Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II торжественно открыл заседания А. с. На первом пленарном заседании были приняты регламент, повестка дня и программа, избраны рабочие органы. Затем Святейший Патриарх представил А. с. доклад, в котором охарактеризовал состояние и деятельность РПЦ, вступившей в 3-е тысячелетие, и привёл статистические данные: к 2004 г. в Московском Патриархате насчитывалось 26 590 приходов, 652 мон-ря, 9468 воскресных школ и 2253 социальных центра. В своём докладе первосвятитель напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших после Архиерейского юбилейного Собора 2000 г.: 950-летие Киево-Печерской лавры (2001), перенесение в Россию, на Украину и в Белоруссию мощей св. ап. Андрея Первозванного (2003), 100-летие прославления преп. Серафима Саровского (2003), празднование 700-летия св. блгв. кн. Даниила Московского (2003), торжественная встреча верующими во главе с патриархом чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери (2004), 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского (2004). Отдельный раздел доклада патр. Алексия II был посвящён трудам по воссоединению с РПЦЗ. В мае 2004 г. по приглашению Святейшего Патриарха в Россию прибыла первая делегация РПЦЗ во главе с митр. Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурлой) . Отмечая возрастающее взаимопонимание в обсуждении тем, служивших в прошлом источником разделений, участники собеседований подчеркнули необходимость избегать шагов, способных повредить процессу дальнейшего сближения. Выработка совместного понимания проблем, препятствующих восстановлению полноты общения, была поручена комиссиям, к-рые приступили к совместной работе.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

«Патриарха Пимена я учил жать рожь, а Патриарху Алексию подносил камилавку» Интервью с протоиереем Евгением Пелешевым (2002 год) Протоиерей Евгений Пелешев – Отец Евгений, вы сегодня были у Святейшего Патриарха Алексия? Да, сегодня Господь сподобил меня встретиться с Патриархом, мы уж не виделись, наверное, лет десять - последний раз мы с ним встречались, когда было столетие Пюхтицкого монастыря. Мы со Святейшим почти ровесники: он - 1929 года, а я - 1930 года рождения. И мы знаем друг друга с 1951 года, когда я поступил в Таллиннское епархиальное управление, при владыке Романе, у которого я был шофером, келейником, ипподиаконом. И ровно 50 лет тому назад мы награждали отца Алексия Ридигера камилавкой, владыка давал ему камилавку, я подносил, пели " аксиос " . Я сегодня напомнил Патриарху об этом, говорю: " Владыка, помните? " Мне было тогда 22, ему 23. Ну и вот сегодня Господь сподобил встретиться - Святейший принял меня очень доброжелательно, мы встретились, как друзья, неофициально. Патриарх все расспрашивал обо мне: " Ну, как служится? " Я служу в Печерах, и приход у меня эстонский. Вначале я 5 лет служил чисто по-эстонски, по-русски почти слова не было. Это был единственный эстонский приход на всю Россию. Но теперь эстонцы все почти повымерли или уехали в Эстонию, и теперь к нам, в основном, ходят русские. Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо, т.е. помнит язык. Мы по-эстонски довольно долго говорили, вспоминали его родителей - Ридигеры были очень добродушными, отец Михаил и матушка Елена. – Вы их знали? – В Таллине отец Михаил Ридигер служил в Казанской церкви, мы любили у него служить: он нас всегда побалует, мы-то молодые были. Вспомнили с Патриархом молодость свою, о тех годах, о молодости побеседовали. Я ему рассказал, что вышла книга моих воспоминаний о Псково-Печерском монастыре. Святейший говорит, что еще не видел ее. Я ему тогда говорю, что она у меня в Сретенском монастыре есть. Патриарх сказал: " Тогда передайте ее наместнику, отцу Тихону, а он мне вручит " .

http://pravoslavie.ru/4538.html

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Маковецкий " decoding="" title="" На Светлый Праздник Пасхи по всей стране от Владивостока до Калининграда в кинотеатрах состоится премьерный показ нового фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп». Фильм рассказывает о Псковской Православной миссии, когда священники-миссионеры возрождали церковную жизнь на оккупированных фашистами территориях. Главного героя, отца Александра, сыграл популярный артист Сергей Васильевич Маковецкий. Он снялся во многих фильмах, среди них — «Макаров», «72 метра», «Жмурки», «Чудо», сделал исключение для двух сериалов Сергея Урсуляка, сыграв в «Ликвидации» и «Исаеве». Маковецкий избирательный, принципиальный и вдумчивый актер, он никогда не играет в тех фильмах, где его не устраивает сценарий, режиссер или роль.  Во время гастролей со столичным театром имени Вахтангова в Самаре он любезно согласился встретиться с корреспондентом «Благовеста» и поделиться своими впечатлениями о работе над фильмом «Поп» и в картине про «стояние Зои» — «Чудо». Маковецкий одет был демократично — джинсы и джемпер, был сосредоточен и почему-то немного нервничал, много курил и пил кофе… С администратором, угостившим его кофе, попытался расплатиться, но тот был рад угодить московскому гостю и от денег отказался. «Я после интервью обязательно денежку отдам», — негромко пробурчал Сергей Васильевич. Вот такой совсем не сноб, не «звезда», которая считает, что за его талант ему все вокруг должны. А совсем наоборот — человек, не желающий ущемить интересы другого человека даже простой чашечкой кофе.  Фильм про «попа» — Сергей Васильевич, любое дело для Православного человека начинается с благословения батюшки, а c чего начались для вас съемки фильма, рассказывающего о нелегкой судьбе священника? — Сама эта история была написана по благословению ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Царство ему Небесное! Его отец, священник Михаил Ридигер, сам ездил в концентрационный лагерь в Эстонии, чтобы облегчить участь военнопленных, там духовно укреплял Православных людей и, бывало, брал с собой маленького сынишку. И будущий Патриарх все видел своими глазами — и страдание, и голод, и смертельные болезни среди пленных русских воинов и мирного населения. В одной из таких поездок отец Михаил усыновил двоих детей и тем самым спас их от верной гибели. Таких спасенных, возможно, было не так много, как этого хотелось священникам-миссионерам, но они были, и эти попытки помочь несчастным порой заканчивались трагически для самих батюшек… Эта страдальческая страница нашей истории была для Святейшего Патриарха Алексия II болезненна и близка… И когда возникла такая идея фильма, он благословил сначала написание романа «Поп», а потом кинокомпания «Православная энциклопедия» пригласила режиссера Владимира Хотиненко, меня и других артистов принять участие в картине. Все это делалось и творилось по благословению священноначалия.

http://azbyka.ru/way/iskrenne-ljubit-lju...

Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Что Тебе принесем, Христе,  яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Стихира на Господи, воззвах вечерни праздника Рождества Христова Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария , пишет преподобный Ефрем Сирин, есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его» . Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 31 МАРТА — 5 АПРЕЛЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Во вступительном слове Патриарх Алексий II обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, ситуация в церковной жизни на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и общества. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архимадрита Сергия (Шеина), мч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске. По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».

http://sedmitza.ru/lib/text/429442/

" ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКОВ " ЖИВИТЕ С МИРОМ! " Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II еженедельнику " Собеседник " . ( " Собеседник " от 14 апреля 2001 года) 14.04.2001 Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в канун Святой Пасхи ответил на вопросы " Собеседника " . " Я прятал куклы от младшей сестренки... " — Ваше Святейшество, в этом году исполняется 40 лет вашей архиерейской хиротонии. Что значили для вас эти годы служения Богу и Церкви, что прежде всего вспоминается сейчас? — Одному Богу известно, сколько каждому из оставшихся в советской России, а не уехавших за рубеж священнослужителей пришлось пережить!.. Архиерейская хиротония — это посвящение в довольно высокую степень священства, во епископа. Я же в Церкви, можно сказать, с малых лет. Сколько помню себя, служу Богу. — Как известно, в миру вы — Алексей Михайлович Ридигер. Само имя Алексей означает " человек Божий " . Выходит, ваши родители с колыбели готовили вас к священной миссии? — В шесть лет я разливал крещенскую воду в храме — это стало первым моим послушанием — и твердо знал: буду священником и никем иным! Разумеется, к столь бескомпромиссному выбору подвели меня мои бесценные родители. Отец, Михаил Александрович, уроженец Санкт-Петербурга, происходил из древнего рода Ридигеров. Наш род дал России знаменитых военачальников и юристов, в том числе и героя Отечественной войны 1812 года генерал-адъютанта графа Федора Ридигера, военного министра царского правительства в 1905—1909 годах Александра Ридигера, о мужестве которого во времена русско-турецкой войны 1877—1878 годов ходили легенды. Папа должен был продолжить семейную традицию и для начала поступил в Императорское училище правоведения — одно из самых привилегированных учебных заведений в те времена. Но грянула революция 1917 года, за ней — октябрьский переворот. Спасение отец нашел в эмиграции. Поселился в Эстонии, где через несколько лет сочетался законным браком с моей будущей мамой — Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля, ныне Таллина. Я был единственным сыном у родителей. Нас связывали крепкая любовь и особый дух православной церковности, когда жизнь неотделима от храма Божия и сама семья воистину становится домашней Церковью. К десяти годам выучил наизусть литургию.

http://zavet.ru/news/news-p010415.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > В канун Собора 05.01.2009 466 Время на чтение 11 минут    " Завтра " . Владимир Леонидович, у многих православных людей смерть Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вызвала ощущение настоящего " конца эпохи " , перехода нашего общества в какое-то новое историческое и духовное измерение. Насколько, на ваш взгляд, может быть оправданно такое ощущение, не является ли оно переносом вовне каких-то личных переживаний?      Владимир МАХНАЧ. Да, все мы понесли тягчайшую потерю. Прежде всего я должен сказать несколько слов о Патриархе Алексии как о человеке. Может быть, не все знают, что он — из очень хорошей и очень необычной семьи. Необычной потому, что Ридигеры — один из считанных по пальцам эстонских родов, который удостоился немецкого прибалтийского остзейского дворянства. Из этого рода вышел даже очень неплохой — на рубеже XIX-XX веков — военный министр Российской империи генерал Виер. Он не является прямым предком Святейшего, но это один из его близких родственников.      Владимир Карпец даже утверждал, что фамилия Ридигер встречается в " Песне о нибелунгах " . Этого, положим, я не знаю, но то, что род этот древний и заслуженный — факт. Род эстский, эстонский, а эстонцы при немцах не только отродясь в дворянах не бывали — они и в ремесленники с трудом пробивались. Если в бывшем городе Ревеле, а ныне Таллине, и встречались эсты, то они испокон веков были слугами, а ремесленником: булочником, скорняком, сапожником и так далее — был немец или датчанин. Это немаловажно, потому что семейные традиции, родовая память — или отсутствие таковых — играют решающую роль в формировании личности.      Второй момент — конкретные обстоятельства места и времени. Святейший Патриарх Алексий прошёл, наверное, через все испытания, через которые мог пройти человек его поколения. Он родился в независимой Эстонии, пережил и присоединение Прибалтики к Советскому Союзу, и немецкую оккупацию, и послевоенное сталинское терпимое отношение к Церкви, и атеистический беспредел хрущевской " оттепели " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ Публицист Валерий Отставных о задачах, стоящих перед Русской Церковью 23.11.2011 1674 Время на чтение 3 минуты Исполнилось 65 лет со дня рождения шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был известен в России не только церковным людям задолго до интронизации. Молодой митрополит-миссионер, руководитель синодального Отдела внешних церковных связей, многолетний ведущий телевизионной программы «Слово пастыря», замечательный публицист и богослов, опытный церковный дипломат, искусный оратор, непобедимый дискутант, ученик и последователь знаменитого приснопамятного ленинградского архиерея Никодима (Ротова), «человека Церкви», при этом твердого «государственника», патриота своего земного Отечества. Но мы знали митрополита Кирилла, что же сказать о Патриархе Кирилле и его трудах? Каждое время предъявляет Церкви свои «вызовы». Поэтому перед каждым Предстоятелем Церкви стоит своя задача, которую он обязан решить. Патриархи «советского времени» истории Русской Православной Церкви должны были во что бы то ни стало просто физически сохранить Церковь от уничтожения атеистической властью, идя на определенные политические компромиссы с этой властью, но оставляя неповрежденным Священное Предание, данное Церкви Богом. Это была задача святого Патриарха Тихона (Белавина), Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Пимена (Извекова). Перед Патриархом Алексием II (Ридигером) встала новая задача: восстановить Церковь из руин, вывести ее из «гетто», в котором она находилась семь десятков лет. И эта задача, не без помощи Божьей, была выполнена. Последние десятилетия многие называют временем религиозно-церковного ренессанса в России. Это факт неоспоримый. Перед Патриархом Кириллом сегодня стоит особая задача, и я не знаю, насколько ее выполнение «легче» предыдущих. Он призван, как мне представляется, изменить саму парадигму отношений клира и паствы, решить проблему существования «номинально православных» и «номинального православия» в принципе.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/23/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря 12.02.2018 501 Время на чтение 66 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 43 - 70.(1) За весь «постсоветский» период истории состоялось три патриарших визита в Татарстан. 31 августа - 2 сентября 1997 г. и 21 июля 2005 г. республику дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер). 20 - 21 июля 2016 г. в Татарстане с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев). При этом два последних приезда Предстоятелей Русской Православной Церкви (РПЦ) были непосредственным образом связаны с Казанской иконой Божией Матери и Казанским Богородицким монастырём (КБМ). Основной целью визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21 июля 2005 г. стала передача в г. Казань почитаемого списка Казанской иконы Божией Матери, подаренного (в официальной церковной трактовке - возвращённого) в 2004 г. Московскому Патриархату Папой Римским Иоанном Павлом II (К.Ю. Войтылой). При этом постоянным местом пребывания образа, за которым в связи с этим закрепилось название «Ватиканского», был определён Крестовоздвиженский собор КБМ. Первосвятительский визит в республику нынешнего Предстоятеля РПЦ, проходивший 20 - 21 июля 2016 г., стал первым за всё время его патриаршества. Главным пунктом программы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала закладка памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери КБМ. Это значимое церковное и общественное событие ознаменовало собой окончание подготовительного этапа реализации проекта, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Когда в уже далеком 1990 году в трапезном зале Троице-Сергиевой лавры проходил Поместный собор РПЦ, нас, дерзнувших написать об этом событии, было до смешного мало. Власть в стране еще принадлежала коммунистам, а партийной прессе не было дела до выборов патриарха. Тогда я вместе с фотокорреспондентом “Вечерки” Александром Натрускиным свободно ходил между рядами архиереев, приставая к ним с наглым вопросом: “За кого будете голосовать”? А они были в явном смятении – как выбирать патриарха, если до сих пор нет указаний из ЦК КПСС?     Огромная ответственность О том, что выборы тогда были честными, говорит еще один комичный факт. В розданной журналистам биографии соискателей на патриарший престол я обнаружил, что мирское имя митрополита АлексияАлексий Михайлович Ридигер – было напечатано с ошибкой. Только спустя много лет я узнал, что ошибка закралась из публикации в церковной газете. Мы с Александром подошли к новоизбранному патриарху с поздравлением. Особой радости тогда я в его глазах не увидел. Патриарх уже думал о той величайшей ответственности, которая свалилась на его плечи в преддверии ожидающих Россию изменений. Саша напросился к Его Святейшеству в гости – они жили в одном доме близ станции метро “Войковская”. Патриарха не смутила такая просьба, и на следующий день “Вечерка” опубликовала уникальные кадры чаепития у Предстоятеля Русской православной церкви в вечер после избрания. А первым столичным храмом, который освятил новый правящий архиерей Москвы, стал храм Преображения Господня в Тушине – и “Вечерка” вновь была единственным изданием, которое напечатало репортаж с этого события. Спустя несколько лет по благословению патриарха “Вечерка” начала печатать вкладку “Московский церковный вестник” – уникальный проект – выпуск массового православного издания. Помню, как я привозил в резиденцию свежий выпуск газеты, патриарх с интересом читал и, как ни странно, особо не ругал, хотя сегодня мне очевидно, что ляпов было много… Его иподиаконы часто рассказывали, как Алексий II, уезжая куда-то, перед отправлением поезда всегда спрашивал их: “А “Вечерку” не забыли купить”? И те носились по вокзальным киоскам в поисках газеты.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010