По этикету на людях Николай и Александра должны были вести себя довольно холодно, и только личная переписка, ставшая сравнительно недавно достоянием широкой общественности, могла показать атмосферу этой семьи. Неудивительно, что в последний момент земной жизни Господь сподобил их быть вместе. Праведный отец Алексий Мечев Праведный отец Алексий Мечев с семьей В несравнимо меньшем объеме, но все же история сохранила переписку еще одного святого XX века – праведного отца Алексия Московского (Мечева) , прозорливого московского старца, – с его женой Анной Петровной Молчановой. «Я верю вполне, что ты глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел, чтобы и я был тоже таковым», – пишет будущий старец своей жене. Оба они происходили из семей священников, свадьбу сыграли в почти юном возрасте (Анне только исполнилось 18) и прожили необыкновенно счастливо до самой ее смерти в 36-летнем возрасте. В сохранившихся письмах отца Алексия своей супруге, которые он писал в отлучке, – нежность, деликатность, забота и большая любовь: Супруг твой «хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь…» «Золотое мое солнышко…»; «Красавица моя милая… драгоценная женушка Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о том, что о тебе непрестанно думает твой муж»; «Он хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует, что ты думаешь и делаешь…» В семье родилось пятеро детей. Анна Петровна, тяжело страдая от болезни, просила своего мужа перестать ее вымаливать. И он послушал ее – из огромной любви и жалости. 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, матушка скончалась. А отцу Алексию, чья скорбь была безмерной, в скором времени откроется путь старчества: со своим опытом любви и скорби он войдет в скорбь тысяч людей, которые будут стекаться к московскому священнику со всей России.

http://pravoslavie.ru/95128.html

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью. В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен. С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы. 14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года. В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность. В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа. На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. прав. Алексий Мечёв. Нач. 20-х гг. XX в. Алексеевич Мечёв (17.03.1859, Москва - 22.06.1923, Верея), св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых), прот., московский старец (см. Старчество ). Род. в семье регента кафедрального чудовского хора А. И. Мечёва, к-рый в детстве был чудесно спасен от смерти свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским и Коломенским. Благодатная помощь свт. Филарета была явлена также при рождении А. Роды были трудные, и жизни матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе А. И. Мечёв поехал помолиться в Алексеевский (см. московский во имя Алексия, человека Божия мон-рь ), где по случаю престольного праздника служил митр. Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось горе любимого регента. «Ты сегодня такой печальный, что у тебя?» - спросил он. «Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает». Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением. «Помолимся вместе... Бог милостив, все будет хорошо,- сказал он; потом подал ему просфору со словами: - Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексей Иванович отстоял литургию и поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик. По окончании Заиконоспасского уч-ща и Московской ДС А. был 14 окт. 1880 г. определен псаломщиком Знаменской ц. Пречистенского сорока на Знаменке. В 1884 г. женился на дочери псаломщика А. П. Молчановой и в том же году, 18 нояб., был рукоположен Мисаилом (Крыловым), еп. Можайским, во диакона. 19 марта 1893 г. А. был рукоположен еп. Нестором (Метаниевым), управляющим московским Новоспасским мон-рем , во священника к Николаевской в Клённиках ц. Сретенского сорока на Маросейке. Это был один из самых маленьких и бедных приходов в Москве. «Восемь лет я служил каждый день литургию при пустом храме»,- рассказывал А. Лишь на девятый год народ пошел в храм. Одновременно со служением в храме А. вел работу в Об-ве народного чтения, посещал тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/64634.html

Алексей мечтал посвятить себя служению людям, собирался поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому желанию, она мечтала о духовном поприще для Алексея. Юноша не мог пойти против воли матери, которую он очень любил и уважал. По окончании Московской духовной семинарии в 1880 году он получил назначение псаломщика храма Знамения Божией Матери на Знаменке Пречистенского сорока. В 1884 году Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. В том же году Алексей был рукоположен в диакона в Никитском монастыре и получил назначение в церковь святого великомученика Георгия в Лубянском проезде. Он прослужил диаконом девять лет. Брак отца Алексия и Анны Петровны оказался счастливым, молодая жена любила мужа и сочувствовала ему во всем. В Анне Петровне отец Алексий видел лучшего друга и первого помощника в своем служении, ее советами и замечаниями очень дорожил, будучи твердо уверенным, что любящий глаз жены заметит то, что сам он в себе не заметил и упустил. К великому огорчению батюшки, жена страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом его постоянных забот. Несколько лет у Мечёвых не было детей, а затем один за другим родились пятеро — три дочери: Александра, Анна, Ольга, и два сына: Алексей и Сергей. Впоследствии Сергей стал священником и был прославлен в лике священномучеников. В марте 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен во священника и направлен служить в один из самых маленьких храмов Москвы — храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках, в самом центре города. С этого дня вся жизнь отца Алексия была неразрывно связана с этим храмом: здесь он прослужил тридцать лет. Рядом находились другие храмы, более просторные, с большими приходами, и поначалу у батюшки почти не было прихожан. Отец Алексий рассказывал: «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме. Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но отец Алексий не смущался отсутствием прихожан и продолжал служить.

http://pravoslavie.ru/97052.html

В 1681 г. при игумении Клеопатре (1680-1686) строителем схимонахом Сергием была построена каменная ограда и начато строительство колокольни. В 1684 г. деревянный Введенский храм был перестроен и освящён в камне строителем схимонахом Сергием. В 1710 г. на средства сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны был заново построен тёплый Введенский храм с двумя приделами во имя Знамения Божией Матери и во имя святых мучеников Адриана и Наталии. В 1714 г. было закончено строительство храма Казанской Божией Матери на её же вклады. В последствие при церкви был построен больничный 2-этажный корпус с переходом в храм. К середине XVIII в. монастырь достиг наивысшего своего расцвета, пользовался покровительством дома Романовых, имел подворье в г. Москве. В 1825 г. были построены настоятельские 2-этажные кельи из погоревшего бывшего больничного корпуса, что был при Казанской церкви. В 1865 г. при игумении Максимилле купец Авраамий Ушаков выстроил 2-этажный корпус для живущих в монастыре сестёр. С 1875 г. управляла монастырём игумения Евгения. В 1876 г. при ней строился каменный корпус в северной части монастыря на средства Елизаветы Осиповны Молчановой. Был возведён 3-этажный корпус трапезной, приходская школа для девочек, рукодельная, каретный сарай с жилым помещением, два колодца, рядом с монастырём 3-этажная каменная гостиница. Игумения Евгения устроила три пустыньки: Алексеевскую с церковью во имя Святаго Алексия Человека Божия и колокольней при ней; Воскресенскую с «благолепным храмом»; недалеко от станции Берендеево третью пустыньку с храмом в честь Всех Святых. При каждой пустыни были учреждены церковно-приходские школы. Прекрасный певческий хор монахинь пользовался особым почтением Царя Николая II, который неоднократно брал его с собой в заграничные поездки. В 1923 г. монастырь был закрыт, его занимали различные организации. В 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Никольскому женскому монастырю были переданы храмы и здания Фёдоровского женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00433

Значительную ценность представляют опубликованные воспоминания и исследования активных деятелей русской церковной эмиграции в период Второй мировой войны: митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископа Нафанаила (Львова), архиепископа Иоанна (Шаховского), архиепископа Виталия (Максименко), правителя дел Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей епископа Григория (Граббе), известного русского церковного деятеля и писателя В. Маевского, секретаря Загребского митрополита Гермогена (Максимова) М. Оберкнежевича, военнослужащих Русского корпуса в Югославии и других . Важным источником для изучения церковной жизни на оккупированной территории СССР служат воспоминания ее участников и свидетельства очевидцев (в основном членов Псковской Православной Духовной Миссии). В настоящее время в различных изданиях как в России, так и за рубежом опубликовано более десяти таких воспоминаний и дневников: протоиереев Алексия Ионова, Георгия Бенигсена, Георгия Тайлова, Василия Ермакова, архимандритов Кирилла (Начиса), Алексия (Черная), игумена Георгия (Соколова), мирян Р.В. Полчанинова, П.Н. Жадана, В.И. Молчанова, Н. Китер и др. Хотя, конечно, при использовании нарративных источников необходи­мо учитывать их субъективный характер. Так как материалы военного времени сохранились далеко не полностью, при изучении темы может быть использована периодическая печать 1940-х – 2010-х гг.: российские и союзные газеты и журналы, издания общественных организаций и т. п. В них содержатся интересные сведения о патриотической деятельности Церкви в годы войны, о борьбе с влиянием религиозных организаций в советский период или о развитии церковной жизни в СССР. Однако интерпретация фактов и далеко не всегда надежный цифровой материал требуют тщательной дополнительной проверки. Особое внимание следует уделить периодическим изданиям Московского Патриархата. После значительного изменения курса государственной религи­озной политики, в сентябре 1943 г. возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии». В этом журнале приводились сведения о внутренней жизни Патриархата, аналогичных которым нет в других источниках. Прав­да, необходимо учитывать жесточайшую цензуру, осуществлявшуюся Советом по делам Русской православной церкви и Советом по делам религий.

http://bogoslov.ru/article/2564245

10 Священник Василий Конардов (1891–1937 гг.) родился в селе Волынщино (Московская обл.) в семье псаломщика Михаила Конардова. Отец Василий был арестован 28 ноября 1937 года. 1 декабря 1937 он был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Московской области. 11 декабря 1937 года приговор был приведён в исполнения на «Бутовском полигоне» (посёлок Бутово, Московская область) (30.06.1989 – священника Василия реабилитировали посмертно.) Упокой, Господи, раба Твоего священника Василия, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас! 11 Святой праведный Алексий Мечёв (1859–1923 гг.). Старец Алексий Мечёв родился 17 марта 1859 года в Москве. Он учился в Заиконоспасском Училище, затем – в Московской Духовной Семинарии, а после окончания Семинарии поступил в псаломщики в церковь Знамения на Знаменку. В 1884 году Алексий женился на Анне Молчановой. 18 ноября 1884 года был рукоположен во диакона в Никитском монастыре преосв. Мисаилом, епископом Можайским. 19 марта 1893 года был рукоположен во священника преосв. Нестором. Молодому священнику достался бедный приход маленькой церкви Св. Николая на Маросейке. Нужна была большая вера, чтобы, не смотря на трудности не упасть духом. Старец Алексий с грустью рассказывал духовным детям: – Восемь лет я служил каждый день Литургию при пустом храме, один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил я к тебе – пусто. Ничего не выйдет у тебя, понапрасну звонишь». К несчастию тяжело заболела жена отца Алексия, ему одному приходилось заботиться о детях, ухаживать за прикованной к постели супругой. В августе 1902 году умирает жена отца Алексия. По промыслу Божиему, в то время по делам благотворительности на Маросейку приехал о. Иоанн Кронштадтский . Великий пастырь сказал о. Алексию: «Ты жалуешься на скорби и думаешь – нет на свете горя больше твоего, так оно тебе тяжело. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его горе на себя и тогда увидишь, что твое несчастие мало, незначительно в сравнении с общим горем; и легче тебе станет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

праведный Алексий Мечёв (30 марта 1859–22 июня 1923) Нравственно-аскетические труды Письма Аудиокниги праведный Алексий Мечёв Пастырь, старец в миру, духовный наставник, настоятель храма святителя Николая в Клённиках. Родился в Москве 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва. С рождения жизнь о. Алексия связана с именем Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям. Учился Алексий Мечёв в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии, после окончания которой мечтал поступить в университет и стать врачом. Но мать воспротивилась этому. Алексию было тяжело оставить свою мечту, но против воли горячо любимой матери он не пошёл. Впоследствии Алексий Мечёв понял, что обрёл своё истинное призвание, и был очень благодарен матери. По окончании семинарии Алексий Мечёв служил псаломщиком в Знаменской церкви, где с ним зачастую очень грубо обращались, но Алексий сносил всё безропотно, не жаловался и не просил о переводе в другой храм. Впоследствии он благодарил Господа за то, что Он дал ему пройти такую школу. В 1884 г. Алексий Мечёв женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой по большой любви. 18 ноября того же года был рукоположен во диакона и стал служить в церкви великомученика Георгия в Лубянском проезде, внешне проявляя величайшую простоту, а внутренне испытывая пламенную ревность о Господе. 19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечёв был рукоположен епископом Нестором, управляющим Московским Новоспасским монастырём, во священника к одной из самых маленьких церквей в Москве – Св. Николая на Маросейке. Несмотря на то, что о. Алексий готовил себя к пастырству в деревне, получив приход в столице, он всецело предал себя воле Божией и стал трудиться положа в основу своего дела молитву и духовное бодрствование. Он ввёл в своём храме ежедневное богослужение, 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обременённые горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В Пятигорске прошел международный круглый стол «Вопросы биоэтики: христианский ответ» 14 мая 2021 г. 15:45 12-13 мая 2021 года в Пятигорске прошел международный круглый стол «Вопросы биоэтики: христианский ответ», соорганизаторами которого выступили Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Фонд имени Конрада Аденауэра. Содействие проведению мероприятия оказала Пятигорская епархия . Со вступительным словом на открытии мероприятия выступили модераторы сессий круглого стола заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе и советник руководителя Представительства и уполномоченного Фонда имени Конрада Аденауэра по России А.В. Зыбкин. С приветственным словом к собравшимся обратились председатель Синодальной комиссии по биоэтике епископ Петергофский Силуан , председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов, пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин. С докладами в рамках сессий круглого стола выступили: иерей Феодор Лукьянов; иерей Роман Тарабрин, клирик храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы, ассистент кафедры гуманитарных наук Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова; профессор Петер Шалленберг, заведующий кафедрой нравственного богословия и этики на богословском факультете в Падерборне (Германия), директор Центрального офиса католической социальной науки Менхенгладбах; К.Ю. Боярский, доцент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета имени С.Н. Давыдова Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, член Совета Российской академии репродуктологов, к.м.н.; Рут Денкхаус, магистр теологии, научный сотрудник Центра этики здоровья, Ганновер (Германия); Н.П. Шок, профессор Приволжского исследовательского медицинского университета, д.и.н.; А.Ю. Молчанов, научный сотрудник Биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; иерей Владимир Духович, настоятель храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской Слободе г. Москвы, руководитель Центра исследований в области биоэтики и высоких технологий при Московской духовной академии , к.б.н.; протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках г. Москвы, к.и.н.; священник Павел Мальнов, клирик Храма Живоначальной Троицы в Ознобишине г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5809271.ht...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В Вологодской епархии помимо основного состава делегатов Поместного собора избрали делегатов-дублёров 12.01.2009 08:21 Версия для печати Вологда, 12 декабря. 29 декабря на епархиальном собрании Вологодской епархии состоялось избрание делегатов от епархии на Поместный собор. По информации Вологодской епархии, путём открытого голосования  единогласно были утверждены три кандидатуры, выдвинутые епархиальным советом. От духовенства - это секретарь епархиального управления протоиерей Игорь Шаршаков, от монашествующих - наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), от мирян - секретарь епархиальной комиссии по религиозному образованию и катехизации Лариса Федченко.  Помимо основного состава «на случай невозможности ввиду возникновения непреодолимых препятствий кого-либо из делегатов отправиться на Поместный собор» избрана дублирующая делегация в составе ректора епархиального духовного училища протоиерея Алексия Сорокина, настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря игумена Игнатия (Молчанова), автора духовно-образовательной программы «Истоки» для школ Вологодчины, профессора Вологодского педуниверситета Александра Камкина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010