Прекрасный пример — храм Торжества Православия на Алтуфьевском шоссе, где игумен Сергий (Рыбко) своими силами поднимает величественный собор. Храмовый комплекс в Раеве, где настоятель протоиерей Сергий Теплов воздвигает красивый храм и замечательный по своей архитектуре комплекс приходских зданий, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества. Масштабная работа по сбору средств продолжается протоиереем Димитрием Арзумановым в Жулебино, который строит храм на 1000 человек по индивидуальному проекту в честь Сретения Господня на Саранской, протоиереем Игорем Федоровым (Введенский храм на 1000 человек на улице Южнобутовская, 62-66). Хотелось бы также отметить труды иерея Иоанна Холкина, настоятеля строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы на пересечении улиц Тамбовская и Ясеневая, и протоиерея Виталия Тогубицкого, настоятеля строящегося храма Николая Чудотворца на Булатниковском проезде, 8А. Есть положительные примеры и по временным храмам. Это иерей Тимофей Куропатов (храм Царя-страстотерпца в Аннино), иерей Алексей Петухов (храм Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках), иерей Михаил Сергеев (храм Жен-мироносиц в Марьинском парке), иерей Павел Гумеров (храм Петра и Февронии в Марьино), протоиерей Георгий Крылов (храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино), иерей Алексий Митюшин (храм Живоначальной Троицы на Святоозерской улице), иерей Алексий Довгополый (храм священномученика Ермогена, патриарха Московского, на Уральской), иерей Илья Кочуров (храм святителя Спиридона на Барклая), протоиерей Димитрий Синицын (храм Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской), иерей Матфей Хаустов (храм Благовещения в Царицыно), иерей Александр Мелин (храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Каховке) и иерей Игорь Шаров (храм святых праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы). Благодаря высокой пастырской ответственности эти священники приложили все свои силы, чтобы обеспечить в самые кратчайшие сроки установку на вверенных им участках новых часовен.

http://patriarchia.ru/db/text/3776985.ht...

Богоматерь «Знамение». Эскиз росписи. 1936 г. В нач. 20-х гг. XX в. К. окормлял прав. Алексий Мечёв († 1923), затем - сщмч. Сергий Мечёв. В 1921 г. К. был арестован, провел 3 месяца в Бутырской тюрьме. Освобожден по ходатайству крестьян Измалкова и окрестных деревень, отправленному в ВЧК. В последние годы жизни из-за угрозы арестов К. часто менял места жительства. Сильно бедствовал, занимался сельским хозяйством и перебивался случайными заработками, стараясь обеспечивать больную жену и 4 детей. В 1923 г. переехал на жительство в Сергиев, работал художником в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, затем в Сергиевском музее, но был уволен по статье «социальное происхождение». Участвовал в выставках местного творческого объединения «Клич». К этому времени относится его знакомство со свящ. Павлом Флоренским, который так писал о светской живописи К.: «Он идет от французов и от русской иконы. Но в противоположность стилизаторам (Стеллецкому и прочим) он живет не красками, а реальностью… Это большой художник, с каждым месяцем делающий шаг вперед. Он ищет конкретного выражения в живописи самого сердца реальности и достиг успехов, которым трудно поверить, не видя его работ» ( Сергеев. 1993. С. 237). В 1924 - нач. 1925 г. К. создал вызвавшие споры 3 портрета свящ. П. Флоренского (Музей-квартира свящ. П. Флоренского в Москве) и портрет гр. Олсуфьева (частное собрание, Москва), в стилистике которых своеобразно сочетаются традиции авангардистской живописи, народного примитива и средневек. фрески. Приблизительно к этому времени относится икона «Вмц. Екатерина» (собрание Васильчиковой, Москва). В 1925 г. был снова арестован по обвинению в «принадлежности к монархической группировке бывшей аристократии». Несмотря на то что в защиту К. выступили известные деятели культуры (архит. Щусев, художники В. А. Фаворский, П. И. Нерадовский, И. С. Остроухов, скульптор Н. А. Андреев), группа из 28 измалковских крестьян, Музейный отдел Главнауки, он был осужден и отправлен на 3 года в ссылку в г. Ишим (ныне Тюменской обл.). Здесь, зарабатывая писанием вывесок, покраской заборов и крыш, продолжал заниматься творчеством - создал портреты и иконы, серию темперных на дереве картин в иконописной манере символико-философского содержания: «Брачный пир», «Семейная группа», «Трапеза», «У постели больного» и др.; сохранилась единственная работа этой серии - «Блудный сын»

http://pravenc.ru/text/1841826.html

В том же году Советский Союз пополнился еще одной республикой – Литовской. После разгрома Польши советскими войсками в 1939 г. к Советскому Союзу был присоединен Виленский край. Согласно «Договору о взаимопомощи», Советский Союз передал Литве эту территорию и ввел в страну войска. В августе 1940 г. Литва вошла в состав Советского Союза. Из Каунаса в Вильнюс переехал митрополит Елевферий (Богоявленский). Архиепископ Виленский Феодосий (Феодосиев) ушел на покой и поселился в Свято-Духовом монастыре. Иначе сложилась ситуация в Финляндии. Предложение изменить границу и пустить в страну советские войска финляндским правительством было отвергнуто. 30 ноября 1939 г. между Советским Союзом и Финляндией начались боевые действия, вошедшие в историю как советско-финская или «зимняя» война. Одним из эпицентров боевых действий этой войны стал Валаамский монастырь. На островах стояла финская воинская часть, и советская авиация постоянно наносила по монастырю бомбовые удары. Многие здания были разрушены, но Преображенский собор поврежден не был. Финны говорили, что собор Валаамского монастыря, несмотря на то что его купола и кресты были видны издалека, был самым безопасным местом в Финляндии. Братия монастыря сумела эвакуироваться. Финское руководство дало возможность вывезти из обители все самое ценное. Монахам удалось спасти иконостас, а также чудотворную Валаамскую икону Божией Матери. Насельники монастыря (около 200 человек) переехали в глубь Финляндии, поселившись на берегу озера Юоарви. Здесь Валаамский монастырь возродился с названием Ново-Валаамского. Война была недолгой – мирный договор был подписан 12 марта 1940 г. Финляндии удалось отстоять независимость, однако около 11 процентов ее территории отошло к Советскому Союзу. В 1940 г. советское правительство под угрозой начала военных действий потребовало от Румынии очистить от своих войск Бессарабию и Северную Буковину. Бессарабия после этого стала очередной республикой Советского Союза – Молдавской ССР, Северная Буковина была присоединена к Украине. В Молдавию в мае 1941 г. был поставлен епископ Алексий (Сергеев), принесший покаяние в прежней раскольнической деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как отмечают исследователи, Quaestiones XVII in Matthaeum и Quaestiones Evangeliorum схожи по темам, которые интерпретируются аллегорически: Христос, Церковь и, главным образом, такие моральные категории, как, например, любовь, страх, смирение и гордыня. Относительно параллелей с другими трудами блаженного Августина наиболее ярким представляется его герменевтическое рассуждение о Ветхом и Новом Завете в объяснении вывода из всех притч тринадцатой главы Евангелия от Матфея ( Мф.13:51–52 ) в «Семнадцати вопросах» с подобными рассуждениями в проповедях святителя Гиппона, книге «Против Фауста манихея» и его «Трактатах на Евангелие от Иоанна» 6 . Приведем его мысли из шестнадцатого вопроса Quaestiones XVII in Matthaeum для сравнения с последующими цитатами из обозначенных произведений: «Уразумели ли вы всё это? Они говорят: уже (поняли). Он же сказал им: поэтому всякий книжник, научившийся в Царстве Небесном, подобен человеку – отцу семейства, который выносит из сокровищницы своей старое и новое ( Мф.13:51–52 ). Хотел ли Он этим заключением выразить то, что назвал сокровищем, сокрытым в поле, что понимается как Священное Писание , которое заключается под именем двух Заветов – Нового и Старого, точно также у другого евангелиста, кажется, что он подразумевает под таким заключением обоюдоострый меч ( Откр.1:16 )… Возможно, этим заключительным уподоблением отцу семейства, выносящему из сокровищницы своей старое и новое, Он хотел показать, что того следует считать наученным в Церкви, кто понял Ветхое Писание, изложенное в притчах, при этом принимая правила веры из Нового Завета … Так как это иудеи восприняли буквально, они не захотели быть наученными в Царствии Небесном и не захотели прийти ко Христу, чтобы был сорван покров, который закрывает их сердце» 7 . Эта же тема Нового и Ветхого Завета отражена с такой же глубиной и в указанных выше произведениях: в одной из проповедей на Священное Писание , где святитель Гиппона говорит: «Ибо Новый Завет в Ветхом скрывается: Ветхий Завет в Новом раскрывается (Novum enim Testamentum in veteri velabatur: vetus Testamentum in novo revelatur)» 8 , также и в книге «Против Фауста манихея»: «Когда Новый Завет открывался, тогда образы Ветхого Завета закрывались (ut Novum Testamentum revelaretur, quod figuris Veteris velabatur)» 9 . Этот же принцип отражен и в «Трактатах на Евангелие от Иоанна»: «Итак, освящаются в Истине наследники Нового Завета. Освящения Ветхого Завета были тенями этой Истины» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

– Какие советы по управлению давал Вам митрополит Никодим, другие Ваши учителя? – Наставления владыки Никодима всегда были очень простыми и жизненными. Он учил никогда не критиковать и плохо не говорить о своих предшественниках. Этот совет для меня впервые был весьма актуален при вступлении на Тульскую кафедру. При первых же попытках наушничества я сказал: «Чтобы я никогда из уст ваших не слышал ничего плохого о моем предшественнике». Этот совет помогал мне и в дальнейшем. Ведь жизнь такова, что твоим преемникам эти же самые люди будут злословить и тебя. Еще владыка говорил, что при вступлении в новую должность ничего не нужно менять в течение хотя бы года, входить в суть происходящего и внимательно изучать, приглядываться к людям и заслужить уважение окружающих. Иллюстрацией противоположного подхода стало одно событие из моего детства. На Ярославскую кафедру в 1944 году был назначен новый архиерей – архиепископ Алексий (Сергеев), который сразу распорядился поменять местами Распятия с предстоящими в верхнем и нижнем храмах Феодоровской церкви. Это действие, совершенное без видимой необходимости, вызвало бурю негодования верующих, привыкших к ранее установленному порядку, и породило конфликт на пустом месте с первых дней управления владыки Алексия. Думаю, что самое главное, чему меня научил митрополит Никодим, – это не говорить и не думать плохо о людях. Он считал, что в каждом человеке сочетаются положительные и отрицательные черты, нужно же – увидеть хорошее и по нему судить о человеке. И он был прав. Жизнь будет невыносимой, если все видеть только в мрачных, угнетающих тонах. – Насколько известно, Вы первым в нашей Церкви сделали особенный упор при управлении епархией на благочинных и наделили их большими полномочиями. Замечено, что среди Ваших благочинных достаточно много молодых священнослужителей. Прошли годы, оправдала ли себя такая практика? – Еще апостол Павел просил христиан не презирать за молодость посланных от Господа служителей, говоря своему ученику: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (Тим.

http://pravoslavie.ru/4245.html

Лишь 30 сентября 1919 года самостоятельная Челябинская епархия получила своего правящего архиерея – епископа Дионисия (Прозоровского). В 1920 году состоялся первый съезд духовенства епархии. Во время гражданской войны начались первые репрессии духовенства и верующих. Духовные учебные заведения были закрыты. В 1921 году советской властью был закрыт Одигитриевский женский монастырь в Челябинске, сестры арестованы и помещены в концентрационный лагерь. Насильственному закрытию подверглись и другие обители Южного Урала. 1920-30-е годы стали для Челябинской епархии временем жестоких гонений. Епископы часто подвергались арестам, а иногда государство отказывало им в регистрации. В этой связи приходами Челябинской епархии неоднократно управляли архиереи соседних областей. Страдали верующие и по другой причине. Стремясь ослабить Церковь, государство поддержало обновленческое и григорианское движение, в результате ряд приходов уклонился в раскол. В условиях сильнейшего административного давления возникает феномен церковного подполья, который пока слабо изучен исторической наукой. Во второй половине 1930-х годов государством был взят курс на ликвидацию православных приходов. Свято-Симеоновский храм города Челябинска остался единственным действующим храмом области. Возможно, закрыли бы и его (весной и в начале лета 1941 года богослужений уже не было, поскольку местные органы власти искусственно затягивали перерегистрацию). Но с началом войны государство пересмотрело свою политику по отношению к Церкви. В августе служба в Симеоновском храме Челябинска возобновилась. Вскоре храмы открыли и в других городах. Верующие оперативно наладили сбор пожертвований в Фонд обороны. В военные и послевоенные годы приходами Челябинской области управляли свердловские архиереи. Но уже в 1947 году на челябинскую кафедру с титулом «Челябинский и Златоустовский» был назначен епископ Ювеналий (Килин). При нем число приходов возросло до 40. В 1948 его преемником стал архиепископ Алексий (Сергеев), управлявший епархией до 1950 года. Нового назначения не последовало, Челябинская епархия опять поступила во временное управление свердловских архиереев.

http://azbyka.ru/palomnik/Челябинск

Неверующие мама с папой всерьез забеспокоились. Я могу понять родителей. Им всю жизнь внушали, что наука и религия несовместимы, и как же они могли мириться с тем, что их сын стал вдруг отвергать очевидное? И ведь многие до сих пор рассуждают так же, несмотря на то, что величайшие ученые мира были глубоко верующими людьми. Приведу в пример слова знаменитого английского физика Джеймса Джоуля: «После того как мы узнаем волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его мудрость, мощь и милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы есть познание Бога». Тогда, в университете, Алексея окружали талантливые, тянущиеся к знаниям, но ничего не знающие о Боге молодые люди, детство которых пришлось на период позднего социализма. Однажды он услышал в коридоре вуза оживленный разговор группы студентов. Будущие эскулапы с жаром рассуждали о том, что вот сейчас особое время, когда обязательно нужно пойти в церковь и исповедаться. Как по наитию Алексей остановился рядом с ними и неожиданно для себя попросил: «Ребята, можно я с вами?» Это уже потом я узнал, что шла Страстная седмица (последняя перед Пасхой . – Авт.), а в храм я впервые ступил в Великий четверг . Исповедовался, не зная, что такое грех и покаяние просто не мыслил такими категориями. Пришел и остался в православной церкви навсегда! Кстати, мои родители тоже со временем пришли к вере. Чудеса под скальпелем Как часто приходится слышать, что, мол, все врачи циники, скептики и атеисты! Но это не мешает им, впрочем, быть высокопрофессиональными специалистами. Каждый имеет право на свое мнение, говорит отец Алексий. Циников и скептиков среди нас, я уверен, не больше, чем в любой другой профессии. А вот что касается поголовного атеизма – это вообще неправда. В операционных, как и в окопах, атеистов не бывает. Коллеги из ЛОР-отделения городской клинической больницы города Энгельса (Саратовская область), куда он устроился после окончания университета, недоумевали: как успешный, подающий надежды молодой хирург может совмещать врачебную практику с пением в церковном хоре?

http://azbyka.ru/way/vrach-i-svjashhenni...

Особый интерес представляет вспышка интереса к «Двум градам» и у церковных, и у светских авторов в начале ХХ в., что, по меньшей мере, указывает на важность и актуальность сочинения для русской религиозной мысли Серебряного века. В докладе предпринимается попытка сформулировать гипотезу об истоках этого интереса. Далее с докладом «Рецепция и критика августиновской концепции предопределения в трактате " Praedestinatus " (V в.)» выступил Д.В. Смирнов (Москва,  «Православная энциклопедия» ). Трактат «Praedestinatus» (букв. лат. «Предопределенный»), памятник латинской богословской литературы, по мнению большинства исследователей, созданный Арнобием Младшим во 2-й четверти V в., ярко и оригинально отражает споры о концепции предопределения, которая была развита блаженным Августином в последние годы его жизни. Автор сочинения поставил перед собой задачу отделить концепцию предопределения от авторитета блаженного Августина; с этой целью он переработал трактат Августина «О ересях», составил на основе августиновских идей вероисповедный документ, приписав его якобы существовавшей реально группе еретиков — «предестинациан», защищавших крайний вариант учения о предопределении, а также предложил серию богословских аргументов, доказывающих несовместимость концепции предопределения с христианским вероучением и церковной традицией. Получившийся в результате трехчастный памятник является важным свидетельством того, как августиновская концепция предопределения воспринималась в ранний период ее распространения, когда отношение к учению блаженного Августина в Западной Церкви еще не было выражено в нормативных церковных решениях. Священник Алексий Сергеев ( Санкт-Петербургская духовная академия ) представил доклад «Противостояние блаженного Августина и блаженного Иеронима во взглядах на апостола Петра». В докладе рассматривалась полемика святых Августина и Иеронима о роли апостола Петра в Антиохийском инциденте, развернувшаяся на страницах их произведений и писем («Разъяснение послания к Галатам» (Expositio Epistolae ad Galatas) блаженного Августина, «Толкование на послание к Галатам» (Commentaria in Epistolam ad Galatas) блаженного Иеронима и др.). В настоящее время продолжаются споры относительно этого инцидента. В докладе представлен перевод с латинского на русский язык «Разъяснения послания к Галатам» блаженного Августина, касающийся инцидента в Антиохии (Гал. 2:11-14).

http://patriarchia.ru/db/text/5765739.ht...

Революция предрешила судьбу иноков и их обителей. Летом-осенью 1923 года распоряжением советской власти почти повсеместно монастыри были закрыты. Перед Великой Отечественной войной в Курской и Обоянской епархии существовало всего три прихода. С началом войны началось возрождение епархии. В 1942-43 гг. Курской епархией управлял епископ Панкратий (Гладков) с титулом Белгородский и Грайворонский. В 1943 году после оккупации на кафедру был назначен епископ Питирим (Свиридов) с титулом Курский и Белгородский. К 1945 году действовало 318 церквей и молитвенных домов, из них храмов – 249 и 69 молитвенных домов. В самом Курске - 11 приходов. Существовал только один монастырь – женский Троицкий в г. Курске. В различные годы ее возглавляли архиепископ Алексий (Сергеев) (1947-48гг), епископ Нестор (Сидорук) (1948-1951), архиепископ Иннокентий (Зельницкий) (1951 - 1958 ), епископ Роман (Танг) (1958 - 1959 ), епископ Леонид (Поляков) (1959 - 1962 ), архиепископ Серафим (Никитин) (1962 - 1971 ), епископ Николай (Бычковский) (1971 - 1974 ), архиепископ Хризостом (Мартишкин) (1974 - 1984 ), митрополит Ювеналий (Тарасов) (1984 - 2004 ). В 1991 году открыта Курская духовная семинария, а в 1994 году православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. С февраля 1993 года епархия носит название Курская. С 17 августа 2004 года епархию возглавляет архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин). Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал 62) он назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией и 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Имея богатую историю просветительской деятельности, в настоящее время Курская епархия активно занимается миссионерской, социальной и духовно-просветительской работой. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Курск Святыни Курской области [ править править код ] Подробно Коренная пустынь и Коренная икона Знамения Божьей Матери Икону обнаружили охотники в корнях дерева на берегу Тускари. Как только они подняли образ с земли, в этом месте забил источник.

http://azbyka.ru/palomnik/Курская_област...

Святители Петр, Алексий и Иона, митрополиты Московские. Икона. 1823 г. Иконописец З. Ф. Бронин (частное собрание М. м. была средоточием церковной и книжно-лит. жизни московских поморцев. «Тщательным писателем о разных предметах в защиту Христовой церкви и в обличение врагов ее» называл В. Емельянова поморский библиограф Павел Любопытный. Перу 1-го наставника М. м. принадлежали преимущественно полемические сочинения; центральным для него был вопрос о браке, по этому поводу он полемизировал как с федосеевцами, так и с филипповцами . «Славным писателем прозою и стихами», по выражению Павла Любопытного, был Скачков. Помимо сочинений уставного характера (сохранившихся и опубликованных) его перу принадлежал ряд полемико-догматических произведений: в защиту старых обрядов (в частности, двуперстного крестного знамения, «однолитерного» написания имени Спасителя), в защиту беспоповского учения о «нужнопотребных таинствах», против единоверия и с критикой федосеевских и филипповских взглядов на богомолие и брак. Эта часть творческого наследия Скачкова не сохранилась (возможно, существует в рукописях анонимно); по свидетельству Павла Любопытного, мн. рукописи Скачкова погибли в Москве в 1812 г. Видным поморским деятелем, писателем и полемистом стал старший зять Скачкова А. Сергеев (1769-1847), в 1806-1810 гг. являвшийся попечителем общественного богаделенного дома при М. м. Он был автором уставных, исторических, сатирических и стихотворных произведений и создателем лицевых картин. Одним из деятельных прихожан М. м. являлся старообрядческий писатель и библиограф Павел Любопытный. В 1803 г. он составил «Устав брачный правоверного староверчества» М. м., который включал «Предварительные наблюдения законных браков», «Порядок законного брака», «Брачные обеты вступающих в супружество». Младшая дочь Скачкова Е. Г. Бронина занималась перепиской рукописей, копировала редкие старообрядческие и святоотеческие сочинения. Писательские труды названных авторов, а также ряда др. авторов-поморцев представляют значительный интерес как продолжение древнерусской книжной традиции и отражают общий высокий уровень книжной культуры московских поморцев, хорошее знание ими Свящ. Писания и духовной лит-ры.

http://pravenc.ru/text/2564118.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010