Ранее архимандрит, настоятель Мелецкого монастыря. Хиротонисан в Почаевской Лавре. В докладе протоиерея Троицкой церкви г. Горького A. А. Архангельского Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) о посещении Крыма после его освобождения и о церковной жизни в епархии о епископе Серафиме говорится следующее: «Этот епископ приехал откуда-то из Украины, объявил себя епископом Мелитопольским-Таврическим и по распоряжению немецких властей начал управлять всеми крымскими церквами. Хиротонисан он в 1942 г. украинскими автономистами (имена не удалось установить). Епископ Серафим Кушнерук состоял в оппозиции с Сергием, патриархом Московским, он не поминал его за Богослужением и запрещал поминать его всему духовенству Крыма. Получив хиротонию от митрополита Алексия (Громадского), Серафим по приезде в Крым порвал с ним и объявил себя автономным епископом. Однако я установил, что он имел определенные связи с Берлинским митрополитом Серафимом и, как мне кажется, после своей эвакуации отправился со своими единомышленниками в Берлин». Далее говорится о поминовении «имени Адольфа Гитлера», о молениях «за победу немецкого оружия», о хищениях и пр. (см. Свет радости в мире печали. Митрополит Алмаатинский и Казахстанский Иосиф. б/г. б/м. С. 77) Насколько подобная информация достоверна, ныне судить нет возможности. Сведения о епископе Серафиме (Кушнеруке) весьма скудны. Местопребывание его в 1943 г. в Мелитополе, а не в Николаеве или Херсоне, безусловно. Митрополит Иосиф (Чернов) в своих следственных показания упоминает о епископе Серафиме, с которым он виделся в Мелитополе в сентябре 1943 г., но ни о какой его «личной автономии» не свидетельствует, а говорит о его конфликте с гестапо. Митрополит Иосиф также говорит о том, что в Николаеве, куда он вскоре прибыл, действовал архиепископ Антоний (очевидно, Антоний [Марценко]), которым также были недовольны в оккупационной администрации. Вероятно, епископ Серафим все же был в Мелитополе по направлению митрополита Антония (Громадского) и никакой собственной автономии в Крыму не устанавливал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО) 26.12.2017 11:40:01 Николай Бульчук Николай Бульчук: - Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). - Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Валентин Арсентьевич, вы – автор книги «Патриарх Алексий I  - служитель Церкви и Отечества. Что вас побудило к созданию этой работы? Валентин Никитин: - На создание книги меня подвигло личное знакомство и дружба с первым описателем жизни Святейшего Патриарха Алексия I Александром Львовичем Казем-Беком. Он был вождем движения «Молодая Россия» в эмиграции после окончания войны. В 1957 году ему удалось вернуться на Родину, и он стал активно сотрудничать с Русской Православной Церковью и ее Священноначалием. Святейший Алексий I принял личное участие в его судьбе. Скажу, что Патриарх просто оградил его своим Патриаршим омофором, и благодаря этому, Александру Львовичу удалось дистанцироваться от органов, от представителей властей предержащих, которые пытались его «ангажировать», использовать его огромные знания на службу советскому государству. Остаток своей жизни – начиная с 1957 года и до кончины – Александр Львович Казем-Бек полностью посвятил служению Русской Православной Церкви. Он был доверенным лицом Патриарха, имел честь с ним несколько раз беседовать, написал замечательное его жизнеописание, которое оставалось неизданным до 1998 года. В 1998 году оно было опубликовано в «Богословских трудах». С этой работой я был знаком еще в рукописи. Архиепископ (будущий митрополит) Питирим (Нечаев), являясь в 1977 году редактором Издательского отдела Московской Патриархии, призвал меня и поручил составить 5-й том Собрания сочинений Святейшего Патриарха Алексия I и написать к нему редакционную вступительную статью. В общем, я с этой задачей справился: работал усердно, мне дали рукописи Александра Львовича Казем-Бека, первого описателя жизни Святейшего, «для служебного пользования». На основе этой рукописи я и написал свою вступительную статью. Но тогда не были изданы ни 5-й том, ни моя вступительная статья. Все осталось под спудом…

http://radonezh.ru/analytics/140-letiyu-...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии мемориальной доски в честь Патриарха Алексия I (Симанского) 5 декабря 2007 г. 16:53 После открытия мемориальной доски в честь Патриарха Русской Православной Церкви Алексия I , Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий II обратился к присутствующим с приветственным словом. Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне здесь для участия в открытии мемориальной доски в честь выдающегося церковного деятеля России Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Святейший Патриарх Алексий родился в старинной дворянской семье 130 лет назад. С юных лет он воспринял благочестие своих родителей. Как пример я могу привести то, что до конца своих дней он хранил как святыню подаренную митрополитом Филаретом его родителям маленькую икону. Вся его деятельность как ректора и как викарного епископа проходила в старой России, его епископская хиротония была совершена в 1913 году, но свое главное служение ему пришлось совершать в России пореволюционной. На его долю выпало много испытаний, которые постигли Отечество наше: здесь и революция, и репрессии против Святой Церкви, и две мировые войны; во время последней будущий Первоиерарх, тогда митрополит Ленинградский и Новгородский, будучи патриотом своей Родины, провел в Ленинграде с осажденными жителями города все 900 дней блокады. В феврале 1945 года, когда уже шли последние месяцы Великой Отечественной войны, архипастырь был избран Патриархом Всероссийским. Началось время духовного возрождения, в котором Первосвятитель принял самое активное участие: по его благословению открывались поруганные обители, в том числе Троице-Сергиева Лавра, открывались Духовные школы, восстанавливалась церковная жизнь. Но этот благоприятный период был вновь прерван гонениями на Церковь Христову в годы правления Никиты Хрущева.  Я знаю, как переживал и болел душой за то, что закрывались храмы и священнослужители не могли совершать богослужения Святейший Патриарх Алексий.

http://patriarchia.ru/db/text/333698.htm...

«Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!». Часть I. 20.11.2017 12:48:07 Николай Бульчук «Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!»  140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО). Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). Николай Бульчук: Всякий раз, возвращаясь к событиям прошлого, мы пытаемся осмыслить, какое же из них в нашей жизни является по-настоящему духовным, оживотворяет нашу жизнь. Оценивая церковную историю недавнего прошлого, всякий раз приходится сравнивать: что олицетворяет то или иное историческое время, особенно если обращать внимание на определенных личностей, которые тогда жили. И существует мнение, что от той или иной личности может зависеть во многом и самое время, переживаемое, в частности, и Церковью. Мы вспоминаем в этом году 140 лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). И Николай Сергеевич, и Валентин Арсентьевич сегодня будут вспоминать о нем: об этой уникальной личности, которая, по историческим меркам, наверное, далеко отстоит от нас во времени. А, с другой стороны, он совсем рядом с нами. Недавно я побывал в студенческой келии Святейшего Алексия (в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии), где будущий Патриарх занимался, будучи студентом, где он писал свои работы. С портретов и фотографий, развешанных по стенам комнаты, смотрят на вас его глаза. Ты все время чувствуешь на себе его взгляд: внимательный, испытующий и неравнодушный. И чувствуется, что он очень близок к нам и сегодня, по прошествии стольких лет.

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-chto...

Пение было для него молитвой 14.06.2018 12:26:38 Николай Бульчук Моя собеседница – одна из старейших прихожанок Свято-Троице-Сергиевой лавры, Муза Викторовна Лисовская. Я попросил ее поделиться своими воспоминаниями о приснопамятном архимандрите Матфее (Мормыле), регенте лаврского хора, которого она хорошо знала. Муза Викторовна неоднократно приезжала в лавру, многократно слышала пение этого знаменитого хора за богослужениями и лично много общалась с отцом Матфеем. Архим андрит Матфей ( Мормыль) Неожиданное предложение: врач-офтальмолог для отца Марка (Лозинского) Отец Матфей для меня и для всей нашей семьи был самым близким человеком. Познакомил меня с ним мой духовник, игумен Марк (Лозинский), преподаватель Московской духовной академии. Я часто ездила в лавру, но не знала там никого, кроме отца Варнавы – священника, служившего некогда у нас в Тутаеве. Он меня тоже знал. Однажды приезжаю в лавру, подхожу к мощам  преподобного Сергия  и вдруг слышу знакомый голос: «Как хорошо, что вы приехали! Вы нам очень нужны!..» Я искренне удивилась: для чего я нужна? И говорю отцу Варнаве: «Батюшка, а в чем дело?» – «Вы нужны одному нашему молодому иеродиакону. Он сейчас у себя, он – заместитель протоиерея Алексия (Остапова) по церковному музею ( протоиерей Алексий Остапов – крестник Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), заведующий Церковно-Археологическим кабинетом Московской духовной академии в ту пору – прим. автора ), я вас сейчас к нему приведу!» И привел меня к какому-то священнику: оказалось, что это и был отец Марк (Лозинский). Он располагался в кабинете, где были собраны личные вещи Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Отец Варнава приоткрыл дверь и буквально втолкнул меня внутрь кабинета, сказав: «Батюшка, вот я привел вам того доктора, которого вы хотели видеть!» А сам ушел… Тот меня принял, посадил в кресло. Я спрашиваю: «А что случилось, в чем дело?» Он рассказал, что страдает диабетом, а лечащий врач объяснил, что диабет – очень серьезное заболевание, дающее очень много осложнений на любые органы. В том числе на глаза.

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

В издательстве Сретенского монастыря выходит в свет книга " Письма патриарха Алексия I своему духовнику. Здесь опубликованы некоторые из этих писем. ПИСЬМА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ I СВОЕМУ ДУХОВНИКУ СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ 17 апреля 2000 года исполняется тридцать лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви 20-х годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Патриаршество Святейшего Патриарха Алексия I началось, когда подходила к концу одна из самых страшных войн, пережитых человечеством, оставившая за собой десятки тысяч разрушенных городов и селений, скосившая миллионы жизней, опустошившая множество душ, искалечившая огромное число человеческих судеб. На Первоиерарха Русской Церкви, всегда разделявшего с народом все его испытания, ложилось бремя великих забот. Необходимость преодолеть и исцелить зло, принесенное войной, предотвратить ее повторение в еще более губительных масштабах — стало заботой и задачей Предстоятеля Русской Церкви в первые годы его патриаршества. У Церкви свои пути и средства: она стремится укоренить братство на месте недоверия и духом любви преодолеть дух ненависти. «Если мы, православные архипастыри и пастыри, теперь же не встанем все вместе и дружно на охранение жизни наших словесных овец, это будет означать, что мы сами потеряли веру в истинность слова Божия и в действенность силы этого слова», — говорил Патриарх Алексий I. В своем первом патриаршем послании архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Алексий определил основы своего предстоящего служения. «Долг Патриарха, — говорилось в Послании, — хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему Поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных “страхом спасать”, иных по апостолу “обличать”, “запрещать”, “да всяко некие спасутся”. Великое обетование Христово: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее” (Мф. 16, 18) — относится к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поместная же Церковь, по словам одного древнего писателя, иногда возносится к Небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовою управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда всплывает на веслах исповедания. Охранять ее от падения, возносить дух ее горе, поддерживать в ней горение духа — все это лежит на Патриархе и требует от него непрестанного бодрствования, “не давая сна очима и веждома дремания”, принося Богу в жертву все способности и силы, весь труд и покой, и утешения, и скорби, и самою жизнь, должен он нести до конца принятый им подвиг, “внимая себе и всему стаду” ради Церкви Господа Бога, “юже стяжа Христос кровию Своею”».

http://pravoslavie.ru/archiv/pisma.htm

17 апреля – день памяти патриарха Алексия I . В России о нем написано не так много, хотя он возглавлял Русскую Церковь в течение 25 лет. Патриарху Алексию выпала задача исключительная по своей сложности – свидетельствовать о Боге в годы большевистских гонений; добиваться признания Церкви со стороны государства, провозгласившего атеизм официальной идеологией; укреплять Церковь в период сталинской диктатуры и хрущевской «оттепели». Человек «другого времени», иной культуры и воспитания, он смог подняться над собой ради того, чтобы из «обломков» церковного здания начать выстраивать всё заново в диалоге с государственной властью. На середину минувшего столетия в нашей стране пришлась не одна, а две «исторические битвы»: за право на физическое существование народа и за возможность духовного рождения в святом крещении, и успех второй оказался связан с исходом первой. Для Церкви это означало «сражение на два фронта». Перелом В сентябре 1943 года в Кремле состоялась встреча, обозначившая смену курса в отношениях Церкви и государства. Сталин впервые принимал Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и сопровождавших его архиереев – Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) . Предметом обсуждения стали темы, о которых несколько лет назад нельзя было и помыслить. Перемена, обусловленная тем, что помощь государству и советской армии, организованную Русской Православной Церковью, не замечать было уже невозможно. С внешней стороны обстановка беседы была подчеркнуто благожелательной. Сталин «участливо» интересовался проблемами, стоявшими перед Церковью, выразил одобрение в отношении восстановления Патриаршества и учреждения Святейшего Синода, не возражал против открытия храмов и возобновления приходской жизни, а в ответ на вопрос митрополита Алексия о возможности возвращения из мест заключения и из ссылки ряда священников предложил представить ему список для рассмотрения. Один момент обнаружил внутреннее напряжение встречи – когда митрополит Сергий коснулся темы, связанной с подготовкой священнослужителей (духовные образовательные учреждения давно были упразднены) и осторожно поставил вопрос о возможности открытия нескольких епархиальных библейских курсов. Сталин вдруг оживился настолько, что предложил возобновить духовные академии и училища, и митрополиту Сергию срочно пришлось дезавуировать возможный «подтекст», ссылаясь на то, что пока у Церкви «нет достаточных средств» для осуществления столь «крупных задач». Лишь тогда, когда «вождь» подтвердил, что в любом случае «возражений у правительства не будет», гости могли вздохнуть свободно.

http://pravoslavie.ru/60869.html

Александр Морозов: В своем ядре русская церковная жизнь остается неповрежденной, всегда молитвенной и ориентированной на спасение Какой бы ни была риторика архиереев, обращенная к обществу в целом, она не является основанием сомневаться в том, что «малое стадо», ведомое этими архиереями, живет и спасается вокруг чаши причастия. 30 декабря, 2011 Какой бы ни была риторика архиереев, обращенная к обществу в целом, она не является основанием сомневаться в том, что «малое стадо», ведомое этими архиереями, живет и спасается вокруг чаши причастия. Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков. Результаты исследования комментирует шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов: Александр Морозов Эти данные можно интерпретировать в пользу того, что риторика Патриарха Алексия была более вероучительной, а риторика Патриарха Кирилла более «социальна».  Скорее всего, так оно и есть.  Чем это объясняется? Думаю, во-первых, тем, что покойный Патриарх – в силу биографии – больше опирался на традицию проповеди, сложившейся в конце синодального периода. Достаточно посмотреть, например, рождественские и пасхальные слова Патриарха Алексия I (Симанского), чтобы увидеть, что эта традиция сохранялась в русской Церкви всю первую половину ХХ века. После 1988, когда началось возрождение Церкви, те, кто активно участвовал в этом процессе, могли опереться в поисках публичного языка Церкви практически только на опыт конца синодального периода. Проповедь нынешнего Патриарха, еще в бытность его главой синодального отдела внешних церковных сношений в 90-е и нулевые годы, была уже несколько иной, более современной по языку, по лексике. Достаточно вспомнить телевизионную программу «Слово пастыря»,  в которой митрополит Кирилл много лет выступал с проповедью.  Это «Слово пастыря», как многие помнят, было больше ориентировано на христианскую трактовку социальных вопросов, чем на вероучительные темы.

http://pravmir.ru/aleksandr-morozov-v-sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > С молитвой по минному полю 15.04.2014 504 Время на чтение 4 минуты Святейший Патриарх Пимен (Извеков) Годы жизни - 1910-1990 Годы патриаршества - 1971-1990 Будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен вошёл в русскую историю ещё в молодости, ещё будучи простым безвестным иноком Платоном. Как это вышло? С помощью художника Павла Корина. Корин был величайшим русским живописцем ХХ века, лучшую же свою картину, огромное полотно «Русь уходящая», он так и не сумел завершить, но, занимаясь им, до такой степени был водим Духом Святым, что стяжал даже пророческий дар: в числе прочих персонажей он изобразил трёх будущих Патриархов - митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Алексия (Симанского) и - инока Пимена (Извекова). И если о появлении на картине первых двух персонажей ещё можно было говорить как о простом совпадении, то уж юноша-инок мог оказаться рядом с ними только чудом. Так - с чуда - начался церковный путь будущего Патриарха. Сейчас о нём вспоминают мало. В истории каждого русского Патриарха есть страницы особенно яркие: у Святейшего Тихона - гонения, у Святейшего Сергия - война и примирение с властью, у Святейшего Алексия I - хрущёвщина, у Святейшего Алексия II - Второе крещение Руси... А что было в истории Святейшего Пимена? Как будто ничего. Тишина и неподвижность: картина типичная для того времени - в 70-х и 80-х годах... Та эпоха, которую сейчас называют застоем. Но ведь на самом деле следует говорить не «застой», а «мир», «покой» - идеал христианской жизни. Мы-то с вами сейчас понимаем: чтобы мутить воду, баламутить болото, большого ума не требуется, а вот содержать в мире что страну, что паству - тут нужен нешуточный государственный талант. Говорят, в юности иеромонах Пимен не принял «Декларацию» митрополита Сергия, за что и попал в первый раз в лагерь. Но с годами он проникся сергиевой мудростью и, став Предстоятелем, старался не просто не ссориться с властью, но даже дружить с нею. Так, например, Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин (о котором многие говорят как о тайном православном) с большой теплотой отзывался о Святейшем, и тот платил ему тем же. И наоборот: когда Солженицын прислал Патриарху известное своё «Великопостное письмо» - мол, протестуйте! боритесь! возвысьте голос! - Святейший не удостоил ответом именитого диссидента.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Служения Святейшего Патриарха Алексия I Никакой показной внешности, никаких громких возгласов, никакой спешки, все – в согласии с православным премудрым уставом 17 апреля, 2014 Никакой показной внешности, никаких громких возгласов, никакой спешки, все – в согласии с православным премудрым уставом Сегодня исполняется 45 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). В этот день мы публикуем воспоминания о богослужениях Патриарха схимонахини Игнатии (Пузик), чьи статьи выходили в журнале «Альфа и Омега» под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская). Прошел теплый летний дождь, и в воздухе опять тепло и парит. И тут же в лесу, оттуда, где находятся лесные болотца, начинает подниматься пар. Он то густой, то более редкой белой пеленой поднимается кверху, временами даже застилает вершины деревьев, перекрывает темные кроны елей, клубится, расстилается, возносится кверху и незаметно исчезает, тает. Схимонахиня Игнатия (Пузик) Редкое явление в природе, может быть, и не очень приметное, но почему-то всегда неизменно поражающее душу своей какой-то возвышенной красотой. Это точно лес кадит, приносит свой молчаливый глас Создателю всяческих; седой, суровый, но и тихий, смиренный одновременно, он воссылает свой фимиам как образ своего безмолвного жертвоприношения Творцу – и лес одушевлен, осмыслен в эти минуты, что-то неизглаголанное, тайна неизреченная совершается в нем, тайна великая и прекрасная, много говорящая сердцу человека. Конечно, мы понимаем, что вряд ли вправе от этих образов природы непосредственно переходить к образам Церкви, но если эти первые настолько значительны, что являются как бы знамением для нас, если мы берем образы природы как отдаленные подобия, если мы подходим к этому со смиренным духом – то, думается нам, сие не невозможно. Итак, какие же подобия воскресают в душе, во внутреннем человеке, когда внешние чувства не могут оторваться от неизреченного видения кадящего леса на другом берегу реки? Ах, в эти минуты душа прозирает что-то, что выше мысли, глубже слова – в этом безмолвном лесном жертвоприношении.

http://pravmir.ru/sluzheniya-svyateysheg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010