День " ленинградской Победы " отметили в епархии января 2024 В храме святого Иова Многострадального 28 января состоялась лекция о религиозной жизни блокадного Ленинграда. Аспирант кафедры церковной истории СПбДА Алексей Харчевников напомнил, что многие церковные иерархи и священнослужители, находясь далеко от Ленинграда, молились о спасении блокадного города на Неве. Среди них был митрополит Зиновий (Мажуга), который удостоился видеть во сне молящуюся равноапостольную Нину, которой, по его словам, " Божия Матерь дала послушание … быть споручницей этому осажденному городу " . Настоятель протоиерей Леонид Степанов , знавший владыку Зиновия и беседовавший с ним, поделился историями, которые ему рассказывали прихожане-блокадники храма, отметил, что важно молиться о почивших в дни блокады и последующие годы. Был показан отрывок из фильма " Блокадные храмы Петербурга " . Алексей Харчевников привел истории о чудесной помощи Божией и святых в то тяжелейшее время. Был сделан акцент на самоотверженной деятельности митрополита Алексия (Симанского) и духовенства города-героя. Внимание было уделено храму святого Иова, который не закрывался в годы блокады, отправлял материальную помощь бойцам. Богослужения совершались ежедневно. Была пропета " Вечная память " всем во дни блокады пострадавшим. +++ В воскресной школе при храме великомученика Димитрия Солунского   иерей Димитрий Карандей 28 января выступил с лекцией о блокадной истории Коломяжской церкви. С помощью мультимедийной презентации он рассказал о пастырском подвиге блокадного коломяжского батюшки протоиерея Иоанна Горемыкина, а также о служении ленинградского духовенства в годы блокады. Была затронута тема вклада духовенства и мирян Ленинграда в общую Победу. Повествование вызвало живой отклик у слушателей, которые узнали много нового об истории Коломяг и Димитриевской церкви. +++ В 80-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 27 января, клир и прихожане храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище после Божественной литургии пришли к поклонному кресту, установленному на братских захоронениях умерших в годы блокады. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

«Для любящего отца мы всегда будем детьми, несмотря на возраст» Протоиерей Петр Винник Источник: Омилия      Далеко не каждому везёт в жизни быть лично знакомым с по-настоящему благочестивым, праведным человеком, но если такая встреча происходит, она оставляет свой отпечаток на всей жизни человека. Протоиерею Петру Виннику повезло знать двоих таких подвижников, это архимандрит Павел (Груздев) и схиархимандрит Иона (Игнатенко). Сегодня мы вспоминаем первого из них — исповедника веры Христовой о. Павла. По стечению обстоятельств, ещё будучи мальчиком восьми лет, Павел Груздев получил благословение носить подрясник от самого Патриарха Московского Тихона. Так и потекла его жизнь тоненьким ручейком — к Богу, постепенно превращаясь в большую и полноводную реку. В 1930 году он поселяется в Хутынском монастыре, под Новгородом, где по благословению епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха, его облачили в рясофор. В 1941-м Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и ещё 11 людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева). На допросах его избивали, выбили почти все зубы, ломали кости, слепили глаза, но он остался в живых, и был приговорён к шести годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Другие заключённые, проходившие по этому делу, были расстреляны. Отец Павел через всю жизнь пронёс слова одного из страстотерпцев иеромонаха Николая «Запомни, Павлуша: Бог был, есть и будет. Храни веру православную!».      В лагере Павлу жилось крайне тяжело: непосильная работа, холод, голод, издевательства и со стороны руководства колонии, и от уголовников. Он рассказывал, как в декабре, в сильные морозы, уголовники отобрали у него валенки, привязали босого к дереву и оставили, обрекая на верную гибель. Снег под ногами Павла протаял до земли, однако ему удалось выжить. О другом случае он рассказывал: «В самый канун Рождества обращаюсь к начальнику и говорю: „Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, за то я в другой день три нормы дам. Ведь я человек верующий, христианин“. „Ладно, — отвечает, — благословлю“. Позвал ещё одного охранника, такого, как сам, а может, и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю сколько и за бараком на земле лежал. Пришёл в себя, как-то, как-то ползком добрался до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следующий день в барак: „Не подох ещё?“ С трудом рот-то открыл: „Нет, — говорю, — ещё живой, гражданин начальник“. „Погоди,— отвечает. — Подохнешь“. Было это как раз в день Рождества Христова».

http://pravoslavie.ru/96414.html

Зоберн В. Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию «Бог и победа» — последняя по времени новая книга Владимира Зоберна. Можно было сказать, что это рассказы о священниках времён войны, но она гораздо шире и значительней: она вообще о войне как о времени Божьего наказания и человеческого искупления. Мы, казалось бы, много читали о православных христианах на войне, но Зоберн каким-то одним, ему ведомым чутьём открывает редчайшие документы, свидетельства очевидцев и всё новые факты Божьего заступничества за землю Русскую. Война становится для нас священной, когда мы сражаемся со злом, будь то Мамаево нашествие, польско-литовская интервенция, Бонапартово посягательство на Россию, Крымская война, будь то фашизм ушедшего века. Открываются новые страницы в постижении войны как общемирового явления защиты святынь от нападений диавола. Автор вспоминает мало кому известную статью митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха, «Христианство и война с гитлеризмом». Да, Церковь проповедует любовь и прощение, но примеры из Священной истории показывают: «Бог благословляет справедливую войну во имя победы добра над злом». Библейский Авраам, «образец кротости и благочестия, воевал за своих единоплеменников и союзников», Давид победил Голиафа, рассказав об этом в своей Псалтири: «Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его, и отъях поношение от сынов израилевых» (Пс., 151:7). А войны равноапостольного царя Константина с врагами веры православной? И наши великие святые воины Александр Невский, Димитрий Донской, Феодор Ушаков. Будем ждать также прославления в лике святых великого Александра Суворова. В книге много иллюстраций — и ни одной, о которой можно было бы сказать, что она лишняя. Многие из фотографий я видел впервые. И не забыть мне фотографию, сделанную 22 июня: три потрясённые рыдающие женщины, чувствующие своими сердцами, что война отберёт у них и мужа, и сына, и отца. А фотография юной красавицы-лётчицы, сбившей немецкого аса, нигде до того не знавшего поражений. «Майн Готт, — закричал немец, увидев её, — с такими амазонками вы непобедимы».

http://pravoslavie.ru/78597.html

Мониторинг СМИ В комплекте с Украиной. Зачем Константинополь упразднил русскую архиепископию в Париже 27.12.2018 18:10 Вряд ли решение о созыве собора в Киеве и об упразднении экзархата в Париже было принято одним пакетом случайно. Похоже, что для большей убедительности было решено расформировать и русский экзархат в Западной Европе. Чтобы у новой украинской церкви не было оснований надеяться создать собственные структуры на Западе, разве что на уровне приходов Конфликт Москвы и Константинополя вокруг Украины неожиданно для всех коснулся русской архиепископии в Западной Европе, которая с начала 1930-х годов была в составе Константинопольского патриархата. В один и тот же день, 27 ноября этого года, Синод Константинопольской патриархии объявил о созыве объединительного собора в Киеве и об упразднении своей русской архиепископии в Париже. Вряд ли эти события совпали случайно. Тем не менее на эвтаназию парижская епархия не согласилась: не во французских это традициях. Но с кем она окажется дальше? Разделы в зарубежье В Париже русский храм появился еще в середине XIX века. Он был освящен в 1861 году в присутствии царя Александра II и, соответственно, назван в честь Александра Невского. Его строительство было знаком примирения России и Франции после крымской войны. Храм был воздвигнут недалеко от Триумфальной арки и Елисейских Полей на улице Дарю. Пьер Дарю был французским историком и сподвижником Наполеона и, что примечательно, одним из противников кампании 1812 года. Церковь изначально была посольской и оставалась таковой вплоть до революции. В 1922 году она стала главным собором русской западноевропейской епархии, объединившей православных русских эмигрантов, нашедших прибежище во Франции и других странах Западной Европы. После смерти патриарха Тихона в 1925 году русская церковь утратила административное единство и разделилась, как считают историки, на несколько вполне равнозначных групп вокруг различных епископов. В Советском Союзе эти разделения завершились с избранием патриарха Алексия (Симанского) в 1945 году и с прекращением кровавых гонений. А в русском зарубежье разделение сохраняется и сегодня, хотя и не такое острое, как в прежние десятилетия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Поместный Собор 1945 года — уникальные ФОТО Уникальная фотохроника Собора, на котором Церковь снова стала Русской и обрела своего предстоятеля 4 февраля, 2015 Уникальная фотохроника Собора, на котором Церковь снова стала Русской и обрела своего предстоятеля 4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом стал Алексий I (Симанский). Мы публикуем уникальные архивные фотографии событий тех дней. Выдержки из писем митрополита/патриарха Алексия (Симанского) семье Даниила Андреевича Из письма от 26 ноября 1944 года: «… У нас эти дни был съезд всех моих собратий, в количестве сорока человек. Это дало, конечно, мне много забот и работы. Постановление — Собор назначить на 30 Января нового стиля для выбора преемника Дедушки, хотя и на этом собрании единогласно высказались за Ленинградского. Но Собор в Январе будет полный, и даже приглашаются Восточные Патриархии. Сложно, но зато полно и закономерно. Вы знаете, что Ленинградский не честолюбив и что он предпочитает тихое житие внешней суетности. С годами это чувство усиливается. Но вот, на старости лет приходится покориться воле Божией. И так как делаешь не свою волю, то можно надеяться и на Вышнюю помощь, которую я и ощущаю повседневно и во всех делах…» Из письма от 25 декабря 1944 года: «… Собор будет 31 Января нового стиля и продолжится, вероятно, до 4 февраля. 4-го предполагается интронизация Патриарха. Хлопот и забот очень много. Предполагается приезд двух Патриархов Восточных; затем Митрополита Сергия из Японии, Евлогия из Парижа и Вениамина из Америки. Наших архиереев — больше сорока, диаконов и мирян около 250. Представьте, как много хлопот со всеми этими делами! На меня по-видимому выпадает тяжелый крест — преемство Дедушке. Я уже свыкся с этой мыслью: меня, конечно, утешает единодушное решение Епископата, выразившееся на бывшем в Ноябре предсоборном Совещании. Но от этого не легче возлагаемое бремя!..»

http://pravmir.ru/prinimayu-eto-poslusha...

Русская Православная Церковь ХХ век 24 июня 1922 год – Епископ Алексий (Симанский) отказался от управления Петроградской епархией. В Петроград по поручению Высшего церковного управления (ВЦУ) приехал протоиерей Владимир Красницкий и потребовал от епископа Алексия (Симанского), управлявшего Петроградской епархией, безоговорочного признания обновленческого ВЦУ. Владыка Алексий ответил твердо: «нет». В тот же день он подал заявление в ВЦУ об отказе от управления Петроградской епархией и убыл в отпуск. 1923 год – «Митрополит» Антонин (Грановский) в результате резкого конфликта с членами обновленческого Высшего церковного совета (ВЦС), прежде всего с Владимиром Красницким, освобожден от всех занимаемых должностей и уволен на покой. Писатель Иван Шмелев 1950 год – В православной обители  Покрова Пресвятой Богородицы под Парижем умер русский писатель И. С. Шмелев. Иван Сергеевич Шмелев родился в Москве в 1873 г . В 1922 г . вынужден был покинуть Родину, жил сначала в Берлине, а потом в Париже.  Историк Русской Церкви А. В. Карташев писал о Шмелеве: «Как бы там ни судили академики от литературы о писательском наследстве Шмелева, это их право и компетенция, но есть и не избудет около Шмелева другой, массовый, читательский суд. И вот тут­то произошло нечто довольно редкое, я бы сказал, исключительное. В нашей новейшей литературе еще небывалое. Шмелев, и сам того не подозревая, попал в некую, не литературно­формальную, духовно­биологическую точку. Он спустился в недра русского простонародного церковного благочестия и там попал во власть суда, ни от каких академий не зависящего, суда собора Церкви народной. Суд этот не боится переоценки ценностей. Критерий его устойчив, тысячелетен, неизменен. Там Шмелева признали своим и почти уже канонизировали. Так массовая читательская оценка слилась с оценкой церковной. А это факт тяжеловесный. От него не отмахнешься ни замалчиванием, ни непризнанием. Соборно­церковная оценка лишь в последнюю очередь эстетическая, художественная. А в первую голову – учительная, назидательная, горевозносящая. Она признала Шмелева учителем. Так претендент на “светского учителя жизни” превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики “Лета Господня”, как прежде лежали “Жития святых” святителя Димитрия Ростовского. Это уже не литература… Это – “душа просит”. Это утоление голода духовного». 

http://pravoslavie.ru/5492.html

Русская Православная Церковь ХХ век 5 июня 1922 год – Александр Введенский выступил на епархиальном собрании петроградского духовенства. Он заявил, что расстрел пяти священников по приговору по делу московского духовенства — ответ на его, Введенского, отлучение и что, если собрание не сделает правильных выводов, это будет последнее собрание петроградского духовенства. Духовенство и миряне поддержали первого викарного епископа Алексия (Симанского), вступившего в управление епархией. 1923 год – Состоялось заседание Антирелигиозного комитета (АРК). АРК постановила: «Не возражать против написания Тихоном ряда статей относительно его отношения к Соввласти в настоящее время и об “условиях, в которых он содержится под стражей”. Всю корреспонденцию поручить просмотреть тов. Попову». В. Н. Меркулов 1943 год – И. В. Сталин принял в Кремле наркома госбезопасности В. Н. Меркулова. Согласно ранее полученным указаниям Меркулов представил проект совершенно секретного документа, именуемого “Мероприятия по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР”. Сталин внимательно прочитал все 14 пунктов, сделал кое-какие поправки и тут же подписал постановление Государственного Комитета Обороны за “СС” (совершенно секретно) об утверждении мероприятий. Этот документ означал новую веху в истории политической разведки СССР. В нем расписывались конкретные задачи и цели по сбору сведений надлежащего характера. Впервые в категорию серьезных задач советской внешней разведки помимо политической разведки попал сбор сведений о религиозных организациях. И, конечно, далеко не случайно. Это стало необходимо Советскому государству и лично Сталину. В преддверии грядущих преобразований в Европе он трезво взвешивал шансы СССР в условиях мирного противостояния общественных систем. С одной стороны, симпатии народов Европы, государственных и политических лидеров к СССР как государству, спасшему европейскую цивилизацию от германского фашизма, с другой — настороженность, недоверие к СССР как большевистскому государству, печально известному своими репрессиями, своими преследованиями религии.

http://pravoslavie.ru/5473.html

Церковь и Великая Отечественная Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 9 мая, 2016 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны «Отечество защищается оружием и общим народным подвигом…» Из обращения митрополита Сергия (Страгородского) «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» 22 июня 1941 г. Двадцать второго июня 1941 г., в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Великая Отечественная война явилась новым этапом в жизни Русской православной церкви, патриотическое служение духовенства и верующих стало выражением естественного чувства любви к Родине. Глава Церкви, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), обратился к пастве в первый же день войны, на 12 дней раньше, чем советский лидер Иосиф Сталин (Джугашвили). «Не в первый раз приходится русскому народу выдерживать испытания, – писал владыка Сергий. – С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». На следующий день войны, 23 июня, по предложению митрополита Алексия (Симанского) приходы Ленинграда начали сбор пожертвований в Фонд обороны и советский Красный Крест. Двадцать шестого июня 1941 г. в Богоявленском кафедральном соборе состоялся молебен о даровании Победы. После молебна митрополит Сергий обратился к верующим с проповедью, в которой были и такие слова: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы: равнодушие ко благу Отечества, двурушничество, служение личной наживе и пр. У нас уже имеются некоторые признаки такого оздоровления. Разве не радостно, например, видеть, что с первыми ударами грозы мы вот в таком множестве собрались в наш храм и начало нашего всенародного подвига в защиту родной земли освящаем церковным богослужением».

http://pravmir.ru/otechestvo-zashhishhae...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА Православный церковный календарь. М., 1944 Православный церковный календарь. М., 1944 органы, в разное время ответственные за издательскую деятельность Русской Церкви. Создание в РПЦ соответствующих структур управления было связано с возрождением во время Великой Отечественной войны, после периода фактического запрета на выпуск печатной продукции, церковного издательства. В 1942 и 1943 гг. Московской Патриархией были опубликованы книги «Правда о религии в России» и «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов». 4 сент. 1943 г. И. В. Сталин принял Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), Ленинградского митр. Алексия (Симанского; впосл. Патриарх Алексий I ) и Киевского митр. Николая (Ярушевича) . В числе др. проблем нормализации государственно-церковных отношений обсуждался и был положительно решен вопрос об издании офиц. печатного органа РПЦ - «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП). Осенью 1943 г. было решено издавать также ежегодный Православный церковный календарь (1-й вышел из печати в 1944). Активная издательская деятельность Московской Патриархии в годы Великой Отечественной войны получила каноническую санкцию Поместного Собора 31 янв.- 2 февр. 1945 г. , принявшего решение об организации при Свящ. Синоде Издательского отдела (далее: И. о.), в обязанности к-рого входили подготовка и публикация изданий, необходимых для полноценной церковной жизни. Первым председателем И. о. был Патриарх Алексий I, к-рый после кончины Патриарха Сергия и до кон. 1946 г. был также и ответственным редактором ЖМП. При участии Патриарха Алексия в 1947 г. вышла кн. «Патриарх Сергий и его духовное наследие». С 1947 по 1960 г. председателем И. о. был Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич), являвшийся одновременно председателем Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). В начальный период издательской деятельности посты ответственных секретарей ЖМП занимали прот. А. П. Смирнов , Л. Н. Парийский , А. И. Георгиевский (см. Георгиевские ), А. В. Ведерников , а также прот. Н. П. Иванов , Е. А. Карманов. И. о. вместе с редакционной коллегией ЖМП размещался тогда в закрытом Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре - в Лопухинском корпусе и технических помещениях при трапезной Успенского храма.

http://pravenc.ru/text/293874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСТРОВСКИЙ СИМАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Островский мон-рь. Фотография. 20-е гг. XXI в. Фото: А. Пятнов Островский мон-рь. Фотография. 20-е гг. XXI в. Фото: А. Пятнов (Спасо-Казанский) (Псковской епархии Псковской митрополии), находится в г. Острове Псковской обл. на месте сельца Екатерининского Островского у. Псковской губ. Основан в 1897 г., первоначально как жен. община. К 30-м гг. XIX в. сельцо Екатерининское, состоявшее в приходе ц. Покрова Пресв. Богородицы (1793) г. Острова, принадлежало действительному статскому советнику Владимиру Александровичу Симанскому (1786-1860), прадеду Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) . До сооружения постоянного моста через р. Великую в 1853 г. в случаях весеннего разлива реки Симанские, владевшие паромной переправой, не всегда имели возможность бывать в Покровском храме, особенно во время пасхальных богослужений. В 1838 г. В. Симанский обратился в Псковскую духовную консисторию с прошением о возведении в Екатерининском каменной церкви на месте кладбищенской часовни мучеников Флора и Лавра. Указом Синода от 31 окт. того же года дозволялось сооружение храма со статусом кладбищенского, приписного к Покровской ц. В строительстве принимали участие крепостные люди Симанских ( Панов. 1913. С. 239; Владимирова. 2004. С. 149-150). 22 окт. 1845 г. кирпичная ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (1842-1845), построенная в стиле классицизма, была освящена. Основной объем представлял собой восьмерик с узкими диагональными гранями, перекрытый чашевидным куполом с главкой. Над трапезной храма возвышалась квадратная в плане колокольня, увенчанная шпилем. По воспоминаниям патриарха Алексия I, в нач. XX в. родовое имение «представляло собою целый ряд небольших, но весьма уютных особняков, а в середине парка возвышалась церковь Спаса с колоннадами на четырех ее сторонах» ( Казем-Бек. 1998. С. 24).

http://pravenc.ru/text/2581663.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010