«Боль другого человека отзывалась в его сердце…» Памяти протоиерея Леонида Ролдугина. К 40-му дню Протоиерей Евгений Зуев Протоиерей Леонид Ролдугин 9 января 2024 года исполняется 40 дней с отшествия ко Господу одного из самых известных и почитаемых священников Москвы, настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове митрофорного протоиерея Леонида Ролдугина. На протяжении десятилетия он был иподиаконом-крестоносцем Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), которым и был рукоположен во священника. Продолжил свое служение при Святейшем Патриархе Пимене (Извекове), при котором принял настоятельство. Затем являлся одним из близких и верных помощников Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера). Был членом Епархиального совета, Епархиального суда, делегатом от Московской епархии на Поместном соборе Русской Православной Церкви, благочинным Рождественского округа г. Москвы, представителем Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства... А для своих собратий по храму и прихожан отец Леонид оставался просто горячо любимым батюшкой — больше, чем настоятелем, и больше, чем отцом. Отец Леонид отошел ко Господу 1 декабря 2023 года, и его отпевание пришлось на канун праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы — дня его священнической хиротонии. Мы попросили поделиться воспоминаниями об отце Леониде его ученика — священника храма Рождества Христова в Измайлове протоиерея Евгения Зуева. Протоиереи Леонид Ролдугин и Евгений Зуев Встреча с отцом Леонидом — дар милости Божией в моей жизни. С батюшкой связано начало моего служения, мое священство и весь мой дальнейший путь. Я тогда делал свои первые шаги в церковной жизни, ездил к отцу Николаю Гурьянову на остров Залит и просил у него благословения трудиться в Церкви. — Повенчайтесь, а потом потрудитесь, потрудитесь во славу Божию в Церкви, — ответил батюшка. — Хорошо, батюшка, я буду тогда искать какой-нибудь храм. — А не надо ничего искать. Вы в какой храм ходите? Где молитесь? Вот туда и идите. Так я и сделал: прошло какое-то время, и на Духов день, на отпусте подходя ко кресту, я попросил у отца Леонида благословения на чтение в храме. Батюшка благословил и вскоре ушел в отпуск. А когда вернулся, манера его служения стала для меня совершенно неожиданной. Отец Леонид служил лаконично, динамично, никаких задержек и лишних пауз у него не было. С ним нужно было за всем поспевать — и в алтаре, и в чтении. В его молитве не было ни поспешности и торопливости, ни заунывности или нарочитости, никакого «представления», красования. Все было просто, но со вниманием, благоговением, и это его служение волей или неволей приводило к определенному молитвенному настрою.

http://pravoslavie.ru/158124.html

«Главное в жизни – доверие Богу и милосердие к ближнему» К 90-летию митрофорного протоиерея Валентина Радугина Сегодня отмечает 90-летие священник, кому на веку довелось получать благословение пяти Патриархов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), Пимена (Извекова), Алексия (Ридигера) и нынешнего Кирилла, – митрофорный протоиерей Валентин Радугин, почетный настоятель храма преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Протоиерей Валентин Радугин На Рождество рожденный На самом деле батюшка родился 7 января. Сам потом старался праздновать уже на Святках (так и память святых, выпадающую на великие праздники, переносят). Но по детству помнит: на Рождество всегда приходили гости, приносили ему много подарков. – Вот ты, Валька, какой, – в шутку иногда насупится, разглядывая надаренное, самый младший брат, также ставший потом священником, отец Леонид Ролдугин . На его день рождения, тоже совпадающий с церковным праздником – памятью первоверховных апостолов Петра и Павла, – столько гостей не собиралось... Хотя мама Клавдия Андреевна, конечно, покупала на Рождество подарочки всем сыновьям. Всего их трое: еще средний брат Петр (он три года назад преставился ко Господу). Раньше дарили самое нужное. Отец Валентин на всю жизнь запомнил, как ему вручили однажды детские красные ботиночки. С обувью тогда была напряженка. Бывало даже, – как отец Валериан Кречетов рассказывал про себя, – что они с братом в школу в одной паре ботинок ходили: один вернется с первой смены, другой обувает снятые штиблеты и идет учиться. Сложное было время. Отец Валентин, рожденный в самом начале 1928 года, привык своим годом рождения называть 1927-ой. Он всего-то 4 класса окончил, да война началась. Устроили его слесарем-лекальщиком на авиационный завод «Салют», где работали к тому времени уже мамины братья. По годам его, безусловно, принять не могли, тем более на такое ответственное предприятие, да, рассказывает, поймали какого-то прыщавого парня, дали ему на бутылку и завели в отдел кадров:

http://pravoslavie.ru/109836.html

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии выставки «Патриархи Московские и всея Руси: век ХХ и XXI» 30 августа 2006 г. 16:44 Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые дамы и господа, отцы, братия и сестры! Сегодня мы открываем выставку «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI». Трудно переоценить роль Московских Первосвятителей в истории России и нашего Первопрестольного града. Само возвышение Москвы, как столицы Русского государства началось с того момента, как святитель Петр перенес сюда свою митрополичью кафедру. Позднее в период объединения разрозненных русских княжеств вокруг Москвы и смут Предстоятели играли важную роль в деле созидания и сохранения единой Руси. Особенный крест понесли Первосвятители XX века. Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский — первый Патриарх Нового времени. Великий исповедник, посвятивший жизнь свою сохранению Русской Православной Церкви в тяжелую эпоху революционных бурь. Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) управлял Церковью во времена жесточайших гонений и в годы Великой Отечественной войны. Патриарху Aлekcuю I (Симанскому) досталась разрушенная войной Церковь. На годы Патриаршества Алексия выпал огромный труд по внутреннему устроению Церкви, и умиротворению церковных расколов. Много потрудился Святейший Патриарх для единства Вселенского Православия. Если кратко охарактеризовать служение патриарха Пимена, это было время сложной внешне политической напряженности и противостояния, и он много сделал, чтобы мир не был ввергнут в новую войну. Он обладал особым даром молитвенности и заботился о сохранении духовной традиции. Поместный Собор 1990 года избрал на престол Всероссийских Первосвятителей Святейшего Патриарха Алексия II. И вот уже 16 лет Вы, Ваше Святейшество, несете свой нелегкий крест Предстоятеля Русской Православной Церкви. Сегодня наш Патриарх действительно духовный лидер страны. Ваше Святейшество, Ваше служение выпало на переломное время XX и XXI века — это время нового христианского подвига на пути к вере и истине, к созиданию и согласию, это эпоха возрождения Русской Церкви, всего Российского государства, эпоха возвращения многомиллионной Всероссийской паствы к вере Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/137111.htm...

Храм - это дом Божий, а не эстрадная площадка. Круглый стол на радио «Радонеж» в продолжение темы, поднятой РНЛ … 20.06.2013 08:21:36 Николай Бульчук Николай Бульчук: Добрый вечер, дорогие наши слушатели! Я с радостью приветствую участников сегодняшнего круглого стола, который мы организовали на радио «Радонеж». В нашей студии - иерей Владимир Соколов, наш постоянный автор, Андрей Николаевич Котов, руководитель ансамбля «Сирин», не менее известный вам, и Лина Владимировна Мкртчян, которая постоянно своими удивительными передачами наполняет живой музыкой и живым словом наш эфир, Сегодня мы собрались по весьма конкретной теме, собрались выразить определенную боль и тревогу по поводу того, что происходит в нашей церковной жизни. Поводом для встречи послужила статья «Услыши мя, Господи!..», опубликованная 31 мая на «Русской Народной Линии». На самом деле, многие наши авторы также поднимали эту проблему в своих выступлениях, так что мы просто сегодня как бы суммируем эту проблему - эту тревогу и боль - использование в наших храмах современных электронных устройств. Если быть более точным, использование звукоусилительной аппаратуры. Как ни странно, проблемой это еще до недавнего времени не являлось: никому и в голову не приходило, что, придя в храм на богослужение, ты вдруг за своей спиной услышишь усиленный звук чтеца, хор и т.п. То есть, эта некая, если можно так выразиться, несообразность сегодня введена в норму. Храмы, в частности, московские храмы, подтягиваются в этом смысле под общую «моду», потому что, как справедливо замечает автор статьи Андрей Королев, сегодня уже негласно «считается немодным или несовременным отсутствие в храме микрофонов, усилителей, колонок и т.д.» Объясняется это подчас благими целями: прихожане, дескать, «должны все слышать и осмысленно молиться, все понимать». Но ведь еще недавно, я подчеркиваю, этого всего у нас в храмах не было - храм всегда оставался некоей тихой пристанью, к которой мы все так стремимся. Еще в двух словах скажу о книге, которая у меня в руках - это небольшая брошюрка «Пастырская эстетика» профессора-протоиерея Алексия Даниловича Остапова, преподавателя Московской Духовной Академии, крестника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Этот свой краткий труд о. Алексий издал с целью назидания молодых священников: что такое эстетика в применении к пастырской жизни православного священника.

http://radonezh.ru/text/khram-eto-dom-bo...

архимандрит Павел (Груздев) (23.01.1910–13.01.1996) Аудиокниги Рассказы архимандрит Павел (Груздев) Старец, подвижник, исповедник веры. Биография Детство и юность (1910—1941 годы) В миру - Павел Александрович Груздев, родился в деревне Большой Борок, Мологского уезда в крестьянской семье Александра Ивановича (1888—1958) и Александры Николаевны, урождённой Солнцевой (1890—1961). У него было две младшие сестры: Ольга (1912) и Мария (1914). Отца забрали на войну, семья стала бедствовать и в 1916 году Павел ушёл к тёткам монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. Впоследствии недолгое время был судебным заседателем: Народный суд Первым вошёл в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойловна толкает меня в бок и шепчет мне на ухо: «Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель!» «Так ведь не бес», — ответил я ей. Хорошо! Объявляют приговор, слушаю я, слушаю… Нет, не то! Погодите, погодите! Не помню, судили за что — украл он что-то, муки ли пуд или ещё что? «Нет, — говорю, — слушай-ка, ты, парень — судья! Ведь пойми, его нужда заставила украсть-то. Может, дети у него голодные!» Да во всю-то мощь говорю, без оглядки. Смотрят все на меня и тихо так стало… Пишут отношение в монастырь: «Больше дураков в заседатели не присылайте». После закрытия монастыря 3 января 1930 года, перебрался в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха. Живя в монастыре, работал на Деревяницкой судостроительной верфи, а в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама. В 1932 году закрылся и этот монастырь, инок Павел несколько лет жил на родине, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции. Деревня попала в зону затопления Рыбинского водохранилища. В 1938 году с отцом разобрали избу, сплавили её по Волге до Тутаева и там на левом берегу собрали. Здесь жил с семьёй до 1941 года, был рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове). Заключение и ссылка. Реабилитация (1941—1958 годы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/

Бойся клеветника, как злого еретика, или Что мешает единению В преддверии Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей в Санкт-Петербурге растет возмущение в связи со скандальной публикацией в эмигрантской прессе статьи австралийского клирика, не постеснявшегося возвести несусветную клевету на священников блокадного Ленинграда. Несколько дней назад группа пожилых православных верующих, жителей блокадного Ленинграда, обратилась к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру с необычной просьбой. Блокадники ищут у главы эмигрантской церкви защиты от оскорблений некоего клирика, подвизающегося в австралийской епархии РПЦЗ. Поводом для обращения стала широко разошедшаяся в Интернете статья настоятеля Петропавловского храма в г. Перт (Австралия) протоиерея Сергея Окунева с тенденциозным названием « Синод РПЦЗ объединяется с номенклатурной церковью ». Что же могло так возмутить наших скромных верующих бабушек, что они решились просить защиты у нью-йоркского митрополита? В своей статье о. Сергей неосторожно коснулся очень чувствительной для всех наших земляков темы — блокады Ленинграда, а конкретно— жизни православного духовенства в блокадном городе. Причем автор, желая в как можно более дурном свете представить быт священников той поры, рисует совершенно невозможную картину застолий в Никольском соборе, якобы происходивших в самые тяжелые блокадные времена: «... все священнослужители блокадного Ленинграда стекались на второй этаж Никольского собора, где были уже расставлены столы, ломившиеся от закусок, вин и фруктов. Складывалось такое впечатление, будто нет ни голода, ни войны, ни блокады». Дальше — больше. Оказывается, блокадные священники не только сами объедались на пирах у митрополита Алексия (Симанского), но еще и в обилии получали от атеистических властей продукты, за которые выторговывали у своих же прихожан, измученных голодом, драгоценности: «... на эти-то остатки и кусочки сахара, колбаски, хлебушка различными путями скупались те самые бриллианты, золотые и серебряные столовые приборы, кресты и панагии с драгоценными камнями, которыми щеголяли послевоенные протоиереи и епископы».

http://pravoslavie.ru/508.html

В Московской духовной академии прошли торжества престольного праздника и актового дня 15 октября 2023 г. 14:47 13-14 октября 2023 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Московской духовной академии прошли торжества по случаю престольного праздника и актового дня. В них приняли участие Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , епископ Скопинский и Шацкий Питирим , викарий Тульской епархии епископ Веневский Феодорит , ректор Московской духовной академии и наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин), а также преподаватели, сотрудники, учащиеся и гости МДА в священном сане. 13 октября, в канун праздника, было совершено всенощное бдение. Епископ Скопинский и Шацкий Питирим возглавил праздничную литию и вознес молитву Господу на освящение хлебов для молящихся. Перед чтением кафизм с проповедью к молящимся обратился студент 4 курса бакалавриата Серафим Мишаков. 14 октября, в день праздника, служение Божественной литургии возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. Богослужебные песнопения исполнили объединенный хор Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и смешанный хор под управлением К.А. Алексеевой. Проповедь по запричастном стихе произнес студент 1 курса магистратуры Серафим Кривоногов. По заамвонной молитве было совершено славление Божией Матери, а затем возглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. По окончании богослужения епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл преподнес митрополиту Павлу в память о торжестве панагию, которая является точной копией панагии Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) , хранящейся в Музее христианского искусства МДА. Митрополит Павел поблагодарил владыку ректора и поздравил всех собравшихся с праздником Покрова Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/6067603.ht...

«Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!». Часть 2. 08.12.2017 09:35:29 Николай Бульчук «Верую, что и по отшествии моем в вечность, наше взаимное общение не прекратится. А по взаимной нашей молитве – усилится!» К 140-ЛЕТИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ (СИМАНСКОГО). Я беседую с Валентином Арсентьевичем Никитиным – исследователем русской богословской религиозной мысли, специалистом по культурологии, поэтом, литературоведом, который много лет работал в Издательском Отделе Московской Патриархии, непосредственно связан с семьей Флоренских-Трубачевых. Второй мой собеседник - Николай Сергеевич Георгиевский – основатель и первый регент Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, семья его была особо приближена в 50-70-е годы к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому). Николай Бульчук: Возвращаясь к анафеме, которую возвестил Святейший Патриарх Тихон большевикам… Я не знаток церковных законов, но мне кажется, что эта анафема принадлежит лично Патриарху Тихону… Валентин Никитин: Святитель Тихон возглавлял тогда Русскую Церковь, и эта его анафема была произнесена «ex cathedra»: то есть, произнесена с кафедры Первосвятителя, Главы Русской Церкви. То есть, это не его какое-то личное деяние – оно отражало позицию Священноначалия Русской Православной Церкви, ведь он был канонически избранным Патриархом. Так что это нельзя интерпретировать как некое его частное деяние – это было сделано от лица Церкви. Н. Б.: Но можем ли мы считать, что, поскольку Церковь этого не сделала публично до сих пор, она оставляет за собой в отношениях с властью право на некие «маневры»? В. Н. Святейший Патриарх Алексий II вскоре после своего избрания на Патриарший Престол, когда рассматривался вопрос о так называемом «сергианстве» - он ведь признал ошибки Русской Православной Церкви в том, что касается «сергианства». Я помню, по-моему даже в газете «Известия» было что-то опубликовано, где он говорил о необходимости «открыть с чистого листа» страницу взаимоотношений Церкви и государства. И он отрекся от «сергианства»! Но анафема не была снята, и мистически она продолжала довлеть.

http://radonezh.ru/analytics/veruyu-chto...

Возрождение отношений Русской Православной Церкви с Александрийской Православной Церковью в 1945 году Иерей Давид Шуплецов Патриарх Тихон После смерти Святейшего Патриарха Тихона (Белавина) практически все отношения с мировыми Поместными и Автокефальными Церквями были прекращены. Русская Церковь переживала гонения и притеснения. Она сосредоточена была на самовыживании внутри своей канонической территории. Ее члены, оставшиеся за пределами страны, кто вынужденно, кто добровольно, не имели никакой связи со своим духовным центром, отчасти из-за железного занавеса, существовавшего в СССР. Русские приходы за рубежом входили в юрисдикции других Церквей, а некоторые организовывали раскольнические движения. Русская Православная Церковь фактически оказалась в режиме изоляции, не имея практически никакого общения и помощи со стороны братских Православных Церквей. В 1940-е годы, после почти двух десятилетий жесточайших гонений, Русская Православная Церковь начала возрождаться. Переломным моментом стала состоявшаяся 4 сентября 1943 года встреча митрополитов Сергия (Страгородского) , Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с главой советского правительства И.В. Сталиным. Именно эта встреча и дала толчок всем тем событиям, которые последовали в дальнейшем. 4 февраля 1944 года происходит одно из первых событий, положивших начало возрождению отношений Русской Православной Церкви с православным миром. Константинопольский Патриарх Вениамин, Александрийский Патриарх Христофор и Патриарх Антиохии и всего Востока Александр III присылают свои поздравительные телеграммы на имя вновь избранного Патриарха Сергия, тем самым официально признавая его Предстоятелем Русской Православной Церкви. 4 февраля 1945 г. Слева направо: Патриархи Антиохийский Александр III, Александрийский Христофор II, Алексий I Московский и всея Руси      15 мая 1944 года в 6 часов 50 минут скончался Святейший Патриарх Сергий (Страгородский). В соответствии с его завещанием местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

http://pravoslavie.ru/71662.html

Встреча иерархов со Сталиным в Кремле Профессор А.К. Светозарский о том, как во время войны была легализована Церковь Валерия Михайлова 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась тайная встреча митрополитов Сергия (Страгородского) , Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным. В результате положение Церкви значительно облегчилось: власти разрешили открыть часть церквей, монастырей и даже семинарий, издавать официальный журнал Московской Патриархии и наконец-то избрать Патриарха. Чем была вызвана такая перемена? Зачем государство наладило отношения с верующими? Вокруг этой встречи сложилось множество мифов. В разговоре с профессором Московской духовной академии Алексеем Константиновичем Светозарским мы попытались разобраться, почему они возникают, каковы были действительные предпосылки этой памятной встречи, почему государству вдруг стало невыгодно поддерживать обновленцев, но выгодно – легализовать Русскую Православную Церковь и каковы были масштабы этой «оттепели». Почему закрылся «Безбожник»? – Алексей Константинович, прежде чем говорить о встрече в Кремле, давайте рассмотрим, каково было положение Церкви в СССР к 1943 году? Насколько неожиданны были те перемены, которые произошли 4 сентября? – К 1943 году продолжали действовать немногие незакрытые храмы, как правило, в небольших городах. Территории, где церковная жизнь сохранялась, – а это земли, присоединенные к СССР в 1939–1940-х годах, – оказались под немецкой оккупацией, то есть опять Церковь была примерно в таком же положении, как до войны. С той существенной разницей, что с началом Великой Отечественной войны прекратилась атеистическая пропаганда. – И известная газета «Безбожник» в 1941 году была закрыта… – Все сложнее: Союз воинствующих безбожников официально существовал, но не действовал, потому что его глава Е. Ярославский был еще и партийным, и государственным деятелем и занимался в это время совершенно другими вопросами. В 1944 году перестал выходить журнал «Под знаменем марксизма», на страницах которого публиковались теоретические атеистические материалы, вообще тексты антирелигиозного характера. На другие атеистические издания просто не тратили дефицитную по тому времени бумагу.

http://pravoslavie.ru/96729.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010