кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.). Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/115428.html

   Господи, молитвами старца Аристоклия, спаси нас! Святой праведный Алексий Мечев      Старец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 года в Москве.    О своём рождении старец Алексий рассказывал так: “Когда наступили роды, покойная матушка чувствовала себя очень плохо. Роды были трудные и так затянулись, что она была близка к смерти. В горе и тоске отец поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет...”    Митрополит Московский и Коломенский Филарет горячо молился об умирающей от тяжёлых родов жене регента кафедрального Чудова монастыря Александре. После молитвы митрополит подал Алексею Ивановичу Мечеву просфору и сказал: “Бог милостив, всё будет хорошо. Родится мальчик, назови его Алексеем в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия”.    Когда Алексей Иванович вернулся домой, его встретили с радостным известием: родился мальчик.    Старец Алексий часто вспоминал с благодарностью заботу и ласку митрополита Филарета к их семье, рассказывал как Владыка однажды спас от неминуемой смерти отца. Зимой по распоряжению митрополита были привезены музыкально одарённые мальчики, чтобы “ими пополнить митрополичий хор”. Детей выгрузили из саней, привели в теплое помещение. Вдруг Владыка быстро оделся, вышел во двор и сам начал обыскивать сани. При свете фонаря в одних санях он нашел спящего мальчика. Это был сын священника Коломенского уезда – Алексей. Позже, когда Алексей Иванович окончил Семинарию, митрополит предложил ему стать регентом митрополичьего хора.    Сын Алексея Ивановича, Алексий, сначала учился в Заиконоспасском Училище, затем – в Московской Духовной Семинарии, а после окончания Семинарии поступил в псаломщики в церковь Знамения на Знаменку.    В 1884 году Алексий женился на Анне Петровне Молчановой.    18 ноября 1884г. был рукоположен во диакона в Никитском монастыре преосв. Мисаилом, епископом Можайским. 19 марта 1893 г. был рукоположен во священника преосв. Нестором. Молодому священнику достался бедный приход маленькой церкви Св. Николая на Маросейке. Нужна была большая вера, чтобы, не смотря на трудности, не упасть духом. Старец Алексий с грустью рассказывал духовным детям:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После окончания Ишимского духовного училища Николай в августе 1894 года поступил в Тобольскую Духовную Семинарию. Закончив в июне 1900 года свое обучение в Тобольской семинарии по первому разряду, Николай решает продолжить свое образование в духовной академии. Выбор падает на Казанскую Духовную Академию. Летом 1900 года, приехав в Казань, Николай подал документы для поступления в КазДА. 139 Успешно сдав вступительные экзамены, он был зачислен на первый курс Академии 140 и начал своё обучение по второй группе изучаемых предметов. 141 Во время обучения в Казанской Академии Николай принимает активное участие в работе Казанского Общества трезвости. На такое решение Николая во многом подвиг пастырский образ Кронштадтского священника Иоанна Сергиева, известного своей благочестивой жизнью на всю Россию. На последнем курсе Академии, в марте 1904 года, Николай подает прошение на имя ректора Академии епископа Алексия (Молчанова) , в котором излагает свое искреннее желание «посвятить себя делу пастырского служения в звании священника при строящейся обществом трезвости церкви, в Подлужной слободе г. Казани». 142 А также просит владыку похлопотать о нем и «сделать представление» на имя архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия о назначении его в этот храм. Владыка Димитрий ответил, что строительство церкви в Подлужной слободе затягивается, но есть вакансия псаломщика в Казанском Богоявленском соборе. Николай согласился и после окончания Духовной Академии 29 июля 1904 года был определен псаломщиком к Богоявленскому собору. 143 Одновременно с этим послушанием (которое он нес несколько лет) Николай Троицкий преподавал Закон Божий в воскресной школе. Не оставил он также и свое духовное образование, но усердно стал заниматься дополнительным самообразованием – чтением большого количества книг. Это во многом потом повлияло на его дальнейшее решение защитить магистерскую диссертацию. Но до этого времени в его жизни произошли многие события. Ко времени окончания Академии Николай, как и многие интересующиеся внешними событиями и образованные люди того времени, реально стал чувствовать дух перемен, желание революции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1916 г. (ГИМ; см.: Духовные светочи России. С. 75-76. Кат. 60), на к-ром святитель показан в рост, вполоборота влево, на фоне р. Иртыш и кафедрального Софийского собора Тобольска (крестом, вероятно, обозначено место погребения святого). И. в мантии и клобуке, немного склонив голову, предстоит Спасителю, изображенному в облаках над собором. Существует редкая икона И. в богослужебном облачении (в левой руке крест) на фоне церковных построек (НКПИКЗ). Образ И. входит в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», представленную на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и совр. иконописцев. И. обязательно изображается на иконах «Собор Сибирских святых» кон. XX - нач. XXI в.; 1-й образ написан в 1984 г. в связи с установлением праздника (в день памяти И.) иконописцами мастерской Московской Патриархии, И. помещен в центре 1-го ряда. Единоличные иконы И. в древнерус. каноне стали активно писать в кон. 90-х гг. XX в. в иконописной школе при Тобольской ДС, образцом послужила житийная икона свт. Алексия, митр. Московского, письма Дионисия (ГТГ). Одна из первых иконостасных икон (ок. 2000) была исполнена С. Южаковой в качестве выпускной работы при окончании иконописной школы при МДАиС для местного ряда кафедрального Софийского собора в Тобольске (вариант Е. Николахиной - 2003). В среднике фигура И. в крещатом саккосе, белом клобуке и омофоре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. В 20 клеймах изображены основные события Жития И. и его прославление. Композиционное решение средника иконы Дионисия сохраняется и в др. ростовых изображениях И. (2009, иконописец Д. Молчанова). Традиц. иконографическая схема с полуфигурой святителя с Евангелием в руке (2009, иконописец Е. Кудрина) наиболее востребована в Тюменском регионе, такие иконы в древнерус. стилистике заказывают для сибир. храмов и преподносят в дар гостям в дни памяти И. Тобольские иконописцы возобновили извод, на к-ром святитель (в совр.

http://pravenc.ru/text/468961.html

21 октября. Были Мошинский и Славницкий, которые командируются, один - в Сиверскую, другой - в Порхов разобрать дело Пузанова с Петровым. На Пузанова получена жалоба, не признает Петрова, говорит даже инсинуации о хиротонии его «за пуд меда» - Хулиган! [...].Сегодня служил всенощное бдение во Владимирском соборе. 23 октября. Вчера служил утром в Ник[ольском] соб[оре], проповедывал, вечером - акафист во Влад[имирском] соборе. Был ставленник - Тишин. Ломакин звонил, что к уполномоченному обращалась Белова о поездке комиссии в Петсамо [xiv] и Шауляй и говорила о Ломакине. С поездкой его отпадает наша предполагаемая поездка с уполномоченным. 24 октября. Продолжает двадцатка от Владимирского собора заботиться об установке радио: без него не знаю многого. Например, сегодня сообщалось послание Местоблюстителя о сборе средств... В канцелярии неразбериха, нет сообразительной руководящей руки; исполняется то, что можно отложить, а спешное - без движения. Много лишних копий без нужды. 27 октября. Сегодня вернулись из поездки о.Мошинский и о.Тарасов. Первый ничего особенного не привез, кроме сообщений об аресте Митрофанова, Красовского, Багрянского, Быстрякова и Молчанова, так что в воскресенье в Вырицах служил о.Антоний Стальмаков, а в Сиверской - никого. А второй привез массу сведений о большом расколе в Эстонии в отношении Патриархии и, по-видимому, на национальной почве. Главным виновником - Митр[ополит] Александр, [xv] уехавший с немцами и, как подголосок к нему, арх[иепископ] Даниил Ковенский. [xvi] Твердую же линию все время держал Нарвский еп[ископ] Павел [xvii] и его епарх[иальный] совет. Между прочим, обе стороны, как это ни странно, поминают М[итрополита] Алексия, очевидно всю причину разделения видя только в Свят[ейшем] Патриархе, [xviii] обвиняя его в поддержке сов[етской] власти. Председатель еп[архиальног]о совета прот. И.Богоявленский, брат м[итрополита] Елевферия, прислал мне свою книжку «Прав[ославный] символ веры. - Рел[игиозно] - философские размышления». Он - магистр богословия, вып[уска] 1915 года.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

сост. С. Девятова Святой праведный Алексий Мечев (1859–1923)   Старец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 года в Москве. О своём рождении старец Алексий рассказывал так: “Когда наступили роды, покойная матушка чувствовала себя очень плохо. Роды были трудные и так затянулись, что она была близка к смерти. В горе и тоске отец поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет...” Митрополит Московский и Коломенский Филарет горячо молился об умирающей от тяжёлых родов жене регента кафедрального Чудова монастыря Александре. После молитвы митрополит подал Алексею Ивановичу Мечеву просфору и сказал: “Бог милостив, всё будет хорошо. Родится мальчик, назови его Алексеем в честь празднуемого нами сегодня св. Алексия, человека Божия”. Когда Алексей Иванович вернулся домой, его встретили с радостным известием: родился мальчик. Старец Алексий часто вспоминал с благодарностью заботу и ласку митрополита Филарета к их семье, рассказывал как Владыка однажды спас от неминуемой смерти отца. Зимой по распоряжению митрополита были привезены музыкально одарённые мальчики, чтобы “ими пополнить митрополичий хор”. Детей выгрузили из саней, привели в теплое помещение. Вдруг Владыка быстро оделся, вышел во двор и сам начал обыскивать сани. При свете фонаря в одних санях он нашел спящего мальчика. Это был сын священника Коломенского уезда – Алексей. Позже, когда Алексей Иванович окончил Семинарию, митрополит предложил ему стать регентом митрополичьего хора. Сын Алексея Ивановича, Алексий, сначала учился в Заиконоспасском Училище, затем – в Московской Духовной Семинарии, а после окончания Семинарии поступил в псаломщики в церковь Знамения на Знаменку. В 1884 году Алексий женился на Анне Петровне Молчановой. 18 ноября 1884г. был рукоположен во диакона в Никитском монастыре преосв. Мисаилом, епископом Можайским. 19 марта 1893 г. был рукоположен во священника преосв. Нестором. Молодому священнику достался бедный приход маленькой церкви Св. Николая на Маросейке. Нужна была большая вера, чтобы, не смотря на трудности, не упасть духом. Старец Алексий с грустью рассказывал духовным детям:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм преподобного Амвросия Оптинского (Сосновый Бор) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Амвросия Оптинского находится на приусадебном хозяйстве подворья Оптиной пустыни в поселке Сосновый Бор. Строительство храма было начато в октябре 2006 года. Освящение состоялось 21 июня 2016 года. Содержание История [ править править код ] В 2004 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение насельникам подворья на сооружение нового храма в посёлке Сосновый Бор Выборгского района. Организационно-технические работы на приусадебном хозяйстве шли постепенно. Строительство церкви началось в октябре 2006 года. Инвестором строительства храма стала строительная компания «Группа ЛСР», генеральный директор предприятия — Андрей Юрьевич Молчанов. Когда были проведены все подготовительные работы, предшествующие началу постройки, в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён чин закладки камня в основание новоустраиваемого храма. Автором проекта храма является архитектор Геннадий Павлович Фомичёв («Архитектурная мастерская Г. П. Фомичёва»). Освящение и водружение крестов на купол храма и колокольню состоялось в сентябре 2011 года. К этому времени были специально закуплены и освящены четырнадцать колоколов, каждый из которых был поднят и установлен на звоннице, вплотную прилегающей к церкви. На Светлой седмице в 2012 году усадьбу в Выборгском районе посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник братии монастыря Оптина Пустынь . Для насельников подворья, строителей храма и прихожан посещение старца стало большим духовным утешением. После молебна в строящемся храме отец Илий со сопровождающими осмотрел территорию хозяйства, братские корпуса, гостиницу, а перед отъездом молитвенно напутствовал братию подворья, оставив памятную запись в гостевой книге: Настоящий скит-подсобное, совсем недавно получивший начало, ярко показывает жизненную способность к дальнейшему благоустроению как в духовном, так материальном состоянии. Есть предпосылки, чтобы здесь устроился хороший монастырь. Сх. Илий с прибывшими братиями. 20.04.12г.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

В историческом Ферапонтовом монастыре совершен монашеский постриг 4 июля 2018 г. 19:34 3 июля 2018 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий посетил Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь», расположенное на территории исторического Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и совершил в храме преподобного Мартиниана монашеский постриг инока Тихона с именем Мартиниан в честь преподобного Мартиниана Белозерского, чтеца Павла с именем Ферапонт в честь преподобного Ферапонта, основателя Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря, и чтеца Евгения с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. В чине пострижения приняли участие наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), настоятель Архиерейского подворья «Ферапонтов монастырь» иеромонах Иоасаф (Вишняков), монашествующие клирики Вологодской епархии. По завершении пострига владыка Игнатий обратился к монахам Мартиниану, Ферапонту и Алексию со словом назидания. 16-17 июня 2018 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Вологодскую митрополию . В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил исторический Ферапонтов монастырь. Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

– Можно сказать, инициатива была молодежной? – Эта акция не была молодежной. Она просто объединила всех. Ведь наше общество расколото не только по имущественным, этническим, языковым, политическим признакам, но и по возрастным – это как бы два мира, удаляющиеся друг от друга. Ободренные успехом 2007 года, организаторы праздника решили, что в 2008 году сделают его всеукраинским и даже международным, тем более и дата была юбилейной – 1020-летие Крещения Руси. Инициативу поддержали Блаженнейший Митрополит Владимир, митрополит Кирилл, Святейший Патриарх Алексий, Президент Украины, и в 2008 году по 44-м епархиям УПЦ прошел Крестный ход со святыми мощами Крестителя Руси, чудотворными иконами, везде состоялись церковные службы, социальные, духовно-просветительские акции, встречи с общественностью, СМИ, выступления священнослужителей, церковных хоров, фольклорных групп и рок-музыкантов. Такой мощный миссионерский прорыв к обществу, к молодежи, в провинцию, которая у нас везде заброшена, думаю, был впервые в нашей истории. Благодаря Юрию Шевчуку, Олегу Кривошее, о. Андрею Кураеву, Юрию Молчанову, их открытости, профессионализму, помноженным на талант, акция была успешной. И в этом году праздник на Певческом поле у Лавры собрал несколько десятков тысяч молодых людей, он транслировался по телевидению на Украину и Россию, и, думаю, тоже станет традиционным. – Но учреждению праздника Дня Крещения Руси в Украине мы обязаны предыдущей власти. – Да, это ее заслуга. Сначала власть, расколы, уния дружно высмеяли инициаторов и организаторов праздника, мол, придумали эти москали какой-то нелепый юбилей – 1020 лет Крещения Руси – еще и традиционным праздник хотят сделать. Потом поняли, что сорвать торжества не удастся, более того – организаторы и без поддержки властей обойдутся, и празднование будет грандиозным. Поэтому Виктор Ющенко решил и возглавить торжества, и переиначить их смысл, и попиариться. Его портретами расцветили все города и веси страны. Было много сложностей, интриг и в 2008 году, и в прошлом. Визит Патриарха Алексия в Донецк сумели сорвать, посещение Патриархом Кириллом западных епархий пытались сорвать, но не сумели. Патриарх сказал в Луцке: «Будет так, как хочет Бог!» Так и получилось: интриганы расточились, а праздник остался. Даже отлученный от Церкви М. Денисенко (Филарет) начал водить на праздник к памятнику Крестителя Руси, где ему ежегодно анафема провозглашается, все свое ряженое воинство. Еще и обосновывает это историей, дескать, они якобы когда-то ходили крестными ходами к памятнику Крестителю из Владимирского собора.

http://pravoslavie.ru/38727.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010