(Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1230) Анализ отношения Мухаммада к врагам, в частности его взаимоотношений с иудеями и христианами Аравии, так же, как и его многоженство, покажет, до какой степени обоснованы эти притязания. Его отношение к врагам Убийство Кааба ибн Ашрафа Битва при Бадре была первым прямым военным столкновением Мухаммада с жителями Мекки. С нее началось новое развитие отношений между обеими сторонами. Теперь они рассматривали друг друга не как причиняющих беспокойство оппонентов, но как опасных врагов. Незадолго до этих событий Мухаммад вынужден был решить проблему некоторых своих оппонентов в Медине, которые превратились в серьезных врагов и которых необходимо было остановить. Первым был некий Кааб ибн Ашраф, иудей, коренной житель Медины. Он досаждал Мухаммаду, сочиняя о нем сатирические стихи и памфлеты. После бадрского сражения он стал настоящей угрозой, так как ходил в Мекку и подстрекал курайшитов организовать ответный рейд против мусульман в надежде нейтрализовать их военные достижения и свести к нулю возрастающий престиж Мухаммада. Он сочинил поэму, в которой оплакивались лидеры курайшитов, павшие в бою при Бадре. Когда Мухаммад узнал о его планах, он четко дал понять своим последователям, что хочет, чтобы Кааба ибн Ашрафа «убрали». То, что за этим последовало, описано во многих ранних преданиях: Джабир повествует: «Посланник сказал: „Кто готов убить Кааба ибн Ашрафа?» Мухаммад ибн Маслама ответил: „Ты хочешь, чтобы я убил его?“ Посланник ответил утвердительно. Мухаммад ибн Маслама сказал: „Тогда позволь мне сказать, что я готов». Пророк ответил: „Хорошо“». (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 168) Из этого отрывка явствует, что Мухаммад не только санкционировал убийство своего оппонента, но также разрешил своим последователям использовать любую уловку, которую они сочтут необходимой, для достижения цели. В другом предании слова Мухаммада ибн Масламы «Тогда позволь мне сказать, что я готов» трактуются иначе. Они якобы означают, что ему было позволено сказать ложь, чтобы обмануть Кааба (Ас-Сахих ал-Бухари, том 5, с.

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 5, с. 253, 254) История очень напоминает случай с ибн Ашрафом. Опять хладнокровное убийство врага Мухаммада сопровождено обманом и хитростью. В другом изложении этой истории говорится, что на вопрос жены Абу Рафи о том, кто они такие, убийцы ответили, что просто группа «арабов, ищущих провизию» (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 483). Примечательно то, что большинство людей, убитых при пособничестве Мухаммада, были поэтами, сочинявшими сатиру на пророка или соперничавшими со стихами Корана. Пророк ислама не мог переносить вызов своим притязаниям на божественно-духовное вестничество. Ан-Надир ибн ал-Харис был убит после сражения при Бадре за его насмешки над Кораном и за то, что, излагая персидские легенды, он высказывался в том плане, что по красоте они превосходят Священное Писание Мухаммада. И хотя Коран смело приглашает любого, кто сомневается в его достоверности, к соперничеству (сура 11:13), Мухаммад очень тревожился, когда кто-то из его оппонентов принимал этот вызов. Ал-Харис ибн Сувайд ибн Самит был еще одним оппонентом, убитым по приказу Мухаммада. Его гибель вызвала цепную реакцию. Некто Абу Афак, обеспокоенный происшествием, сочинил памфлеты, защищающие людей, недовольных пророком: «Кто разберется с этим мошенником ради меня?» Тут же один из последователей пророка, некий Салим ибн Умайр, пошел и зарезал возмущенного поэта (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 675). В ответ на это убийство Асма бинт Марван, жительница Медины, не подпавшая под чары ислама, сочинила сатирические стихи, обвиняющие ее земляков ауситов и хазраджитов: «Вы подчиняетесь чужеземцу, который не один из вас… Неужели не осталось ни одного гордого человека, который бы неожиданно напал на него и пресек надежды тех, кто ожидает чего бы то ни было от него?» Мухаммад, услышав это, сказал: «Кто освободит меня от дочери Марвана?» Умайр ибн Адий ал-Хатми немедленно прокрался в дом женщины и убил ее. Вернувшись, он доложил Мухаммаду о содеянном. Мухаммад был безмерно рад этой новости: «Ты оказал великую помощь Богу и его посланнику, о Умайр!» — сказал он (там же, с. 676).

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Полученный текст был объявлен единственно верным, Осман послал в основные города мусульманского мира по одной копии из тех, которые они написали, и приказал, чтобы весь остальной коранический материал, будь то фрагментарные записи или полный текст, был сожжен (Бухари, 6.61.510), что вызвало возмущение многих мусульман, обвинявших Османа в том, что он “уничтожил Книгу Аллаха” (Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 36). Текст Корана подвергался изменениям тогда, когда в нём были проставлены диакритические знаки, необходимые для того, чтобы отличить одну арабскую букву от других, изображаемых одинаково с нею. Последнее имело место не ранее 702 года, когда был основан город Васит, где, согласно преданию, была проделана эта работа по поручению правителя Ирака ал-Хаджжаджа (ум. 714) его писцами Насром б. Амисом (ум. 707) и Яхйей б. Ямуром (ум. 746). В главе “Что было изменено ал-Хаджджаджем в „тексте Османа“” Ибн Аби Дауд перечислил одиннадцать изменений, внесенных наместником Ирака (Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 117). Но и после этого до окончательной стандартизации текста было ещё далеко.. Поскольку древнее арабское письмо сложилось как консонантное, т.е. состоящее только из согласных букв, и Коран первоначально записывался без огласовок и диакритики, со временем возникло несколько школ, каждая из которых отстаивала свои варианты чтения (кирааты), возникавшие из-за различия в огласовках, позволяемых грамматикой языка. Например, записанное таким типом письма русское КРВ могло быть прочитано и как КРОВЬ и как КОРОВА и как КРИВО и т.п. Это приводило иногда к важным смысловым разночтениям: например, аят 63 суры 43 в одном кираате читается со словом ‘ilmun (знание): “Истинно, он – знание часа”; а в другом кираате – ‘alamun (знак, признак): “Истинно, Он – признак часа”, или 2:140: по кираату Хафса: taquluna “вы говорите”, а по кираату Варша: yaquluna “они говорят”, и т.д. Целых три века исламской истории консонантную основу Корана читали, огласовывая её так, как кто захочет – в соответствии с правилами грамматики арабского языка. Этот период завершился благодаря деятельности Ибн Муджахида (ум. 935), который написал официальное сочинение, закреплявшее систему допустимых коранических “чтений”. Она ограничивала варианты огласовок семью традициями, которые все были признаны одинаково правомерными, а использование других вариантов – запрещено. Точка зрения Ибн Муджахида стала проводиться в жизнь с помощью судебных решений, непокорных богословов били плетьми и заставляли публично читать отречение от своих неканонических кираатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В Коране есть один единственный аят, который пытается объяснить, что такое дух. Но смысл этого аята в том, что он называет дух тварным и ничего не разъясняет: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного» (17: 87. Кр.). Этот текст ведет в исламе к прямому ангело-поклонничеству. В согласии с ним, ислам вводит учение о творении человеческих душ (а затем и тел) ангелами. В хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух» 25 . Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями» 26 . Здесь ангел, вопреки монотеистическим представлениям о Боге как Всемогущем Творце живых существ, уже творит и человеческое тело. Это уже прямое нарушение учения о Боге как Творце мира! Появление ислама сразу же вызвало к жизни самый страшный антропоморфизм. Ранние антропоморфисты («ал-мушаббиха» – уподабливающие) прямо уподобляли сущность Аллаха и его атрибуты («сыфаты») сотворенному. Ими были не некие «еретики-отщепенцы», а мусульмане традиционалисты, принадлежащие к самой умме. Например, последователи Хишаама ибн ал-Хакама учили, что Бог имеет тело («джисм»), характеризующееся не только длиной и шириной, но даже цветом, вкусом и запахом, размер же Аллаха равен 7 пядям. Последователи Юнуса ибн Абдур-Рахмана ал-Кулями считали, что Аллах переносится на троне ангелами, подобно тому как гуся несут лапки его ног, хотя гусь массивней своих лап. Следуя Хишааму ибн Салиму ал-Джаваалиики, верхняя часть тела Аллаха полая, а нижняя плотная, волосы же его черны. По мнению Дауда аль-Джавариби, Аллах есть тело, плоть и кровь, у него есть органы: рука, нога, голова, язык, два глаза, два уха. Последователи Мухаммеда ибн Каррама спорили о том, какой именно части трона касается Аллах и сколько места на нем занимает. Последователи Зурары ибн Аааяна утверждали созданность части атрибутов Аллаха во времени. Мудар аль-Асади, Кахмас ат-Тамими и Ахмад аль-Худжейми допускали прикосновение к Аллаху, рукопожатие с Аллахом, объятие с Аллахом. И таких примеров множество.

http://azbyka.ru/islam-v-sravnenii-s-xri...

Мухаммад ибн Исмаил аль-Джуфи (810, Бухара - 870, с. Хартанг близ Самарканда), мусульманский ученый-мухаддис (собиратель и исследователь хадисов ), комментатор Корана , автор одного из 4 канонических сборников суннитских преданий аль-Джами ас-Сахих. Род. в семье выходцев из Персии (Ирана), предки были зороастрийцами, прадед (аль-Мугира) принял ислам «из рук» правителя Бухары Ямана аль-Джуфи Бухари. В 16 лет Б. вместе с отцом и братом Ахмадом совершил паломничество в Мекку , затем посетил города Хорасана, Ирака, Эш-Шама, Хиджаза, где прослушал и записал огромное количество хадисов. Тогда же он приступил к написанию первого сочинения - биографического свода «Китаб ат-тарих ал-кабир» (Большая хроника), содержащего сведения о передатчиках хадисов - сподвижниках прор. Мухаммада и их последователях. По воспоминаниям современников, Б. был неистово набожным и непритязательным в быту. Учителями Б. называют Абд аль-Хамида и Мухаммада ибн Сальма аль-Пайканди, ученика первого систематизатора мусульм. права Мухаммада Эш-Шайбани (ум. в 804/5). Б. прожил 5 лет в Басре и ежегодно совершал хадж , он участвовал в собраниях, проводимых Мухаммадом ибн Башшара аль-Абади (ум. в 843); сам руководил занятиями по диктовке хадисов, на к-рые собиралось ок. 1 тыс. слушателей, и за свои знания получил почетное прозвище «господин факихов» («господин богословов-законоведов»). Затем Б. переехал в столицу Халифата Багдад, где также пользовался высоким авторитетом, особенно после того как во время одного из собраний на память восстановил правильные иснады (цепочка людей, передававших хадисы из уст в уста) 100 хадисов. Завистники обвинили Б. в проповедовании сотворенности Корана и предложили ему публично отречься от своих идей. Б. категорически отвергал это обвинение, подчеркивая, что он говорил лишь о сотворенности всех действий человека, но т. к. против Б. был настроен правитель Бухары Халид ибн Ахмад аз- Зухли (Б. отказался приходить во дворец, чтобы там читать свои сочинения, и пригласил правителя на собрание в мечеть), Б. был изгнан из города.

http://pravenc.ru/text/153715.html

Любому разумному человеку совершенно очевидно, что остатки племени бану надир после всех описываемых собы­тий никогда не испытывали добрых чувств ни к исламу, ни к Мухаммаду. Что же касается причин женитьбы основателя ислама на Сафийи, то они были обычны для этого человека. По словам достоверного хадиса, Мухаммад просто прельстил­ся ее красотой. Увидев ее у одного из участников похода, ко­торому она досталась в качестве трофея, арабский проповед­ник произнес: «Возьми себе любую невольницу из пленных, кроме нее» 29 (Бухари 235). Что же касается других попыток объяснить сомнитель­ное с нравственной точки зрения поведение Мухаммада, то и они оказываются слабыми и натянутыми. Например, утвер­ждается, что многоженство было необходимо для воспита­ния душ людей, и этим как раз и занимался основатель исла­ма в браке. Пожалуй, с этим отчасти можно согласиться, так как известный всем случай женитьбы пятидесятилетнего Мухаммада на девятилетней девочке Аише, подразумевал, что такого малолетнего ребенка еще многому предстоит научить 30 (Бухари 1515). О другом браке, который якобы был заключен «с целью искоренения давней традиции эпохи джахилийи (язычества), а именно традиции усыновления» написано и так достаточ­но много 31 . Речь идет о браке с Зайнаб бинт Джахш, бывшей женой приемного сына Мухаммада Зайда бен ал-Хариса (то есть Мухаммад женился фактически на своей снохе). Но случай подобного инцеста однозначно осуждается Библией (ср.: Лев.18:15 ). Таким образом, никаких серьезных аргументов и доводов, которые могли бы оправдать сомнительное поведение Мухаммада, а именно его многоженство, мы не находим. Все рассмотренные нами предположения мусульман при подробном их разборе так и не достигли предполагавшейся цели: они не упраздняют оснований для сомнений в чистоте намерений арабского пророка, когда речь заходит о его многоженстве. Поэтому остается сделать единственно возможный вы­вод: многоженство не является Божиим установлением, и единственной формой семейной жизни для человека являет­ся моногамный брак.

http://azbyka.ru/monogamiya-ili-mnogozhe...

Любому разумному человеку совершенно очевидно, что остатки племени бану надир после всех описываемых событий никогда не испытывали добрых чувств ни к исламу, ни к Мухаммаду. Что же касается причин женитьбы основателя ислама на Сафийи, то они были обычны для этого человека. По словам достоверного хадиса, Мухаммад просто прельстился её красотой. Увидев её у одного из участников похода, которому она досталась в качестве трофея, арабский проповедник произнёс: «Возьми себе любую невольницу из пленных, кроме неё» 65 (Бухари 235). Что же касается других попыток объяснить сомнительное с нравственной точки зрения поведение Мухаммада, то и они оказываются слабыми и натянутыми. Например, утверждается, что многожёнство было необходимо для воспитания душ людей, и этим как раз и занимался основатель ислама в браке. Пожалуй, с этим отчасти можно согласиться, так как известный всем случай женитьбы пятидесятилетнего Мухаммада на девятилетней девочке Аише, подразумевал, что такого малолетнего ребёнка ещё многому предстоит научить 66 (Бухари 1515). О другом браке, который якобы был заключён «с целью искоренения давней традиции эпохи джахилийи (язычества), а именно традиции усыновления» написано и так достаточно много 67 . Речь идёт о браке с Зайнаб бинт Джахш, бывшей женой приёмного сына Мухаммада Зайда бен ал-Хариса (то есть Мухаммад женился фактически на своей снохе). Но случай подобного инцеста однозначно осуждается Библией (ср.: Лев.18:15 ). Таким образом, никаких серьёзных аргументов и доводов, которые могли бы оправдать сомнительное поведение Мухаммада, а именно его многожёнство, мы не находим. Все рассмотренные нами предположения мусульман при подробном их разборе так и не достигли предполагавшейся цели: они не упраздняют оснований для сомнений в чистоте намерений арабского пророка, когда речь заходит о его многожёнстве. Поэтому остаётся сделать единственно возможный вывод: многожёнство не является Божиим установлением, и единственной формой семейной жизни для человека является моногамный брак. Раздел II. Аскетика

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 363) Сура, о которой идет речь в повествовании, является сурой 53, и поскольку Мухаммад, обращаясь к курайшитам, не читал им ничего иного (современный текст Корана однозначно враждебен по отношению к верованиям язычников в трех богинь), достаточно трудно понять, каким же образом удалось достичь столь единодушного религиозного рвения. Ибн Саад говорит, что когда все вокруг распростерлись ниц, «ал-Валид ибн ал-Мугира, будучи старым человеком, не мог лечь лицом вниз, поэтому он взял пригоршню земли и приложил ее ко лбу и распростерся на ней» (Табакат, том 1, с. 237). Вряд ли это можно расценить как ложную информацию, сфальсифицированную нечистоплотными людьми; скорее, это свидетельство очевидца подлинного события. Существует достаточно показаний, чтобы сделать однозначный вывод об истинности поведанной истории. Этот инцидент со всей очевидностью высвечивает страстное желание Мухаммада добиться адекватной реакции народа на свои сообщения. Когда он понял, что способ, которым он воспользовался, требует компромисса, то отважился даже на обострение ситуации, чтобы только остаться верным своим убеждениям. В последующем Мухаммад никогда не допускал даже тени сомнения в отношении абсолютного единобожия Аллаха, и можно сказать, что он вышел из этой неприятности с честью. Абиссиния и бойкот племени бану хашим Изгнание последователей Мухаммада в Абиссинию свидетельствовало о распространении преследований, от которых в Аравии страдали первые мусульмане. Интересно отметить, что новый пророк отправлял своих товарищей в христианскую страну, и прием, оказанный им там, явно свидетельствует о том, что в то время христиане не считали Мухаммада своим врагом. Да и отношение самого пророка к христианскому вероисповеданию было вполне великодушным. Описывая страну, он с восхищением говорил о том, что там правит царь, незнакомый с несправедливостью, что это земля правдивости и что это лучшее пристанище для мусульман до тех пор, пока на родине не угас огонь ненависти к ним.

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Итак, видны три принципиальных отличия призвания Мухаммеда. Во-первых, дух, явившийся ему, не представился, кто он и от кого, почему сам потерпевший и заподозрил в нем дьявола. Во-вторых, этот дух сразу же начал мучить, заставляя подчиниться: «стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть». И, наконец, в-третьих, результатом этой инициации было то, что Мухаммед впал в отчаяние и решил покончить самоубийством – ни один истинный пророк не испытывал желания покончить собой после видения Бога или Его подлинных ангелов! Параллелей данного способа «откровения» в Священном Писании христиан с Кораном не усматривается. Зато усматриваются некоторые параллели с призыванием шаманов, когда на человека находит некая сила и заставляет его стать проводником своей воли в мир и своим служителем в миру. Как известно, шаманами никто не становится по своей воле. Шаманы избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь»), кандидата принять определенную им миссию . Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять чуждую ему волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, Мирча Элиаде , М.Б. Пиотровский , Е.А. Резван со ссылкой на И.Н. Винникова . Разумеется, параллели не означают тождества. Тем не менее они дают пищу для размышлений. Кроме того, ни один библейский пророк, в отличие от Мухаммеда, не подвергался воздействию чародеев и колдунов. Жена Мухаммеда Айша рассказывала: «Колдовство подействовало на пророка так, что он начал думать, будто делал вещи, которых на самом деле не делал», потом ему приснился сон, где явились два человека и рассказали, что это следствие чар, наведенных Лубайдом бен ал-Асамом (Бухари, 4.54.490). В другом хадисе объясняется, что под воздействием чар ему казалось, что он имел сексуальное общение со своими женами, тогда как на самом деле этого не было (Бухари, 7.71.660).

http://pravoslavie.ru/3479.html

Основными методами исследования являются описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный. Кроме того, материал будет излагаться последовательно и системно, поэтому также задействован системный метод. Статистический метод используется для выявления упоминаний об Иисусе Христе в исламских писаниях и для выявления численности исповедующих ислам во всем мире. Важно сказать, что метод внутренней и внешней реконструкции в данном исследовании используется в связи с тем, что в некоторых аспектах будет реконструирован образ Иисуса Христа в коранических толкованиях и на основании христианских апокрифов. Источниками исследования , в связи с тем, что оно направлено на выявление и сравнение образа Иисуса Христа в христианстве и исламе, являются тексты, относящиеся к обеим религиям. Таким образом, в настоящей работе активно используются в качестве основных источников Священное Писание 1 и тексты Корана (как на арабском языке 2 , так и в переводе на русский язык И. Ю. Крачковского 3 ). В данной диссертации будет использован именно этот перевод, т. к., по мнению автора, он является более точным, нейтральным и разносторонним, а также, ввиду его высокой научной значимости в России, считается академическим и литературным. Кроме того, перевод И. Ю. Крачковского содержит в себе также комментарии к сурам, содержащие важные сведения для данного исследования. Также в работе для исследования сунны (исламского священного предания) используются тафсиры (толкования) и хадисы (предания о Мухаммеде), где в основном будут задействованы вероучения суннитских и шиитских общин, последователи которых многочисленны, а их предания имеют древнюю историю и наиболее авторитетны. Из суннитских направлений были выбраны древние и наиболее авторитетные толкования, такие как: «Тафсир ат-Табари» 4 , «Тафсир аль-Куртуби» 5 , «Тафсир ибнКасира» 6 , «Тафсир аль-Багави» 7 , «Тафсир ас-Саади» 8 и «Тафсир аль-Карим» 9 . Из шиитских толкований Корана была задействована книга «Свет Священного Корана: разъяснения и толкования» 10 в 12 томах. Также для данного исследования были выбраны сборники хадисов «Сахих аль-Бухари» Мухаммада аль-Бухари 11 и «Сахих аль-Муслим» имама аль-Муслима 12 , почитаемые как самые авторитетные письменные источники после Корана, особенно среди суннитов. Касательно предания шиитского направления в работе будут приведены цитаты из сборников «Бихар аль-анвар» Маджлиси, «аль-Кафи» аль-Кулайни и др. Здесь главным источником является книга Махди Мунтазир ал Каима «Иисус в Коране и хадисах» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010