в разгар всех этих событий и приготовлений франки в союзе с бургундами начинают войну против вестготов. Хлодвиг с сыновьями, перейдя Луару, вторгается в Вестготское королевство. Аларих II, выступив против Хлодвига, терпит тяжелое поражение близ Пуатье и сам погибает во время битвы. Франки стремительно занимают Аквитанию, захватывают и разграбляют столицу Вестготского королевства Тулузу. Вестготское королевство стоит на грани полного краха. Ситуация осложняется тем, что после внезапной смерти Алариха II возникла проблема престолонаследия в королевстве. Амаларих, сын Алариха II и дочери короля остготов Теодориха Великого, был еще слишком мал, чтобы организовать сопротивление франкам, к тому же он был осажден в Каркассоне вместе с оставшейся казной королевства. Вестготы в столь сложный период сплачиваются вокруг Гезалиха, незаконнорожденного сына Алариха II. Однако на тот момент перспективы Вестготского королевства были достаточно туманны. В то время как положение нового короля вестготов Гезалиха оставалось крайне трудным, оно стало еще более тревожным, когда Гундобад захватил его резиденцию – Нарбонн, и Гезалиху ничего не осталось, как бежать в Барселону 926 . В Южной Галлии сопротивляться вражеским нападениям продолжали только Арль и Каркассон. Однако на политической арене Галлии появляется новая сила, которая полностью меняет диспозицию в этом регионе. Состоявший в союзе с Аларихом II король остготов Теодорих, задержанный враждебными действиями Византии, летом 508 г. все-таки посылает свои войска на помощь в Галлию. Остготское войско разбивает осаждавших франков и бургундов и в конце 508 г. снимает осаду с Арля, приведя в него бесчисленное количество пленников 927 . Две армии устремляются на территорию бургундов, которые вынуждены были вернуться за р. Дюранс, чтобы защитить свои дома. В 509 г. остготы отбивают у врагов Нарбонн и снимает осаду с Каркассона, освободив при этом малолетнего Амалариха, внука самого Теодориха. А уже в начале 510 г. произошла крупная битва с франками, в которой остготский полководец Ибба уничтожил около 30 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре по приходе в Италию он сочетал их браком с соседними королями, а именно: одну он отдал Алариху, королю везеготов, а другую – Сигизмунду, королю бургундзонов. От Алариха родился Амаларих, которого дед Теодорих, когда тот в отроческих годах лишился своих родителей, лелеял и опекал... Теодорих узнал, что в Испании живет Евтарих... пото­мок рода Амалов... Он призвал его к себе и сочетал его браком с дочерью своей Амаласвентой... Он сестру свою Амалофриду, мать Теодахада, который впоследствии стал королем, отправил в Африку в жены Тразамунду, королю вандалов; дочь же ее – племянницу свою Амалобергу – сочетал с королем турингов Герминефредом» 1000 . Но не только династические лица не вступали в брак с рим­лянами. Такие браки запрещены были и его подданным остго­там и всем вообще германцам. Основанием для такого запрета служило различие вероисповедания: германцы были арианами, а римляне – православными христианами. Теодорих изобрел вполне оригинальную систему юридической сегрегации своих подданных по религиозно-этническому признаку. Римлянам под страхом смертной казни запрещалось носить оружие, а герман­цам – заниматься прозелитизмом среди православных. Для германцев Теодорих был королем, который правил, опи­раясь на графов, или комитов, – военных и гражданских началь­ников, связь с которыми поддерживалась через так называемых сайонов – посланцев, доставлявших графам королевские прика­зы. А для римлян он был назначенным императором магистром армии для Италии, триумфатором, носившим римское звание консула и патриция. При нем сохранялись традиционные рим­ские звания, чины и должности, включая магистра оффиций, префекта Рима, префекта претория, его викариев, начальника канцелярии (magister scrinii), комита финансов (comes sacrarum largitionum), квестора, сенаторов и муниципальных декурионов. Почтовая связь между римскими административными учрежде­ниями поддерживалась через cursum publicum – государствен­ную почту. В неприкосновенности были сохранены и продолжали действовать для римлян нормы римского права, в то время как германцы пользовались своим обычным правом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

имеющего 2 версии, кафедральную и монастырскую, в целом имеют сходство с григорианскими; различаются виды псалмодии - антифонная и респонсорная (псалмодия «in directum» (прямая) представлена архаическими песнопениями threni (лат.- плачи) в составе мессы), используются силлабический, невматический и мелизматический стили. В то же время в И.-м. п. присутствует ряд жанров, отличных от др. зап. традиций. В древних рукописях помещены песнопения оффиция для воскресных и праздничных дней, а также для основных служб Великого поста. В седмичные дни службы предположительно совершались по Псалтири в порядке следования библейского текста (psalterio currente) с использованием всех 3 видов псалмодии ( Randel. 1985. P. 229-238). Древнейший элемент испано-мосарабского суточного круга богослужения - это антифоны, для к-рых использовалась североафрикан. версия лат. текста Псалтири. В староиспан. респонсорной псалмодии в отличие от римской не произошло сокращения числа используемых библейских стихов, а каденции стихов в различных псалмовых тонах не приспособлены к просодии лат. текста (см.: Brockett. 1968; Randel. Responsorial Psalmody. 1969). В испано-мосарабской традиции значительная часть содержащихся в рукописях последований вечерни нотирована. Раздел вечерни в певч. рукописях начинается с богато украшенного заголовка vespertinum (лат.- вечерний, мн. ч. vespertini; др. название - lucernarium) - респонсорного песнопения в мелизматическом стиле. В Леонском Антифонарии содержится ок. 70 таких песнопений, следов., тексты одних и тех же vespertini могли повторяться в течение года. Vespertini часто содержат стихи, которые брались не только из Псалтири, но и из др. библейских книг. Стихи, вероятно, исполнялись солистами, а их окончания (как правило, имеющие указания для повтора) и сам vespertinum - хором. Подобная практика респонсорного пения в галликанском обряде описана Амаларием Мецским. Приблизительно четверть текста vespertini имеет по 2-3 стиха; еще четверть текста (в частности, для будней Великого поста) не имеет стихов. Вероятно, наличие и количество стихов зависели от степени праздничности службы. В мелодиях vespertini, как и в мелодиях других жанров И.-м. п., используется техника центонизации.

http://pravenc.ru/text/674999.html

И если здесь имеется общая опасность для праведных и грешных, освободи одних благодаря их невиновности, а других же, хоть и виновных, отпусти из милосердия, и пусть будет избавление всем, у которых общая опасность была до сих пор!» И когда он закончил молитву, то ушел из этого места. Поистине не зря он молился своему создателю. Тотчас же сталь, расплавившись, подобно воску, разорвалась, лопнули крепкие путы, и для осужденных дверь тюрьмы чудесно отворилась, и они, освобожденные таким образом, вновь обрели свободу. 4 . Однако одного из них Высшая воля, для того чтобы тайна божественного правосудия была продемонстрирована, разместила в одном высоком месте крепости. Оттуда он громко кричал народу, с удивлением взирающему на него, что он совсем не знает, чьими стараниями он вышел из тюрьмы и по чьей воле он оказался на самом высоком месте стены. Все были поражены таким поворотом событий, говоря: «Если он и мог ускользнуть из тюрьмы и уйти от комитов, благодаря какому-то ухищрению, то каким образом он взобрался на эту высоту?» Другие попусту кричали, что это ложь и это невозможно. Но среди всех один голос произнес, что это и есть божественная тайна и знак того епископа, который незадолго до этого там молился. После этого он был ловко снят народом со стены и снова обрел и жизнь, и свободу. 5 . В другой раз Далмаций пришел в Нарбонн, чтобы предстать перед королем Амаларихом. И хотя тот был несчастным еретиком по причине давнего заблуждения своего народа и древнего обычая своих отцов и всех христиан презирал, а всех католических епископов проклинал, но благодаря божественному побуждению Амаларих чудесным образом удостоил небывалой чести и оказал невиданные почести Далмацию. Да так, как ни своим [арианским] священнослужителям в соответствии с обычаем, ни христианам в соответствии с причитающимся им почтением здесь не оказывал. Слепой разум, с помощью Бога, смог справедливого Далмация уважить, так что все верующие поняли, что есть надежда на будущее изменение. 6 . И, конечно же, с тех пор как благочестивая и прославленная власть франков, почитательница христианской религии подчинила город Родез, скрепив клятвой благосклонность народа к себе, епископ, переполненный желанием, вознамерился увидеть христианского короля Теодеберта 1180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антифонное пение    Еще сложнее был антифонный способ пения. Точно неизвестно, какое пение обозначалось этим термином в IV-V в. Первоначально д.б. так называлось попеременное пение стихов псалма между двумя половинами молящихся. Если так, то первым поводом для введения и распространения такого пения могло быть увеличение числа верующих: общее пение всеми псалма при чрезмерно большом числе молящихся могло мешать стройности пения. На такой именно способ пения указывает св. Василий в вышеприведенном месте из послания к неокесарийским клирикам. Сократ, возводящий, как было указано выше, происхождение антифонного пения к Антиохии и считая учредителями его пресвитеров Диодора и Флавиана (IV-V в.), говорит о пении на два хора (след. певцами, а не народом).    Тем же термином обозначался, по-видимому, и другой несколько отличный от этого способ пения, именно такой, когда пред псалмом или после псалма, исполнявшегося попеременно двумя хорами, пелся один какой-либо стих этого псалма или другой какой-нибудь; стих этот, близкий к содержанию псалма, и назывался антифоном (отголоском, (с. 172) эхом). По определению вышеупомянутого Амалария: «до симфонии антифона псалом поется двумя хорами, а на самом антифоне хоры соединяются». Такие антифоны д.б. не только заимствовались из псалмов и вообще из Св. Писания, но могли быть и собственного христианского составления. Сильвия, как мы видели, заметно отличает их от псалмов, но, впрочем, и от гимнов. Но Сократ в том же месте выражается: ντιφνους μνους («нужно сказать, и откуда получил начало обычай антифонных гимнов в церкви» ). Бл. Августи, приписывая св. Амвросию введение в Милане восточного способа пения, по-видимому имеет в виду антифонное пение именно этого последнего рода, так как респонсорное пение вообще имело тогда повсюду широкое распространение, а антифонное в широком смысле (первом из вышеуказанных) существенно не разнилось от него. «Тогда», говорит бл. Августин об епископстве св. Амвросия в Медиолане, «было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою». Теперь и у нас, и в р.-католической церкви антифонами называются именно особые стихи, не всегда из псалмов и не всегда (у нас) соединяемые с пением псалмов; у нас, впрочем, антифонами обозначается и попеременное пение стихов псалма (так напр., части кафизм называются антифонами ); остатком антифонного исполнения псалма целым собранием молящихся является у нас пение «Да исправится» на литургии преждеосвященных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

392 ...ничего нельзя было различить дальше двух третей югера. – Югер – мера земельной площади, равная 25,19 кв. м. Здесь две трети югера составляют 70 шагов. 394 ...Хильдеберт... направился в Испанию... – В 531 г. Согласно Сарагосской хронике, Хильдеберт предпринял поход в Септиманию (южная часть Галлии) (MGH Auctor. antiquis. Т. 11. Pars 1. Р. 223). 395 ...ради ... Хлотхильды, которая... терпела от Амалариха... оскорбления. – Хлотхильда, дочь короля Хлодвига, жена Амалариха, короля вестготов, исповедовала католическую веру, что и послужило причиной оскорблений со стороны мужа, исповедовавшего, как и все готы, арианскую веру. О том, что Амаларих недостойно обращался со своей женой, не позволял ей совершать привычные обряды и что из-за этого вспыхнула война между готами и франками, пишет и Прокопий Кесарийский (См.: Война с готами. М., 1950. Кн. 1. Гл. 13, § 9, 12). 398 ...и там он упал и испустил дух. – Согласно Сарагосской хронике (Р. 223), Амалариха убил франк по имени Бессон в Барселоне. Согласно же Исидору, он был убит собственными воинами (MGH.Aucl. antiquia. Т. 11. pars 2. Р. 283). 401 ...заняли всю Бургундию. – Марий Аваншский датирует захват Бургундии франками 534 г. Об этом событии он пишет: «Короли франков – Хильдеберт, Хлотарь и Теодоберт захватили Бургундню и, обратив в бегство короля Годомара, поделили его королевство» (Р. 235). 406 Триент (triens) – золотая монета, весившая 4 г 52 мг. Триент был ходячей монетой в VI в н. э. 410 А служил он у одного варвара... – Термин «варвар» в языке VI в. не имел презрительного оттенка, он употреблялся для обозначения не-римлянина, в данном случае франка. (См,: Салическая правда. М. 1950. гл. 14, § 2; гл. 11, § 1). 412 ...в этот святой день... дай нам чего-нибудь поесть... – В воскресенье до обедни есть не разрешалось. 413 ...дал им кушанье... – В подлиннике: infusum от глагола infundere – «вливать». Вероятно, похлебка, приправленная вином и хлебом. 414 ...Сигивальд жил в Клермоне... – Сигивальд – родственник короля Теодориха, который поручил ему управлять Клермоном. См. кн. III, гл. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

447 После Амалариха королем в Испании был провозглашен Теода. – В 531 г. Теода (по Иордану – Тиудис) был назначен Теодорихом, королем остготов, после смерти своего зятя Алариха опекуном над внуком Амаларихом. «Этот Амаларих, – пишет Иордан, – потерял королевство и самую жизнь еще юношей, попав в сети франкского коварства; после же него опекун Тиудис захватил королевскую власть, избавил Испанию от злокозненных происков франков и до конца жизни властвовал над визеготами». Тиудис перенес столицу из Нарбонна в Барселону. Фактически он правил с 507 г., когда принял опекунство над Амаларихом. (См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М., 1960. С. 127. § 302, 303 и прим. 788). 448 После того как его убили, на королевский трон возвели Теодегизила. – В 548 г. Теодегизил (по Иордану – Тиудигислоза, по Исидору – Теодискл) правил очень недолго, только год, т. к. был убит своими недругами. (Там же. С. 127, § 303). 451 ...они предавали его мечу... – Григорий тенденциозно осуждает готов-ариан за убийство королей, тогда как у франков-католиков убийство королей и их родственников также было распространено. 452 Теодорих, король Италии, был женат на сестре короля Хлодвига... – На Авдофледе. По Иордану, она была дочерью короля Хлодвига (С. 179. § 295). Хлодвиг, по сообщению Иордана, связывал это супружество с далеко идущими целями: »...он полагал, что таким браком он побудит сыновей своих... заключить с готами соглашение и пребывать в союзе с ними. Однако это брачное соединение не оказалось достаточно полезным для мира и согласия, и весьма часто воевали они из-за галльских земель» (С. 126, § 296). Здесь имеются в виду войны Хлодвига с Аларихом II, королем вестготов, и войны сыновей Хлодвига с бургундами. Теодорих вмешивался в эти войны, так как, с одной стороны, он не желал усиления Меровингов, а с другой – был заинтересован в землях Южной Галлии, где захватил Прованс. 454 Когда же дочь стала взрослой... – Этот рассказ Григория (до конца главы) в большей своей части сказочный. Иордан довольно подробно рассказывает о судьбе Амаласвинты, дочери Теодориха, короля Италии, которая еще при его жизни осталась вдовой. Теодорих, будучи старым, возвел на королевский трон ее сына Аталариха. После его ранней кончины Амаласвинта вызвала своего родственника Теодохада из Тусции и вручила ему королевство. Тот вскоре отправил ее в изгнание на остров Вульсинийского озера (в Этрурии), где она была задушена в бане его приспешниками (С. 127 – 128, § 304 – 306). Видимо, до Григория Турского эта история дошла уже в измененном виде, но кое-что правдоподобное есть и в его рассказе: трагический конец жизни Амаласвинты (убиение горячим паром в бане было распространено в Византии и в Римской империи), имя короля Теодада (Теодохада).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

В заключение своих Sententiae cath. patrum Пасхазий еще раз останавливается на раскрытии особенно дорогой для него мысли о высоком значении таинства евхаристии в деле осуществления натурального единения между Богом и людьми 415 . К планам божественного домостроительства, по Пасхазию, относится самый момент учреждения этого таинства пред страданиями. Вот, как рассуждает Пасхазий. О той вечери, на которой установлено таинство евхаристии, Христос выразился: «желанием возжелах ясти с вами пасху». Христос не один раз совершал пасху со Своими учениками, – эту же пасху Он не просто желал совершить, но желанием возжелал, и это потому, что на данной вечери, кроме агнца прообразовательного, была предложена и истина; здесь должен был совершиться переход к (новозаветной) истине от (ветхозаветной) тени. «Отсюда-то Он радостью радуется, хвалы Богу воздая, так как уже имело исполниться то, что давно Он желанием возжелал. Через Свое воплощение Христос уже восприял в божество человеческую природу, но еще не сообщил Себя нам через Свою плоть и кровь, чтобы мы, как отдельные члены, составили одно тело... И, так как в этом таинстве сущность нашего спасения, то Свое «желанием возжелал» Он исполнил, именно, когда вместе со Своими учениками вкушал сию истинную пасху; (цель этой вечери заключалась в том), чтобы раньше, чем Он отдал Себя в искупительную жертву, мы в Нем и Он в нас составили одно тело. Поэтому на кресте мы вместе с Ним были распяты, во гробе вместе спогребены и в воскресении вместе совоскресли» 416 . В самом конце соч. Sententiae (ad ultimum) Пасхазий предостерегает своего ученика от ineptiae de tripartito corpore (разумеется учение Амалария), от примешивания также соли или меда к евхаристическому хлебу. «Ничего не прибавляй – пишет Пасхазий – и не убавляй, но веруй и принимай все так, как Христос установил, потому что только при таком условии Он будет пребывать в нас, совоплощенный нам (concorporatus), как и мы в Нем через человечество, какое Он воспринял» (с. 1365 А). XV Если против Пасхазия, по его словам, восстали quidam, если сомнение, по его же словам, захватило multos, то Пасхазий в занятой им позиции тоже далеко не был одиноким. Можно думать, что книга Пасхазия заставила богословов того времени так или иначе определить свое отношение к ней. Отсюда явились защитники и сторонники Пасхазия точно так же, как и его противники. В то время, как Пасхазий определяет противный себе лагерь – quidam – «некоторые», Ратрамн о сторонниках non alia caro и наличности тела Христова in veritate выражается тоже – quidam – «некоторые». Рабан говорит об этих защитниках non alia caro – quidam non rite sentientes. Весьма вероятно, что на стороне Пасхазия оказались наиболее видные представители церковной иерархии. Так, прежде всего, единомышленником его был Гаимо, еп. Гальберштадтский (ум. 853), которому приписывается маленькое сочинение De corp. et sang. Domini, найденное в кодексе S. Germani Parisiensis с именем Aimonis.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

153 Dicta sint ista de immolatione sacerdotis: dicamus de ordine orationum, quem praetermisimeus (Migne, ibid.). 154 Panis extensus super altare corpus Domini monstrat extensum in cruse, quod nos manducamus (Migne, 105, 1242). 156 Primum videlicent, sanctum et immaculatum, quod assumptum est ex Maria virgine; alterum, quod ambulat in terra; tertium, quod iacet in sepulcris. 157 Per particulam oblatae immissae in calicem ostenditur Christi corpus quod iam resurrexit a mortuis; per comestam a sacerdote vel a populo ambulans adhuc super terram, per relictam in altari, iacens in sepulcris (Migne, ibid., 1155). К такому же объяснению деления частиц евхаристического тела Амаларий возвращается в Eclogae de officio missae (Migne, ibid., 1328), где он говорит, что тело Христово partim resurrecturum, partim iam vivit, ut ultra non moriatur, partim mortale est, et tamen in coelo. 158 Ср. выражение диакона Флора – monstruosa significatio. Флор вообще не скупится на резкости в отношении к своему противнику. О книге De eccles. off. он говорит, что она так набита ошибками и нелепостями, что даже у малосведущих людей может вызвать смех и отвращение (Mon. Germ. hist. Ep. V. 268). Несправедливым надобно признать общее отношение Флора к Амаларию, как к еретику; ср. выражение – fidei et veritatis inimicus, religioni et saluti contrarius, определение учения Амалария, как perfidiae semina et impietatis scandala (ibid., 272), или такой эпитет – fabricator mendacii, cultor perversorum dogmatum (273), приравнивание его к разным древним лжеучителям (272) и пр. 159 Idem corpus oblatam ducit secum ad sepulcurm, et vocat illam sancta ecclesia viaticum morientis, ut ostenndatur non eos debere qui in Christo moriuntur depatarl mortuos, sed dormientes. Unde et locus sepulerorum graece vocatur οιμητιον, id est dormitorium (Migne, 105, 1155). 160 Naegle в своем исследовании посвящает особую главу выяснению причин, вызвавших первый евхаристический спор (о. с., S. 37–83). Здесь он говорит, прежде всего, о научном движении каролингского времени, просветительской деятельности школ, личном участии в этом движении Карла Великого и Карла Лысого, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

И вслед за этим Амаларий (без всякой связи с предыдущим предметом речи) говорит – Quae aguntur in celebration missae, in sacramento Dominicae passionis auntur… Idcirco presbyter immolans panem, et vinum et aquam in sacramento, est Christi panis, vinum et aqua in sacramento carnis Christi et eius sanguinis (Migne, 105, 989). Мысль очень странная, если только мы имеем пред собою неповрежденный текст. В буквальном переводе: «священник, приносящий в жертву хлеб, воду и вино в таинстве есть хлеб Христов, вино и вода в таинстве тела Христова и Его крови». Rückert на основании этого места заключает о символизме Амалария. Следующая фраза как будто подкрепляет такой вывод, так как повторяет выражение Августина о similitudo между sacramenta и res. «Sacramenta должны иметь некоторое подобие тех вещей, которых они суть sacramenta. Поэтому священнослужитель подобен Христу, как хлеб и (винная) жидкость подобна телу (и крови) Христа. Таким образом, жертвоприношение священнослужителя на алтаре (immolation sacerdotis in altari) есть, некоторым образом, жертвоприношение Христа на кресте». Но Rückert игнорировал то, что у Амалария говорится далее. Правда, в очень бессвязной форме, и непоследовательно здесь раскрывается, по-видимому, та мысль, что таинство тела и крови является для человека залогом бессмертия, реальным источником будущей жизни; иначе говоря, проводится взгляд, предполагающий реальную данность тела и крови. Начинает свою речь об этом Амаларий в связи с immolatio sacerdotis, указывая аналогию для такого immolatio в подобии человека воскресению Христову через принятие в таинстве тела Христова (конечно, такое уподобление человека, как личности, событию представляется очень неестественным, – вся фраза, вообще, построена неудачно): Ut similis est homo Christi resurrection aliquot modo, manducat carnem, et bibit sanguinem eius. «Христос воскрес из мертвых, рассуждает Амаларий, и уже не умирает. Точно так же душа человека, достойно вкушающего тело Христово, получив воскресение (возрождение) через крещение и покаяние, живет через это тело, пока не настанет полное воскресение в восьмой день (?).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010