Право править слово Христовой истины 2 сентября 2006 г. 22:30 Назначение иеромонаха Алексия (Ридигера) епископом Таллинским и Эстонским состоялось 14 августа 1961 года. Отцу Алексию было в то время 32 года. Епископское служение — высшая ступень церковной иерархии, служение, которое вбирает в себя полноту благодатных даров и в то же время, согласно словам Спасителя «Кому много дано, с того много спросится» (ср. Лк. 12, 48), заключает в себе высочайшую ответственность. Ответственность эта относится прежде всего к судьбам паствы, вверенной духовному попечению того или иного архиерея. «Право править слово истины» Христовой означает в первую очередь служить примером исполнения евангельских заповедей, воплощая в собственной жизни высокие идеалы любви к Богу и ближним. Поэтому возведение священнослужителя в епископский сан — всегда поворотный момент в его жизни. Священнослужитель, становясь архиереем, как бы возводится на степень апостольского служения, ему Господь доверяет практически ту же самую миссию, которую исполнили в свое время ближайшие ученики Христа Спасителя — святые апостолы: миссию проповеди Евангелия всему миру. А это служение во все времена, начиная с первых веков христианства и заканчивая современностью, предъявляло высочайшие требования к тем, кто вступал на путь проповеди. Недаром апостол Павел в так называемых «пастырских посланиях» так много внимания уделил душевным и духовным качествам человека, необходимым для достойного несения священнического и епископского служения: «Епископ должен быть непорочен…, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив» (1 Тим. 3, 2-3), быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), «для всех соделаться всем» (1 Кор. 9, 22), «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется» (2 Кор. 11, 29). Апостол обращался к своим ученикам, а в их лице — ко всем священнослужителям Церкви Христовой: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6, 11).

http://patriarchia.ru/db/text/137459.htm...

Протоиерей Олег Врона, настоятель Никольской церкви в Таллине, с благодарностью и почтением вспоминает почившего Патриарха Алексия II . Отец Олег Врона и архиепископ Алексий (Ридигер) на берегу Чудского озера Чтобы составить правдивую картину о таком выдающемся иерархе, как Святейший Патриарх Алексий , надо, на мой взгляд, постараться коснуться самых разных измерений его жизни и деятельности. Если бы мы видели только то, как он служит в великолепных соборах, но не видели бы, как он служит в маленьких сельских храмах; если бы мы видели только то, как он беседует с сильными мира сего, но не видели бы, как он общается с детьми и с людьми больными и обездоленными; если бы мы видели только то, с какой радостью он совершает Пасхальную службу, но не слышали бы, с каким чувством он читает Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского ; если бы мы видели только то, с какой серьезностью он проповедует, но не видели бы, с какой веселостью объединяет он всех на праздничной трапезе; или как радуется пению птиц, восхищается природой, негодует и прощает – мы бы никогда не узнали по-настоящему, каким он был и кем он был для всех нас. «Рук ни на кого не возлагай поспешно» Митрополит Алексий, через возложение рук которого мне выпала честь принять и диаконскую, и иерейскую хиротонии, внушил мне уважение к нему с первой же встречи, едва я только увидел его в Пюхтицкой обители зимой 1978 года, совершающим пострижение сестер. Вспоминается один эпизод, который еще более укрепил мое уважение к нему, когда он уже стал моим Архипастырем. В июле я был рукоположен во диакона, а уже в августе того же года митрополит Алексий решил рукоположить меня во иереи. Почему так скоро? Ведь предостерегает же апостол Павел ученика своего Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5, 22), и нарушение этого апостольского предостережения, как показывает церковный опыт, часто добром не оканчивается ни для ставленника, ни для паствы. И я, честно сказать, очень опасался на свой счет за результаты такого поспешного рукоположения. Но владыка Алексий был уверен в правильности своего шага, и я готов был довериться ему в этом полностью. Поясню. Дело в том, что в эти годы в епархии была острая нужда в священниках, и в некоторых приходах по этой причине службы совершались очень редко, а от этого приходская жизнь, естественно, ослабевала, а то и совершенно расстраивалась.

http://pravoslavie.ru/117626.html

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5 декабря 2008 года) вспоминает Сергей Леонидович Кравец, главный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Патриаршее служение в день праздника иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября 2008 г.      — Сергей Леонидович, расскажите, каким человеком был Святейший Патриарх Алексий? — Мое первое и самое сильное впечатление от встречи с Патриархом Алексием, сохранившееся и во все последующие годы общения — это то, что Святейший являл собой редчайший в наше время пример очень воспитанного человека. И дело не только в манере поведения или в умении сдерживать эмоции, а в самом отношении к людям, с которыми он встречается. Он относился к собеседнику со вниманием и доверием. И не тогда, когда он его уже хорошо знал, а сразу, при первой же встрече. И это свойство его характера, несомненно, родом из его семьи и из тех отношений, которые царили во времена его детства в небольшой общине русских православных эмигрантов в Эстонии. Именно там, в его семье и в кругу его первых друзей, среди которых были и монахи Валаамского монастыря, укрепились два главных, на мой взгляд, свойства его личности — чувство собственного достоинства, уважение к достоинству другой личности и чувство доверия. В его жизни было немало и тех, в ком он разочаровывался (а это происходило, когда он сталкивался с ложью, хамством или еще какими-то недостойными поступками), и тогда он просто прекращал с этими людьми общаться. Алексий Ридигер с родителями на берегу Чудского озера. 1955 год.      — И всё же он верил в людей? — Вера в людей помогла ему пережить годы советской власти. Патриарх Алексий II часто вспоминал время, когда он работал управляющим делами Московской Патриархии в 1960–70-е годы. А в сознании людей того времени, как и сегодня, была уверенность, что высокое начальство Патриархии способно решить все. И к нему ежедневно приходили десятки священников с разных концов СССР со своими проблемами (чаще всего тогда, когда власти лишали их регистрации, а значит, и права совершать службу). Он всех пытался выслушать и каждому помочь, хотя прекрасно понимал, что мало чего может сделать.

http://pravoslavie.ru/66445.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм пророка Божия Илии в Черкизове 24 апреля 2009 г. 15:21 Днем 24 апреля, в пятницу Светлой седмицы, в день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник» , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм пророка Божия Илии в Черкизове. Его Святейшество сопровождал архиепископ Истринский Арсений . Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятель храма епископ Дмитровский Александр , клирики и прихожане. В храме присутствовали префект Восточного административного округа Н.Н. Евтихиев и его заместитель О.Е. Пильщиков, глава управы «Преображенское» С.Ю. Губин, руководитель муниципального образования «Преображенское» Г.В. Петушков, советник префекта ВАО Т.А. Шелестова и другие представители местных органов власти. Епископ Дмитровский Александр рассказал Святейшему Патриарху Кириллу об истории храма и современной жизни прихода. Первое упоминание о деревне Черкизове на реке Сосенки относится к концу XIV века. Это документ от 12 ноября 1378 года — духовная грамота святителя Алексия, митрополита Московского. В Черкизове на протяжении шести веков жили и трудились многие иерархи Русской Православной Церкви — святитель Алексий; митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербатский); митрополиты Московские Платон (Левшин), Серафим (Глаголевский), святители Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов); митрополит Макарий (Булгаков); священномученик Владимир (Богоявленский). Ильинский храм в годы советской власти не пострадал. В нем продолжали совершаться богослужения. Служили в нем все Предстоятели Русской Православной Церкви: святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, Патриархи Сергий (Старогородский) , Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков), Алексий II (Ридигер) . Приветствуя священнослужителей и прихожан, Святейший Патриарх, в частности, сказал: «Для меня большая радость посетить Свято-Ильинский храм в Черкизово — храм, прославленный своей историей, связанный с жизнью и деятельностью митрополитов Московских. И сегодня этот древний храм является одним из самых активных в городе Москве — по приходской деятельности, по посещаемости».

http://patriarchia.ru/db/text/626149.htm...

Скончалась настоятельница Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова) 8 февраля 2011 г. 11:17 Утром 8 февраля 2011 года скончалась настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Схиигумения Варвара (в миру Валентина Алексеевна Трофимова) родилась 17 августа 1930 года в городе Чудово Новгородской области, в благочестивой семье. С началом войны семья эвакуировалась в Лугу Ленинградской области. Там Валентина получила среднее образование, а также пела и читала в Казанской церкви. Закончив после школы бухгалтерские курсы, работала по специальности. В 1952 году стала послушницей в Пюхтицком Успенском женском монастыре. С 1955 года Валентина Трофимова проходила послушание в виленском женском монастыре во имя равноапостольной Марии Магдалины под руководством опытной старицы-игумении Нины (Баташевой) (впоследствии схиигумении Варвары), семь воспитанниц которой, включая и Валентину, стали игумениями. 5 марта 1958 года в Вильнюсе инокиня Валентина Трофимова приняла постриг в мантию с именем Варвара. Монахиня Варвара несла канцелярское послушание письмоводителя, помощницы казначеи, принимала участие в ремонтно-строительных работах по восстановлению виленского Мариинского монастыря. 3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монахиня Варвара (Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. 18 января 1968, в канун праздника Богоявления, архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в Александро-Невском соборе г. Таллина возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день, 19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Алексий I возложил не нее наперсный крест. Новая игумения стала третьей устроительницей обители. За 42 года ее настоятельства монастырь преобразился до неузнаваемости. С приходом в обитель матушки Варвары развернулось комплексное строительство: была устроена своя электромельница, возведены новые келейные здания, каменные хозяйственные постройки, отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены купола и кресты церквей, заново расписан Успенский собор. На территории монастыря была оборудована гостиница для паломников, возле святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена часовня во имя святого Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/1405009.ht...

Сегодня, в день 5-летия со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , портал Православие.Ru представляет вниманию читателей 2-ю главу из книги о Святейшем, которую писатель Александр Сегень готовит для публикации в серии «Жизнь замечательных людей». Выбранный фрагмент повествует о малоизвестных эстонских страницах жизни юного Алексия Ридигера, чудесной истории его появления на свет и первых шагах на пути к великому церковному служению. Заданный отрывок охватывает 1929–1940-е годы. Молодой Алексий Ридигер Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошла до неё, кондуктор сухо объявил: — Piletid otsa! — Кончились билеты! — Но мне очень нужно, — взмолилась беременная. — Пожалуйста! Я готова хоть стоя ехать. — Стоя ехать не полагается! — решительно отказал кондуктор. Уговаривать его было бесполезно. Единственное, что он мог для неё сделать, продать билет на завтрашний рейс. На другой день она снова пришла на автобусную остановку. При виде неё вчерашний кондуктор свысока посмотрел и сухо обронил: — Ваше счастье, что вы вчера не уехали. — А в чём дело? — Тот автобус разбился. Упал с моста в реку. Все пассажиры погибли. Она могла погибнуть вместе со всеми. И не родился бы её ребёнок. А она ещё так переживала, что не смогла уехать вчера! Бог отвёл её и малыша от погибели. Чудо милости Господней, благодаря которому на свет появится Алёша Ридигер. Другое, ещё более потрясающее чудо произойдёт на водах Невы 21 августа 1963 года. Но об этом — в своё время. Елена Иосифовна не поехала в злосчастном автобусе, её ребёнок нужен будет всей России, и он появился на свет в субботу 23 февраля 1929 года по новому стилю. В сей день Церковь отмечает память мученика Харалампия, епископа Магнезийского, пострадавшего в 202 году. Правитель Лукиан, видевший мучения, лично приблизился к терзаемому, плюнул в него, и тотчас лицо Лукиана повернулось назад, а затылок стал вместо лица. Лишь по молитве мученика лицо правителя вновь заняло привычное положение. Кроме Харалампия 23 февраля вспоминают мучеников Порфирия и Ваптоса, благоверную княгиню Анну, супругу Ярослава Мудрого, преподобного Прохора Печерского, преподобного Лонгина Коряжемского, святую Галину и мучениц дев Еннафу, Валентину и Павлу.

http://pravoslavie.ru/66446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Епифанов Юрий Александрович; 3.03.1955, пос. Востряково Домодедовского р-на Московской обл.), митрополит Липецкий и Задонский. По окончании средней школы работал оператором на почтамте при Казанском вокзале в Москве, в 1973-1975 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1975-1976 гг. прислуживал при храме свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве (Москва). В 1976-1979 гг. учился в МДС, затем в МДА, к-рую окончил в 1983 г. В 1983-1986 гг. являлся референтом Управляющего делами Московской Патриархии митр. Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера ; ныне Патриарх Московский и всея Руси), в 1986-1989 гг.- референтом и личным секретарем митр. Алексия, возглавлявшего в те годы Ленинградскую и Новгородскую епархии. 28 авг. 1984 г. Ю. А. Епифанов был рукоположен во диакона, 28 авг. 1986 г.- во священника, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский Арсений (Епифанов), архиеп. Истринский 13 сент. 1989 г. определением Свящ. Синода свящ. Георгий Епифанов был назначен епископом Ладожским, викарием Ленинградской митрополии. 30 сент. пострижен в монашество с именем в честь прп. Арсения Коневского . 5 окт. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась архиерейская хиротония, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий. 20 июля 1990 г. А. был назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии, с 25 февр. 1997 г. архиепископ. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II курирует приходы, духовенство и приходские советы Москвы. Во время служения в Ленинградской и Московской епархиях участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского (1988), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990), прп. Серафима Саровского (1991), свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского (1991), свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России (1991), прав. Матроны Никоновой (1998), а также чтимой иконы св. мц. Параскевы Пятницы из с. Ильеши Ленинградской обл. В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митр. Макария (Булгакова) , за успешное осуществление к-рого удостоен диплома Святейшего Патриарха. Со дня основания возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии».

http://pravenc.ru/text/76224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в. Евгений (Ждан), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. Нач. XXI в. (Ждан Евгений Борисович; 30.08.1942, г. Новогрудок, ныне Гродненской обл., Белоруссия - 11.10.2002, Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из правосл. семьи служащего. Отец 10 лет отбывал заключение в лагере. Духовное руководство семья получала в храмах Новогрудка и жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре у ректора Минской ДС Антония (Мельникова , впосл. митрополит Ленинградский и Новгородский). В 1959 г. Е. Б. Ждан окончил среднюю школу, в 1961 г.- Минское зубоврачебное уч-ще. В 1961-1963 гг. работал в стоматологическом отделении Туровской районной больницы в Белоруссии. В 1963-1966 гг. служил в Советской Армии. В 1967-1970 гг. работал в стоматологическом отд-нии Кореличской районной больницы. В 1970 г. с благословения Суздальского еп. Николая (Кутепова) , у которого нек-рое время служил иподиаконом, поступил во 2-й класс Ленинградской ДС. В 1976 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия за соч. «Святогробские службы Страстей и Воскресения Христова до разрушения Иерусалима Хозроем». Во время обучения был патриаршим стипендиатом, а также старшим иподиаконом при ректоре еп. Тихвинском, вик. Ленинградской епархии Мелитоне (Соловьёве) . Тогда же произошло знакомство Е. Б. Ждана с Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) , во многом определившим его жизненный путь. В 1976-1979 гг. с благословения митр. Никодима был слушателем аспирантуры при МДА и одновременно исполнял послушание референта в Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) по работе с иностранными делегациями. 24 апр. 1976 г. рукоположен митр. Никодимом во диакона, 12 сент. 1977 г.- во иерея. По окончании аспирантуры с авг. 1979 г. служил в Александро-Невском храме в Красном Селе в Ленинградской епархии. В июле 1981 г. переведен в Спасо-Преображенский собор в Ленинграде. В это же время назначен преподавателем Ленинградской ДС, референтом Ленинградского филиала ОВЦС и личным секретарем Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова), а после его смерти в 1986 г.- митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). С 1985 г. преподаватель кафедры литургики ЛДА, благочинный 2-го округа Ленинградской епархии, секретарь епархиального совета и член Ленинградского филиала ОВЦС.

http://pravenc.ru/text/186973.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНКРАТИЙ Панкратий (Жердев), еп. Троицкий, вик. патриарха Московского и всея Руси. Фотография. 2019 г. Панкратий (Жердев), еп. Троицкий, вик. патриарха Московского и всея Руси. Фотография. 2019 г. (Жердев Владислав Петрович; род. 21.07.1955, Пермь), еп. Троицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси. Из семьи служащих. С 1962 по 1970 г. учился в средней школе в г. Перми. В 1970 г. поступил в Пермский строительный техникум. В том же году семья переехала в Душанбе, и в связи с этим он продолжил обучение в Душанбинском строительном техникуме. С 1975 по 1980 г. обучался на архитектурном фак-те Таджикского политехнического ин-та в г. Душанбе. По окончании ин-та работал художником в изд-вах г. Душанбе. Затем жил и работал при городском Никольском соборе. С 1986 по 1989 г. обучался в МДС. В 1986 г. был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ). 3 июля 1987 г. пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Панкратия, затворника Киево-Печерского. 18 июля того же года рукоположен во диакона. Исполнял различные послушания во время подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси и Поместного юбилейного Собора Русской Православной Церкви 1988 г. 8 июня 1988 г. рукоположен во иерея. 17 июля того же года возведен в сан игумена. Исполнял послушания помощника эконома, затем эконома. С 1989 по 1990 г.- главный редактор Издательского отдела ТСЛ. 4 мая 1990 г. возведен в сан архимандрита. С дек. 1990 по янв. 1992 г. по благословению наместника ТСЛ находился в пустыни недалеко от с. Псху Сухумского р-на Республики Абхазии. С февр. 1992 г. продолжил нести послушание эконома ТСЛ. 18 янв. 1993 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) освобожден от должности эконома ТСЛ и назначен наместником Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря . Определением Синода РПЦ от 20 апр. 2005 г. избран во епископа Троицкого, викария Московской епархии. 2 июня того же года патриарх Алексий II в Богоявленском кафедральном соборе Москвы возглавил хиротонию П. во епископа Троицкого. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ. 22 марта 2011 г. решением Синода РПЦ назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых . Решением Синода от 11 октября 2023 г. назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по иконописи.

http://pravenc.ru/text/2578821.html

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Дата создания: 25 марта 1713 г. Описание: Первое упоминание в документах — июль 1710 г., когда Петр I, осмотрев место близ Черной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 г. войск св. князя Александра Невского над шведами в Невской битве. Официальной датой основания обители принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. После образования Санкт-Петербургской епархии , с 1742 г., архимандритами монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры. 25 октября 1721 г. распоряжением в обители была основана Славянская школа. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.— в Главную семинарию. В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую духовную академию, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую духовную академию . Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии лавры все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи блгв. кн. Александра Невского и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака — в музее Эрмитажа. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, с тех пор на ее территории размещалось до 17 учреждений. В 1957 г. Свято-Троицкий собор лавры был передан Русской Православной Церкви, при нем образовался приход. Настоятелем собора стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи св. Александра Невского. 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского.

http://patriarchia.ru/db/text/142801.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010