Следует процитировать несколько хадисов, которые описывают, каким образом Мухаммеду были откровения. Видения, подобные первоначальному, были очень редки. Откровения большей частью приходили в другом образе. Ибн Саад приводит следующий хадис: «Ал-Харис ибн Хишам сказал: «О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?» Посланник Аллаха, ответил ему: «Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали. Иногда ангел появляется передо мной и говорит, а я вспоминаю все, что он сказал». Айша сказала: «Я была свидетельницей, когда откровение пришло ему в очень холодный день, когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине». «Убейд б. Самит рассказывает, что, когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменению» (Хадис из сборника Муслима). «Лицо пророка было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освобождался от этого» (Хадис из сборника ал-Бухари). Надо сказать несколько слов о версиях, которые существовали в христианском мире, и о понимании этих откровений. Их три основных. Первая версия: Мухаммед это имитировал и дурачил своих последователей. Он специально пользовался этим, чтобы произвести большее впечатление вокруг своего учения. Эта версия развита, в частности, у Феодора Абу Курры . Другая: Мухаммед страдал эпилепсией, и эти состояния были эпилептическими припадками. Первым эту мысль выразил прп. Феофан Исповедник . Она пользуется вниманием в научном мире и до сего дня. Дело в том, что в жизнеописании Мухаммеда, написанном ибн Хишамом, имеются такие моменты, из которых можно сделать вывод, что подобные припадки были у Мухаммеда в детстве. Описывается случай, когда Мухаммед еще в младенческом возрасте, находясь в семье кормилицы Халимы, впал в обморочное состояние. Тогда Халима и ее муж очень перепутались за него, и, как говорит сама Халима: «Отец сказал мне: «Боюсь, что у этого ребенка был удар, поэтому отдай его в его семью, пока не сказался результат». Так мы взяли ребенка и отнесли его матери».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

(Сура 9:84) В Коране можно встретить достаточно много отрывков, когда откровения снисходили пророку при подобных обстоятельствах или соответствовали моменту (такие тексты известны как асбаб ан-нузул — «посланные для случая»), и именно наличие подобных явлений в тексте Корана оказывает серьезную поддержку мнению, что большинство стихов в книге, если не все они, были субъективны по своей природе. Традиционная догма, что Коран просто диктовался пророку без какого-либо личного вмешательства в его окончательное составление, не имеет под собой серьезного основания. Ал-Мирадж: ночное вознесение Ночное путешествие в Коране и хадисской литературе В последние дни жизни Мухаммада в Мекке, как раз перед его переселением в Медину, он пережил странный случай, который произошел с ним однажды ночью после того, как он уснул. Архангел Гавриил, как повествует предание, позвал его покататься верхом на небесном животном, которое называлось Бурак. Это создание представляло собой лошадь с человеческой головой и, по некоторым преданиям, павлиньим хвостом. Мухаммад отправился в небесное путешествие от Каабы на Великую гору в Иерусалиме, где находился иудейский храм. Оттуда его повезли, по легенде, на небеса, где по пути он встречал ангелов и пророков, пока не предстал перед Аллахом. Затем ему показали ужасы преисподней и вернули в Мекку. Реакцию арабов-язычников нетрудно предугадать — это насмешки и цинизм. Даже последователи Мухаммада с трудом принимали эту историю, поскольку она чересчур отличалась по характеру от всего того, что они до сих пор знали о его миссии. Однако самые близкие друзья пророка приняли эту историю безоговорочно, и она ежегодно отмечалась в исламе празднованием Лайлатул-Мирадж, Ночи Вознесения, которая приходится на 27ю ночь месяца раджаб. Но в Коране практически ничего не говорится об этом событии. Многие писатели и богословы пытались истолковать суру 53:6–18, в которой описывается удивительное видение, явленное Мухаммаду, как Ночь Вознесения. Но, вероятнее всего, эта сура имеет отношение к одному из внутренних видений пророка во время принятия им откровения. В любом случае, он написал эту суру задолго до ночного путешествия, живя среди курайшитов в Мекке еще до эмиграции в Абиссинию (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 363), следовательно, она не имеет никакого отношения к данному событию. Вот единственный отрывок текста Корана, косвенно указывающий на него:

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

– Нет, этот человек ошибся, вероятно, приняв меня за другого, но я – чистый христианин. Сразу же после этого святой покупает билет на ближайший корабль. Вот он впрыгивает в лодку, лодка отчаливает от берега, плывет, почти уже достигает корабля… В этот момент с берега приказывают вернуть лодку и выдать Константина. Матросы беспрекословно подчиняются. Константина ведут к are (судье). Между ними происходит следующий диалог: – Кто ты такой, откуда к нам прибыл и как зовут тебя? – Я издалека, еду в Анатолию, исповедую христианскую веру, а имя мое – Константин. – А если найдется человек, который обличит тебя и, докажет, что ты турок? – Едва ли это возможно, потому что я христианин. В этот момент встает чиновник аги, знакомый брата Константина, и «изобличает» святого. Только тогда избранник Божий понимает, что открывающийся великий путь мученичества за Христа действительно уготован ему от Бога, и, преисполнившись мужества, смело отвечает: – Да, я действительно был турком, но недолго находился в беззаконной мусульманской вере, ибо Господь мой Иисус Христос по Своей великой милости вывел меня из тьмы и привел к истинному свету. Теперь же я попираю веру вашу со всеми обрядами, которая ведет всех ее последователей в вечную погибель. Эти простые слова в тех обстоятельствах являлись произнесением приговора самому себе. Окончательный переход мусульманина в иную веру карался смертной казнью; в случае такого перехода он автоматически становился мюбох-иддем, то есть лицом, которое дозволялось убить каждому. 215 В сборниках ал-Бухари и Муслима приводится хадис, восходящий к Ибн Масуду, который передает следующие слова Мухаммеда: «По закону кровь мусульманина может быть пролита только в трех [случаях]: прелюбодеяние, жизнь за жизнь, отречение от религии и уход из общины». Константина избивают и заключают в темницу, а судья тем временем вызывает махсонисисииского пашу для разбора его дела. Прибывший паша предлагает мученику вернуться в ислам, обещая одарить его богатством и почестями. Такое предложение – вовсе не личная инициатива паши и не свидетельство его особой щедрости ради возвращения «отпавшего» в отеческую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Моральная проблема исламского детерминизма Многие мусульманские ученые, желая сохранить идею человеческой ответственности, преуспевают в этом, фактически изменяя сказанное в Коране. Обратите внимание на слова самого Корана: «Скажи: „Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах. Он – наш покровитель!» «(9:51); «Кого ведет Аллах, тот идет по прямому пути; а кого Он сбивает, те – понесшие убыток. Мы сотворили для геенны много джиннов и людей...» (7:178– 179); «Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют» (36:7–10). Более того, Коран вполне допускает, что Бог мог спасти всех, но не пожелал сделать этого! «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Мое: «Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!» (32:13). Чрезвычайно трудно понять, как, разделяя подобную точку зрения, можно последовательно отстаивать идею ответственности человека. Богословская проблема исламского детерминизма Следующая проблема связана с божественным предопределением всего сущего, что позволяет считать Бога творцом зла. Подобным образом Бог изображен в хадисах. Ал-Бухари приводит такое предание: «Апостол Аллаха, правдивый и вдохновленный истиной, сказал: «Каждый из вас формируется во чреве матери в течение сорока дней. Затем Аллах посылает ангела и приказывает ему записать три вещи: профессию, возраст и то, будет ли он несчастным или благословенным (в будущей жизни). Затем в человека вдыхается душа. Во имя Аллаха, человек может поступать, как люди Огня, но когда до преисподней останется только один локоть или даже пядь, исполнится записанное (что Аллах приказал ангелу), тогда он начинает поступать, как люди рая, и входит в рай; и также человек может поступать, как люди рая, пока не останется только один или два локтя между ним и раем, и затем исполнится записанное, и он начнет поступать подобно людям Огня, и идет в геенну» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

По мусульманским преданиям, Мухаммад пытался выкрутиться из щепетильного положения, он якобы сподобился от Аллаха ещё раз увидеть Иерусалим и попытался описать его подробности для скептиков (Бухари 1512) 104 . Положение спас сторонник новой религии и ближайший соратник исламского пророка Абу Бакр, кстати, будущий его тесть. Сославшись на то, что он по своим купеческим делам бывал в Иерусалиме, мусульманин стал подтверждать всё то, что якобы видел Мухаммад, хотя изначально он решительно не хотел сомневаться в произошедшем с арабским пророком «чуде». Каждое описание Мухаммадом картин несуществующего храма и каких-то окрестностей Иерусалима Абу Бакр, не задумываясь, упорно подтверждал такими словами: «Ты правду сказал. Я свидетельствую, что ты – посланник Аллаха». За что получил почётное от спасённого ценой такой лжи незадачливого чудотворца прозвище «ас-Сиддик», то есть «правдивейший» 105 . Однако ситуация сложилась не совсем благоприятная, и часть сторонников всё же не поверила и словам Абу Бакра, что нашло своё отражение в Коране: «Мы сделали показанное тебе видение и дерево, проклятое в Коране, искушением для людей» (К. 17:60) и в комментариях к нему 106 . Однозначно можно утверждать, что чудо не удалось, после чего сам основатель новой арабской религии сделал серьёзные выводы: больше в Коране повествований о чудесах Мухаммада появляться никогда не будет. И с тех пор единственным источником подобных деяний арабского пророка будут лишь благочестивые легенды в исламском предании, которые имеют весьма отдалённое отношение к реальным событиям из его жизни. В итоге единственным объяснением того, почему же претендент на звание величайшего из всех пророков не сотворил ни одного чуда, станет кораническое утверждение о том, что язычники, несмотря на всё своё желание и величайшие клятвы с именем Аллаха уверовать в хоть какое-нибудь чудо, которое должен бы был сотворить Мухаммад как пророк, всё равно не уверуют, даже если бы такое чудо свершилось (см.: К. 6:109–111). Таким образом, перед нами в очередной раз встает очевидная проблема биографии основоположника арабской религии, которая заставляет задуматься о достоверности повествований о чудесах Мухаммада, исходя из тех сведений, которые мы имеем в Коране, хадисах и «Сире». Надо сказать, что сомнения в этой части жизнеописания «посланника Аллаха» существовали уже со II–III века хиджры в таком направлении исламской мысли, как ал-мутазила («обособившиеся»), Мутазилиты не считали достоверными чудесные деяния, которые приписывались Мухаммаду, обосновывая это с точки зрения своего богословия 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мессия, по понятию иудеев, должен прийти со славою земного царя и завоевателя, который будто бы покорит их владычеству все прочие народы и учредит на земле тысячелетнее царство. Но такое понятие о Мессии явно противоречит сказаниям о Нем пророков. Ибо, пришествие Мессии изображается пророками, как величайшее благодеяние Божие к потомкам Авраама и Израиля; но таким благодеянием не может быть благоденствие земное, которого народ еврейский, под условием верности Богу, и без того имел всегда право надеяться ( Втор. 28:1–2 ). Далее – по древним обетованиям Божиим, Мессия будет чаянием не только иудеев, но и язычников ( Быт. 49:10 . Агг. 2:8 ), что о Нем благословятся все племена земные ( Быт. 22:18 ), что Его будут ублажать все народы ( Пс. 71:17 ). Как же согласить эти обетования с мыслью о Мессии – завоевателе, который должен истребить, быть может, целые миллионы людей, покоряя их своему скипетру? В каком смысле Он будет тогда источником благословений для всех языков? И за что станут ублажать Его все племена земные? Наконец, царство Мессии изображается в писании, как царство всеобщей любви и ненарушимого мира ( Ис. 2:4; 11:6–10 ); но в земном царстве Мессии, по понятию иудеев, должно произойти противное...  Нынешняя система ислама основывается на следующих четырех исходных началах. Первое – коран, или с членом–ал-коран, главнейший источник мусульманской веры в отношении догматическом, нравственном и обрядовом; второе – сунна, или предание, которое соответствует иудейской мишне. Оно не признается мусульманами за божественное, как коран, и принимается не всеми. Это не что иное, как устное учение основателя ислама, преданное письменно, спустя два века, знаменитым Аль-Бухари, который из 200 тыс. (по современным оценкам из 600 тыс. – прим. ред.) преданий сомнительных выбрал 7265 верных. Он ходил каждый день молиться в храм Мекки и там совершал омовения, чтобы лучше успеть в предпринятом труде, и когда кончил оный, положил произведение свое в мечети, а потом на гробнице пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Совершенно нереален поход Абдаррахмана б. Ауфа на Думат ал-Джандал [И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 64–65], царь которой ал-Асбаг б. Амр ал-Калби будто бы принял ислам и выдал за него свою дочь (то же кратко [Балаз., А., с. 378; Халифа, с. 41]). Сомнительно также, чтобы этот поход был порожден искажением памяти о походе Мухаммада на Думат ал-Джандал 25 раби I – 10 раби II 5/24.VIII-8.IX 626 г. [Вак., пер., с. 174–175; И. Хиш., с. 668; Балаз., А., с. 341] с отрядом в 1000 воинов, так как, во-первых, там не упоминается ни царь, ни его обращение в ислам, а во-вторых, поход Мухаммада в 626 г. до завоевания Хайбара и при враждебных отношениях с бану гатафан также маловероятен. 351 Ибн Сад [т. 2, ч. 1, с. 65] помещает его между Хайбаром и Фадаком, но местоположение последнего не было известно уже Йакуту; определения разных авторов см. [Самх., т. 2, с. 354–355] (по его данным – Хамадж (без артикля), родники в районе Вади-л-Кура [Самх., т. 2, с. 387]). 352 Вак., пер., с. 238–239; И. Хиш., с. 979–980; И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 65; Таб., I, 1557–1558 (по одной из версий, карательным походом командовал Абу Бакр). 354 Вак., пер., с. 240–241; И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 67–68. М. Годфруа-Демомбин уверенно говорит, что это стадо составляли верблюды, полученные в виде садаки [Gaudefroy-Demombynes, 1969, с. 517], ссылаясь при этом не на ранних историков, а на поздний комментарий ал-Айни на «ас-Сахих» ал-Бухари [Айни, т. 4, с. 460]. Хотя у ал-Вакиди и Ибн Сада определенно говорится о верблюдах, принадлежащих Мухаммаду. 355 Если не считать сообщений о походе на Думат ал-Джандал, относящемся к более позднему времени (см. примеч. 12 к гл. 4). 356 В источниках называется различное число присягнувших: от 1300 до 1600 человек [И Сад, т. 2, ч. 1, с. 69, 72–75] и даже 700 человек [И. Хиш., с. 740]. Последняя цифра объясняется тем, что 700 человек приняли участие в жертвенной трапезе. Можно думать, что эти 700 человек – мединские мусульмане, а остальные 600–700 человек – бедуины, присоединившиеся к Мухаммаду.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сахих аль Бухари Том 6 Хадис 509 В период 632–634 гг. первый халиф Абу Бакр не владел письменным текстом Корана. Бухари признает, что «большая часть Корана могла быть утеряна» по причине смерти многих, кто знал и помнил Коран. Рассказал Зейд ибн Сабит: Абу Бакр ас-Сиддик послал за мной, когда люди Ямама были убиты (сторонники пророка, боровшиеся против Мусалимы). Я пошел к нему и увидел Умара бин аль-Хаттаба, сидящего с ним Абу Бакр сказал мне: «Умар говорит, что были велики потери среди курра (тех, кто знал Коран наизусть) в сражении Ямама. Я боюсь, что будут еще большие потери среди курра в других сражениях и большая часть Корана может быть потеряна. Поэтому я предлагаю, чтобы ты (Абу Бакр) приказал сделать собрание Корана». Я ответил Умару «Как можно сделать то, чего не сделал посланник Аллаха?» Умар сказал: «Клянусь Аллахом, это хорошее решение». Умар продолжал убеждать меня принять его предложение, пока Аллах не открыл мою грудь, и я понял, что идея Умара правильна. Абу Бакр сказал мне: «Ты молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же, ты записывал откровения для посланника. Займись же Кораном и собери его». Затем Зейд: сказал Клянусь Аллахом! Если бы Абу Бакр поручил мне перенести гору, это было бы легче чем собрать Коран по его поручению. Я сказал (Умару и Абу Бакру): «Как же вы собираетесь сделать то чего не делал посланник?» Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Зейд передал: Он (Абу Бакр) продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и Умару. После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на ветвях финиковых пальм, на кусках кожи и шкур, на камнях и в сердцах людей. Последние части суры «ат-Тауба (9)» – «Мне достаточно Аллаха! Нет божества кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого трона» (сура 9 «Покаяние», аят 128–129) я обнаружил только у Абу Хузаймы ал-Ансари и добавил их к этой суре. Кроме него я не обнаружил их ни у кого. Эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Затем они перешли к Умару и находились у него, пока он не скончался. Затем они перешли к Хафсе бинт Умар»

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

«Ибн Дауд выводил через извод ал-Хасана ал-Басри, что Умар спросил об одном аяте из писания Аллаха, а ему ответили: «Этот аят помнил такой-то, а он убит в сражении в Иамаме». Тогда Умар... повелел собрать Коран» 383 . Собственно даже из этого свидетельства очевидно, что по крайней мере один коранический аят таки был утрачен. Однако в Сунне имеются прямые свидетельства о потере частей изначального Корана. Так, Сиджистани приводит хадис от Ибн Шигаба, в котором говорится: «В день битвы при Ямаме были убиты те, кто знал многое ниспосланное из Корана. После же их смерти это уже не было известно и не было это записано. Когда же Умар и Усман собирали Коран, то они не нашли этого уже ни у кого более...» 384 . Дело собрания Корана в свод было инициировано Умаром по причине опасений потери многого из Корана, поддержано правившим тогда Абу Бакром и поручено им Заиду ибн Сабиту. Вот как об этом повествует исламская Сунна: «Рассказывал Заида ибн Сабит, который был одним из тех, кто записывал откровение: «В день гибели людей при Ямаме послал за мной Абу Бакр. (Когда я пришел) с ним был Умар. Абу Бакр сказал: пришел ко мне Умар и сказал: «В день Ямамы была жаркая резня, и много из чтецов (знатоков) Корана погибло. Я боюсь, что потери среди чтецов Корана продолжатся и многое из Корана будет потеряно, разве только мы соберем его (Коран)». Абу Бакр сказал: «Я сказал Умару: «Как мы можем делать то, чего не делал посланник Аллаха?!». Умар ответил: «Но ведь это, клянусь Аллахом, дело благое!..» 385 . Из других хадисов мы узнаем, что сам Заид ибн Сабит не соглашался делать то, о чем не говорил Мухаммад. Когда же его убедили-таки начать собирать Коран, то он говорил: «Если бы они (Абу Бакр и Умар) повелели мне перенести гору с ее места, то это было бы не так трудно, как то, что они повелели» 386 . Однако даже те части, которые сохранились, были записаны с нарушением принципа «мутауатир» т. е. принципа достоверной передачи. В частности, Бухари цитирует Заида ибн Сабита, которому было поручено Абу Бакром (после уговоров Умара) заняться собранием Корана: «Я (Заид ибн Сабит) стал искать и собирать Коран с пальмовых листьев, камней и из сердец мужей». «Конец суры «Покаяние» «Пришел к вам посланник...» и далее до конца суры «Отречение» (9: 128– 129) «Я нашел у Абу Хузаймы ал-Ансари и больше ни у кого» 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Любому разумному человеку предлагаем узнать и сопоставить симптоматику болезней апостола Павла и Мухаммеда. “И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова” (2 Кор. 12: 7–9). “Истинно, ал-Харис ибн Хишам говорил: “О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?” Посланник Аллаха сказал ему: “Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали”… Айша сказала: “Я была свидетелем, когда откровение пришло к нему в очень холодный день; когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине” (Ибн Саад, Табакат, т. 1, с. 228). “Убейд б. Самит рассказывает, что когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменнию” (хадис из сборника Муслима). В другом хадисе говорится о следующих признаках: “Лицо посланника было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освободился от этого” (Ал-Бухари, т. 6, с. 476). И другие предания сообщают, что Мухаммед при получении “откровений” впадал в мучительные состояния: судорожно метался, ощущал удар, сотрясавший все его существо, казалось, что душа покидает тело, изо рта выступала пена, лицо бледнело или багровело, он обливался потом даже в холодный день (об этом говорит Е. А. Резван в книге “Коран и его мир”. СПб., 2001. С. 127). Делайте выводы: какой из этих текстов действительно дает основания для подозрений в эпилепсии, а какой – нет. Противоречия в Новом Завете Перейдем к третьему “аргументу” г-на Сохина. “Он пишет: “Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя” (Деян. 9, 3–7).

http://pravmir.ru/anatomiya-izmeny-o-per...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010