Протоиерей Василий Ермаков: Освобождение- Патриарх — Учеба — Пастырское служение 4 февраля, 2007. Редакция " Правмира " В том же лагере находился и отец Василий Веревкин. Таллиннское православное духовенство обратилось к немцам с просьбой отпустить священнослужителя и его семью. Особенно, я знаю, хлопотал отец Михаил. Напряженно следил за ходом дела его сын Алеша, который на случай неудачи переговоров имел свой план. Уж не знаю, чего это стоило самым дорогим для меня людям, сколько нервов и сил было потрачено, какие убедительные были найдены слова… Материал сайта http://ermakov.orthost.ru/index.html Первая часть Протоиерей Василий Ермаков: Детство-Война- В оккупации 3 февраля 2007 года в 0:25 на 80-м году жизни скончался от инсульта настоятель и председатель Приходского совета храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков. Бог так судил, что моя жизнь с молодых лет оказалась связанной с жизнью Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия II. Я прекрасно знал его семью: батюшку Михаила Александровича, матушку Елену Иосифовну, и, разумеется, самого Алешу. Думаю, не пережил бы я страшных военных лет, если бы Господь не послал мне встречу с удивительной семьей будущего Патриарха. Михаил Александрович вызволил меня из фашистской неволи: еще немного — и я бы непременно погиб… В нашем бараке богослужения совершал светлой памяти протоиерей Михаил Ридигер — родитель ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. С ним приезжал ныне здравствующий митрополит Таллинский и всей Эстонии Корнилий. Тогда он был просто псаломщиком. Мальчиком-служкой у них был Алеша — Святейший Патриарх Алексий II. В том же лагере находился и отец Василий Веревкин. Таллиннское православное духовенство обратилось к немцам с просьбой отпустить священнослужителя и его семью. Особенно, я знаю, хлопотал отец Михаил. Напряженно следил за ходом дела его сын Алеша, который на случай неудачи переговоров имел свой план. Уж не знаю, чего это стоило самым дорогим для меня людям, сколько нервов и сил было потрачено, какие убедительные были найдены слова, но гитлеровцы просьбу духовенства в конце концов удовлетворили. Отец Василий причислил к своей семье и 14 октября, на Покров, нас с сестрой отпустили…

http://pravmir.ru/protoierej-vasilij-erm...

Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви 5 января, 2009. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Воплотившийся Бог Слово принес мир всем, кто верует в Него и следует за Ним, взяв крест свой. Но почему же вокруг нас по-прежнему столько конфликтов, распрей, ссор и обид? Почему сохраняется вражда между поколениями, политическими группами, богатыми и бедными? Почему расстаются родители, заставляя страдать детей? Незадолго до своей кончины новопреставленный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II успел подготовить публикуемое ниже Рождественское послание. Слава в вышних Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти. Стихира на литии в праздник Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый монашеский чин, дорогие братья и сестры верные чада церковные! Вновь слышим мы ликующую ангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение!» (Лк. 2. 14). Церковь встречает на земле Предвечного Бога, Который, родившись в Вифлееме от Приснодевы, стал Человеком. По слову Евангелия, Его Пришествие несет людям, живущим на земле, вышний мир. Исполняется пророчество Псалмопевца: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28. 11). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, говорит Спаситель, не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14. 27). Мир, подаваемый Богом и в Нем воплощенный, истребляет греховные страсти и мирские треволнения. Этот мир ничего общего не имеет с житейской самоуспокоенностью, замыкающей душу человеческую в рамках земных интересов, он возносит ее к премирному Царству Божию, причаститься которому уже здесь, на земле, может каждый истинный христианин. Святитель Василий Великий называл подаваемый Богом мир «совершеннейшим из благословений», а преподобный Серафим Саровский оставил нам поистине золотые, небесного свойства слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Руководитель пресс-службы Московской Патриархии: Святейший Патриарх Алексий — «образец требовательности к себе и великодушия к другим» 11 июня 2007 г. 09:49 В воскресенье 10 июня Русская Православная Церковь отмечала 17-летие Патриаршества Алексия II . Впечатлениями о работе с Предстоятелем Русской Церкви с корреспондентом ИТАР-ТАСС поделился руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский . «Это — очень искренний, доброжелательный человек, в общении с которым у собеседника раскрывается душа и сердце», — отметил отец Владимир. По его словам, он не раз видел, когда после беседы от Патриарха выходили люди «с совершенно другим выражением лица, с просветленным взглядом». «Да, он может иногда грозно посмотреть, но это бывает очень редко и всегда по делу. При этом, Патриарх — очень мягкий человек, ему не хочется людей огорчать, и если приходится делать замечание, он это делает в такой форме, что у человека остается надежда», — заметил отец Владимир. По мнению отца Владимира формированию такого характера Святейшего Патриарха способствовало его воспитание и окружение. Он напомнил, что предками Его святейшества были люди, на протяжении веков верно служившие России. Среди них — генерал Ридигер, герой войны 1812 года; дедушка по материнской линии, офицер Белой гвардии, расстрелянный большевиками; отец Алексия Второго был священником. В детстве, которое прошло в Эстонии (куда после революции переехал из Петербурга отец), среди его наставников был православный писатель Василий Никифоров-Волгин. «Воспитание и знания его были таковы, что семинарию он закончил за два года с отличием», — заметил отец Владимир. По традиции, присущей людям высокого рода, Патриарх практически ежедневно ведет дневник, и это с учетом его запредельных нагрузок. Говоря о напряженном графике Святейшего Патриарха, руководитель пресс-службы посетовал, что «его окружение, сменяя друг друга, едва успевает за ритмом, который за 17 лет все более набирает обороты». «Я думал, что в последние годы динамика роста количества храмов будет уменьшаться, но этого не происходит — в день в Русской Православной Церкви открываются 2-3 храма». Предстоятель Русской Церкви лично освятил около 230 церквей. «В год Патриарх проводит от 150 до 200 богослужений. Я думаю, редко кто из священников служит так часто», — сказал отец Владимир. По его впечатлению, «службы не только не отнимают, но прибавляют Патриарху силы».

http://patriarchia.ru/db/text/256125.htm...

«Своим героизмом и стойкостью Митрополит Корнилий переменил отношение к Православной Церкви во всей Эстонии» О новопреставленном митрополите Таллинском и всея Эстонии Корнилии говорят его сослужители и соработники. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) «Смотрим в будущее с завещанным нам владыкой Корнилием оптимизмом» Сергий, епископ Маардуский , викарий Таллинской епархии, член Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата: Епископ Маардуский Сергий – Ушел из жизни виднейший иерарх Русской Православной Церкви. Видный именно своей жизнью во Христе, любовью к богослужению, молитвенным деланием, исповедническим подвигом в годину гонений на Церковь. Во многом под его влиянием сформировался дух современной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, служению которой он посвятил в сане диакона, а потом и пресвитера более 70-ти лет своей жизни. Духовное чадо протоиерея Валерия Поведского, воспитанного в духовной школе маросейской общины святых Алексия и Сергия Мечевых, владыка Корнилий и сам во многом воспринял дух и отношение к богослужению из этого источника духовной традиции. Центром всего церковного бытия для него являлась евхаристическая жизнь «богослужебно-покаяльной семьи» – конкретной общины. Таким образом он взращивал ниву Христову и в Эстонской Православной Церкви. Сейчас жизнь самого владыки Корнилия – это уже часть истории Эстонской Православной Церкви. Он был прост в общении, открыт людям. Двери его дома были, можно сказать, распахнуты, если не для всех, то для многих, в том числе простых прихожан, которых он принимал с любовью. Это качество он унаследовал не только от мечевцев, но также от протоиерея Михаила Ридигера, настоятеля церкви Рождества Богородицы и иконы Казанской Божией Матери в Таллине, отца Святейшего Патриарха Алексия II. Слава Богу, в Эстонской Православной Церкви сохранилась преемственность поколений в священнослужении. Со своими сотрудниками владыка Корнилий всегда общался с неизменным уважением. В этом чувствовалась еще та царская школа, которую воспринял рожденный в начале XX века архиерей.

http://pravoslavie.ru/112420.html

25-летие возвращения мощей святого Александра Невского июня 2014 После революции мощи были вскрыты. Дважды они были спасены от поругания защитой митрополита Вениамина (Казанского) , будущего священномученика, но в итоге их постигла судьба многих реликвий. 12 мая 1922 года рака была вскрыта, серебряный саркофаг изъят и по частям перевезен в Эрмитаж. Вскрытие раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского (1922 г., ЦГАКФФД) Сами мощи духовенство во главе с митрополитом Вениамином тогда все же отстояло - ящичек с ними был снова запечатан и помещен на хранение в алтаре Саято-Троицкого собора. В 1948 году (по некоторым сведениям, в конце 1930-х годов) они были перемещены в запасники располагавшегося в здании Казанского собора , в котором располагался Музей истории религии и атеизма. Возвращение мощей верующим связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II , в то время возглавлявшего ленинградскую кафедру. Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, 1929) Митрополит Ленинградский и Новгородский с 1986 по 1990 (1989 г., ЦГАКФФД) 5 апреля 1989 года в присутствии представителей Ленинградской митрополии во главе с митрополитом Алексием (Ридигером) и дирекции музея был вскрыт и осмотрен ковчег с мощами. К лету переговоры митрополита с Министерством культуры РСФСР и руководством музея о возвращении мощей небесного покровителя города успешно завершились. Утром 3 июня 1989 года владыка Алексий и министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев прибыли в Казанский собор, где в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности был подписан акт о передаче мощей. Владыка Алексий совершил над окропленным святой водой ковчегом с мощами краткий молебен, после чего ковчег был вынесен из собора и в сопровождении митрополита перевезен к вратам лавры. Возвращение мощей святого князя Александра Невского в Лавру (3 июня 1989 г.) В это время духовенство митрополии крестным ходом во главе с епископами Ташкентским Львом и Тихвинским Проклом вышло из лавры к Святым вратам. Верующие устлали путь от собора до площади Александра Невского ветвями и живыми цветами.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

33-километровый пеший крестный ход прошел в Пюхтице Куремяэ , 27 августа 2014 г.      24 августа, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, к празднику Успения Пресвятой Богородицы состоялся крестный ход из Ильинского скита Пюхтицкого монастыря в Васкнарве в Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии, собравший более тысячи паломников.      Крестный ход собрал более тысячи паломников, сообщает сайт святой обители.      Для богомольцев, во время проведения православного праздника в Эстонии, были привлечены несколько автобусов, медработники; было организовано горячее питание. Общая протяженность крестного хода составила 33 километра. Один из сторонних наблюдателей на привале спросил у верующих: – Зачем вы пешком идёте 33 километра за иконой с молитвами и песнопениями? Что это вам даёт?      – Ты боишься смерти? – спросил вопрошающего один из хоругвеносцев. – Конечно, боюсь. – сразу же прозвучал ответ. – Вот и мы боимся смерти, не только телесной, но больше духовной, она намного страшнее... – И что, для этого нужно так далеко ходить, много молиться? – спрашивал обескураженный наблюдатель, взглядом провожая крестный ход далее.      Ответ на этот вопрос мы случайно услышали из уст пожилой православной женщины, когда крестный ход пришёл в Пюхтицкую обитель, и после молебна она со слезами благодарила Бога: – Слава Богу, что один раз в году нам, православным, можно рядом с Царицей Небесной пройти...      Краткая справка      Еще до основания Пюхтицкой обители (1891 г.) каждый год 15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, устраивался крестный ход на святую гору Пюхтицу, где, по преданию, была обретена эстонскими крестьянами чудотворная икона Божией Матери «Успение». В крестном ходе принимали участие губернские чиновники, православное священство во главе с митрополитом Рижским и, конечно же, множество верующих. Однако история первых крестных ходов из Сыренца (Васкнарвы) с Пюхтицкой чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы берет свое начало в 1818 году, в год возведения сыренецкого храма во имя Илии пророка, где хранился чудотворный образ Успения Божией Матери, обретенный эстонскими крестьянами в Пюхтице в XVI веке. В канун праздника Успения икону несли из Сыренца к месту ее обретения. После праздника чудотворный образ возвращали крестным ходом в Сыренец. А с 1892 года икона осталась в Пюхтице, в Успенском соборе монастыря. Но крестные ходы с Пюхтицкой святыней продолжались ежегодно. В 1940 году эта традиция была прервана новой властью. Летом 1941 года Ильинская церковь пострадала от обстрела немецкой артиллерии, а в 1944 году была основательно разрушена уже советской артиллерией. Лишь в 1974 году по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Алексия (Ридигера) было начато восстановление Ильинской церкви. Будущий Святейший Патриарх возложил дело восстановления храма на священника о. Василия Борина, который обладал большой духовной силой.

http://pravoslavie.ru/73219.html

В день своего рождения Патриарх Алексий совершил Божественную литургию Москва, 23 февраля 2005 г. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 23 февраля, в день своего рождения, Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в домовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, сообщает Седмица.Ru. За богослужением Его Святейшество молился о здравии российских воинов, которые отмечают сегодня День защитника Отечества. В прошениях заупокойной ектении были помянуты все, кто отдал свои жизни, защищая Родину на поле брани. Патриарх Алексий также молитвенно помянул своих приснопамятных родителей – протоиерея Михаила и Елену Иосифовну Ридигер. После богослужения от лица всех сотрудников Московской Патриархии Предстоятеля Русской Церкви поздравил Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент, который преподнес Его Святейшеству приветственный адрес: «Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец наш! 25 февраля Русская Православная Церковь торжественно отмечает день памяти Вашего небесного покровителя – святителя Алексия, митрополита Московского. Нам, сотрудникам Московской Патриархии, имеющим радость трудиться под Вашим непосредственным руководством и не понаслышке знающим сколь многогранны и разнообразны Ваши Первосвятительские труды, с особым чувством сердечной благодарности хочется обратиться к Вам в эти дни общецерковных торжеств, дабы поздравить Вас с днем рождения и Тезоименитства, и молитвенно пожелать Вам всесильной помощи Божией в Ваших дальнейших трудах на высоком и ответственном посту Предстоятеля нашей Церкви. Годы Вашего Первосвятительского служения поистине стали годами церковного возрождения, которое прочно связано с Вашим именем. Как Предстоятель Русской Православной Церкви и правящий епископ града Москвы, Вы лично возглавляете все общественно значимые инициативы Церкви. Ваше многообразное служение Богу, людям и Отчеству вдохновляет священнослужителей и мирян, которые, следуя примеру своего Первосвятителя, усердно трудятся в области духовного образования, миссионерства, благотворительности и социального служения. Сегодня именно Вы являетесь духовным лидером, пользующимся доверием большинства населения России. Благодаря этому нравственный авторитет Церкви ныне весьма высок.

http://pravoslavie.ru/12773.html

К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

«Он учит нас быть вдохновенными» Писатель Александр Сегень, автор книги о Патриархе Алексии II, рассказывает о Святейшем Никита Филатов Семь лет назад отошел ко Господу Святейший Патриарх Алексий II. Он, как и многие другие представители этого рода с остзейской, немного непривычной для русского слуха фамилией Ридигер, верой и правдой служил Богу и России. Мы встретились с писателем Александром Юрьевичем Сегенем – автором книги «Алексий II», которая вышла в серии ЖЗЛ. Эта книга – единственный обстоятельный труд о 15-м Предстоятеле Русской Православной Церкви. О том, что общего было у патриарха Алексия II со святым митрополитом Филаретом Московским, как любил проводить патриарх свободные часы и на каких языках мог свободно служить Божественную Литургию, – наша беседа. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – Александр Юрьевич, вы – автор книги о Святейшем Патриархе Алексии II. Как возникла идея писать именно об этом Предстоятеле Русской Православной Церкви? – Всё началось с того, что патриарх Алексий II заказал и благословил мне написать роман о деятельности Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны. Предполагалось, что по этому роману потом будет сниматься фильм. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – Вы говорите о фильме «Поп» режиссера В. Хотиненко? – Да. Роман был опубликован, и за него я получил премию Издательского совета Московской Патриархии «Просвещение через книгу». Вручая ее, владыка Климент сказал мне: «А теперь напишите и о Филарете». Дело в том, что лауреатам этой премии вручается статуэтка митрополита Филарета Московского. Я эти слова владыки Климента воспринял как напутствие. Святителя Филарета я всегда почитал, у меня на стене висел его портрет. Но я никогда не думал о том, чтобы писать о нем. Но раз владыка сказал… Я начал работу над такой книгой, а в процессе у меня возникла мысль о том, что продолжением ее должна быть книга о человеке, равновеликом Московскому святителю. Таким человеком мог быть только патриарх Алексий, к этому времени уже отошедший ко Господу.

http://pravoslavie.ru/88433.html

Патриарх Алексий II — о себе Впечатления детства, переписка с монахом, «домашнее задание» и любимая музыка 14 июня, 2005 Впечатления детства, переписка с монахом, «домашнее задание» и любимая музыка «К сожалению, минут досуга бывает мало. Но когда появляется свободное время, я люблю пообщаться с «братьями меньшими». У меня в резиденции под Москвой есть хозяйство, куда можно съездить и покормить коров, козочек, немножечко пройтись по воздуху» — подборка воспоминаний и рассказ о себе Патриарха Алексия II. 1. Биография Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода. С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом. Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947-1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950-1953). Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии. В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986). В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация. 2. Каникулы Каждое лето, когда родители были в отпуске, мы всей семьёй совершали паломничества в разные монастыри. Мы ездили в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Псково-Печерский Успенский мужской монастырь и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. 3. Впечатления детства Особенно мне запомнилось паломничества в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный на острове, который входил тогда в состав Финляндии. Мы побывали здесь дважды: в 1938 и 1939 году.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-ii-vs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010