В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами» 414 . Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Алексий (Пантелеев Александр Аполлонович) (1874–1948), архиепископ, Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1906 года состоял в клире Алеутской и Северо-Американской епархии. Проживал и подвизался в США. В 1909 году переведен на Аляску в город Уналяска, где получил приход. В 1912 году переведен в Питтсбург (штат Пенсильвания). Окормлял также приходы в штатах Коннектикут и Нью-Джерси. В 1916 году возведен в сан протоиерея. Преподавал русский язык в Русском женском колледже в Бруклине и был профессором догматики и морального богословия в Свято-Платоновской семинарии в городе Теналфи. В 1917 году снова получил назначение на Аляску, где служил в Михайловском соборе в Ситхе. Овдовел в 1921 году, в 1925 году принял монашество и был возведен в сан архимандрита. В феврале 1927 года хиротонисан во епископа Сан-Францисского, викария Северо-Американской епархии. В 1931 году переведен на Чикагскую, а в ноябре 1932 года – на Питтсбургскую кафедру. С конца ноября 1934 года – епископ Алеутский и Аляскинский. В 1941 году он ушел на покой. В 1942 году назначен помощником ректора Свято-Тихоновской духовной семинарии, а затем ее ректором. В 1940-х гг. – секретарь Совета епископов и заместитель председателя Митрополичьего совета Северо-Американской митрополии. В январе 1946 г. принят в состав духовенства Московского Патриархата. В этом же году вернулся из США на Родину, и в 1947 году назначен Омским и Тарским архиепископом, затем титуловался Омским и Тюменским. Алексий (Сергеев Виктор Михайлович) (1899–1968), архиепископ. В 1919 г. окончил архитектурное отделение Московского училища иконописи. В 1923 г. поступил послушником в Смоленско-Зосимову пустынь, которую вскоре закрыли, и большинство братии перешло в Высоко-Петровский монастырь. Иеромонах (1927). Архимандрит (1932). Епископ Каширский (1935–1936), Серпуховской (1936–1937), Вологодский (1937), Егорьевский (1937), Ивановский (1937–1938). В 1938 г. отошел от митрополита Сергия (Страгородского) . В 1939 г. запрещен в священнослужении и предан суду архиереев. С декабря 1940 года, после принесения покаяния, прощен и назначен епископом Тульским. Епископ Тульский и Одоевский (1940–1941), Кишиневский (1941–1942), Уфимский (1942), Рязанский (1942–1943). Участник Архиерейского Собора 1943 года. Временно управляющий Тульской и Калужской епархиями (1943–1944). Архиепископ Ярославский (1944–1947), Курский и Белгородский (1947–1948), Челябинский и Златоустовский (1948–1950), Калининский и Кашинский (1950–1951), Великолуакий, временно управляющий епархией (1951–1954). В 1954 г. уволен на покой, однако в 1957 г. вновь назначается архиепископом Алмаатинским. В феврале 1958 г. уволен на покой. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако по получении сообщения от архиеп. Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил свое решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ 587 от 11 окт.1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова. 13 октября о. Николай был пострижен в монашество с именем Григорий (решение митр. Сергия), в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (возведенный 10 октября в сан архиепископа) и ожидавший прибытия прот. Николая в течение 3 недель в Ульяновске, архиепископы Рязанский Алексий (Сергеев) и Куйбышевский Алексий (Палицын), который постригал. По пострижении он сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого «очень растроганный», как он писал, «избранный и нареченный» иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «Ваше Блаженство, Богомудрые Архипастыри! Волею Божию и Вашим избранием я, недостойный, возвожусь на высокую степень архиерейства. Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась, и, не умея быть праздным, я уже занялся подытоживанием всей моей прежней религиозно-просветительной работы. И вдруг, неожиданно, я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней». В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Я с этого начал. Ничего не знал еще, конечно: как и что, как нужно дать посох архиерею, как нужно взять его у него и т.д. Вот с этого началось. Потом был у меня храм Преображения на Преображенской площади (он был впоследствии взорван). Там был архиепископ Алексий (Сергеев), который изображен на картине Корина «Русь уходящая». Он был из Петровского монастыря, очень к нам хорошо относился, и вот у него я прислуживал тоже там какое-то время. Влечение к богослужению у меня осталось. Поэтому, когда пришло время, я стал священником Во время эвакуации уехал в Уфу и тоже продолжал прислуживать у архиепископа Уфимского Стефана (Проценко). А потом возвратился опять в Москву и был у Патриархов Сергия и Алексия I. А потом, когда уже учился в консерватории, мне некогда было уже прислуживать, я уже очень изредка бывал на этих службах. Тем не менее влечение к богослужению у меня осталось. Поэтому, когда пришло время, я стал священником. Но после консерватории, чтобы отдать государству формально долг, как это было положено, я 3 года работал редактором в филармонии, в редакционном отделе. А потом уже принял сан, в 1958-м году. И Патриарх Алексий I как раз рукоположил меня в сан диакона… Я был приписан к собору и проходил практику в Елоховском соборе. А потом – на приход, и пошло чередой: сначала в Измайлово, потом – в Ивановское, и третий храм – Иоанна Воина, который является моим любимым храмом, конечно. Сколько это время продлится, Одному Господу известно, но тем не менее я не оставляю своих обязанностей: для меня это радость. Болезнь младостарчества – Сегодня часто рукополагаются совсем молодые священники. Они получают приходы и создают приходские общины. Но они сами и их духовные чада порой не имеют практического опыта и богослужебной практики. Как относиться к таким священникам? Они часто дают советы, пытаются чему-то научить, но они сами не имеют духовного опыта. Митрополит Николай (Ярушевич) – Существует так называемая болезнь младостарчества. Наверное, многие слышали об этом? Сейчас, по-моему, она уже изживается, если я не ошибаюсь, потому что в настоящее время духовное образование поставлено на более широкую ногу.

http://pravoslavie.ru/132213.html

Алексий (Сергеев) был назначен архиепископом Кишинёвским и Бессарабским с оставлением за ним Измаильской и Бельцкой епархий и с поручением управления Черновицкой епархией; он титуловался как «экзарх Бессарабский и Севернобуковинский». В 1940-1941 гг. арестам подверглись влиятельные клирики бывш. Четатя-Албской епархии: преподаватель семинарии прот. Георгий Мунтяну из Измаила, благочинный епархиальных мон-рей архим. Савватий (Зубку), прот. Никанор Малеши из Аккермана, свящ. Афанасий Кострицкий из с. Хаджи-Курда (ныне Камышовка Одесской обл.), свящ. Александр Гросу из с. Олонешты, свящ. Димитрий Захария из с. Ст. Ларга (ныне Ларга-Веке р-на Кахул, Молдавия), свящ. Антоний Вустян из с. Матросская (ныне Одесской обл.), свящ. Филипп Белинский из с. Борисовка (ныне Одесской обл.), свящ. Василий Спанак из с. Минджир (ныне р-на Хынчешть, Молдавия), свящ. Христофор Бейликчи из с. Куза-Вода (ныне Александру-Йоан-Куза р-на Кахул) и др. Все указанные лица были отправлены в сибир. лагеря, в Молдавию вернулся только прот. Антоний Вустян в 1954 г. В годы румын. оккупации Молдавии во время Великой Отечественной войны Четатя-Албская епархия была возобновлена в пределах 3 жудецов Румынии: Четатя-Албэ, Измаил и Килия. Епархией управляли епископы: Поликарп (Морушка; 1941-1944), Анфим (Ника; 10 марта - авг. 1944). Четатя-Албская епархия являлась частью Бессарабской митрополии, к-рую в 1941-1944 гг. возглавлял архиеп. Кишинёвский и митр. Бессарабский Ефрем (Енэческу). Все названные архиереи покинули свои кафедры перед наступлением советских войск. В 1944 г., после освобождения Молдавии Красной Армией, Четатя-Албская епархия вернулась в юрисдикцию РПЦ. Ее большая часть - в пределах Измаильской обл. Украинской ССР - была преобразована в Измаильско-Болградскую епархию, приходы, отошедшие юж. части Молдавской ССР, вошли в состав Кишинёвско-Молдавской епархии. Значительная часть храмов Юж. Бессарабии была закрыта в период гонений на Церковь, в кон. 40-х - 60-х гг. XX в. Одним из первых в 1948 г. был упразднен монастырь вмч. Георгия в с. Злоць (ныне р-на Чимишлия). В 1961 г. под давлением властей отрекся от сана благочинный Комратского окр., настоятель храма св. Иоанна Предтечи в Комрате свящ. Кирилл Грищенко, местные власти использовали это как повод для закрытия храма. В июне 1963 г. под предлогом нарушения приходом законодательства о культах была закрыта церковь в Кагуле, что вызвало многочисленные жалобы со стороны прихожан в Совет по делам РПЦ; в 1968 г. по решению Совета по делам религий началось устройство в храме музея. Закрытие церквей продолжилось в 70-х гг.: в 1976 г. прекратилось богослужение в храме в с. Константиновка Кагульского р-на, в 1977 г.- в храме в с. Киселия того же района. В 1970 г. в г. Чадыр-Лунга в ходе реконструкции была снесена ранее закрытая церковь.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

Мертвецы Неверующие Пыль с ног Тяготы земного труда Сбрасывание ветхой кожи змеей Род голубей, не причиняющий никому вреда по своей простоте Совлечение ветхого человека Общество праведников Поле с пшеницей и сорняками Пшеница Сорняки (плевелы) Солома Море Невод Хорошие рыбы Плохие рыбы Наученный в Церкви Тот, кто понял Ветхое Писание, изложенное в притчах, при этом принимая правила веры из Нового Завета. Совершенство Желание умереть Суммируя тропологию данных вопросов, можно выстроить некоторую нравственно-аскетическую программу для христианина, необходимую в достижении Царства Небесного. Чтобы быть со Христом и наследовать жизнь вечную, согласно Quaestiones XVII in Matthaeum надо отречься от диавола (возможно, в первую очередь, в Таинстве Крещения) и отделиться от пагубного рода 23 , в уповании на Истину принять Святого Духа, поправ жилище плоти и плотской страх 24 . Необходимо исполнять заповеди без сомнения 25 , при этом необходимо быть смиренным христианином, имеющим сугубую благодать 26 , но нет места смирению в обманщике и гордеце, т.е. нельзя быть учеником Христа, следуя за Ним и при этом желая тщетной похвалы и имея ложное послушание Ему 27 . Ведь неверующие во Христа – это мертвецы, которые, однако, могут обратиться к вере, но те из неверующих, кто не обратится – мертвецы мертвецов 28 . Кроме того, нельзя не то что внешне, но даже в сердце становиться еретиком или схизматиком, поскольку таким образом человек отсекается от Бога 29 . Необходимо совлекаться ветхого человека, остерегаясь зла в простоте, но не противостоя злу силой, чтобы никому не вредить 30 . Нельзя искать ничего земного и иметь целью тяготы этой жизни, но необходимо желать Царства Небесного, стремясь усовершенствоваться, т.е. с верой перейти ко Христу через смерть 31 . 3. Полемический характер Quaestiones XVII in Matthaeum 3.1. Отличие неправедных христиан от схизматиков и еретиков В нескольких вопросах блаженный Августин полемизирует с разными заблуждениями. Это отличается от общего направления вопросов, в которых исследуется Евангелие от Матфея в нравственном контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Он так на меня выразительно глянул – и, отбивая каждое слово паузой, произносит: – Боюсь, нас не поймут! А у меня такой вопрос в глазах: а кто это не поймет-то?! Он так усмехнулся! Что же вы, мол, молодой человек, совсем такой наивный, что ли (хотя по годам я тогда уже не был молод)?! При той еще власти практически ничего переводить из святых отцов не давали, да и старые переводы переиздавать нельзя было. Владыка Питирим – эпохальная для нашей Церкви личность. Он столько всего сделал! Понятно, что ненавидящие Христово дело круги не могли ему этого простить, как только выждали момент, буквально набросились на владыку, разгромили дело всей его жизни – Издательский отдел, разворовали богатейшие, собираемые по крупицам фонды, библиотеку. Наверняка много распродано за границу… Потом уже я оказался в том госпитале, где провел свои последние дни владыка Питирим. Меня оперировал тот самый врач, который наблюдал и владыку. Он поражался, насколько это был редкий человек, как мужественно он переносил свою тяжелейшую болезнь. Рассказывал, что к нему приезжал Святейший Алексий II, часа два они беседовали. За владыку Питирима я постоянно молился и молюсь. Когда возвращаюсь с дачи в Москву, еду мимо Волоколамска, – всегда его вспоминаю. С кем бы владыка Питирим ни общался, он оставался прежде всего молитвенником Иерей Михаил Сергеев , настоятель храма святых Жен-Мироносиц в Марьино, некогда старший иподиакон владыки Питирима, ныне старший преподаватель кафедры теологии МИИТ (сейчас: РУТ – Российский университет транспорта): После его слов у многих открывались глаза, они каялись и пересматривали свою жизнь – Никаких наставлений владыка никогда не давал. У нас, бывает, только рукоположат кого-то, а он уже начинает жизни поучать. Владыка этого не любил. Его проповеди, конечно, были назидательны. Хотя можно с большой уверенностью сказать, что в них он обращался, прежде всего, к самому себе. Он говорил о тех духовных недугах, которые удручали его самого. Он никогда никого не обличал. Но после его слов у многих будто открывались глаза, они каялись и действительно пересматривали свою жизнь. Его проповеди бывает полезно и в наши дни освежить в своей памяти.

http://pravoslavie.ru/117081.html

Очень характерно представлен в «Семнадцати вопросах» аналогический уровень понимания Священного Писания, более известный как типологический принцип понимания Библии . При этом из пяти распространенных категорий прообразов, которые выделяют в настоящее время исследователи 20 (лица-прообразы, события-прообразы, установления-прообразы, служения-прообразы, действия-прообразы), толкование на десятый вопрос Quaestiones XVII in Matthaeum представляет собой пример служения-прообраза, в котором царское служение пророка Давида и жреческое служение потомков Аарона представляет царское и священническое служение Иисуса Христа: «Нужно сказать о том, какой поступок должен был показаться иудеям противозаконным, а именно то, что ученики в субботу срывали колосья. Один пример (такого поступка) дается со стороны царской власти Давида, другой (пример) – от жреческой власти, исходящий от тех, кто через служение в храме нарушают субботу: но также гораздо меньше имеет отношение к самому преступлению – срывания колосьев в субботу – Тот, Кто является истинным Царем и истинным Священником и потому является Господином субботы» 21 . Кроме типологии, практически во всех «Семнадцати вопросах на Евангелие от Матфея» присутствует нравственный вывод из аллегорического понимания Священного Писания. Эта разновидность аллегории называется тропологией. Тропология, или монашеская экзегеза Священного Писания, развивается после периода гонений, когда христиане формально перестают выделяться из этого мира, но должны жить свято в нем 22 . Тропологические подобия в «Семнадцати вопросах на Евангелие от Матфея» можно представить в виде таблицы, где из конкретных евангельских терминов аллегорически выводится нравственная составляющая: Quaestio Евангельские термины Тропологические образы Дети от двух лет и ниже Смиренные люди, имеющие сугубую благодать Темнота Свет Плотской страх Упование на Истину Пагубное сообщество людей Писание именует Вавилоном, Египтом, Содомом Невестка Свекровь Жених Церкви Птицы Лисицы Тщетная похвала Ложь

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

При постриге в мантию постригаемый ползет в длинной белой рубашке довольно длинный путь. Начинался он от мощей преподобного Никона Радонежского. В Никоновском приделе я облачился в белую рубаху до пят, вышел в коридор, а дальше должен был ползти вверх по лестнице в Троицкий собор. До этого я ни разу не ползал по лестнице, и поэтому первая мысль моя была проста: «Как бы мне не запутаться». Уже два года я был старшим иподиаконом и ризничным, отвечал за все богослужения владыки. А тут я оказался в ситуации, когда трудно проконтролировать, что всё будет так, как надо. И я пополз. Когда меня коснулся владыка, стоящий на амвоне, я встал с колен и обомлел, увидев, что владыка стоит в омофоре, в мантии и… черном клобуке. Не в белом митрополичьем, как должен, а в черном монашеском клобуке. Это был первый шок. Думаю, этим он хотел наглядно указать, что постригает меня не просто как архиерей, а принимает в особое монашеское братство. В следующий раз владыка поразил меня во время моей иерейской хиротонии. Тогда была традиция совершать хиротонию в малом омофоре, это в последние годы стали рукополагать в большом. Был Великий четверг, и для хиротонии владыка велел мне приготовить темно-бордовое облачение и белый омофор. Но я вижу, что этот омофор совершенно не «монтируется» с облачением: к нему полагается совсем другой. Стою и не знаю, что делать. А владыка, показывая на белый омофор, говорит: «Дай мне вот этот омофор». Увидев, что я растерялся, владыка сказал: «Это омофор от того облачения, в котором Святейший Патриарх Алексий I лежит в гробу. Он лежит в большом омофоре, а малый я себе забрал». Сказал и улыбнулся своей знаменитой улыбкой. Когда владыка скончался, его последний старший иподиакон, Михаил Сергеев, ныне отец Михаил, передал мне этот омофор, и я благоговейно храню его. – Многие считают владыку Питирима интеллектуалом, самым широко образованным архиереем своего времени. Вы с этим согласны? – Безусловно. Владыка был очень разносторонним человеком, образованным и очень ценил русскую культуру. Помню, как-то мы, иподиаконы, приехали со службы. И он сказал нам: «Пойдемте пить чай, я вам почитаю Лескова». Представляете, сидят иподиаконы, пьют чай с вареньем, а рядом сидит митрополит Питирим и читает нам Лескова.

http://pravoslavie.ru/65447.html

Алексий (Кузнецов) с 20.03.1917 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 1918 г. еп. Сарапульский (правящий); с 1927 г. в сане архиепископа; в 1931–1932 и в 1935 гг. временно управ. Свердловской епархии; с 22.11.1933 архиеп. Пензенский; с 27.03.1934 архиеп. Тобольский; с 14.05.1934 архиеп. Сарапульский, но в управ. вступил с 22.10.1935; в дек. 1937 г. арестован; расстрелян 9.01.1939. Алексий (Кутепов) 1.12.1988 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии; с 30.12.1988 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский (с 30.01.1991 Алмаатинский и Семипалатинский). Алексий (Орлов) 3.06.1923 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Самарской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; с 1924 г. после покаяния еп. Курганский; с 16.09.1937 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 11.02.1931 еп. Енотаевский; с 5.06.1931 еп. Сызранский; с 24.08.1931 еп. Омский; с 11.08.1933 в сане архиепископа; с авг. 1935 г. епархией не управ. Алексий (Палицын) 28.03.1926 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1941 г. архиеп. Волоколамский; с 1942 г. архиеп. Куйбышевский и Сызранский; † 8.04.1952. Алексий (Пантелеев) 6.02.1927 хирот. во еп. Сан-Францисского; позднее еп. Аляскинский; с 1947 г. архиеп. Омский и Тарский (Омский и Тюменский); † 4.09.1948. Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010