Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского ; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II . В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Крест патриарха РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_72124.html 25 января 2010 Виктор Малухин Крест патриарха Источник:  Журнал " Северный Благовест " 5 декабря 2008 года, в день попразднства Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, на восьмидесятом году жизни и на девятнадцатом году Первосвятительского служения, в своей резиденции в Переделкине почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Нежданная эта кончина совлекла с плеч пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви незримый, но тяжкий Патриарший крест, который он пронес не сгибаясь и не помышляя переложить на другого. Ныне этот Первосвятительский крест обрел видимые для всех очертания, покрыв собою свежее надгробие в месте последнего упокоения Святейшего Патриарха Алексия – в Кафедральном Богоявленском соборе в Москве. Прославит ли однажды Бог новопреставленного Патриарха в лике святых Своих угодников, подобно трем из четырнадцати русских Первосвятителей, – об этом нам, современникам его жизни и его трудов, его подвигов и его молитв, его служения и его ухода, знать не дано. Но нам выпало видеть и разделять глубокую скорбь верующих самой многочисленной Поместной Церкви православного мира, оплакивающих кончину своего духовного Владыки и отца. Нетипичный Предстоятель Святейший Патриарх Алексий (Ридигер) был, пожалуй, самым нетипичным из всех его собратьев, когда-либо занимавших в России Первосвятительскую кафедру, и особенно – по сравнению с Патриархами советского времени. Ибо он не просто принадлежал к обрусевшей шведско-германской дворянской фамилии, верно служившей не одно столетие русскому престолу и прославившей родовое курляндское имя и в победоносной Отечественной войне 1812 года, и в несчастливой Крымской кампании 1855-1858 годов. Более того, Бог судил ему появиться на свет в 1929 году в День Советской армии, но за пределами тогдашней Советской России, во враждебной ей Эстонии, в семье, как тогда было принято говорить, белоэмигрантов.

http://religare.ru/2_72124_1_21.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 10, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru 10-14 августа в Петербурге состоялась выставка-ярмарка «Медовый Спас». Уже в четвертый раз компания «Нева Экспо» организует ее в Выставочном центре Северо-Запада РФ (пл. Победы, 2). 10 августа молебен на открытии выставки совершил иерей Артемий Пиянзов, клирик храма Святого Великомученика Георгия Победоносца в Купчине, а ансамбль звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери порадовал гостей концертом колокольных звонов. Как и в прошлые годы, выставка была приурочена к празднику Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По традиции, по случаю праздника «Медового Спаса», на выставке продавался мед нового урожая. Помимо меда, на этот раз покупателям был предложен большой выбор книг, фильмов, записей духовной музыки и сувениров от производителей из Украины, Белоруссии и даже из Израиля. Также, уже в третий раз, в рамках выставки прошел Всероссийский праздник современной православной песни с участием музыкантов из Екатеринбурга, Костромы, Волгограда. 10 августа в Орловском музее изобразительных искусств открылась фотовыставка, посвященная памяти одного из выдающихся уроженцев Орловской земли, протоиерея Василия Ермакова, настоятеля храма прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Петербурга. Отец Василий большую часть своей жизни провел Петербурге, но родился он в городе Болхове Орловской области. В годы войны он был угнан оттуда немцами в Прибалтику, где его из концлагеря вызволил отец будущего Патриарха Алексия II. За одной скамьей с Алексеем Ридигером он уже в Ленинграде получил духовное образование и позже остался здесь священником. Отца Василия не стало в ночь со 2 на 3 февраля 2007 года. В последние годы жизни он регулярно посещал родной Болхов, имел теплые и дружеские отношения с руководством Орловской области. На выставке были представлены работы, на которых отец Василий Ермаков запечатлен в разные моменты его жизни и церковного служения, в окружении близких, духовных чад и известных общественных деятелей.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. Иоанн (Попов), архиеп. Белгородский и Старооскольский. Фотография. 2010 г. (Попов Сергей Леонидович; род. 1.09.1960, Иркутск), митр. Белгородский и Старооскольский, глава Белгородской митрополии, председатель Миссионерского отдела РПЦ. Из семьи служащего. Окончил с отличием среднюю школу. В 1977 г. поступил на исторический фак-т Иркутского гос. ун-та им. А. Жданова, по окончании которого преподавал, учился в аспирантуре Новосибирского гос. ун-та. В мае 1983 г., оставив преподавание, был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска. С авг. 1984 г. иподиакон при Иркутском и Читинском архиеп. Ювеналии (Тарасове) , одновременно был директором свечного завода Иркутского ЕУ. В 1985 г. в связи с переводом архиеп. Ювеналия на Курскую кафедру переехал в Курск, где исполнял послушание келейника архиепископа, а затем его личного секретаря. Учился в Ленинградской ДС (1985-1888), затем заочно в Ленинградской ДА (1988-1992). В дек. 1989 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. архиеп. Ювеналием пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь митр. Тобольского свт. Иоанна (Максимовича) . 4 апр. 1990 г. рукоположен во диакона, 7 апр.- во иерея. В июне 1990 г. назначен ректором Курского ДУ, возведен в сан игумена. В дек. 1991 г. в связи с преобразованием училища в семинарию был назначен ректором Курской ДС, в нояб. 1992 г. утвержден в этой должности Свящ. Синодом. В 1993 г. возведен в сан архимандрита. 23 февр. 1993 г. определен быть епископом, 4 апр. того же года хиротонисан во епископа Белгородского. Хиротонию в московском Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Алексий II. Назначен викарием восстановленного Белгородского вик-ства Курской епархии с сохранением обязанностей ректора Курской ДС.

http://pravenc.ru/text/469528.html

Поги. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В 1848 году в деревянном усадебном доме Вонлярлярских была устроена устроена домовая церковь Смоленской иконы Божией Матери. Уже 1850 г., по проекту архитектора Б.Б. Гейденрейха на средства помещика К. Вонлярлярского начала строиться новая каменная пятикупольная церковь с пристроенной трехъярусной колокольней возведена. Архитектор стремился возвести храм в популярном в то время русско-византийском стиле. Церковь была освящена в 1851 г., а в 1855 г. в подвальном этаже был устроен придел Рождества Христова. Храм был закрыт в 1935 г. В советское время интерьер церкви был изменен чугунными перекрытиями, которые впоследствии обвалились под своим же весом. Возвращение Русской Православной Церкви произошло в 1990 г. Предполагалось первоначально передать храм в качестве подворья Иоанновскому женскому монастырю. Но, по благословению митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), храм отошёл к Софийскому собору в Пушкине. В 1992 г. начата реставрация. Богослужения совершаются регулярно. Село Новолисино, прежнее поместье супруги тайного советника Наталии Петровны Вонлярлярской, находится на берегу небольшаго озера, в 50 верстах от Петербурга, в 25 вестах от Царского села. Село, построенное в 1843 году г-м Вонлярлярским, имеет общие с соседними местностями имена: Княжье, Лисино - имение князя Юсупова, Старое Лисино - имение вдовы тайного советника Родифиникиной и пр. Сперва была здесь временная церковь, в деревянном доме, который был построен графом Федором Буксгевденом, дедом нынешней помещицы. Нынешний храм заложен в 1850 г. тайным советником Вонлярлярским по следующему событию: жители города Смоленска, разоренные в 1812 году, взяли на обновление своих жилищ деньги из казны в долг, который постепенно возрос до 80 000 руб. сер. По ходатайству г. Вонлярлярского долг этот был прощен государем. Жители Смоленска, из благодарности к Вонлярлярскому, поднесли ему икону Смоленской Божией Матери. Так как соседняя церковь села Тосны была отсюда в 25 верстах и крестьяне затруднялись иметь сообщения с нею, то г. Вонлярлярский, желая с одной стороны послужить пользе крестьян, с другой дать место поднесенной ему иконе, построил у себя церковь во имя Смоленской Божией Матери. Храм стоил до 80 000 руб. сер. и построен на счет помещика и на сборную сумму. 11 июля 1855 года освящен был придел, находящийся в подвальном этаже, во имя Рождества Христова. Антиминс главного алтаря - во имя Смоленской Божией Матери освящен 1851 г. июня 17 дня Макарием, епископом винницким, антиминс придела освящен митрополитом Никанором 1855 г. января 30.

http://sobory.ru/article/?object=02742

поиск:   разделы   рассылка Евгений Стрельчик Воспоминания о Патриархе Алексии II Источник:  Вечерняя Когда в уже далеком 1990 году в трапезном зале Троице-Сергиевой лавры проходил Поместный собор РПЦ, нас, дерзнувших написать об этом событии, было до смешного мало. Власть в стране еще принадлежала коммунистам, а партийной прессе не было дела до выборов патриарха. Тогда я вместе с фотокорреспондентом " Вечерки " Александром Натрускиным свободно ходил между рядами архиереев, приставая к ним с наглым вопросом: " За кого будете голосовать " ? А они были в явном смятении – как выбирать патриарха, если до сих пор нет указаний из ЦК КПСС? Огромная ответственность О том, что выборы тогда были честными, говорит еще один комичный факт. В розданной журналистам биографии соискателей на патриарший престол я обнаружил, что мирское имя митрополита АлексияАлексий Михайлович Ридигер – было напечатано с ошибкой. Только спустя много лет я узнал, что ошибка закралась из публикации в церковной газете. Мы с Александром подошли к новоизбранному патриарху с поздравлением. Особой радости тогда я в его глазах не увидел. Патриарх уже думал о той величайшей ответственности, которая свалилась на его плечи в преддверии ожидающих Россию изменений. Саша напросился к Его Святейшеству в гости – они жили в одном доме близ станции метро " Войковская " . Патриарха не смутила такая просьба, и на следующий день " Вечерка " опубликовала уникальные кадры чаепития у Предстоятеля Русской православной церкви в вечер после избрания. А первым столичным храмом, который освятил новый правящий архиерей Москвы, стал храм Преображения Господня в Тушине – и " Вечерка " вновь была единственным изданием, которое напечатало репортаж с этого события. Спустя несколько лет по благословению патриарха " Вечерка " начала печатать вкладку " Московский церковный вестник " – уникальный проект – выпуск массового православного издания. Помню, как я привозил в резиденцию свежий выпуск газеты, патриарх с интересом читал и, как ни странно, особо не ругал, хотя сегодня мне очевидно, что ляпов было много... Его иподиаконы часто рассказывали, как Алексий II, уезжая куда-то, перед отправлением поезда всегда спрашивал их: " А " Вечерку " не забыли купить " ? И те носились по вокзальным киоскам в поисках газеты.

http://religare.ru/2_60331.html

Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. 5 сентября, 2007 «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. 2007 г. «20-летие», конечно, условная дата. Что считать отправной точкой? Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 г.? На Поместном соборе 1988 г. был принят новый Устав РПЦ, однако условий его исполнения еще не было. Некоторый положительный сдвиг в отношении государства, ставшего во времена «перестройки» на путь либерализма, к РПЦ произошел, но только внешний. Скорее, нужно говорить о знаменательном факте, каким стало избрание Поместным собором 1990 г. Патриарха Aлekcuя II, а также принятие союзного закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1 окт. 1990 г.), российского закона «О свободе вероисповеданий» и вслед за этим упразднение в 1991 г. Совета по делам религии. Именно тогда в РФ был окончательно прекращен тотальный контроль над религиозными объединениями. Напомню известный факт. В конце 1985 года управляющий делами Патриархии митрополит Алексий (Ридигер) направил М. С. Горбачеву письмо, в котором поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. Впрочем, всего лишь через 4 года упомянутый Поместный собор летом 1990 года уже проходил без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

сост. М.А. Бабкин II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) Долг Церкви – познать волю Божию, а она раскрывается в соборном согласии епископата, клира и народа Божия, то есть всей Полноты Церковной Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси (Из телеобращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 июля 1998 г. ЖМП. М., 1998. 9. С. 5). 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 162. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства Ставропольской губернии 330 17 марта 1917 г. П. 12. Обсуждение мер к общем у воодушевлению, объединению народа в борьбе с врагом и в деле продовольствия 331 : Помимо распространения в самых широких размерах соответствующих воззваний правительства и самого духовенства, считать нравственным долгом, непременной и святой обязанностью каждого члена причта при всяком удобном случае путем личных бесед внушать прихожанам необходимость борьбы со врагом до победного конца, в простых и ясных примерах показывая ужасные последствия поражения вплоть до лишения завоеванных народом свобод; поддерживать в народе словом и примером бодрость духа – вернейший залог победы; опровергать всякие ложные и неправдоподобные слухи о ходе военных действий; призывать отцов, матерей и жен воинов к тому, чтобы они и в письмах своих в армию умоляли своих дорогих заступников постоять против врага до полной победы над ним... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 408409. П. 14. Об отношении духовенства к текущим событиям: По телеграфу поставить в известность г[осподи]на председателя [Совета] министров о том, что духовенство епархии, признавая новый государственный строй и всецело подчиняясь Временному Правительству, приложит все силы к водворению в народе новых начал государственной жизни и надеется, что при единстве твердой правительственной власти отношение последней к церкви и духовенству будет благожелательным. 332 Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 409; Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 1415. Часть неофиц. С. 148149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 29  голосов:  4.6 из  5) Эту книгу Александр Сегень написал по особому и весьма почетному заказу, поступившему от самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как известно, отец Патриарха, священник Михаил Ридигер, во время войны оказался на оккупированной врагом территории и продолжал свое пастырское служение. Давно пришла пора реабилитировать тех, кто продолжал жить, растить детей, выживать под гнетом врага. Врачей, учителей, крестьян, рабочих. И священников. В романе рассказывается о судьбе православного священника, служившего в годы войны на оккупированной фашистами территории Псковской области. Вынужденный притворяться, что действует под крылом гитлеровцев, отец Александр помогал партизанам, и советским военнопленным, принимал в свою семью детей, оставшихся сиротами, беженцев и узников детского концлагеря Саласпилс. Предисловие Эту книгу Александр Сегень написал по особому и весьма почетному заказу, поступившему от самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как известно, отец Патриарха, священник Михаил Ридигер, во время войны оказался на оккупированной врагом территории и продолжал свое пастырское служение. Давно пришла пора реабилитировать тех, кто продолжал жить, растить детей, выживать под гнетом врага. Врачей, учителей, крестьян, рабочих. И священников. В романе рассказывается о судьбе православного священника в годы войны на оккупированной фашистами территории Псковской области. Вынужденный притворяться, что действует под крылом гитлеровцев, отец Александр активно помогал партизанам, принимал в свою семью детей, оставшихся сиротами, беженцев и узников концлагеря Саласпилс. Популярный русский режиссер Владимир Хотиненко снял по этому роману фильм «Поп». Съемки этого фильма шли с лета 2008 года. Патриарх Алексий II постоянно следил за ходом работ. Он лично утверждал актеров на главные роли. Роль священника сыграл Сергей Маковецкий, роль попадьи — Нина Усатова. И получился неповторимый дуэт. Этот фильм — одна из главных премьер осени 2009 года.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Закрыть itemscope itemtype="" > Поминовение Святейшего Патриарха Алексия в Париже 10.12.2008 408 Время на чтение 4 минуты Смерть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утром 5 декабря стала своего рода историческим рубежом. Святейший Патриарх принадлежал к другому поколению, нежели большинство нынешних русских архиереев. И дело не только в том, что он родился в 1929 году, но скорее в том, что он был частью досоветского поколения, так как родился и вырос в Эстонии, еще не отошедшей по известной международной договоренности к Советскому Союзу. По своему этническому и социальному происхождению семья почившего патриарха принадлежала к остзейским немцам, составлявших в XVIII-XIX веках класс местных землевладельцев, а заодно и опору российского присутствия на этих землях. Пополняя армию и чиновничество Российской империи, многие из них принимали Православие, их родным языком становился русский. Именно эта среда дала в свое время множество подлинных героев Гражданской войны. Прибалтика 1920-1930-х годов стала одним из главных мест русского рассеяния, близко связанным с русской эмиграцией в Западной Европе и в частности во Франции. Об этом говорит хотя бы широкая деятельность Русского христианского студенческого движения (РХСД) в Эстонии и Латвии, к которому имел отношение отец Святейшего Патриарха, ставший впоследствии священником, Михаил Ридигер. Молодежные православные съезды посещались профессорами Сергиевского богословского института (Париж) и многими известными людьми русского зарубежья. В Риге недалеко от вокзала сохранился старый особняк, служивший местом этих съездов… Можно сказать, что Прибалтика времен формирования национальных государств отчасти еще оставалась частью старой Российской империи. И, конечно, в большей степени, чем Советская Россия. Об этом неоднократно говорил и сам Святейший Патриарх, вспоминая свои детские паломничества на Валаам (тогда относившийся к Финляндии, как и во времена Российской империи) и сравнивая их с посещением Валаама уже советского времени. Во время Второй мировой войны именно русская Прибалтика в первую очередь дала множество деятелей так называемой Псковской миссии, действовавшей на северо-западе России во время немецкой оккупации. Духовенство и миряне этой миссии, центр которой находился во Пскове, занимались возрождением храмов, приходов, монашеских общин, научением вере и т. п. на территориях, переживших советские репрессии и тотальное уничтожение духовенства и деятельных мирян в 1920-1930 годы. С возвращением Советской армии большинство служителей Псковской миссии начало свой путь мученичества и исповедничества. Духовник будущего патриарха отец Александр Киселев, напротив, оказался на Западе, и даже был духовником так называемой Власовской армии. Отец патриарха и его семья приняли решение (или были вынуждены: мы этого никогда доподлинно не узнаем) остаться в Советской России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010