В юности М. познакомился с И. Г. Усовым (см. Иннокентий (Усов) ) и Уральским еп. Арсением (Швецовым) . Вместе со старшим братом М. рано вступил «на путь начетничества»: «Василию не было еще полных 18 лет, а Феодор был и того моложе - 16 лет, когда они уже сражались на миссионерских состязаниях сначала в родном своем городе Новозыбкове (Черниговской губернии), а потом во всех посадах знаменитого Стародубья» ( Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 486). В янв. 1893 г. М. провел беседу с православным свящ. Алексием Елеонским (Беседа Мельниковых с миссионером о. Алексеем Елеонским//Старообр. вестн. Климовцы, 1905. 7. С. 434-440; 8. С. 493-520). В том же году М. участвовал в беседе с измаильским миссионером Ф. С. Воловеем, затем там же в Измаиле - с прот. Ксенофонтом Крючковым, после чего Кишинёвским окружным судом М. был приговорен к 4 дням тюремного заключения. В 1895 г. он снова был привлечен к уголовной ответственности, уже в Новозыбкове; чтобы избежать наказания, скрылся в Румынии. В 1896 г. в г. Брэила М. организовал выпуск газ. «Слово правды», посвященной положению старообрядчества в России. В июне 1897 г. М. был задержан в Измаиле, провел в заключении 9 месяцев. Василий Мельников, арестованный за хранение и распространение газ. «Слово правды», также был в тюрьме ок. 9 месяцев, дело было прекращено, но Василию пришлось провести ок. года в заключении в одном из скитов Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В авг. 1903 г. на Нижегородской ярмарке М. участвовал в беседе с беспоповским начетчиком А. А. Коноваловым, 17 дек. 1906 г. провел диспут с миссионером Валерианом Цветковым (стенограмма: О божественном посланничестве митр. Амвросия//Слово правды. 1906. 3. С. 2-3; 1907. 1. С. 2-3; 2. С. 2; 10. С. 2-3; 13. С. 2-3; 14. С. 2). На рубеже XIX и XX вв. сочинения М. в защиту старообрядчества вышли гектографированными изданиями: «Ответы о Церкви Христовой и о присоединении к ней митрополита Амвросия» (Б-ка редких книг и рукописей Митрополии Московской и всея Руси РПСЦ. Инв. 2998, 4-я ч.; Инв. 3000. 3-я ч.); «Письмо в газету «Русский листок»» (РГБ. Ф. 579. 381. 12. Л. 198 об.- 202); «Беседа... с наставником нетовского толка А. А. Коноваловым (слепцом) о старообрядческой Белокриницкой иерархии на Нижегородской ярмарке 14 авг. 1903 г.». [Н. Новг., 1904]. Собственную тактику собеседований М. характеризовал как «наступательную»: «Мельниковы разработали и новые вопросы, которые старыми начетчиками не ставились: о цезарепапизме господствующей церкви, о синодском строе, о бессоборности никонианской церкви, об ее внутреннем разложении и т. п. Требовали они на беседах равноправия и ведения бесед речами - по очереди, не перебивая друг друга. Редкие миссионеры соглашались на такие условия... Беседы затягивались на долгие часы - по 10-12 часов» ( Мельников Ф. Е. Собр. соч. 1999. Т. 1. С. 487).

http://pravenc.ru/text/2562954.html

16 . Триодь Постная. Московская Патриархия, М., 1974 г. III. Святоотеческая литература (Творения святых отцов указаны в алфавитном порядке) 17 . Августин блаженный , епископ Иппонийский. Творения. «О граде Божием», чч. 3,4,5,6, изд. второе, Киевская Духовная академия, 1905–1907, 1910 гг. 18 . Амвросий, св., епископ Медиоланский. Творения, по вопросу о девстве и браке. Перев. с лат. А. Вознесенский, под ред. проф. Л. Писарева , Изд. Казанской Духовной Академии, Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1901 г. 19 . Андрей, св., архиепископ Кесарии Каппадокийской. «Толкование на Апокалипсис». Издание четвертое, М., Типо-литография И. Ефимова, 1901 г. 20 . Афанасий Александрийский , св. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета/Синопсис/. Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии на 1841 г., ч. 4, СПб, стр. 370–380. 21 . Василий Великий , св., архиепископ Кесарии Капподокийския. Творения, ч. 1, М., 1845 г. 22 . Григорий Нисский , св. Творения, ч. 3. «Точное изъяснение Песни Песней Соломона». М., Типография В. Готье, 1862 г. 23 . Дионисий Александрийский , св. Творения, в русском переводе свящ. А. Дружинина. Толкование на книгу Песнь Песней 1:4–5 и 8:5. Издание Казанской Духовной Академии, под ред. проф. Л. Писарева , Казань, 1900 г., стр. 177–178. 24 . Дионисий Ареопагит , св. «Послание к Тимофею». «Письмо Гаю монаху». «Письмо Дорофею диакону». «Божественные имена». – В книге «Мистическое богословие». Изд. христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991 г. 25 . Добротолюбие, тт. 1–5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992 г. 26 . Димитрий Ростовский , св. Жития святых, тт. 1–12. М., Синодальная типография, 1904 г. 27 . Епифаний Кипрский , св. Творения, ч. 6. Изд. при МДА, М., 1884 г. 28 . Ерм , свт. «Пастырь». «Антология. Ранние отцы церкви». Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1988 г. 29 . Игнатий Богоносец , св. «Послания», «Ранние отцы церкви». Брюссель. Изд. «Жизнь с Богом», 1988 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Из твоих суждений и рассуждений ясно показывается, что ты желаешь видеть, как на ладони своей, свое спасение. Но такое ясное видение может приводить человека или к гордости, или к разленению, а неполезное и не дается людям, равно как и безвременное, т.е. преждевременное, ведение о смерти своей (прп. Амвросий, 1). Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же, со своей стороны, должны твердо помнить апостольское слово: любящим Бога все содействует ко благу ( Рим. 8, 28 ). И стараться во всяком положении и месте и при всяких обстоятельствах держаться благого, и прежде всего благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благодетельствует человеку (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив (прп. Амвросий, 2, ч. 2, с. 47). Письмо твое получил и сострадаю тебе, но утешения вскоре не ожидай, а когда Господь найдет полезным. У меня зашибленная рука болит более полгода, и Бог весть, когда перестанет, а зашибленная душа – не рука. Молись чаще со смирением и верой: «Достойно и праведно сия вся стражду, точию не лиши мя Господи вечныя милости; и будешь получать отраду по соразмерности» (прп. Амвросий, 8). Полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом (прп. Амвросий, 31). Ты пишешь, что как ни плохо живешь ты, но все же лучше, чем в миру… Но знаешь ли… можно и из хорошей вещи получить вред, можно и из дурной выгадать пользу. Многие яды исцеляют болезни, и хорошее многих вредит. Например – умные люди для домашнего быта придумали нож! Но ножом можно зарезать ближнего. Даже от Библии с ума сходят. Так и твое дело: когда враг борет тебя: «Поди согреши!» – ты скажи: я монахиня! Иисусова невеста! И Жених Небесных меня накажет за неверность Ему! Диавол скажет: О! О! О! Какая ты особа – Христова невеста! Тебя надо почитать как святую! А ты должна думать, что я, мол, не только невестой Христовой не смею назваться, но и последней рабою (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Все эти документы являются важными источниками по истории Поздней Римской империи, по истории Церкви и канонического права (56, 57, 58, 70, 71, epist. ex. с. 7, 15). Особо стоит последнее датированное письмо (396—397 гг.), обращенное к общине в г. Верцеллы (epist. ex. с. 14). В этом самом большом своем послании свт. Амвросий рассуждает о личности епископа, и о христианском браке, о посте и о девстве (против Иовиниана), о благодати священства, о качествах наставника, о богатстве и стяжании, о лени и труде. Французский исследователь Ж.-П. Мазьер называет это послание «духовным завещанием» святителя. В письмах свт. Амвросия к императорам можно найти сведения о самих императорах, об организации государственного управления, отношениях внутри императорского двора. Большая часть дошедших до нас писем к императорам адресована императору Феодосию I Великому (25, 74, ех. с. 2, 3, 8, 9, 11), четыре письма направлены Валентиниану II (30, 72, 73, 75), все три императора: Грациан, Валентиниан и Феодосий — являются адресатами писем ех. с. 4—6 от имени Аквилейского собора 381 года. Сохранилось лишь одно письмо свт. Амвросия, адресованное императору Грациану (epist. 12), хотя Грациану посвящены трактаты «О вере» и «О Святом Духе». (Фрагмент) Содержание Предисловие. 7 Порядок писем в рукописях. 10 Список сокращений. 14 Библиография. 18 LIBER OCTAWS/КНИГА 8. 21 LIBER NONVS/КНИГА 9. 79 LIBER DECIMVS/КНИГА 10. 163 EPISTVLAE EXTRA COLLECTIONEM/ПИСЬМА, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ. 317 Список адресатов 8–10 книг писем и писем, не вошедших в собрание. 500 Указатель имен и географических названий. 501 Указатель цитат из Священного Писания. 505 Данный труд святителя Амвросия Медиоланского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Постные лицемеры, признаюсь, попадались мне крайне редко. Пожалуй, я их и вовсе никогда не видал. Но посторылость наблюдаю повсюду. Чаще всего в зеркале. Когда Спаситель призывает нас поститься с веселым лицом, чтобы свой настоящий постный вид сохранить втайне, для небесного Отца, Он вовсе не намекает на то, что Богу приятны кислые физиономии, хоть и показанные втайне, припасенные лично для Него. Если мы так понимаем евангельский текст, то должны признать, что Господь, обличая одно лицемерие, учит нас другому: представляться людям веселыми, тогда как мы на самом деле в «глубоком горе». Зачем же так плохо думать о Боге. Веселое лицо и есть настоящее лицо правильно постящегося человека, его «лицевой подлинник». Не надо казаться, надо быть. Фото: Юрий Костыгов/mitropolia.spb.ru Пост – это подвиг, а подвиг – это весело. Поэтому лицо подлинно постящегося человека излучает ту «тишину неизглаголанную», которой светились лица наших чудесных старцев – преподобного Сергия, батюшки Серафима, старца Амвросия. Один из самых чудесных гимнов, очень древнее песнопение второго века «Свете тихий» – как раз об этом. «Свете тихий» – «фотос илярос», что переводится не только как «тихий свет», но и «веселый свет». Тишину и живое веселье излучали лица настоящих подвижников. Не угрюмость и мировую скорбь, а радостное, ободряющее сияние. Вот и преподобный Феодор Студит о первых итогах поста: Постов пресветлую благодать приемше, добродетельми облистаимся, тихая лица, тихия и обычаи показующе душевного устроения. (Канон утрени вторника 3-й седмицы, 8-я песнь) Настоящий и правильный пост – преображает лицо. Лицо христианина – это зеркало его духовного состояния. За своим лицом нужно следить. Лицом можно утешить. Лицом можно поранить.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-18-kak-u...

По имп. указу в резиденции В. 24 окт. 1744 г. поселилось сосланное в Холмогоры Брауншвейгское семейство (см. Анна Леопольдовна ). Архиерей перебрался в летний домик за Михеевским оз., в дальнейшем перенес свою резиденцию в Новоприлуцкую Преображенскую пуст. Холмогорского у. Архангельской губ. В. погребен в Преображенском соборе в Холмогорах. Расходы за неимением средств у покойного были отнесены за счет архиерейского дома. Все свое небольшое имущество В. при жизни раздал на помин души, в числе облагодетельствованных им лиц был отец М. В. Ломоносова. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 399; Т. 2. Ч. 1. 1879. 422; Ч. 2. 1878. 1183; Т. 3. 1878. 79, 277; Т. 4. 1880. 476; Т. 5. 1897. 54, 99, 218, 237, 382; Т. 6. 1883. 331; Т. 8. 1891. 502; Т. 9. 1913. 138, 171, 224, 440. Прил. I; Т. 10. 1901. 309, 352, 457; Т. 11. 1903. 215, 338; Т. 12. 1902. 38, 79, 107, 333, 353; Т. 14. 1910. 189; Т. 15. 1907. 49, 345. Прил. XXIII; Т. 16. 1906. 48, 136, 330, 356. Прил. XXXII; Т. 18. 1915. 23, 138, 222, 239, 339, 564, 570; Т. 19. 1913. 255, 315, 478, 518; Т. 20. 1908. 24, 269, 283, 424, 439, 500; Т. 21. 1913. 23, 67, 385, 411, 588, 620; Т. 22. 1914. 10, 17, 54, 124; Т. 23. 1911. 328, 332, 479, 502. Прил. VI, XVII; Т. 26. 1907. 118, 119, 319, 333; Т. 28. 1916. 56, 154, 177, 233; Т. 29. 1913. 89, 129; Т. 31. 1909. 3, 47, 62, 138, 264; Т. 32. 1915. 25, 38; Т. 34. 1912. 141, 208, 424, 444, 470; Т. 39. 1910. 24, 49, 268; Письмо архиеп. Новгородского Амвросия (Юшкевича) к Варсонофию, еп. Архангельскому//РС. 1878. Май. С. 187-190. Лит.: Соловьев. История. Т. 22. С. 272-273, 344; Сведения о преосвящ. Варсонофии, архиеп. Архангельском и Холмогорском 1759]//Странник. 1878. Нояб. С. 143-160; Бутковская А. Рассказы бабушки//ИВ. 1884. Дек. С. 595; Учреждение Архангельской епархии и ее архипастыри. Архангельск, 1889; Сибирцев И. Мореходная школа в Холмогорах в кон. XVIII в.//РА. 1899. Кн. 3. 10. С. 281-282; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1914. 7.

http://pravenc.ru/text/154337.html

Дорожа священными сокровищами этого дворцового храма, он повелел в 1701 году Июня 21 стольнику Семену Калединскому описать там святые иконы, ризы, книги, св. утвари и казну и сверить с прежними описями 7 . Ужасный пожар 1737 года, лишивший Москву многих сокровищ древности, проник и в Благовещенский собор, где обгорели на придельных его церквах крытые медными позолоченными листами кровли, на главах четыре креста из золоченой меди, деревянные двери и оконницы; 8 но Благочестивое усердие Императриц Анны и Елисаветы вскоре изгладило все следы повреждений в стенах и облекло дом Пресвятой Богородицы в новое Благолепие. Из дел Синодального правления видим, что в 1743 году еще продолжалась починка собора: тогда поновлены были медные золоченые листы на четырех затворах при входных дверях, вызолочены и расписаны лазоревыми красками великолепные каменные сени, на двойных столбах, резные; под главами в шеях некоторые окна закладены 9 . В Царствование Императрицы Екатерины II, стенопись Благовещенского собора потребовала поновления. Императрица в 1770 г. поручила Московскому Архиепископу Амвросию Зертись-Каменскому возобновить в нем иконное и стенное писание с точным соблюдением древнего стиля 10 . Дело это было исполнено в три месяца, и возобновленный собор торжественно освящен был 18 декабря 1770 года Архиепископом Амвросием в присутствии Прусского принца Генриха-Людовика, брата королю Фридриху Великому; это совершилось незадолго до мученической смерти Московского Архипастыря. Особенное внимание на этот собор обратил Государь Император Павел I. По его повелению возобновлена его внешность и на паперти, вместо старого деревянного, настлан новый каменный пол. В 1812 году святилище это, подобно другим св. храмам, было разграблено и поругано; но уцелело от огня, испепелившего дворец и другие здания в Кремле. В этом соборе сохранились не только все св. иконы; но даже на полях чудотворного образа Донской Богоматери уцелела золотая рама в 12 Фунтов. Вскоре после изгнания неприятелей в 1812 году, Благовещенский собор приведен был в прежнее устройство и Благолепие, а 23 марта 1813 года торжественно освящен Московской Митрополии Викарием, Преосвященным Августином. С Высочайшего разрешения, в 1836 году, южная паперть переделана; в ней устроен теплый придел во имя Святителя Николая; попечением староста церковных стенопись собора и письмо иконное поновлены; старый алтарный иконостас заменен новым бронзовым. Ризница с ее сокровищами и хранящимися в ней частицами св. мощей приведена в порядок при настоятеле собора Протопресвитере Бажанове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Замечательный учитель Церкви, свт. Феофан Затворник дает то же свидетельство, что ангел-хранитель даруется верным лишь с купели крещения:  «Под этим видимым охранением есть невидимое:  ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения.  Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем», «Господь руководил ходящих в незлобии и смиренно предающих Ему сердца свои!  Еще при купели крещения Он приставил к нам ангела-хранителя, который и будет идти с нами чрез весь путь жизни , пока за гробом предаст на суд Господу. Сей-то ангел-хранитель и возбуждает в нас часто благие намерения и внятно говорит сердцу, что когда должно нам делать. Внимать сему гласу в простоте сердца есть непременная наша обязанность» (Свт. Феофан, затворник Вышенский . Путь ко спасению; свт. Феофан. В день святого Александра Невского С какими мыслями приходить на праздники святых и что износить от них?). Это положение находим в поучениях Оптинских Старцев:  «Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых  ангелом-хранителем, данным нам при крещении » (Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим Письмо 243). Важно отметить, что в фундаментальных догматических системах очевидным образом выражено единство по данному вопросу. Преосв. Макарий Булгаков аргументируя это положение выдержками из святых отцов древней Церкви, пишет:  «Держась слов псалмопевца об ангеле Господнем, опол­чающемся только окрест боящихся Бога ( Пс.33:8 ), также слов Спасителя, что ангелы именно малых, верующих в Него, видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), наконец изречения святого Апостола о ниспослании ангелов к хотящим наследовать спасение ( Евр.1:14 ), знаменитейшие из учителей Церкви за­ключали, что  ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним христианам, и следовательно, дается с тех пор, как только они становятся христианами, т.е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию» (Преосв. Макарий Булгаков Православно-догматическое Богословие. §108. Ангелы-хранители частных лиц).

http://azbyka.ru/est-li-u-nehristian-ang...

Поклон и благодарность Nina 11 января 2019, 23:06 Спаси Господи!!! Как вовремя!!! Ольга 2 декабря 2018, 19:25 Благодарю сердечно!!! Константин Кирилюк 13 августа 2018, 05:48 Сложней всего правильно подобрать слова утешения. Так чтобы и вразумить, и поддержать человека. По своему опыту могу сказать - это дано не многим, так что я был чрезвычайно рад, в свою скорбную минуту, найти это письмо-утешение в тяжелую минуту отчаяния. Спаси Бог и огромное спасибо Тамаре Манелашвили! Елена 2 марта 2018, 16:13 Большое спасибо за проникновенные душевные слова. Где можно еще почитать ВАС? Татьяна 11 ноября 2015, 14:52 Господи Боже мой! Удостой меня быть орудием мира Твоего. Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть. Чтобы я прощал, если обижают. Чтобы я соединял, где ссора. Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение. Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение. Чтобы я возбуждал надежду, где мучает отчаяние. Чтобы я вносил свет во тьму. Чтобы я нес радость, где горе живет. Господи Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал, не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Святитель Амвросий Медиоланский Вопрос - Разве это не молитва Франциска? Католич святого, у которого стигматы были? Неонила 10 ноября 2015, 09:51 Вчера был мой день рождения, подводила итог прожитого года, а он безрадостный. И как вовремя прочла письмо-утешение. Спасибо, Тамара и храни Вас Бог. Олег 20 июня 2015, 22:14 Спаси Христос! Алена 14 мая 2015, 17:26 Тамарочка,Спаси тебя ХРИСТОС!! Замечательно пишешь!!! В самую душу! Иначе у тебя и не получится- по опыту-все выстрадано и пережито самой. Пусть БОГ тебя утешит и пошлет многие " Нечаянные радости " . С днем Ангела,моя дорогая!!! Ирина 12 мая 2015, 12:35 Тамарочка, дорогая, храни вас Господь! Светлана 10 мая 2015, 18:01 Спасибо вам огромное за такие тёплые слова..это так вовремя. Храни вас Бог! Елена 8 мая 2015, 20:49 Спасибо вам огромное Тамара! Как будто Бог говорил со мной! Мне так нужны были эти слова утешения, я очень далеко живу от моих родных и некому меня утешить и пожалеть, мне сейчас очень плохо, но сейчас вы предали мне силы жить и радоваться жизни. Спаси вас Господь!

http://pravoslavie.ru/78521.html

Монахиня Леонида советовалась, как быть с теми сестрами, которые скрывают от нее на откровении свои недобрые поступки: «Вопрошала еще: если узнаешь стороной что-нибудь дурное про свою духовную дочь, можно ли ее спросить, не делала ли она этого? Поосторожнее можно спросить, но нужно также знать, может ли она это понести. А то выйдет, это уже обличение, а его очень трудно переносить… Пользы больше бывает тогда, когда они сами говорят, а не по принуждению» 17 . «Вопрошала, не согрешаешь ли в тех случаях, когда сестры говорят тебе, что кто-нибудь ведет себя нехорошо, а ты соглашаешься. Не осуждать нужно и в таких случаях, но сожалеть, как говорил Ефрем Сирин : “Она согрешила – покается, а я согрешу – не сумею покаяться”» 18 . Для укрепления монахини Леониды в духовной жизни старец благословляет ей иметь переписку с некоторыми сестрами Крестовоздвиженского Белевского монастыря, которые также относились к нему за советами 19 . Это достаточно редкое свидетельство о взаимоотношениях насельниц нескольких монастырей, окормлявшихся у одного старца. После кончины прп. Илариона мать Леонида долгие годы окормлялась у прпп. Амвросия и Иосифа, навсегда сохранив то внимание к своему внутреннему миру, которое воспитал в ней первый ее духовный наставник, научая вести подробные дневники вседневной исповеди. Она окончила свой земной путь 6 апреля 1904 году в возрасте 67 лет. Земная странница, с семнадцати лет уневестившаяся Небесному Жениху, посвятившая свою жизнь Единому Богу, игумения Леонида всю свою монашескую жизнь была под водительством богомудрых Оптинских старцев. Примечания: 1 Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 26. 2 НИОР РГБ. Ф.213. К 63. Ед. хр.29. Л. 1 об.–2 (Письмо от 22 декабря 1868 г.). 3 Там же. Л. 21 об. (Письмо от 13 декабря 1870 г.). 4 Там же. Л. 19. (Письмо от 13 декабря 1870 г.). 5 Там же. Л. 26 об. (Письмо от 17 января 1871 г.). 6 Там же. Л. 45 об. – 50 об. 7 Там же. Л. 20 об. (Письмо 13 декабря 1870 г.). 8 Там же. Л. 28 об. (Письмо 7 февраля 1871 г.).

http://azbyka.ru/dnevnik-vsednevnoj-ispo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010