Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России " . 10 января 1947 года Алексей Геровский из Нью-Йорка посылает Сталину письмо. В нем он просил: " Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите ее. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающее в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стерто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, которые русские ученые (профессор Ключевский) считает колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет " . Олег Александрович Грабарь, еще один карпаторосс, редактор сборника " Путями истории " , по этому поводу писал: " Каким-то непостижимо нелепым кажется исторический акт уничтожения исконно русского облика населения Закарпатской Руси, насильственно обращенного в украинцев... Пусть Леонид Ильич Брежнев не будет в обиде на автора, что он напомнит ему, произошло это в присутствии Мехлиса, Тюльпанова, Вайса, Иткина, Девидовича и других представителей советской власти, достаточно образованных, чтобы понять, чего они лишают край, лишая его многовековой традиции и выступая на ролях глушителей русскости " . Архимандрит Алексий (Кабалюк), принявший высшее монашеское посвящение - схиму, скончался в 1947 году. После насильственной большевистской украинизации единственным носителем " карпаторусской идеи " осталось православное духовенство. К опытным закарпатским монахам- " старцам " , продолжателям служения о. Алексия, таким, как Иов Кундря или схиархимандрит Василий (Пронин) из Мукачево, ездили священники и миряне из Москвы. Эта традиция и ее носители живы и по сию пору. Несмотря на то, что после провозглашения независимости Украины государственной политикой этого государства стала поддержка раскольнических группировок " Киевского Патриархата " и " украинской автокефальной церкви " и давление на каноническую Украинскую Православную Церковь с целью добиться ее отделения от Московского Патриархата, эта деятельность в Закарпатье не имеет никакого успеха.

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

На этом собрании было решено послать в Москву правосл. делегацию, к-рая должна была просить Синод РПЦ дать согласие на вхождение Мукачевско-Пряшевской епархии в РПЦ. Делегатами были единогласно избраны: игум. Феофан (Сабов) - администратор епархии, архим. Алексий (Кабалюк), прот. Димитрий Беляков - советник епархии, прот. Иоанн Кополович (впосл. архиеп. Кишинёвский и Молдавский Ионафан ) - секретарь епархии и П. В. Линтур - директор Хустской гимназии. Участники собрания написали письмо на имя И. В. Сталина , где изложили свое мнение о дальнейшем развитии правосл. Церкви в Закарпатье. 19 нояб. 1944 г. представители правосл. духовенства обратились к местоблюстителю Патриаршего престола митр. Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) с просьбой поддержать их ходатайство перед Синодом СПЦ о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии, а также принять делегацию во главе с игум. Феофаном (Сабовым). В Москве делегация правосл. духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии находилась с 7 по 13 дек. 1944 г. Закарпатцы просили митр. Алексия содействовать с помощью гражданских и военных властей в перераспределении церковного имущества между православными и униатскими приходами, предоставить возможность подготовки в Московском правосл. богословском ин-те своих кандидатов в священники, поставлять в их епархии церковно-богословские книги, способствовать оказанию материальной поддержки Мукачевско-Пряшевской епархии. 15 марта 1945 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов подал Сталину, В. М. Молотову и Л. П. Берии на согласование текст инструкции о переходе православных Закарпатской Украины в юрисдикцию РПЦ; 17 марта документ был одобрен. В апр. 1945 г. Московская Патриархия направила делегацию во главе с еп. Кировоградским Сергием (Лариным) в Югославию. Делегацию принял глава Синода СПЦ митр. Скоплянский Иосиф (Цвийович) (патриарх Гавриил находился еще в концлагере). Еп. Владимир (Раич) согласился на передачу управляемой им епархии в юрисдикцию РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Отец архимандрит Мисаил весьма сочувственно отнесся к этой просьбе. Но так как такой случай, и именно воссоединение униата, был первый в святой обители, то на первых же порах встретились недоразумения: каким чином присоединять? Некоторые говорили, что необходимо вторым чином, то есть чрез покаяние, отречение от (прежних) заблуждений, миропомазание и приобщение Святых Христовых Таин. Для разрешения недоумений были сделаны запросы в Холм и Минск. Чрез немного дней после этого прибыл на Афон и остановился в обители преосвященный Евдоким, ректор Московской духовной академии, епископ Волоколамский, а в числе многих спутников его – бывший воспитанник той же академии, иеромонах Сергий, из Яблочинского Свято-Онуфриева монастыря Холмской епархии. На запрос об этом деле к преосвященному он, при участии и разъяснении отца Сергия, благословил совершить присоединение третьим чином, то есть без миропомазания, так как униаты принимают Таинство миропомазания по-православному, то есть в младенчестве, тотчас же по совершении крещения; католики же отлагают совершение миропомазания до зрелого возраста. При этом Александр Кабалюк пожелал лично получить благословение от русского православного архиерее. Преосвященный Евдоким благословил его, ставшего пред ним на колена, сказал ему несколько слов в ободрение, назидание и утешение, присовокупив, что предки его русские в Венгрии были православные и чтобы он по принятии Православия остался навсегда верным и преданным Святой Восточной Церкви. Преосвященный попросил бывшего при этом отца архимандрита Мисаила, когда совершится присоединение, то от его бы имени возложить на присоединенного святой крест. Когда потом по отъезде преосвященного со спутниками было положено приступить к делу, то встретилось другое недоумение, как присоединять: по требнику ли: „По чину, како приимати к православной вере приходящих, иже измлада и воспитани быша вне Православная Церкви, крещение же истинное имущих во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, или же по „Книге чинов присоединения к Православной Церкви“, изданной святейшим Российским Синодом в 1895 году, и именно по чину „како приимати приходящих ко православной Церкви от римско-латинского вероисповедания“. По этой причине было отложено присоединение до получения ответов из Холма или из Минска, которые вскоре и были получены.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очень быстро, пробыв в России совсем немного, Александр Кабалюк и Яков Борканюк возвращаются обратно. Александр отчитывается в своей миссии перед православным собором и говорит о предложении владыки Антония, Собор не благословляет, о чем и подумал заранее проповедник, отказываясь от этого предложения, несмотря на горячую настойчивость епископа. Православные все-таки хотели своего священника, а не новообращенного униата. Зато собор постановил послать его в следующем году на Святую Гору Афонскую за святынями. Вообще следует заметить, что такие ежегодные, ставшие уже обычными, поручения с разъездами по другим странам поручались Александру Кабалюку потому, что он не был обременен семьей, в отличие от других православных, и не имел уже никаких мирских обязательств, приковывающих его к одному-единственному месту. Также ему давали такие поручения из-за его особой энергичности и выносливости, деятельного и бойкого характера и, в особенности, из-за горячего рвения послужить на пользу Православию. Именно его смирение перед Богом, осознание своей немощи и последующее вслед за этим решение собора послужат тому, что в следующем, 1908 году он испытает неощутимую им никогда прежде величайшую милость Божью и вступит уже на прямой путь к монашеству и священству, обретя особое Божье благословение для своего края. Принятие православия и божиего благословения на святой горе Глава из книги «Повесть об обращении и присоединении на Афоне Угрорусса униата в Православие и о Русских, о Православии, об унии в Прикарпатской подъяремной Руси прежде и теперь» Так было предопределено Богом, чтобы возвращение Александра Кабалюка в святую веру предков своих последовало после соприкосновения с земной жизнью Спасителя на Святой Земле. Сам Господь благословлял таким образом Своего служителя на подвиг ради спасения многих душ. На Святой Земле и Святой Горе наступает переломный момент во всем житии святого. Все, что происходило до этого с ним, стремилось к этому великому событию возвращению в истинное христианство, к этой великой благодати Божьей в месте основания Церкви Христовой и в столице мужского монашества. Все, что происходило потом в житии святого – все это подвижничество и исповедничество, – получило свое великое благословение именно здесь, в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Покровском соборе действовал православный интернат, о котором и много лет спустя вспоминали православные ученики Хустской гимназии. Учился в этом интернате и знаменитый мемуарист-изянин Федор Антонович Сабов, принесший родному краю много добра при своей ответственной работе в области на больших должностях: «Время было голодное. И дети вынуждены были с голоду воровать с огорода при церкви редиску, лук. Жили в основном зимой. Доходили дети пешком с Изы в гимназию и из окрестных сел. Преподобный спасал детей тем, что приютил их в интернате. Здесь скрывались от всех бед, были и дети с Тячевщины. Здесь была горячая пища, было где переночевать, и это было спасением для бедных детей, учеников гимназии в Хусте. Зимой, осенью было тяжело, шли босиком. Нельзя было опаздывать. Плата была мизерна. Давали солому на постели и простыню сверху. Кабалюк был душа-человек: на проказников смотрел по-отцовски, по-Божьему, излучал доброту и радость – святой человек. Агриппина, экономка, пожаловалась на воров. Святой вышел и стал гоняться с палкой вокруг церкви, но не мог догнать. Тогда по его команде дали звонок на вход и каждому входящему у дверей по-отечески – по гузице (по попе) палкой легонько давал – любя. Была мораль в интернате: нехорошо воровать, ведь вы могли попросить, и вам бы дали. Так святой заботился о православных дениях, которые росли в страшной нищете, в отличие от униатов, которым помогал богатый Рим. Преподобный очень радел об обращении униатов в истинное христианство. Многих ему удалось просветить светом Христовым. Но упорных, проклятых в своей гордыне, исповедник Христов гнал с позором от себя без всякого снисхождения. Карпаторусское Православие притягивало к себе праведников отовсюду. Такой светильник Церкви, как знаменитый епископ Аверкий (Таушев) , специально приехал из Болгарии в Подкарпатскую Русь, чтобы на этой святой земле принести монашеские обеты. 17 мая 1931 года он был пострижен с именем Аверкий в изском Свято-Николаевском монастыре, и владыка Серафим (Иванович) назначает его заместителем секретаря епархии. После этого он продолжительное время служил в Ужгороде, в Покровском храме-памятнике русским воинам, погибшим за освобождение Карпатской Руси и Сербии во время Первой мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рогов А. П. Униатская церковь . – «Сов. ист. энц.». Т. 14, стр. 805. Рогозинский А. М. Русский народ в Карпатах. Древнейшие эпохи в истории Галицкой Руси и их влияние на ее современное состояние. Киев, тип. Кушнерева, 1915. 48 с. Романчук В., протоиерей. 30-летие со дня кончины протопресвитера д-ра Гавриила Костельника. – «Журнал Московской Патриархии», 1979, 2, стр. 16, 17. Рудович I. Yhiя у Льbibcьkiй enapxiï. Льbib, 1900. Ружицкий К., протоиерей. Киево-львовские торжества Православия. – «Журнал Московской Патриархии», 1946, 4, стр. 5–12. Ружицкий К., протоиерей. Русская Православная Церковь в ее борьбе за Святое Православие. – «Журнал Московской Патриархии», 1946, 4, стр. 15–21. Савва, епископ. Схиархимандрит Алексий (Кабалюк). – «Журнал Московской Патриархии», 1979, 1, стр. 18–20. Савва, епископ. 30-летие воссоединения закарпатских греко-католиков с Русской Православной Церковью, – «Журнал Московской Патриархии», 1980, 1, стр. 17–19. Савва, епископ. Як усе це було. – «Правосл. bich.», 1979 10 стр. 24–27. Савва, епископ, Василий, архимандрит. 30-летие воссоединения закарпатских греко-католиков с Русской Православной Церковью. – «Журнал Московской Патриархии», 1980, 1, стр. 17–21. Садковский Е., протоиерей. Чуют правду. – «Журнал Московской Патриархии», 1948, 11, стр. 27–29. Сборник документов, уясняющих отношения латинопольской пропаганды к русской вере и народности. (Из исторических материалов, помещенных в «Вестнике Западной России».) Вильна, 1865. 132 с. Свидерский Л. Иоанн Красовский, полоцкий униатский архиепископ. Витебск, 1911. 437 с. Семь проповедей синодального члена митрополита Литовского и Виленского Иосифа, говоренные при важнейших случаях по греко-униатской церкви в Западном крае России. Воспоминания архиепископа Антония. СПб., 1889. 88 с. Ситкевич А., священник. Западнорусский крылос и его судьба в униатской церкви до половины XVIII века. Гродно, 1903. 75 с. Скабалланович Н. Об «Апокрисисе» Христофора Филале та. СПб., 1873. 224 с. Смирнов. История о достопамятном Флорентийском соборе, по части унии, каковая предпринята была для соединения Восточной Церкви с Западною, и о других к сей же материи относящихся обстоятельствах, из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула. СПб., 1805. 97 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С получением Украиной независимости уголовное дело отца Иова было пересмотрено, а 20 февраля 1992 года он был реабилитирован. Об участии отца Иова в военных действиях известно немного. Из его личных воспоминаний узнаем, что ему пришлось служить в артиллерии. Он, как монах, не хотел брать оружия в руки, а потому должен был подносить снаряды. За стойкость и мужество в военных операциях был награжден боевыми наградами. В 1945 году отец Иов вернулся в родную обитель. В письме от 14 ноября 1945 года к епископу Мукачево-Ужгородскому Нестору (Сидоруку) архимандрит Алексий (Кабалюк) писал: «Прошу рукоположить в иеродиаконы монаха отца Иова (Кундрю), который есть мой заместитель в ските Городилово» . Епископ исполнил просьбу архимандрита 16 ноября 1945 года. После рукоположения в иеродиаконы отец Иов был направлен на работу в епархиальное управление в г. Мукачев. 10 декабря 1945 года братия Свято-Троицкого скита в письме епископу Нестору просила рукоположить отца Иова в иеромонахи. Монахи отмечали, что вынуждены приглашать для отправления служб других священников . 7 мая 1946 года отец Иов стал иеромонахом . В том же году братия скита избрала его настоятелем. Возглавив скит, отец Иов энергично принялся восстанавливать обитель, которая в 1945 году пострадала от пожара. Были построены новая трапезная, братский корпус, кухня. За заслуги перед Православной Церковью в 1947 году отец Иов был возведен в сан игумена. Архимандрит Ефрем (Молнар), который был послушником и монахом в Городилове, впоследствии писал: «Возглавляя скит в 1946–1958 годах, он был для монахов и простых мирян примером. Отец Иов почти никогда не использовал административные приказы. Каждый день служил в церкви сам. По окончании литургии и трапезы сообщал братии о послушаниях и сам присоединялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а отец Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать монашеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его человеческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность…»

http://pravoslavie.ru/32318.html

Храм был упразднен после продажи дома братством в 1995 г., иконостас по ходатайству митр. Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси) и при участии председателя братства Г. А. Рара возвращен в Россию, где в 2007 г. после реставрации установлен в нижнем храме кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде - храме-памятнике рус. воинам, павшим на землях Пруссии в Семилетнюю войну. В Бад-Наухайме в 1905 г. М. совершил 1-ю правосл. литургию в день памяти св. кнг. Ольги, в 1907-1908 гг. старейший в городе католич. храм был приобретен братством, перестроен; там был установлен иконостас (1805), пожертвованный еп. Тамбовским и Шацким Иннокентием (Беляевым) и привезенный из ц. преподобных Зосимы и Савватия Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни . При храме перед первой мировой войной был открыт дом престарелых. В 1910 г. церковь посещала семья имп. Николая II, покровительницами прихода были имп. св. Александра Феодоровна и прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. В 2003 г. переулок рядом с храмом получил имя А. П. Мальцева. Планировалось сооружение собора во имя ап. Андрея Первозванного в самом Берлине. К 1907 г. на его строительство было собрано 250 тыс. марок. На воскресной службе и на праздник Покрова Пресв. Богородицы в 1889 г. в берлинской церкви молились имп. Александр III и вел. кн. Георгий Александрович. Посещали храм и были знакомы с М. прп. Алексий (Кабалюк) и мч. Константин Минятов , обратившийся к Богу после переезда в Германию в нояб. 1897 г. и регулярно посещавший посольскую церковь до возвращения в Россию в сент. 1900 г. Перед российскими властями М. ходатайствовал о прощении Минятову революционной деятельности в годы студенчества. По инициативе М. потсдамский храм неоднократно ремонтировали (в 1888 большой ремонт после постройки; 1893, 1895, 1898, 1902, 1907 гг.), установили оборудование для печного отопления (1890). В Потсдаме службы стали регулярными, когда псаломщиком (с 1890), а затем священником (с 1894) был определен В. Гёкен. Церковный хор, как и в Берлине, состоял из немцев.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Здесь меридиан Афона – Святой Горы Пречистой Девы, что лежит прямо на юг. Всегда минута в минуту здесь текло время со временем великого сонма избранников Божиих. В XVIII веке здесь сражались последние непокорившиеся рыцари Православия. Но не было здесь православного митрополита, как в Черногоре Балканской, и от безысходности народ оказался в унии. Люди здесь подбирались неслучайные. Сами их фамилии: Кабалюк-Кабаль (от слова «кабала», то есть бежавший от кабалы), Бунтушак (от слова «бунт» – бунтовщик), Дуб-Дубьюк (как дуб (могучий)), Морозюк (обморозившийся) говорят о сильных, суровых, мужественных вольнолюбивых людях с тяжелой судьбой, что забрались в сердце Карпат, чтобы остаться людьми. Едва русины отбились от кочевников-авар, как пришли мадьяры и ковары (хазары), отрезав русинов от Дуная и вытесняя вверх по Тисе – все ближе и ближе к крутым горам. К середине VI века тюрки-авары закрепляются в Среднем Подунавье. Они переселились сюда из Азии через Северное Причерноморье, где задержались некоторое время. Авары были гонителями христианства, и ими была ликвидирована древняя епископская кафедра в Среме (древний Сирмиум). Этим был нанесен огромный ущерб раннехристианской славянской традиции, которая в значительной мере была насильственно прервана. С этого времени славяне из-за захвата Среднего Дуная этими жестокими ордами (память об этой жестокости дошла до святого Нестора Летописца , который записал предания об издевательствах обров над славянскими женщинами, которых обры запрягали вместо лошадей в телеги) расселяются на север, восток и юг от Среднего Дуная. В борьбе с аварами на границе со Средним Дунаем возникают славянские государства Само, Карантания, Семи Славянских Племен, Первое Болгарское Царство и другие. К концу XVIII – началу IX века славяне, при поддержке Византии и франков, возвращают себе Средний Дунай, благодаря чему возникают могучие славянские державы: Великая Моравия и Великая Болгария. IX век становится веком расцвета славянской великодержавности и церковности. К концу этого столетия Великая Болгария подчиняет себе почти все Балканы и Карпаты, объединяя южных славян, Великая Моравия объединяет славян на Западе, а Киевская Русь – на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

654-656 АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 1918), миссионер, мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков); † 1918), инок, мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Борисович Нейдгардт († 1918), мч. (24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 656-657 АЛЕКСИЙ Николаевич Серебренников (1882 - 1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) 657-658 658-659 АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 659-660 АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе 660-661 661-663 663-664 664-665 665-666 АЛЕКСИЙ (Кабалюк Александр; 1877–1947), архим., миссионер и выдающийся деятель Православной церкви Чешских земль и Словакии 666-667 667-668 668-669 АЛЕКСИЙ (Лавров-Платонов Александр Федорович; ок. 1830 - 1890), архиеп. Литовский и Виленский, канонист АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам 669-670 670-671 АЛЕКСИЙ (Поликарпов Анатолий Степанович; род. в 1948), архим., наместник московского Данилова мон-ря 671-672 АЛЕКСИЙ (Рантала Петри; 1980-1984), викарный еп. г. Йоэнсуу Финляндской Автономной Православной Церкви (1980-1984) 672-673 673-675 АЛЕКСИЙ (Ярошук Александр; 1925 – 1982), архиеп. Вроцлавский и Шециский Польской автокефальной Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010