Асон поселился в этом месте. Пожив несколько времени, он умер; но, умирая, он сказал сыну своему, Спутнику: «блюди, чадо, древо се лежащее; на сем древе хотят обесити живота нашего и Бога Христа; аще приидет когда, то и ты, чадо, распнися с ним, той бо весь мир свободит от вечныя муки». Этот Спутник и хранил крестное древо до пришествия Спасителя и был распят вместе с ним по правую сторону. Рассказ умалчивает о том, за какую вину был распят Спутник; он только замечает, что место, на котором он жил, называлось «разбоищем», и всякого, кто на нем жил, «благ или зол», называли разбойником. Выходит, что Спутник сам по себе как будто не был разбойником, а назывался так по месту, где жил. Рассказ о Спутнике часто встречается в Беседе трех святителей. Легенда об иерействе Иисуса Христа Легенда об иерействе Иисуса Христа была напечатана в первый раз в Лексиконе Свиды, писателя XI в. 34 Впрочем указание на ее существование между Иудеями встречается еще в Слове на благовещение Иоакима и Анны монаха и пресвитера Эвбейского Иоанна (VIII в.), который, приводя из нее слова о поставлении Иисуса Христа на иерейство, говорит: τμος οτος στ πεφυλαγμνος παρ ατος μεχρ τς σμερον. Migne Curs. Patrol. graec. XCVI, 1490–1491. Вот содержание легенды: во время благочестивейшего императора Юстиниана, жил иудейский князь, Феодосий, который был известен христианам и самому императору. В то же время жил христианин Филипп, ремеслом серебренник. Он был другом Феодосия и постоянно убеждал его сделаться христианином; но Феодосий отказывался и говорил, что хотя он сам убежден, что Христос есть тот самый Мессия, о котором было предсказано в законе и пророках, не может, однако, сделаться христианином, потому что в этом случае он должен лишиться и своего высокого положения в евреийском обществе и всего своего состояния, которым владеет. В доказательство же того, что говорит это искренне, он готов поведать ему одну тайну, которая известна между евреями. В иерусалимском храме с того времени, как он построен, существовал такой обычай, чтобы в нем постоянно было столько же иереев, сколько письмен (γραμμτων), или букв в еврейском языке, и сколько богодуховенных книг в Писании, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Против проповеди Павла выступали и Елима волхв, и Александр медник, и Гименей, и Филет, и Демитрий серебренник, но апостол не только пренебрег этим их соблазном, но и Елима назвал сыном дьявола, а прочих – сатанами, как противников Божьей воли. Именно о них сказано: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны» ( 2Кор.12:7 ), как толкует божественный Златоуст. Говорящий или делающий благо свободен от греха, даже если он кого-то и соблазняет. Только тогда следует пренебрегать соблазном, когда польза превосходит вред от него. Не следует пренебрегать соблазном, содержащимся в безразличном и дозволенном. Господь иной раз пренебрегал соблазном, а иной – нет Василий Великий ввел всеобщее и главное правило, касающееся соблазна: если один сказал прекрасное слово или совершил благое дело, а другой услышал это прекрасное слово или увидел это благое дело, не понял должным образом и из-за своего неразумия и дурных мыслей получил вред, то сказавший слово или совершивший благое дело – чист и невиновен во вреде, который невольно получил соблазненный: «Если нечто будет с благой целью или произнесено, или совершено, но порок того, кто пользуется этим, на деле заставит его потерпеть вред, то чист от осуждения соблазненных тот, кто в назидание веры сказал или совершил благое» (О крещении. Кн. 2, гл. 10). И, говоря кратко, только тогда должны мы пренебрегать соблазном, когда польза, приобретаемая от пренебрежения соблазном, больше вреда, происходящего от соблазна. Как говорит Златоуст, «только тогда мы избавляемся от наказания, положенного для соблазненных, когда от соблазна рождается нечто другое, большее, нежели вред от соблазна». Когда же дело безразлично, то есть ни душегубительно, ни полезно само по себе, или находится в нашей собственной власти, тогда не следует пренебрегать соблазном не из-за него самого, но из-за большего вреда, который произошел бы, если бы мы пренебрегли им. Поэтому тот же Златоуст сказал: «Если дело безразлично, то следует воздержаться» (Беседа 7 на Деяния Апостольские).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

32)  Мая 5. Одна «постница» тщательно берегла себя: она много постилась и молилась, и избегала всякого сообщества мирских людей, а держалась только с клириками, но и тут по неосторожности сблизилась с одним певчим, который, по сказанию, сам не был ни в чем повинен перед ней, а она сама «растлилась и зачала». Увидев такое серьезное и, как видно, нежеланное последствие от своего сближения, постница опять обратилась к богу и начала пламенно молиться, «чтобы зачатое ею в беззаконии родилось мертво», и это так и случилось. Два эти сейчас приведенные случаи (31 и 32) представляют самое худшее, чту есть в ряду всех историй с женщинами, описанными в Прологе; но если и на эти два самые худшие «прилога» смотреть беспристрастно, что от критики безусловно и требуется, то нельзя не видеть, что обе здесь представленные женщины тоже отнюдь не являют собою особенного коварства к погублению мужчин, а напротив, они по своему безрассудству и страстности губят только себя и своих детей. Следует также заметить и то, что у всех прологовых женщин высшего настроения, при большой примитивности их приемов, постоянно видна ясность в их целях и отчетливость в действиях, чего нет в описаниях, изображающих мужчин, желавших исправлять женщин. У женщин (кроме двух детоубийц) совсем нет грубости, а у мужчин без нее не обходится никакое дело. 33) Некто Виталий из Каира послужил при келье старца Спиридона шестьдесят лет и ушел в Александрию, потому что не захотел более аскетической славы, а «нача жить на соблазн», то есть юродовать. Самое соблазнительное в юродстве этого старика, которому не могло быть менее как лет семьдесят, было то, что Виталий всякую ночь шел туда, где собирались блудницы. Он это затеял, как ниже увидим, не с дурною, а с доброю целью, и это ему стоило немало хлопот и трудов, ибо для такого рода жизни нужно было постоянно иметь с собой изрядные деньги. Виталий и старался доставать нужные ему средства: он вставал рано утром, выходил на поденщину и целый день работал, получая серебренник за день, а пошабашив, тотчас же нес этот серебренник в блудный дом, нанимал себе за эту цену блудницу, и когда оставался с нею наедине, то передавал ей серебренник и говорил: «вот, дочь моя, я за эту монету целый день проработал, а ты теперь возьми ее себе и целую ночь за нее проспи спокойно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Оно облекается в души, касается самых составов костей. Как в воздухе бывает сатана, и, там же соприсутствуя, Бог нимало не стесняется тем: так и в душе есть грех, а равно соприсутствует, нимало не стесняясь, и Божия благодать. Как раб, если он близ господина своего, во все то время, пока близ его, бывает под страхом, и без него ничего не делает: так и мы должны подвергать и обнаруживать помыслы свои пред Владыкою и Сердцеведцем Христом, и на Него иметь надежду и упование, потому что Он – слава моя, Он – отец мой. Он – богатство мое. Посему, всегда должен ты иметь в совести попечение и страх. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, то день и ночь, как к чему-то естественному, да прилепляется душею к тому, что по временам руководствует им, пробуждает его и направляет к добру. Пусть, по крайней мере, как нечто естественное и неизменное, будут в нем попечение, страх, болезнование и всегда утвержденное в нем сокрушение сердца. 7. Но как пчела тайно выделывает сот в улье: так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие – в мягкосердие. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает; а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске: так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела; и тогда соделается видною красота души. Желающие устроить сосуды и изобразить на них животных сперва делают восковой слепок, и по его подобию отливают сосуд, отчего произведение и принимает наконец свой вид. Так и грех, будучи духовного свойства, имеет свой образ, и преображается во многие виды. Подобно сему и внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и свое очертание; потому что внутренний человек есть подобие внешнего. Это – важный и драгоценный сосуд; потому что Бог благоволит к нему более, нежели ко всем тварям. И как добрые помыслы души подобны драгоценным камням и жемчужинам: так нечистые помыслы исполнены мертвых костей и всякой нечистоты и зловония.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Из имен, как мирских, так и христианских, и из прозвищ возникли фамильные прозванья, получившие у великоруссов форму прилагательного имени с окончаниями на ов, ин, ский. или в родит, падеже ед. числа ого, ово, аго, или множ. числа ых, их: Захарьин, Романов, Мстиславский, Солового, Щербатово, Дурново, Веселаго, Мертваго, Нагих и т. п. Почти все приведенные в моем списке имена и прозвища принадлежат крестьянам и посадским людям. В упомянутых выше документах, из которых извлечены они, обыкновенно обозначаются имя, отчество и фамилия или прозвище (иногда же только имя и отчество, без прозвища), например: Потеха Иванов сын Опарин, Шестой Офонасьев сын Серебренник прозвище Кроха, Ждан Клементьев сын Облоухов, Дмитрий Третьяков сын Оничков, Васька Григорьев сын, Ярило, Невежа Тимофеев сын Бобоедов, Олексейко Онуфреев, а прозвище Поп, Иван Иванов сын Ермолин прозвище Рогожа, Вавило прозвище Бажен Первово сын Гагарина, Истома Иванов сын Трясисолома, Тимоха Меньшово сын Сухая-заколотка, Мурза Онисимов Коротково, скоморох Жданко Веселой, Ивашка Тяжеловы-шубы, Васька Терентьев сын Татарин и т. п. Лица служилого сословия почти все носят христианские имена («молитвенные», как тогда называли) и обыкновенные фамильные прозвания в нынешней форме. Только изредка попадаются в среде их: Игумен Леонтьев сын Белово, Бусурман Леонтьев сын Беклево, Курдюк Семенов сын Карамзин, Томило Семенов сын Карамзин, Одинец Михайлов сын Беклемишев, дьяк Алмаз Чистого, дьяк Бажен Степанов, дьяк Гуляй Золотарев, дьяк Неупокой Кокошкин, подьячий Ермак Баженов, городовой прикащик Юмшан Лобанов. Между духовенством подобные имена еще реже: мне встретились только имена попов Посник (т. е. Постник) и Девятой и прозвища Трубник и Список. Почти все имена, судя по отчеству и прозвищам, а также по содержание документов, мы должны отнести к русским людям. Правда, по имени и фамилии не всегда можно догадаться о народности носившего их лица: так упоминаются между мордвой, даже не крещеной: Тишка Потешкин, Гришка Башкин и т. п., попадается торговый немчин Роман Юрьев сын Резвой. Точно также и русским людям, как известно, давались имена явно инородческие: Бахтеяр, Муса, Сабур, Санчук, Угрим и др. Иногда в документах обозначается народность лица: немчин, литвин, мордвин, татарин; но не всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Но скажут, поэтому, если человеку случится однажды пасть в грех, то он совершенно погиб, и нет уже для него места покаянию? На это скажу в ответ, что не может быть, чтобы Господь допустил совершенно погибнуть человеку, истинно кающемуся, если он постоянно пребывает в истинном исповедании веры и соблюдении Божественных заповедей, хотя бы и несколько ослабел в первоначальной своей ревности. Ибо писано: мои же вмале не подвижастеся нозе ( Пс.72:2 ). Побуждаемый болезнями, скорбями или самым стыдом греха, такой человек при помощи Божией возвращается на средину тесного пути, пока не научится проходить его непреткновенною стопою. Если и после сего кто падает с пути, уподобляет себя Иуде предателю, который, будучи свидетелем стольких чудес и участником высоких даров, пренебрег благодеяниями Божиими и низвергнулся в вечную погибель. Напротив, люди, проводящие право жизнь, хотя по человеческой немощи иногда и забывают нужное для спасения, но очищаясь искушениями, как золото огнем, мало-помалу истребляют в себе порочные наклонности». Феодор в своей беседе указал и на средство, как истреблять в себе худые наклонности и приобретать противоположные им добродетели. «Если человек хочет, например, освободиться от гнева, то слыша насмешки, пусть говорит к душе своей: вот я приобрел серебренник в свою пользу; если нанесут обиду, пусть считает её высшим приобретением, тогда он не будет гневаться. Если он приучит себя так переносить обиды, то сладким для него покажется и поношение. Ибо заповеди Божии истинно вожделенны паче злата и камени честна и сладши паче меда и сота. И если мало их желаем мы или мало об них заботимся, то причиной наше помышление, устремленное к плоти и чувствам». Далее Феодор указал на пример мучеников, которые не только мужественно терпели страдания, но и молились за своих мучителей. Свою беседу он заключил следующими словами, способными воодушевить всякого к терпению. «Но скажи мне, человек, что ты сделал равного тому наследству, какое уготовал тебе Бог ? Потерпел ли ты гонение или смерть за имя Иисус Христово? Не достаточно ли был бы ты награжден одною людскою похвалою, если награда должна быть соразмерна с делом? Ибо кто не воздает похвалы тем, кои верно служили Богу, и особенно святым мученикам? Истинно велика и безконечна благость Божия. Бог поступает в отношении к тебе так же, как человек, который сказал бы: принесите мне глиняные сосуды, которые вы имеете, предоставьте мне свободу распоряжаться ими, и разбить, если захочу я; вместо их я дам вам сосуды золотые, украшенные драгоценными камнями. Но верно сбывается над нами слово Писания: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным ( Пс.48:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

—221— девственное тело твое» (Бес. XXVI, § 13). Конечная цель всех подвигов и внутренних и внешних у души, твердо решившейся жить только духовным человеком, та, чтобы «здесь еще приять ей Духа Божия, потому что Он есть жизнь души и для того было пришествие Господа, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Святого» (Бес. XXX, § 6). Если же христианин, отказавшись от, жизни плотского человека «не будет иметь внутри себя радости духа и утешения небесной благодати, то стал он солью обуявшею, он жалок паче всех людей» (Бес. XLIX, § 1). Но вот, наконец, наступает последняя ступень нравственного возрождения. Вся душа человека исполняется блаженства богообщения. Христиане, сподобившиеся небесного огня, Духа Св., о мире мыслят уже не иначе, как, что весь земной мир и царские сокровища, и богатство и слава, и словеса мудрости, – все это какая то мечта, что то не имеющее твердого основания, но преходящее; и если есть, что под небом, то для них достойно это всякого пренебрежения. Почему же это? Потому что чудно и дивно то, что превыше небес, чего нет ни в сокровищах царских, ни в словесах мудрости, ни в славе мирской (Бес. XV, § 40; 41); к этой красоте они привязуются. Они отдаются в плен вожделению и любви, всецело устремляясь ко Христу (Бес. V, § 6). Колебаний значит уже нет. Христос возлюблен, плотское мудрование отвергнуто. Не нужно думать, что лишь только обнаружится в душе присутствие благодати Духа Св., тотчас будто сия благодать объемлет всю душу, и человек делается совершенным. «Многие вводимы были в заблуждение самым действием в них благодати: они подумали, что достигли совершенства и сказали: «довольно с нас, не имеем ни в чем нужды». Но Господь бесконечен и непостижим, и у души много членов и глубина её велика, и привзошедший в неё грех овладел всеми её паяштями и составами сердца (Бес. XXVI, § 17). Как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает, а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске; так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ты ведь мать Фалалея; ты баба внучков своих Вирины и Витта, маленьких, бедных детей… Подумай, что ждет их? Фалалей истомится и умрет, – его источит закожный червь в темнице, дети возрастут без учения и ты умрешь без приюта, а стройное тело твоей гордой Тении согнется, и лицо ее поблекнет и никто на нее не захочет смотреть… Тогда она сама пожалеет о том, что теперь отвергает, и проклянет свою гордость. Быть может, даже сама когда-нибудь станет за полог шатра и будет трогать за локти проходящих незнакомцев и смотреть на них подкрашенными глазами, загиная свои руки за шею, но это будет напрасно и она не продаст никому за серебренник то, за что нынче готов осыпать ее златницами милосердный вельможа. О, будь милосердна к своим и к чужим, умная Пуплия, заставь скорее Тению ловить быстролетящий час, пока молодая кровь делает Милия безумцем. Теперь он рабствует прихоти своего сердца и готов на все, лишь бы ему не отъехать в Дамаск, не изведав краткой ласки от Тении; но этот жар может потухнуть и другого такого случая уже не будет, а если он пропадет, то и тебе, и всем нам после того навсегда будет ненавистна проклятая гордость твоей невестки. Пуплия молчала, глядя вдаль померкнувшими глазами, из которых на ее сгоревшие от зноя щеки лились обильные слезы, а Тивуртий взял ее ласково за руки и закончил: – Слезы твои, старуха, самого меня трогают, но и утешают: я вижу, что ты не ставишь счастье других ни во что, как делает Тения, и, наверное, направишь мысли Тении к тому, чтобы не считать свою чистоту большим благом, чем счастье многих. Тут Пуплия баба вздохнула и отвечала: – Слова твои, Тивуртий, страшно остры и едки: тяжело мне слышать, но ты отгадал: я согласна с тобою и буду уговаривать Тению, чтобы она не считала свою непреклонность за добродетель, потому что страдания наши слишком несносны. Доимщик Тивуртий еще похвалил Пуплию и отошел, довольный своим первым успехом, и отправился в виноградные сады, где теперь раскинуты были небольшие шелковые шатры и в них размещались стройные, разноцветные девушки, привезенные Сергием из Александрии.

http://azbyka.ru/fiction/askalonskij-zlo...

Так однажды, когда собирали виноград, один из русских паломников нарезав корзину винограда, дает ее отцу Паисию, а от него берет пустую корзину и говорит: «Дай мне старик свою корзину, а это отнеси, где высыпают». Лишь только взял от него отец Паисий наполненную виноградом корзину, как он узнал в нем игумена и, пав к ногам его, просил прощения за невежество свое. В другое время, когда раскапывали источник, чтобы найти воду, он вместе с братией и рабочими копал землю и переносил камни. Работа эта продолжалась до двух месяцев. В это время в скит прибыл один нищий странник, чтобы попросить милостыню. Привратник на вопрос об игумене отвечал ему, что игумен на работе, и затем отвел странника на то место, где продолжалась работа, и показал ему старца. Бедняк, видя отца Паисия в старом рваном подряснике, измазанном грязью, оскорбился на привратника, но, не умея возможности объясниться по-русски, подумал, что указанный ему человек такой же проситель милостыни, как и он, и отведен на работу. Поэтому он и сам принялся работать с прочими. Нося же на носилках землю с одним братом, он просил его показать ему игумена. Тот указал на отца Паисия. Грек подумал, что и этот брат издевается над ним, потому что ни один брат не был одет проще отца игумена. И так нищий, оставаясь в недоумении, работал до самого обеда. В трапезной, видя отца Паисия, сидящего на первом месте, одетого во всей монашеской одежде, он все еще не верил, этот ли был на работе в рубище. Но когда подошел к нему после трапезы с прошением о подаче милостыни, то увидел под рясой тот же ветхий подрясник, из кармана которого отец Паисий вынул серебренник и подал ему. Тогда он крайне удивился смирению и простоте настоятеля. 3 августа 1868 года отец Паисий был возведен в сан архимандрита, что было признанием его несомненных заслуг как настоятеля и духовного отца. Он имел многие дарования от Бога, был смиренномудр, называя себя незнающим и неопытным, и в трудных обстоятельствах, не полагаясь на свое рассуждение, хотя и богат был им, всегда прибегал к совету опытных своих друзей – сомолитвенников, особенно духовника Руссика отца Иеронима. И в этом он находил для себя большую духовную помощь и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

187. Как зародыш в матерней утробе не вдруг делается человеком, но постепенно принимает человеческий образ, и раждается, впрочем, несовершеннаго еще возраста человеком, но сперва многие годы растет, и потом становится мужем; а также и семена ячменя, или пшеницы, не тотчас, как только брошены в землю, пускают корень, но когда пройдут холода и ветры, тогда уже в должное время дают от себя стебли; и кто садит грушу, не тотчас собирает с нея плод: так и в духовном, где столько мудрости и тонкости, постепенно возрастает человек и приходит в мужа совершенна, в меру возраста (Ефес. 4, 13), а не как утверждают другие, будто бы сие тоже, что совлечься и облечься (15, 39). 188. Но как пчела тайно выделывает сот в улье: так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие — в мягкосердие. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает, а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске; так и истинный Художник (Христос) Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не переселимся из тела; и тогда соделается видною красота души (16, 7). в) Оттого вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.   189. Души правдолюбивыя и благолюбивыя, с великою надеждою и верою вожделевающия совершенно облечься во Христа, не столько имеют нужды в напоминании других, и не терпят в себе даже какого–либо умаления в небесном желании и любви ко Господу; но, всецело пригвоздившись ко кресту Христову, ежедневно сознают в себе ощущение духовнаго преспеяния в привязанности к духовному Жениху; уязвившись же небесным желанием и жаждая правды добродетелей, сильно и ненасытимо вожделевают духовнаго озарения. А если за веру свою сподобятся приять познание Божественных Таин, или делаются причастными веселия небесной благодати: то не полагаются сами на себя, почитая себя чем–либо; но в какой мере сподобляются духовных дарований, в такой же, по ненасытимости небеснаго желания, с большим еще напряжением взыскуют оных; чем более ощущают в себе духовнаго преспеяния, тем паче алчут и жаждут причастия и приумножения благодати; чем более обогащаются духовно, тем паче как бы обнищевают в собственном о себе мнении, по причине ненасытимости духовнаго желания стремиться к небесному Жениху, как говорит Писание: ядущии Мя еще взалчут и пиющии Мя еще вжаждутся (Сир. 24, 23). (10, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010