Алексий (Молчанов), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский Скачать epub pdf Родился 5 октября 1853 г. в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии. Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однако ж отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее. В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Визит Патриарха Московского и всея Руси вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем I на торжественные мероприятия в честь 1020-летия крещения Руси по приглашению президента Украины Виктора Ющенко запланирован на 25-28 июля. При этом по церковным правилам Варфоломей I может посетить Украину только по приглашению главы Поместной Русской Церкви Алексия II, поэтому формально Константинопольский Патриарх прибывает в Киев, так как его туда пригласил Патриарх Московский и всея Руси. По словам господина Молчанова, киевские рекламные агентства, куда были разосланы макеты плаката с портретом Алексия II, не до конца выполнив работу, неожиданно отказались от заказа. «Представители агентств сообщили, что им поступали звонки, в частности, от заместителя главы мэрии Киева Сергея Рудыка, с жестким требованием ни в коем случае не размещать плакаты под страхом лишения лицензии»,— рассказал Юрий Молчанов. При этом центральные улицы Киева завешаны «беспрецедентно огромным», по словам господина Молчанова, количеством плакатов и билбордов с изображением Патриарха Варфоломея I и президента Ющенко. По мнению профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, «лицо и имя Алексия II, видимо, раздражают украинские власти — они боятся его авторитета, поэтому и запретили развешивать плакаты с его изображением». «Власти не хотят, чтобы было видно, что Варфоломея на торжества пригласил Алексий II, а не президент Ющенко»,— сказал диакон. Господин Рудык и другие представители киевской мэрии ситуацию с запретом размещения плакатов с портретом Алексия II вчера не комментировали, ссылаясь на то, что в ведомстве в течение всего дня проходили совещания. Напомним, что накануне запрета вокруг празднования 1020-летия крещения Руси разгорелся еще один скандал. По распоряжению властей на майдане Незалежности был приостановлен монтаж сцены для концерта, в котором 26 июля должна была принять участие российская рок-группа «ДДТ» Юрия Шевчука и украинские коллективы «Братья Карамазовы» и S.K.Y.P.E. (см. вчерашний «Ъ»). Выступление должно было подытожить двухмесячное турне рок-групп и сопровождающих их священников по всей Украине. Музыкантам, чье выступление на главной площади Киева ранее было согласовано с властями, заявили, что концерт помешает проходящему по соседству банкету президента Виктора Ющенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Этот материал резко отличается от характеристик, помещенных в других источниках. Епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым и любителем мзды неправедной, за деньги давшим возможность «черным воронам-иоаннитам» свить себе в Псковской епархии прочное гнездо. Это гнездо было устроено в Воронцовском Благовещенском монастыре. «Русский Паломник» за 1912 год, в 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря. Синод тщательно рассмотрел все дело Воронцовского монастыря, находящегося в каком-то далеком углу Псковской губернии и после исследования сослал Алексия в Тобольскую губернию. (Сергей Труфанов, с. 116). В этой же книге на странице 160 мы находим еще несколько слов к характеристике епископа Алексия. Автор называет епископа «безобразным по телу, а еще более по душе» и называет его «жестоким, неверующим духовным лицом». В захолустный сибирский город Тобольск епископ Алексий был переведен в апреле 1912 г. и пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 г., т.е. всего полтора года, после чего он был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода. По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается «блаженный» старец (Распутин). Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина «Божьим человеком». Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение. Трудно сказать, как это было в действительности, но нам кажется, что Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде. Неоспорим тот факт, что епископ Алексий был удален с Псковской кафедры в Тобольск вследствие вскрытия в Пскове иоаннитов, но это вовсе не означает, что преосвященный ради корысти дал возможность развиваться иоаннитам в Воронцовском Благовещенском монастыре. Иоанниты сами по себе представляли секту, а сектанты, в большинстве случаев – люди скрытые и вполне возможно, что они не были замечены епископом Алексием именно потому, что держали свое учение в тайне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия. Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия: «Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал». С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани. С 1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии. С 9 ноября 1890 г. – законоучитель училища глухонемых детей. С 12 августа 1892 г. – законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. – 1-й мужской гимназии. Законоучительсвуя о. Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор – проповедник. В 1897 году о. Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о. Алексия – его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но «на горе стоящии» знали лучше самого о. Алексия его годность к иноческому служению. Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о. Алексий, неожиданным приказанием: «завтра ты принимаешь пострижение». Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны. Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности. То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди , произнесенной по случаю манифеста 1905 года. Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии. Будучи епископом Тобольским, Преосв. Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича . Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии. На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти. Скончался 20 мая 1914 г. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

4 сентября 1899 г. в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, о. Алексий архиепископом Арсением был пострижен в иночество, и 7 сентября того же года был назначен ректором в Казанскую Духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о. Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось. 24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей. Ректорствовать с семинарии о. Алексию пришлось очень недолго. 20 июля 1900 г. он был назначен Св. Синодом ректором Казанской Духовной Академии. 9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, 1-го викария Казанской епархии. Хиротонию совершали: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский; Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский; Гурий, епископ Самарский и Ставропольский; Никандр, епископ Симбирский и Сызранский; Василий, епископ Старицкий и Иоанн, епископ Чебоксарский в Казанском кафедральном Соборе. Епископом Чистопольским Преосвященный Алексий прослужил до марта 1905 г. Основные черты характера Преосв. Алексия обусловливаются всей предшествовавшей, в частности, юношеской жизнью. Бедная обстановка, в которой вырос и воспитывался еп. Алексий, делала для него вполне понятными все невзгоды окружающей жизни и обусловливала сочувственное отношение ко всем, для кого требовалась его как нравственная, так и материальная поддержка. Недаром около квартиры ректора-епископа каждый день можно было видеть обездоленных судьбой, которые выходили от него подкрепленными большей частью не только нравственно, но и материально. Бедная обстановка, постоянное обращение в простой среде обусловливали другую черту в характере преосвященного – его простоту, благодаря которой каждый без всякой боязни шел в его ректорскую квартиру, твердо уверенный в том, что здесь найдет он не строгую фигуру начальника заведения, а простого скромного сослуживца, который даст совет, ободрит, поддержит и проч. Вполне естественно, что Академия под управлением Преосв. Алексия представляла из себя дружественную семью, руководительным началом жизни которой являлся не начальственный режим, а взаимное доверие. Он не положил начало чтениям – беседы, которые проводили по церквам студенты академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Последнее обращение с ходатайством о возвращении и об открытии храма жители Тайцев направили на имя патриарха Алексия в феврале 1957 года. Как явствует из архивных документов, к этому времени уже и благочинный пригородного округа протоиерей Василий Раевский во внутренней переписке высказывался против возвращения Таицкого храма, аргументируя это тем, что восстановить его своими силами жителям будет довольно тяжело и, к тому же, в Красном Селе и Гатчине уже есть действующие храмы… Так белокаменная церковь-красавица вновь, почти на полвека, была предана мерзости запустения. Лишь к 1990 году благодаря энтузиазму местных жителей, в сердцах которых все эти годы теплилась надежда, полуразрушенный и оскверненный храм (подвал которого был затоплен водой) был возвращен его законному владельцу - Русской Православной Церкви, и с января 1991 года в нем возобновились богослужения. Его первым настоятелем был назначен священник Петр Молчанов. К настоящему времени, благодаря трудам его настоятеля протоиерея Игоря Ковальчука (возглавившего приход в 1992 году), храм вновь предстал во всем своем былом великолепии - восстановлены купол и боковые главки, очищены и побелены стены, сводчатый потолок украшает массивное вызолоченное паникадило, а центральный придел - новый четырехъярусный иконостас. При храме действует и детская воскресная школа. Во всем этом благолепии есть частица труда как простых прихожан - местных жителей, так и щедрых благотворителей. Идея строительства храма появилась в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием Таицкои железной дороги под Петербургом. Церковь была возведена в 1913 - 1914 годах на денежные пожертвования по проекту архитекторов Н. И. Постникова и И. В. Экскузовича и торжественно освящена епископом Гдовским Вениамином во имя святителя Алексия, метрополита Московского. Большой вклад в создание храма внес генера-адьютант К. Н. Нилов. Белоснежный храм с высоким шлемообразным куполом был расчитан на 700 прихожан. После революции судьба не пощадила и эту святыню. В 1939 году Таицкий храм был закрыт и превращен в клуб. На время фашистской оккупации, в 1941 - 1944 годах храм был открыт для верующих, а после освобождения Тайцев в нем разместился склад, а позднее поселковый дом культуры, в 1937 году на землю был сброшен большой церковный купол.

http://sobory.ru/article/?object=00112

С 1905 года, еще будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Алексий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской Духовной Академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, Преосв.Алексий был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св.Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г.Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского Губернского Комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведовал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ. В марте 1905 года епископ Алексий назначается на самостоятельную Таврическую кафедру епископом Таврическим и Симферопольским. На этом новом поприще для своей деятельности он много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь , в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли «свободу от совести». В ноябре 1910 года епископ Алексий был перемещен на кафедру Псковскую, епископом Псковским и Порховским. Ввиду того, что деятельность епископа Алексия, как епископа Псковского, не отражена нигде в той периодической литературе, которой мы пользовались при составлении настоящего каталога, то мы почерпнули сведения по интересующему нас вопросу в книге Сергия Труфанова (бывш·иеромонаха Илиодора) под названием «святой черт» или «Записки о Распутине». Свободное печатание таких книг стало возможным только тогда, когда жестокая цензура значительно ослаблая под влиянием нараставшей революционной волны и вековые устои самодержавия поколебались. В этой книге Сергей Труфанов дает резкий обличающий материал на многих преосвященных и в числе их, на епископа Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1905 года, еще будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Алексий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской Духовной Академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, Преосв. Алексий был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского Губернского Комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведывал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ. В марте 1905 г. епископ Алексий назначается на самостоятельную Таврическую кафедру епископом Таврическим и Симферопольским. На этом новом поприще для своей деятельности он много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь , в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли «свободу от совести». В ноябре 1910 г. епископ Алексий был перемещен на кафедру Псковскую, епископом Псковским и Порховским. Ввиду того, что деятельность епископа Алексия, как епископа Псковского, не отражена нигде в той периодической литературе, которой мы пользовались при составлении настоящего каталога, то мы почерпнули сведения по интересующему нас вопросу в книге Сергия Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием «святой черт» или «Записки о Распутине». Свободное печатание таких книг стало возможным только тогда, когда жестокая цензура значительно ослабла под влиянием нараставшей революционной волны и вековые устои самодержавия поколебались. В этой книге Сергей Труфанов дает резкий обличающий материал на многих преосвященных и в числе их, на епископа Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Москва. Высокопетровский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского , Алексия, митрополита Московского , Митрофана Воронежского Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1690 и 1692. В 1702-1704 завершён пятиглавием. Архитектор:Б.П. Дедушенко, С. Б. Гусарин, О.И. Молчанов, А.И. Чашкин (все- реставроация) Адрес: 127051, Россия, г. Москва, ул. Петровка, д. 28, стр. 9 Координаты: 55.766831, 37.61573 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание На территории Высокопетровского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Трапезный монастырский храм сооружен в 1690–1694 гг. в память о спасении юного Петра I от заговора царевны Софьи и стрельцов в Троице-Сергиевом монастыре в 1689 г. Величественное трехэтажное здание храма с обширной трапезной, с декорированными белым камнем наличниками, колонками и карнизами напоминает трапезную Сергиевской церкви лавры. Храм, построенный в 1690–1692 гг., первоначально был одноглавым и приобрел пятиглавие в 1704–1706 гг. В 1836 г. в трапезной устроили приделы святителей Алексия, митрополита Московского, и Митрофана, епископа Воронежского. Главный четырехъярусный иконостас был резного вызолоченного дерева со старинными иконами. Закрыли храм в июле 1924 г. В 1992 г. трапезную передали общине верующих, и здесь возобновились богослужения. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Под кровом преподобного Сергия в Троице-Сергиевом монастыре будущий император России Петр оказался в безопасности. На всю жизнь он запомнил свое чудесное избавление от смерти, а в благодарность преподобному за спасение Петр в первые же годы (1690-е) своего правления начинает строительство по всей Москве православных храмов. Главным стало возведение Сергиевского храма на территории Высоко-Петровского монастыря. Прототипом ему послужила трапезная церковь преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре. Строительство закончилось к 1694 году, а иконостас и другие внутренние работы по убранству храма завершились к 1697 году. В это же время был построен большой корпус братских келий, которые соединялись с Сергиевской церковью массивным арочным переходом. Все работы проводились на средства из Приказа Большой Казны, к работе привлекались лучшие мастера. Первоначально Сергиевская церковь была одноглавой, как и ее старшая “сестра” – трапезная церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Однако позднее (в 1702-1705 гг. ) были полностью переделаны свод и главок стало шесть.

http://sobory.ru/article/?object=02167

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010