Спустя полвека, в 1970 году, монахинь ограбили. Мать Варвара была убита, а 90-летняя слепая монахиня Викторина не могла помешать грабежу... Одна из насельниц обители, пострадавшая в годы гонений за веру, – преподобномученица Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Также были прославлены священномученик Павел Преображенский, служивший в монастыре в сане диакона, и протоиерей Сергий Молчанов. С началом ХХ века в обители связаны еще два святых имени: священномученика Владимира (Богоявленского), совершившего закладку и великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери, и праведного Иоанна Кронштадтского, бывшего духовным отцом игумении Ювеналии (Ловенецкой) и служившего в монастыре во время своего приезда в Москву. В советские времена территория монастыря напоминала проходной двор. Здания находились в аварийном состоянии. Строения обители были заняты различными организациями и учреждениями и заселены жильцами; некоторое время здесь находился «исправтруддом». Кладбище обители с его многовековыми захоронениями было варварски перекопано. За алтарями храмов сделали насыпь и построили на ней школу. Древняя каменная кладка фундаментов, оказавшаяся под слоями земли, разрушалась. Памятникам истории и архитектуры грозило полное уничтожение. Но по милости Божией в 1989 году собор Рождества Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви и начал действовать как приходской. А чуть позже в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря, который не закрывался в советские годы, приехали несколько сестер. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II им предстояло стать первыми насельницами первой женской обители, возрожденной в Москве после семидесятилетнего перерыва. Вид обители. Храм свт. Иоанна Златоуста, собор Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня. Фото 1880-х гг      Положение сестер было отчаянным: в столице их никто не ждал, связей и знакомств у них не было, не имелось и средств – не только на возрождение монастыря, но и просто на существование.

http://pravoslavie.ru/141904.html

После смутного времени монастырь пришел в запустение и вскоре (до 1645 года) был упразднен, но потом вновь восстановлен. Возрождение обители в первую очередь связано с именем государя Алексия Михайловича. По духовным штатам 1764 года монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую. В 1828 году Никольский храм пришел в ветхость: упали своды в притворе, открылась течь, так что служить там стало невозможно. Ремонт храма производили Антипа Иаковлев; Молчанов — дворовый человек помещика села Березки Деденева. Живописец П.И. Безродный поновил иконостас. До 1832 года в храме был каменный престол, который обветшал и был признан непригодным для священнодействия. По благословению архиепископа Мефодия он был уничтожен, а новый освящен 4 июня 1833 года и на нем оставлен прежний древний антиминс. В церкви св. Николая Чудотворца до революции находилась особенно почитаемая святыня — чудотворная икона Владимирской Божией Матери (первая половина XV века; по описи монастыря называлась «Умиление»). На обороте иконы вырезан мощевик. Однако мощи не сохранились. В 1928 году чудотворная икона была вывезена из монастыря, и с 1930 года до настоящего времени она находится в собрании ГТГ (г. Москва). Церковь св. Николая Чудотворца в Любятово — одна из немногих церквей Пскова, которая не закрывалась после революции, однако это не помешало ее неоднократному ограблению. Некоторые иконы были вывезены из церкви в 1928 году (в т.ч. и чудотворная икона Умиление). В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разграбили церковь, древние иконы были вывезены в Германию. После 1945 года иконы были возвращены в Псков, часть из них была передана в Никольскую церковь. Древний праздничный чин XV века в 1948 году поступил в собрание Псковского музея-заповедника, где и находится в настоящее время. Современное состояние [ править править код ] При храме с 1988 года существует воскресная школа для детей. Школа работает по воскресеньям, занятия с детьми проводят опытные педагоги. В школе дети изучают Закон Божий, Священное Писание и другие предметы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

Потом отец Алексий говорил, что, когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». (Два у нас врага: «окаяшка» и «яшка» – батюшка называл так самолюбие, человеческое «я», тотчас заявляющее о своих правах, когда его кто волей или неволей задевает и ущемляет.) «Таких людей надо любить как благодетелей», – учил он в дальнейшем духовных детей. 18 ноября 1884 года он был рукоположен в диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде. Отец Алексий внешне проявлял величайшую простоту, внутренне же испытывал пламенную ревность о Господе. В 1884 году Алексий женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. Брак его был очень счастливым. Но Анна Петровна страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных забот отца Алексия. В семье родились дети: дочери Александра (1888) и Анна (1890), сыновья Алексей (1891), умерший на первом году жизни, и Сергей (1892), а также младшая дочь Ольга (1896). 19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен в священника к церкви святителя Николая в Кленниках. Хиротония состоялась в Заиконоспасском монастыре, совершил ее епископ Нестор, управляющимй Московским Новоспасским монастырем. Приход этой церкви был малочислен, поскольку поблизости находились большие известные храмы. Хотя отец Алексий готовился к пастырству в деревне, он, получив приход в столице, всецело предал себя воле Божией и стал трудиться, положив в основание молитву и духовное бодрствование. Введя в своем храме ежедневное богослужение, святой Алексий восемь лет служил в пустой церкви, почти в одиночестве. Со временем скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, и от них пошла молва о его добром настоятеле. Жизнь духовенства малых приходов того времени была материально тяжелой, бытовые условия плохими. Матушка Анна Петровна тяжело болела, у нее началась водянка, сопровождавшаяся большими отеками и мучительной одышкой. Она так страдала, что принялась упрашивать мужа, чтобы он прекратил ее вымаливать… 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Анна Петровна скончалась.

http://pravicon.com/info-1717

Престолов было три: в честь празднования Покрова Божией Матери, святителей Алексия Московского и Димитрия Ростовского. Отапливалось здание печами, отделанными в начале ХХ в. большими белыми изразцами производства кинешемского завода П.Е. Агапова. Вокруг храма тянулась каменная ограда, внутри которой имелась каменная же сторожка для караула. На десятине усадебной земли рядом с храмом располагался церковно-приходской дом священника, псаломщик же жил в собственном доме, но в 1913 г. церковью был приобретен дом и для псаломщика. Наличие при домах церковнослужителей дворов, скотных изб, амбара говорит о ведении их семьями хозяйства. Церкви и причту принадлежало также более 29 десятин пахотной земли и 4-х сенокосной. Земля была среднего качества и к 1915 г. оказалась запущенной. До сентября 1908 г. умерших погребали рядом с церковью, потом для кладбища был отведен и окопан рвом участок с легкой песчаной землей, расположенный неподалеку. При храме содержалась небольшая библиотека с духовно-нравственной и исторической литературой, которой прихожане пользовались безвозмездно. В ней были такие издания, как «Руководство для сельских пастырей», «Душеполезное чтение», «Духовная беседа», «Церковные ведомости», «Костромские епархиальные ведомости», «Воскресный день» и другие. Прихожанами являлись жители Покровского и еще двенадцати окрестных селений на расстоянии от трех до семи верст от храма: деревень Бердникова, Ивашева, Антонова, Погоста, Басамыкина (ранее Бесомыково), Сергеева, Есеневки (ранее Ясеневка), Максютина, Кокуек, Монастырского, Русина, Тимина. В 1863 г. количество прихожан составляло 501 человек, в 1892 г. – 588, в 1913 г. выросло до Наряду с крестьянами и духовными лицами в храме крестились, венчались и отпевались представители дворянского сословия – помещики села Покровского и соседних деревень: Ляпуновы, Балакиревы, Молчановы, Витовтовы, Петлины, Мошковы, Бизеевы и др. По данным 1863 г., храм имел в штате священника и дьячка, сверх штата был еще пономарь. Жалованья из казны штатному причту полагалось 96 рублей. В 1911 г. жалование священника составляло уже 294 руб., псаломщика 98 руб., но и такое содержание причта считалось скудным. Постоянными средствами были доходы от богослужений и исправления треб (до 472 руб. в год), проценты с общего капитала причта в 2 434 руб., составлявшие около 90 руб.

http://sobory.ru/article/?object=14764

По окончании семинарии Алексий Мечев 14 октября 1880 года получил назначение в псаломщики Московской церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Знаменке. Здесь ему суждено было понести тяжелое испытание – экзамен на смирение. Настоятель храма, куда был назначен Алексей Мечев, был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика выполнения и таких обязанностей, которые обычно лежали на стороже – топка печей, звон к началу службы, уборка храма. Несмотря на безропотное несение псаломщиком возложенных на него обязанностей, настоятель храма, о. Георгий, обходился с ним грубо, даже бил и кочергой замахивался. Младший брат Тихон, посещая Алексия, нередко заставал его в слезах. За беззащитного псаломщика вступался иногда диакон, а тот все сносил безропотно, не высказывая жалоб, не прося о переводе в другой храм. И впоследствии благодарил Господа, что Он дал ему пройти такую школу, а настоятеля, о. Георгия, вспоминал как своего учителя. Уже будучи священником, о. Алексий, услышав о смерти о. Георгия, с готовностью пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению знавших отношение к нему почившего. В 1884 году Алексей Мечев женился. Его избранницей стала Анна Петровна Молчанова. К его будущей жене сватались многие женихи, но Анна Петровна всем отказывала. Алексей Мечев стал ее любовью с первого взгляда – она сказала матери: «Вот за этого маленького пойду». с. 15] Их брак был очень счастливым. Анна Петровна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. В жене о. Алексий видел друга и первого помощника на своем пути ко Христу и был устремлен к совершенствованию при ее содействии. Дружескими замечаниями жены он дорожил и слушал их так, как иной слушает своего старца: тотчас исправлял отмеченные ею недочеты и был покоен в уверенности, что ее любящий глаз досмотрит и укажет то, что сам он в себе не заметил и упустил. Вскоре после женитьбы Алексей Мечев был посвящен в сан диакона. 18 ноября 1884 года в Никитском монастыре он был рукоположен епископом Можайским Мисаилом. После рукоположения о. Алексий был переведен в храм великомученика Георгия на Лубянке. Сделавшись служителем алтаря, диакон Алексий испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.). Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа - усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/115428.html

После окончания Ишимского духовного училища Николай в августе 1894 года поступил в Тобольскую Духовную Семинарию. Закончив в июне 1900 года свое обучение в Тобольской семинарии по первому разряду, Николай решает продолжить свое образование в духовной академии. Выбор падает на Казанскую Духовную Академию. Летом 1900 года, приехав в Казань, Николай подал документы для поступления в КазДА. 139 Успешно сдав вступительные экзамены, он был зачислен на первый курс Академии 140 и начал своё обучение по второй группе изучаемых предметов. 141 Во время обучения в Казанской Академии Николай принимает активное участие в работе Казанского Общества трезвости. На такое решение Николая во многом подвиг пастырский образ Кронштадтского священника Иоанна Сергиева, известного своей благочестивой жизнью на всю Россию. На последнем курсе Академии, в марте 1904 года, Николай подает прошение на имя ректора Академии епископа Алексия (Молчанова) , в котором излагает свое искреннее желание «посвятить себя делу пастырского служения в звании священника при строящейся обществом трезвости церкви, в Подлужной слободе г. Казани». 142 А также просит владыку похлопотать о нем и «сделать представление» на имя архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия о назначении его в этот храм. Владыка Димитрий ответил, что строительство церкви в Подлужной слободе затягивается, но есть вакансия псаломщика в Казанском Богоявленском соборе. Николай согласился и после окончания Духовной Академии 29 июля 1904 года был определен псаломщиком к Богоявленскому собору. 143 Одновременно с этим послушанием (которое он нес несколько лет) Николай Троицкий преподавал Закон Божий в воскресной школе. Не оставил он также и свое духовное образование, но усердно стал заниматься дополнительным самообразованием – чтением большого количества книг. Это во многом потом повлияло на его дальнейшее решение защитить магистерскую диссертацию. Но до этого времени в его жизни произошли многие события. Ко времени окончания Академии Николай, как и многие интересующиеся внешними событиями и образованные люди того времени, реально стал чувствовать дух перемен, желание революции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1916 г. (ГИМ; см.: Духовные светочи России. С. 75-76. Кат. 60), на к-ром святитель показан в рост, вполоборота влево, на фоне р. Иртыш и кафедрального Софийского собора Тобольска (крестом, вероятно, обозначено место погребения святого). И. в мантии и клобуке, немного склонив голову, предстоит Спасителю, изображенному в облаках над собором. Существует редкая икона И. в богослужебном облачении (в левой руке крест) на фоне церковных построек (НКПИКЗ). Образ И. входит в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие», представленную на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и совр. иконописцев. И. обязательно изображается на иконах «Собор Сибирских святых» кон. XX - нач. XXI в.; 1-й образ написан в 1984 г. в связи с установлением праздника (в день памяти И.) иконописцами мастерской Московской Патриархии, И. помещен в центре 1-го ряда. Единоличные иконы И. в древнерус. каноне стали активно писать в кон. 90-х гг. XX в. в иконописной школе при Тобольской ДС, образцом послужила житийная икона свт. Алексия, митр. Московского, письма Дионисия (ГТГ). Одна из первых иконостасных икон (ок. 2000) была исполнена С. Южаковой в качестве выпускной работы при окончании иконописной школы при МДАиС для местного ряда кафедрального Софийского собора в Тобольске (вариант Е. Николахиной - 2003). В среднике фигура И. в крещатом саккосе, белом клобуке и омофоре, с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке. В 20 клеймах изображены основные события Жития И. и его прославление. Композиционное решение средника иконы Дионисия сохраняется и в др. ростовых изображениях И. (2009, иконописец Д. Молчанова). Традиц. иконографическая схема с полуфигурой святителя с Евангелием в руке (2009, иконописец Е. Кудрина) наиболее востребована в Тюменском регионе, такие иконы в древнерус. стилистике заказывают для сибир. храмов и преподносят в дар гостям в дни памяти И. Тобольские иконописцы возобновили извод, на к-ром святитель (в совр.

http://pravenc.ru/text/468961.html

21 октября. Были Мошинский и Славницкий, которые командируются, один - в Сиверскую, другой - в Порхов разобрать дело Пузанова с Петровым. На Пузанова получена жалоба, не признает Петрова, говорит даже инсинуации о хиротонии его «за пуд меда» - Хулиган! [...].Сегодня служил всенощное бдение во Владимирском соборе. 23 октября. Вчера служил утром в Ник[ольском] соб[оре], проповедывал, вечером - акафист во Влад[имирском] соборе. Был ставленник - Тишин. Ломакин звонил, что к уполномоченному обращалась Белова о поездке комиссии в Петсамо [xiv] и Шауляй и говорила о Ломакине. С поездкой его отпадает наша предполагаемая поездка с уполномоченным. 24 октября. Продолжает двадцатка от Владимирского собора заботиться об установке радио: без него не знаю многого. Например, сегодня сообщалось послание Местоблюстителя о сборе средств... В канцелярии неразбериха, нет сообразительной руководящей руки; исполняется то, что можно отложить, а спешное - без движения. Много лишних копий без нужды. 27 октября. Сегодня вернулись из поездки о.Мошинский и о.Тарасов. Первый ничего особенного не привез, кроме сообщений об аресте Митрофанова, Красовского, Багрянского, Быстрякова и Молчанова, так что в воскресенье в Вырицах служил о.Антоний Стальмаков, а в Сиверской - никого. А второй привез массу сведений о большом расколе в Эстонии в отношении Патриархии и, по-видимому, на национальной почве. Главным виновником - Митр[ополит] Александр, [xv] уехавший с немцами и, как подголосок к нему, арх[иепископ] Даниил Ковенский. [xvi] Твердую же линию все время держал Нарвский еп[ископ] Павел [xvii] и его епарх[иальный] совет. Между прочим, обе стороны, как это ни странно, поминают М[итрополита] Алексия, очевидно всю причину разделения видя только в Свят[ейшем] Патриархе, [xviii] обвиняя его в поддержке сов[етской] власти. Председатель еп[архиальног]о совета прот. И.Богоявленский, брат м[итрополита] Елевферия, прислал мне свою книжку «Прав[ославный] символ веры. - Рел[игиозно] - философские размышления». Он - магистр богословия, вып[уска] 1915 года.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Храм преподобного Амвросия Оптинского (Сосновый Бор) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм преподобного Амвросия Оптинского находится на приусадебном хозяйстве подворья Оптиной пустыни в поселке Сосновый Бор. Строительство храма было начато в октябре 2006 года. Освящение состоялось 21 июня 2016 года. Содержание История [ править править код ] В 2004 году Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал благословение насельникам подворья на сооружение нового храма в посёлке Сосновый Бор Выборгского района. Организационно-технические работы на приусадебном хозяйстве шли постепенно. Строительство церкви началось в октябре 2006 года. Инвестором строительства храма стала строительная компания «Группа ЛСР», генеральный директор предприятия — Андрей Юрьевич Молчанов. Когда были проведены все подготовительные работы, предшествующие началу постройки, в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершён чин закладки камня в основание новоустраиваемого храма. Автором проекта храма является архитектор Геннадий Павлович Фомичёв («Архитектурная мастерская Г. П. Фомичёва»). Освящение и водружение крестов на купол храма и колокольню состоялось в сентябре 2011 года. К этому времени были специально закуплены и освящены четырнадцать колоколов, каждый из которых был поднят и установлен на звоннице, вплотную прилегающей к церкви. На Светлой седмице в 2012 году усадьбу в Выборгском районе посетил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник братии монастыря Оптина Пустынь . Для насельников подворья, строителей храма и прихожан посещение старца стало большим духовным утешением. После молебна в строящемся храме отец Илий со сопровождающими осмотрел территорию хозяйства, братские корпуса, гостиницу, а перед отъездом молитвенно напутствовал братию подворья, оставив памятную запись в гостевой книге: Настоящий скит-подсобное, совсем недавно получивший начало, ярко показывает жизненную способность к дальнейшему благоустроению как в духовном, так материальном состоянии. Есть предпосылки, чтобы здесь устроился хороший монастырь. Сх. Илий с прибывшими братиями. 20.04.12г.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010