Что касается формы избрания и подробностей о двадцати двух иереях, которые избирались общим советом, то они взяты автором легенды из устройства еврейского священства. Еще при царе Давиде, все иереи при храме иерусалимском были разделены на двадцать четыре чреды, по числу священнических родов, из коих избирались по жребию главы или старейшины иереев ( 1Пар.24:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Гл.XIV. Павла и Варнаву преследуют в Иконии. В Листре Павел исцеляет хромого, за что его и Варнаву почитают богами. Павла бьют камнями и выносят за город. На возвратном пути Павел и Варнава посещают различные церкви; возвратившись в Антиохию, они приносят пособие своим братиям. Гл.XV. Возникает сомнение об обрезании; Апостолы составляют собор и свое определение посылают по церквам. Возникает несогласие между Павлом и Варнавою, — и они отправляются на проповедь порознь. Гл.XVI. Павел, по обрезании Тимофея, побуждаемый Духом, посещает различные страны: в Филиппах обращает Лидию; изгоняет из служанки духа прорицательного, — за что его и Силу, его спутника, бьют и заключают в темницу; во время их молитвы двери темницы отворяются; обращается темничный страж; Апостолы освобождаются. Гл.XVII. Павел и Сила проповедуют в Фессалонике, где одни обращаются, а другие преследуют их; проповедуют в Верии; Павел приходит в Афины, благовествует здесь и многих обращает. Гл.XVIII. Павел проповедует в Коринфе; Господь ободряет его в видении; обвиняемый пред Галлионом проконсулом, Павел отпускается, — и достигает Ефеса; посещает различные города и утверждает учеников. Аполлос, наставленный Акилою и Прискиллою, успешно проповедует. Гл.XIX. Руками Павла низводится на верующих в Ефесе Св. Дух. Иудеи порицают учение Господне; Павел творит чудеса. Иудейские заклинатели, избитые злым духом. Сожжение волшебных книг. Димитрий серебренник производит возмущение против Павла, которое наконец укрощено одним городским книжником. Гл.ХХ. Павел приходит в Македонию; совершает Господню вечерю, проповедует до полуночи, воскрешает Евтиха. Призывает в Милите пресвитеров Ефесских, сказывает им, что в Иерусалиме ожидают его узы и бедствия, поручает им паству Христову, предостерегает их от лжеучителей, поручает их Богу, молится с ними и потом отправляется в путь. Гл.XXI. Павла убеждают не ходить в Иерусалим, но безуспешно. Дочери Филиппа, пророчествующие. Павел приходит в Иерусалим; здесь схватывают его и хотят убить, но тысяченачальник полка освобождает Павла, — и сей говорит к народу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Корабельного мраморного малярства мастер из Адмиралтейства Александр Феодорович Чеглоков расписывал в нижней церкви, в алтаре и в трапезе, в дверях и окнах, откосы, рамы, столпы, пилястры, мраморною работой, по образцу, данному архитектором Швердфегером, за 10 рублей 869 . Позолотные и красочные работы в нижней церкви в 1723-м году производили по подряду партикулярной верфи живописного дела «мастер» Иван Никитин, подмастерье Андрей Иванов Квашнин. Позолота 5-и яблоков на церковные купола производилась золотарями 870 . В Монастыре был и свой серебренник Степан Максимов 871 . Петербургского Адмиралтейства резного дела подмастерье Федор Евсеев Чижиков вырезал в нижнюю церковь к престолу 7 лиц херувимов и к крылосам 12 баляс по архитекторскому рисунку. Другие резные работы исполнял Петербургского Адмиралтейства резчик Петр Миронов Сакульской 872 . Капители резные к церковным и палатным столбам резали по указанию Швердфегера Валдайские каменщики по 6-и рублей за пару. Далее работы были сданы иноземцу Цесарской земли, резных каменных дел мастеру Кондрату Гаю Мартынову, по рекомендации Швердфегера, по 7-и рублей за пару. Он резал в своем доме на Васильевском острове, получая камень из Монастыря; с сентября по январь он вырезал 60 капителей, а затем больше ему резать не велено, так как другие резчики, из Русских, а именно Городовой Канцелярия, просили меньшую цену 873 . Камень резали для капителей и пьедесталов по рисункам Трезина 874 . Резали также капители Петербургской Городовой Канцелярия резчик Тимофей Андреев с товарищами и Француз Фалей – Etienne Follet 875 . 6 медных с серебряными цепочками позолоченных лампад в нижнюю церковь сделали мастера серебряного дела Никифор Ильин Мурашев и Яким Андреев, 4 отливных точеных лампады из зеленой меди – Литейного Пушечного Двора паникадильные мастера Иван Андреев и ученик Никита Андреев и одну такую же лампаду государев токарь Андрей Константинов 876 . В Монастыре был, свой «костяных дел мастер», монах Макарий, взятый из Московского Знаменского Монастыря 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Об этом пишет белорусский историк-геральдист А. К. Титов, акцентируя внимание на том, что на возникновение «Погони» повлияли ряд факторов, среди которых и греко-византийские христианские традиции обозначать оборону Отечества посредством образа святого Георгия как заступника рыцарства. А доходчивость этого образа для простых воинов, оторванных от повседневных забот, заключалась в том, что одновременно этот святой в народной традиции изначально воспринимался и как опекун земледелия, скота и т. д. Иконографическое сходство образа великомученика Георгия Победоносца прослеживается с «конниками», изображенными на артефактах XI–XVII вв., найденных в Беларуси (Крест Евфросинии Полоцкой, печать со знаком Рюриковичей из находки в Калинковичском районе, серебренник времен Ярослава Мудрого, печать полоцкого князя Глеба (Наримонта), монетоподобная подвеска из-под Дрисвят, знаменитые белорусские изразцы, столовая посуда с княжескими и шляхетскими гербами и др.) 373 . Воссозданный крест преподобной Евфросинии Полоцкой Хронологическая глубина подобных находок говорит о некой изначальной данности обращения населения белорусских земель к образу небесного заступника: те же гербовые печати впервые появляются лишь около 1000 года. Вполне естественным образом данная символика в течение столетий перешла на городскую геральдику, которая изначально заимствовала идею государственных символов об обороне Отечества 374 . Характерно, что только в особых случаях государственный герб «Погоня» разрешалось воспроизводить как дополнение в гербе некоторых привилигированных городов Великого Княжества Литовского в его исторически складывавшихся территориальных масштабах (Брянск-Подляшский, Речица – XVI в.). Со временем это ограничение ослабло, и «Погоня», как можно предположить, не только стала шире использоваться в геральдике (Дриса, Лепель, Могилев – XVII–XVIII вв.), но в ряде случаев вновь как бы «возвратилась» в иконографические очертания святого Георгия, убивающего змия (Красный, Сейны, Стародуб, Угорье – в XVII–XVIII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как пчела тайно выделывает соты в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие 432 . Благодать все сама совершает, от человека требуется только начаток, желание и усилие 433 . Без благодати человек не может принести достойных плодов Господу 434 . Без благодати не может он познать тайны и премудрость Божьи 435 . Благодати огонь прогоняет бесов, истребляет грех; он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ. утверждение умных сил 436 . Третий закон действия благодати – это его постепенность. Божественная благодать, которая в одно мгновение может человека очистить и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно и душа в этой постепенности находит себе пособие 437 . Как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде покрывает по частям различными животными, какие на них вырезает, а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске; так и истинный Художник Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет пока не переселится из тела. Тогда эта резьба сделается видной красотой души 438 . Душа окончательно преисполняется благодати Божьей только после долговременного борения, после обетов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний, когда душа уже при многих обстоятельствах окажется благоискусной 439 . Саму постепенность действия благодати Божьей можно изобразить так: у души много членов и глубина её велика и превзошедший в нее грех овладел уже всеми её составами и пажитями сердца. Потом, когда человеке взыщет благодати, она приходит к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный, утешаемый благодатью думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души и грех искоренен. Но большая часть души во власти греха, одна же часть под благодатью 440 . И только со временем благодать овладевает всеми пажитями сердца; тогда царствует она над всеми членами и помыслами, ибо там ум и все помыслы и чаяния души.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тайная вечеря для нас важна не только как прощальная беседа Господа с учениками, но и момент, когда был заключен Новый Завет. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» ( Иер. 31, 31–34 ). Законы будут написаны не снаружи, а внутри, в сердце человека. Знать Господа будут те, кто вступит в Завет. Невоцерковленный христианин – это явление несуществующее, так как воцерковление совершается сразу после крещения (вносят в алтарь). По церковным правилам, те, кого мы называем невоцерковленными, – отступники (вероотступники). Премудростью Отца является Иисус – Сын Бога, который зовет на пир. Семь столпов – семь таинств. Слуги – это апостолы, миссионеры. Обоснование уличной проповеди дано в Книге притчей Соломона ( Прит. 9, 1–6 ). Цена предательства Христа. Об этом подробно написано у пророка Захарии ( Зах. 13, 6–7 ). Буду пасти овец (еврейский народ) двумя жезлами – наградой и наказанием одновременно. Я их пасу, но они от Меня отворачиваются, тогда и Я отвернусь и сломаю жезл благоволения. Миловать их больше не буду (именно в этот момент Завет, заключенный с Ноем, заканчивается). Пророчество о цене: деньги будут брошены в церковное хранилище и пойдут на землю горшечника. Пророчество было написано за 530 лет до Рождества Христова. Почему евреи дали именно эту сумму? Не для того ведь, чтобы пророчеству Захарии исполниться? В Книге Исход говорится, что цена убитого раба – 30 серебренников. На момент распятия за один серебренник давали 4 динария (1 динарий – дневная плата простого работника). Против Христа будут выдвигать ложные обвинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ст. 21–40. Св. апостол уже готовился оставить Ефес, чтобы посетить Грецию, Иерусалим и потом плыть в Рим, как вдруг в Ефесе произошло сильное волнение под влиянием суеверия и корысти. Некто серебренник, именем Димитрий, делал серебряные модели храма Артемиды. Он имел много рабочих. В одно время он созвал их и других подобных ремесленников и сказал: «Этот человек (Павел) не только в Ефесе, но почти во всей Азии, своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги» ( Деян. 19, 26 ). К этому Димитрий прибавил, что «опасность угрожает не только их ремеслу, но и самому культу Дианы, которую почитает вся Азия и вселенная». Тогда рабочие, как бы для защиты Дианы, стали неистово кричать: «Велика Артемида ефесская!» Затем они рассыпались по городу, схватили двух спутников Павла, Гаия и Аристарха, пришедших с ним из Македонии, и привели их в театр, служивший местом сборища для народа. Узнав об этом, Павел хотел идти к своим спутникам, но «ученики не допустили его. Также некоторые из асийских начальников, будучи друзьями его, послав к нему, просили не показываться на зрелище» (в театре). Асийские начальники имели власть религиозную. Как представители городов ионийских, они жили в Ефесе» – как в святом городе национального культа. Они первенствовали при церемониях великого храма, во время общественных игр; самое название их (Асиархии) указывает на значительную силу власти их. Хотя дружба их с Павлом и не показывает, чтобы они были христиане, но во всяком случае мы видим из этого, до какой степени Евангелие имело успех среди язычников и каким уважением среди них пользовался Павел. Расположение к Павлу обнаружилось при дальнейшем ходе дела. Иудеи, которые в понятии толпы смешивались с христианами, воспользовались настоящим случаем, чтобы показать свое отличие от христиан; их оратор, Александр, хотел говорить на этот счет, но его не слушали и около двух часов кричали в один голос: «Велика Артемида ефесская!» Блюстители порядка дали успокоиться волнению; потом один из них, секретарь города, обратился к народу, сказав несколько слов о богине, почитании ее, несокрушимом величии; он прибавил, что двое приведенных сюда мужей невинны ни в оскорблении храма, ни в порицании богини; что если Димитрий имел жалобу на кого-нибудь, то в Ефесе есть проконсул, могущий справедливо рассудить это дело; что если нужно дело повести законным порядком, то должно ожидать полного собрания народа; что настоящее собрание не имеет законной силы и, по своему возмутительному настроению, бесчестит город; что римляне могут видеть в этом деле возмущение, и что, наконец, лучше всего – разойтись. Толпа разошлась.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010