Антифонное пение    Еще сложнее был антифонный способ пения. Точно неизвестно, какое пение обозначалось этим термином в IV-V в. Первоначально д.б. так называлось попеременное пение стихов псалма между двумя половинами молящихся. Если так, то первым поводом для введения и распространения такого пения могло быть увеличение числа верующих: общее пение всеми псалма при чрезмерно большом числе молящихся могло мешать стройности пения. На такой именно способ пения указывает св. Василий в вышеприведенном месте из послания к неокесарийским клирикам. Сократ, возводящий, как было указано выше, происхождение антифонного пения к Антиохии и считая учредителями его пресвитеров Диодора и Флавиана (IV-V в.), говорит о пении на два хора (след. певцами, а не народом).    Тем же термином обозначался, по-видимому, и другой несколько отличный от этого способ пения, именно такой, когда пред псалмом или после псалма, исполнявшегося попеременно двумя хорами, пелся один какой-либо стих этого псалма или другой какой-нибудь; стих этот, близкий к содержанию псалма, и назывался антифоном (отголоском, (с. 172) эхом). По определению вышеупомянутого Амалария: «до симфонии антифона псалом поется двумя хорами, а на самом антифоне хоры соединяются». Такие антифоны д.б. не только заимствовались из псалмов и вообще из Св. Писания, но могли быть и собственного христианского составления. Сильвия, как мы видели, заметно отличает их от псалмов, но, впрочем, и от гимнов. Но Сократ в том же месте выражается: ντιφνους μνους («нужно сказать, и откуда получил начало обычай антифонных гимнов в церкви» ). Бл. Августи, приписывая св. Амвросию введение в Милане восточного способа пения, по-видимому имеет в виду антифонное пение именно этого последнего рода, так как респонсорное пение вообще имело тогда повсюду широкое распространение, а антифонное в широком смысле (первом из вышеуказанных) существенно не разнилось от него. «Тогда», говорит бл. Августин об епископстве св. Амвросия в Медиолане, «было установлено пение по обычаю восточных стран, чтобы народ не томился скукою». Теперь и у нас, и в р.-католической церкви антифонами называются именно особые стихи, не всегда из псалмов и не всегда (у нас) соединяемые с пением псалмов; у нас, впрочем, антифонами обозначается и попеременное пение стихов псалма (так напр., части кафизм называются антифонами ); остатком антифонного исполнения псалма целым собранием молящихся является у нас пение «Да исправится» на литургии преждеосвященных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

153 Dicta sint ista de immolatione sacerdotis: dicamus de ordine orationum, quem praetermisimeus (Migne, ibid.). 154 Panis extensus super altare corpus Domini monstrat extensum in cruse, quod nos manducamus (Migne, 105, 1242). 156 Primum videlicent, sanctum et immaculatum, quod assumptum est ex Maria virgine; alterum, quod ambulat in terra; tertium, quod iacet in sepulcris. 157 Per particulam oblatae immissae in calicem ostenditur Christi corpus quod iam resurrexit a mortuis; per comestam a sacerdote vel a populo ambulans adhuc super terram, per relictam in altari, iacens in sepulcris (Migne, ibid., 1155). К такому же объяснению деления частиц евхаристического тела Амаларий возвращается в Eclogae de officio missae (Migne, ibid., 1328), где он говорит, что тело Христово partim resurrecturum, partim iam vivit, ut ultra non moriatur, partim mortale est, et tamen in coelo. 158 Ср. выражение диакона Флора – monstruosa significatio. Флор вообще не скупится на резкости в отношении к своему противнику. О книге De eccles. off. он говорит, что она так набита ошибками и нелепостями, что даже у малосведущих людей может вызвать смех и отвращение (Mon. Germ. hist. Ep. V. 268). Несправедливым надобно признать общее отношение Флора к Амаларию, как к еретику; ср. выражение – fidei et veritatis inimicus, religioni et saluti contrarius, определение учения Амалария, как perfidiae semina et impietatis scandala (ibid., 272), или такой эпитет – fabricator mendacii, cultor perversorum dogmatum (273), приравнивание его к разным древним лжеучителям (272) и пр. 159 Idem corpus oblatam ducit secum ad sepulcurm, et vocat illam sancta ecclesia viaticum morientis, ut ostenndatur non eos debere qui in Christo moriuntur depatarl mortuos, sed dormientes. Unde et locus sepulerorum graece vocatur οιμητιον, id est dormitorium (Migne, 105, 1155). 160 Naegle в своем исследовании посвящает особую главу выяснению причин, вызвавших первый евхаристический спор (о. с., S. 37–83). Здесь он говорит, прежде всего, о научном движении каролингского времени, просветительской деятельности школ, личном участии в этом движении Карла Великого и Карла Лысого, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

И вслед за этим Амаларий (без всякой связи с предыдущим предметом речи) говорит – Quae aguntur in celebration missae, in sacramento Dominicae passionis auntur… Idcirco presbyter immolans panem, et vinum et aquam in sacramento, est Christi panis, vinum et aqua in sacramento carnis Christi et eius sanguinis (Migne, 105, 989). Мысль очень странная, если только мы имеем пред собою неповрежденный текст. В буквальном переводе: «священник, приносящий в жертву хлеб, воду и вино в таинстве есть хлеб Христов, вино и вода в таинстве тела Христова и Его крови». Rückert на основании этого места заключает о символизме Амалария. Следующая фраза как будто подкрепляет такой вывод, так как повторяет выражение Августина о similitudo между sacramenta и res. «Sacramenta должны иметь некоторое подобие тех вещей, которых они суть sacramenta. Поэтому священнослужитель подобен Христу, как хлеб и (винная) жидкость подобна телу (и крови) Христа. Таким образом, жертвоприношение священнослужителя на алтаре (immolation sacerdotis in altari) есть, некоторым образом, жертвоприношение Христа на кресте». Но Rückert игнорировал то, что у Амалария говорится далее. Правда, в очень бессвязной форме, и непоследовательно здесь раскрывается, по-видимому, та мысль, что таинство тела и крови является для человека залогом бессмертия, реальным источником будущей жизни; иначе говоря, проводится взгляд, предполагающий реальную данность тела и крови. Начинает свою речь об этом Амаларий в связи с immolatio sacerdotis, указывая аналогию для такого immolatio в подобии человека воскресению Христову через принятие в таинстве тела Христова (конечно, такое уподобление человека, как личности, событию представляется очень неестественным, – вся фраза, вообще, построена неудачно): Ut similis est homo Christi resurrection aliquot modo, manducat carnem, et bibit sanguinem eius. «Христос воскрес из мертвых, рассуждает Амаларий, и уже не умирает. Точно так же душа человека, достойно вкушающего тело Христово, получив воскресение (возрождение) через крещение и покаяние, живет через это тело, пока не настанет полное воскресение в восьмой день (?).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Фрагмент вестготской колонны из ц. Сан-Сальвадор в Толедо, Испания. VII-VIII вв. Фрагмент вестготской колонны из ц. Сан-Сальвадор в Толедо, Испания. VII-VIII вв. Поражение Алариха II в 507 г. при Пиктавии (совр. Пуатье) от франков и его гибель положили конец существованию Вестготского королевства с центром в Толозе. В Галлии вестготы сохранили за собой Септиманию — побережье Средиземного м. с городами Арелатом, Агдом, Нарбоной. Переселение вестготов в Испанию завершилось в 531 г., и с этого времени она стала основной территорией королевства. Большая часть вестготов расселилась во внутренних областях Испании, заняв не более 1/10 территории Иберийского (Пиренейского) п-ова. Гот. знать размещалась в городах и областях, где отсутствовали поселения рядовых Г. ( Cassiod. Varia. V 39, 15). Королевские резиденции находились в Барселоне, Эмерите Августе, Гиспалисе (совр. Севилья), Нарбоне, Толете (Толедо), что затрудняло консолидацию вестготов. Церковь Сан-Педро де ла Наве близ Саморы, Испания. 2-я пол. VII в. Церковь Сан-Педро де ла Наве близ Саморы, Испания. 2-я пол. VII в. В 507 г., по смерти Алариха II, в Септимании Г. провозгласили конунгом его незаконного сына Гезалеха (507–511). Остгот. конунг Теодорих поддержал законного сына Алариха II Амалариха (526–531). Остгот. войско двинулось в Барселону — место пребывания Гезалеха ( Isid. Hisp. Hist. 37). Конунга изгнали, и он обратился за поддержкой к вандалам, скрывался в землях бургундов, но вскоре был убит. Амаларих стал конунгом, но Вестготское королевство оказалось под контролем остгот. конунга Теодориха, к-рый был регентом Амалариха.Часть королевской сокровищницы, к-рую спасли от франков, перевезли в Равенну, что подчеркивало намерение Теодориха объединить оба королевства Г. ( Procop. Bella. V 12. 47, 49). По смерти Теодориха (526) Амаларих стремился установить дружеские отношения с франками, женился на дочери Хлодвига ( Procop. Bella. V 13. 9, 13). В 531 г. в столкновении с франками Амаларих был убит. Конунг Тевдис (531–548) начал борьбу с франками, принудив их к отступлению, предпринял экспедицию в Сев. Африку, где сражался с византийцами ( Greg. Turon. Hist. franc. I 21; Chronicorum Caesarau-gustanorum reliquiae. An. 541). Период правления Тевдиса отличался внутренней стабильностью в королевстве. Конунг проявлял толерантность в отношении Римской Церкви. При нем созывались поместные Соборы.

http://pravenc.ru/text/531505.html

И впрямь часто, когда она шла в святую церковь , он приказывал бросать в нее навоз и различные нечистоты и наконец, говорят, он так ее жестоко избил, что она переслала брату платок, пропитанный ее кровью. Вот почему Хильдеберт, весьма обеспокоенный этим, и устремился в Испанию. Узнав об этом, Амаларих приготовил корабли для бегства 396 . Когда Хильдеберт был уже недалеко, а Амаларих должен был подняться на корабль, он вспомнил, что оставил много драгоценных камней в своей кладовой. И когда он возвращался в город, чтобы взять их, войско Хильдеберта отрезало ему путь в порт. И, видя, что ему не удастся бежать, он в поисках убежища устремился к христианской церкви 397 . Но прежде чем он достиг священного порога, один из преследователей метнул в него копье и смертельно ранил его, и там он упал и испустил дух 398 . Тогда Хильдеберт решил взять с собой сестру и вместе с большими богатствами привезти ее домой, но по дороге неизвестно от чего она умерла. Позже тело ее привезли в Париж и похоронили рядом с ее отцом Хлодвигом. Хильдеберт же среди прочих сокровищ захватил и самую драгоценную церковную утварь. А именно шестьдесят чаш, пятнадцать блюд, двадцать ценных окладов для Евангелий – все это из чистого золота и украшено драгоценными камнями. Но он не позволил ломать эти вещи, а распределил их и передал церквам и базиликам святых. 11. После этого Хлотарь и Хильдеберт решили предпринять поход в Бургундию. Но Теодорих, которого они позвали к себе на помощь, отказался от похода. Однако франки, находившиеся под его властью, сказали ему: «Если ты отказываешься идти в Бургундию вместе со своими братьями, то мы покинем тебя и последуем за ними». А он, считая, что люди Клермона ему не верны 399 , сказал: «Следуйте за мной, и я приведу вас в землю 400 , где вы возьмете золота и серебра столько, сколько душе вашей будет угодно, где вы добудете скот, рабов и одежду в изобилии. Только не следуйте за ними». Соблазненные этими обещаниями, они пообещали выполнить его желание. И вот Теодорих собрался туда [Клермон] в поход, снова и снова обещая, что он разрешит войску захватить домой всю добычу и людей из этой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

владел и вестготским троном 1167 . Не проявление ли это истинного отношения населения Вестготского королевства к характеру власти Теодориха? Тем более что немного спустя Далмаций вновь посещает Нарбонн и короля (rex) Амалариха (526–531). Так, в одном тексте мы встречаем определения tyrannus в 524 г. и rex в адрес Амалариха несколько позднее. В продолжение этого хотелось бы привести небольшой отрывок из сообщения Прокопия Кесарийского об отношениях Теодориха и Теоды: «...Теодорих, опасаясь, как бы, в случае если он пойдет войной на своего подданного (Теоду), а этого можно было ожидать, против него не двинулись бы франки или визиготы...» 1168 Из этого отрывка понятно, что Теодорих при возможном походе против фактического узурпатора власти в Испании опасался как нападения франков, так и выступления вестготов Галлии, которые, судя по сообщению, занимали к нему отнюдь не лояльную позицию. Следовательно, желая удержать в повиновении вестготов и противостоять возможному нападению франков, Теодорих предпочел смириться с фактической самостоятельностью Теоды и не оттягивать свои войска в Испанию, тем самым не оставлять более «горячие точки». Вкупе с той решительностью, с которой было разделено королевство Теодориха после его смерти, можно с определенной уверенностью констатировать, что Теодорих большую часть времени был узурпатором власти в Вестготском королевстве, которого поддерживало далеко не все население, что и отразилось, например, в столь независимом положении, которое при нем начал занимать Теода. В поддержку ассоциации tyrannus с Теодорихом в житии Далмация стоит добавить, что после падения Остготского королевства католическая традиция приписывала Теодориху гонения на ортодоксальную церковь , вменяя ему казнь Боэция и Симмаха. И место благодарных и восторженных отзывов современников о короле остготов, который подарил столь долгожданный мир, быстро заняла мутная волна легенд и нелепых вымыслов, которые создали следующие поколения, начиная уже с середины VI в. И в этой более поздней литературе мы часто можем встретить Теодориха, называемого «тираном» или «тираническим королем» 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНОН [Берно из Райхенау, Бернард; лат. Berno Augiensis, Bernardus] (ок. 978 - 7.06.1048, Райхенау), аббат, литургист и муз. теоретик. Происходил, вероятно, из знатного герм. рода. Нек-рое время жил в аббатстве Прюм. В 1008 г. герм. имп. Генрих II Святой назначил его настоятелем мон-ря Райхенау, пришедшего в упадок при настоятеле Иммоне. Б. восстановил в аббатстве мир и порядок. Особое внимание он уделял развитию учености; один из его учеников Герман Контрактус стал известным муз. теоретиком. Б. дважды ездил в Рим для участия в коронации императоров Генриха (1014) и Конрада (1027). Материалы, собранные во время первой поездки, он использовал при написании трактата о мессе. В 1022 г. сопровождал имп. Генриха в его поездке в Италию, посетив в т. ч. мон-рь Монте-Кассино. Б. первым из аббатов получил от папы Иоанна XIX право служить мессу в епископских облачениях (1032). В области литургики наиболее значительными являются «Книга о праздновании Адвента» и «Диалог о постах Четырех времен года», к-рые Б. адресовал Арибону, архиеп. Майнца. Оба сочинения написаны с целью разрешить уставные проблемы, волновавшие Зап. Церковь того времени: сколько воскресений должен насчитывать Адвент (4 или 5), в случае если Рождество Христово приходится на понедельник, и в каком месяце (февр. или марте) следует соблюдать один из постов Четырех времен года. В соч. «О различном изменении псалмов и песнопений» (Х. Эш подвергает сомнению авторство Б.) рассматриваются текстуальные различия между галликанской и рим. версиями богослужебной Псалтири на примере антифонов и литургических чтений, под влиянием идей Агобарда Лионского предлагается внести исправления в литургические тексты, что позднее и было сделано в рим. Бревиарии . В трактате «Об обстоятельствах, относящихся к чину мессы» после краткого изложения содержания своих сочинений об Адвенте и посте Четырех времен года Б. рассматривает вопросы о поздних дополнениях к канону и др. частям мессы, порядке пения «Gloria» , продолжительности празднования Пятидесятницы (7 или 8 дней), порядке чтения и пения на воскресных мессах в период после Пятидесятницы. Литургические сочинения Б. отмечены влиянием творчества Амалара из Меца.

http://pravenc.ru/text/78192.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010