Самый значительный труд Г., «Practica musicae» (Практика музыки; изд.: Милан, 1496. Брешия, 1497, 1502, 1508. Венеция, 1512), состоит из 4 книг: 1-я посвящена церковным ладам, 2-я - мензуральной системе, 3-я - контрапункту и 4-я - пропорциям в мензуральной музыке, тщательная разработка к-рых считается достижением Г. Значительное место в трактате отведено муз. примерам, большая часть к-рых была сочинена, по-видимому, Г. В трактате заметны влияние итал. гуманизма, интерес к античной философии, лит-ре, теории искусства. Новым в мензуральной теории Г. является ее сравнение с теорией стоп и античной метрики. Он рассматривает муз. ритм как род стихового ритма, указывая на важную роль процесса дыхания как в пении, так и в декламации. Пытаясь объяснить возникновение понятия мензуры, он проводит аналогию с поэзией (где долгота и краткость слогов являются средством измерения времени при декламации текста), а также с периодичностью счетных долей и физиологическими явлениями (биением сердца и ударами пульса). Муз. паузы в этом отношении необходимы не только «ради приятности мелодии, но и для отдыха музыкантов». Трактат получил большую известность в разных странах Европы, его текст и нотные примеры цитировали Г. Глареан , П. Арон, Дж. Царлино , Н. Листений и др. Церковная музыка Г. предназначалась преимущественно для капеллы миланского собора, где она, по-видимому, исполнялась при его жизни. Г. принадлежат 18 месс, 11 Magnificat, ок. 50 мотетов и гимнов и др. духовные сочинения, а также неск. светских песен, написанных в 70-х гг. XV в. В миланском соборе он реформировал хоровую капеллу, способствовал расширению ее полифонического репертуара, составил 4 хоровые книги, в к-рых большая часть сочинений принадлежит Г., другие - его современникам. 11 месс Г. следуют чину рим. ординария, 6 - амвросианскому. 2 мессы, «Omnipotens genitor» и «Montana», имеют тропы (в частях Kyrie, Sanctus и Agnus), 4 мессы написаны в жанре missa brevis (краткая месса - см. ст. Месса ), источником мессы «De tous biens pleine» (Исполненная всех благ) является одноименный шансон Х. ван Гизегема. Распев текста во всех мессах в основном силлабический; имитации встречаются редко. В нек-рых мессах в соответствии со сложившейся при дворе герцога традицией определенные части, прежде всего интроиты, заменены мотетами (т. н. motetti missales), напр. в Мессе св. Екатерины 4-го тона. Ввиду простоты муз. языка и формы мессы Г. идеально подходят для службы. Из Magnificat (3 написаны на 3 голоса, остальные 4-голосные) только 1 песнопение следует амвросианскому чину в отношении текста, остальные выдержаны в рим. традиции. Мотеты Г., по мнению ученых, представляют наиболее ценную часть его муз. сочинений. Имитационное письмо применяется в них весьма скупо, хотя по фактуре они более разнообразны, чем мессы.

http://pravenc.ru/text/161758.html

К этому же времени (около 212–213-го года) относится знакомство Оригена с Амвросием, которого он обратил к Православной Вере от заблуждений гностика Валентина (Eus. Hist. eccl., 6:18. 1). Позднее Амвросий заключил с Оригеном в некотором роде формальный договор, в силу которого Амвросий доставлял все необходимые средства для литературных работ Оригена , но за то последние поступали в распоряжение Амвросия. Все позднейшие произведения Оригена , кроме проповедей, носят посвящение Амвросию. Евсевий сообщает, что Амвросий особенно склонял Оригена к изъяснению Священного Писания. Он держал сам скорописцев, которые поочередно записывали мысли Оригена, и столько же переписчиков и девушек-каллиграфисток изготовляли чистые списки для распространения (Eus. Hist. eccl., 6:18; 23). На 213–214-й год падает путешествие Оригена в Аравию, которое он предпринял по желанию тамошнего префекта. Последний написал к епископу Димитрию и к префекту Александрии письмо, в котором просил их как можно скорее прислать к нему Оригена для собеседования. Пробыв там короткое время, Ориген возвратился в Александрию (Eus. Hist. eccl., 6:19. 15). Между тем в Александрии вспыхнуло возмущение, во время которого Каракалла, осмеянный народом, отдал город солдатам на разграбление, изгнал из него пришельцев, запретил зрелища, закрыл общества философов и выступил против ученых. Амвросий, как Антиохиец, должен был оставить город и переселился в Кесарию Палестинскую, где, по-видимому, оставался продолжительное время. Это было летом 215-го года. Ориген также ушел из Александрии и, не надеясь найти безопасное убежище в Египте, удалился в Палестину, может быть, вместе с Амвросием и утвердил свое местопребывание в Кесарии (Eus. Hist. eccl., 6:19. 16). Здесь он возобновил старые отношения с Иерусалимским епископом Александром, бывшим учеником Пантена и Климента, и завел новые с Кесарийским епископом Феоктистом. – Они приняли его с большим почетом и поручили ему проповедовать и изъяснять Священное Писание всенародно в Церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Очевидно, в Палестине не видели в этом ничего необыкновенного и предосудительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Особое внимание преосвященный Амвросий уделял борьбе с сектантством. Дело в том, что среди крестьян Харьковской губернии вели активную пропаганду толстовцы. Специально для борьбы с ними был создан епархиальный миссионерский совет. Владыка полагал, что граф Л.Н. Толстой превзошел всех еретиков, осужденных Вселенскими Соборами, и потому подлежит церковному отлучению. Преосвященный Амвросий искренне недоумевал, почему писатель, постоянно публикующий сочинения антицерковного характера, продолжает формально оставаться в лоне Православной Церкви. Осенью 1899 года владыка направил письмо в Синод, в котором обосновывал необходимость отлучения Толстого от Церкви и даже представил в Петербург свой проект синодального послания по этому вопросу. 17 октября 18 88 года на территории Харьковской губернии, близ станции Борки, произошло крушение императорского поезда. Однако государь Александр III и его семья не пострадали. В начале ноября того же года на собрании харьковского духовенства владыка предложил в память чудесного избавления царской семьи отлить колокол из чистого серебра с пор­третами государя и членов его семейства, а также с памятной надписью о событии 17 октября. Колокол этот было решено установить на колокольне Харьковского кафедрального собора и ежедневно в первом часу пополудни, то есть в самое время крушения поезда, производить мерный звон в этот колокол в течение пяти минут. Это предложение было единодушно поддержано всем собранием. Затем владыка через обер-прокурора Святейшего Синода возбудил соответствующее ходатайство перед государем императором. 5 января 18 89 года граф К. П. Победоносцев сообщил преосвященному Амвросию, что о его предложении было доложено государю, который одобрил эту мысль и выразил харьковскому духовенству сердечную благодарность. «При сем, — пишет далее обер-прокурор, — Его Величеству благоугодно было заметить, что на предложенном к сооружению колоколе вместо портретов Особ Августейшей Семьи лучше было бы сделать шифры Их Величеств и Их Высочеств».

http://pravoslavie.ru/6067.html

Усерднейше благодарю Вас за письмо ваше от 14-го февраля. Испрашиваю себе Вашего прощения и отеческого благословения, поручаю себя и родных своих Вашим святым молитвам. Ваш недостойный сын Константин Зедергольм. О. Моисею, о. Антонию, о. Амвросию, о. Илариону, о. Флавиану и о. Андрею свидетельствую почтение, благодарю их за память и прошу помолиться обо мне. Граф хлопочет, чтобы в Неделю Православия царская семья была в Исаакиевском соборе. Санкт-Петербург, 18 февраля 1859 г. А 69 263 Я только извещаю тебя, почтеннейший Константин Карлович, о получении мною твоего письма от 18 февраля, а посылку еще не получил, она должна получиться 1 марта, тогда постараюсь по силе нашего разумения написать тебе наши мнения, коих ты требуешь. Поздравляю тебя с наступившим Святым постом, да сподобит Господь тебя быть причастником Пречистых Таин Христовых на сей неделе и получить успокоение совести. Да подаст тебе Господь мир и здравие. Наши братия все, знающие тебя, усердно тебе кланяются. Писать много теперь не имею ни сил, ни время, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. Уведомь об увольнении о. Леонида из Палестины. Да что Дмитрий Александрович, скоро ли возвратится из Уфы? 23 февраля 1859 г. 70 264 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н. Милостивейший отец и благодетель, батюшка отец Макарий! Поздравляю Вас с наступившей Четыредесятницей и прошу Ваших молитв и благословения совершить начатое мною говение и неосужденно причаститься Святых Таин. Помня правило, что духовника менять не следует, желаю исповедаться у лаврского духовника архимандрита Мелхиседека. Он очень стар, и немножко глух, и исповедует иногда скоренько. Припадаю к ногам Вашим и прошу Вас помолиться Богу, чтобы Он не отвергнул моего покаяния и помог мне чистосердечно исповедать грехи свои и исправиться. Вам грехи мои известны. Я не храню чувств своих и до того увлекаюсь блудными помыслами, что однажды уже имел, как Вам известно, гнусное намерение и мысленно пал. Увлекаюсь я и фарисейскими, горделивыми, тщеславными мыслями, и дьявол все представляет мне, что я прославлюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

3566. Иасон обещал Антиоху записывать иерусалимлян антиохийцами (см. 2 Макк. 4:9). – Примеч. ред. 3567. Ср.: uita A. 27. 3. 3568. Это письмо было написано в 390 г. в связи с убийством тысяч горожан в Фессалониках готскими наемниками императора Феодосия, после того как в ходе городского восстания горожане убили готского полководца (см. об этом: Руфин, hist. eccl. 11. 18: uita А. 24–25; Созомен, hist. eccl. 7. 25). О покаянии императора Феодосия свт. Амвросий говорит в obit. Th. 34. – Примеч. ред. 3569. Ср.: Гомер, Od. 12. 173–177. 3570. Ср.: Иез. 3:18. 3571. Ср.:2 Цар. 12:1–4. 3572. Ср.:2 Цар. 12:13. 3573. См.:2 Цар. 24:10. 3574. На самом деле пророк Гад. 3575. В Священном Писании сказано «семь лет», но здесь для риторики свт. Амвросий говорит «три кары, три года, три месяца, три дня». – Примеч. ред. 3576. Ср.: Иов. 31:33. 3577. Согласно Феодориту Кирскому (см.: hist. eccl. 5. 17), было убито семь тысяч человек. 3578. По–видимому, к императору Константину Великому. 3579. См.: Ос. 6:6. 3580. Император Валентиниан I. Другие переводчики (см.: Banterle. Р. 241, not. 10; Liebeschuetz. Р. 269) понимают под «отцом Грациана» самого Феодосия, считая, что у него был младенец сын, умерший незадолго до этого письма. Таким образом, напоминание об умершем сыне является указанием на гнев Божий за расправу над Фессалониками. – Примеч. пер. 3581. Написано в 380 г. 3582. Первые две книги трактата свт. Амвросия «О вере». 3583. Трактат свт. Амвросия «О Святом Духе». 3584. Письмо написано в 386 г. В нем свт. Амвросий показывает, как определяются дни Пасхи в Александрийской Церкви, и утверждает, что празднование Пасхи в следующем, 387 г., не противоречит древнему обычаю. Сомнение вызывало то, что празднование было назначено на 25 апреля, а этот день, по мнению римского епископа Сириция, возможно, желавшего возродить 84–годичный цикл древней Римской Церкви, уже оказывался за пределами месяца нисана. Не­которые исследователи (Б. Круш, Э. Шварц) считали, что письмо не принадлежит свт. Амвросию и написано позже, в VI в., потому что в нем якобы используются аргументы сочинения Дионисия Малого (525). Однако М. Цельцер считает его подлинным (см.: Zelzer. Р. CX–VIII,a также: Zelzer М. Zum Osterfestbrief des hl. Ambrosius, und zur römischen Osterberechnigung des 4. Jahrhunderts/Wiener Studien. 1978. 91. S. 187–204), показывая, что и свт. Амвросий, и Дионисий Малый пользовались пасхальными таблицами александрийского патриарха Феофила (385–412).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Мир тебе! Гр. Амвросий, 30 декабря [ 18]73 года М. с. о. н. Г. И. X. Б. п. п. н. Глафира Орестовна! Письмо твое от 18-го числа получил; по нездоровью отвечаю тебе кратко. Хорошо, что ты не сказала Пр[еосвященному (?)] о помыслах глубокого откровения. Такая откровенность была бы неуместная. Да и то ты высказала кое-что лишнее, о чем бы лучше умолчать. Отец твой едва ли пойдет в монастырь, об этом, кажется, и думать нельзя. Хорошо бы хоть бы тебя отпустил, но и то сомнительно, чтобы он при жизни своей позволил поступить в монастырь. Впрочем, пусть будет что будет. Господь да устроит о тебе полезное по воле Своей святой. Молись и жди! Многогр. и. Амвросий, 23 июня года В Евангелии говорится: ...архиерей сый лету тому рече... (Обещание ответа на болезнь мою.) Хорошо. Мир тебе! Гр. Амвросий, 12 мая 1875 года Что делать? Необходимо потерпеть для пользы душевной. Болезнь старайся переносить с упованием на милость Божию! Бог да благословит тебя! И послед[нее]: [в] письме пять руб[лей] получил и прежде два р[убля] получены и розданы бедным. Мир тебе! Гр. Амвросий, 24 мая 1875 года Даше выйти замуж можно за такого, кто может кормить жену. Мир тебе, Глафира Орестовна! Писать много некогда. Гр. Амвросий, 27 августа Духовное завещание можно другое написать – последнее всегда силу имеет. Господь да простит тебе прежнее и да утвердит в будущем! Мир тебе! Гр. Амвросий, 6 января 1876 года Только не забывай м. Мелетию и более ничего. «Спаси Господи!» – говорить и когда-нибудь четверть чаю дать. По временам – бывать у м. Мит. Од. По усмотрению – ходить в гости. К кому не часто, после, изредка, – можно. Тоже не часто: пока двум означенным. Бог благословит чай пить после обеда, а утром холодную воду. Можно до некоторой степени играть на фисгармонии. Если же почувствуешь вред – тогда отказывайся от игры и не дерзай! Можно нанять дочь бедной дьячихи. Если есть дома, то вели привезти, а если там нет, то сколько нужно – поговорим лично. Только не очень расстраивай. Лично объяснить это. Выбери место в церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   Иероним, его творения в русск. пер. Том II, стр. 66 (Письмо к Непоциану — об образе жизни клириков). Киев, 1879.    Из творения св. Амвросия: De officiis, стр. 14. Сн. 38.    Там же, стр. 13.    Там же, стр. 36.    Творен, св. Амвросия... , т. II, стр. 61.     Hefele. Conciliengeschichte. В. II, 588, 775. Freib., 1875.    Из вышеуказанного сочинения св. Амвросия, стр. 37.    Там же, стр. 39, 111.    Творен, его. Т. II, 135 (Письмо к Павлину).    Там же, стр. 247 (Письмо к Океану).    Там же, стр. 68 (Письмо к Непоциану).    Св. Григорий Великий. Правило пастырское, или О пастырском служении. Рус. перевод. Стр. 25—26. Киев, 1873.    Там же, стр. 47.     Hefele. В. II, S. 757.     Hefele. В. Ill, S. 54, 516. Cf. 581. Freiburg, 1877.    Так, бл. Августин не раз замечает, что ему приходится переносить много огорчений из-за тех клириков, которые сделались таковыми из монахов. Он же прибавляет, что выходец из монастыря не может быть хорошим клириком. Он вообще находит, что даже хороший монах иногда не имеет необходимого для клирика образования и надлежащей пастырской опытности (Н. Д. Извеков. Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 40. Вильна, 1884).    Впрочем, с течением времени и на Востоке идеал пастыря начал суживаться. Так, например, появились требования, чтобы духовные лица не позволяли себе носить разноцветных одежд (VII Всел. соб. прав. 16), чтобы епископы не принимали услуг от женщины даже во время путешествия (там же, прав. 18); также узаконена была для духовенства какая-то особенная стрижка волос (Трулльск. собора прав. 21) и проч.     Златоуст. Творения в рус. пер. Т. III, стр. 202. СПб., 1807 (Слово об Акиле и Прискилле).     Н. Д. Извеков. Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 246.    Ut puros commendant et verecundos. — A. Marcellini. Rerum gestarum libri. Vol. 2. Lib. XXVII, cap. 3 (14), p. 100. Lips. 1875.    Творения его. Т. VI, стр. 6, 77. Изд. 1-ое.    Там же, стр. 77—78.     Ullmann. Gregorius von Nazianz. S. 362—363. Gotha, 1866.    Творения его, т. IV, стр. 47 (Слово прощальное). Ср. стр. 121.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Заявления епархиального совета Сурожской епарихи и лондонского приходского совета от 17 мая 2006 18.05.2006 13:51 dioceseinfo.org Открытое письмо епископа Василия членам Сурожской епархии от 16 мая 2006 года 17.05.2006 16:45 " НГ-Религии " Церковь эпохи перемен 17.05.2006 02:01 Сайт Сурожской епархии Письмо архиепископа Корсунского Иннокентия духовенству и всем чадам Сурожской епархии 16.05.2006 14:50 " Би-би-си " Епископ Василий: традиции Сурожа под угрозой 16.05.2006 14:16 Сурожская епархия пытается приспособиться к новой системе управления 15.05.2006 15:07 Православное обозрение " Радонеж " Бог поругаем не бывает 15.05.2006 15:01 О ситуации в Сурожской епархии 15.05.2006 13:19 Би-Би-Си Среди православных Британии произошел раскол 15.05.2006 10:21 Благовест-инфо dioceseinfo.org Указ Патриарха Алексия II об освобождении от обязанностей епископа Василия (Осборна), зачитанный в соборе Успения Божией Матери (Лондон) 12.05.2006 19:39 dioceseinfo.org Письмо епископа Сергиевского Василия духовенству епархии, членам епархиального собрания и другим заинтересованным лицам, 9 мая 2006 12.05.2006 19:30 dioceseinfo.org Письмо Патриарха Алексия II епископу Сергиевскому Василию, 5 мая 2006 12.05.2006 19:26 Благовест-инфо Сайт храма Державной иконы Божией Матери в Шавилле (Франция) Письмо епископа Сергиевского Василия Вселенскому Патриарху Варфоломею, 2 мая 2006 11.05.2006 17:18 Письмо епископа Сергиевского Василия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 06.05.2006 03:59 Благовест-инфо Управляющий Сурожской епархией просит Патриарха Московского отпустить его в Константинопольскую юрисдикцию На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» открылась в Доме русского зарубежья Будни и праздники в церковной жизни русской эмиграции Всероссийская научная конференция «Наследие С. С. Аверинцева и современное гуманитарное знание» состоялась в Москве Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

665 Иероним, его творения в русск. пер. Том II, стр. 66 (Письмо к Непоциану — об образе жизни клириков). Киев, 1879. 666 Из творения св. Амвросия: De officiis, стр. 14. Сн. 38. 667 Там же, стр. 13. 668 Там же, стр. 36. 669 Творен, св. Амвросия... , т. II, стр. 61. 670 Hefele . Conciliengeschichte. В. II, 588, 775. Freib., 1875. 671 Из вышеуказанного сочинения св. Амвросия, стр. 37. 672 Там же, стр. 39, 111. 673 Творен, его. Т. II, 135 (Письмо к Павлину). 674 Там же, стр. 247 (Письмо к Океану). 675 Там же, стр. 68 (Письмо к Непоциану). 676 Св. Григорий Великий. Правило пастырское, или О пастырском служении. Рус. перевод. Стр. 25—26. Киев, 1873. 677 Там же, стр. 47. 678 Hefele . В. II, S. 757. 679 Hefele . В. Ill, S. 54, 516. Cf. 581. Freiburg, 1877. 680 Так, бл. Августин не раз замечает, что ему приходится переносить много огорчений из-за тех клириков, которые сделались таковыми из монахов. Он же прибавляет, что выходец из монастыря не может быть хорошим клириком. Он вообще находит, что даже хороший монах иногда не имеет необходимого для клирика образования и надлежащей пастырской опытности (Н. Д. Извеков . Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 40. Вильна, 1884). 681 Впрочем, с течением времени и на Востоке идеал пастыря начал суживаться. Так, например, появились требования, чтобы духовные лица не позволяли себе носить разноцветных одежд (VII Всел. соб. прав. 16), чтобы епископы не принимали услуг от женщины даже во время путешествия (там же, прав. 18); также узаконена была для духовенства какая-то особенная стрижка волос (Трулльск. собора прав. 21) и проч. 682 Златоуст . Творения в рус. пер. Т. III, стр. 202. СПб., 1807 (Слово об Акиле и Прискилле). 683 Н. Д. Извеков . Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 246. 684 Ut puros commendant et verecundos. — A. Marcellini . Rerum gestarum libri. Vol. 2. Lib. XXVII, cap. 3 (14), p. 100. Lips. 1875. 685 Творения его. Т. VI, стр. 6, 77. Изд. 1-ое. 686 Там же, стр. 77—78. 687 Ullmann . Gregorius von Nazianz. S. 362—363. Gotha, 1866.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Читайте св. Евангелие (можно и на русском языке, если плохо понимаете славянский) и вообще Новый Завет , и увидите, что всему этому надлежит быть, а нам терпеть скорби и искушения. Смиренно покоримся воле Божией. Да хранит вас Господь под кровом милости Своей. Мир вам и спасение. Грешный Иеромонах Никон. 27 мая/9 июня. г. Пинега. Деревня Козловка.] Письмо М. Амвросии 56 Честнейшая о Господе м. Амвросия! Божие благословение да пребывает над тобою и всеми живущими с тобою во веки! Находясь в разлуке от чад моих духовных и не зная, приведет ли Господь видеть их, духом моим я не забыл всех вас и в молитве моей убогой прошу всем вам спасения и милости Божией. Да охранит вас Господь от всякого зла. Сказано в св. Евангелии: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» ( Мф. 26, 41 ; Мк. 14, 38 ; Лк. 21, 36 ). Вот и прошу вас: бодрствуйте, блюдите себя, не забывайте молитвы – и Господь охранит вас от всего зловредного. Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необходимо. А помощь Божия всегда с нами. Мир вам, чада мои, и спасение. Простите. [Тюрьма, 1927 г.] Письмо М. Амвросии Мира и радования о Господе тебе желаю, м. Амвросия, и призываю на тебя, м. Анисию и прочих Божие благословение. Да хранит вас Господь под кровом Своей благости. Благодарю за письмо и посылку. Спаси Господи. Лекарство я принимаю. Никаких особых изменений в моем здоровье я не замечаю. Слава Богу за все. Мой привет и Божие благословение о. Викентию и о. Якову. Да хранит их Господь. Также и о. Карпу. Помню его и молюсь всегда. Радуюсь, что твое здоровье окрепло. И впредь да поможет тебе Господь. М. Ирине – мир и Божие благословение. Посылку ее получил в полном порядке, на седьмой день. Спаси Господи. Очень благодарен. Снятки я просил очистить от сора, а что соленое, это не мешает. Я ей прошлый раз писал. Получены ли все мои открытые письма? Бог даст, всем напишу. Всех помню, молюсь и всем сердечно сочувствую. Прости. Мир и спасение. 18/31 июля 1928 г. Кемь. Письмо М. Амвросии и проч. Мир ти и спасение, и Божие благословение да пребывает над тобою, чадо мое Амвросия с м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010