Отец Иоанн (Крестьянкин): фотолетопись служения Богу и людям 5 февраля 2006 года, в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, ко Господу отошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , приснопоминаемый старец и исповедник православной веры. Неисчислимое множество людей искали встречи с Батюшкой, чтобы узнать через него волю Божию, получить совет и благодатное утешение. Но и сейчас, спустя 17 лет после его отшествия ко Господу, множество людей всё так же руководствуются и возрастают в своей духовной жизни советами, проповедями и письмами старца, словно написаны они не 40, 30 или 20 лет назад, а в наше неспокойное и полное соблазнов и нестроений время. Исследованию эпистолярного и гомилетического наследия отца Иоанна можно посвятить – и многие посвящают этому – всю жизнь, находя новые и новые драгоценные изречения и мысли, но иногда достаточно просто взглянуть в его светлое, по-детски чистое лицо, чтобы повторить вслед за ним: «Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой». Родной дом, юность, рукоположение в священный сан, первые приходы, ссылка в лагерь (1910–1967) vk fb tw ok @ g+ lj Ваня Крестьянкин vk fb tw ok @ g+ lj Выписка из метрической книги о родившихся в 1910 г. vk fb tw ok @ g+ lj Михаил Дмитриевич Крестьянкин (1860-1912), отец Ивана, со своей первой супругой Евдокией Васильевной, 1889 vk fb tw ok @ g+ lj Елизавета Илларионовна Крестьянкина (1872-1936), мама Ивана vk fb tw ok @ g+ lj Орел, родная Воскресенская улица, 1903 vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Юношеские годы vk fb tw ok @ g+ lj С другом Владимиром Родиным. 1930-е гг. vk fb tw ok @ g+ lj Иван Крестьянкин. Курорт Хоста, 1940 vk fb tw ok @ g+ lj Ставленническая грамота Патриарха Алексия I (Симанского) о рукоположении диакона Иоанна Крестьянкина в иереи vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Фотография, сделанная вскоре после рукоположение во иерея, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946 vk fb tw ok @ g+ lj Иерей Иоанн Крестьянкин. Москва, 1946

http://pravoslavie.ru/150818.html

Песнопения Литургии исполнял хор собора под управлением регента Ю. Хохряковой. Гостем праздника стал генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске М.Ю. Королев. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов, возглашалось особое прошение об избавлении Казахстана от морового поветрия и читалась молитва об избавлении Казахстана от губительной эпидемии. На заупокойной ектении прозвучали молитвы о приснопамятных казахстанских иерархах, о почивших священнослужителях и монашествующих, подвизавшихся в Восточном Казахстане; были помянуты все «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся, и все православные христиане, в земле Казахстанской в вере и благочестии пожившие», а также почивший настоятель Воскресенского собора протоиерей Феодор Проскурин и мама епископа Амфилохия — новопреставленная раба Божия Валентина. Заупокойные молитвы возносились о приснопамятном рабе Божием Феодоре Достоевском, родителях его Михаиле и Марии, супруге Анне. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Иоанн Толмачев. В завершение Литургии духовенство совершило славление Светлому Христову Воскресению и Мирликийскому архипастырю. Владыка митрополит произнес возглас «Христос воскресе!» на разных языках — древних и современных. Было провозглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, главе, архипастырям, духовенству и пастве Казахстанского митрополичьего округа , лидеру нации, президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана. Митрополит Александр поздравил архипастырей, духовенство и прихожан с пасхальными торжествами и с принесением на землю Рудного Алтая ковчега с мощами святителя Николая Чудотворца и произнес проповедь. Владыка митрополит поблагодарил епископа Амфилохия за радость общей молитвы в старинном соборе Семипалатинска. В дар кафедральному храму глава Митрополичьего округа передал икону Крещения Господня и портрет приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), который, будучи епископом Ямбургским, посещал город Семипалатинск, пребывая в Каркаралинской ссылке с 1922 по 1926 гг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5812838...

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.3 из  5) Отец Серафим обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные на страницах этой книги. Некоторые из пророчеств великого старца уже исполнились. Предсказание старцем в 1927 году патриаршего служения архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия; предвидение отцом Серафимом кончины протоиерея Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами. Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 году стихотворения «Пройдет гроза над Русскою землею…» В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем возрождении — о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры , старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург. Говорил отец Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения… «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил батюшка, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру».

http://azbyka.ru/apokalipsis/prepodobnyj...

Скачать epub pdf ГЛАВА VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) В день блаженной кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещательное распоряжение, составленное 12 октября 1941 г., в котором он назначал Местоблюстителем патриаршего престола митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). В этот же день, 15 мая 1944 г., Священный Синод на основании того, что Поместный Собор 1917– 1918 гг. возложил на Святейшего Патриарха обязанность в чрезвычайных обстоятельствах назначать себе преемника для временного исполнения обязанностей патриаршего Местоблюстителя, принял к исполнению завещание почившего Патриарха. 28 мая митрополит Алексий обратился к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви с первым первосвятительским посланием, извещая о том, что принял на себя исполнение обязанностей предстоятеля Церкви, и обещал следовать по пути, начертанному Патриархом Сергием, призывая к тому и свою паству. Местоблюститель патриаршего престола воздал долг любви и благодарности своему почившему предшественнику за мудрое первосвятительское служение. На долю Патриарха Сергия «выпало много труда и скорбей в борьбе с церковными нестроениями, с церковным разделением, с ожесточенными нападками на него лично. Однако всегда, неизменно с кротостью, но твердо защищая церковную истину, отражал он удары на Церковь , не «своих си ища», а взыскуя одной правды. К нему можно применить выражение одного церковного песнопения в честь святителя Николая: «Свидетельствоваше светлость лица его душевное незлобие; извествоваше кротость слово молчаливое. И была вся «жизнь его и успение со святыми " " 443 . Война еще продолжалась, и предстоятель Русской Православной Церкви призвал верующий народ усилить молитвы о победе русского оружия. Свой призыв он повторил в послании в канун третьей годовщины начала войны. Церковь будет «молиться, да падет пред силой нашего воинства «тысяща и тьма» сопротивных и да сокрушится неправда, дерзнувшая посягнуть на свободу и честь нашей Родины. Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих нашу Русскую землю, осеняет в их победном шествии на запад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма эта молитва и это благословение Церкви» 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf (фрагмент) К 55-летию со дня избрания на Патриарший престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского; 1877-†1970) «Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец.» Облачное светлое утро 31 (18) января – день памяти великих святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. В воздухе чисто, свежо, светло, изредка перепархивает легкий снежок. Так же чисто и как-то легко около Воскресенского храма в Сокольниках, где на почтительном расстоянии от его высоких ступеней толпится в молчании народ... Светлое напряженное ожидание. У подъезда к храму и вокруг него в большом порядке и тишине охраняется широкая дорога, по которой, начиная с 12 часов дня, подъезжают машины. В спокойствии, чинно и благообразно прибывшие поднимаются по высоким ступеням к дверям паперти, где их встречает целый хор в светлых парчовых облачениях, и исчезают в глубине. Входные двери на паперть на минуту открываются и закрываются вновь, скрывая за собой прибывших... Народ жадно протягивает головы, перешептывается; хочется знать, кто прибыл. Вначале прибывает представитель Сербской Церкви, затем Экзарх Америки, потом Патриарший Местоблюститель. Легкий шорох проходит по народу: все узнали Первосвятителя в привычном белом клобуке. Опять ожидание. Подъезжают и исчезают в дверях храма посланники от Церкви Вселенской и Святого Иерусалима. Наконец, последними прибывают самые маститые гости: Блаженнейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский. Радостно звучит входное: От восток солнца до запад. Встреча окончена. Храм в этот облачный день светел больше, чем при ярком солнце. Огонь прожекторов проникает туда, куда не проникает даже луч солнца; высокие своды храма озарены снопами света. Потоки прозрачного голубовато-фиолетового огня озаряют широкими радостными потоками иконы, ризы, молящийся народ. Яркими точками светятся огоньки в темно-коричневом иконостасе, который так величественно возвышен над всем остальным храмом и собравшимися в нем. Легкий гул голосов, гул ожидания, игра прожекторов, а среди их света тихое скромное мерцание лампад у икон: красные, розовые, синенькие фонарики.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук В храме Воскресения словущего В одном храме с Владыкой 18 декабря 1942 года во время всенощной накануне праздника Святителя Николая в храме в честь Воскресения словущего на Успенском Вражке, где мы, дети, стояли на амвоне, меня и еще двух мальчиков по благословению настоятеля храма отца Николая Баженова ввели в алтарь и облачили в стихари. В то смутное и тяжелое время в алтаре было достаточно много алтарников и среди них Алексей Сергеевич Буевский – звали мы его дядя Леша – который был для нас примером во всех послушаниях, возложенных на алтарников. Впервые в этом храме во время служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) в праздник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» я познакомился с одним из его иподиаконов Костей Нечаевым. Впоследствии, будучи иеромонахом, он часто посещал наш храм и читал акафист Божией Матери. По прошествии многих лет, в начале 1970-х годов, при настоятеле храма протоиерее Владимире Елоховском, будучи уже в сане архиепископа, Владыка Питирим стал служить в нашем храме, придавая всей службе высокое, духовное, молитвенное торжество. У Владыки всегда было много молодых иподиаконов, многие из которых стали священнослужителями, а некоторые даже архиереями. В отсутствие по разным причинам некоторых из них меня, раба Божиего, всегда звали участвовать в выходах с дикирием, омофором, жезлом и так далее. К этому времени у меня было благословение на ношение ораря архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина), бывшего ранее настоятелем храма во имя святых Космы и Дамиана, который служил у нас в 1944 году. Во время службы Владыки Питирима, видя, что у него много помощников, я порой не надевал орарь. Однажды после малого входа ко мне подошел иподиакон и сказал, чтобы я подошел к горнему месту, где находился Владыка. С поклоном я подошел к нему, а он вручил мне орарь и благословил со словами, чтобы он меня без него не видел. После этого я всегда исполнял повеление Владыки. Мне порою часто приходилось получать от него «сердитые» замечания, в том числе по случаю разговоров его же иподиаконов во время службы. Он считал меня ответственным за порядок в алтаре. Видя, что у меня после этого случалось грустное настроение, он с улыбкой говорил: «Не грусти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава восемнадцатая. Переезд в Болгарию. Начало раскола в Русской Зарубежной Церкви В период своего пребывания в Югославии Архиепископ Феофан был в тяжелом положении. Однако он безропотно и долготерпеливо переносил все, уповая только на милость Божию. И надежда эта его не посрамила. То, что он советовал другим, он исполнял на деле сам, следуя наставлениям Святых Отцев. И вот милость Божия явилась неожиданно. В 1925 году Архиепископ Феофан получил предложение от Святого Синода Болгарской Православной Церкви переехать на жительство в Софию. Дело в том, что и сам председатель Митрополит Климент, и некоторые из членов Болгарского Синода были его учениками, студентами Петербургской Духовной Академии. Владыке были предоставлены две комнаты с отдельным коридором в самой Синодальной Палате, в юго-западной части здания, на втором этаже. Синодальная Палата находилась на площади св. кн. Александра Невского. К тому же и правящий русскими церквами в Болгарии Архиерей, Епископ Лубенский Серафим (Соболев) , всячески содействовал переезду Архиепископа Феофана в Болгарию. Епископ Серафим был рукоположен Архиепископом Феофаном в качестве викария Полтавской епархии. Владыка Архиепископ прибыл в столицу Болгарии в 1925 году. И первое время между Архиепископом и его викарием было полное единомыслие и даже духовная дружба. Они вместе отправлялись в Сремские Карловцы на соборы Русской Православной Церкви и вместе проводили лето на берегу Черного моря. Но, к глубокому сожалению, викарный Епископ попал под влияние людей, которые уводили его в сторону от бескомпромиссной линии Архиепископа Феофана. В начале этот отход не очень был заметен. Однако отношения между ними со стороны Епископа оборвались уже в 1930 году. А в середине апреля 1931 года Архиепископ Феофан переехал во Францию. И, конечно, одним из мотивов отъезда была неприязнь со стороны бывшего викария, Епископа Серафима. Под влиянием каких-то «дальновидных советников» он перестал произносить проповеди, как прежде, в середине двадцатых годов, затрагивавшие острые темы страдающей под игом безбожия Родины, увы, с дальним прицелом быть принятым советской властью. Так стойкость и бескомпромиссность исповеднической Церкви сменилась малодушием и приспособленчеством к той линии поведения, которую вела Московская Патриархия. Этим и подготавливался последующий переход под главенство и водительство Московского патриарха Алексия (Симанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

ТАЙНЫ РЕЛИГИИ Поиск смысла жизни, как мы с вами видели, напрямую связан с проблемой смерти. А в каком случае можно преодолеть эту проблему? Только если физической смерти неподвластна душа человека. Есть ли такая сфера человеческой жизни, которая предлагает разрешение этой проблемы? Где, в какой области существования и познания говорится о загробной жизни, о том, что душа человека бессмертна? – В религии. Только религия ориентирована на существенное преодоление смерти, и только она одна направлена на познание мира духовного, лежащего вне границ материальной реальности. Наверное, у каждого человека есть свое определенное представление, что такое религия. Но не будем спешить сразу расставлять все точки над «i». И прежде всего попытаемся ответить на такой, как кажется, простой вопрос: может ли человек быть безрелигиозным? Может ли человек быть безрелигиозным? Вам уже известно, что XIX и XX века стали во многих странах эпохой атеизма. К понятию религии относили все устаревшее, суеверное и примитивное. Но вы, наверное, удивитесь тому, что атеизм сам является своего рода религией, вернее анти- и лжерелигией. Однажды Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; 1877–1970) спросили, сколько в Советском Союзе верующих. Он ответил: «У нас все верующие, только одни верят, что Бог есть, а другие, что Его нет». Вера присутствует как в религии, так и в атеизме. Но если религия – это всегда вера в Бога, в духовный мир и в вечную жизнь, то атеизм – вера в отсутствие Бога, в земные ценности и в конечную смерть всего. Пока не будем судить, что лучше. Только заметим, что носители идей социализма, по сути, предлагали свою религию – безбожную. Давайте обратим на это внимание. Так, религия немыслима без духовных вождей и святых – тех, чьи жизнь и учение были бы примером для других. И в советские годы людей с детских лет учили верить в святость вождей – известной «троицы» Маркса, Энгельса, Ленина. Их «жития» и «творения» считались эталоном истины и штудировались каждым «воспитанным» человеком. Совсем недавно их треликий портрет располагался везде почти как икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Московский Духовной Академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года Источник   Взирая на тебя, возлюбленный о Господе брат, одушевлённого неизъяснимым восторгом и высокою духовною радостью о Христе Иисусе, для Которого ты ныне распялся миру, и я, послуживший тебе в исполнении твоего давнего желания, разделяю эту святую радость, потому что воистину доброе и блаженное дело ты избрал. Правда, желание твое исполнилось несколько позже, чем ты предполагал. Но я медлил не потому, что сомневался в искренности твоих чувств, а – чтобы дать тебе возможность испытать свою юность, укрепиться в своем настроении, тем более, что и происхождение твое, и образование в светских школах 1 , по-видимому, указывали тебе не на этот тесный путь отречения от мира, а именно – на жизнь в нем, со всеми так называемыми мирскими благами. Моему мысленному взору предносился образ богатого евангельского юноши, который, в порыве духовного восторга и в желании наследовать жизнь вечную, сначала решился, по-видимому, вступить на путь подвига нравственного совершенствования, обусловленного исполнением заповедей Закона, считая по своей юношеской самонадеянности это делом слишком легким. Но когда Господь разъяснил ему трудность этого пути, потребовал самим делом доказать это, вступить на путь самоотречения и смирения, отказаться от мнимого богатства своих сил и от своей самонадеянности, то, как замечает евангелист, отъиде юноша скорбя ( Мф. 19:22 ). Убедившись в твоей твердой решимости всецело предать себя на служение Господу, я почел теперь благовременным исполнить твое желание иноческого жития. И ты только что исповедал пред Богом и церковью решимость отринуть мир с его преходящею похотью ( 1Ин. 2:17 ) и стремиться к сокровищам одной духовной жизни. Приветствую тебя со вступлением на этот самый тесный путь спасительного крестоношения. Спасение – вожделенная цель всякого христианина, и Господь призывает нас к нему различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вопрос распределения компетенции при проведении церковной политики на Востоке с самого начала не получил достаточной ясности. В этой сфере существовала определенная, временами довольно жесткая конкуренция. Приказом Гитлера о полицейской безопасности новых занятых восточных территорий от 17 июля 1941 г. рейхсфюреру СС и шефу германской полиции Г. Гиммлеру было поручено ведение ими в своей области. Таким образом, РСХА и входивший в его состав «церковный» реферат развернули свою деятельность на территории СССР. Если представители этого ведомства и делали при своей явной враждебности очень редкие и малозначительные уступки s пользу Русской Церкви, то только в крайнем случае, под давлением международного, пропагандистского или военного факторов. Самый ранний циркуляр о религиозной политике на Востоке после начала агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера. Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы митр, Сергия. Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие богословских факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни. Массовое стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших замену православия «новой религией» в нацистском духе. Об этом, в частности, говорится в публикуемом секретном приказе от 31 октября 1941 г. Из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха старшим полицай фюрерам о сфере их деятельности на оккупированной территории СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010