19. См.: Иерофей [Добрицкий], архим. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866. С. 91-100 (о иеросхимонахе Афанасии [Степанове]), 100-108 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Пустынники в Рославльских лесах//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1907. Март. С. 129-130 (о схимонахе Афанасии [Охлопкове]); Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Там же. М., 1908. Апрель. С. 249-295; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Paris, 1988. С. 264, 278. 20. Полидоров П., прот. Иван Михайлович Немытов//Странник. 1875. Декабрь. С. 174-196. 21. Никон [Рождественский], еп. [Предисловие]//Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 4; Киприан [Керн], архим. Предисловие к изданию 1948 года//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Paris, 1989. С. 6; Ключников С. Наука сердца//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М., 1992. С. 3; Гумеров Ш.А. Амвросий Оптинский//Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1992. Том 1. С. 58. 22. Об этом см. письма Амвросия к монахине Леониде. В письме от 11 декабря 1879 г.: " Письмо твое и рукопись получил. Когда прочту рукопись, тогда напишу тебе что-нибудь об ней, а когда перепишут ее, то пришлю или возвращу тебе ее. [Поскольку] ты опасаешься, что в случае моей смерти тебя не уведомят о сем, то обязуется тебя уведомить о сем мой хворый писарь монах Иннокентий, если сам будет жив, а также можешь об этом спрашивать у другого моего писаря, отца Агапита " (ОР РГБ, ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, лл. 88-88 об.). В письме от 8 февраля 1880 г.: " Рукопись списали и твою рукопись вышлю " (Там же, л. 90 об.). 23. Никон, еп. Указ. соч. С. 4. 24. Из рассказов странника о благодатном действии молитвы//Троицкое слово. 1911. N 86. С. 569; Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. С. 47. 25. Следует обратить внимание на то, что в 1883-1894 годах настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря был игумен Агапит (Беловидов), принявший постриг в 1872 г. в Оптиной пустыни и бывший ее насельником в 1872-1883 годах. О. Агапит состоял письмоводителем при преп. Амвросии и был к нему очень близок. См.: Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900 (репринт: 1992). С. 138, I-II; Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков). М., 1892 (репринт: 1991). С. 47. О. Агапит был одним из тех двух " писарей " преп. Амвросия, которые переписали для него в 1879-1880 гг. " Рассказы странника " с рукописи, присланной монахиней Леонидой (см. прим. 22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

8 .    Василий Великий . Творения. Ч.1 – 5. Репринт. изд.: М., 1991. 9 .    Григорий Нисский , св.  Об устроении человека./Пер., прим. и послесл. В.М. Лурье. СПб., 1995. 10 . Григорий Палама , св. Беседы (Омилии)./Пер. арх. Амвросия (Погодина) . Часть 1. Монреаль, 1965; Часть 2. Монреаль, 1974; Часть 3. Монреаль, 1984. (Репринт: Чч. 1 – 3. М., 1993; Чч. 1 – 3. М., 1994) 11 . Григорий Палама , св. Главы естественные, богословские, этические и практические (46).// Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. Ч.1. Отд.1. Киев, 1877, сс 350 – 412. 12 . Григорий Палама , св. Десятословие по христианскому законоположению./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 281 – 289. 13 . Григорий Палама , св. Десять бесед. М., 1785. 14 . Григорий Палама , св. Истолкование десяти заповедей.//Духовная беседа, 1860, т.1, сс. 273 – 285. 15 . Григорий Палама , св. Исповедание православной веры.//Воскресное чтение, Киев, 1814, сс. 15 – 21. 16 . Григорий Палама , св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 254–281. 17 . Григорий Палама , св. О молитве и чистоте сердца, – три главы./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 300–302. 18 . Григорий Палама , св. О священно-безмолствующих./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 289–299. 19 . Григорий Палама , св. Ответ Павлу Асеню./Пер. Н.Л. Холмогорова.//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1996, (9/10), сс. 101 – 103. 20 . Григорий Палама , св. Письмо Аникдину./Пер. прот. И. Мейендорфа .//Православная мысль, 1955, сс. 113 – 126.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Дорожа священными сокровищами этого дворцового храма, он повелел в 1701 году Июня 21 стольнику Семену Калединскому описать там святые иконы, ризы, книги, св. утвари и казну и сверить с прежними описями 7 . Ужасный пожар 1737 года, лишивший Москву многих сокровищ древности, проник и в Благовещенский собор, где обгорели на придельных его церквах крытые медными позолоченными листами кровли, на главах четыре креста из золоченой меди, деревянные двери и оконницы; 8 но Благочестивое усердие Императриц Анны и Елисаветы вскоре изгладило все следы повреждений в стенах и облекло дом Пресвятой Богородицы в новое Благолепие. Из дел Синодального правления видим, что в 1743 году еще продолжалась починка собора: тогда поновлены были медные золоченые листы на четырех затворах при входных дверях, вызолочены и расписаны лазоревыми красками великолепные каменные сени, на двойных столбах, резные; под главами в шеях некоторые окна закладены 9 . В Царствование Императрицы Екатерины II, стенопись Благовещенского собора потребовала поновления. Императрица в 1770 г. поручила Московскому Архиепископу Амвросию Зертись-Каменскому возобновить в нем иконное и стенное писание с точным соблюдением древнего стиля 10 . Дело это было исполнено в три месяца, и возобновленный собор торжественно освящен был 18 декабря 1770 года Архиепископом Амвросием в присутствии Прусского принца Генриха-Людовика, брата королю Фридриху Великому; это совершилось незадолго до мученической смерти Московского Архипастыря. Особенное внимание на этот собор обратил Государь Император Павел I. По его повелению возобновлена его внешность и на паперти, вместо старого деревянного, настлан новый каменный пол. В 1812 году святилище это, подобно другим св. храмам, было разграблено и поругано; но уцелело от огня, испепелившего дворец и другие здания в Кремле. В этом соборе сохранились не только все св. иконы; но даже на полях чудотворного образа Донской Богоматери уцелела золотая рама в 12 Фунтов. Вскоре после изгнания неприятелей в 1812 году, Благовещенский собор приведен был в прежнее устройство и Благолепие, а 23 марта 1813 года торжественно освящен Московской Митрополии Викарием, Преосвященным Августином. С Высочайшего разрешения, в 1836 году, южная паперть переделана; в ней устроен теплый придел во имя Святителя Николая; попечением староста церковных стенопись собора и письмо иконное поновлены; старый алтарный иконостас заменен новым бронзовым. Ризница с ее сокровищами и хранящимися в ней частицами св. мощей приведена в порядок при настоятеле собора Протопресвитере Бажанове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Очевидно, святой Лука упоминает здесь о известном посте тогдашней Церкви. Пост сей у православных бывает от 15 ноября до 25 декабря, именно в то время, когда на Средиземном море бывают страшные зимние бури. Что скажут на это лютеране, мнящие предписывать себе правила жизни из Священного Писания ? 7) Также лютеране, вопреки Священному Писанию , исповедуют, что Дух Святый исходит и от Сына. Не Сам ли Господь говорит о Святом Духе, что Он от Отца исходит, как написано у евангелиста Иоанна ( Ин.15:26 ). Есть и еще у лютеран мудрования, ни на чем не основанные, но о них теперь говорить не время. 8) Один лютеранин из немцев, недавно принявший Православие, открыл следующую злонамеренность Лютера. Господь говорит в Евангелии: " аще же (брат твой) и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ); и святой апостол Павел пишет к Тимофею: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Лютер понял силу слов сих, что ими апостол и Сам Господь приписывают Церкви великую важность в отношении истины и данного ей от Господа духовного права. А так как он от частной Римской Церкви, ради злоупотреблений ее, отторгся, к Соборной же Православной Церкви, по высокоумию и славолюбию, пристать не захотел, то и заменил в немецком переводе Священного Писания слово « церковь » словом «приход», тогда как на немецком языке есть подлинное слово « церковь ». Справьтесь в подлинниках: еллино–греческом, латинском и французском не испорченном (не говорю о славянском), и увидите эту поддельность. Притом рассудите: ежели в семидесяти лютеранских разномыслящих партиях всякий приход будет столп и утверждение истины, то какая же это будет истина Христова? И еще: как исполнится лютеранское высокопарное проповедание любви, когда они, по сказанной причине, должны презирать друг друга, как язычников. 9) Лютеране, в оправдание своего отделения от единой Соборной Церкви, приводят место из Деяний Апостольских: «яко не на лица зрит Бог , но во всяцем языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть» ( Деян.10:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

15 II est facile, пишет Академик Броссе, de reconaitre dans се nom le θεος ou Jupiter der Grec, le Quadatä au Svadata-Zend i. e. le Dieu donné, creé de lui même, d’où se sont formè le khauda ,,Dieu“ Persan, le Gott Allemand, le God Anglais le Hhouthi Géorgien. (Geogr. de Géorgie par Wakhoukcht p. II.). 17 Прибытие в Иверию Евстафия Патриарха Антиохийского не упоминается в хронографах Греческих, и ни у одного, из Византийских писателей. История об этом заимствуется в подтверждение отечественных сказаний из грамот, жалованных Константинопольскими Императорами и Царями Грузинскими Иверскому монастырю на Афонской горе, и сохраненных до ныне. 18 Константин В., обретший в это время животворящий крест, и собравший множество мощей вместе с прочими дарами, прислал в дар новому Христианскому Царю подножие Креста и гвоздь Господень, хранящийся ныне в Московском Успенском Соборе. Он принесен из Грузии в Москву Царем Арчилом в 1686 году. Весьма драгоценный венец, в котором хранился некогда гвоздь сей, как уверил меня Г. Академик Броссе (1836) относится к началу XIII века; ибо как видно из надписи Грузинской, он сделан Царем всея Грузии Давидом, сыном Царицы Русуданы. Письмо Константина к Царю Мириану помещено в старой летописи Грузинского народа, хотя о нем не упоминается ни у какого писателя Византийского. 19 Св. Нина была родственница Св. Великомученику Георгию, и она после мученической его кончины, сооружала в честь его храмы; с сего времени Грузия избрала его своим покровителем, а Царство приняло изображение его в Государственный герб. Сие благоговение к имени его скоро распространилось на Востоке и Западе. Allgemeine geschichte der christlichen Religion u. Kirche vom Neander 1. Hamhourg 1829. – 8. Особенно почитали его Англосаксы; а потом и Англичане избрали его своим патроном. Французы в XIV веке на судебных поединках призывали в свидетели и помощники сего Святого; наконец и Российский орел принял его изображение на свое лоно, см. grosses volkschtendiches Universal Lexicon aller Wiesenschaften u. kunste tom X. 1735. Leipz. Встречающееся повсюду в Крыму изображение Св. Георгия служит доказательством что сей Святой был с отменном почтением и у здешних народов. Ист. Иерарх. Росс. Амвросия часть III. стр. 689 Здесь не неуместно заметить в пользу Археологов, ищущих начала и причины изображать Св. Георгия на белом коне с попирающим драконом, что собственно в Грузии никогда не изображался пешим, а в Имеретинском городе Хони, (у Прокопия Onoguris) в бывшем Кафедральном Хонском Соборе есть один древнейший образ Св. Георгия, представляющей его не на коне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Архимандрит Исаакий 7 мая 1887 года получил письмо из Петербурга. Писал генерал от артиллерии Павел Егорович Кеппен, управляющий двором Великой княгини Александры Иосифовны Романовой, матери Великого князя Константина Константиновича, известного поэта, военного и государственного деятеля, человека глубоко православного. Он решил посетить Оптину пустынь и побеседовать со старцем Амвросием. Это было первое посещение Оптиной представителем царской семьи (Константин Константинович был внуком Императора Николая I и племянником Императора Александра II). «Глубокочтимый отец, честнейший архимандрит Исаакий! – значилось в письме. – Имею честь предуведомить Ваше Высокопреподобие, что в пятницу, 8 числа, государь Великий князь Константин Константинович, если Господь благословит благополучный путь, изволит прибыть к вам в Святую обитель до воскресенья утра и предполагает прибыть на лошадях со станции Чернь, а возвратиться через Калугу. Влекомый в обитель чувствами душевной потребности, государь Великий князь желал бы совершить это посещение скромно и сколько возможно избежать обычных встреч и приемов» 320 . Вот и Константин Константинович, Великий князь и русский поэт-лирик, и просто человек, имевший очень значительные внутренние проблемы, постоянно боровшие его, собрался наконец, как и многие русские люди, поехать к старцу Амвросию. Грешный, как и все люди, Константин Константинович приобрел монашескую привычку следить за своими помыслами, за действиями «потаенного сердца человека», сокрушаться о своем духовном несовершенстве, считать себя недостойным всех тех благ и талантов, которые дал ему Господь. Он не ел хлеба даром, трудясь на разных поприщах к пользе России, занимая несколько высоких постов, и во всех случаях не формально. Окончательное решение ехать в Оптину Великий князь принял после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни», вышедшей вторым изданием в Москве в 1882 году. Леонтьев в своей книге живо и с теплым чувством описал Оптину и скит, много и умно рассказал о монашестве, и особенно о старчестве – что это за явление в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Программа памяти архимандрита Амвросия (Юрасова) ко дню его 82-летия 08.09.2020 22:00 8 сентября - 82 годовщина со дня рождения приснопоминаемого архимандрита Амвросия (Юрасова), многолетнего духовника братства " Радонеж " и Введенског.о женского монастыря Программу подготовили духовные чада батюшки в благодарность за труды, которые он приложил, взращивая человеческие души. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 09.09.2020 - 18:06 СпасиБО! : СпасиБО! Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/09/08/22-0...

Сн. 5 (Patrologiae cursus completus. Series latina. Vol. 10, col. 581 (далее - PL)). 123 V. M. 20. 124 Ср.: Sulpicius. Ер. 2, 9-10 и Hil. Contra Const. 4; Sulpicius D. III, 6, 3-4 и Hil. Contra Const. 8. 125 G.K. van Andel. Op. cit., рр. 86-89. 126 G.K. van Andel. Op. cit., р. 89. 127 См.: H. Chadwick. Priscillian of Avila. Oxford, 1976, p. 129, 133 ff.; Sulpicius D. III, 11-13. 128 Сульпициево сравнение Деборы как прообраза будущей церкви (Chron I, 24, 5), возможно, взято из " De viduis " VIII, 47; 50 (PL 16, cols. 262-263). 129 D II, 13, 5-6. См.: J. Fontaine. Vie... Vol. III, p. 1216, n. 1. Однако, возможно, это означает, что работа Амвросия была известна скорее Мартину, чем Сульпицию. Отметим также, что Мария и Фекла упомянуты (наряду с другими святыми женщинами) в знаменитом письме (22, 41) Иеронима, которое, вероятно, было известно в окружении Мартина в 398 г.: D I, 8, 4-9, 2. 130 Ср.: De excessu I, 20-21 (PL 16, col. 1353) и ep. 2, § 8, 15 и 16. См.: J. Fontaine. Vie... Vol. III, p. 1243-1244. 131 Мартин рассматривал брак как явление " простительное " (D II, 10, 6), что напоминает произведение Иеронима " Adversus Jovinianum " I, 7-9 (PL 23, cols. 228-233). Более умеренное учение Амвросия по этому поводу см.: " De virginitate " Vi, 31-34 (PL 16, cols. 287-288). 132 Ср.: D II, 12, 5-6 и Hieronim. ep. 24, 5, 2; D II, 11,4 et 6-7 и Hieronim. ep. 22, 21, 8; D I, 25, 6 и Hieronim. ep. 52, 11, 1. 133 D II, 4, 2 и Vita Hilarionis 30 (PL 23, col. 44). 134 D III, 14, 6 и Hieronim. ep. 52, 16. 135 Об отказе праведника принять подарки см.: 4 Цар. 5:15-27. Он специально упомянут Иеронимом: V. Hil. cap. 18 et 27. 136 См.: D I, 8, 2-9, 5, где мы встречаем две реминисценции на письмо 22 Иеронима. 137 См.: Hieronim. Contra Vigilantium 3 (PL 23, cols. 341). 138 Hieronim. ep. 123, 17, 3; 117, 12. 139 H. Delehaye. Saint Martin et Sulpice Se vere. AB 38 (1920), p. 48. 140 V. Hil. 32; D III, 7, 3. 141 V. M. 26, 3; V. Hil. 1. Любопытно также отметить, что Иероним ссылается на Саллюстия в первой главе своего " Жития Илариона " , точно так, как это сделал Сульпиций в первой главе " Жития Мартина " . 142

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

158 ОР РГБ. Ф. 230. К. 4408. Ед. хр. 6 Л. 14 об.; Ед. хр. 4. Л. 88 об. (письма Е.Ф. Тютчевой от 30 декабря 1871 г. и 25 июня 1869 г.). 159 Эту особенность российского консерватора отмечали многие современники, в том числе весьма далекие от него по взглядам. «Знаете… ведь Победоносцев – искренний человек! – восклицал известный медик, либеральный общественный деятель В.А. Манасеин. – Он, несомненно, ханжа, но это глубоко искренний человек… Вы прочтите его «Московский сборник», ведь это написал 69-летний старик, а сколько тут полемического задора!» (Беренштам В.В. Из воспоминания о Вячеславе Авксентьевиче Манасеине. С. 230). 160 Там же. Ед. хр. 10. Л. 18; Ед. хр. 13. Л. 10 об. (письма Е.Ф. Тютчевой от 27 сентября 1875 г. и 22 марта 1878 г.). 163 Победоносцев К.П. Московский сборник. Соч. С. 411. В 1880 г., получив назначение на пост обер-прокурора и переехав с женой в служебное жилье, сановник писал Е.Ф. Тютчевой: «Не поверите, как неприятно видеть всю эту роскошь… Мы ходим тут с задней мыслью о том, что не наша вина, что мы, право, не виноваты» (выделено Победоносцевым. – А.П.). Возмущаясь дороговизной дамских туалетов, сановник предлагал Е.Ф. Тютчевой организовать среди светских женщин движение против роскоши в одежде – обзавестись общей портнихой, уговориться шить недорогие платья (ОР РГБ Ф. 230. К. 4409. Ед. хр. 2. Л. 49; К. 4408. Ед. хр. 12. Л. 17 об.; К. 4409. Ед. хр. 1. Л. 11 (письма от 16 сентября 1880 г., 16 апреля 1877 г., письмо без даты, 1879 г.). 167 ОР РГБ. Ф. 230. К. 4409. Л. 33 (письмо Е.Ф. Тютчевой от 8 июля 1879 г.); Ф. 334. К. 4. Ед. хр. 4. Л. 2 об., 25 (письма Б.Н. Чичерину от 18 сентября 1864 г. и 19 марта 1879 г.). 168 ОР РГБ. Ф. 230. К. 4408. Ед. хр. 13. Л. 21 об.; Ед. хр. 9. Л. 2525 об., 30–30 об. (письма Е.Ф. Тютчевой от 12 июня 1878 г. и 31 октября 1874 г.). 169 ОР РГБ. Ф. 230. К. 4408. Ед. хр. 13. Л. 21 об.; К. 4409. Ед. хр. 1. Л. 39 об. (письма Е.Ф. Тютчевой от 12 июня 1878 г. и 27 июля 1879 г.); К. 9804. Ед. хр. 1. Л. 1 (письмо священнику Амвросию Ключареву от 25 июля 1865 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Ср. Трид. Собор, Сесс. 23, гл. 4, которая учит, что таинство рукоположения налагает неизгладимую печать: Denz. 960 (1767). Ср. Иоанн XXIII, Речь Iubilate Deo, 8 мая 1960: AAS 52 (1960), р. 466. Павел VI, Проповедь в Ват. Базилике, 20 окт. 1963: AAS 55 (1963), р. 1014. 59 Св. Киприан, Посл. 63, 14: PL 4, 386; Hartel, III В, р. 713: «Священник воистину замещает Христа». Св. Иоанн Златотуст, На 2Тим.2:4 : PG 62, 612: Священник есть «символ» (symbolon) Христа. Св. Амвросий, На Пс.38:25–26: PL 14, 1051–52; CSEL 64. 203–204. Амброзиастер, На 1Тим.5:19 : PL 17, 479 С и На Еф.4:11–12 : кол. 387 С. Феодор Мопс., Гом. оглас., 15. 21 и 24: изд. Tonneau, pp. 497 и 503. Гезихий Иерус., На Лев. L. 2. 9. 23: PG 93, 894 В. 60 Ср. Евсевий, Церк. ист., V, 24. 10: GCS II. 1, р. 495: изд. Bardy, SChr. II, p. 69. Дионисий, у Евсевия, там же VII. 5. 2: GCS II, 2, р. 638 сл.: Bardy, II, р. 168 сл. 61 Ср. о древних Соборах: Евсевий, Церк. ист., V. 23–24: GCS II. 1, р. 448 слл.; Bardy, II, р. 66 слл. и passim. Никейский Собор, кан. 5: Cone. Oec. Decr., р. 7. 65 Ср. I Ват. Собор, Проект Догм. Конст. II, De Ecclesia Christi, 4: Mansi 53, 310. Ср. отчёт Клойтгена (Kleutgen) о пересмотренном Проекте: Mansi 53, 321 В – 322 В и заявление Дзинелли (Zinelli): Mansi 52, 1110 А. См. также: Св. Лев Вел., Слово 4. 3: PL 54, 151 А. 69 Исправлено составителем. В данном русском переводе – «вселенская». Латинский термин catholicus лучше перевести как «кафолический» (в отличие от universalis – «вселенский»). 72 Ср. Св. Иларий Пикт., На Пс.14:3: PL 9, 206; CSEL 22, р. 86. Св. Григорий Вел., Поуч. 4. 7. 12: PL 75, 643 С. Пс.-Василий, На Ис. 15. 296: PG 30, 637 С. 73 Ср. Св. Целестин, Посл. 18. 1–2, к Эфес. Собору: PL 50,505 АВ; Schwartz, Acta Cone. Oec., I, 1, 1, p. 22. Ср. Бенедикт XV, Anocm. Посл. Maximum illud: AAS 11 (1919), p. 440. Пий XI, Энцикл. письмо Rerum Ecclesiae, 28 февр. 1926: AAS 18 (1926), p. 69. Пий ХП, Энцикл. письмо Fidei Donum, указ. место. 75 О правах патриарших Кафедр см. Никейский Собор, кан. 6 (об Александрии и Антиохии) и кан. 7 (об Иерусалиме): Cone. Oec. Decr., р. 8. IV Латер. Собор (1215 г.), Конст. V, De dignitate Patriarcharum, там же, р. 212. Ферр.-Флор. Собор: там же, р. 504.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010