Николаев. Собор Николая Чудотворца. греческая церковь, Свято-Николаевская соборная церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский соборный храм находится на пересечении улиц Никольская и Фалеевская. Первая попытка построить храм в честь святителя Николая была сделана в конце 18 в. 26 июня 1769 г. Г.А. Потемкин направил Екатерине II донесение с просьбой устроить в районе Витовка (ныне – Корабельный район г. Николаева), недалеко от русла Ингул, мужской Свято-Никольский монастырь для монахов и инвалидов – участников войны с турками. Разрешение пришло незамедлительно. Настоятелем еще не построившейся обители был назначен архимандрит Моисей. Но в связи со смертью князя решение про основание обители осталось нереализованным. 17 декабря 1789 г., через год после взятия Очакова, М.Л. Фалеев проинформировал архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Амвросия (Серебренникова) о намерении соорудить в Николаеве храм в честь свт. Николая Чудотворца. Осуществление этого доброго намерения очень тесно связано с греками-переселенцами, которые сыграли значительную роль в экономической и культурной жизни города. Волны греческой эмиграции покатились, когда в этом регионе стали проводиться успешные военные действия России. Греки видели в единоверной России свою покровительницу. Кучук-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.) давал России право защищать интересы христианских балканских народов. В частности, жителям Архипелага разрешалось в течение года эмигрировать в Россию. Греческим эмигрантам предоставлялись всяческие льготы, выделялась земля и денежная помощь. В конце 18 в. греки появились и в Херсонской губернии, а в середине 19 в. их количество в этой губернии достигло 3500 человек. Греческие торговые ряда занимали целый квартал между улицами Московской, Черниговской, Адмиральской и Никольской. В строительстве нового города принимал участие греческий архитектор Мануил Портарий, который прибыл с Ясс вместе с греками-строителями Яни Калфа, Федор Киоше и Федор Мийрос. Много полезного для Николаева в конце 18-19 вв. сделали греки Аркасы, Рафтопуло, Манн ган…

http://sobory.ru/article/?object=09920

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Серебренников [Серебряков] Авраам Никитич; 1745, с. Отчина (Вотчина) Казанской (позднее Вятской) губ.- 13.10. 1792, Полтава), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический. Род. в семье диакона. Учился в Вятской ДС, затем в МДА, по окончании к-рой преподавал риторику и франц. язык в Вятской (1768-1773) и Троицкой (1773-1778) семинариях. Амвросий (Серебренников), архиеп. Екатеринославский Амвросий (Серебренников), архиеп. Екатеринославский 14 авг. 1775 г. принял монашество. С 28 авг. 1777 г. префект МДА, с 28 июля 1782 г. ректор Новгородской ДС и архимандрит Антония Римлянина новгородского муж. мон-ря . 26 дек. 1783 г. хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 28 нояб. 1786 г. архиепископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический. После занятия рус. войсками Молдавии по ходатайству кн. Г. А. Потёмкина в 1789 г. назначен Местоблюстителем Молдо-Влахийского экзархата . 5 февр. 1790 г. «в рассуждении отличных трудов и усердия в прохождении должности» пожалован титулом члена Святейшего Синода. Находился в близких отношениях с кн. Потёмкиным, сопровождал его армию в русско-тур. войне 1787-1791 гг. После окончания войны, направляясь в свою епархию, заболел и умер. Погребен в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня мон-ре . С 1785 г. А. был членом имп. АН, принимал участие в составлении этимологического словаря. Приобрел известность многочисленными проповедями и речами, среди к-рых выделяются надгробные речи кн. Потёмкину (1791), отмеченные как образцы духовного красноречия свт. Московским Филаретом (Дроздовым) . «Краткое руководство к оратории российской» (1778), созданное А. по примеру «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова , содержит образцы речей на разные случаи общественной жизни и имеет большое значение для развития риторики, поскольку, как и Риторика Ломоносова, написано на рус. языке (др. учебники по риторике того времени написаны по-латыни). А. считал, что рус. лит. язык должен включать в себя заимствования из церковнослав., однако замечал, что нет ничего хуже, нежели «неумелое соединение» слав. языка с русским. А. перевел (с перевода на франц. язык) «Потерянный рай» Дж. Мильтона (М., 1780, 17852, 18023). Его неопубликованные труды («Толкование на пророка Иезекииля», «Сравнение истин христианства с началами магометанской религии») находились в б-ке СПбДА, в архиве Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/114412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ (Потёмкин Иаков Петрович; 22.07.1750 (1752 ?), с. Нихолажи Смоленской губ.- 28.03.1823, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Род. в семье полковника, был родственником (возможно, племянником) светлейшего кн. Г. А. Потёмкина . По некоторым сведениям, сестра деда И. игум. Памфилия была настоятельницей Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Старший брат буд. архиерея принял постриг на Афоне с именем Анастасий, впосл. в сане игумена был насельником Александро-Невской лавры , в 1783-1785 гг.- настоятелем Отенской муж. обители близ Новгорода, затем ушел на покой. Скончался в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Новоезерский архим. Феофан (Соколов) называл игум. Анастасия добродетельным старцем. Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА) Иов (Потёмкин), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Фотография с портрета XIX в. (РГИА) И. Потёмкин с отличием окончил имп. Сухопутный кадетский корпус, получил чин поручика, однако отказался от перспектив блестящей офицерской карьеры и вышел в отставку. Втайне от родных он поселился в одном из молдав. мон-рей, неск. лет провел под руководством старцев, учеников прп. Паисия (Величковского) . Вместе с др. насельниками ходил за сбором милостыни на родину, неск. дней провел неузнанным в доме родителей, известил их о своем посещении уже после отъезда. В 1779 г. принял монашеский постриг, в 1784 г. в Яссах Молдавским митр. Гавриилом (Каллимаки) рукоположен во иерея, в 1785 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Городищенского скита (см. Успения Пресвятой Богородицы Городищенский монастырь в с. Цыпове). 20 янв. 1790 г. местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата Екатеринославским архиеп. Амвросием (Серебренниковым) И. был возведен в сан архимандрита. Указом имп. Екатерины II от 3 дек. 1792 г. И. был назначен епископом Феодосийским и Мариупольским, викарием Екатеринославской епархии. Феодосийское вик-ство было создано для управления приходами на юге епархии и в Крыму. 27 февр. 1793 г. в Воскресенской ц. Киевского митрополичьего дома состоялась архиерейская хиротония И., к-рую возглавил Киевский митр. Самуил (Миславский). В окт. 1792 г. скончался Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), поэтому до назначения в мае 1793 г. на эту кафедру митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) И. самостоятельно управлял всей епархией. 13 марта того же года И. прибыл на кафедру, проживал в полтавском в честь Воздвижения Креста Господня монастыре .

http://pravenc.ru/text/578184.html

Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения. В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена. В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Сочинения 1) Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в лаврской семинарии в пользу юношества красноречию обучающегося, префектом иеромонахом Амвросием Серебренниковым. М. 1778. 2) Краткое историческое описание свято-троицкой Сергиевой лавры. Соч. иеромонаха Павла (Пономарева). Спб. 1782. Сочинение писано, когда Павел был наместником лавры и учителем истории в троицкой семинарии. 3) Краткие правила и словарь простого греческого языка, иеромонаха Мефодия (Смирнова, учителя при семинарии). М. 1783. 4) Сокращениее богослужения древних римлян, с кратким вступлением, содержащим некоторые древности, касающиеся до города Рима. Собрал Иван Рижский. М. 1784. С0ЧИНЕНИЯ РЕКТОРА АПОЛЛОСА БАЙБАКОВА (1775–1783). 1) Иеффай, священная трагедия в прозе. М. 1778. 2) Ураний, лишенный зрения, несчастный государь, священная иносказательная повесть. М. 1779. 3) Афанат и Фнит, или неразрывный союз двух братьев; аллегорическая повесть, изъясняющая сообщение души с телом. М. 1780. 4) Общий способ учения, для всякого состояния свободных людей нужный. М. 1781. 5) Словарь пиитико-исторических примечаний. М. 1781. 6) Загадки увеселительные с нравоучительными отгадками. М. 1781. 7) Евгеонит, или созерцание в натуре видимых Божьих дел. М. 1782. 8) Вера, надежда и любовь, учения богословского состав. М. 1782. 9) Кто есть истинный друг, иносказательное с нравоучением описание. М. 1783. 10) Богословские рассуждения, читанныя в богословских публичных состязаниях в разное время в семинарии святотроицкой Сергиевой лавры, под предводительством семинарии ректора иеромонаха Аполлоса М. 1781 г. В этом сборнике самому Аполлосу принадлежат по подписи: 1) ответ на возражения противу повсемственного звания Божия и 2) возражения на бессмертие души. Сверх того, вероятно, принадлежит Аполлосу же помещенное в том же сборнике рассуждение о древнем славянском богослужении 247 247 Другие сочинения и переводы Аполлоса, которых издание относится ко времени до и после его ректорства в Троицкой семинарии, указаны в словарях преосвящ. Евгения и Филарета. Читать далее Источник: История Троицкой лаврской семинарии/[соч.] С. Смирнова. - Москва : Изд. А.В. Толоконникова; тип. В. Готье, 1867. - 586, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

на территории Днепропетровской обл. была учреждена Криворожская и Никопольская епархия . С этого времени Днепропетровская епархия занимает совр. территорию и имеет совр. название. История и современное положение XVIII в. - 1917 г. До создания Екатеринославской кафедры земли Новороссии, являясь частью Киевской епархии, находились под властью Киевского митрополита, который до 1760 г. управлял ими при посредстве полтавских протопопов, с 1760 г.- при посредстве старокодакских наместников. Земли, вошедшие в 1775 г. в состав Азовской губ., в церковном отношении с 1770 г. находились под управлением Воронежских архиереев. Первоначально Екатеринославская епархия делилась на 7 духовных правлений: Кременчугское, Полтавское, Кобелякское, Елисаветградское, Новомиргородское, Славянское и Херсонское. В 1776-1777 гг. на территории Азовской губ. было учреждено еще 5 духовных правлений: Екатеринославское, Самарское (существовало до 1778), Бахмутское, Павловско-Павлоградское и Новоростовское. 7 марта 1787 г. для управления храмами на юге епархии и в Крыму было учреждено Феодосийское и Мариупольское вик-ство Екатеринославской епархии с центром в г. Ст. Крым (упразднено 16 окт. 1799). Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Екатеринославская и Мариупольская епархия в 1914 г. Первоначальная история епархии тесно связана с историей Новороссийского края, начальником к-рого после подписания 10 июля 1774 г. Кючюк-Кайнарджийского мира с Турцией стал кн. Г. А. Потёмкин. 3-й Екатеринославский епископ - Амвросий (Серебренников ; 1786-1792) сопровождал армию кн. Потёмкина в русско-тур. войне 1787-1791 гг., после занятия рус. войсками Молдавии по ходатайству Потёмкина в 1789 г. еп. Амвросий был назначен местоблюстителем Молдо-Влахийского Экзархата . Будучи в Молдавии, архиерей посетил Новонямецкий мон-рь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем прп. Паисия (Величковского) . К времени учреждения епархии на ее территории действовали 232 церкви, неск. мон-рей (ближайшими к Екатеринославу были Самарский Пустынный во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178625.html

Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был основан в 1650 году по инициативе полтавского полковника Мартина Пушкаря игуменом Лубенского Мгарского Спасского монастыря Калистратом. Кроме Мартина Пушкаря основными жертвователями при основании монастыря были казацкие войсковые старшины Иван Искра, Иван Крамарь и другие жители Полтавы. Разрешение и благословение на это дал Киевский митрополит Сильвестр Косое. Полтава многие века стояла на пути, по которому татарские орды совершали опустошительные набеги на украинские земли, сжигая города и увозя в неволю женщин и детей. Во время одного из таких набегов в 1695 году Крестовоздвиженский монастырь был разорен и предан огню. Накануне решающей битвы Великой Северной войны 1709-1721 гг., по приказу короля Швеции Карла XII, штаб-квартира его армии была размещена в монашеских кельях монастыря. Монастырю принадлежало множество сел, среди которых были Рассошенцы, Буланово, Семеновка, Сторожевое, Ольшанка, несколько монашеских скитов. Восстановление сожженного и разграбленного монастыря в начале XVIII столетия осуществлялось усилиями полтавского полковника Василия Кочубея - сына казненного в 1708 году Генерального судьи Левобережной Украины Василия Леонтьевича Кочубея. Новый монастырь было решено построить из камня. Главный Крестовоздвиженский собор монастыря был освящен 11 февраля 1756 года. В соборе было два престола: главный, в честь Воздвижения Креста Господнего, и боковой, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Особо был красив резной иконостас во всю высоту храма, выполненный в середине XVIII ст. известным резчиком по дереву Сысоем Шалматовым. Кроме соборной церкви, на территории монастыря располагалась одноярусная с одним куполом трапезная церковь во имя святой Троицы, построенная в 1750 году. В 1887 году она была разобрана в связи с постройкой отдельной трапезной церкви во имя Симеона Богоприимца. Храм этот был сооружен на средства иркутского купца Иннокентия Котельникова в память его сына, умершего в Полтаве и похороненного в монастыре. С западной стороны храма была пристроена пекарня и келия заведующего трапезой монаха. В 1775 году императрица Екатерина II повелела всем архиепископам Славянским и Херсонским жить в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре. Среди них наиболее известным был архиепископ Амвросий (Антоний Серебренников). Его труды по вопросам христианства, проповеди и речи печатались в различных епархиальных ведомостях и журнале " Северная пчела " . Похоронен архиепископ Амвросий был в монастыре, где его тело почивало нетленным.

http://sobory.ru/article/?object=11933

В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого. Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины XVIII - первой половины XIX века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Что же касается до книг, утраченных при прежних библиотекарях, они, по приказанию Платона, исключены из каталога. Ильинскому поручено составить новый каталог, в котором означать год и место издания книги, чего в прежних каталогах не было. В 1775 году, когда префект Ильинский сменен с должности библиотекаря префектом Амвросием Серебренниковым, при приеме библиотеки от Ильинского оказались утраченными при нем до 60 книг, в том числе рукописный: псалтирь переводу Максима Грека , книга Иоанна Златоустог о, Даниил митрополит всероссийский и книга: небеса. На представлении об утраченных книгах Платон дал резолоцию: «которые книги у кого под росписками состоят, и они живы, с тех взыскивать книгами ж или деньгами: а которые умерли, или неизвестно где находятся, те оставить и из каталога исключить, а в коих книгах росписок нет, а они не найдены и чрез месяц не отыщутся, за те с Ильинского взыскать книгами такими же, или деньгами по настоящей цене.» В реестре против названия рукописей Платон написал: «отыскивать прилежно» и рукописи были после отысканы; за некоторые неважные книги Платон приказал не взыскивать, потому что у Ильинского оказались излишние книги сверх принятых им по каталогу, и в том числе несколько рукописных, именно: учебники по богословию и философии, книга князя Семена Шаховского жития разных преп. отец, греческая с надписью Петра Могилы и др. 256 . Но и при том строгом порядке, какой ввел Платон относительно сбережения книг, книги при преемниках Ильинского были утрачиваемы, хотя и в меньшем против прежнего количестве: каждое донесение о том тревожило Платона. В 1782 году, когда учитель Михаил (в монашестве Мефодий) Смирнов принимал библиотеку от учителя иеромонаха Гедеона, не оказалось на лицо 11 книг. На донесении о том Платон написал: «семинарской конторе рассмотреть, есть ли росписки на тех, на коих теперь книги неявившимися состоят, и почему при отпуске тех людей книг от них не отбирано, или не взыскано, и контора при уволении семинаристов от семинарии библиотекарю давала ли знать, и если не давала, то почему, и от кого теперь те книги взыскать следует натурою, или деньгами, и по скольку, – представить с подробными обстоятельствы и со мнением.» Когда Мефодий сделался ректором семинарии, и библиотеку от него принял учитель Петр Остроумов оказалось, что к прежде утраченным книгам при Мефодии прибавилось еще несколько, так что по оценке, сделанной Учрежденным собором, с Мефодия следовало взыскать 115 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010